Автор: Глеб Боос, Руководитель департамента центра компетенций Innovative People

Фото: Sabine Weiss
Фото: Sabine Weiss

Раньше считалось, что работать на аутсорсе непрестижно, там сложно чему-то научиться, профессионально вырасти и погрузиться в продукт. Сейчас всё изменилось. Рассказываем, в чём плюсы для самих специалистов, как такая работа помогает вырасти профессионально, можно ли попросить зарплату больше, чем в найме и всегда ли эти специалисты «чужие» для команды.

Гибкость в выборе

Если говорить о рабочих задачах, ощутимой разницы между ними на аутсорсе и в штате для ИТ-специалиста нет — ключевое отличие заключается в условиях и возможностях. Так, в инхаус сотрудник обычно прикреплён к конкретному проекту, и если по каким-то причинам его что-то не устраивает, перейти на другой проект не всегда возможно, а если возможно, то с большими сложностями. Аутсорсинг более гибкий: во-первых, проекты там обычно короче, а их ротация у специалиста происходит чаще. Во-вторых, если человеку не нравится продукт, над которым он работает, он не сошёлся с командой или решил попробовать себя в новой области — компании проще перевести его на другой проект, чем терять ценного специалиста.

Такая ротация — большой плюс для развития, она даёт возможность получить опыт в разных сферах. Например, если человек работал на проектах для нескольких банков, увидел разные подходы к организации процессов и выбору стека, он может использовать свои знания, чтобы привнести что-то новое в свой следующий проект. А попробовав себя в разных индустриях: финтехе, ретейле, логистике — и выполняя разные задачи с разными технологиями, он быстрее вырастает профессионально.

Чтобы так же менять отрасли и проекты в найме, придётся регулярно переходить от одного работодателя к другому. В аутсорсинге такой переход возможен в рамках одной компании и не требует выходить на рынок: обновлять резюме, проходить собеседования, делать тестовые — всё то, что у многих вызывает сильный стресс.

Наём и увольнение

Множество проектов может сыграть на руку и при найме разработчика: если с кандидатом случился мэтч, но ему не нравится проект, почти всегда можно предложить ему другой. Конечно, всё зависит от специализации соискателя и количества проектов, где нужны такие люди. Например, разработчику на Vue мы почти наверняка сможем предложить несколько альтернатив. С 1С или SAP будет уже сложнее.

В целом процесс подбора в аутсорсинге и в найме очень похож: компания так же изучает резюме соискателя, так же приглашает его на интервью с рекрутером и потенциальным руководителем. Но на аутсорсинге появляется один дополнительный этап — техническое собеседование со стороны клиента. Оно проводится уже после того, как компания одобрила кандидата со своей стороны, и поэтому она может помочь ему в подготовке. Мы, например, даём рекомендации по технологическому стеку, а также рассказываем про моменты, на которые стоит обратить внимание для прохождения следующего этапа собеседования на стороне клиента.


Что касается увольнений, в аутсорсе этот процесс тоже гибче, чем в найме. Так, сотрудник может по каким-то причинам не устроить заказчика, и тогда работодатель разбирает причины. Если это что-то серьёзное — такое как слив данных — это действительно серьёзный повод для увольнения. Если же специалист не тянет уровень проекта, но в целом как профессионал он устраивает, его можно переключить на другой проект, менее сложный. У нас недавно была ситуация, когда разработчик не сошёлся с руководителем по характеру: первый был выраженным интровертом, второй — экстравертом, общаться им было очень некомфортно. В итоге мы просто подыскали сотруднику другой проект.

Зарплата и плюшки

Зарплаты специалистов на аутсорсе обычно находятся на том же уровне, что и в штате. Но в зависимости от модели монетизации компании и её финансовых взаимоотношений с заказчиком у кандидата бывает возможность запросить больше денег — иногда до 30%. Откуда берётся этот процент? В аутсорсинге клиент оплачивает стоимость всех затраченных специалистов часов плюс надбавку. И если компания-аутсорсер закладывает в эту надбавку возможность повысить зарплату сотруднику, получить плюс X вполне реально.

Другой фактор, влияющий на уровень дохода сотрудников, — бюджет проекта. И здесь возможность ротации тоже становится плюсом: если в рамках одного проекта разработчик не может получить повышения зарплаты, всегда можно перевести его на другой, с большим финансированием.

Что касается условий работы, здесь всё зависит от самой компании-аутсорсера: как правило, именно она обеспечивает ДМС, обучение и прочие плюшки. Хотя бывают случаи, когда эти плюшки удваиваются — если заказчик со своей стороны тоже готов предоставлять внештатной команде доступ на обучающие мероприятия или условные «кофе с печеньками». Но чаще всего работа на аутсорсе — это всё же удалёнка: клиент работает с такими специалистами дистанционно, а компании-подрядчику нет смысла предоставлять сотрудникам рабочие места. Исключение из общего правила — те специалисты, чья работа связана с обслуживанием инфраструктуры или безопасностью: им приходится работать офлайн.

Обратная сторона этой модели — специалисты не пользуются какими-то офисными привилегиями вроде обустроенных рабочих мест (хотя ноутбуки им могут выдавать), бесплатной столовой, кофемашины и зала с пинг-понгом. С другой стороны, на удалёнке они и не нужны.

Ещё один важный сегодня нюанс — бронь от мобилизации. Предоставляет ли её компания, зависит от наличия аккредитации. За последний год большинство аутсорс-игроков успели её получить, этот вопрос надо уточнять на собеседовании.

