Этот пост начинался как небольшая заметка в телеграмм канале, написанная для фото с изображением приставки от Sony и Nintendo. Но, как у меня обычно бывает, «небольшая заметка» выросла до размеров одной страницы, поэтому я решил остановиться на этой теме подробнее и написать про неё пусть и не очень большой (в сравнении с другими моими статьями), но всё же рассказ. Надеюсь вам будет интересно! Итак, сегодня хотел бы поведать историю появления на рынке Sony PlayStation.

В 1991 году Nintendo допустила одну из крупнейших ошибок в своей жизни, которая принесла огромное количество проблем, финансовых потерь и поспособствовала появлению на игровом рынке нового конкурента, доминировавшего на протяжении долгих лет. Не соверши она её, возможно, игровая индустрия двигалась совсем по иному пути, и многие известные франшизы просто не были бы созданы, а производители приставок вроде 3DO или Sega могли бы оказаться успешнее и выпустить на прилавки новые поколения своих приставок (у той же 3DO она уже находилась в разработке). Но случилось то, что случилось, а пока перенесёмся в 80-е годы двадцатого века.

Наша история начинается с Кэна Кутараги, ныне известного как «Отец PlayStation», но тогда еще простого инженера. Увидев с каким упоением его дочь играет в видеоигры и услышав, что компания Nintendo в поисках сотрудничества для создания звукового чипа для их новой приставки Super Nintendo (или как она называлась в Японии – Super Famicom), он в тайне от своего начальства занялся разработкой. Директорат компании был просто в бешенстве, узнав, чем он занимается без их одобрения, заявляя, что бизнес видеоигр им не интересен! Кэна Кутараги буквально спас Норио Оги, исполнительный директор Sony, выразивший ему свою поддержку. Благодаря этому он смог не только не потерять работу, но и закончить проект. Так появился звуковой чип SPC700 для приставки Super Nintendo, который в своё время был действительно хорош. Компания Nintendo осталась довольна новым сотрудничеством.

В 1989 году Большая N и Sony заключили договор и начали тайно разрабатывать CD-аддон для приставки Super Famicom. Главная идея этого устройства, прозванного Nintendo PlayStation – возможность запускать не только картриджи от SNES, но поддерживать CD-носители за счет специально для этого созданного компанией Sony формата "Super Disc". Кроме того, по условиям договора Sony являлась единственным владельцем прав на программное обеспечение для музыки и фильмов, которые выпускались бы на этой приставке, что очень сильно пугало директоров из Nintendo. Говоря простым языком, вся прибыль, которая бы шла с продажи дисков, текла в карман Sony, а Большая N могла довольствоваться лишь продажами самого железа приставки, а также картриджей.

Единственно известный сохранившийся прототип Nintendo PlayStation
Единственно известный сохранившийся прототип Nintendo PlayStation

После долгих лет разработки было представлено несколько прототипов, один из которых презентовали на выставке Consumer Electronics Show в 1991 году – Super NES CD-ROM, или, как потом стали называть эту модель, Nintendo PlayStation. Казалось бы, отличная новость! Но из-за лицензионных разногласий, а также страха Nintendo, что совместно изданная консоль – это лишь попытка Sony закрепиться на игровом рынке, Большая N буквально на следующий день официально объявила о прекращении партнёрства, заключив союз с их конкурентами из Philips. Это потрясло всех присутствующих на выставке и шокировало Sony.

Разъярённые таким предательством японцы изначально думали похоронить своё детище, так как они никогда не выпускали игровых консолей и боялись конкуренции с Nintendo, которая была крупнейшим игроком на рынке. А предложив сотрудничество другому гиганту индустрии – Sega – получили отказ. Но уверенность в своём продукте, а также напор главного инженера Кэна Кутараги, убедили начальство попробовать пробиться в новую для себя сферу виртуальных развлечений. В том же году было основано подразделение Sony Computer Entertainment, которое начнёт заниматься продвижением новой игровой системы и попытается убедить разработчиков создавать проекты на своей платформе. Но чем же мог похвастаться новичок на рынке приставок? Как переманить на свою сторону множество издателей и разработчиков игр, которые наверняка с сомнением будут смотреть на нового производителя?

