Когда собственник и главный управляющий уже приняли решение о цифровой трансформации своей компании, изучили все риски и понимают, что готовы идти по этому непростому и долгому пути, то важнейшим направлением их фокуса внимания должен стать блок по управлению персоналом. Потому что любой бизнес и любую трансформацию делают люди, и они же коллективно могут любую идею «похоронить». Поэтому фокус должен быть на построении новой организационной культуры в компании и на мотивации сотрудников, чтобы у них загорелись глаза, и их не пугали возможные изменения, которые обязательно в бизнесе произойдут.

Что рекомендуется сразу сделать в компании на начальном этапе? Собрать топ-менеджмент и определить вместе с ними приоритеты цифровизации, понять, на каком участке возникнет больше проблем по оцифровке, на каком меньше, из-за чего могут быть сложности, в чём риски. Например, блок по бюджетированию уже успешно автоматизирован, там всё хорошо, а на складе учёт ведётся «на коленке», значит, тут придётся перестраивать и отлаживать многие процессы, что понравится не всем работникам.  

Если это крупная компания, и у неё большой объём бизнес-процессов, то один человек (даже самый главный) всё необходимое знать о предприятии не может. Поэтому ему, в первую очередь, необходимо определить круг своих доверенных лиц на проекте и назначить, кто за какой раздел учёта будет отвечать. Таких людей в проектах цифровизации могут называть по-разному. Например, если предприятие выбрало методологию Scrum для управления проектом цифровой трансформации, то участников команды, которая будет представлять интересы заказчика во время разработки, называют Product Owner. Среди вариантов наименований: продакт-менеджер или владелец продукта. Это определенная роль в проекте — ответственный сотрудник, кто будет принимать готовый продукт от исполнителей, кто компетентен в том или ином процессе, кто будет выдвигать требования к этому продукту, каким он должен быть.

Нет правил, люди каких должностей должны входить в команду по цифровой трансформации со стороны заказчика. Главное  выбрать ответственных за каждую из групп бизнес-процессов, которые планируется оцифровывать. Это и будет ключевой сотрудник по каждой группе. И их всех обязательно включить в команду.

Запоминаем!

«Ключевой сотрудник» проектной команды по цифровой трансформации (другие наименования: Product Owner, продакт-менеджер или владелец бизнес-процесса) — это тот, кто прекрасно разбирается в той группе бизнес-процессов, за которую он будет нести ответственность на проекте. Привязываться к должности, выбирая сотрудника на эту роль, не имеет смысла. Это может быть и директор департамента или его заместитель — тут всё решается в рамках конкретной компании. Если, например, на предприятии есть идейные лидеры, готовые совершать «инновационные революции», то их тоже надо включать в команду.

Важно, чтобы в команду отбирали людей с лидерскими способностями, которые имеют авторитет и умеют убеждать сотрудников вносить изменения в бизнес-процессы, что обязательно будет происходить. Ведь все цифровые проекты — это инновационные, даже революционные проекты. Во время их внедрения нужно быть готовым к изменениям, а к ним готовы далеко не все. Поэтому на роли «ключевых сотрудников» проектной команды по цифровой трансформации надо выдвигать очень активных людей, кто будет гореть за проект. Тогда есть все шансы, что всё запланированное будет реализовано успешно и в срок.

Когда вы определите подрядчика (внедренческую компанию, системного интегратора) по цифровизации вашего предприятия, то вместе с ними в ходе «предпроекта» вы должны будете определить и утвердить состав и структуру совместной проектной команды. Приведу пример, как такая структура может выглядеть:

Структура команды проекта для цифровизации бизнеса
Структура команды проекта для цифровизации бизнеса

Такого типа структура команды проекта по результатам собеседований и переговоров включается в важнейший документ по цифровой трансформации — «Устав проекта», который готовит внедренческая компания. В нём определяется состав команды, ограничения по функционалу, организационная структура, определяются правила взаимодействия в команде и пр. «Устав проекта» согласовывается с руководством компании-заказчика. 

