Думаю, что аудиторию блога ЛАНИТ на Хабре трудно удивить словом «буткемп». Современные образовательные платформы, компании и даже университеты активно проводят учебные лагеря, которые позволяют за небольшой срок натаскать и тех, кто только начинает свой путь в сфере ИТ, и тех, кто в профессии уже довольно давно. Еще подобный формат активно применяется в профессиональном киберспорте, чтобы готовиться к чемпионатам и турнирам. Сегодня мы расскажем о нашем опыте организации буткемпов.

Что такое киберспортивный буткемп

Прежде чем погружаться в тему с головой, обратимся к теории. Киберспортивные буткемпы ― тренировочные лагеря для киберспортивных команд. За примером далеко ходить не нужно ― аналогом киберспортивного буткемпа является формат Тик-Ток Хауса, но вместо съемок коротких видео и совместных развлечений, игроки собираются в одном доме/квартире и на протяжении определенного времени играют, тренируются и оттачивают сыгранность и синергию. Во время буткемпов они еще и живут вместе ― это позволяет наладить общение внутри команды, воспринимать тиммейтов не как случайных игроков, а как полноценную команду. В среднем такой интенсив длится порядка 10-15 дней.

Источник

Если вы, читая абзац выше, успели пару раз подумать о том, что киберспортсмены слишком хорошо живут и вся их жизнь ― это игра, в которой периодически появляется идеальный летний лагерь, то спешу вас огорчить. В серьезных командах буткемпы ― это действительно именно тренировочный лагерь. У всех тиммейтов есть расписание дня, где порядка 8-10 часов составляют непосредственно тренировки, разбор прошлых игр и проработка тактик с тренером. Помимо прочего, игроки должны соблюдать режим дня (поспать до обеда, увы, не выйдет), придерживаться правильного питания и заниматься спортом, но это применимо для идеального сценария. В реальности киберспортивная «‎база» предусматривает работу поваров, которые готовят блюда из райдера киберспортсменов, а также различные развлечения: сауна, бассейн, зоны отдыха и т.д. По крайней мере, так это работает в профессиональном киберспорте. При этом спортсмены реально работают в интенсивном режиме на результат, наигрывая по 10-15 часов в день под пристальным взором тренеров и целой команды, обеспечивающей комфортное пребывание игроков в буткемпе.

Опыт буткемпов в ЛАНИТ

Наши буткемпы пока не так похожи на практику профессионального киберспорта, однако мы к этому стремимся. Вот уже несколько лет подряд команды ЛАНИТ по разным киберспортивным дисциплинам принимают участие в корпоративных чемпионатах, соревнуясь с командами, уровень игры которых вполне сопоставим с турнирами для tier-3 составов. Здесь уже недостаточно обычных тренировок в формате вечерних посиделок в Discord, поэтому мы решили организовывать буткемпы. Опыт у нас в этом вопросе достаточно большой, хотя и в онлайн-формате. Из-за большого числа удаленных сотрудников в рядах киберспортсменов буткемп в офлайне (в LAN-формате) организовать на текущем этапе развития корпоративного киберспорта пока затруднительно. Но нет ничего невозможного. 

Когда мы понимаем, что определенная команда проходит на внешний чемпионат в рамках внутренних отборочных туров, мы связываемся с капитаном команды и предлагаем на выбор несколько профессиональных тренеров (присылаем их краткие резюме). Капитан и команда советуются, выбирают тренера и назначают дату. Обычно ребята отдают предпочтение тому, с кем они работали ранее. Да, безусловно, команда смотрит на навыки тренера и достижения его подопечных, но также важно быть на одной волне с тем, кто тренирует тебя и твою команду. Бывали случаи, когда после нескольких тренировок команда запрашивала нового тренера. Мы охотно шли навстречу.

Тренировки оформлены в буткемп ― очень условный тренировочный лагерь, в рамках которого игроки проводят пять тренировок с тренером продолжительностью до трех часов каждая.

Состав тренировки следующий.

