1. Введение

Данная статья по большей части является кратким изложением исследования NASA MTAS (Mars Transportation Assessment Study, март 2023).

2. Траектории полета

В настоящее время при существующих технологиях реактивного движения важнейшим этапом при планировании пилотируемой экспедиции в дальний космос является выбор траектории полета. Для Марса это выражается в наличии двух видов траекторий: «сonjunction-class» (типа «соединение») и «opposition-class» (типа «оппозиция»).

Синий цвет – туда, красный – обратно, желтый – пребывание на Марсе.
Синий цвет – туда, красный – обратно, желтый – пребывание на Марсе.

Траектории типа «соединение» требуют меньших запасов характеристической скорости (т.н. ΔV) за счет использования стартового окна на пути туда и обратно, но требуют много времени 900-1000 дней, из которых время пребывания людей на Марсе порядка 400-600 дней. Траектории типа «оппозиция» — наоборот требуют больше ΔV, но снижают время экспедиции до 560-700 дней и время пребывания людей на Марсе до порядка 30-90 дней.

Затраты ΔV на перелет от орбиты Земли (400×400 000 км) до орбиты Марса (с периодом 2 сола) и обратно. Красным и зеленым цветом на правом графике учтено использование гравитационного маневра у Венеры.
Затраты ΔV на перелет от орбиты Земли (400×400 000 км) до орбиты Марса (с периодом 2 сола) и обратно. Красным и зеленым цветом на правом графике учтено использование гравитационного маневра у Венеры.

Небольшое увеличение затрат ΔV на перелет резко (в 3,1 раза) увеличивает массу топлива, которую необходимо выводить на околоземную орбиту для экспедиции. Поэтому изначально траектории типа «оппозиция» не рассматривались NASA в качестве перспективных, но в последние годы концепция поменялась. В новом исследовании MTAS (2023 г.) рассматривается исключительно концепция миссии типа «оппозиция». Для первых пилотируемых экспедиций на Марс крайне важно снизить риски отказа оборудования и радиационное воздействие на экипаж, которые тем больше, чем продолжительней миссия. И в этом плане экспедиция «opposition» класса очень сильно выигрывает.

3. План полета

Вышеуказанные заключения привели проектировщиков NASA к следующим выводам:

1) пилотируемая экспедиция должна быть продолжительностью 2 года, траектория типа «оппозиция» в 2030-х гг;

2) время пребывания на Марсе ограничить 30 днями, при этом 2 члена экипажа будут на поверхности планеты, а 2 в это время на орбите Марса;

3) корабль для полета на Марс будет собираться на орбите Луны (на NRHO, если точнее), где от лунной программы Artemis должна быть подготовленная инфраструктура (станция Lunar Gateway);

4) экипаж во время полета будет жить в специальном жилом модуле DSH (Deep Space Habitat), старт к Марсу — с орбиты Луны, возвращение обратно — также на орбиту Луны;

5) для выведения на орбиту полезных нагрузок будет широко использоваться сверхтяжелая ракета SLS от лунной программы (а также сверхтяжелая Starship);

6) будет использоваться длинный обтекатель SLS диаметром 8,6 м;

7) до прибытия экипажа на орбиту Марса должны быть доставлены 3 посадочных модуля массой по 65 000 кг.

Рассматривались две концепции движения: ядерные тепловые двигатели NTP (Nuclear Themal Propulsion) и ядерные электрические двигатели (Nuclear Electric Propulsion) в связке с химическими на топливе жидкий метан-жидкий кислород (LCH4+LOX).

Влияние радиации на экипаж от различных источников — в исследовании отмечено как нерешенная до конца проблема. По-видимому, в будущем нужно будет искать баланс между более короткими миссиями со снижением радиации от естественных источников (галактические космические лучи и солнечные вспышки) и более продолжительными со снижением радиации от ядерных систем корабля.

4. Вариант I. Полет на ядерном тепловом двигателе (NTP)

Схема полета:

1) отправление из системы Земля-Луна – 26.04.2039 (1-й д.)

2) маневр в дальнем космосе – 27.07.2039 (93-й д.)

3) выход на орбиту Марса – 16.02.2040 (297-й д.)

4) отправление с орбиты Марса обратно – 26.03.2040 (336-й д.)

5) пролет Венеры – 06.10.2040 (530-й д.)

6) выход на орбиту Земли – 16.03.2041(691-й д.)

Всего 690 дней.

Пилотируемая экспедиция — лишь вершина айсберга, она является малой частью длительной, растянутой почти на все 2030-е годы пусковой кампании.

