Анатолий Кузнецов, директор департамента гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности «Норникеля» и Ольга Никитина, начальник отдела управления производственной безопасностью и устойчивым развитием IBS поделились последними трендами в области предупреждения чрезвычайных ситуаций.

С активным развитием металлургической отрасли появляются новые потенциально опасные объекты (ПОО), в результате растет количество угроз возникновения чрезвычайных ситуаций.

Прогнозирование таких угроз, их предупреждение и минимизация их последствий требует значительных усилий от владельцев и операторов таких объектов. Все технологические операции металлургической деятельности связаны с факторами опасности - событиями, условиями, свойствами, процессами, являющимися причиной возможной аварии. Ситуация усугубляется санкционным давлением, когда невыполнение поставщиками обязательств ведет к увеличению нагрузки некоторых агрегатов на ПОО и увеличению уязвимости объекта в целом.

Вид на Быстринский горно-обогатительный комбинат
Вид на Быстринский горно-обогатительный комбинат

«Норникель» высоко заинтересован в развитии безопасности и сохранении благоприятных условий для людей и окружающей среды, повышении ESG-рейтинга, ответственного соблюдения требований со стороны государства и оправдания ожиданий со стороны стейкхолдеров. Информация о любых потенциальных ESG-рисках должна быть идентифицирована, проанализирована и включена компанией в процесс принятия управленческих решений. Отметим, что оценка ESG-рисков включает актуальность планов действий в чрезвычайных ситуациях и реакцию на них. Помимо повышения рейтинга в ESG-повестке развитие направления по предупреждению чрезвычайных ситуаций позволит компании минимизировать суммы предотвращенного ущерба от техногенных аварий и катастроф и сумму сохраненных средств, затраченных на ликвидацию последствий ЧС.

Изучая опыт – свой и чужой

Один из способов минимизации рисков возникновения чрезвычайных ситуаций на предприятии - анализ случаев, произошедших на объектах, релевантных для компании. Специалисты «Норникеля» тщательно изучают опыт таких аварий как:

  • Взрывы метана в Кемеровской области на шахте «Распадская» и на шахте «Северная» в Воркуте;

  • Взрыв на заводе по производству удобрений в городе Уэст (США);

  • Авария на Саяно-Шушенской ГЭС, отразившаяся на экологической обстановке акватории, прилегающей к ГЭС, на социальной и экономической сферах региона;

  • Обрушение дамбы хвостохранилища в бразильском штате Минас-Жерайс;

  • Выброс хлора в г. Березники, в результате которого пострадали тридцать человек.

В числе изучаемых кейсов и разгерметизация резервуара с дизельным топливом на объекте компании в Норильске. Несмотря на большую площадь распространения утечки, на работы по ликвидации разлива топлива и восстановлению почв на сегодня закончены.

Опираясь на свои силы

На данный момент российские компании должны самостоятельно контролировать состояние своих объектов и принимать превентивные меры по сохранению их уровня безопасности. Дело в том, что сейчас частота проведения внешних проверок напрямую зависит от категории риска, к которой отнесён объект контроля. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.10.2022 №1743 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336» плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки осуществляются только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, ОПО II класса опасности, ГТС II класса. Также за последние несколько лет уменьшилось количество плановых и внеплановых проверок со стороны государственного пожарного надзора.

В «Норникеле» сохраняют инвестиции на предупреждение ЧС. Компания по-прежнему содержит и комплектует современной техникой корпоративные подразделения по обеспечению защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. Задача таких подразделений:

  • Совершенствование эффективных систем управления обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в компании и РОКС;

  • Снижение рисков возникновения пожаров и чрезвычайных ситуаций в Компании и РОКС;

  • Повышение устойчивости функционирования объектов компании и РОКС в части гражданской обороны.

«Норникель» - важная составляющая федеральной системы предупреждения ЧС. Обладая собственными аварийно-спасательными формированиями, готовыми к своевременному реагированию на возможные ЧС, компания выступает гарантом предупреждения или смягчения последствий ЧС в регионах присутствия.

