Я Вова Ермилов, founder ОКейси (Senior PM YouTalk, CPO Eatagram, ex. Joom.com). Cегодня разберемся, что вообще такое продуктовое интервью и что на самом деле от тебя ждут при решении кейсов.

Статья будет полезна начинающим продактам, тем, у кого сложности с поиском работы, а также свитчерам — тем, кто хочет перейти в продакты из смежной профессии.

Кстати, я веду телеграм-канал, где рассказываю о тонкостях работы продактом, составлении резюме и о том, как не сойти с ума на интервью и наконец-то получить заветный оффер от компании мечты, заглядывай.

Что такое продуктовое интервью?

Это интервью на твои скиллы как продакта: аналитическое и стратегическое мышление, софт-скиллы, product sense и так далее. Этот этап проводится нанимающими менеджерами. 

Важно: не путай его с техническим интервью, где спрашивают, что такое DNS, монолиты, микросервисы и так далее. Техническое интервью есть не у всех, обычно оно проводится только в сложных технических продуктах (SaaS чаще всего), а вот кейс-интервью проводят постоянно. 

Продуктовые кейсы бывают двух типов: на «подумать» и на «знать».

Кейсы на «знать»

Итак, есть вопросы, которые нужно просто знать, это условная «матчасть» любого продакта, без неё тебя не будут рассматривать. Например, базовые метрики и фреймворки (LTV, retention, Lean Canvas и так далее).

Снизим градус тревожности: знать абсолютно всё — невозможно, поэтому задавайте уточняющие вопросы и подключайте логику.

 Пример. Представим ситуацию SOS: тебя просят рассказать, что такое дейлик, а ты в душе не знаешь, что ответить. Терминология от компании к компании может отличаться: где-то это называется «дейлик», где-то «daily meeting», «стендап», «пятиминутка», «летучка» и дальше по списку. Поэтому, когда спрашивают какое-то обозначение термина, вполне нормально ответить: «Я не знаком с этим термином, у него есть другие названия? Или расскажите, что он значит у вас, а я расскажу о его применении.» 

Многие затыки на интервью, на самом деле, решаются хорошей подготовкой:

  • Спроси у ChatGPT о том, какие бы он задал вопросы, нанимая тебя в определенную компанию;

  • Прочекай типичные термины для сферы, в которую хочешь трудоустроиться;

  • Проверь цели и миссию компании на официальном сайте, на собеседовании их могут спросить.

Это всё, что касается вопросов на «знать». Главный вывод здесь — не стесняйся взаимодействовать с нанимающей стороной и задавать вопросы. Лучше уточнить и догадаться, чем даже не попробовать.

Кейсы на «подумать»

Второй тип кейсов на мой взгляд куда более интересный — это задачки на «подумать». У них нет правильного ответа, и они специально составлены так, чтобы увидеть, как человек мыслит. Я обычно выделяю 5 видов таких кейсов.

Кейсы на аналитическое мышление

Самый популярный вид — кейсы на аналитическое мышление, они покажут, как ты умеешь работать с данными.

Что спросят?

Например, кейс может быть такой: «Вы запускаете AB-тест для баннера на лендинг-странице, расскажите, какие метрики теста будете оценивать».

Знай, если компания занимается AB-тестами, то на интервью с вероятностью 99% зададут вопрос именно про них, например, в Booking обожают эту тему. 

Что ожидают услышать?

Первое, это вообще касается практически всех кейсов, включи критическое мышление на максимум: 

А на какую аудиторию запускаем этот баннер? Что на баннере? Какой ожидаемый эффект хотим получить? Какие метрики бизнеса сейчас растим? Даже если кажется, что всё очевидно — это не так. Например, у баннера с промокодом на скидку на вторую покупку и с записью на бесплатную консультацию разные метрики. 

Подсказка: Кейсы на AB-тесты самые популярные, и самая распространенная ошибка в их решении — сравнение метрик с нулём. 