Для крупных корпоративных заказчиков необходима целая структура управления проектом — группа людей, которые будут отвечать за успех его реализации. На верхнем уровне в управляющем совете находятся «Спонсоры проекта» (определяют финансирование проекта) и «Директора проекта» со стороны исполнителя и заказчика, далее идут «Руководители проекта» с обеих сторон и затем руководители по функциональным направлениям и различным участкам. Таким образом формируется команда на проект цифровой трансформации. Это достаточно иерархичная структура, и она может быть разной в зависимости от объёма проекта, по которому определяется и объём необходимых трудовых ресурсов для него. 

Итак, организационная структура команды проекта всегда напрямую зависит от объёма функциональных участков и объёма требований заказчика.

Если кто-то из сотрудников не доволен предстоящим проектом цифровизации, то их не стоит включать в этот проект. Но если без них никак не обойтись, тогда необходимо прописать риски и довести их до сведения руководства компании. Потому что, если будет реализовываться риск саботажа, он уже должен быть учтён и зафиксирован в «Уставе проекта». А далее уже от главного директора проекта со стороны заказчика зависит, возьмёт ли он в состав команды такого недовольного сотрудника. Если да, то он должен заранее определить какие-то меры в случае реализации этого риска.

Что такое риск саботажа? Это риск отсутствия информации со стороны «ключевых сотрудников» проектной команды и обратной связи от них, задержка в сборе ответов на вопросы и запросы, которые неизбежно будут со стороны внедренцев. Если всё же такой человек попал на проект, необходимо будет отслеживать, реализуется ли риск саботажа с его стороны или нет. 

Когда риски прописываются, заодно необходимо запланировать и организационные мероприятия по их устранению. Среди возможных примеров:

  • предусмотреть замену некоммуникабельного сотрудника на другого возможного кандидата в команду; 

  • отсылать регулярные напоминания, если «ключевой сотрудник» не предоставляет информацию (может быть, он просто забывает в потоке своих дел);

  • привлечь HR-специалиста в команду, чтобы он решал возникающие вопросы с сотрудниками;

  • отработать схему мотивации для участников проекта цифровой трансформации.

Подробнее об управлении персоналом при цифровизации бизнеса я рассказываю в своей книге «Цифровая трансформация бизнеса. Практические советы для первых лиц компаний».

Комментарии (16)


  1. DikSoft
    16.10.2023 16:31
    +1

    Про саботаж - жизненно. Это часто упускают из вида или делают вид, что "мы тут дружная команда, считай, семья, у нас такого точно не будет".


    1. VasilyevaOlga Автор
      16.10.2023 16:31

      Да, к сожалению, не все руководители просчитывают риски саботажа сотрудников во время процесса цифровизации бизнеса. Но это делать необходимо и предусматривать меры, например, те, о которых написано в статье))


  1. Algrinn
    16.10.2023 16:31
    -2

    1. Собственнику и главному управляющему выбрать бизнес аналитика из своих людей, который напишет, нарисует то, что они хотят получить(сделает первичные документы). В идеале бизнес-аналитику все обсуждения вести в письменном виде на форумном движке.

    2. Найти Full Stack-программиста архитектора, передать ему первичные документы, чтобы он написал сценарии поведения системы на более низком уровне, сделал модель данных БД, выбрал архитектуру, описал все REST запросы. Посчитал количество необходимого времени. Согласовал это всё с аналитиком (в письменном виде на форумном движке конечно же)

    3. Параллельно собственнику и управляющему найти ещё пару архитекторов на полставки, которые будут читать то, что пишут главный архитектор и аналитик. Предупредить их заранее.

    4. Дальше архитектор начинает подготовку к написанию кода, всe DevOps вопросы и непосредственно начинает писать код, говорит аналитику сколько ещё людей ему нужно в помощь, аналитик идёт к HR-шам или сам ищет людей. Всё, процесс пошёл без антипаттерна "Разработка комитетом"


    1. VasilyevaOlga Автор
      16.10.2023 16:31

      Все зависит от масштаба проекта...


      1. VasilyevaOlga Автор
        16.10.2023 16:31

        Статья о процессе цифровой трансформации компании (не путайте с автоматизацией) - и для реализации этого проекта нужно вовлечение целой команды и мотивация всего коллектива. Поскольку идет перестройка бизнеса, довольно серьезная


        1. DikSoft
          16.10.2023 16:31

          Статья о процессе цифровой трансформации компании (не путайте с автоматизацией)

          С этого места можно немного подробнее? )
          Заголовок был - Цифровизация, по тексту вроде про трансформацию, автоматизация упомянута в фрагменте про никакой бумажный учет на складе.

