За последние годы мировой рынок логистики пережил много потрясений: covid в 2020 году, последовавший за ним контейнерный кризис 2021-2022 гг, нарушение цепочек поставок в связи с конфликтом в Украине. На этом фоне появляется все больше стартапов, которые помогают сделать грузовые перевозки более эффективными.

В предыдущем материале мы рассмотрели стартапы, которые стремятся дигитализировать грузовые перевозки в России, теперь более подробно остановимся на международном рынке.

Инвестиционный бум в грузовой логистике продолжается

В 2021 году общее финансирование логистических стартапов достигло пика с 2014 года: согласно данным McKinsey, общая сумма привлеченных инвестиций превысила $25 млрд. В 2022 году произошел резкий спад: финансирование упало на 49%, до $13 млрд. Доля логистических стартапов в общем объеме венчурных инвестиций снизилась с 3,5% в 2021 году до 2,6% в 2022.

Доля логистических стартапов в общем объеме венчурных инвестиций
Доля логистических стартапов в общем объеме венчурных инвестиций

Одна из причин — частичное возвращение потребителей в офлайн-ритейл после того, как ситуация с COVID-19 улучшилось.

Как следствие, логистические сегменты, привлекшие рекордные инвестиции в 2021 году, в особенности те, что связаны с e-commerce, замедлили рост. Падение, однако, не затронуло логистических брокеров и экспедиторов: в 2022 году их финансирование выросло на 206% по сравнению с 2021 годом (главным образом за счет нескольких крупных раундов финансирования отдельных стартапов, например, Flexport в феврале прошлого года привлек $935 млн).

Изменение общего объема финансирования, 2021-2022
Изменение общего объема финансирования, 2021-2022

Крупнейшие игроки

По подсчетам TheEconomist, среди цифровых экспедиторов на рынке грузовых перевозок наибольшее количество инвестиций привлекли следующие стартапы: Flexport, Forto, Sennder, NowPorts, InstaFreight, ZenCargo и Beacon.

Стартап

Страна

Год основания

Привлеченные инвестиции

Flexport

США

2013

$2,4 млрд

Forto

Германия

2016

$616 млн

Sennder

Германия

2015

$310 млн

NowPorts

Мексика

2018

$239,5 млн

ZenCargo

Великобритания

2017

$66 млн

Beacon

Великобритания

2018

$65 млн

InstaFreight

Германия

2016

$49,5 млн

Flexport

Flexport был основан в 2013 году в США и одним из первых перенес экспедиторские услуги в облако, одновременно добавив дату-аналитику. Компания появилась в нужный момент — Flexport быстро стал одним из самых успешных стартапов, в 2022 году его оценка превысила $8 млрд. Изначально стартап занимался автоматизацией таможенного оформления, но впоследствии его функционал значительно расширился. Flexport изучает цепочку поставок клиента и предлагает варианты по ее улучшению. Компания специализируется на международных перевозках (авиа, морские и ж/д).  У Flexport более 11 тысяч клиентов в 112 странах.

В последнее время Flexport предпринимает активные шаги в e-commerce: в феврале компания заключила партнерство с конкурентом Amazon в США — Shopify. В рамках соглашения продавцы Shopify получили возможность бронировать международную доставку товаров от поставщиков на склад через Flexport. В мае Shopify полностью передал свой логистический бизнес Flexport (до этого компания пыталась самостоятельно развивать это направление).

Forto

Forto — быстро растущий немецкий цифровой экспедитор морских, воздушных и ж/д перевозок.  По словам основателей, его миссия – сделать трансграничную доставку контейнеров такой же легкой, как отправку электронного письма. Компания разработала платформу, которая помогает отслеживать перевозку контейнеров от пункта А пункт Б в режиме реального времени и сокращает административные расходы, по собственным обещаниям, на 30%. Кроме того, каждому маршруту Forto  присваивает рейтинг экологичности – таким образом клиенты могут контролировать свои углеводородные выбросы. Forto заявляет, что тщательно отбирает морских перевозчиков и отдает предпочтение тем, кто использует биотопливо. В качестве дополнительных услуг стартап предлагает страхование грузов, доставку груза «от двери до двери» и консолидацию заказов от разных поставщиков.

У Forto около 2500 клиентов, включая Home 24 и немецкую сеть супермаркетов Edeka, стартап отгружает до 10 тысяч контейнеров в год морским, железнодорожным и воздушным транспортом.

Sennder

В отличие от Forto и Flexport, немецкий Sennder занимается только автодорожными перевозками в Европе. По функционалу Sennder напоминает маркетплейсы грузоперевозок, которые мы рассматривали на российском рынке. На сайте стартапа значится, что к его платформе подключено более 40 тысяч фур.

Sennder соединяет грузоотправителей и перевозчиков на маркетплейсе и предлагает дополнительные сервисы для тех и других. Например, для владельцев фур Sennder выпустил отдельное приложение, где водители могут искать и принимать заказы и даже находить безопасные места для душа и сна. Кроме того, водители могут загрузить в приложение документы о том, что товар доставлен — так они смогут получить оплату за перевозку быстрее. Одновременно грузоотправители на платформе могут просматривать информацию о местоположении груза, узнавать о его прибытии или задержке.