Пусковая кампания на ЯРД (NTP). Всего 47 запусков ракет носителей: 7 SLS, 15 тяжелых коммерческих РН (Falcon Heavy), 25 сверхтяжелых коммерческих РН (Starship).
Пусковая кампания на ЯРД (NTP). Всего 47 запусков ракет носителей: 7 SLS, 15 тяжелых коммерческих РН (Falcon Heavy), 25 сверхтяжелых коммерческих РН (Starship).
Грузовая часть пусковой кампании на ЯРД (NTP). В результате три посадочных модуля доставляются на орбиту Марса. Посадочные модули сразу предполагается оснащать ядерными тепловыми двигателями с тягой 40-60 кН для обкатки технологий перед полетом экипажа.
Грузовая часть пусковой кампании на ЯРД (NTP). В результате три посадочных модуля доставляются на орбиту Марса. Посадочные модули сразу предполагается оснащать ядерными тепловыми двигателями с тягой 40-60 кН для обкатки технологий перед полетом экипажа.
Пилотируемая часть пусковой кампании на ЯРД (NTP). Финальная сборка конструкций корабля происходит на NRHO (орбита Lunar Gateway). Промежуточная орбита MEEO (1200x7000 км) подобрана специально, чтобы оптимизировать количество запусков ракет-носителей. В NASA умышленно отказались от использования низких орбит (типа как МКС на 400 км), чтобы исключить риск поражения конструкций космическим мусором. Космонавты добираются до марсианского корабля на орбите Луны и возвращаются на Землю после экспедиции с использованием ракеты SLS Crew с кораблем Orion. На обратном пути от Марса используется гравитационный маневр у Венеры.
Пилотируемая часть пусковой кампании на ЯРД (NTP). Финальная сборка конструкций корабля происходит на NRHO (орбита Lunar Gateway). Промежуточная орбита MEEO (1200x7000 км) подобрана специально, чтобы оптимизировать количество запусков ракет-носителей. В NASA умышленно отказались от использования низких орбит (типа как МКС на 400 км), чтобы исключить риск поражения конструкций космическим мусором. Космонавты добираются до марсианского корабля на орбите Луны и возвращаются на Землю после экспедиции с использованием ракеты SLS Crew с кораблем Orion. На обратном пути от Марса используется гравитационный маневр у Венеры.
Марсианский корабль на ЯРД(NTP) на момент старта из системы Земля-Луна. Солнечные батареи и ядерный реактор дают суммарно 60 кВт электроэнергии для бытовых нужд. Большая часть объема корабля - баки с жидким водородом, снабженные радиаторами для отвода тепла от криоохладителей.
Марсианский корабль на ЯРД(NTP) на момент старта из системы Земля-Луна. Солнечные батареи и ядерный реактор дают суммарно 60 кВт электроэнергии для бытовых нужд. Большая часть объема корабля - баки с жидким водородом, снабженные радиаторами для отвода тепла от криоохладителей.

Всего для миссии требуется изготовить 7 ядерных двигателей: как минимум 1 ЯРД для отработки технологии, 2 ЯРД для грузовых кораблей, 2 ЯРД для пилотируемого корабля и еще 2 ЯРД требуются для сборки конструкции пилотируемого корабля.

Двигатели пилотируемого корабля должны иметь тягу 110 кН и удельный импульс не меньше 870 с, чтобы обойтись разумным количеством топлива. В исследовании принята величина 900 с, чтобы учесть неэффективность запуска двигателя. Каждый двигатель должен быть в состоянии проработать 4 часа, чтобы иметь возможность продолжить миссию, если один из двигателей на корабле выйдет из строя. Максимальное количество пусков двигателей предполагается около 8.

Технология NTP сопряжена со следующими серьезными проблемами:

1) Единственным топливом, способным дать такой высокий удельный импульс, может быть только водород, который для этого необходимо нагреть до температуры 2700 К. При этом пиковые температуры топлива могут быть на несколько сотен градусов выше температуры водорода на выходе из реактора. Твэлы должны быть изготовлены из жаропрочных материалов и выдерживать коррозию раскаленного водорода. Твэлы CerMet (керамометаллические) могут дать удельный импульс 870 с, а CerCer (полностью керамические) могут дать 900 с с запасом. Однако твэлы CerCer никогда не испытывались в условиях ядерного двигателя и их еще предстоит проверить. Есть также два перспективных материала на основе карбидов, которые могут выдержать еще более жесткие условия (и дать целых 1050 с), но их тоже нужно испытывать.

2) Очень капиталоемкими и трудоемкими являются стендовые испытания нового двигателя. В связи с тем, что в настоящее время в США запрещены эксперименты с радиоактивными материалами на открытом воздухе (как это было в проекте Rover/NERVA), разработка специализированного стенда становится серьезной проблемой. Такой стенд должен полностью улавливать и перерабатывать выхлопные газы от испытываемого двигателя и сам по себе пройти экспертизу радиационной безопасности.