          К чему больше применима статья, к наведению порядка с бизнес процессами, цифровизации или к ситуации с бабушкой и носками?


          1. VasilyevaOlga Автор
            16.10.2023 16:31
            +1

            Цифровизация и цифровая трансформация для меня синонимы. Почему это так, и чем они отличаются от автоматизации, можно посмотреть в моей недавней подробной статье на этот счет: https://www.itweek.ru/digitalization/article/detail.php?ID=227648


    1. DikSoft
      16.10.2023 16:31
      +5

      Собственнику и главному управляющему выбрать бизнес аналитика из своих людей, который напишет, нарисует ..

      Вы прекрасно описали аглгоритм, как набрать команду пафосных бездельников и потратить кучу денег бизнеса на модные штучки. С нулевым, в лучшем случае, результатом. Если эту кухню приправить аджайлом, то получится его величество Продукт, к командой кровососов напостоянку, уверенно уводящей бизнес в финансовую пропасть.

      Под типовые бизнес-процессы создавать "Продукт" это наглый развод бизнеса на деньги.

      Может и грубо, но опыт показывает, что в огромном количестве случаев это суровая правда.


  1. Vadziku
    16.10.2023 16:31

    Что делать, когда компания вместо нормальной работы начинает внедрять бесполезные модные штучки?

    Найти более адекватную компанию для работы


    1. VasilyevaOlga Автор
      16.10.2023 16:31
      +1

      Да, можно искать новую компанию, бегать от цифровизации, искать компании, которые работают и собираются работать по старинке... Долго ли они просуществуют на рынке? Спросите, например, у массы небольших компаний такси по всей стране... если только найдете их след после прихода агрегаторов такси, которые думали о цифровизации своего бизнеса в первую очередь.
      Или можно прокачивать свои навыки и компетенции в той компании, которая пошла по пути цифровой трансформации. Тем самым повышая свою стоимость на рынке труда как специалиста, знакомого с актуальными методиками бизнеса.


      1. Vadziku
        16.10.2023 16:31

        Из того, что агрегатору такси выгодно использование интернет-технологий не следует, что оно нужно любой компании ????

        И уж в любом случае рассказывать о гибели любой нецифровизированной компании немножко глупо ????


        1. VasilyevaOlga Автор
          16.10.2023 16:31
          +1

          Я не считаю, что любой компании нужна цифровая трансформация. Вот
          здесь в моей статье есть целый блок, посвященный ответу на вопросы
          "Всем ли стоит проводить цифровую трансформацию? Каким компаниям нужна
          цифровизация, а кому достаточно автоматизации?":
          https://www.itweek.ru/digitalization/article/detail.php?ID=227648


    1. DikSoft
      16.10.2023 16:31

      Что делать

      Попытаться найти критерий, как "бесполезные модные штутчки" отличить от перспективных инвестиций в трансформацию. Что очень непросто.


      1. Vadziku
        16.10.2023 16:31
        -1

        А зачем искать эти критерии?

        Я без проблем найду другую работу, без дурацких экспериментов ????


        1. DikSoft
          16.10.2023 16:31

          Такая линия поведения тоже может быть выигрышной. Статистически она, вероятно, даже чаще даёт положительный результат, так как начало бурных изменений в компании гораздо реже имеет реальные основания, и чаще это погоня за модой, к сожалению.

          Но тут можно упустить шанс остаться в компании, которая выиграет за счет трансформации и выживет, дав интересную и хорошо оплачиваемую работу с длительной перспективой.

          Поэтому я бы сначала попробовал оценить, что за перемены, и какова их природа. )


        1. VasilyevaOlga Автор
          16.10.2023 16:31
          +1

          Это ваше право, безусловно. И это даже с вашей стороны хороший подход

          По крайней мере, с таким отношением к новаторству, вы не станете саботажником в компании и не будете препятствовать работе других людей, заинтересованных в изменении бизнеса.