МТС теперь имеют возможность таргетинга рекламы в Telegram Ads с помощью номеров телефонов клиентов МТС (Но у них нет партнерства c Telegram). Это значит что МТС сможет настраивать свою рекламу в Telegram Ads так, чтобы их реклама была видна только клиентам МТС. И после этого многие пользователи Telegram стали жаловаться на то что теперь Telegram будет собирать личные данные и использовать их для таргетинга рекламы, хотя Telegram заявлял что он будет всегда бесплатным, без рекламы и платных подписок, но в 2022 году это изменилось.

Как изменилось описание при установке Telegram в 2022 году.
Как изменилось описание при установке Telegram в 2022 году.

Но перед ответом на вопрос, продаются ли теперь наши личные данные в Telegram третьим лицам или нет лучше вспомнить что Telegram потребляет сотни миллионов долларов в год, и что вначале Павел Дуров сам оплачивал все траты из денег которые он получил после продажи ВК, но они не вечны и возможно уже бóльшая часть из этих денег кончилась, а Telegram только растет, и финансовые траты на него также растут, и деньги нужно откуда‑то брать. Поэтому и появились сначала официальная платформа для рекламы в Telegram, а потом и premium подписка, планы на которую имелись еще в 2018 году.

И раз уже пришлось делать рекламу в Telegram для покрытия расходов то нужно сделать ее привлекательной не только для пользователей за счет того что мессенджер не будет использовать персональные данные пользователей для таргетированной рекламы, но и также нужно сделать рекламную площадку выгодной для самих рекламодателей, иначе зачем им тратить условные 2 000 000 € на рекламу в Telegram, где мало функциональный фильтр для выбора пользователей которые увидят рекламу, если рекламная компания на другой площадке где таргетинг используется во всех аспектах, принесет такое же количество результата, но будет дешевле в полтора‑два раза, поэтому логично что нужно конкурировать с другими площадками, иначе рекламодателей будет мало.

В самом начале правила были очень строгими, особенно с рекламным текстом, что на самом деле идет на пользу как пользователям, так и рекламодателям, потому что благодаря им реклама не становится надоедливой, агрессивной, неприятной, и режущей глаз. За счет чего не портится репутация такой рекламы.

А правила гласили что запрещено:

  1. Ненормативная лексика или вульгарность, включая акронимы и вариации написания оскорбительных слов в любом языке, а также скрытая вульгарность (например, с**а).

  2. Непонятный или неясный смысл, такие как слишком общие или неясные описания, повторение слов и фраз.

  3. Избыточное или эффектное использование заглавных букв, выделения, разрывов в тексте и символов, включая искусство Unicode, ASCII-арт и рисование рамок.

  4. Навязчивое, избыточное или эффектное использование эмодзи и других смайликов.

  5. Разрывы строк, маркированные списки, нумерация.

Однако в последнее время идут послабления.

Например разрешили рекламу фастфуда и медицинские продукты которые прошли соответствующие проверки согласно локальному законодательству и получили надлежащую государственную сертификацию.

Но пожалуй самые главные вещи которые изменились с запуска Telegram Ads, это возможности таргетинга и добавление внешних ссылок.

Вначале в рекламные сообщения нельзя было встраивать ссылки которые вели бы за пределы Telegram, реклама могла вести только на Telegram бот или канал, а возможности таргетинга были очень скудными, можно было только выбирать:

  1. Язык канала.

  2. Отдельную тематики каналов где будет показываться реклама.

  3. Отдельные тематики где реклама НЕ будет показываться.

  4. Отдельные каналы где реклама будет показываться.

  5. Отдельные каналы где реклама НЕ будет показываться.

Из-за такой малой выборки пользователя который увидит рекламу, ее эффективность была ниже чем у конкурентов, поэтому наверное (личное мнение автора) в Telegram решили пойти на некоторые уступки ради увеличения эффективности их рекламной платформы ради привлечения большего количества рекламодателей. И поэтому сделали следующие вещи:

  • В июне разрешили размещать ссылки на внешние сайты, но без использования UTM меток.

  • В июле добавили возможность таргетинга по:
    Интересам пользователя, сами интересы вычисляются на основе тематики каналов на которые подписан человек, рекламодатель не получает информацию на какие каналы подписан пользователь.

    Примерному месту нахождения пользователя которое вычисляется на основе IP, сам IP не отправляется рекламодателю и другим третьим лицам.

    Языку который установлен у пользователя.

