Защита пользовательских аккаунтов — одна из важнейших задач современного IT. За 2022 год компании потеряли около 150 млн долларов на возмещении ущерба от утечек данных. О том, как построить надёжную систему киберзащиты и обезопасить профили своих клиентов от взлома, рассказывает Анастасия Иванова, технический писатель МТС Exolve (входит в экосистему МТС).

Что такое SMS-аутентификация без пароля

Это форма авторизации пользователей приложения без использования пароля. Проверка в этом случае проводится по телефонному номеру, на который высылается одноразовый код.

SMS-идентификация проводится на основании двух факторов:

  • фактор знания (наличие кода)

  • вещественный фактор (телефон с нужным номером)

Этот метод авторизации намного безопаснее однофакторного аналога (например, логин + пароль), поэтому его всё чаще выбирают крупные компании, к примеру Payme.

Внедрение беспарольной SMS-идентификации выгодно по двум причинам:

Удобство пользователей. В среднем один человек использует от 70 до 80 паролей — и каждый из них нужно записывать или постоянно держать в голове. Всё это занимает время и раздражает до 75% пользователей.

Поэтому большинство из них предпочли бы аутентификацию без ввода кода. Такая SMS-идентификация поможет управлять аккаунтом без задержек — это не только улучшит общий UX приложения (от регистрации до проведения оплат), но и повысит конверсию онлайн-сервиса до 200%.

Снижение затрат компании. Использование многоразовых кодов требует вложений: на содержание техотдела, контроль безопасности системы аутентификации, приобретение спецоборудования, софта и так далее. Согласно Forrester, такие расходы могут превысить 1 млн долларов.

Отказ от паролей поможет бизнесу сэкономить в долгосрочной перспективе и одновременно извлечь выгоду из других особенностей беспарольной аутентификации. Так, исследование Secret Double Octopus и Ponemon Institute показало, что бренды, которые перестали применять пароли, за два года сэкономили около 1,9 млн долларов.

Но основное преимущество беспарольной SMS-авторизации — это продвинутая киберзащита, которая намного лучше обходит хакерские ловушки.

В случае кибератаки можно сильно сократить затраты на исправление, судебные издержки и в целом ущерб для репутации. С помощью аутентификации без пароля можно снизить вероятность и влияние таких инцидентов.

Лучшая масштабируемость. Аутентификация без пароля более масштабируема, чем традиционная на основе пароля. Это связано с тем, что не нужно хранить учётные данные пользователей и управлять ими. По мере роста числа пользователей беспарольная аутентификация помогает контролировать расходы и упрощать весь процесс аутентификации.

Снижение затрат на привлечение и удержание клиентов. Пароли — общеизвестная причина оттока и ухода пользователей. В исследовании Baymard Institute более 18% пользователей Amazon и ASOS отказались от своей корзины из-за забытых паролей или неуклюжих процессов их сброса. Аутентификация без пароля повышает вероятность того, что пользователи вернутся в приложение: им не понадобится запоминать свой пароль.

Почему SMS-идентификация надёжнее простых паролей

По статистике, до 80% данных крадут из-за «слабых» кодов, а в 2 из 5 случаев — из-за повторяющихся паролей. «Нетология» выяснила, что 41% респондентов хотя бы раз подвергались взлому паролей.

Вместе с этим исследования LastPass от LogMeIn показали, что 59% пользователей дублируют свои пароли, притом что 91% юзеров понимают опасность таких действий.

Взломать многоразовый пароль несложно — обычно для этого используют:

  • Метод «грубой силы». Уже неоднократно писали, что миллионы пользователей защищают свои аккаунты комбинацией 123456. Кто-то просто вписывает названия продуктов. Такие пароли легко «ломаются» генератором случайных чисел и служат настоящим подарком для мошенников.

Источник: https://cybernews.com/best-password-managers/most-common-passwords/
  • Вброс учётных записей. Тип кибератак, когда данные профиля (имя, пароль, email) используются для несанкционированного доступа к другим учётным записям одного и того же пользователя. Отсюда и опасность повторяющихся кодов.

  • Фишинг. Использование фейковых сообщений, ответы на которые раскрывают реквизиты аккаунта — например, письмо из банка о подтверждении номера карты.

  • Кейлоггинг. Установка на компьютер вредоносного ПО, отслеживающего порядок нажатия клавиш при вводе пароля.

  • Схема «Человек посередине». Более сложная форма взлома, которая перехватывает учётные данные через Wi-Fi, подмену HTTPS, отправку DNS и ARP-кеша.