Sennder стремится расширить свое присутствие в Европе. В сентябре 2020 года компания приобрела европейскую часть Uber Freight, занимающуюся грузоперевозками. В мае 2021 Sennder купила нидерландского экспедитора Cars & Cargo. Приобретение позволило укрепить позиции во Франции и странах Бенилюкс. Также компания управляет совместным предприятием с Poste Italiane, почтовой службой Италии.

Как и многие другие европейские компании, Sennder уделяет большое внимание вопросам экологии. Компания  входит в 16% лучших компаний в области экологической ответственности. Стартап обеспечивает сокращение выбросов углерода за счет использования современных видов топлива.

NowPorts

NowPorts позиционирует себя как «Flexport для Латинской Америки». NowPorts — это также мультмодальный экспедитор (авиа, ж/д, авто) для международных перевозок. Онлайн-платформа стартапа позволяет отслеживать грузоперевозки 24/7 и находить оптимальные маршруты по «конкурентным ценам»  Отличительная черта стартапа — наличие финансовых сервисов. В 2021 году компания запустила своего рода рассрочку, с помощью которой клиенты могут купить больше импортных товаров, но оплатить их не сразу.

Zencargo

Как и другие цифровые экспедиторы, лондонский Zencargo  предлагает клиентам платформу, которая выстраивает наиболее эффективные и дешевые маршруты для перевозки грузов, а также помогает отслеживать углеводородный след. Росту Zencargo поспособствовал Brexit, который привел к большому беспорядку в движении товаров между Соединенным Королевством и континентальной Европой (Zencargo как раз помогал упорядочить грузоперевозки). Позитивное влияние оказал и COVID-19: потребители тратили больше денег на товары для себя и меньше на путешествия, что способствовало росту глобального спроса на международные грузовые перевозки. Компания не раскрывает свою оценку, но среди клиентов есть крупные e-commerce игроки Европы, в том числе, Vivienne Westwood, Swoon Furniture и Soho Home. Со стартапом также сотрудничает Amazon.

Beacon

Beacon похож на рассмотренных выше конкурентов. Стартап предлагает оптимизировать цепочки поставок за счет большей прозрачности и аналитических инсайтов. Из интересных функций — аналитика температуры в ключевых точках цепи поставок, чтобы клиент мог спланировать маршрут в соответствии с требованиями хранения своего товара. Как и NowPorts, Beacon предлагает финансовые инструменты, прежде всего, кредитную линию до £1 млн. Стартап не отстает от эко-тренда и предлагает мониторинг уровня углеводородных выбросов.

InstaFreight

InstaFreight — второй в списке (после Sennder) региональный игрок по типу маркетплейса, который специализируется на грузовых автоперевозках в Европе. У InstaFreight есть собственный автопарк, а также сеть из более 25 тысяч партнеров-перевозчиков. Ключевой продукт для грузоотправителей — экспедиторская платформа, на которой клиенты могут букировать перевозку по конкурентным ценам, полностью онлайн.  В 2020 году, помимо экспедиторских услуг, InstaFreigt добавил в свою продуктовую линийку TMS (систему управления транспортом).

Для партнеров-грузоперевозчиков, помимо стандартного набора (скидки на заправках, загрузка ТС на обратном пути следования, быстрая оплата и пр.) InstaFreight обещает подобрать заказчиков, с которыми удастся выстроить долгосрочные отношения (соответственно, они будут отправлять грузы по одним и тем же маршрутам, удобным грузоперевозчику)

Выводы

  • Общее финансирование логистических стартапов в 2022 снизилось, однако цифровые брокеры и экспедиторы продолжают привлекать инвестиции

  • Помимо США, рынок цифровых экспедиторских услуг активно развивается в Германии и Великобритании: из 7 крупнейших стартапов 5 были основаны именно в этих двух странах

  • Абсолютный must для логистических стартапов в Европе — экологические сервисы, которые помогают сократить количество углеводородных выбросов. Еще один вариант соответствия эко-повестке: выбор перевозчиков, которые используют экологичные виды топлива

  • Ряд цифровых экспедиторов развивает финтех-инструменты: прежде всего, кредитные продукты

Комментарии (1)


  1. Maxh
    07.09.2023 16:34

    Почему все до сих пор называют бизнес "стартап", так сильно занегативили этот термин что уже надоедает. Такое ощущение, что это как отмазка на будущее, если не взлетит-то это же был стартап. Блаблакар тоже стартап, который все еще убыточный).

    А теперь серьезно, грузовые перевозки сейчас очень активно изучают как раз пассажирские перевозчики, которые заимствуют модели развития и обкатанный функционал, и это правильно, особенно если берем мультимодальные системы с пересадками на двух, трех видах транспорта.