    Собранным базам данных которые сам рекламодатель собрал на других платформах, что и делает МТС в данный момент. Код Дурова заявляет что это работает следующим образом:
    Рекламодатель может передать нам обезличенный список зашифрованных идентификаторов, основанных на номерах телефонов (но не содержащих сами номера телефонов), чтобы определить круг пользователей, которым будут показываться те или иные объявления в крупных каналах. Это не позволяет никаким третьим лицам, включая рекламодателей, узнать Ваш номер телефона или идентификатор в Telegram.

    То есть то, что делает МТС в данный момент не что-то новое и ради них Telegram не стал добавлять отдельный функционал, так как они просто решили воспользоваться функционалом предоставленным Telegram еще 3 месяца назад. И также в скором времени добавятся номера и других российских операторов, так что менять номер на который зарегистрирован Telegram аккаунт с МТС на другой не имеет особого смысла.

  • В августе разрешили использовать в рекламе UTM метки, благодаря чему появилась возможность считать статистику по рекламе в Telegram Ads, что намного улучшило работу с рекламой.

Эти изменения не нравятся многим пользователям, из-за того что сейчас их данные будут использоваться для рекламы. Но тут (снова мнение автора) палка о двух концах, либо Telegram не будет использовать данные пользователей для таргетинга рекламы, а то и вообще откажется от нее, но тогда не понятно откуда брать средства на покрытие всех долгов перед инвесторами (1 и 2) и тем более на оплату финансовых затрат, а у Telegram эти траты на 2020 год составляли сотни миллионов долларов в год и тогда Дурову вполне возможно придется продать Telegram из-за нехватки средств. Либо продолжать начатое, так как в настоящее время только с помощью этого можно оплачивать затраты Telegram, а выплат с рremium подписок не хватает, и продолжать улучшать самый технологичный мессенджер в мире.

Заключение

Получается что в данный момент Telegram использует обезличенные данные пользователей для таргетинга, никакие третьи лица их не получают, но в тоже время наблюдается тенденция что Telegram уходит в сторону таргетинга и использования персональных данных для рекламы из‑за того что другого выбора к сожалению нет. Поэтому не стоит забрасывать после таких новостей Дурова и сам Telegram фразами что «раньше было лучше», «Telegram продался», и других в этом духе, потому что Telegram хотя бы боролся сколько мог чтобы быть максимально свободным мессенджером, в том числе и от рекламы. Но можно похвалить их за то что они стараются не делать рекламу броской и навязчивой, а также что модерация очень старается не пропускать никакую рекламу которая нарушала бы их правила. В отличие от других платформ где очень много рекламы разных мошенников и прочих вредных сервисов. Так что Telegram держится молодцом и старается из‑за всех сил поддерживать баланс в битве между желаниями рекламодателей и желаниями пользователей.

Большая часть информации была взята из Telegram каналов Код Дурова и Telegram Info.
Вдобавок крайне рекомендую прочитать статью от команды Telegram Info про эту ситуацию.

Если у вас есть вопросы, то можете написать мне в личные сообщения.

А также если вам нравится тема Telegram, то можете подписаться на мой канал.

Комментарии (23)


  1. Number571
    22.10.2023 17:55
    +1

    Поэтому не стоит забрасывать после таких новостей Дурова и сам Telegram фразами что «раньше было лучше», «Telegram продался», и других в этом духе

    Ну так это так и есть, тенденция ухудшения на лицо. Ровно такая же тенденция наблюдалась и ранее в ВК (дежавю?).

    Но можно похвалить их за то что они стараются не делать рекламу броской и навязчивой, а также что модерация очень старается не пропускать никакую рекламу которая нарушала бы их правила

    Хвалить за таргетированную рекламу, это конечно сильно. Какой бы фантик реклама на себя не надевала, будь то интегрированный, вводный, фильтрованный, строгий она всегда остаётся рекламой. И если сравнивать потребительную выгоду от использования телеграма для обычных пользователей и меновую выгоду от самой выдачи рекламы со стороны сервисов, то у последних хотя бы появляется что-то материальное на руках, а у обычных людей лишь останется деградирующий мессенджер.

    Так что Telegram держится молодцом и старается из-за всех сил поддерживать баланс в битве между желаниями рекламодателей и желаниями пользователей.

    Как мы видим, все последние решения которые появляются, явно не в пользу желания пользователей.


    1. Pavelgram Автор
      22.10.2023 17:55
      +8

      Пользователям подавай все бесплатно и быстро, а капитализм диктует свои правила, и приходится платформам находить какой-то баланс, либо использовать уже имеющуюся монополию зная что пользователь от них не уйдет и за счёт этого монетизировать себя как им вздумается. Но Телеграм пытается минимизировать неудобства пользователей.