Например, у вас два лендинга на одном есть баннер, на другом — нет. Если ответить, что вы будете мерить клики по баннеру, то это провал: нельзя сравнивать клики по баннеру с нулём — лендингом, где этого баннера нет вовсе. Надо понимать, что здесь сравнивать нужно не клики на сам баннер или его показы, а его финальную метрику, например, конверсию в покупку на сайте.

Стратегические кейсы

Следующий вид кейсов — стратегические, у начинающих продактов такие кейсы спрашивают редко, но их тоже нужно иметь ввиду. Это задачки на развитие продукта, расширение аудитории, новые продукты и так далее.

Бизнес  перед продактом всегда ставит две ключевые задачи: либо вырастить выручку, либо сократить расходы. 

Как этого добиться?

Можно растить аудиторию, оставляя ту же задачу. Например, наш сервис такси работал только в Санкт-Петербурге, теперь же запускаемся ещё и на Москву. Либо добавлять задачи, оставляя ту же аудиторию. Раньше мы возили по Санкт-Петербургу только пассажиров, а теперь доставляем ещё и курьерские заказы.

Так или иначе, твой ответ должен в итоге прийти к тому, что своим решением ты  либо увеличил доход, либо сократил затраты.

Виды стратегических кейсов

Если коротко, то есть два стула: тебя могут попросить продумать будущий план действий (это довольно просто, зная цели компании и задачи продукта) или обосновать действия компании в прошлом, вот здесь уже сложнее. 

Например, могут спросить: «Как вы думаете, правильным ли было решением запустить сториз в Telegram?»

Начинаем издалека: что такое Telegram, какие у него аудитория,  метрики успеха и цели. Допусим, Telegram хотел увеличить монетизацию и время взаимодействия с продуктом. Запуская сториз, мы потенциально подключаем возможность размещать рекламу, это для нас новый большой источник дохода. Плюс пользователи будут проводить больше времени в Telegram за счет новой интерактивной фичи, которая уже показала свою эффективность в Instagram и Facebook. И вот такими размышлениями вслух, можно подвести к тому, что решение подключить сториз было правильным (или нет).

Подсказка: Здесь часто задают вопросы, относящиеся к самой компании, так что хорошо изучи официальный сайт. В решении действуем по тому же стандарту: описываем ЦА, какую боль затрагиваем и предлагаем улучшения, где видим точки роста. 

Кейсы на Product Sense

Следующая категория кейсов — product sense, в них часто просят придумать или создать что-то с нуля.

Эти кейсы подсвечивают твое умение находить проблемы пользователей и закрывать бизнес-задачи. Поэтому, прежде чем накидывать идеи, задаём вопросы, которые нам помогут выстраивать ответ:

Какие цели и задачи у продукта? Какая у нас есть аудитория и какие у них боли? Почему мы выбрали именно эту гипотезу? С вопросами лучше не перегибать, но стараемся получить как можно больше вводных данных.

 Затем описываем целевую аудиторию, какие у неё есть боли и потребности, и думаем, как наш продукт поможет их закрыть. Главное: мы не рожаем продукт для продукта, а закрываем потребности пользователей с помощью него. Самое время показать свой product sense.

Например, тебя попросят создать клавиатуру для геймеров. Логика такая: аудитория — геймеры, которые проводят сутки за компьютером, играют, едят и пьют. На клавиатуру попадают крошки — это сокращает срок её службы, создаёт неприятный звук и запах и далее по списку.  

Для этих болей «создаём»  водонепроницаемую или самоочищающуюся клавиатуру с продувным механизмом. Так можно накреативить несколько вариантов решения проблемы. После, в идеальном раскладе, стоит приоритизировать придуманные гипотезы и рассказать, как будешь их проверять. Но это уже ответ на 5 с плюсом и медалькой за отличную работу.

