image
Банкомат на вездеходе для вахтового посёлка в Якутии

Мы обслуживаем банкоматы по всей стране. В практике были детективы с пылью в метро, морозы за полярным кругом, скачки напряжения на железной дороге и так далее. Где-то — сухо, где-то — влажно, где-то — мошки, где-то — спор про то, может ли «буханка» вытащить банкомат из стены.

Кстати, из тонкой стены временного здания может, из толстой капитальной — нет, не проверяйте больше, пожалуйста!

При этом банкомат — это железо, резина, различные ролики, и понятно, что эти устройства иногда не выдерживают. Например, в России из-за климата почти не устанавливаются банкоматы на улице. Вместо этого ставятся межстенные («уличные») банкоматы, где сам аппарат фактически спрятан в здание, а наружу торчит только лицевая часть, с которой взаимодействует клиент. Но наиболее часто банкоматы устанавливаются внутри зданий.

Банкоматы очень зависят от температуры, поэтому в холодных регионах нужна дополнительная защита. Например, первые аппараты были без опции «русская зима», и они замерзали. Тогда наши коллеги стали устанавливать простые печки без электронного управления. В первом релизе этих печек внутри банкомата плавились пластиковые и резиновые запчасти.

image

Мониторинг


Многие проблемы мы решаем с помощью датчиков: в сейфовую часть банкомата ставятся печки, которые включаются только при взаимодействии с аппаратом. То есть датчики температур автоматически включают и выключают обогрев.

Однако проблемы возникают не только в сложных климатических условиях. Например, мы долго не могли понять, в чем причина поломки банкоматов в московском метро. А когда провели исследование, выяснилось, что материал, используемый для тормозных колодок поездов, создаёт небольшую красную пыль.

image

Эта пыль не видна, но накапливается в банкоматах: система циркуляции воздуха и охлаждения настроена на засасывание воздуха. Аппарат изнутри покрывался пылью, и узлы выходили из строя. Для решения проблемы установили системы фильтрации и поменяли схему вентиляции — теперь аппарат не засасывает воздух, а выдувает его. Проблема решена!

Самое любопытное, что с нашими банкоматами в метро Петербурга и Екатеринбурга таких проблем нет. У нас нет однозначного ответа, возможно там используют другие тормозные системы. Либо это связано с глубиной: в Петербурге — станции в основном глубокого заложения, и банкоматы обычно стоят наверху в вестибюле, а не на самой платформе.

Технические сложности бывают завязаны на состояние электрики, например, мы работали с сетью банкоматов на железнодорожных станциях, и когда с вокзала уходил поезд, происходил серьёзный скачок напряжения. Если не использовать различные стабилизаторы напряжения (а иногда это буквально огромные шкафы размером с банкомат), то электрика выгорает на старте каждого товарного поезда.

Удалённые полустанки, закрытые города — логистика огромной страны


География влияет не только в плане климата, но и с точки зрения логистики. Обслуживание банкомата в городе-миллионнике или удалённом посёлке в Якутии будет существенно отличаться. Например, есть банкоматы, с которыми по полгода нет полноценной связи: до них можно добраться только самолётом, по воде или зимнику.

Часто банкоматы стоят на удалённых железнодорожных полустанках. Допустим, поезд проходит там раз в неделю, рядом может быть какая-то деревня или даже того нет. По сути, есть только платформа, очень похожая на платформу электрички.

На такой платформе стоит будка или сторожка станционного смотрителя. От платформы из транспорта ходят какие-нибудь нерегулярные автобусы до населённых пунктов. А нужно починить банкомат в этом богом забытом месте.

Инженер покупает билет и едет. Дальше нужно неделю провести в поле — зимой, летом, в дождь, снег, дожидаясь обратного поезда. Обычно инженер договаривается со станционными смотрителями пожить эту неделю у них. Спасает человеческий фактор, плюс работники железной дороги тоже заинтересованы: всем хочется снимать зарплату в работающем банкомате.