      1. andlom
        22.10.2023 17:55
        +2

        Я считаю, что компании должны отстаивать свои цели и интересы, а пользователи - свои. Голосовать ногами/деньгами/etc. Именно это и есть капитализм. Очень странно, не будучи представителем компании, поддерживать или оправдывать её в чём-то, что вредит пользователям. Телеграм иммено что пытается использовать своё положение, и если бы оно было ещё более устойчивым, то и минимизировать неудобства, возможно, не пришлось бы.


      1. GDragon
        22.10.2023 17:55
        -2

        Но Телеграм пытается минимизировать неудобства пользователей.

        Нет не пытается.
        Чего стоят например неотключаемые сторис, из за которых например я был вынужден поставить кастомные клиенты на комп и мобильник вместо официальных, навязывание према, "никакой навязчивой рекламы" - и плашка "купи прем" прямо сверху списка каналов, не закрывающаяся пока не перейдёшь, игнорирование платными функциями (анимированные смайлы и аватар) глобальной настройки отключения анимаций в клиенте и так далее и тому подобное.

        А уж ограничения вещей которые вообще никакой логики в ограничениях не имеют - вроде количества папок у платных пользователей, это вообще лютая дичь.


        1. Borz
          22.10.2023 17:55
          -2

          у меня официальный клиент и сторисы я "не вижу". Если от кого-то появляется, то достаточно один раз её скрыть, чтобы больше от этого пользователя она не появлялась. Хотя, может это из-за того, что у меня Premium подписка куплена, а не халявный мессенджер?..


          1. GDragon
            22.10.2023 17:55

            Передаю привет официальному служебному аккаунту телеграм, чьи сторис даже скрыть нельзя.
            Правда показали они пока только один раз, но уже показали.


      1. theurus
        22.10.2023 17:55
        -1

        телеграм привлек к крипте почти миллиард пользователей одним махом, куда им еще рекламу пихать


  1. la0
    22.10.2023 17:55
    +1

    >> Рекламодатель может передать нам обезличенный список зашифрованных идентификаторов, основанных на номерах телефонов

    Тут нужны подробности что именно за шифрование/хеширование. Весь диапазон md5(+791239876543) можно нагенерить менее чем за час.


    1. Pavelgram Автор
      22.10.2023 17:55

      Да, но у Телеграма и так есть все номера телефонов своих пользователей, так что особо ничего не меняется.


    1. frrrost
      22.10.2023 17:55
      +1

      Что-то правда одни вопросы от такого объяснения.

      "...обезличенный список..." который, тем не менее, позволит "определить круг пользователей" - очень напоминает дихотомию крестика и трусов. Хотя, технически, похоже на какой-то внутренний идентификатор типа user_id (не путать с user_name!). Если это так, то откуда МТС смог по номеру телефона узнать этот идентификатор?

      дальше еще смешнее:
      "Это не позволяет никаким третьим лицам, включая рекламодателей, узнать Ваш номер телефона" Так МТС вроде и есть рекламодатель? Значит он и так уже знает номера телефонов. Или это их от самого телеграма пытаются защитить?

      Выглядит это все очень неуклюже и от этого грустно. Видимо, действительно деньги заканчиваются и нормального PR-щика, который всё объяснил бы по-человечески, из команды уже выгнали.


  1. Nasreddin_Hodja
    22.10.2023 17:55
    +4

    Telegram заявлял что он будет всегда бесплатным, без рекламы и платных подписок

    "Forever" на скриншоте относится только к первому предложению про "free". "Ads" и "subscriptions" это уже следующие предложения, к которым "free" из первого предложения уже может не относиться.


    1. Arkasha
      22.10.2023 17:55
      +1

      Детский сад это, софистика и демагогия. Должно быть очевидно, что неоднозначность там не просто так появилась, а для введения ЦА в заблуждение.

      P.S. Удивительно, что под каждой темой о телеграм в любой социалке всегда есть два комментария: "нам обещали телегу без рекламы", "неа, не обещали, вот, видите? то-то"


      1. Nasreddin_Hodja
        22.10.2023 17:55

        Должно быть очевидно, что неоднозначность там не просто так появилась, а для введения ЦА в заблуждение.

        Я это и не оспариваю. Но скорее не для введения в заблуждение, а оставили для себя пространство для манёвра.

        Удивительно, что под каждой темой о телеграм в любой социалке всегда
        есть два комментария

        А обязательно все должны быть фанатами ТГ и всякий раз обвинять их в каком-то предательстве?


  1. DrZliden
    22.10.2023 17:55
    +5

    Так что Telegram держится молодцом и старается из-за всех сил поддерживать баланс в битве между желаниями рекламодателей и желаниями пользователей.