Пять этапов важного пути

Цифровизация должна стать одним из ключевых механизмов корпоративной системы обеспечения ЧС и пожарной безопасности. Работы по цифровизации корпоративной системы обеспечения ЧСиПожБ можно разделить на 5 этапов.

На этапе концептуального проектирования в компании был проанализирован российский и международный опыт по предупреждению ЧС и совершенствованию контрольно-надзорной деятельности с применением риск-ориентированного подхода. Были выявлены лучшие практики для дальнейшего их применения в создании системы управления.

Опыт по созданию системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций («Росатом», Единая государственная система РФ), по созданию отдельных элементов системы обеспечения экологической безопасности (Группа НЛМК, ПАО «Газпром», Группа СИБУР), по созданию ситуационно-аналитических центров и центров мониторинга (ФСК ЕЭС, ПАО «РусГидро», ПАО «РЖД»), по созданию системы обеспечения промышленной безопасности (СУЭК), опыт МЧС России по реализации риск-ориентированного подхода в рамках федерального государственного пожарного надзора, а также опыт использования различных систем управления безопасностью – является релевантным для «Норникеля».

Лучшие международные практики управления гидротехническими сооружениями (IRMA), система обеспечения безопасности (ICMM), комплекс систем управления рисками «Безопасный город», реализуемого в РФ, позволяют совершенствовать систему обеспечения ЧСиПожБ Норникеля.

Концепция системы управления ЧС ‒ важная составляющая при определении функций департамента гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. В соответствии с концепцией актуализируются Положения о системах обеспечения, такие как: «Положение о системе обеспечении пожарной безопасности», «Положение о системе обеспечении гражданской обороны», «Положение о системе предупреждении чрезвычайных ситуаций».

При разработке концепции учитываются: цели и задачи, требования к системе управления ЧСиПожБ, её структуре и функциям, конкретные решения (организационные, технологические, информационные) в области обеспечения безопасности и верхнеуровневая модель системы управления.

На данном этапе также важно определиться с базовым принципом безопасности (предупреждения ЧС). В «Норникеле» определено, что модель защиты/модель обеспечения безопасности должна соответствовать модели угроз.

Задачей второго этапа является определение перечня и приоритизация объектов контроля. В «Норникеле» на данный момент более 400 ПОО, в том числе ОПО, на которых ведутся горные работы и работы по обогащению полезных ископаемых, процессы обращения с взрывчатыми материалами промышленного назначения, ведутся процессы получения цветных металлов, ХОПО, газовой промышленности, магистральных трубопроводов, складов нефти и нефтепродуктов, сетей газораспределения и газопотребления, а также ГЭС, объекты тепловой энергетики, хвостохранилища, порты.

Приоритизация более 400 объектов позволяет решить задачу, связанную с определением очерёдности (этапности) начала проведения мониторинга и контроля объектов, ключевыми критериями приоритизации являются категории опасности и категории риска.

Показатели мониторинга и контроля ‒ это основной источник данных, который позволяют оперативно управлять объектами. На данный момент в компании «Норникель» определены более 900 показателей, из них около 150 позволяют осуществлять онлайн мониторинг с помощью IIoT-устройств.

Третьим этапом является моделирование деятельности структурного подразделения. Для правильно выстроенной системной работы подразделения необходима разработка процессной модели и модели данных.

Процессная модель ‒ один из инструментов анализа, актуализации и автоматизации бизнес-процессов компании. Процессная модель строится в специальном инструменте моделирования и представляет собой систему отдельных видов деятельности (бизнес-процессов), направленных на достижение конкретного результата и осуществляющих взаимодействие друг с другом посредством входов и выходов. В качестве входов в процессной методологии могут выступать: информация, документация, человеческие ресурсы. Выходами бизнес-процессов является результат деятельности.

Разработка целевой модели является основой для проектирования хранилища данных будущей целевой системы управления ЧСиПожБ.