Иногда обслуживание банкоматов вообще согласовывается с движением поезда. Например, поезд ходит совсем редко, и составы специально задерживают на станции на время ремонта.

Специалист максимально готов, укомплектован всеми запчастями — времени на диагностику у него нет, потому что целый поезд стоит и ждёт одного человека.

Обычно это крупноузловая замена. На поезде вместе с инженером приезжают инкассаторы. Он ремонтирует банкомат максимально быстро, насколько это возможно, они загружают деньги.

Дальше все дружно прыгают в поезд, который с какой-то задержкой (или без неё, если починили быстро) отправляется дальше.

Иногда сложности в логистике связаны с режимными объектами, пропусками. В нашей стране есть закрытые административно-территориальные области (ЗАТО): например, предприятия закрытого типа. Там мы тоже организовываем сервис: возим банкоматы, обслуживаем их и согласовываем доступ.

Почему банкомат — это элемент инфраструктуры, и как мы справлялись со сложностями во время COVID-19


Вообще банкомат — важный элемент инфраструктуры, особенно в удалённых регионах. Часто он становится единственным способом получения денег в какой-то местности. Например, у нас есть банкоматы в Талакане, Нерюнгри и многих других удалённых точках, где отсутствует регулярная транспортная доступность.

Доставить туда инженера, какие-нибудь запчасти можно только самолётом, кораблём или по зимнику, когда он устоялся. Но людям нужны банкоматы для полноценной жизни, поэтому каким бы сложным и дорогим ни было такое сообщение, мы ищем варианты доставки людей и запчастей для последующего ремонта.

В таких удалённых точках очень важно, чтобы банкоматы работали постоянно, а простаивали минимальное количество времени. Например, у нас есть банкомат в небольшом посёлке рядом с ГЭС, есть банкоматы в вахтовых поселках Якутии — даже если люди заняты там только работой, нужна возможность снять деньги и потратить их в местных магазинах.

Иногда жизнь подбрасывает совершенно неожиданные вызовы, как, например, было в 2020 году с коронавирусом. Государство хотело оградить население от заболевания в том числе за счёт дезинфекции всего того, с чем взаимодействуют люди. Естественно, что в эту группу попадают и банкоматы.

Банкомат — это сложное дорогое устройство, которое нельзя просто протереть влажной салфеткой. Сама по себе обычная влажная салфетка никак его не продезинфицирует, а пользоваться ядовитой химией нельзя: это и для клиентов опасно, и дорогое оборудование может повредить.

Мы тогда разработали план по дезинфекции, по которому выполнялась обработка порядка 20 тысяч банкоматов. Больше всего сложностей было с банкоматами в метро, потому что там максимальная их нагрузка из-за большой проходимости.

Собирали статистику в московском метро — там мы минимум 17 раз в день дезинфицировали каждое устройство. Каждые два часа протирали все боковые поверхности, а клавиатуру и экран — раз в час. Каждый час приходил специальный человек, всё дезинфицировал и уходил.

И так — на каждом банкомате на всех станциях.

К сожалению, многие зачастую не задумываются обо всей этой закулисной работе. Банкоматы порой ломают. Иногда даже целенаправленно. В том числе и поэтому банкоматы обычно ставят в более просматриваемых местах.

image

Спасаем лес


Мы уже привыкли к банкоматам — безликим коробкам-функциям, и никто не задумывается, как всё устроено и какой путь прошёл каждый из них. На самом деле здесь хватает своих бюрократии и рутины: банкомат не может сам по себе образоваться в удобном месте. За каждым аппаратом стоят люди, которые этот комфорт всем нам создают, а само наличие таких устройств облегчает повседневную жизнь.

Раньше установка банкоматов сопровождалась кучей документов на бумажных носителях, но проблемы экологии тоже нам не чужды, и за последнюю пару лет мы практически полностью перевели это в электронный документооборот, сохранив на этом если не лес, то маленькую рощу точно.

