Несколько лет назад сочетание слов Delivery и Manager редко встречались вместе. Сегодня же количество таких вакансий исчисляется сотнями, и многие компании внедряют у себя такую роль.

Что это? Очередная дань моде? Или вполне четкая трансформация IT-менеджмента? Нужно ли относиться серьезно к этой роли, или через пару лет она также быстро исчезнет, как и появилась?

За ответами на все эти вопросы прошу под кат.


Привет! Меня зовут Илья Прахт, я руководитель курса Delivery Manager в OTUS. В этом году мы запустили курс, и он нашел своего зрителя. Но самый частый вопрос, который я слышу – так кто же все-таки такой этот ваш Delivery Manager?

А ведь действительно. Каких-то 5 лет назад про них и не знали. Были у нас ПМы, тимлиды, Scrum-мастера иногда. Тогда все говорили про бирюзовые организации, самоуправляемые команды, плоские оргструктуры и демократический менеджмент. Даже с уклоном в Servant Leadership. Что поменялось?

В этой статье хочу сделать небольшой анализ, что за роль такая Delivery Manager, почему она появилась и почему сейчас все больше вакансий на эту позицию.

Все нижеизложенное является персональным мнением, потому прошу относится к этому соответствующим образом. Буду рад подискутировать (только конструктивно) в комментариях.

Кто такой Delivery Manager

Про роль Delivery Manager-а я очень подробно писал в этой статье. Здесь разберу только основные моменты.

Как понятно из названия, DM отвечает за delivery – чтобы клиент получал свой продукт вовремя, в правильном виде, с согласованным уровнем качества и денег. Чем это отличается от менеджера проекта? Преимущественно, продолжительностью. ПМ делает проект и дальше отключается. Для него крайне важно попасть в ограничения треугольника, используя при этом на максимум все имеющиеся ресурсы. Delivery Manager – про постоянную ценность, продолжительные взаимоотношения с клиентом. И здесь тактические решения уже не работают, всегда нужно думать на шаг-два вперед.

Поэтому Delivery Manager не просто использует ресурсы (читай команду, людей). Он также заинтересован в их ресурсном состоянии вдолгую. И поэтому в фокусе его внимания будут также мотивация, развитие, и другие важные вопросы People-менеджмента. В этом первая значимая особенность: DM отвечает и за проекты, и за людей.

Согласитесь, чтобы качественно управлять и тем, и другим (я про проекты и людей снова), нужны скиллы и опыт. А значит такой специалист будет стоить довольно дорого, и нагружать его операционкой, по меньшей мере, нелогично. Поэтому DM, чаще всего, ведет несколько проектов, управляя командами, а помогают ему в этом как раз тимлиды и ПМы. И это вторая значимая особенность роли: DM – это менеджер менеджеров.

Получается примерно следующее: DM – это мидл менеджер, между СТО и тимлидами, в зоне ответственности которого находятся сразу несколько проектных команд, где он обеспечивает непрерывную поставку ценности клиентам и комфорт работы своих сотрудников. В некотором роде, совмещение ролей ПМа и тимлида.

Задачи и функции Delivery Manager-а

Итак, с пониманием роли разобрались. Теперь давайте посмотрим на его задачи, что он должен делать (и соответственно, какими компетенциями обладать).

  1. Технический менеджмент – помогать тимлидам, выстраивать инженерные процессы в проектах, решать проблемы и эскалации.

  2. Проектный менеджмент – помогать ПМам, выбирать и внедрять правильные методологии управления, следить за delivery, качеством, финансовой эффективностью проектов.

  3. Управление командой – непосредственно тимлидами, а также всеми сотрудниками своего юнита, выстраивать для них процессы развития, мотивации, оценки.

  4. Управление процессами – законотворчество, создавать систему, в которой будет комфортно работать командам.

  5. Взаимодействие с заказчиком – управление ожиданиями, эскалации, поиск новых возможностей для сотрудничества.

  6. Взаимодействие с топ-менеджментом и другими подразделениями – снова коммуникации, вверх, вниз, вбок.

  7. Стратегический менеджмент – целеполагание, достижение результатов для компании, соблюдение всех бюджетов и ограничений по ресурсам.

Как видно, круг задача довольно широк. И здесь, действительно, многое из классической работы тимлида и менеджера проекта. Но кроме этого, появляются задачи тактического уровня: реализовывать стратегию, управлять процессами, развивать отношения с клиентами. В общем, нескучная работенка, факт.

