Все мы обычно думаем, что купив устройство или транспортное средство, можем сделать с ним что хотим — предположим, пользоваться по назначению, подарить, починить. И если по первым двум пунктам всё более-менее хорошо, то с ремонтом не совсем. Например, до сих пор даже несложную поломку тракторов John Deere должен чинить специалист, а владелец, причём даже хорошо разбирающийся в этом вопросе, сам ничего сделать не может.

Также до недавнего времени корпорации всеми силами продвигали идею ремонта выпущенных ими гаджетов в корпоративных же сервисных центрах. Так делали Apple, Microsoft, Samsung и другие компании. Но сторонники идеи «права на ремонт» смогли это изменить, и сейчас она вовлекает всё больше участников. Например, Samsung Electronics объявила о расширении программы самостоятельного ремонта Samsung Self-Repair. Не отстают и другие компании, о чём расскажем под катом.

Что там у Samsung?

В декабре 2023 г. компания анонсировала очень масштабное обновление своей программы «отремонтируй сам». В прошлом году она была запущена в партнёрстве с iFixit и с тех пор постепенно продвигается и расширяется. Сейчас, например, она доступна в гораздо большем количестве стран и для владельцев широкого спектра моделей устройств компании, включая самые современные.

Так, в программу впервые попали гаджеты со складными дисплеями, включая Galaxy Z Flip5 и Z Fold5. Запасные части и инструкции по ремонту должны вскоре поступить в iFixit и другие организации. К сожалению, пока неизвестно, сколько будет стоить складной дисплей, который является самой дорогой частью того же Z Fold5. По мнению экспертов, его цена вряд ли будет ниже $900, а скорее всего — выше.

До конца декабря Samsung добавит в программу ещё больше устройств Galaxy, таких как планшеты Galaxy Tab S9, ноутбуки Galaxy Book 2 и флагманы Galaxy S23.

Растёт и число стран, где можно купить запчасти. Программа ремонта Samsung в настоящее время действует в США, Южной Корее, Бразилии, Мексике, Бельгии, Франции, Германии, Италии, Нидерландах, Польше, Испании, Швеции и Великобритании. Теперь Samsung заявляет, что расширяет программу ремонта в 30 новых странах. В итоге полный список выглядит так: Албания, Андорра, Австрия, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Кипр, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Греция, Венгрия, Ирландия, Косово, Латвия, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Мальта, Монако, Черногория, Северная Македония, Норвегия, Португалия, Румыния, Сербия, Словакия, Словения и Швейцария. Сорок три страны — это огромный прогресс всего за год. Но может быть и лучше, ведь флагманский S23 продаётся в 130 странах.

Хотя программа ремонта Samsung была объявлена ​​как партнёрство с iFixit, неясно, будет ли iFixit партнёром Samsung в этот раз. Дело в том, что Samsung не упоминает iFixit в новом пресс-релизе, а мелким шрифтом отмечается, что «Samsung сотрудничает с различными дистрибьюторами» и что «детали программы самостоятельного ремонта могут отличаться в зависимости от рынка и дистрибьютора». iFixit не осуществляет доставку во многие из этих стран.

По словам представителей Samsung, корпорация предоставит замену для «экрана, заднего стекла, портов для зарядки, динамика, лотка для SIM-карты, боковой клавиши и кнопки регулировки громкости». Кроме того, пользователи серии Galaxy Book смогут отремонтировать переднюю и заднюю часть корпуса, дисплей, заменить аккумулятор, тачпад, кнопку питания со сканером отпечатков пальцев, резиновые ножки, вентилятор и динамики.

Apple тоже за «право на ремонт»

Дело в том, что эта компания в конце лета 2023 года объявила о поддержке законопроекта SB 244 в Калифорнии, который закрепляет право на ремонт устройств. Положение требует от производителей предоставлять клиентам и сторонним ремонтным мастерским инструменты, мануалы и детали для починки повреждённой электроники и бытовой техники.

Законопроект указывает, чтобы компоненты, руководства по ремонту и другая необходимая информация были доступны в течение семи лет после релиза любого продукта стоимостью более $100.

Корпорация заявила, что её клиентам будет доступно несколько вариантов починки, включая и самостоятельный, с обеспечением пользователей деталями, инструментами и инструкциями. Кстати, собственную программу ремонта гаджетов компания запустила ещё в 2021 году, с тех пор она доступна в США и Европе.

А что это за закон такой?

