Автор статьи: Владимир Румянцев

Сертифицированный специалист 1С, 1С-Битрикс24. Соучредитель и технический директор Виноград24

Начнем с небольшого предисловия. Битрикс24 позволяет автоматизировать множество разных процессов внутри компании. В частности в Битрикс есть большой и сильный блок автоматизации процессов работы с клиентами - CRM.

И за 7 лет работы с Битрикс24 я выделил несколько инструментов, которые позволяют повысить эффективность продаж. В этой статье хочу поделиться ТОП-3 инструментами:

  1. Реактивация отказов;

  2. Реактивация клиентов;

  3. Контрольные точки на этапах продаж.

Эти инструменты будут применимы почти к любой сфере деятельности и величине организации. Важно адаптировать инструменты под себя. 

Например, в активных отделах продаж автоматизация по большей мере будет завязана на взаимодействие внутри организации, а в B2C продажах требуется подключить еще и коммуникацию с клиентом. 
Также и периоды в автоматизации стоит подбирать под себя. При проектных продажах, где сделка может длиться несколько лет и цикличность сделок тоже исчисляется в годах - стоит использовать одни периоды. В оптовых продажах с периодом сделки в несколько дней и цикличностью сделок меньше месяца - другие периоды. 

Задача этой статьи - поделиться механизмом/алгоритмом, а не дать читателю четкое ТЗ для настройки. 

Итак, приступим. 

Реактивация отказов

Начнем немного из далека. У каждого бизнеса есть привлечение клиентов. Лиды мы можем нарабатывать сами холодным прозвоном, например, или генерировать с помощью рекламы.То есть у нас есть определенный поток входящих обращений. 

Естественно мы за него будем платить: ЗП сотрудникам, бюджеты на рекламу, агентские партнерам и т.д. Таким образом - каждый новый лид для нас стоит N количество денег.

Про работу с разными показателями, типа CPL, их расчетом, оптимизацией рекламы - мы разбираться здесь не будем. И речь пойдёт про то, как "выжать" побольше денег со входящего потока.

Также, в процессе работы с каждым клиентом мы получаем отказы. Они могут возникнуть на любом этапе продаж/переговоров. Сделать 10 из 10 продаж - невозможно (ну или почти невозможно). 

Итого, что мы имеем: 

  • Есть входящий поток лидов.

  • Мы за него заплатили деньги.

  • По лидам/сделкам есть отказы.

Этого нам достаточно для первого инструмента.

Как работает механизм реактивации:

  1. Есть отказы с которыми можно повторно поработать.

  2. Ждем N дней (месяцев).

  3. Возвращаем в проработку клиента (копируем на первую стадию или редактируем статус и устанавливаем первую стадию).

  4. Помечаем элемент для построения аналитики.

  5. Внедряем процесс повторной проработки в отделы продаж.

И теперь детальнее как настроить и внедрить инструмент у себя в продажах. Перечислю основные этапы:

1. Работаем с отказами. 

В первую очередь необходимо составить список отказов и определить какие отказы интересно повторно проработать. 

Самое важное на этом этапе - корректно описать отказы. В отказе важна причина отказа, а не следствие.

Причина отказа - это то, почему клиент отказался. Следствие - это действия клиента по итогу отказа. 

Примеры

Причина отказов:

  • Дорого;

  • Не устроили условия оплаты;

  • Не было нужного товара в наличии;

  • Нецелевое обращение (запрос на другой товар/услугу, которую мы не продаем);

  • Длительный срок ожидания доставки;

  • Нет денег;

  • и т.д..

Следствие отказа:

  • Ушел к конкуренту;

  • купил в другом месте;

  • Заключил договор с другим поставщиком;

  • и т.д.

Если у клиента действительно есть потребность в Вашем товаре/услуге - он удовлетворит эту потребность с помощью Вас или конкурентов. 

Поэтому важно как раз и работать с причинами, а не следствиями. 

Для чего этот разбор:

Работать с причиной - куда проще и понятнее. Если не было нужного товара - можно отслеживать тренды и смотреть чего у нас не хватает на складах, если дорого - надо посмотреть точно ли для рынка дорогой продукт или нет, если длительные сроки - можно усилить логистику или пересмотреть регион присутствия. 

Эти действия полезны при стратегическом и тактическом управлении. И данные будут полезны для анализа.

А для автоматизации как раз будет важно, что у клиента была когда-то потребность и он ее не закрыл с нами по каким-то причинам.

