Разберёмся каким образом приложение имеющее кучу бесплатных аналогов и использующее данные из открытых источников может хорошо зарабатывать, а другие нет. Какие приёмы монетизации выуживают деньги на подписку из вашего кошелька?

Автор не имеет никакого отношения к обозреваемым продуктам.

«Прожарка от Димы Гарника» — это формат, в котором я пытаюсь показать почему популярны те или иные приложения, какие отличительные фишки они используют, и что можно попробовать внедрить у себя.

Кто-то умеет делать деньги почти из ничего и зарабатывает миллионы миллионов на «марафонах», а кто-то пускает деньги на ветер покупая NFT токен скучающей обезьяны №3001.

При этом, есть те, кто буквально зарабатывает деньги на воздушных потоках и я сейчас не про ветряные электростанции, которые, по последним исследованиям, оказались не такие уж и полезные...

Уничтожают птиц и летучих мышей, создают вибрации и инфразвук, которые отпугивают землеройных грызунов (полевых мышей, кротов, ежей) — а это приводит к размножению вредителей, разрушающих окружающую экосистему.
Уничтожают птиц и летучих мышей, создают вибрации и инфразвук, которые отпугивают землеройных грызунов (полевых мышей, кротов, ежей) — а это приводит к размножению вредителей, разрушающих окружающую экосистему.

Приложение для прогноза ветра подходит для кайтеров, сёрферов, яхтсменов, рыбаков, виндсёрферов, парашютистов, парапланеристов и других ребят, для которых важно отслеживать направление и интенсивность ветра.

Чем же это приложение отличается от бесплатных аналогов, где точно так же можно посмотреть текущую информацию взятую напрямую с метеостанций в открытом доступе?

Агрегация данных

Приложение берёт данные из всех доступных источников и строит корреляцию: сравнили данные из пяти станций и вывели из этого наиболее вероятный прогноз.

Большое количество разных моделей — одна из основных фишек приложения.
Большое количество разных моделей — одна из основных фишек приложения.

По умолчанию, доступна самая базовая модель предсказания, которая учитывает не много параметров и берёт их всего из нескольких источников.

Если хочется получить более точный прогноз и использовать навороченную модель с огромным набором данных близлежащих метеостанций — нужно купить подписку на Премиум версию приложения.

Сегментация пользователей

Многие сервисы по прогнозу погоды имеют узкую специализацию (сёрфинг, яхтинг, рыбалка, сноуборд), поэтому каждый собирает аудиторию только одного типа.

Другая часть сервисов ориентируется за универсальность и поэтому толком не может угодить отдельным группам.

Интерактивная карта с привязкой к местности помогает с выбором.
Интерактивная карта с привязкой к местности помогает с выбором.

Тут же история с тем, что можно выбрать разные виды спорта одновременно и множественным пересечением угодить самым разным аудиториям.

Плюс, в отображении погоды есть кастомизация, где можно отметить нужные для себя характеристики и создать свой, удобный погодный профиль.

Работа с накопленными данными

Вот вы за полгода планируете поехать в отпуск, чтобы нахерачиться там до беспамятства поймать волну и покататься на сёрфе, в какие даты вам лучше брать билеты?

Конечно, точного прогноза на далёкое будущее вы не получите, но можете открыть историю всех метеонаблюдений и понять: в какие дни были лучшие за всё время волны в прошедшие года, и, исходя из этого, выбрать удобные даты.

Комьюнити

По задумке авторов, это не просто чатики со всеми подряд, а локализованные тусовки, где можно пообщаться с ребятами с конкретного сёрф-спота (место где есть волны для сёрфинга), узнать у местных подробности о локации.

Или же, вы самостоятельно нашли крутое место для катания и решили поделиться с миром (либо же сделать его секретным и создать только для себя) — сможете завести свой спот.

Плюс, вы сможете увидеть реальные фото, чтобы иметь больше представления о местности, забронировать инструктора или арендовать снаряжение.

Но, на деле, вы получаете: ленту фоток а-ля "нельзяграм" для самолюбования и огромное количество спам-холивара на разных языках мира в чате, что делает эти чаты практически не юзабельными.