    Больше похоже на то, что Телеграм варит лягушку на медленном огне.


  1. LiquidBlasted
    22.10.2023 17:55
    +2

    После "рекламы" от (не буду упоминать всуе) на фейкбуке, реклама нынешняя в Телеграме даже и не замечается, народ уже закалён.


  1. GDragon
    22.10.2023 17:55

    Мне вот очень интересно, автор репостит точку зрения канала TG Info, чьи модераторы считают для себя корректным затыкать людей с негативным мнением в комментариях и банить их на год/навсегда.
    При этом общий тон постов канала TG Info наводит на мысли о том что его редакция как минимум на зарплате у телеграма.
    Появилась реклама? Так это же для вашего блага!
    Свистоперделки вместо исправления старых багов/добавления давно востребованного функционала? Так это для вашего же блага!
    СКАМ в стиле распродажи номеров которые не номера и "ни за что не отвечает", использование тестовой ветки крипты в который (О СЛУЧАЙНОСТЬ) большая часть токенов находится у кого надо? Так это же для вашего блага!
    И т.д.

    А я вот считаю, что телеграм был топ, до момента первых срачей с SEC на тему привязанной крипты, быстрый, легковесный, минимум багов, минимум свистоперделок, а те что есть - отключаются.
    А потом просто пустились во все тяжкие и сейчас эти 2 продукта (телеграм ДО и телеграм ПОСЛЕ) сравнивать довольно сложно.


  1. goth
    22.10.2023 17:55
    +1

    Добавьте в голосование "не пользуюсь телеграмм". Выходит, что мне безразлична его судьба именно по этой причине...а проголосовать "правильно" я не могу :(


    1. RalphMirebs
      22.10.2023 17:55

      Ещё можно добавить "не вижу рекламу", так как она показывается только в каналах и не суётся в чаты, в том числе групповые.


  1. Kristaller486
    22.10.2023 17:55
    +1

    Не нравится мне, когда Дурова с его последними мувами выставляют как такого доброго альтруиста, у которого просто деньги скоро закончатся. Он же вроде до сих пор самый богатый резидент ОАЭ, это же просто бешеные деньжища. Монетизация телеграма это чистый капитализм, который кроме как желанием заработать ничем не продиктован. Не осуждаю, но вышеобозначенный нарратив выглядит не очень.


    1. polar_yogi
      22.10.2023 17:55

      Этот нарратив - реакция на то, что "многие пользователи" Telegram стали жаловаться.
      Вот к примеру Л.Пёттеринг, когда "многие пользователи" обвиняли его в предательстве идеалов философии Unix, отвечал им с широкой улыбкой "its freeee, you don't have to use it", чем доводил оных до слюней и конвульсий и "многие" его не любили. Кто их теперь вспомнит? Маск с твиттером над "многими" открыто глумится, так что даже на хабре у многих пригорало. Дуров на идиотские претензии даёт идиотские ответы.

      Предложите нарратив, которым оптимально успокаивать "многих пользователей" когда когнитивный диссонанс заставляет их выражать своё недовольство? Предполагаю, что, в случае успешности, его тоже можно будет монетизировать.


      1. Nasreddin_Hodja
        22.10.2023 17:55

        its freeee, you don't have to use it"

        Ну это лицемерие было с его стороны. Он навязывался всем через Red Hat, многие системные вещи стали прибивать гвоздями к Systemd, а у opensource сообщества не было столько ресурсов чтобы после них всё это выпиливать обратно и поддерживать самостоятельно. Там теперь даже Gnome зависит от Systemd, вроде как.

        А агент Поттеринг сейчас работает в Microsoft, кстати.

        Ну а Systemd я думаю ждёт судьба Pulseaudio (кстати, его же детище, внедрялось в дистры с такой же болью, сейчас вытесняется Pipewire) и иксов.


        1. polar_yogi
          22.10.2023 17:55

          На мой взгляд, в вашей точке зрения слишком сильна эмоциональная составляющая, больше всего впечатлило "внедрение с болью". Поэтому, предлагаю констатировать разницу во мнениях и остановиться.


    1. GDragon
      22.10.2023 17:55

      Со стороны это выглядит как вваливание бабла в пиар и обеление, при том что действия телеграм с мутной криптой, не менее мутными номерами которые не номера, не связаны с телеграм и никто ни за что не отвечает (ну на самом деле, почитайте пользовательское соглашение фрагмента!) очень и очень некрасиво выглядят.

      Не говоря уж про кражу телеграмом никнеймов и предложение купить их по сто-двести баксов.