3) Нужно выводить технологию управления криогенными жидкостями на новый уровень, т.к. потребуется хранить жидкий водород в космосе в течение нескольких лет. Водород представляет собой маленькую молекулу и способен легко просачиваться через маленькие зазоры в седлах клапанов и даже через кристаллическую решетку материала. Для снижения утечек водорода до пренебрежимо малых требуется разработать клапаны и муфты с нулевой утечкой, совершенную термоизоляцию и криокулеры большой емкости и эффективности.

Для исключения кипения водород нужно поддерживать жидким при очень низкой температуре 20 К. Это потребует разработать высокопроизводительные криорефриджераторы и передовые системы теплоизоляции.

Наконец, конструкция корабля предполагает наличие большого количества резервуаров, между которыми потребуется перекачивать топливо. Перекачка жидкого водорода никогда не демонстрировалась в условиях микрогравитации. США предполагают решить эти проблемы в ходе лунной программы, но на сегодняшний день технологии находятся на низком уровне зрелости.

5. Вариант II. Полет на ядерном электрическом двигателе+ЖРД (NEP+CCP)

Схема полета:

1) отправление из системы Земля-Луна – 28.02.2039 (1-й д.)

2) выход на орбиту Марса – 21.12.2039 (297-й д.)

3) отправление с орбиты Марса – 30.01.2040 (337-й д.)

4) пролет Венеры – 09.10.2040 (590-й д.)

5) выход на орбиту Земли – 29.03.2041 (761-й д.)

Всего 760 дней.

В данном варианте используются сильные стороны каждого типа движения. Сначала при отправлении двигатель большой тяги (ЖРД) быстро меняет скорость корабля, затем включается ионный двигатель малой тяги (ЯЭДУ), который работает месяцами. При подлете к цели, вновь включается двигатель большой тяги для выполнения маневра выхода на орбиту.

Пусковая кампания на ЯЭДУ+ЖРД (NEP+CCP). Всего 30 запусков ракет-носителей: 9 SLS, 15 тяжелых коммерческих РН (Falcon Heavy), 6 сверхтяжелых коммерческих РН (Starship).
Пусковая кампания на ЯЭДУ+ЖРД (NEP+CCP). Всего 30 запусков ракет-носителей: 9 SLS, 15 тяжелых коммерческих РН (Falcon Heavy), 6 сверхтяжелых коммерческих РН (Starship).
Грузовая часть пусковой кампании на ЯЭДУ+ЖРД (NEP+CCP). В этом варианте первый посадочный модуль летит к Марсу на обычном ЖРД. Последующие два доставляются при помощи NEP, перебираясь долгими месяцами от орбиты к орбите по длинным спиральным траекториям. В отличие от предыдущего варианта, посадочные модули сразу сажают на Марс. Двигательный модуль с NEP остается на орбите Марса до новых экспедиций.
Грузовая часть пусковой кампании на ЯЭДУ+ЖРД (NEP+CCP). В этом варианте первый посадочный модуль летит к Марсу на обычном ЖРД. Последующие два доставляются при помощи NEP, перебираясь долгими месяцами от орбиты к орбите по длинным спиральным траекториям. В отличие от предыдущего варианта, посадочные модули сразу сажают на Марс. Двигательный модуль с NEP остается на орбите Марса до новых экспедиций.
Пилотируемая часть пусковой кампании на ЯЭДУ+ЖРД (NEP+CCP). Для пилотируемого полета на безопасной орбите (1100 км) развертывается новая двигательная установка NEP. В остальном все как в прошлом варианте – поэтапная сборка корабля на NRHO, доставка экипажа на окололунную орбиту и возврат на Землю с помощью SLS Crew/Orion, использование гравитационного маневра у Венеры на обратном пути.
Пилотируемая часть пусковой кампании на ЯЭДУ+ЖРД (NEP+CCP). Для пилотируемого полета на безопасной орбите (1100 км) развертывается новая двигательная установка NEP. В остальном все как в прошлом варианте – поэтапная сборка корабля на NRHO, доставка экипажа на окололунную орбиту и возврат на Землю с помощью SLS Crew/Orion, использование гравитационного маневра у Венеры на обратном пути.
Марсианский корабль на связке ЯЭДУ+ЖРД (NEP+CCP) на момент старта из системы Земля-Луна.
Марсианский корабль на связке ЯЭДУ+ЖРД (NEP+CCP) на момент старта из системы Земля-Луна.