Попытайтесь найти смысл в чате :)
Попытайтесь найти смысл в чате :)

Оффлайн режим

Казалось бы, мелочь и вообще маст-хэв функция для всех приложений, но на деле реализовать это не так просто с архитектурной точки зрения, особенно, если ваше приложение запрашивает данные из сторонних источников.

Многие приложения продают оффлайн функцию как часть Премиум доступа.

Сейчас в принципе оффлайн доступ особо не нужен, из-за большой зоны покрытия сети, но в контексте именно этого приложения — оффлайн оправдан, особенно, если вы находитесь на отдыхе в роуминге, или в отдалённых уголках планеты на побережье с плохим интернетом.

Ещё перечень моментов, которые отличают это приложение от конкурентов:

  • Возможность задать любой вопрос на тему активного отдыха с помощью консьерж сервиса в WhatsApp;

  • Возможность получить бесплатную подписку для пожарных, спасателей, работников экстренных служб, ученых и волонтеров;

  • Обучающие материалы для сёрферов.

Онбординг пользователей

Как правило, в iOS приложениях ориентированных на Tier1 страны, большинство покупок происходит на онбординге приложения.

В самом начале идёт перечень основных УТП компании, как это делают многие приложения.

Далее, включается настройка персонализации, где можно выбрать свой вид спорта, указать свои приоритеты и включить уведомления.

Выбор этих пунктов ни на что не влияет.
Выбор этих пунктов ни на что не влияет.

По классике множества приложений с большим денежным оборотом: какие бы персональные настройки вы не указывали во время прохождения онбординга, они не влияют на дальнейший отображаемый функционал!

Пользователей всё равно поведут по выверенному флоу первой сессии.

Вы спросите, а зачем же тогда это делать? Такой приём нужен для того, чтобы попытаться монетизировать как можно больше пользователей на финальном экране онбординга, где будет предложено купить подписку на Премиум версию.

В данном примере, пользователю показывают, что этот продукт точно подходит для него (псевдоперсонализация), и одновременно демонстрируют дополнительные опции приложения, ещё до того, как пользователь дойдёт до них во время первой сессии.

Монетизация

На paywall экране всё, казалось бы, стандартно: предложение взять годовую подписку со скидкой или купить сразу пожизненную версию. Но, помимо этого, предлагают попробовать продукт бесплатно, о чём кричит жёлтая кнопка призыва к действию.

Так-то бесплатно, но "за 5 тыщ в год". При переустановке приложения можно увидеть разные вариации этого экрана.
Так-то бесплатно, но "за 5 тыщ в год". При переустановке приложения можно увидеть разные вариации этого экрана.

При тапе на кнопку ПОПРОБОВАТЬ БЕСПЛАТНО откроется окошко магазина приложений, где предлагают подтвердить подписку с триал периодом в 7 дней и автоматической оплатой годовой подписки, которая, к слову, будет ещё дороже, чем если взять подписку «со скидкой» из пунктов выше.

Такое оформление предложения триал-периода противоречит правилам AppStore: на кнопке указан только текст ПОПРОБОВАТЬ БЕСПЛАТНО, при этом не указаны условия: что будет после окончания бесплатного периода.

Невнимательные пользователи часто пропускают информацию указанную на системном экране, и у них списывается годовая оплата без какого-либо предварительного уведомления.

Поэтому, такое оформление кнопки возможно только в случаях:

  • Apple сильно лояльна к продукту (что можно одним — нельзя другим);

  • Ревьюер «проворонил» и пропустил такой экран перед публикацией в магазине приложений;

  • Разработчики «немножко фокусники»: прошли ревью с одним экраном, где условия есть, а потом включили на бэкенде другую конфигурацию для этого экрана.

В 99% случаях, вам не удастся пройти ревью с таким экраном и опубликоваться в магазине приложений.

