У меня, как у работника компании есть и то, и другое. Бесплатное ПО делится на два с половиной вида.

1. Shareware — это программы, которые можно скачивать прямо с сайтов разработчиков и с легкостью использовать, но у них есть ограничения. Ограничения работают в следующем режиме: сперва у вас без лимит, все летает и весь функционал работает без проблем. Затем количество функционала начинает снижаться, а вам как юзеру потихоньку с помощью уведомлений предлагают перейти на "про" версию. Или же изначально в продукте есть 2-3-5 инструментов, а все 10 можно открыть только после приобретения. Из всем известных примеров такого ПО:WinRar, Skype, CCleaner.

2. Freeware — это программы, которые можно использовать бесплатно. В их лицензии, как правило, написано, что с ней можно делать все, что душе угодно, кроме изменения кода. Здесь самыми популярными примерами могут выступить: Spotify, uTorrent, Mozilla Firefox.

2.1. Есть еще одно понятие, которое следует НЕ путать со вторым пунктом это, так называемое свободное программное обеспечение. Со свободным ПО можно не только делать все, что хочется, но еще и менять его код. Такими характеристиками обладают: Blender, FreeCAD и даже Linux.

В общем и целом, такими программами можно пользоваться, да и я сама это делаю в некоторых случаях, потому что такие программки как минимум бесплатные и могут закрыть мои сиюминутные и/или разовые потребности. Они есть на любой вкус: и редакторы, и для работы с документами, и для того, чтобы музыку слушать. А еще они офлайн — это тоже хорошо и не ест трафик. Ставить на компьютер, телефон такое ПО легко.

Теперь про платное ПО. Думаю, особо расписывать не нужно. Ежегодно или по системе SUB мы платим определенное количество грошей и пожинаем все функциональные плоды и обновления. Платные решения сейчас в основном делятся на коробку и облако.

Коробочные решения - уже готовые модули, которые ставятся к вам на сервер и автоматизируют ваши бизнес-процессы. Обычно к серверам требуется дополнительная штатная единица (сисадмин), который все это дело обслуживает, обновляет прочее.

Облачные решения - тоже модули, которые могут быть и готовыми и кастомные, просто хранение данных происходит не на вашем сервере, а у тех, кто вам это ПО продал. Мы, кстати, именно облако выбрали для себя как для пользователей и для себя как для дистрибьютора. Почему? Все просто. Мы современные и не всегда сидим в офисе. Облако позволяет работать хоть из огорода, хоть из Таиланда. Заходишь по системе лог/пасс и работаешь. Все рабочие документы у нас хранятся в той же системе. Для нас, как для дистрибьюторов и внедренцев облачного ПО в этом самом облачном ПО есть еще один плюс: облако довольно легко подстроить под любой вид бизнеса или численность штата. У нас в клиентах есть авиакомпания на 1,5 к сотрудников и хлебобулочный завод, который открыт с 1901 года. Всем подошло, все работают.

Рабочий кейс из-за которого мне этот мир стал абсолютно понятен.

Интерфейс той самой программы
Интерфейс той самой программы

До того как перейти на платные программы мы как начинающий бизнес скачали бесплатную программу для создания счетов, договоров, актов, с ее помощью делали документы при работе с клиентами и хранили копии либо в папках на компьютерах, либо загружали в CRM. Потом весь этот функционал мы внедрили уже в свой продукт и бесплатную программу удалили. Кстати, разработчики этой программы, как и мы из славного города Екатеринбурга и в концепции "глобал вилладж" наш главный знает их главного и наоборот. В какой-то момент один предложил другому продать базу клиентов и вот тот второй согласился. Важно понимать, что продукт перекупать никто не собирался, то есть по сути речь шла о перепродаже телефонов и почт юзеров сервиса.

А теперь главное преисполнение: бесплатные сервисы могут торговать вашими данными. Если вы не заключили договор, ну и будем честны друг с другом, в пользовательском соглашении сразу пролистали вниз и поставили кнопку напротив пункта "я согласен, устанавливайте", то ваши данные могут путешествовать по всем компаниям, которые ведут схожую деятельность. С одной стороны, это интересный способ заработка для компании, которая распространяет бесплатное ПО, но с другой стороны мало кому уже доставляют удовольствие постоянные звонки и письма с предложением купить что-либо.

Второе преисполнение: поддержка таких сервисов. Когда нужно было указать переменные в договоре в бесплатной программе мы надеялись на себя и на ютуб. А когда эту программу с внесенными переменными нужно было поставить на еще один компьютер мы снова остались наедине с проблемой и письмом на электронку от этого сервиса о том, что это либо платно через них, либо сами руками делайте снова. Кстати, у них даже телефона или мессенджера для помощи тогда не было, все общение только через официальные письма. В техподдержке нашего нынешнего платного ПО работает 500 человек, им можно позвонить, написать на почту, в вотсап или даже в чат, который прямо в программе (не путать с тем, где нужно контакты оставить, там нормальный чат и там сразу человек отвечает) они чинят систему минут за 5-10, оповещают о доработках, рассказывают об обновлениях и показывают как ими пользоваться. Получается, что покупая программу вы покупаете еще и обслуживание этой программы.