Реактор корабля находится на 50 м телескопической штанге для изоляции от радиаторов, электроники и жилого модуля. На одной из стенок реактора имеется щит, который создает обращенный к остальному кораблю конус пространства, защищенный от радиации. 20 двигателей на эффекте Холла вынесены на отдельных штангах. Ступень с ЖРД и ступень с жидким метаном и жидким кислородом находится в правой части корабля. И ЯЭДУ, и химическая ступень проектировались самыми большими, какие только смогут поместиться под длинный обтекатель SLS диаметром 8,6 м.

В исследовании предполагается, что двигатели на эффекте Холла марсианского корабля будут в целом похожи на 12,5 кВт двигатели, разработанные для Lunar Gateway и работающие от солнечных батарей. Кроме того, NASA продемонстрировало масштабирование технологии двигателей на эффекте Холла до мощности 100 кВт (и тяги 4,6Н). Основываясь на этих данных в исследовании заложен удельный импульс ионных
двигателей 2600 с. Удельный импульс химической ступени LCH4+LOX принят равным 350 с.

Основным фактором при проектировании ядерной электрической двигательной установки являются радиаторы, от размера которых зависит компоновка корабля и его сборка в космосе. Размер радиатора зависит от необходимой эффективности преобразования тепловой энергии в электрическую и допустимой температуры отводимого теплоносителя. Чтобы свести к минимуму риск утечек охлаждающей жидкости, в настоящее время рекомендуется собирать и заполнять радиаторы до их запуска в космос. Таким образом целесообразно разместить радиаторы в одной ракете-носителе с реактором и преобразователем энергии. На основе технологий, разработанных в рамках проекта Prometheus, была разработана концепция складывания радиатора площадью 2500 м2, полностью умещающегося под длинным обтекателем SLS диаметром 8,6 м. Была разработана и более продвинутая конструкция на 4000 м2, но в целях уменьшения количества складок и гибких гидравлических соединений, в исследовании решили остановиться на более простом варианте.

Модельная концепция предполагает использование реактора с жидким металлом (эвтектика NaK) в качестве теплоносителя, конверсия энергии – на основе цикла Брайтона с использованием в качестве рабочего тела сверкритического CO2. Используемое в активной зоне топливо – HALEU TRISO (высокопробный низкообогащенный уран со степенью обогащения по 235U 19,75%), конструкция – на основе реактора TCR министерства энергетики США. В альтернативной концепции предлагается топливо UN (высокообогащенный уран со степенью обогащения по 235U 93%), конструкция – на основе старого реактора на быстрых нейтронах SP-100. Также будут рассматриваться другие виды теплоносителей, способы конверсии энергии и другие вещества в качестве рабочего тела. Из-за желания свести к минимуму использование тугоплавких металлов и снизить сложность производства и проблемы с испытаниями, температура на выходе из реактора принята на уровне 1200 К, что соответствует температуре нагревателя в преобразователе энергии 1150 К в конструкции из жаропрочного никелевого сплава. Принятые конструктивные решения и ограничения определяют размер ядерной энергетической системы в 2 МВт. Для планирования миссии была принята мощность ядерной установки 1,8 МВт и еще 0,1 МВт   для жилого модуля и систем корабля. Вкупе с химическим двигателем, необходимым для маневров возле тел с высокой гравитацией, таких как Земля, Луна и Марс, мощность 1,8 МВт является оптимальной для выполнения всех задач миссии.

Если обходиться одной только ЯЭДУ без ЖРД, то требуемая мощность двигательной установки вырастет до 5 МВт. Хотя такая конструкция возможна, но она создает дополнительные проблемы при разработке технологии и при компоновке. В 2,5 раза большие радиаторы потребуют многократных запусков ракет-носителей из-за ограниченного объема обтекателя, будут иметь многочисленные гидравлические соединения, которые потребуют сборки и проверки на герметичность в космосе. Такие операции в принципе будут доступны в 2030-е годы для американской космонавтики, но для снижения рисков в первой экспедиции лучше обойтись без них. Более высокая мощность двигательной установки выходит за пределы существующей технологии двигателей Холла и существующих испытательных стендов, и разработка более крупных двигателей для миссии 2030-х годов наврядли возможна.

Хотя технология ЯЭДУ является более проработанной, чем технология теплового ЯРД, на разработку и квалификационные испытания нового реактора, системы Брайтона и ионных двигателей потребуется не меньше 12 лет. Для полномасштабных испытаний ионных двигателей понадобятся крупные вакуумные камеры с большой скоростью откачки 1600-1800 тысяч л/с (GRC Vacuum Facility #6 или Armstrong Test Facility-ATF).

Как и в концепции NTP требуется разработка запорной арматуры и криокулеров для многолетнего хранения в космосе жидкого метана (темп. кип. 111 К) и жидкого кислорода (темп. кип. 90 К) с околонулевыми потерями, хоть проблема здесь стоит не так остро, как с жидким водородом.