SMS-авторизация сильно усложняет задачу мошенникам, поскольку ограниченный временем одноразовый код отследить практически невозможно. Единственный шанс добраться до SMS-идентификатора — взломать SMS API или украсть телефонный номер абонента (что намного сложнее стандартных хакерских уловок).

Как работает SMS-аутентификация без пароля

Чтобы пройти беспарольную авторизацию, человеку нужно:

  1. Записать в предлагаемое поле свой номер телефона.

  2. Получить текстовое сообщение с одноразовым паролем.

  3. Ввести идентификатор в соответствующее приложение.

Если пользователь входит в систему впервые, под его номер создаётся новая учётная запись. Если телефон совпадает с уже существующим аккаунтом, человек проходит проверку и допускается в свой профиль.

Как внедрить SMS-аутентификацию без пароля

Шаг 1. Интегрируйте одноразовые пароли (OTP) в свою платформу. Для отправки нужен безопасный инструмент аутентификации. Например, SMS API от МТС Exolve.

Ниже — ещё ряд инструментов, которые вы можете изучить:

Вам, конечно, потребуются навыки разработки для интеграции механизма в вашу программу. И, возможно, стоит предусмотреть связку данных с CRM, будь это Битрикс24 или EnvyCRM, чтобы вы далее смогли работать с зарегистрированными пользователями.

Шаг 2. Настройте отправку одноразовых SMS-сообщений.

Как только ваш инструмент сгенерирует одноразовый пароль, вы сможете отправить SMS-сообщение на номер телефона клиента с помощью запроса SendSMS.

Просмотрите документацию по SMS API, чтобы точнее понять, как интегрировать SMS непосредственно в вашу платформу. Пример с 2FA мы уже описали в предыдущей статье, в ближайших материалах мы ещё покажем пример регистрации личного кабинета по SMS и использования SMS вместо пароля.

Шаг 3. Клиент входит в систему с помощью OTP.

Когда клиент получает свою SMS OTP, ему нужно только ввести его при входе в систему, чтобы подтвердить свою личность и получить доступ к своей учётной записи.

Почему не все компании перешли на беспарольные SMS

Несмотря на все преимущества, внедрение SMS-аутентификации — ответственный и трудоёмкий процесс, который требует:

Повышенный контроль безопасности. 100% защиты пользовательских данных не гарантирует ни одна из существующих систем — и беспарольная SMS-идентификация не исключение.

К примеру, если кибератаке подвергнется SMS API, под угрозой окажутся все телефонные номера пользователей, на которые мошенники смогут отправлять сообщения от имени приложения. Отчёт Solt за 2022 год показал, что у 95% компаний наблюдались проблемы с безопасностью API, а число кибератак за этот период выросло на 681%.

Кроме того, 40% опрашиваемых посчитали киберуязвимость главной проблемой API, хотя стратегия защиты от хакеров была только у 11% компаний.

Понимание строения API. Чтобы создать полноценный SMS API, необходимы сервисы для проектирования, разработки, размещения, тестирования и прочих операций с программным интерфейсом. Для управления этой инфраструктурой потребуется минимум один IT-специалист — и желательно штатный (чтобы своевременно реагировать на сбои программного интерфейса).

Кроме того, для обеспечения надёжной связи разработчикам нужно контактировать с мобильными операторами по всему миру, а это ставит перед выбором между повышенными затратами и ограниченным географическим охватом своего соединения.

Поскольку создание собственного API сопряжено с дополнительными затратами и рисками, многие компании используют CPaaS-платформы, например МТС Exolve. Такие сервисы уже имеют инструменты коммуникаций и опыт в API, поэтому могут помочь:

  • внедрить в приложение SMS-аутентификацию без пароля

  • настроить и обезопасить SMS-канал

  • интегрировать работающие решения в другие системы

Это помогает предприятиям избежать потенциальных проблем, связанных с обслуживанием и защитой аккаунтов своих пользователей.

Заключение

Таким образом, SMS-аутентификация без пароля — это не только высокоуровневая защита, но и способ оптимизировать опыт пользователей.

Переход на одноразовые пароли в несколько раз снижает риск утечки данных с аккаунтов приложения, поможет избежать лишних расходов и повысит общую конверсию онлайн-сервиса.

Комментарии (17)


  1. vesper-bot
    31.08.2023 11:17
    +7

    В сочетании с этой новостью выглядит интригующе.


  1. Ndochp
    31.08.2023 11:17
    +10

    Сижу в зоне отсутствия приема сотовой сети. Зато к дому дотянули оптику из ближайшего города (не дорого, разом весь СНТ окучили, так что с носа вышло норм, а абонентка от 500р)


    Кроме "горите в аду" слов нет.


