Решил проанализировать 200+ коллекций мерча в России и за рубежом. Показываю на примерах главные тренды.

Интро

Считается, что популярность мерча определила рок-музыка 60-х. Тогда группы делали футболки для фанатов со своим названием, а с развитием брендинга это явление перешло в корпоративную культуру. Сейчас мерч — это инструмент для повышения узнаваемости и лояльности со стороны сотрудников и клиентов, способ укрепить HR-бренд. Например, в Сбере даже есть департамент брендированной продукции.

Я провел исследование, чтобы определить тренды в разработке корпоративного мерча. Собрал примеры из 200+ российских и международных компаний — от red_mad_robot и «Нетмонет» до Tesla и Microsoft. Ниже — топ из 9 главных трендов.

Тренд №1. Коллаборация

Коллаборации соединяют потребителей двух брендов, повышая узнаваемость компаний и продажи. С помощью такого сотрудничества можно зацепить внимание целевой аудитории, которая о вас пока не знает. Например, IT-компания может заколлабиться с популярной у фрилансеров кофейней, выпустив многоразовые стаканчики. Коллаборации хорошо работают и потому, что обычно представлены в ограниченном количестве — людям нравится обладать немассовым продуктом.

McDonald's х Crocs

McDonald's решили заколлабиться с Сrocs. Дизайнеры сохранили фирменную форму сабо и добавили айдентику Мака: пины с логотипом и упаковкой еды, маскотов Бёрди, Гримаса и Гамбургера. Красную пару классно украсили жёлтые арки — ещё один фирменный элемент знаменитой сети быстрого питания.

Mercedes x ANCHOR INC.

Немецкий производитель автомобилей сделал коллекцию мерча вместе с японской IT-компанией. Mercedes и ANCOR INC. давно сотрудничают как бизнес-партнёры, а теперь решили закрепить отношения с помощью мерчовой коллаборации. Вышло минималистично и стильно.

Сбер x скульптор Даши Намдаков

Коллабиться можно не только с брендами и компаниями, но с художниками. Сбер выпустил коллекцию мерча, вдохновлённую ландшафтными арт-объектами художника Даши Намдакова. На одежду, шоппер и другие товары поместили работы Даши и небольшой логотип банка. Получилось сдержанно и аккуратно — в духе Сбера.

Тренд №2. Минимализм

Минималистичные вещи универсальны и выглядят дорого. При производстве мерча минимализм позволяет сэкономить на стоимости красок для печати: обычно компании просто размещают свой логотип. Но если вы не гигант индустрии с хорошей репутацией, то люди вряд ли захотят быть бесплатной рекламой бренда. Поэтому стоит подумать о том, как айдентика компании может быть адаптирована к этому тренду.

Tesla

Tesla выпускает мерч с названием или логотипом, а фанаты покупают его из-за технологичного подхода компании и просто раскрученности в медиа.

VK

Пример более тонкой работы с минимализмом. Из линий складывается название социальной сети, а цветовая палитра дополнительно отсылает к айдентике.

red_mad_robot

Для сотрудников компания разработала стильные чехлы для ноутбуков с фирменными цветами. Отличный пример аккуратной работы с деталями — работники захотят использовать такую вещь из-за универсальности и ненавязчивого брендирования, а компания укрепит HR-бренд.

Тренд №3. Ностальгия

Тренд на возвращение старых визуальных паттернов. Это вызывает у людей эмоциональную реакцию: вспомнил — прослезился. Особенно подходит компаниям с долгой историей или тем, чья аудитория примерно одного возраста, ведь в детстве они видели одинаковые образы.

Microsoft

Microsoft сделали мерч, вдохновлённый старыми версиями Windows. На футболках компания разместила знаменитые обои Windows XP и иконку Paint. Пастельная палитра цветов тоже отсылает к началу нулевых, когда кислотность в дизайне ещё не была модной.

Сoca-Cola

Cola продает футболки со своими старыми рекламными баннерами. Для усиления винтажного эффекта дизайнеры компании «затёрли» изображения, будто футболку правда кто-то уже носил. В целом, решение простое, но оно хорошо отсылает к столетней истории бренда.

Kodak

Дабл тренд — коллаборация и винтажный стиль. В честь 25-летнего сотрудничества Kodak и продакшн-студии Company 3 компании решили выпустить коллекцию для сотрудников и избранных клиентов. За основу взяли старый логотип Kodak, который вернули в 2016 году, отказавшись от шрифтового варианта, и сделали фирменные цвета более тёплыми, чтобы отослать к тем же нулевым. Чувство ностальгию добавляет и съёмка на плёночную камеру.

Тренд №4. Концептуальность

Концептуальный мерч связан с ценностями, идеями или инициативами компании. На таких вещах не печатают большое лого, вместо него — визуально-смысловая история.