Также на третьем этапе с учетом российского законодательства разрабатываются корпоративные методики оценки уязвимости объектов, которые определяют алгоритмы выявления и оценки рисков возникновения и развития ЧС. Международные стандарты также учитываются в корпоративных методиках, но в части, не противоречащей требованиям законодательства РФ в области ЧСиПожБ.

Процедура оценки уязвимости объектов позволит компании определить полный спектр угроз нарушения безопасности со стороны объектов контроля с целью предупреждения возникновения ЧС. В процессе оценки уязвимости определяются типовая и объектовая модели угроз.

Например, для ГЭС выделяются 2 ключевых критических элемента: гидрогенератор и гидротурбина. Для гидрогенераторов выделяются техногенные события ‒ пожары, аварии, загрязнение водных объектов, их причинами в том числе могут являться ‒ перегрев подпятника или подшипника (недостаточный отвод тепла), невыполнение требования о немедленной разгрузке и отключении от сети гидрогенератора при снижении сопротивления изоляции в цепи возбуждения.

Для предотвращения данных техногенных событий собирается перечень показателей мониторинга и контроля, характеризующий текущее состояние критического элемента, для гидрогенератора осуществляется контроль показателей: уровень масла в маслованнах подпятника и подшипников, температуры подпятника и направляющих подшипников, наличие случаев аварийной остановки гидрогенератора при снижении сопротивления изоляции в цепи возбуждения и другие. Для гидрогенераторов в типовой модели угроз «Норникеля» определены 84 показателя.

На четвертом этапе разработки цифрового продукта необходимо сформировать функциональные требования для автоматизации функций управления.

В соответствии со сформированными требованиями на пятом этапе разрабатывается информационная система «Единый инструментарий управления ЧСиПожБ».

Совершенствование системы обеспечения ЧСиПожБ с учетом моделей оценки уязвимости объектов контроля ‒ актуальная задача не только для горно-металлургических компаний, но и для других отраслей: нефтяной, газовой, энергетики, а также всех компаний-владельцев ПОО.

Цифровизация предупреждения ЧС и рейтингования потенциально опасных объектов позволяет получить более тонкий инструментарий по планированию финансовых средств на снижение угроз и уязвимости объектов и перейти к комплексному подходу к реагированию на возможные угрозы на объекте и, соответственно, на снижение их последствий, что в целом влияет на повышение устойчивости функционирования объектов «Норникеля».

Комментарии (4)


  1. Zara6502
    06.09.2023 12:24
    +1

    Может я неправильно понимаю рубрику "Алгоритмы"?


  1. Kreastr
    06.09.2023 12:24

    Последние тренды от Норникеля это видимо как допускать халатность приводящую к экологическим катастрофам и как руководстуву компании не нести за это никакой отвественности.


    1. exTvr
      06.09.2023 12:24

      Ну дык в заголовке же прямо и недвусмысленно заявлено:


      Как выстроить цифровую корпоративную систему обеспечения ЧС :))


  1. avf48
    06.09.2023 12:24

    Статья, больше походит на доклад в институте... У ЕВРАЗа или Газпрома списывали?

    Словарь где, где аудиты, где стандарты?? Где среда предприятия?.. Судя по лесу на фото, вы не на луне... на граждан совсем "всё ровно"?... С РосТехНадзором не общайтесь, да?

    Как у вас выстроена связь "Несоответствий" и "НСИ"? и почему идентификация процессов проходит в рамках ОТиПБ??

