Судоходная компания Cargill, зафрахтовавшая судно, надеется, что эта технология поможет отрасли проложить курс к более экологичному будущему. Паруса WindWings разработаны для снижения расхода топлива и углеродного следа судоходстве. Сейчас на мореплавание приходится около 2,1% выбросов CO2 в мире. Первое путешествие Pyxis Ocean из Китая в Бразилию станет первым реальным испытанием WindWings и возможностью оценить, есть ли будущее у возвращения к парусам в судоходстве.

Когда корабль находится в порту, паруса сложены, и раскрываются уже на открытой воде. WindWings имеют высоту 37,5 м и сделаны из того же материала, что и ветряные турбины, что делает их долговечными. Они не заменяют двигатель, а дополняют его для движения по ветру, что обещает снижение расхода топлива и выбросов CO2 за всё время службы на 30%.

Ян Дилеман, президент Cargill Ocean Transportation, заявил, что судоходная отрасль находится на «пути к декарбонизации». Хотя идеального решения не существует, эксперименты с возвращением к ветряному движителю демонстрирует, как быстро все меняется:

Пять-шесть лет назад, если бы вы спросили людей, занимающихся судоходством, о декарбонизации, они бы сказали: «Ну, это будет очень сложно, я не думаю, что это произойдет в ближайшее время». Я думаю, что пять лет спустя нарратив полностью поменялся, и все действительно убеждены, что им нужно внести свой вклад — все просто думают, как это сделать. Вот почему мы в Cargill взяли на себя роль одного из крупнейших игроков, чтобы взять на себя часть рисков, попробовать что-то и продвинуть отрасль вперед.

Установка парусов на верфи в Китае
Установка парусов на верфи в Китае

Ocean Pyxis потребуется около шести недель, чтобы достичь места назначения, но технология, которую он использует, берет свое начало в сфере высоких скоростей. Она была разработана британской фирмой BAR Technologies, отпочковавшейся от команды сэра Бена Эйнсли на Кубке Америки 2017 года — соревнования, которое называют «морской Формулой-1».

По словам руководителя проекта Джона Купера, который раньше работал в команде Формулы-1 McLaren, это один из самых «медленных» проектов в его карьере — но с самым большим значением для планеты. Он считает, что это испытание станет поворотным моментом для мореходства:

Мой прогноз, что в 2025 году половина кораблей новой постройки будет оснащаться ветровыми двигателями. Причина, по которой я так уверен, заключается в нашей экономии — полторы тонны топлива в день. Если поставить на судно четыре крыла, это сэкономит шесть тонн топлива, это сэкономит 20 тонн CO2 — в день. Цифры огромны.

Разработка родом из Великобритании, но сами паруса производятся в Китае. Купер говорит, что производить их в Британии мешает отсутствие государственной поддержки в снижении стоимости импортируемой стали.

Эксперты говорят, что ветроэнергетика является многообещающей областью для изучения, поскольку судоходная отрасль пытается сократить выбросы CO2, которые она производит каждый год, по оценкам, на 837 миллионов тонн. В июле судовладельческие компании договорились сократить выбросы, вызывающие изменение климата «к 2050 году или около того» — беззубое обещание по мнению их критиков.

«Энергия ветра может иметь большое значение», — говорит доктор Саймон Баллок, исследователь судоходства в Центре Тиндалла при Манчестерском университете. Он сказал, что для появления новых более чистых видов топлива потребуется время, «поэтому нам придется бросить все силы на эксплуатационные меры на существующих кораблях - например, на модернизацию судов парусами, воздушными змеями и несущими винтами».

«В конечном итоге нам действительно необходимо топливо с нулевым выбросом углерода на всех судах, но в то же время крайне важно сделать каждое путешествие максимально эффективным. Более низкие скорости также являются важной частью решения», — сказал он BBC.

Стивен Гордон, управляющий директор компании Clarksons Research, занимающейся морскими данными, согласился с тем, что ветровые технологии «набирают обороты».
«За последние 12 месяцев количество кораблей, использующих эту технологию, удвоилось», — пояснил он. «Однако это эффект низкого старта. В международном судоходном флоте и портфеле заказов на строительство новых судов, насчитывающем более 110 000 судов, у нас есть записи о менее чем 100 судах, имеющих сегодня ветровую технологию».