Типажи Delivery Manager-ов

Здесь хочу напомнить, что не существует единого или какого-то сертифицированного понимания роли тимлида. В каждой компании она хоть чуть-чуть, но уникальна. А про роль CTO и говорить не стоит. Так вот, роль DM – не исключение. Здесь тоже, кто во что горазд.

Но проанализировав основные вакансии и запросы рынка, мы смогли выделить несколько основных типажей DM, которые встречаются чаще всего. За основу возьмем самый базовый типаж, который распространен более других. Эдакий “DM в вакууме”, “средний по больнице”.

В работе такого DM много управления проектами, как технического, так и классического проектного менеджмента. Много коммуникаций, чуть меньше работы с командой. Стратегия практически не присутствует. Соответственно, набор необходимых компетенций в виде светофора будет выглядеть вот так:

Следующий типах – “Решала”. Такой DM управляет целиком и полностью в ручном режиме, огромный перефокус здесь в функции ПМа, и дефицит внимания команде. Светофор его компетенций будет выглядеть вот так:

Следующий типаж, наоборот, с сильным перефокусом в функции тимлида и проседающим проектным управлением. Условно, так его и назовем – “Бывший тимлид”. Для него характерно много технического менеджмента (иногда даже рвется сам код писать, вот даже как), много работы с командой, ну потому что привык и умеет. Управление проектами и взаимодействие с заказчиками у него постольку-поскольку, что успел освоить, будучи тимлидом, то и использует. Ну а все остальное просто и не появилось. Его светофор выглядит вот так:

Далее типаж с большим перекосом в тактическое управление. Тот, которому некогда (да и не хочется особо) заниматься конкретными проблемами или проектами. Хочется все разделегировать и распределить по процессам. Так он и называется – “Менеджер портфеля”. Хорошо прокачан в процессах и коммуникациях, умеет управлять проектами настолько, чтобы поставить это на поток и построить на базе этого целую систему, и даже немного тянется к стратегии. Его светофор вот такой:

Ну и еще одна интерпретация мидл-менеджера – “Стратег”. Такой же, как предыдущий, только совсем уже оторванный от реальности в полях. Он вообще уже ничего не делает своими руками, делегирует все на свете. Но зато, смотрит в будущее (не знаю уж,что он там видит, но точно смотрит). А вот его светофор:

Если собрать все разобранные нами типажи в единую картинку, то получится что-то такое:

Что их всех объединяет? Так или иначе, широкая зона ответственности. Здесь, все равно, присутствуют и управление проектами, и менеджмент людей, и функции руководителя тактического уровня. Централизация управления, вот что это. И в этом суть идеи роли Delivery Manager: в одной голове проще договориться.

Хайп или тренд?

Итого, возвращаясь к исходному вопросу: DM – это просто хайп или новый тренд? Однозначно сказать сложно, но я поделюсь своим мнением на этот счет.

Последние несколько лет нас одолевают “черные лебеди”. И они такие жирные, массивные. И точно такие же внезапные и непредсказуемые. Начиная с 20 года все, в том числе и IT, живут в некотором состоянии антикризисного функционирования. И это оказывает определенное влияние на управление.

Все прошлые идеи бирюзовых компаний, Scrum-команд, самоорганизации и децентрализации управления клевые. Они очень демократичные, дают людям возможность развиваться, кайфовать от своей работы, постоянно экспериментировать. Но стоит все это очень дорого. И если в обычной жизни компании легко могут идти на такие эксперименты,то в условиях кризиса это очень рискованно.

И поэтому на смену трендам децентрализации приходят тренды антикризисного управления и наоборот, централизации менеджмента. Когда управленцев поменьше, а задач и полномочий у них – побольше. И Delivery Manager, на мой взгляд, ярчайший пример такой вот трансформации.

А значит, покуда мир наш, и айтишечка в частности, не выйдут на какое-то плато стабильности и предсказуемости, тенденция сохранится, и Delivery Manager-ов будет становиться только больше. Ну а сколько еще это все продлится – можно только догадываться. Полагаю, что быстро все не поменяется. Но все может зависеть от новых “лебедей”.


Присоединяйтесь к моему телеграм-каналу Седой директор. Пишу там про менеджмент в IT, отвечаю на ваши вопросы и разбираю ваши кейсы. Системно, наглядно, простыми словами.

А по этой ссылке вы сможете узнать подробнее о курсе и зарегистрироваться на бесплатный урок, который я проведу уже завтра.