Суть документа в том, чтобы производители гаджетов и бытовой техники обеспечивали запас деталей, которые могут понадобиться для ремонта, в течение семи лет после выхода товара. Это касается электронных устройств дороже $100. Если девайс стоит от $50 до $99, тогда запчасти должны быть доступны со стороны производителя в течение трёх лет. Если это требование не соблюдается, на компанию могут подать в суд, и, скорее всего, он примет решение в пользу покупателя.

Правда, есть в законе и места, которые можно назвать лазейками для производителей. Например, детали и инструменты для ремонта последние должны предоставлять на «справедливых и разумных условиях». Что это за справедливость и кто будет оценивать объективность условий, пока неясно.

Ещё один интересный нюанс в том, что приставки исключены из закона. В нём прямо говорится, что «игровые консоли не входят в список подлежащих действию закона продуктов». Устройство при этом означает не просто корпус с платой, а ещё и периферийные устройства, которые применяются пользователем для игры. Возможно, производители консолей лоббировали исключение своих систем из закона. Может быть, причина и в чём-то другом. Но факт остаётся фактом — девайсы, которые продаются миллионами, не подлежат действию закона о «праве на ремонт».

Это что касается американского законопроекта. В ЕС также поддерживают идею самостоятельного ремонта гаджетов и бытовых устройств пользователями. В прошлом году был принят закон, согласно которому у сервисных центров должен быть доступ к запчастям устройств спустя пять лет после ухода этих устройств с рынка. В число запасных деталей входят батареи, экраны, зарядные порты, механические кнопки, микрофоны, динамики, крепления дисплеев (для раскладушек и ноутбуков).

Кроме того, производители аккумуляторов должны разрабатывать батареи, которые соответствуют ряду важных критериев:

  • сохранять объём на уровне 83% после 500 циклов заряда-разряда

  • сохранять объём на уровне 80% после 1 000 циклов заряда-разряда

Так же, как и в США, в Европейском союзе решили обеспечить доступ сервисам по ремонту и обычным пользователям к запчастям электронных устройств и бытовой техники. Для многих таких девайсов детали для ремонта исчезают уже через несколько месяцев после продажи, и достать их можно лишь путём разборки вышедших из строя аналогичных моделей.

Кроме того, зачастую отсутствуют инструменты для ремонта, включая софт, схемы, мануалы и т. п. Чтобы улучшить ситуацию, закон предполагает доступ ко всему этому в течение 5 лет после выхода устройства в продажу.

В 2023 году в ЕС приняли закон, согласно которому все батареи в телефонах и ноутбуках должны быть съёмными. За последние несколько лет у производителей вошло в моду делать аккумуляторы внутренними, причём в некоторых случаях их ещё и снять не получится (как у ряда моделей Surface от Microsoft). Получается, что пользователь сам заменить аккумулятор не может, а сервисный центр за такую работу вполне способен запросить сумму, равную части стоимости нового устройства. Неудивительно, что при таких условиях владельцы гаджетов предпочитают выкинуть сломанный девайс и приобрести новый.

В РФ концепция тоже находит понимание. Так, Минприроды ещё пару лет назад выражало солидарность с коллегами из других стран, считая, что подобные меры приведут к снижению объёмов электронного мусора.

Сейчас в законе о защите потребителей говорится следующее: «Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определённого периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде».

Сейчас всё больше компаний поддерживают «право на ремонт», что не может не радовать. Если бы инициатива продолжила распространяться, вероятно, устройства действительно служили бы дольше, а количество электронного мусора наконец начало бы снижаться.

Комментарии (22)


  1. trikot
    25.12.2023 16:44

    В старые годы практически все фирмы при продаже радиоаппаратуры прикладывали в инструкцию по эксплуатации схему, а иногда еще и расположение деталей на платах. Очень удобно, особенно для тех, кто разбирается в этом. Конечно современная техника сложнее, требует определенного оборудования, но это не повод лишать людей возможности ремонтировать самим. Сейчас целый квест надо пройти, чтобы найти схему, или сервисный мануал. Не ко всему то и найдешь...


    1. Panzer_Ex
      25.12.2023 16:44

      Принципиальных схем уже давно никто не делает. Лет 10 назад сгорел у меня подстрочный резистор на HP LCD мониторе. Причем выгорел конкретно, даже с лупой не разобрать. В гугле не нашел, пошел в официальных сервис. Там на меня посмотрели как на питекантропа, сказали "мы блоками меняем, так проще". Почему менять блок проще, чем перепаять резистор я так и не понял. Видимо, питекантроп. )))


      1. vilgeforce
        25.12.2023 16:44

        Искать этот сгоревший резистор долшье, чем блок менять, небось


        1. Panzer_Ex
          25.12.2023 16:44

          Резистры типовые китайские кста, две условные копейки за пачку. Даже не SMD, потому и обидно было.