Третье преисполнение: немного вытекает из первого. Безопасность... системы, которые мы используем сейчас аккредитованы ФСБ, ФСТЭК, Роскомнадзором, которые будут беречь мои данные, переписки и мемы с котиками. А бесплатные? Как минимум продать мой номер. А что еще я храню на своем компьютере? Платежные данные, паспорта родственников и прочее. Терять их не хотелось бы.

Отговаривать вас ставить бесплатные программы или в обязательном режиме покупать лицензионные я не могу. Могу лишь обратить ваше внимание на то, что лицензионное ПО это законно. Бесплатное может оказаться пиратским и может привести к юридическим преследованиям и штрафам. Лицензионные программы позволяют бизнесу быть в законном положении. А еще это имидж. Представьте, вы приходите в компанию работать, а работа встала, потому что на офисной программе кряк слетел... это несерьезно и даже немного забавно. А еще бесплатное ПО более часто подвергается кибератакам.

Но если вы все таки потомок Скруджа Макдака, то скачивайте установщики только с официальных сайтов разработчика, пользуйтесь антивирусом и при установке не используйте пункт "по умолчанию" потому что это один из пунктиков, который может привести к утечке ваших данных.

Комментарии (6)


  1. garwall
    11.09.2023 07:47
    +8

    Смешались в кучу кони, люди. Спотифай - беспланый, Firefox'у нельзя менять код, путаем программное обеспечение с чем-то as service и приходим к выводу - "несите ваши денежки, иначе быть беде" - не надо так, совсем не надо.


  1. cahbeua
    11.09.2023 07:47
    +1

    Шарик синий поэтому слон зелёный... Примерно всё так как тут написано. Кто вам сказал что коробочное платное решение не будет торговать вашими данными? Или лиц соглашение у них какое-то папаримскописное в отличии от демонообразных фриверщиков? Просто в одном случае вас предупреждают что как бы вы не платите, так что вот вам факт, а во втором вы заплатили, шота не нравится - вон двери вон в них. Вы забыли упомянуть что "фривэр и софтвэр" ещё бывают платными только для бизнеса, а это ОООООООООчень чувствительно. Тот же recillio sync - софтвер, но при попытке установить на серверную винду он вам скажет что идите лесом со своими доменными приколами. Так же всеми любимый ВатсУП - либо на хом едишин ставим через майкрософтстор, либо звоните пишите до востребования.

    У облака есть и свои минусы. Допустим у вас всё было хорошо и фирма росла, купили ЦРМ, загнали в облако, а потом пошёл спад (ну там мало ли какие события могли произойти в каком ни будь феврале), и как дальше? База уже разрослась, сервисы нужно продлевать и платить за большую програмку, на низ уже не соскачить...


    1. anasteyshanaly Автор
      11.09.2023 07:47
      -4

      Коробочное решение, по крайней мере на законодательном и договорном уровне не имеет права этого делать и/или наказуемо за то, что так делает. А в случае с бесплатным просто придётся ставить еще один антиспам от звонков и все

      Что касается облака и СРМ - если у компании пошел спад, а база большая, то облака предусматривают разные тарифы. Такие ситуации, кстати, позволяют досканально разобраться каким функциями вы точно пользуетесь, а от каких можно отказаться. К примеру у нас есть тариф с рассылками по клиентами, которые мы не делаем, отказ от рассылок = снижению тарифа = экономии. При этом важные для нас штуки остаются. Получается, что на низ соскочить все таки можно


      1. atshaman
        11.09.2023 07:47
        +1

        Эмммм... вы лицензионные соглашения, соглашения на обработку персональных данных и прочую требуху <почти-чего-угодно> читали? Это раньше можно было говорить, что "если вы не платите за товар - то товаром являетесь вы сами", но сейчас-то? "Платите-или-не-платите, мы будем торговать вашими данными с кем угодно и как угодно". А в случае, если эти данные вдруг внезапно "утекут" - то какой-нибудь яндекс заплатит за этот штраф в 30 тысяч, ага.


      1. cahbeua
        11.09.2023 07:47
        +1

        В саузпарке есть серия про человеческую айпадоножку. Понимаю что там несколько утрировали проблему, но в целом не на пустом месте это вот всё.

        Не знаю о каких вы облаках говорите, но в целом любой "провайдер" пихает всё что угодно в свои тарифы кроме "убрать лишнее". Вам всё ещё нужны 500 смс в мобильном тарифе? Вы просто не помещались в 30гб мобильного трафика и вам потребовался безлим на который вас перевёл оператор добавив к тарифу +10баксов? Или может домашний интернет вам просто неприменнеше нужен гигабитный всего за 20 баксов в месяц, при том что вы его бабушке ставили и 50 мегабит стоит 15 баксов и что бы понизить нужно ещё и доплатить.

        И так практически в каждой подписке. Не нравится - или так или никак.


  1. slavius
    11.09.2023 07:47
    +9