Банкомат под ключ


Вот как раз всем этим и занимается «Мультикарта». Все документы, логистику, транспортировку, крепление, перевозку кассет — мы всё организовываем. Для банка гораздо удобнее, когда есть один ответственный за весь жизненный цикл банкомата — с момента его появления у банка и до утилизации. Это сокращает количество участников в процессах, управленческий ресурс, зону ответственности.

Самым сложным в услуге «Банкомат под ключ» было настроить всё в единую систему. Обычно банк заказывал услуги у разных служб, из-за чего было сложно разграничить зоны ответственности между исполнителями.

Настроить систему у нас получилось. Для этого мы разобрали бизнес-процессы, убрали дублирующие этапы, избавились от ненужных. Часть из них автоматизировали за счёт электронного документооборота: раньше человек вручную сверял заполненные документы, сейчас всё это делает программа.

Помогают датчики в самих банкоматах: они отслеживают наличие купюр, считают средний расход и прогнозируют остатки. На основе этих данных составляется график инкассаций.

Мы включили этап предварительной подготовки, которая ранее не проводилась: выезжаем на склады поставщиков аппаратов и проводим настройку банкоматов, проверку актуальности софта, коммуникационного оборудования. Перевозку устройств тоже делаем сами, чтобы не повредить их в процессе транспортировки. И сама транспортировка на новое место, такелаж и установка проходят с соблюдением обязательных требований банка. Мы делаем всё для того, чтобы на конкретное место ехал готовый банкомат, чтобы оставалось просто включить его в розетку и быть уверенными, что он может выполнять свои функции.

А ещё же в банкомате есть кассеты, и в этих кассетах хранятся деньги. Они грузятся в кассовом центре банка и передаются инкассации, и зачастую всё это переезжает из разных мест. То есть условно банкомат снимается с точки, где он находится (в каком-нибудь торговом центре), а кассеты забираются инкассацией. Для того чтобы эта услуга качественно сработала, мы собираем эту посылку из разных мест, заворачиваем её в один паллет, хорошо упаковываем, чтобы банкомат никак не пострадал. И когда он приезжает на новое место, эта посылка также опять распадается на две части: банкомат едет туда, где он будет стоять, а кассеты уезжают в кассовый центр банка.

Позже мы добавили и ещё одну интересную функцию — подбор оптимального места установки банкомата. Условно банк говорит: «Я хочу банкомат в этом торговом центре». От нас приезжает инженер, оценивает клиентский поток по специально составленному алгоритму, рассчитывает привлекательность конкретного места установки, где будут максимальная проходимость, удобство использования и всё такое прочее. И если изначально банк говорил, куда поставить устройство, то сейчас он уже говорит: «Съездите и оцените, какой конкретно банкомат и куда точно в этом месте поставить».

Сейчас у нас в логистике, когда банкоматы меняют своё место, примерно 350 перемещений ежемесячно. Из интересных и памятных, например, мы организовывали доставку банкомата под Формулу-1 в Сочи. Там, помимо самого банкомата, была установлена инсталляция в виде гоночного шлема, а банкомат стоял внутри него. Логистика, сборка и обслуживание были на нас.

Кстати, шлем до сих пор продолжает радовать посетителей Сочи.

Комментарии (14)


  1. Pavel_nobranch
    30.11.2023 08:38
    +12

    Статью писал грамотный специалист который сам их своими руками не ремонтировал. Видно по восторженному стилю. Когда загнулся NCR все инженеры в моем регионе ушли в ДРУГИЕ специальности. Профессия недооценена X2 минимум. Что вам мешает дожать банки для ЗП инженера 150тр? Никто больше месяца за 70р на этой адской работе сейчас не будет. Нам чтобы обучить новичка требовался год. Поэтому ваша пропаганда не пройдет. Ставьте нормальную зп 150+. Снимайте с инженеров все ваши инициативные инициативы: плановые профилактики там где они не нужны, чеки, перезагрузки, все что не требует опыта и квалификации. И может быть люди пойдут.