    1. Rampages
      31.08.2023 11:17
      +3

      Да, вот эти же слова крутятся) недавно еще умудрился аккаунт Authy потерять, так как он оказывается привязывается к телефону... короче потерял номер, а получить доступ к аутентификаторам без телефона невозможно в итоге тот же github 3 дня восстанавливал доступ... некоторые не смог восстановить или зависли на переписке с саппортом...


  1. Revertis
    31.08.2023 11:17
    +18

    О том, как построить надёжную систему киберзащиты и обезопасить профили своих клиентов от взлома

    А то, что "перевыпуск" сим-карт стал способом взлома мессенджеров ещё лет 8 назад, это вы забыли? И то, что лидировал в этом МТС, тоже забыли?


  1. alexxisr
    31.08.2023 11:17
    +14

    а что за "фактор знания" в получении смс? там же только владеть телефоном/симкой надо

    "знание" - это как раз пароль, который хранится в голове.

    получается - идентификация через смс однофакторная, причем единственный фактор довольно ненадежный.


  1. Rampages
    31.08.2023 11:17
    +4

    С текущей геополитической ситуацией и перемещением между странами, получение SMS становится не самой простой задачей.

    Пришлось перейти на аутентификаторы разные или вернуться к 2FA через почту, а некоторые аккаунты (такие как amazon и AWS утеряны безвозвратно! спасибо компаниям Amazon и Мегафон за клиентоориентированность!)

    Если пользователь входит в систему впервые, под его номер создаётся новая учётная запись. Если телефон совпадает с уже существующим аккаунтом, человек проходит проверку и допускается в свой профиль.

    Не самый лучший алгоритм, благодаря ему в том же мвидео у меня было 3 аккаунта, потому что я не мог запомнить какой из моих номеров прикреплен. То есть просто понять, создается ли новый аккаунт или используется старый невозможно... начинаешь прикреплять почту и тут выясняется что такой аккаунт уже есть с другим номером телефона...

    2FA на основе почтовых сообщений предлагает тот же Cloudflare из коробки. Мне лично стало неудобно пользоваться SMS в условиях постоянных переездов и разъездов между разными странами и постоянно гадать придет ли SMS или не придет, будет ли тут работать роуминг или нет, а будет ли зарубежный сервис работать с российскими номерами, а будет ли турецкий номер работать в такой-то стране... лично я буду по максимуму уходить от SMS-аутентификации, может только для банковских транзакций оставлю, остальное даже не знаю...

    Вот недавно кстати узнал что арендованный номер в Skype умеет получать SMS и внезапно аренда американского номера дешевле Российского...


  1. savostin
    31.08.2023 11:17
    +7

    С каких это пор отправка смс на каждый вход пользователя дешевле, чем один раз написаный сервис авторизации?


    1. WondeRu
      31.08.2023 11:17
      +1

      5-10 р за смс) это самый лучший способ аутентификации для МТС)


      1. zuek
        31.08.2023 11:17
        +1

        Ну, справедливости ради, всё-таки 2-5 рублей за шаблонное сообщение, но всё равно - у нас в месяц выходит несколько сот тыров за рассылку уведомлений о статусе заказа, так что держать "Васяна", обслуживающего сервер авторизации (другие сервера ведь кто-то уже обслуживает?) - явно дешевле.


  1. aborouhin
    31.08.2023 11:17

    Статья - иллюстрация, как нормальный сервис можно скомпрометировать недобросовестным продвижением :) Рассказы, что это якобы повышает безопасность, что это у нас 2FA и т.п. - вызывают понятную реакцию.

    А ведь сама по себе такая аутентификация имеет право на существование. Во-первых, если сервис не критичный (какой-нибудь онлайн-магазин - ну зачем его ломать? историю покупок посмотреть и бонусы на 100 рублей использовать? ну и потеряешь вход в аккаунт - так создашь новый, тоже не страшно) Во-вторых, если это не единственный способ, а одна из опций.

    Пользователи Хабра, конечно, сразу проецируют на себя - и логично, что продвинутый пользователь такую опцию не выберет. Но так-то большинство рядовых обывателей ни про какие менеджеры паролей не слышали, электронная почта у них тоже не всегда под рукой (в тяжёлом случае они и пароль к ней забывают регулярно и заводят новую по несколько раз в год, когда она нужна для очередной регистрации где-то), - и им реально получить СМС проще всего. Так что пусть будет, если они осознанно выберут такой способ.

    P.S. А вот за безальтернативную привязку к СМС (хоть вместо пароля, хоть вместе с ним) авторов такой схемы в аду ждёт бесконечное повторение одной и той же истории - они приезжают на другой конец света, там у них тут же подыхает СИМ-карта и они вынуждены разворачиваться и лететь обратно, чтобы её восстановить... и так до второго пришествия :)


  1. Roland21
    31.08.2023 11:17

    Интересно, почему есть так много сервисов одноразовых номеров для приема смс..