Комментарии (12)


  1. Lelant0s
    12.12.2023 15:40

    Хорошо бы айтишникам перестать выдумывать велосипеды и множить сущности: в большинстве отраслей роли четко распределены, к этому шли столетиями и научились быстро реагировать на изменения и адаптировать роли и структуры. Но нет - у айти свой путь. :)


    1. ilyaprakht Автор
      12.12.2023 15:40

      Вот согласен. С опытом тоже все больше к этому прихожу


    1. ReDev1L
      12.12.2023 15:40

      Да большинство не может поставить цели C-level борду, кроме как "нужно больше денег и работать". Какие роли, какие структуры.

      А за сроки надо спросить кого-то, но у нас ведь аджайл, спросить некого - вот вам и Деливери менеджер.

      За 15 лет в этом плане ничего не поменялось. Раньше эту чушь слушал только на "выступлениях" топов перед всей компанией раз в год, теперь на C-level планерках, раз в неделю - две - четыре (зависит от компании).

      Выдумывают не айтишники, а собственники или их эффективные манагеры.

      Из недавнего - конвертнули 20к баксов по хреновому курсу, потеряли 150 долларов, надо доказать и наказать бухгалтера, а лучше уволить. А то что люди которые это слушали, а потом часть из них доказывала - стоили только по времени 350$ - никого не интересует.


    1. nTu4Ka
      12.12.2023 15:40

      Так и появилась роль ДМа.

      Т.к. нужно менеджить несколько проектов под одним зонтиком с фокусом на СПОК клиента.


      1. Lelant0s
        12.12.2023 15:40

        Несколько проектов это всего лишь несколько проджект-менеджеров, или один, но ведущий несколько проектов.

        Customer success менеджер умудряется вести клиента по всему циклу его (клиента) бизнес-задач и как-то никому в мире не приходит в голову дробить их между несколькими customer success менеджерами или придумывать новую вакансию. Я же говорю - не изобретайте велосипед: он уже изобретен во всех необходимых модификациях.


  1. sshmakov
    12.12.2023 15:40

    Да всё проще. Топ-менеджеры контор, которые перешли на аджайл, были неприятно удивлены, что по канонам владелец продукта ни грамма не менеджер. А у команды разработки нет менеджера и спросить за сроки не с кого. На вопрос "кто шил костюм?" отвечают "мы!".

    Вот и завели вместо запрещённого в аджайле прожект-менеджера новую должность - деливери-менеджер.

    Последние несколько лет нас одолевают “черные лебеди”. И они такие жирные, массивные. И точно такие же внезапные и непредсказуемые.

    Вообще-то "черный лебедь" отличается предсказуемостью, просто в него не верят, пока он не появится.


  1. Sirleh
    12.12.2023 15:40

    Термин уже лет 5 как широко в ходу, во всяком случае, я его в среде слышу точно не меньше - видимо, прижился.

    Но давайте будем честны, это и по сути своей не новая роль. Как-то надо было назвать ИТ-шного РПшника, точнее "РПшника в сфере разработки ПО" - вот, это он, Delivery manager.

    Термин "Руководитель проекта" был не подходящим и ломал шаблоны в головах, так как вроде и проекта нет как ограниченного во времени предприятия с уникальным результатом, а есть регулярная производственная деятельность. Поэтому группы процессов PMBOKовские слабо получалось применять, не делать же, в самом деле, устав на каждый спринт. А вот зона ответственности за сроки, стоимость, объем и качество, и области знаний все те же, РПшные.


  1. Shotgun12G
    12.12.2023 15:40

    Выглядит как попытка прикрутить к скрамгайду, натянутому на сову, решалу, который будет снимать блокеры на всех уровнях производства сразу.


    1. ilyaprakht Автор
      12.12.2023 15:40

      Ну, утрированно, но в целом, так и есть, да


    1. MaksimMukharev
      12.12.2023 15:40

      Удивительно, но это работает.


  1. fasvik
    12.12.2023 15:40

    Поменьше бы воды отусу каждый раз лить ????


  1. Drazd
    12.12.2023 15:40

    Во время прочтения всей статьи не мог поверить своим глазам - читаю практически про себя. А я работаю менеджером продукта, но не только в стратегии, а и в том, что перечислено в этой статье (так же забочусь о команде, помогая в этом владельцу продукта).

    Добавил:

    Почитал быстро статейки в "западных интернетах" и увидел, что в целом роли пересекающиеся, но все же Product Manager - чуть шире (что так же соответствует моей работе).

    Грубо говоря, Delivery Manger отвечает за конкретную поставку конкретному заказчику (или пулу похожих заказчиков), а Product Manager отвечает за поставку всему разнообразию заказчиков и решает конфликты приоритетов и пожеланий. Понравилось описание, что Product отвечает за "портфель поставок".

    То есть в целом корректно, что я "распознал" себя. Меня можно, получается, и Delivery, и Product менеджером звать.