6. Сравнение подходов

Масса выводимой на орбиту полезной нагрузки

Цифры можно сравнить с массой МКС - 420 т.

Полезная нагрузка

Масса полезной нагрузки, т

ЯРД (NTP)

ЯЭДУ+ЖРД (NEP+CCP)

Реактивное топливо

759

708

Топливные баки (сух.)

217

31

Двигательные системы

110

63,5

Ядерные системы

95

114,5

Снабжение

19

19

Жилой модуль

26

26

Посадочные модули

195 (3×65)

195 (3×65)

ИТОГО

1421 т

1157 т

Большая масса полезной нагрузки в NTP варианте связана с низкой плотностью жидкого водорода (71 кг/м3), что сопоставимо с плотностью пенопласта. Это порождает большое количество дополнительных топливных баков, т.к. доставка топлива на орбиту начинает лимитироваться не массой топлива, а объемом, который можно разместить под обтекателем ракеты. Масса баков становится как дамоклов меч, а если учесть, что тонны полезной нагрузки в случае NTP и NEP не совсем «одинаковые», т.к. они под разные орбиты (1200х7000 км в концепции NTP и круговую 500 км в концепции NEP), то ситуация здесь становится совсем не в пользу NTP.

Ядерные реакторы NTP

Реакторы NTP работают на пределе возможностей материалов. Когда-либо проектировавшиеся конструкции под высокий удельный импульс имели температуру в активной зоне на 100-200 К ниже температуры плавления стенки. Водород в данном случае является не только реактивным топливом, но и теплоносителем реактора, и его случайный дисбаланс легко приведет к расплавлению активной зоны и выходу из строя. Попытки сделать реактор более надежным утяжеляет конструкцию и приводит к падению тяговооруженности двигателя до TWR≈3, что сводит на нет преимущество высокого удельного импульса ЯРД по сравнению с традиционными химическим двигателями. Также водород способен взаимодействовать с нейтронами, делая их тепловыми, что ускоряет реакцию распада урана-235, но, с другой стороны, более быстрый поток водорода лучше охлаждает реактор. Не следует забывать и о тепловом расширении водорода. Все эти явления усложняют управление реактором.

Важным фактором при разработке материалов является высокотемпературная водородная коррозия твэлов. Из-за этого явления продолжительность работы ЯРД с высоким Isp ограничена временем в несколько часов. Получается так, что ЯРД с высоким Isp работает недолго, а более долгоживующие ЯРД имеют низкий Isp.

Использование высокопробного низкообогащенного урана HALEU (содержание 235U 5-20%) – в космической ядерной энергетике и двигателях началось сравнительно недавно в результате политического решения не использовать высокообогащенный уран, применяемый для изготовления ядерного оружия. 235U – единственный изотоп, встречающийся на Земле в практическом изобилии и расщепляющийся тепловыми нейтронами. Однако нейтроны, рождающиеся при каждом делении 235U, являются быстрыми и должны быть термализованы, чтобы эффективно поддерживать цепную реакцию в уране. Если не замедлять нейтроны, то активная зона даже при обогащении 19,75% должна быть большой и тяжелой, чтобы содержать достаточно урана-235 для достижения критической массы. Типичные наземные энергетические реакторы имеют большие активные зоны на тепловых нейтронах, работающие на низкообогащенном уране (LEU), в канадском реакторе CANDU даже используется природный уран с содержанием 235U 0,7%. Для них нет нужды ограничивать массу и размеры, но для космических приложений размер и масса - важнейшие факторы проектирования.

У руководства NASA есть намерения добиться необходимых характеристик NTP с использованием топлива низкообогащенного урана с замедлителями на основе гидридов циркония ZrH и иттрия YH. В исследовании отмечается, что это сильно усложнит конструкцию. Существующие концепции основаны на использовании высокообогащенного урана (NERVA 1960-е и SNTP 1990-е). Реактора на HEU (высокообогащенном уране, с содержанием урана-235 более 20%, обычно 93%) разрабатывались с 1950-х гг. Такие реакторы обычно работают на быстрых нейтронах, характеризуются простой и надежной конструкцией. Быстрые нейтроны могут поддерживать реакцию деления, хотя и с меньшей эффективностью, чем тепловые нейтроны, но это допустимо при избытке урана-235. Реактор на высокообогащенном уране потенциально может стать самым легким по массе решением
для космической ядерной энергетики и двигателей.