      1. trikot
        25.12.2023 16:44

        У меня лучше было, в зубной щетке Филлипс почти за 100 евро купленной порвалась силиконовая манжета. Как на картинке. В сервисе сказали что таких нет, и в период гарантии меняют щетку целиком, а после гарантии ее просто надо выбросить. Но я не выбросил, а через пару лет братья китайцы стали такие продавать на али, по 100р за мешок. Купил, заменил, снова пользуюсь.

        Что схем давно не кладут это понятно, но почему в свободном доступе нет? Это что тайна?


        1. isden
          25.12.2023 16:44

          А вот еще кулстори. В очень умном чайнике за многоденег, разломилась пластиковая фиговина - тонкое кольцо вокруг горловины сложной формы. В сломанном виде крышка просто не закрывается. Кольцо на защелках, легко снимается и ставится - т.е. его в принципе можно поменять. Но, их никто нигде не продает, даже в сервисах сказали что ничем не могут помочь. Хотя казалось бы, копеечная деталька.


      1. oleg_rico
        25.12.2023 16:44

        Точно такая же фигня была когда у меня сломался термопот заджеруши- одна микросхема управляющая насосом и нигде не смог её найти.


      1. PuerteMuerte
        25.12.2023 16:44

        Почему менять блок проще, чем перепаять резистор я так и не понял. Видимо, питекантроп. )))

        Потому что блок стоит меньше, чем работа мастера по диагностике сгоревшего дискретного элемента, плюс его замена. И к тому же на сервисе не нужно держать всю номенклатуру дискретной рассыпухи, которая там может встречаться в подшефных моделях.


        1. SinsI
          25.12.2023 16:44

          блок стоит меньше, чем работа мастера по диагностике сгоревшего дискретного элемента

          Судя по ютуб видео northbridgefix, у квалифицированного мастера на базовую диагностику уходит порядка 10 минут (плюс работа неквалифицированного мастера на разборку/доставание материнки/сборку) - визуальный осмотр платы под микроскопом, прозванивание линий на короткое замыкание и в случае его наличия определение виновника путём voltage injection под инфракрасной камерой.

          В случае обнаружения такового ещё минут 10-20 на замену в сложных случаях. Положим полчаса на диагностику каждого прибора (включим отдых, благо требуется напрягать мозги).

          В год при 8 часовом рабочем дне будет порядка 2000 часов, т.е. 4000 приборов для починки.

          Возьмём хорошую годовую зарплату квалифицированного IT специалиста в Калифорнии - $133к, удвоим за вредность и сложность.

          Это даст стоимость работы мастера по диагностике одного прибора $66.5.

          И это в Калифорнии, где зарплаты космические.

          Скорее всего у официального сервиса просто нет достаточного количества работы для квалифицированного мастера.


          1. PuerteMuerte
            25.12.2023 16:44

            Судя по ютуб видео northbridgefix, у квалифицированного мастера на базовую диагностику уходит порядка 10 минут

            В видео показывают только удачные дубли. Десяток неудачных не показывают :) Реально квалифицированный мастер никак не сможет 16 приборов в день ремонтировать с заменой дискретных элементов. Выходит где-то три-четыре. В случае сложных поломок бывает и меньше. Вот чтобы сократить время ремонта до получаса, и делается крупноузловой ремонт. Тем более что кроме мастера, в себестоимости ремонта учитывается и зарплата приёмщика, и расходы на службу поддержки, и стоимость оборудования и ещё много чего.


            1. SinsI
              25.12.2023 16:44

              Неудачные дубли очень даже показывают, не показывают однотипные работы, которые выполняются массово каждый день, вроде замены коннекторов на 4090.

              Что не показывают на видео, так это подготовку (рабочего места, инструментов, запчастей, трафаретов), поиск доноров и закупку запчастей - рутину, что требует массу времени - но эту часть работы вполне можно сбагрить на помощников.

              Реально квалифицированный мастер никак не сможет 16 приборов в день ремонтировать с заменой дискретных элементов

              Время ремонта зависит от квалификации мастера и типичности/сложности поломки. Десяти минут вполне достаточно для того, чтобы определить - стоит ли реанимировать пациента, а также ремонта в простых/массовых случаях.

              Работы же, которые требуют больше получаса отправляются в "no fix" (или за них просят куда больше $$$).


        1. Ugli
          25.12.2023 16:44

           И к тому же на сервисе не нужно держать всю номенклатуру дискретной рассыпухи

          Ну как бы держать номенклатуру блоков - таки затратнее..