Даже если это число резко увеличится, ветровая технология может подойти не для всех судов, например, там, где паруса мешают разгрузке контейнеров.

«Судоходная отрасль еще не имеет четкого пути декарбонизации, и, учитывая масштабы проблем и разнообразие мирового судоходного флота, вряд ли для отрасли найдется единое решение в краткосрочной или среднесрочной перспективе», - предсказывает Гордон.

Джон Купер из BAR Technologies настроен более оптимистично, заявив, что верит в радужное будущее парусов. Его радует мысль о возвращении отрасли с своим истокам: «Инженеры всегда это ненавидят, но я всегда говорю, что это мы движемся назад в будущее. Изобретение двигателей внутреннего сгорания разрушило старые торговые пути и морские маршруты, а теперь мы попытаемся хотя бы немного развернуть эту тенденцию вспять».

Комментарии (43)


  1. Houl
    30.12.2023 15:54

    А про утилизацию данного "экологического" чуда ничего. Раз аналогично ветрякам, то швах... Ещё куча тонн "экологического" мусора закопают в землю.


    1. MountainGoat
      30.12.2023 15:54
      +10

      А в чём заключается проблема? Они источают метилртуть? Неостановимо распадаются на микрогранулы? Начинают излучать?


      1. Kasyan666
        30.12.2023 15:54
        +1

        Не поручусь, но я слышал, что материал, из которого делают лопасти ветряков, вообще не разлагаются. Потому, эти лопасти просто захороняют, после гарантийного срока или поломки.


        1. MountainGoat
          30.12.2023 15:54
          +5

          Ну и хорошо. Так же, как стекло и некоторые виды пластика. Так же, как кирпичи и бетон. Так же, как булыжники и даже в определённых местах - дерево.

          Но я что-то не вижу, чтобы в каждую ветку о стройке кто-нибудь влезал, чтобы заявить что бетон не экологичен потому что он не разлагается.


          1. Kasyan666
            30.12.2023 15:54
            +2

            К бетону за две (или больше?) тысячи лет все привыкли, потому и не обсуждают. Люди любят "горячее".


            1. BlackMokona
              30.12.2023 15:54
              +2

              Уже разработали технологию переработки ветрянных лопастей.

              https://vc.ru/tech/650444-pererabotka-lopastey-vetrogeneratora

              Другой производитель ветрогенераторов датская Vestas совместно с Olin, производителем эпоксидной смолы и Stena Recycling, компанией занимающейся утилизацией разработали новую технологию позволяющую легко растворять и эпоксидную смолу. Лиза Экстрен, вице-президент и руководитель отдела устойчивого развития Vestas - «Как только эта новая технология будет реализована в масштабе, устаревший материал лопастей, который в настоящее время находится на свалке, а также материал лопастей действующих ветряных электростанций, можно будет разобрать и использовать повторно. Это знаменует собой новую эру для ветроэнергетики и ускоряет наш путь к безотходности».


              1. Didimus
                30.12.2023 15:54

                Там должна быть такая ядрёная химия, что лучше пусть не растворяют


          1. Xexa
            30.12.2023 15:54
            +4

            Бетон перерабатывают повторно в строительный материал. Бетон бу используют для отсыпки дорог и насыпей.

            Туда же кирпичи, стекло и прочее.


            1. MountainGoat
              30.12.2023 15:54
              +1

              Ну а если лопасть правильно нарезать, получаются готовые скамейки, клумбы и будки для животных.


              1. Kasyan666
                30.12.2023 15:54
                +1

                Опять-таки не поручусь, но, вроде-как "разлохмаченные" концы стеклопластика и пыль, возникающая в процессе – канцерогенны.


                1. MountainGoat
                  30.12.2023 15:54

                  Это вопрос давно решённый. Резать с СОЖ, спилы покрасить густой краской.


          1. SadOcean
            30.12.2023 15:54

            К бетону предьявляют очень сильно по экологичности, но в основном при производстве.
            После заливки да, камень и камень


        1. ilriv
          30.12.2023 15:54

          Если материал (слеклопластик) вообще не разлагается, в чём заключается угроза экологии?


          1. Kasyan666
            30.12.2023 15:54

            1. Возможно он разлагается, но долго (относительно средней длины человеческой жизни).

            2. На захоронение нужно место, при чём, легкодоступное для тяжёлой строительной техники. Ещё это отбирает пространство от биомов: даже в пустыне есть жизнь.