Ядерные реакторы NEP

Реакторы NEP работают при более низких температурах, чем реакторы NTP, но должны работать дольше. В целом, по прогнозам, реактор NEP будет менее сложным в разработке, учитывая более низкие рабочие температуры и стационарный режим работы, который больше похож на земные реакторы. Реакторы с более высокой температурой желательны для повышения эффективности системы преобразования энергии, а также для увеличения температуры отвода тепла для минимизации размера радиатора. Рабочая температура космических энергетических реакторов обычно ограничивается материалами топлива, корпуса высокого давления и деталей в системе преобразования энергии (например, турбины систем Брайтона или Ренкина). Предполагается, что эти пределы составят ~1200 К для никелевых суперсплавов в системе преобразования энергии, ~1500 К для тугоплавких сплавов и ~1800 К для керамических материалов.

Активные зоны NEP обычно проектируются для работы за «теневым» экраном конической усеченной формы для уменьшения гамма- и нейтронного излучения работающего реактора и защиты систем космического корабля и экипажа. Щиты плотные и тяжелые, обычно больше и тяжелее, чем сам реактор, и их размер соответствует форме реактора. По этой причине желательны компактные активные зоны, что влияет на теплоперенос реактора (который определяет объем каналов теплоносителя в активной зоне), а также на выбор между высокообогащенным ураном и HALEU (HALEU требует большего объема и топлива, и замедлителей). Использование высокообогащенного урана в конструкции активной зоны на быстрых нейтронах приводит к созданию самого простого, компактного и легкого космического энергетического реактора, особенно для небольших систем мощностью до нескольких МВт.

В исследовании отмечается, что разработка системы HALEU с гораздо более низкой плотностью топлива требует использования гидридных замедлителей для активной зоны теплового спектра. Это создает аналогичные проблемы проектирования, что и HALEU NTP, и повышает риск разработки. Активная зона космического энергетического реактора с замедлителем должна содержать высокотемпературные гидриды, такие как ZrH или YH, при температуре менее ~ 1000 К в течение многих лет работы, в то время как топливо в активной зоне обычно более горячее (~1200 К для эталонного проекта NEP). Время работы при высокой температуре определяет как долго материал замедлителя будет сохранять эффективность, т.к. гидриды со временем распадаются и водород улетучивается.

Вышеуказанные проблемы обрекают космическую программу на использование высокообогащенного урана. Единственная причина рассматривать низкообогащенный уран – смягчение политических проблем, решение проблем с безопасностью и лицензированием.

Реактивное топливо NTP

Серьезные проблемы, связанные с жидким водородом, описаны выше.

Реактивное топливо NEP

Жидкий ксенон Xe очень удобен в качестве реактивного топлива ионных двигателей, т.к. имеет низкий потенциал ионизации, легко хранится в сверхкритическом состоянии при избыточном давлении 70-140 бар без необходимости в криогенном охлаждении. Плотность жидкого Xe 2900 кг/м3, что больше плотности кирпича. Жидкие метан и кислород также достаточно плотные: плотность LCH4 410 кг/м3 (плотность дубовой древесины), плотность LOX 1140 кг/м3 (больше плотности воды). Единственная проблема - накопить достаточно ксенона, который содержится в очень малой концентрации в атмосфере Земли. Воздух
сжижается во многих местах по всему миру, т.к. очищенный кислород необходим для
производства стали. Воздух сжижается в ходе серии стадий все более холодной
конденсации, а благородные газы аргон, криптон и ксенон конденсируются
последними. Многие заводы по сжижению газа не имеют оборудования для разделения
этих трех газов в конце линии конденсации. Для миссии человека на Марс
потребуется несколько лет мировых поставок ксенона при нынешних темпах
производства. Решение этой проблемы включает в себя накопление запасов ксенона
в течение нескольких лет и расширение инфраструктуры для очистки ксенона на
существующих установках по сжижению воздуха по всему миру.

7. Стоимость

Команда MTAS выполнила детальную оценку стоимости обоих вариантов полета на основе лучших доступных исторических данных, эвристического анализа, экспертных заключений и коллегиальных обсуждений.

8. Заключение

В целом из текста MTAS складывается стойкое впечатление, что лететь человеку на Марс в 2039 г. рановато, даже для США. В настоящее время страны не состязаются в марсианской гонке. Сейчас мы видим вялое начало лунной гонки, которая продлится наверно 20-25 лет, а уже потом, когда будет опыт эксплуатации обитаемой базы на поверхности Луны, вот тогда можно будет отправляться к Марсу. Автор статьи ставит на начало 2049 г. (самая правая часть картинки с затратами ΔV). Интересно будет зайти сюда позже и узнать: сбылся прогноз или нет?

Комментарии (36)


  1. AlexM2001
    27.09.2023 16:10
    +4

    Спасибо за публикацию!

    Обстоятельно описано.

    Также напомню что Union Aerospace Corporation основана 8 лет назад. И ждёт своего часа.)