  • Тактико-технические консультации, которые стали отличным подспорьем для наших команд в «Мире Танков».

  • Отработка игровых моментов и сыгранности. Проще говоря, команда играет, а затем пересматривает повтор/запись игрового матча. Это делается, чтобы тренер смог на живом примере посмотреть на сыгранность игроков. 

В серии футбольных симуляторов FIFA сыгранность рассчитывается по стобалльной шкале и отображается в игровом меню автоматически. В жизни, к сожалению, такого интерфейса нет, поэтому на помощь приходит тренер, который может подсказать, на какие роли поставить того или иного игрока и взаимодействие каких членов команды будет наиболее эффективным.

  • Формирование рекомендаций для команды и работы с психологическими состояниями. В игровой среде есть такое понятие, как «тильт» (пришло из покера) ― состояние гнева из-за неудачи, поражения и т. д. Тренер помогает работать с тильтом и конфликтами. К примеру, в дисциплине Dota 2 с командой работает не просто киберспортивный тренер, а дипломированный спортивный психолог, который прошел специальную подготовку и обладает необходимыми навыками для мотивации команды и профилактики выгорания.

Мы попросили игрока нашей команды Edji в дисциплине CS:GO Романа (Департамент CRM, НОРБИТ) рассказать, как был устроен его последний буткемп.

Последний игровой сезон выдался особенно сложным для команды, потому что изменился ее состав. Пришлось полностью заново нарабатывать наши заготовки, а кому-то даже менять позиции и стиль игры. Корректировок была масса, и никто не знал, как это скажется на нашем выступлении на «Лиге Чемпионов Бизнеса». Сами тренировки, в отличие от предыдущего сезона, стали сложнее. Мы разбирали скрипты (заготовленные раунды), играли праки, занимались с тренером, а остальное свободное время ребята тратили на индивидуальные тренировки. Основная сложность ― мы все работаем. Чтобы достичь результата, парням приходилось жертвовать личной жизнью. А у кого-то жены и девушки.

Роман из «Консист Бизнес Групп», игрок команды «Ланитный микс» в дисциплине Dota 2, рассказал нам, что тренировки от сезона к сезону становятся все напряженнее и насыщеннее:

Тренировки проходили продуктивно. Мы и тренер разбирали досконально каждый момент, который был важным в игре. Смотрели «доту», играли в «доту», жили в «доте». Решали проблемы комплексно, командно.

Стоит ли игра буткемп свеч?

В профессиональном киберспортивном сообществе буткемпы для команд ― это данность, без которой уже, кажется, никуда. Однако перед его организацией нужно понимать, что проведение буткемпа не равно победе. Бывают случаи, когда тиммейты перегорают из-за интенсивных тренировков и приходят на чемпионаты уже выдохшимися, а иногда игроки просто могут рассориться между собой. 

При всем этом буткемпы могут и правда помочь команде прийти к победе. Это подтверждает и Роман.

В осеннем сезоне тренировки нам несильно помогли. Мы недооценили противника и не смогли справиться ментально. Но в новом мы воспользовались всеми советами и заготовками тренера. Думаю, что тренировки с Мишей (тренер) сыграли одну из ключевых ролей в наших результатах в «Лиге Чемпионов Бизнеса».

Лично мы довольны нашим опытом проведения буткемпов. Летом 2023 года команды ЛАНИТ стали вторыми по количеству трофеев в десятом сезоне киберспортивного турнира «Лига Чемпионов Бизнеса». Хочется верить, что в ближайшем будущем получится организовать буткемп в LAN-формате. В прошедшем сезоне, например, мы сделали большой шаг в сторону профессионального киберспорта не только по уровню и качеству игры, но и по подготовке ― выпустили тираж киберспортивных джерси (специальных футболок из синтетической ткани) с индивидуальным дизайном, которые стали нашей фишкой. Из года в год мы растем и развиваемся, поэтому уверены, что новые победы в киберспорте не заставят себя долго ждать.

Комментарии (0)