  1. pyrk2142
    31.08.2023 11:17
    +3

    SMS-идентификация проводится на основании двух факторов:

    фактор знания (наличие кода)

    вещественный фактор (телефон с нужным номером)

    А при получении доступа к телефону СМС-код остается в тайне? И нужен ли доступ к телефону, если человек знает код? Это не выглядит как несколько факторов...

    Но основное преимущество беспарольной SMS-авторизации — это продвинутая киберзащита, которая намного лучше обходит хакерские ловушки.

    Не существует никаких "хакерских ловушек" и мифических "продвинутых киберзащит". Существуют конкретные технические проблемы, которые эксплуатируются злоумышленниками, и конкретные методы защиты. Тут нет магии и волшебных ловушек.

    Использование многоразовых кодов требует вложений: на содержание техотдела, контроль безопасности системы аутентификации, приобретение спецоборудования, софта и так далее.

    А СМС этого не требуют?

    Если хотите построить безопасный сервис, то не читайте рекламные статьи на Хабре. А то следующая статья от другой компании будет рассказывать, как вы неправильно все сделали, что воспользовались не их инструментом.


  1. salnicoff
    31.08.2023 11:17
    +1

    SMS-идентификация проводится на основании двух факторов:
    фактор знания (наличие кода)
    вещественный фактор (телефон с нужным номером)

    Чтобы был фактор знания/наличия кода нужен этот самый код — то есть пароль, который знают обе стороны до начала операции.

    Вещественный фактор в виде телефона — это не фактор, потому что вся переписка SMS'ками не является секретной. Ее видят все эти СОРМы и хранят по пол-года. Ну и генерировать SMS надо у себя на сайте, а не на каком-то левом сервере. Итог: в этой схеме нет ни одного фактора.


  1. Batalmv
    31.08.2023 11:17
    +1

    СМС стоит денег

    Симку с некоторых контрактов увести не так уж и сложно

    Вся безопасность строится на том, что смартфон клиента защищен на 146%

    Сервис несложно затролить просто долбя логинами в три часа ночи, чтобы клиенты получили тонну СМС

    Кстати, а чего сложного в реализации ОТП через СМС, или любой другой канал? Генерация? Дернуть API сервис провайдера для оправки сообщения?

    У меня сложилось ощущение, что статья вообще не о том, а неудачная реклама сервиса


  1. MrSmitix
    31.08.2023 11:17
    +3

    Интересно услышать ответ МТС-а на вопрос: Раз вы считаете что авторизация по СМС такая классная, удобная, безопасная и по какой-то причине выгодная, почему бы не сделать её в своём же сервисе exolve? Логин и пароль по старинке. Как старомодно...


  1. rlepricon
    31.08.2023 11:17

    Думаю, для начала стоит разобраться с терминологией, а то судя по тексту идентификация и аутентификация - это одно и тоже и по тексту они взаимозаменяют друг друга. Но это разные понятия и за ними стоят разные процессы.


  1. SanSYS
    31.08.2023 11:17
    +1

    Ага, конечно...

    Минусы СМС:

    1. Должна быть сеть оператора (привет роуминг)

    2. Захват симки или перехват СМС

    3. Фишинговые сайты отлично нарисуют форму для ввода кода из СМС

    4. Поди ещё дождись эту СМС

    Что нужно:

    1. Что-то, что работает в оффлайне

    2. Основано на криптографии с открытым/закрытым ключом

    3. И работает со множества устройств (т.е. факт потери одной симки не должен равняться потере доступа)

    4. Не поддаётся фишинговой атаке

    5. И работает так быстро, как быстро я могу приложить палец к телефону или компьютеру

    Вот для этого и сделали FIDO2 WebAuthN, читайте тут https://developer.mozilla.org/en-US/docs/Web/API/Web_Authentication_API

    Демо и код ищите тут https://webauthn.io/ или https://fido2-net-lib.passwordless.dev/passwordless#heroFoot

    Некоторые сегодня вообще делают сие как замену паролю и второму фактуру, а если хотите по SCA по категориям оценить, то пасскей девайс = фактор владения, а пароль к нему = знание (или face id/touch id = биометрия)

    А код из СМС это не фактор знания, только владение, ибо подтверждает лишь наличие у вас девайса, который СМС принимает. Знание оно чуть более константное (как пароль)

    Так что эти СМС коды должны кануть в Лету, как страшный сон, а компании, которые через год или два СМС всё ещё будут навязывать – динозавры, клиентами коих быть нельзя