  1. huaw
    27.09.2023 16:10
    +2

    О, опять через 20 лет обещают на Марс полететь. Тут прям как с термоядом.


    1. Zenitchik
      27.09.2023 16:10
      +1

      Я так понял, это какой-то план времён программы Constallation, раскопали и слегка облагородили.

      Альтернативная история, короче.


      1. Valerij56
        27.09.2023 16:10
        +1

        Нет. Это современная официальная версия марсианской экспедиции от НАСА. Поэтому в программе задействована Senate Lunch System. в общем, всем уже понятно, что программа SLS столько не проживёт, но зато в конце этого десятилетия, вероятно, НАСА так или иначе сертифицирует какую-то версию Старшипа для пилотируемых полётов.


    1. hrusha
      27.09.2023 16:10

      Ага, телескоп без людей 20 лет проекторовали и собирали. А тут штуку на порядок более сложную с людьми, не обясняя как они выживут и кто за все это будет платить, хотят запустить за 16 лет


      1. Valerij56
        27.09.2023 16:10

        Вообще-то Марсианскую Экспедицию НАСА уже больше тридцати лет проектирует Ещё в восьмидесятых Зубрин (тогда он как раз работал в НАСА) разрабатывал. В девяностые он из НАСА ушёл, и разработал альтернативный проект "Марс Директ". Этот проект сейчас тоже имеет новые варианты, потому, что на Марсе нашли воду.


  1. IvanPetrof
    27.09.2023 16:10
    +5

    можно будет отправляться к Марсу. Автор статьи ставит на начало 2049 г. Интересно будет зайти сюда позже и узнать: сбылся прогноз или нет?

    Поставил напоминалку..


    1. Valerij56
      27.09.2023 16:10
      -1

      Это официальный проект НАСА, чисто теоретическое упражнение. Если мы не свалимся в Большую Войну, то в конце двадцатых или в начале тридцатых на Марс полетит Старшип с экипажем.


    1. vesper
      27.09.2023 16:10

      Сейчас срок "30 лет" очень популярен, многие околонулевую ипотеку брали на такой срок. Удобно ориентироваться или запомнить: выплатил ипотеку -- проверь не долетел ли кто до Марса.


  1. nZjf6mNd3j
    27.09.2023 16:10
    -8

    Судя по всему и на Луну они не летали. Так сначала надо бы на Луну, а уже потом на Марс


  1. fpga500
    27.09.2023 16:10
    +1

    Не очень понял, в чем преимущество сборки корабля на орбите Луны? Ведь проще собирать на земной орбите - меньше затрат по deltaV, а следовательно и топливу. Да и в случае форс-мажора вернуться с Луны сложнее, чем с орбиты Земли


    1. Valerij56
      27.09.2023 16:10
      +1

      На на низкой околоземной орбите много мусора, а корабль большой, и должен собираться долго, поэтому вероятность его повреждения космическим мусором велика. Это прямым текстом написано в статье.


    1. hrusha
      27.09.2023 16:10

      2я космическая скорость в ~5раз меньше. Проще оторваться не добавляя дополнительные баки/ступень


      1. Valerij56
        27.09.2023 16:10

        Да, конечно, дельта V намного меньше. Но сначала надо туда добраться...


    1. VioKel
      27.09.2023 16:10

      Предполагаю, что при сборке нужно использовать меньше топлива, т.к. оторваться от притяжения Луны затратит меньше ∆V, чем от притяжения Земли, даже в условиях орбиты, а затраты на перелет Земля/Луна менее значительны


      1. Valerij56
        27.09.2023 16:10

        а затраты на перелет Земля/Луна менее значительны

        Ошибаетесь.

        Для перелёта LEO-Lunar orbit нужно 4,8 км/с, плюс до покидания сферы притяжения Земли (Earth C3=0) ещё 0,7, всего 5,5 км/с

        Для перелёта напрямую с LEO на Earth C3=0 нужно всего 3,2 км/с

        Остальной путь абсолютно одинаковый.


      1. vtb_k
        27.09.2023 16:10

        Я думаю это работает только в случае, если топливо добывать прямо на Луне


  1. Panzerschrek
    27.09.2023 16:10
    +1

    На счёт Ксенона: в Starlink вроде его не используют как-раз из-за его редкости. Может и для марсианской экспедиции можно всё-же без него обойтись?


    1. Valerij56
      27.09.2023 16:10

      Старлинк - частный проект Маска, а в статье описан современный официальный проект НАСА, государственного космического агетства.


    1. event1
      27.09.2023 16:10

      Там используют криптон, который добывают из того же воздуха, тем же способом. Правда криптона а атмосфере в 10 раз больше, но это всё равно слёзы.