Благодаря сохранившимся правам на технологию производства приставки с CD дисками, а также предлагая довольно технологичную консоль, Sony нацелилась на инновации и поддержку 3D игр. Хочу напомнить, что на дворе было начало 90-х годов и 3D еще не использовалось повсеместно, поэтому далеко не все вдохновились предложением от японцев. Очень многие банально не верили в новую технологию.

В 1993 году уже озвученная мною 3DO попыталась пробиться на рынок со своей игровой платформой, но, несмотря на поддержку 3D и временами восхищающую красотой графику, огромная цена приставки сделала невозможным её приобретение для большинства потенциальных покупателей даже в самых богатых и развитых странах мира. Играя в Panasonic 3DO еще тогда, в 90-х, я был буквально поражён не только потрясающей картинкой, но и возможность смотреть ролики и даже фильмы. А ведь незадолго до этого, меня делала самым счастливым ребёнком всего лишь игра в Dendy. Поэтому могу представить, насколько удивляла эта приставка игроков, привыкших к 8 и 16-битным консолям.

В короткие сроки Sony разработала и презентовала миру свою новую приставку под названием Sony PlayStation, которая отличалась не только достаточно современной начинкой, позволяющей запускать 3D-игры, но и вполне демократичной ценой. Это и был ключ к успеху, то, что позволило японской компании стать лидером рынка на долгие годы. На Е3 1995 года Sega первой презентовала свою новую консоль – Sega Saturn – по цене в 399 долларов.

На презентации Sony PlayStation на сцену поднялся Стив Рейс – президент Sony Computer Entertainment of America – и всё, что он сказал: «$299». В ролике ниже вы можете сами посмотреть на столь знаковый момент и на то, какой необычайный фурор произвела эта новость!

Что же касается Nintendo, то игровой прототип так и не был презентован на этой выставке, поскольку компания решила «дать разработчикам дополнительное время для того, чтобы они смогли добиться максимальной эффективности при работе с этой системой».

Новая приставка, вышедшая через целый год после конкурентов, под названием Nintendo 64 пускай и была довольно хороша, но никак не могла конкурировать с PlayStation, уже занявшей «Приставочный Олимп». Да, Nintendo 64 обладала множеством отличных эксклюзивов и нововведений вроде сглаживания текстур или MIP-mapping, которые позволили в гонке приставок пятого поколения занять второе место. Но даже это второе место далось с большим трудом, ведь нежелание компании переходить на CD диски делало компанию уязвимой, в сравнении с конкурентами. Прошло время, уважение к большой N уже не было таким, как в её золотые годы. Ещё недавно бывшая фактически монополистом рынка, диктующая как игровым издателям, так и разработчикам свою волю и условия работы компания стала терять свою аудиторию. Продажи следующего, шестого поколения приставки – Nintendo GameCube – стали еще хуже, опустив японского производителя уже на третью позицию и вынудив сменить свой подход к созданию игровых устройств.

Вот так одна ошибка позволила родиться на свет новому титану игровой индустрии, а компания Nintendo, ещё недавно бывшая лидером и законодателем мод, начала переживать одни из худших времён в своей истории. Пройдёт немного времени и Большая N полностью изменит свой взгляд на то, какие приставки ей стоит выпускать и в чём создавать конкуренцию...

PS: В 2020 году на одном из крупнейших в мире аукционов реликвий поп-культуры Heritage Auctions прототип совместной консоли Nintendo и Sony был продан за $360 000.

Я играю в игры больше 25 лет и запомнил их именно такими: душевными и затягивающими, с увлекательными механиками и интерактивностью, без внутриигровой валюты и попыток быть чем угодно, но не игрой. В моём Telegram-канале тебя ждут не только обзоры на игры, но и актуальные новости, а также рассуждения о геймдеве. Подписывайся, будет интересно!​

Комментарии (8)


  1. LordDarklight
    24.08.2023 10:06
    +5

    Не думаю, что это была ошибка Nintendo - лицензионные условия от Sony были очень жёсткими, и Nintendo прекрасно понимали последствия. Заключи они партнёрское соглашение - и всё дело в итоге кончилось бы таким же разрывом - но потери денег могли бы быть выше. А Sony рано или поздно всё-равно бы полезла на рынок игровой индустрии.