Кейсы на Soft Skills

Следующая категория — кейсы на Soft skills, их задают почти всегда, особенно, если в команде нет проджект-менеджера. Здесь могут спросить, что делать, если кто-то токсичит или демотивирован, как разрулить конфликт или обосновать, почему заказ воды в кулере — не твоя зона ответственности.  

В целом можно просто почитать какие-то статьи на эту тему, но глобально просто руководствуемся здравым смыслом и не забываем, что в первую очередь мы делаем бизнес, а во вторую — «уютный офис с печеньем и фруктами»

Пример кейса: «Один из разработчиков решил уволиться в самый неподходящий момент — горит всё, в частности, сроки. Что будешь делать?»

Начинаем, как всегда, с вопросов:  

Есть ли у меня возможность найти замену, есть ли другие команды? Какие у меня отношения с разработчиком? Почему он уходит? Возможно, мы можем разобраться и сделать так, чтобы он остался, если он ценный сотрудник. Какой проект релизим?

Когда ты задал всевозможные вопросы, можешь построить план по решению ситуации. Например, можно пересмотреть релиз в сторону упрощения и использования ноу-код решений, взять разработчиков из других команд. Можно попробовать договориться, чтобы разработчик ушёл после релиза, материально и нематериально его замотивировать. А ещё — посоветоваться с тим-лидом: можем ли мы перераспределить задачи и какие у него есть идеи. Если релиз не получается выполнить вовремя, точно стоит обозначить риски и пересогласовывать сроки. В общем, вариантов решения вопроса масса. А сын маминой подруги ещё предложил бы идеи, чтобы это не повторилось в будущем.

Брейнтизеры

Последняя категория кейсов называется «брейнтизеры» — это кейсы на эрудицию, логику и математику. Они даются довольно редко, но в крупных компаниях их любят. 

В этих кейсах практически нет данных, например, на нашем курсе «ОКейси» мы вместе с ребятами разбирали такое: «Вы находитесь в офисе в центре Москвы. У вас есть только бумага и ручка. Постарайтесь ответить на вопрос, сколько красных машин в Москве?»

Если твоя первая реакция — старый анекдот «летели два верблюда, один рыжий, другой на север, сколько стоит килограмм асфальта, если ёжику 4 года», то знай, это нормально. 

Дай себе время подумать и попроси у интервьюера минуту на размышления. Мне иногда помогает схематично расписывать решение кейса на бумаге или в документе прямо в ноутбуке, чтобы была возможность включить трансляцию экрана и показать нанимающей стороне ход моих мыслей. 

И так как этот кейс мы разбирали на прямом эфире, делюсь с тобой его кусочком. Заметь, ребята не стесняются задавать мне уточняющие вопросы, если им что-то непонятно, — точно так же должно быть и на твоём кейс-интервью.

Итоги: я это всё к чему

Решать кейсы не страшно, если ты знаешь «инструкцию к применению»:

  1. Задавай уточняющие вопросы и демонстрируй своё критическое мышление;

  2. Не переживай, если не знаешь, а попроси перефразировать вопрос и направить тебя. У работодателя нет задачи тебя завалить;

  3. Всегда показывай product mindset: иди от болей аудитории, целей компании и проверки на числах;

  4. Делай дисклеймеры и вариации решения: уточни, про исследования, приоритезацию, тех. реализацию. Добавляй ретроспективу для проблем: как сделать так, чтобы проблема не повторилась;

  5. Делай саммари. Кейсы бывают долгие и мысли улетают в небо. В конце ответа повтори вопрос и дай короткий ответ на него.

Надеюсь, сегодня я помог тебе разобраться в том, что такое кейс-интервью. Больше о трудоустройстве, написании резюме и кейсах ищи в моем телеграм-канале.

P.S. это моя дебютная статья в таком формате, буду очень рад конструктивному фидбэку в комментариях и лайкам, потому что я старался. И да, что ещё тебе было бы интересно узнать о мире продактов?

Комментарии (0)