    1. Denis_Voloshin Автор
      30.11.2023 08:38
      +1

      Спасибо за проявленное внимание и Ваш отзыв к посту. Цель — рассказать хабровчанам интересную тему, пропаганда не наш профиль)


  1. leshabirukov
    30.11.2023 08:38
    +9

    Для решения проблемы установили системы фильтрации и поменяли схему вентиляции — теперь аппарат не засасывает воздух, а выдувает его.

    Не стану уныло хохмить, просто уточню, - раньше вентилятор воздух выдувал, а всасывался оный через щели, а теперь наоборот, плюс между вентилятором и наружей стоит фильтр, так?


    1. Denis_Voloshin Автор
      30.11.2023 08:38

      Да, фильтр стоит. Разумеется, герметизировать банкомат полностью задача та еще, но и с таким незначительным изменением мы достигли желаемого результата и снизили сбойность банкомата.


      1. arozhankov
        30.11.2023 08:38

        Ммммм…. А зачем банкомат герметизировать? Охлаждает не вентилятор, а поток воздуха, им создаваемый. Если внутренний обьем будет конечен (герметизация обьема), то поток воздуха за минуту станет нулевым, т.к. вентилятор не может накачивать воздух в ограниченный обьем долго. Да и лопнуть может….


        1. Denis_Voloshin Автор
          30.11.2023 08:38

          Конечно, незачем. Я имел в виду, что все щели закрывать фильтрами не потребовалось, поэтому обошлись простым, но эффективным решением.


  1. MaFrance351
    30.11.2023 08:38
    +1

    А когда провели исследование, выяснилось, что материал, используемый для тормозных колодок поездов, создаёт небольшую красную пыль.

    О! Мне доводилось ковырять кучу метрошного железа, и внутри оно всё было покрыто тонким слоем этой пыли. На ощупь похоже на ту пыль, что встречается в ЭЛТ-телевизорах, такая же однородная и мелкодисперсная. И от неё же исходил тот самый запах метро. Вот, к примеру: https://habrastorage.org/webt/s2/v4/_e/s2v4_e24voht8wejv1bnf6mg-e4.jpeg

    Понятное дело, внутри пульта от поезда её было намного больше. Но не думал, что это именно от тормозных колодок.


    1. vadimk91
      30.11.2023 08:38

      Подобную "ржавую пыль" можно видеть вдоль и трамвайных путей, и железнодорожных, особенно сортировочных, где старт-стопный режим движения составов. А "метрошный" запах раньше был связан с креозотом, которым пропитывали деревянные шпалы. Сейчас правда и шпалы не деревянные и креозот вроде как уже не применяют.


      1. MaFrance351
        30.11.2023 08:38

        Ну, вспомнил, что железнодорожная электроника, доставшаяся мне, тоже была в такой пыли. Так что тут вы правы.


      1. fio
        30.11.2023 08:38

        Обратите внимание на цвет щебня железнодорожной насыпи у станции - он всегда коричнево-красный. Это и есть та самая пыль + атмосферная влага.

        Новый щебень совсем другого цвета (обычно серого).


  1. vikarti
    30.11.2023 08:38

    Например, у нас есть банкомат в небольшом посёлке рядом с ГЭС, есть банкоматы в вахтовых поселках Якутии — даже если люди заняты там только работой, нужна возможность снять деньги и потратить их в местных магазинах.

    А не проще и не дешевле ли озаботится терминалами для всех этих магазинов?


    1. Denis_Voloshin Автор
      30.11.2023 08:38

      А кто сказал, что не озаботились? Довольно большое количество людей все еще больше доверяют «живым» деньгам и надо дать им возможность ими пользоваться.


    1. vnukov
      30.11.2023 08:38

      "всем этим магазинам" терминалы не особо нужны. А кроме магазинов есть ещё рынок. там менталитет другой.
      А даже если и стоят терминалы, то может эквайрер иной чем у "зарплатного проекта и банкомат на проходной выходит дешевле чем плаченый интерчендж.


      1. EAL9000
        30.11.2023 08:38

        Сейчас даже на рынке у многих продавцов написан номер телефона для оплаты с карты, хотя это конечно не эквайринг, а просто перевод физлицу