  1. Panzerschrek
    27.09.2023 16:10

    Высокообогащённый уран - штука хорошая. Но это же идеальное сырьё для атомной бомбы. Посему там такие регуляции могут быть (вплоть до МАГАТЭ), что боюсь дешевле будет использовать топливо меньшей степени обогащения и тем самым утяжелить всю конструкцию, чем с этой бюрократией возиться.
    Тем более, выводимая масса особой проблемой не будет, если к моменту полёта сверхтяжёлые ракеты вроде Starship и New Glenn будут находиться в эксплуатации.


    1. IvanPetrof
      27.09.2023 16:10

      Иногда, кстати, ракета на старте взрывается (или падает). Какая будет в этом случае разница в последствиях от урана разной степени обогащённости?


      1. Pyhesty
        27.09.2023 16:10
        +1

        на старте, наиболее вероятно, топливо/топливная сборка будут в защищенном контейнере выдерживающем взрыв и нештатное возвращение с орбиты. Есть отчет/уведомление в ООН по ядерным материалам на Луне-25, там такие нештатки были предусмотрены. Да опасность есть, но она минимизирована.


      1. Valerij56
        27.09.2023 16:10
        +1

        Какая будет в этом случае разница в последствиях от урана разной степени обогащённости?

        Не очень большая, потому, что даже высокообогащённый уран слабо радиоактивен. При взлёте реактор не запущен, и ядерное топливо относительно безопасно. Уран становится сильно радиоактивным за счёт осколков деления после того, как побывает в работающем реакторе.

        Другое дело, что высокообогащённый уран можно использовать для создания ядерного оружия, и именно поэтому его оборот так контролируют.


      1. Vassilij
        27.09.2023 16:10

        Не будет никаких последствий. Урановый элемент так просто не шарахнет. Ну расплавится, в крайнем случае. Плюшка и большие капли - это не пыль, соберут быстро. Ну не соберут - снова ничего страшного, там же малая масса - можно дома хранить. Да и не будет он отправляться без контейнера.


  1. Self_Perfection
    27.09.2023 16:10

    Ну и дичь. Слишком сложно, разработка новых типов двигателей, слишком дорого. Зачем-то дорогой ксенон, хотя в Starlink спутниках уже успешно использовались и на криптоне, а теперь уже на совсем дешёвом аргоне используются.

    Зачем-то завязываются на запуски неоправданно дорогого SLS.

    И при этом всё равно рассчитывают на Starship.


    1. Valerij56
      27.09.2023 16:10

      Это современная версия фициальной программы НАСА, а Конгресс принял закон, что для всех полётов в дальний космос НАСА обязано использовать SLS. Частники таким обязательством не связаны, поэтому первым полетит экспедиция от Маска, и там план будет совсем иным.


  1. vtb_k
    27.09.2023 16:10

    Интересно, почему не рассматривают более тяжелые вещества, типа азота? В хим. ракетах понятно, там должно гореть, а тут же ядерный реактор греет, можно все что угодно выбрасывать из сопла


    1. Sun-ami
      27.09.2023 16:10

      Потому что скорость истечения газа обратно пропорциональна квадратному корню его молярной массы. То есть у азота она в 3,7 раза ниже, чем у водорода при той же температуре. А от скорости истечения напрямую зависит удельный импульс.


      1. vtb_k
        27.09.2023 16:10

        Но так же он зависит и от массы молекулы, разве нет?


        1. Valerij56
          27.09.2023 16:10

          От массы молекул зависит тяга. Но, в общем, вы правы, УИ тоже зависит. Увы, чем больше масса молекул тем меньше УИ...


          1. vtb_k
            27.09.2023 16:10

            Так нас наверное тяга больше интересует, нет? Я не особо разбираюсь в космических терминах, поэтому и интересуюсь


            1. Valerij56
              27.09.2023 16:10
              +2

              Ну, как в школе учили "Кинетическая энергия пропорциональна массе и квадрату скорости". Поэтому более тяжёлый газ - больше необходимая масса топлива.


  1. gans_2
    27.09.2023 16:10

    Почему нельзя проектировать реакторные тепловые двигатели не предельных режимов?

    Почему, например не попробовать вместо жидкого водорода - аммиак? Разлагать его на водород и азот на мембране с катализатором и гнать через реактор по очереди. Водород на разгон/торможение, азот -на маневры.


    1. Valerij56
      27.09.2023 16:10

      Почему нельзя проектировать реакторные тепловые двигатели не предельных режимов?

      Эффективность теплового ядерного ракетного двигателя и на предельных режимах не так уж сильно отличается от химического, а на непредельных режимах смысла связываться с ядерным просто нет.


  1. feivur
    27.09.2023 16:10

    Оставляя за скобками эмоции, зачем вообще лететь на марс?