Псевдотриал версия

Ещё один интересный трюк с монетизацией, который применили разработчики: пользователь может отказаться от триал периода на онбординге, а значит он автоматом должен не получить премиальные функции (сам же отказался)…

Но, разработчики всё равно принудительно «включают» триал период (только без последующей подписки), и выводят пользователю надпись с перечнем основных «премиум-полезностей» и кнопкой ХОЧУ ОСТАВИТЬ.

Верхний блок в интерфейсе приложения всегда зарезервирован под «продажную активность». Это приём используют много компаний, которые успешно монетизируются.
Верхний блок в интерфейсе приложения всегда зарезервирован под «продажную активность». Это приём используют много компаний, которые успешно монетизируются.

При нажатии на кнопку всплывает экран приветственной скидки. Порой, это действительно помогает поднять конверсию, потому что делает саму скидку обоснованной в глазах пользователя.

Ну, и экономия в процентах, конечно же, куда же без неё :) На деле же, никакой скидки нет, это просто цифры нарисованные из головы — главное, склонить пользователя к покупке.

Когда действие внутреннего, ни к чему не обязывающего, триал периода закончится — на его место встанет блок с разными скидками, которые даются в честь какого-нибудь события.

Даже, если вы отказались от триал периода у вас всё равно будет доступ к платному контенту на какое-то время. После его окончания появится призыв к действию.
Даже, если вы отказались от триал периода у вас всё равно будет доступ к платному контенту на какое-то время. После его окончания появится призыв к действию.

Псевдотриал версия — это действительно необычный прием.

Во-первых: он не конфликтует с классическим триалом, который идёт на онбординге.

Во-вторых: пользователь, который ещё не успел купить подписку, не видит сразу заблокированный контент, а может изучить все возможности, и только потом ощутить «боль утраты», которая подтолкнёт к подписке.

Ну, или успеет сам «отвалиться», так и не успев разочароваться от заблокированных опций :)

Если у вас в приложении пользователь довольно быстро сталкивается с заблокированным контентом/функционалом — попробуйте внедрить у себя такой флоу.

Реферальная программа

В приложении есть возможность получить бесплатный Премиум за приглашение друга.

1 друг = 1 месяц бесплатного использования.
1 друг = 1 месяц бесплатного использования.

В чём проблема с такого рода рефералками в приложениях?

Сама аудитория — портрет такого потребителя. Сидишь такой и думаешь: «да, этот пользователь не может заплатить, но зато он приведёт мне другого пользователя! В итоге, я на привлечение потрачу за одного человека, а получу больше!».

На деле же, если вы не сформируете достаточную ценность как для пользователя, так и для его друга, то получите примерно вот такую адиторию:

  • других таких же людей, которые не могут заплатить;

  • первый круг контактов (мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тётя, дядя), которые точно не будут покупать;

  • людей, не являющихся целевой аудиторией продукта.

С внедрением реферальной программы в одном из моих продуктов показатели по трафику заметно выросли, но показатели оплат остались на прежнем месте.

В итоге, показатель конверсии из инстала в оплаты, естественно, просел, и бонусом — выросла нагрузка на службу поддержки.

Так почему же пользователи платят, когда все эти функции можно получить бесплатно?

Конвертящие уловки на онбординге. Он, конечно, далеко не эталон — можно было бы задать больше вопросов про самого пользователя и заставить его больше «инвестировать в продукт», кажется, что тематика позволяет.

Подстраивание под «боли аудитории». Под них и создаётся продукт, который одновременно подаётся как профессиональный (много данных, хорошо структурированы, внушает доверие) и, в тоже время, выглядит заботливым (обучающие материалы, комьюнити, бесплатная Премиум версия для отдельных профессий).

Комплексная работа с монетизацией. Это и про псевдотриал версию, и про блок со скидками, и про тарифную сетку. Видно, что каждый из шагов монетизации продуман до мелочей, многократно оттестирован и направлен на то, чтобы в приложении покупало, как можно больше пользователей, даже если им это не нужно.