      1. nidalee
        25.12.2023 16:44

        Принципиальных схем уже давно никто не делает.

        Делают они все. Но плебсу не положено.

        Например, Apple MacBook Pro 13 M1 Late 2020 A2338 820-02020 BoardView.BVR


      1. saege5b
        25.12.2023 16:44

        Кроме резистора, там могло утянуться попутно, много чего. Ну и причину, почему выгорел - тоже надо установить.

        А самый лучший способ проверки деталюшки - выпаять, проверить, и запаять взад. И так все 100-300-400 раз для каждого компонента. Особая радость - всякие микросхемы и прочее в корпусах типа БГА. Хотя, мелочь размерности 01..03 тоже не даст заскучать.


      1. Winnie_The_Pooh
        25.12.2023 16:44

        Потому что у ХП принята такая последовательность ремонта: отказавший блок заменяют таким же со склада, неисправный блок уезжает на завод (имхо в Вене), там девочка монтажница по алгоритму его пытается починить, удалось - едет на склад, не удалось - на выброс. Так для фирмы интегрально дешевле.


  1. oleg_rico
    25.12.2023 16:44

    Мне нравится подобная инициатива!

    Хотя как в известной присказке- когда сервисного инженера, обслуживающего и ремонтирующего копировальные устройства спросили, почему он всегда так детально рассказывает по телефону, как заменить копировальный порошок? Он сказал что обычно после подобной замены ремонт устройства на их сервисе стоит дороже:)

    И в качестве примера-год назад кинулся менять аккумулятор в своём телефоне и порвал шлейф ведущий к экрану.

    Только один сервис в Москве согласился шлейф починить, другие предлагали менять экран в сборе.


  1. Pokolo
    25.12.2023 16:44

    Очередной мусорный закон, который фактически ничего не улучшает, но делает вход в бизнес еще дороже; кто уже в нём благодарны.


  1. KEugene
    25.12.2023 16:44

    У моей предыдущей машины (Nissan) было руководство пользователя (нарядная книжка) и я скачал руководство по ремонту (многотомный талмуд). Как же было удобно. Всё схемы, порядок сборки и разборки, диагностика. Сейчас (Peugeot) у меня есть только руководство пользователя. Руководство по ремонту только у официальных сервисных центров. В продаже есть документация, я даже два раза купил. Оба раза лишь фрагменты, объединив которые я получил где-то 70% материала. Интересно то, что в сети все это прибивается довольно оперативно. Я не понимаю зачем. Если ремонт превращается в гемморой, то следующая машина будет уже другого производителя.


    1. Javian
      25.12.2023 16:44

      "Зачем" - торговля запчастями для производителя (чего угодно) выгодна. Там наценка высокая. В случае автомобиля за запчасти платит страховая, или банк и пользователи не очень-то понимают почему сумасшедшая цена у какой-то фары, легко разбиваемой в незначительном ДТП.


    1. Didimus
      25.12.2023 16:44

      У фольсваген все в открытом доступе.


  1. ihouser
    25.12.2023 16:44

    Эффективные манагеры не могут понять, что право на ремонт прибыльней запретов на ремонт.

    Им же не придется возится с мелочевкой, что дорого обходится для централизованной системы. Останется только прибыльный ремонт, какого на коленке не сделаешь.

    При этом, часть мелочного ремонта будет переходить в категорию дорогого, по причине кривых рук :).

    А мелкие запчасти можно изготовить сразу, много и продать их ремонтным мастерским. Деньги получат сразу, ни каких расходов на складирование, все на плечах мелкого бизнеса.

    У эффективных манагеров явно нет фантазии и бизнес хватки.


    1. akakoychenko
      25.12.2023 16:44

      Эффективные менеджеры все правильно понимают. Заработок на ремонте это хорошо, но это приятный бонус к бизнесу. А поток продаж основного продукта должен идти. Это масштабируемо, понятно, и глобально.

      Пока мы не начали массово брать хардвар по подписке (и очень хорошо, что это не так, но, думаю, капитализм к этому придёт), потребитель решает свою задачу, пока его девайс делает то, для чего куплен. Условно, пылесос всасывает пыль. А производитель решает свою задачу, пока идёт постоянный поток новых покупок новых девайсов. Не чувствуете подвоха?) Не видите проблемы в неравновесности ситуации по нешу?

      Чувствую, придётся очень сильно корпоративным инженерам изворачиваться, чтобы старую песню запеть, если право на ремонт таки придёт. Не выйдет шатающимися разъемами да сложнозаменяемыми аккумуляторами спрос стимулировать. Придётся глубже копать и закладывать износ, например, в центральный процессор