Инфоцыганство, словно черная дыра, всасывает все больше людей. Среди моих подписок в Telegram есть пара человек, которым, казалось, инфоцыгантство ни к чему. Один из них имеет репутацию высококвалифицированного и высокооплачиваемого специалиста. Когда в его Telegram-канале было 5000 — 10 000 подписчиков, он выставлял ценник на рекламу в $10 000 как пугало для рекламодателей, надоедающих своими предложениями. Второй — сооснователь IT-компании средней руки. Продуктами его компании пользуются (вроде бы) миллионы людей, а в вакансиях предлагают зарплаты по 5000—8000 долларов.

И что вы думаете? В последнее время оба стали предлагать курсы и интенсивы.

Продукты инфоцыган своих денег не стоят. Но почему у них все равно покупают и покупают?

Зачем это инфоцыганам

У любого нормального бизнеса маржинальность ограничена. В инфоцыганстве маржа может быть в разы, иногда на порядок выше. При этом издержки низкие. Разово делаешь курс с 1-процентным раствором смысла и продаешь, например, по 30 000 руб. Экономику в инфобизнесе свести легче, потому что за счет высокой маржи трафик можно покупать дороже.

Зачем это покупателям

С одной стороны, нам внушают, что главное в жизни — личный успех, и в первую очередь надо вкладываться в себя, а не в ипотеку. С другой стороны, учиться по-настоящему времени мало, да и лень. Проще купить курс и мысленно поставить галочку. Потратил деньги и время, получил видимость прогресса и сам себе выдал достижение, как в видеоигре. Потребление инфоцыганских продуктов — разновидность прокрастинации.

Инфоцыгане там, где бардак

Говорят, цыгане заводятся там, где бардак. В случае в инфоцыганами бардак в экономике и головах.

В последние пятнадцать лет экономика пережила несколько шоков и даже в спокойные периоды почти не росла. В таких условиях люди ищут, как урвать деньги попроще. Мотив понятный, но даже если инфопродукт продает человек с репутацией, это вызывает подозрение. Если ты такой хороший специалист, почему основные усилия вкладываешь в продажу инфопродуктов, а не зарабатываешь на своей профильной деятельности?

Продукты инфоцыганства — это или информационный мусор (психология, сомнительные духовные практики), или общедоступная информация плюс обещание научить ремеслу, которое осваивается только на практике. Как стать миллиардером не научит никто. Если же хочешь стать автором, дизайнером или программистом, то информацию можно найти бесплатно, а остальное решается практикой и исключительно практикой. Начинающему автору надо писать много текстов, а начинающему программисту — писать код.

Комментарии (2)


  1. SergiiDia
    06.11.2023 11:40

    Я возможно выражу непопулярную мысль — но инфоцыганство, это результат недоработки классической системы образования.

    Если отмести "успешный успех", то большая часть покупателей курсов, действительно идут за знаниями и навыками, которые:

    1. Они не способны получить сами, по каким-то причинам (дисциплина, отсутствие базы, лень)

    2. Они не могут получить за сопоставимые деньги в государственном или лицензированном учреждении.

    в том случае, за такими знаниями люди идут или:

    1. К специалистам с именем (грубо говоря стать подмастерьем, получтиь опыт конкретного мастера).

    2. К раскрученным "онлайн школам"

    Инфоцыганство, это просто попытка рынка закрыть потребность. Вероятно, при сохранении определенных тенденций, однажды мы сможем увидеть превращение "количества" в "качество".

    я не в коем случае не пытаюсь оправдать инфоцыганство. Я скорей бы подошел глубже к вопросам его возникновения.

    Ну а IT cфера стала популярной, потому что в классических учебных заведениях, её отставание критично, по отношению к другим сферам.


  1. JordanCpp
    06.11.2023 11:40

    Потому что продают, то чего юзер хочет, но фундаментально неверно и не реализуемо на практике. Если из 1000 может реализоваться только 1. То это даже не погрешность.