Яндекс

Яндекс создал коллекция, вдохновлённую эстетикой космоса. Здесь нет явного брендинга, посыл в том, что компания ассоциирует себя с космонавтикой, только в цифровом мире.

Kaspersky

На футболке название компании написано на популярном среди геймеров и хакеров языке leet — смеси английских букв и похожих на них цифр. Идея отсылает к технологичности и гиковости компании.

Тренд №5. Маскоты

Маскот — это мощный инструмент брендинга, который повышает узнаваемость и укрепляет эмоциональную связь с пользователями сервиса или услуг. Если у компании есть персонаж, который зашёл аудитории, то с ним можно попробовать сделать мерч.

Duolingo

Cова Duolingo уже стала мемом, поэтому в магазине приложения с ней можно найти футболки, кепки, значки и даже странные маски. Главное забрать заказ самовывозом, чтобы сова не узнала домашний адрес.

VK

ВКонтакте и их Персик. С изображением маскота выпустили коллекцию, которая транслирует такую же милоту, как и сам кот.

Тренд №6. Градиенты

Градиенты привлекают внимание, но работать с ними сложно. В цифровых макетах нужно следить за плавностью перехода цветов, а при печати на ткани и бумажных носителях оттенки могут быть искажены. Поэтому этот тренд для тех, у кого есть время и деньги на производственные тесты или тех, кто готов получить неожиданный результат.

Adobe

Компания разрабатывает программы для дизайна и обработки фото. Панама очень яркая, но передать специализацию Adobe через вещь удалось.

МТС

Двойное попадание №2, ведь это не только градиент, но и коллаб МТС и бренда одежды FBL. У ребят получилось создать плавные цветовые переходы с эффектом выцветшей ткани. Выглядит вполне носибельно.

Тренд №7. Эко

Этот тренд помогает показать стремление компании к устойчивому развитию, а в дизайне мерча создаёт уникальные штуки благодаря использованию различных материалов.

СДЭК

Ребята из СДЭК переработали упаковку для посылок и сделали из неё непромокаемые плащи, каждая вещь получилась уникальной. Бренд можно узнать по фирменным цветам и шрифтам. Классная инициатива и стильный результат.

ГЭС-2

Московский культурный центр выпустили пеналы и картхолдеры из переработанных пакетов. Получилось стильно и аккуратно, в духе минималистичного дизайна самого ГЭС-2.

Тренд №8. Нейросети

Кажется, нейросети для дизайна останутся с нами навсегда. И это здорово — дизайнеры могут отдать им рутинные задачи и выделить больше времени на проекты с сильными смыслами, которые нужно передать визуально.

Студия Артемия Лебедева

Нейросеть «На районе» позволяет нагенерить бесконечное количество вариантов мерча по запросу пользователя. Только в качестве запроса должна быть конкретная географическая точка — город, район или улица. Понять, что это работа студии Лебедева можно по характерным для нейросети графическим фигурам и кислотным цветам.

«Крупно»

Российский производитель круп решил изобразить на мерче символ бренда — матрёшку. Концепты для мерча придумали креаторы, а выполнила работу нейросеть. Принты выглядят современно, будто это фотографии с выставки современного искусства. Только не могу отделаться от ощущения, что для производителя каш это просто заигрывание с модными темами.

Тренд №9. Ирония

Тренд показывает желание компаний быть неформальными ребятами со своими шутками и мемами. Но перед запуском стоит оценить все риски — что о вашем креативе подумают инвесторы и серьезные клиенты.

Банк «Бланк»

Банк сделал футболку для всех, у кого день состоит из рабочих созвонов. Хочется подарить коллегам, которые постоянно просят скинуть ссылку на синк.

«Нетмонет»

Ребята просто поместили на футболки ироничные надписи. Это тоже может работать, если вы уверены в совпадении чувства юмора сотрудников и клиентов.

Комментарии (2)


  1. kinall
    04.11.2023 10:15
    +3

    Как-то раз участвовал в дискуссии на тему долговечности мерча. Я утверждал, что долговечный мерч вызывает уважение к компании, а мой оппонент возражал, что такой мерч будет очень дорогим, тогда как его роль с точки зрения маркетинга заканчивается в момент вручения клиенту.

    Так и остались при своих мнениях)


    1. RomeoGolf
      04.11.2023 10:15

      Роль мерча продолжается в процессе использования клиентом, а клиент какое-то время работает рекламной площадкой. Так что чем долговечнее мерч, тем больше показов, возможно даже уникальных. Так что дело не только в уважении.

      И, кстати, никогда не понимал покупающих мерч. Работать рекламной площадкой, да еще и платить за это? При всей лояльности к бренду надо и к себе уважение иметь.