После того, как расписали список отказов - надо расписать сроки повторной проработки каждого отказа, где клиент к нам приходит за нашим товаром/услугой, но не купил.

2. Определяем механизм автоматизации и настраиваем Битрикс24

Основной механизм, как ранее писал - это подождать N дней и вернуть клиента в повторную проработку. 

При этом есть несколько вариаций самого механизма

  • Срок, через который возвращаем: статичный, исчисляемый, заполняемый. Например, можно назначить возврат в повторную проработку через 30 дней, или спросить у менеджера через сколько вернуть лид/сделку на повторную проработку.

  • Поведение элемента: копирование или изменение. Чаще для сделок мы используем копирование элемента, а для лидов - изменение. Учтите, что изменение элемента и возврат его в повторную проработку - будет влиять на показатели отчетности. Т.е. у вас лид/сделка будет числиться, например, за источником "Реактивация", а не за его первоначальным источником.

  • Количество реактиваций одного элемента: ограниченное или неограниченное. Сколько раз одну и ту же заявку надо будет возвращать в повторную проработку. Например, до клиента не дозвонились, поставили в отказ, вернули в проработку через месяц, опять не дозвонились и поставили в ту же стадию отказа. Надо будет такого клиента реактивировать повторно? Или нет? 

  • Кому возвращаем реактивацию: менеджеру который работал с клиентом, руководителю, специальному ответственному, в общую базу, рандомно в отдел продаж.

  • Куда возвращаем реактивацию: в ту же воронку, в другую воронку. В некоторых проектах я использую отдельную воронку для работы с реактивацией клиентов. Например, можно для реактивации построить автоворонку с уведомлениями клиента и по триггерам пытаться отловить его интерес. Это помогает в B2C продажах минимизировать участие менеджеров и не терять клиентов.

  • Уведомления. Сразу РОП на проверку, менеджеру для реактивации. Здесь стоит понять требуется ли по отказу сразу поставить РОПа (руководителя отдела продаж) в известность или нет. А также надо ли менеджеру получить уведомление о том, что пора реактивировать отказ. Пример из проектов: при отказе по причинам "Недоволен продуктом" или "Недоволен компанией" в организации был регламент работы РОПа с такими клиентами, поэтому РОПу необходимо было знать о каждом случае таких отказов.

  • Когда создавать элемент: в то же время, в другое время. Т.е. здесь надо определиться когда мы хотим получить лид/сделку на реактивацию. В то же время дня, когда и был поставлен отказ. Например, под конец рабочего дня мы поставили отказ и он через 30 дней вернется в повторную проработку так же вечером. Или мы хотим получать реактивации в начале рабочего дня. Использовать тогда в исчислении периода будем: dateadd/workdateadd(system:now, "Nd") - для возврата в то же время; workdateadd(system:date, "Nd") - для возврата вначале рабочего дня.  

После определения вариаций идем и настраиваем.

Здесь нам достаточно будет роботов:

  • Изменить элемент;

  • Копировать;

  • Создать лид/сделку.

Если есть какие-то условия - то каждому условию пропишем свои роботы.

Пример настройки параметров робота. Используем робот копирования
Пример настройки параметров робота. Используем робот копирования

Пример из живого проекта:

Здесь при отказе у менеджера запрашивается период реактивации (список) и по условию система возвращает клиента в проработку.

3. Проводим работу с отделом продаж и менеджерами

На этом этапе важно донести менеджерам механизм работы автоматизации. Донести смыслы работы с этим инструментом.

Предупредить всех о необходимости контролировать такие элементы (лиды/сделки) и проработать алгоритм взаимодействия по такому лиду/сделке. 

Например, в проектах мы всегда устанавливаем минимальный регламент работы с реактивацией:

  • Позвонить клиенту;

  • Выявить потребности;

  • Если есть потребность - ведем работу по воронке и указываем актуальные стадии;

  • Если нет потребности - предложить другие продукты/услуги;

  • Если получили отказ - установить соответствующий статус.

Еще немного про контроль. Также важно, чтобы и руководитель контролировал работу нового инструмента. Ежедневно/еженедельно (или другое еже__) проверял новые реактивации и как ведется по ним работа. 

Цифры по реактивации за месяц на одном из проектов.

Сфера - оптовые продажи.

В завершение первой части хочу пригласить вас на бесплатный вебинар, где я покажу примеры из реальных проектов по автоматизация воронки продаж в Битрикс24. А продолжение статьи не заставит себя долго ждать.

До встречи на вебинаре!

Если остались вопросы, то записывайтесь на консультацию по ссылке.

Комментарии (0)