Корпоративная культура

Ещё несколько лет назад специалист на аутсорсе воспринимался как человек со стороны, чужой для проекта: он работает в другой компании, у него свои руководители, и он просто выполняет порученные задачи. Сейчас рынок меняется, и многие крупные компании всё больше интегрируют внештатных сотрудников в свои команды. Один из самых показательных, на мой взгляд, примеров — «Альфа-Банк», который так глубоко погружает внештатных разработчиков в корпоративную культуру, что они участвуют во внутреннем обучении, конференциях, совещаниях, встречах и так далее. То есть разделение на «свой-чужой» здесь почти исчезает.


Конечно, некоторым разработчикам комфортнее дистанцироваться от корпоративной культуры клиента и просто выполнять задачи. Для других это не играет большой роли. Но, с точки зрения заказчика, интеграция внештатного сотрудника в проект более выгодна: как полноценный член команды, он будет сильнее вовлекаться в работу, проявлять больше интереса и, как следствие, приносить больший профит.

Если посмотреть на ситуацию более широко, то любая ИТ-разработка — такой же аутсорсинг. В обоих случаях есть клиент, который делегирует свои бизнес-задачи технической команде. Правда, у руководителя этой команды больше свободы в том, как организовывать работу сотрудников.

Мы рассказали, как устроен наём и работа в аутсорсе, поделились опытом наших сотрудников: как они работают на крупных проектах, будучи вне штата компании, и как их воспринимают руководители. Возможно, у вас есть собственный интересный кейс — делитесь своими впечатлениями в комментариях.

Комментарии (7)


  1. profFortran
    06.12.2023 10:14
    +5

    Появилось дофига вайтишных школ - появилось дофига статей про то, как вчерашний охранник или мамашка в декрете стали крутыми разрабами, датасатанистами и т.п. с зарплатами 100500 денег в секунду.

    Появилось дофига аутсорсеров - появляются статьи о том, как хорошо гребсти на галерах.


  1. Vladimirsencov
    06.12.2023 10:14
    +1

    Нормальная статья. Иногда так и есть. Иногда немного по другому. Но в целом аутсорс не сильно хуже, а иногда и лучше.


  1. MixaSg
    06.12.2023 10:14
    +4

    Нынче тяжело стало рекламировать галеры. Возможность увидеть мир, перспективы роста до запасного гребца...


  1. gsaw
    06.12.2023 10:14
    +1

    Я так понял, я работаю инхаус на оутсорсе.


  1. visnuiast
    06.12.2023 10:14

    У меня есть разнообразный опыт работ ихаус и на аутсорсе. Всё напрямую зависит от компании. Несколько примеров для сравнения.
    1) Вендор vs вендор. Обе компании зарабатывают тем, что продают меня другой компании. С одним я потратила несколько недель для того чтобы оформить командировку, менеджеры просто забивали, забывали и не выходили на связь. В итоге приключения оформлением не закончились, но я ещё и осталась ночью на улице в чужом городе. Вообще было не весело. И второй вендор, сотрудники которого заглядывают чтобы узнать как дела, периодически приносят мелкие плюшки в виде мерча, помогают при подготовке к выступлениям и при увольнении говорят "мы будем рады снова тебя видеть".
    И вроде бы обе компании получали выгоду, но вот в первую я никогда не вернусь и отговариваю от этого вендора всех своих знакомых и друзей, с удовольствием отправляя их во вторую.
    Вывод: вендора нужно выбирать внимательно.

    2) Вендор vs инхаус. Условия по ДМС у вендора были лучше. От компании в списке клиник только гос.учреждения, которые вежливостью и оборудованием не отличаются. Для штатных сотрудников потихоньку начинает долетать политика "ходите в офис", чего нет у вендоров. Через некоторых вендоров можно получить более гибкие условия оформления и работать из-за границы, например. При устройстве в конкретную компанию и команду бывают вакансии как в штат, так и на аутсорс.
    Вывод: важные вещи стоит обсуждать на берегу. Иногда выгоднее работать через аутсорс.

    На мой взгляд, стабильность и уверенность в завтрашнем дне ни одна компания гарантировать не может (ребят, посмотрите в окно. Разваливаются на раз не только компании, но и государства периодически). Попасть в штат - совершенно не гарантия светлого будущего. Только саморазвитие и ваша ценность на рынке труда могут дать вам какую-то реальную безопасность и возможность выплыть в любом шторме.


  1. DmitryZlobec
    06.12.2023 10:14
    -1

    По-моему вся фишка работы в штате - во всяких акциях, опционах, IPO и прочее, а если этого нет, то это и никакой не инхаус (годовая премия не считается).


  1. anchoret
    06.12.2023 10:14

    Аутсорс может и не так сильно отличается от "инхаус". Потому что здесь происходит продажа работ/услуг.
    Только вот в последнее время в сфере IT все дружно перешли на аутстаффинг, когда продают не услуги, а просто человеко-часы.
    И вопрос, на сколько такая компания прям уж IT остается.
    Когда предлагается услуга, то тут возникает необходимость думать об экспертизах, качестве, чтобы сделать свою услугу более конкурентной на рынке и маржинальной для себя.
    А когда происходит сугубо торговля человеко-часами, то тут одна "оптимизация": закупить подешевле, продать подороже и побольше.
    Смена проекта, конечно, возможна. Только сперва "сотрудник" сам себя должен продать новому заказчику через полноценные собеседования.
    Много аутстафф-компаний давно не заморачиваются и работают сугубо из подхода: когда будет заказчик, который вас купит, тогда будет вам предложение о трудоустройстве. И кидают заказчикам резюме, которые даже никак не проверяются на соответствие реальности.

    Формат статьи, про "заботливый аутсорс", который прям готов давать вам больше, чем на вас же заработает, и "недружелюбный инхаус" позабавил.