Ещё один из приёмов монетизации: «Выберите свою цену за полный доступ». Пользователь водит ползунком и выбирает цену в месяц, при этом, это годовая подписка, которая варьируется в диапазоне от 4 490₽ до 5 990₽. Экономии никакой нет :)
Ещё один из приёмов монетизации: «Выберите свою цену за полный доступ». Пользователь водит ползунком и выбирает цену в месяц, при этом, это годовая подписка, которая варьируется в диапазоне от 4 490₽ до 5 990₽. Экономии никакой нет :)

Комментарии (8)


  1. swordgna
    01.09.2023 12:39
    -2

    Приветствую, коллега! Вы сегодня тоже из песочницы, так же как и я. Приятно, когда твоё творение одобряют, не правда ли? Статью пока не читал, сейчас пробегусь глазами...


    1. roastapps Автор
      01.09.2023 12:39

      Приветствую! Да, получить такую ачивку очень приятно. Тем более, я пошёл более сложным путём — через песочницу, хотя, можно было бы попросить инвайт у знакомых, но лучше уж заслужить это своим трудом.


  1. swordgna
    01.09.2023 12:39
    -1

    Вы привели пример приложения. Начали с его преимуществ, закончили мошенническими схемами. К сожалению рынок "бесплатных" приложений наводнён такими уловками. Очень хотелось бы почитать новый пост об остальных известных Вам схемах, благодаря которым рядовой пользователь может "попасть".


    1. roastapps Автор
      01.09.2023 12:39

      Да, буду писать ещё подобные статьи. С этим приложением получается, что они хоть и молодцы с точки зрения продукта — лидер в своей нише, но вот по теме монетизации палку перегибают: ловят невнимательных пользователей, манипулируют цифрами в тарифах.


  1. dom1n1k
    01.09.2023 12:39
    +2

    Так почему же пользователи платят, когда все эти функции можно получить бесплатно?

    Потому что на самом деле нельзя. Погодные приложения общего назначения не заменяют узкоспециализированные.
    Это конечно не отменяет использования маркетинговых уловок, но по всей статье сквозит ощущение, что вы просто не из целевой аудитории и плохо понимаете решаемые приложением задачи. Когда не видишь разницы, легко всё свести к чисто продуктовым приемам.


    1. JediPhilosopher
      01.09.2023 12:39
      +1

      Соглашусь.

      Летаю на параплане, использую Windy. Есть в принципе несколько аналогов (тех же Windy - два разных, "синее" и "красное", разные приложения с одним и тем же названием), но все они плюс-минус одинаковы.

      Главные фишки - несколько разных погодных моделей, от глобальных GFS/ECMWF до локальных и возможность выбирать нужную. При этом в разных местах лучшими могут оказаться разные модели, так что нужны все. А для зависящих от ветра видов спорта нужна высокая точность. Плюс-минус пара метров в секунду для простого человека ничего не значат, для парапланериста уже могут означать разницу между нормальным полетом или сдуванием в кусты. Обычные погодные сайты такой точности не дают. Плюс нужна бывает раскладка ветра и температур по высотам, аэрологические диаграммы - такого вы на Гисметео не найдете.

      В общем автор статьи явно не в теме того, зачем и кому такие приложения нужны.

      Windy кстати те еще редиски, компания изначально российская, платежи через плеймаркет теперь не принимают, но и напрямик получить денег тоже не хотят.


      1. Firsto
        01.09.2023 12:39

        платежи через плеймаркет теперь не принимают, но и напрямик получить денег тоже не хотят

        Там замечательная поддержка, напишите, решение найдётся. (☞゚ヮ゚)☞ ☜(゚ヮ゚☜)


    1. roastapps Автор
      01.09.2023 12:39
      +1

      Немного прокомментирую: когда я проходил модерацию со статьёй, она была написана в другом тоне, я больше подсвечивал продуктовые фичи, которые действительно полезны для целевой аудитории и сделаны лучше, чем в других местах.

      Но, получил рецензию на статью: уберите хвалебные эпитеты, иначе сочтём за рекламу.

      В итоге, я переписал часть статьи, чтобы пройти модерацию, но теперь она подана немного в другом ключе.

      Тем не менее, спасибо администрации, что дали шанс и заапрувили, буду стараться усерднее при подготовке.