    Хотя.... если по честноку, то ошибкой была изначальная идея сотрудничества с таким воротилой мира электроники как Sony - это явно потенциальная грызня двух акул - она была бы неизбежной. Но.... если всегда отмахиваться от идеи сотрудничества с сильными компаниями - то наврядли это привело бы к успеху - без технологий (даже чужих) тут делать нечего!

    Но, вот, если бы они сразу заключили соглашение не с Sony, а с Philips - а ещё и переманили бы себе того ушлого инженера Кутараги (как это сейчас уже и делается повсеместно) - то расклад мог получиться совсем иначе


    1. OldfagGamer Автор
      24.08.2023 10:06
      +2

      Обычно говорят: «История не терпит сослагательного наклонения», но я с этим не согласен. Мне действительно интересно представить, что бы было, если бы всё произошло иначе. Перемани они Кэна, или изначально договорились бы с Philips...


    1. ProFfeSsoRr
      24.08.2023 10:06
      +1

      А Sony рано или поздно всё-равно бы полезла на рынок игровой индустрии

      Да с чего бы? Деньги по лицензионному договору капают, всё хорошо. А потом еще бы че-нить придумали... В общем, не факт, не факт, что полезли бы.


      1. LordDarklight
        24.08.2023 10:06

        У них намечалось очень тесное сотрудничество, но.... не особо выгодное для обоих сторон - т.е. всем смотрели бы друг на друга, думая как бы тут срубить бабла ещё побольше. При этом, именно Sony всё больше и больше втягивалась в игровой бизнес - всё больше и больше желая производить оборудования для него - в итоге, задумавшись и собственном производстве полного цикла. Но одно дело оборудование - другое - игровые студии - вот тут преимущество оставалось бы за Nintendo. Так, что это, конечно, не 100%, но вполне вероятно, что всё-таки у них произошёл бы разрыв и практически та же ситуация, что и была - только Sony была бы ещё более подготовлена, и её ещё проще было бы начат свой игровой бизнес! Особенно, если бы к тому моменту практически все остальные конкуренты устранились (по сути как это и произошло в реальности) - начальные условия были бы ещё более благоприятными, чем тогда! Главное было бы успеть до прихода Microsoft, максимум вслед за ними


  1. Mingun
    24.08.2023 10:06
    +2

    Наша история начинается с Кэна Кутараги, ныне известного как «Отец PlayStation», но тогда еще простого инженера

    Что-то сомнения у меня, что простой инженер вот просто так взял и начал что-то разрабатывать вне рамок своих рабочих обязанностей. Скорее, он все же был руководителем какого-то отдела. Еще более сомнительно, что Nintendo прямо так взяла и сотрудничала с каким-то инженером в другой компании, а не действовали через какой-то формальный канал


    1. LordDarklight
      24.08.2023 10:06
      -1

      Почему Вы так думаете, что не мог? Во-первых, он вроде был главным инженером. Во-вторых, у инженеров частенько бывают побочные проекты, в ряде компаний это даже очень поощряется (но за Sony говорить не буду). Nintendo наврядли с ним сотрудничали неофициально


      1. Mingun
        24.08.2023 10:06
        +1

        Ну так о чем я и говорю. Согласитесь, что главный инженер это все-таки не простой инженер, а как раз-таки ближе к руководителю.


        1. OldfagGamer Автор
          24.08.2023 10:06
          +1

          Я не буду утверждать и, что называется, рогом упираться защищая свою правоту, я вполне могу ошибаться. Но во всех источниках что я читал, а их было много, ни слова ни сказано, о том, что он был начальником. Скорее похоже на то, что он, это как раз обычный инженер, что самовольно взялся за разработку нового чипа на рабочем месте, разразился скандал из-за нарушения правил компании, рабочей дисциплины и вообще всего такого.