    Организация документооборота по охране труда

    Организация документооборота по охране труда

    1. Законодательные акты Российской Федерации в области охраны труда, подзаконные акты, содержащие государственные требования охраны труд

    2. Локальные нормативные акты, разработанные в организации (ст. 8, 372 Трудового кодекса Российской Федерации)

    3. Учётно-отчётные документы по охране труда организации, в том числе:

    Распорядительная документация

    • Проектные решения, экспертные заключения, акты ввода в эксплуатацию

    • Политика в области охраны труда

    • Положение о СУОТ

    • Приказы

    • Коллективные договоры и соглашения по охране труда

    • Программы

    • Распоряжения

    • Положения

    • Должностные инструкции

    • Инструкции по охране труда

    • Инструкции о соблюдении противопожарного режима

    Отчетная документация

    • Акты проведения медицинского обследования работников

    • Учет данных о состоянии здоровья работников

    • Акты проведения испытаний производ- ственного оборудования, транспорта, подъемных устройств, оснастки, инструмента, средств подготовки инструмента

    • Результаты текущего, реагирующего контроля, аудита и анализа функционирования системы управления охраной труда высшим руководством

    • Формы официальной статистической отчетности

    • Журнал выполнения предписаний

    Учетная документация

    • Протоколы

    • Журнал регистрации входящей документации по охране труда

    • Журнал распоряжений по охране труда

    • Журнал регистрации вводного инструктажа

    • Журнал регистрации первичного, повторного, целевого, внепланового инструктажей

    • Перечень основных вопросов инструктажа на рабочем месте

    • График проверки знаний по безопасным методам труда

    • Журнал действующих инструкций по охране труда

    • Журнал выдачи инструкций

    • Журнал регистрации инструктажа и проверки знаний по эл. безопасности для 1 квалификационной группы

    • Перечень работ повышенной опасности

    • Перечень профессий и работ, для которых необходимо пройти медицинский осмотр

    • Журнал регистрации нарядов-допусков на работы повышенной опасности

    • Перечень выдаваемой бесплатно спецодежды, спецобуви и др. СИЗ

    • Журнал регистрации несчастных случаев на производстве

    • Журнал регистрации инструктажа о противопожарной безопасности

    • План противопожарных мероприятий

    • План мероприятий по охране труда

    • Карточки выдачи СИЗ, смывающих и обеззараживающих средств

    • Результаты проведения специальной оценки условий труда

    с сайта gov.ru

    1-й этап организации работ по охране труда

    1-й этап организации работ по охране труда

    1. Ознакомиться с законодательной базой и основными нормативными правовыми актами, содержащими нормативные требования охраны труда для данного предприятия (по видам деятельности, выполняемым организацией)

    2. Определить организационную форму работы по охране труда с учетом специфики производственной деятельности организации

    3. Провести обучение специалистов и работников по вопросам охраны труда в специализированных учебных заведениях

    4. Назначить распорядительными документами ответственных должностных лиц по вопросам охраны труда

    5. Сформировать перечень нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности

    6. Сформировать списки работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности, и работ, для проведения которых требуется оформление наряда-допуска

    7. Определить профессии и виды работ, при выполнении которых необходимо бесплатно выдавать работникам СИЗ, смывающие и обеззараживающие средства. Разработать порядок их выдачи

    8. Составить перечень профессий и видов работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда и предусмотрено дополнительное специальное обучение безопасности труда

    9. Определить контингент работников, для которых предусмотрен предварительный при поступлении на работу и периодический медицинские осмотры

    10. Составить перечень профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на гарантии и компенсации

    11. Составить перечень инструкций по охране труда. Организовать их разработку, согласование и утверждение. Определить лицо, ответственное за реализацию этих видов работ

    12. Разработать порядок организации работ повышенной опасности

    ГОСТ Системы безопасности комплексные и интегрированные
    ГОСТ Р 56875-2016 Информационные технологии (ИТ). Системы безопасности комплексные и интегрированные. Типовые требования к архитектуре и технологиям интеллектуальных систем мониторинга для обеспечения безопасности предприятий и территорий
    ГОСТ Р 56875-2016 Информационные технологии (ИТ). Системы безопасности комплексные и интегрированные. Типовые требования к архитектуре и технологиям интеллектуальных систем мониторинга для обеспечения безопасности предприятий и территорий

    Таблица В.1 - Структура базового профиля ИИСМиОБП
    Осн. понятия

    /2