            1. ilriv
              30.12.2023 15:54

              1. Если он разлагается долго - в чём заключается экологический ущерб?

              2. Стеклопластик убивает жизнь в пустыне? Гусеницам, ящерицам и прочим организмам очень даже нравятся человеческие конструкции, которые дают им укрытие от хищников. Можно просто выкинуть эту лопасть в лесу - и он станет домом для лесной живности.


        1. formico
          30.12.2023 15:54

          Вот кстати если лопастей понавтыкать побольше вертикально на палубу, то получится тот же парус, ими можно управлять опять же..


    1. ssj100
      30.12.2023 15:54

      Закапывать ??? Зачем усложнять ? прям штатно сбрасывать на глубине.


    1. Didimus
      30.12.2023 15:54

      Скорее, затопят


  1. Astroscope
    30.12.2023 15:54
    +5

    Чайный клиппер 2.0

    Если поставить на судно четыре крыла, это сэкономит шесть тонн топлива, это сэкономит 20 тонн CO2 — в день. Цифры огромны.

    Цифры огромны - для обывателя. Сколько расходует среднестатистический Панамакс? Тонн восемьдесят в сутки? Шесть тонн в сутки - не ничего, конечно, но экономия не в разы и не на порядки™, а как-то неопределенно все-же немного.


    1. stitrace
      30.12.2023 15:54
      +1

      На данный момент, при текущих ценах на топливо, у транспортных компаний вопроса экономии топлива не стоит - в себестоимости перевозки она составляет относительно незначительную часть. Возможно взлетит, если ситуация с экологическими требованиями встанет такая же, как в авиации, когда были введены в некоторых странах требования к экологичности бортов заходящих в аэропорты страны по параметрам выбросов углекислого газа, вот тогда эти паруса будут разлетаться как горячие пирожки в базарный день. Но такой ситуации не предполагается в ближайшее время из-за не очень приятной тенденции в мировой экономике в последнее время. Снижение тренда на глобализацию бьет прежде всего по глобальной логистике морских перевозок. Короче говоря, я бы не вложился в эту технологию в среднесрочной перспективе, а в долгосроке у нее сильные риски конкуренции.


    1. Kobystan
      30.12.2023 15:54
      +4

      Можно покопать и найти больше выгод. Попробуем:

      • паруса дают дополнительную тягу, можно перевезти товар быстрее, если это груз скорпорт, то выгода в разы может вырасти;

      • можно сконструировать маршруты когда ветер будет попутным почти всегда, выгода по топливу тогда будет не 30%, а 50% и больше, компьютеры и нейросети в помощь;

      • можно сконструировать суда полностью парусные, двигатель только для экстренных ситуаций и маневрирования в порту, тогда выгода по топливу будет близка к 100%;

      • есть грузы малочувствительные к срокам доставки, стройматериалы к примеру, можно подождать выгодного ветра, но это не простой судна, оно перевозит другие грузы;

      • комбинировать не только с парусами и двигателем, но и с плавучим якорем(парусом), тогда выгодных маршрутов с меньшими затратами топлива будет больше;

      • экономить на экипаже, на клиперах экипаж бывал в несколько человек, они даже паруса опустить не могли, они их отрезали или стреляли в них из специальной пушки, тут электромеханика и электроника;

      • паруса сделать зеркальными, в фокусе(ну или на то, что будет похоже на фокус) расположить солнечные панели на штанге;

      • давление по идее должно быть выше в середине паруса, сделать там отверстие и расположить там радиаторы главного двигателя и/или рефрижераторных установок;

      • поверхность для рекламы, паруса большие, судно довольно долго находится вблизи портов-больших городов с большой стоимостью рекламы и скорей всего не подчиняется местным законам о рекламе;

      • расположить на судне сервера Старлинк, паруса использовать как антенны, воду как охладитель, над океаном пользователей мало, Старлинк не загружен, пусть использует трафик для обмена с близким сервером;

      • безналоговый и беззаконный в нейтральных водах сервер это вещь.

      Пока все, но пришпандорить к халявной энергии можно много чего. Всех с НГ.


      1. Astroscope
        30.12.2023 15:54

        можно сконструировать суда полностью парусные, двигатель только для экстренных ситуаций и маневрирования в порту

        Значительная часть современных парусных судов устроена именно так. У гоночных парусных судов, понятное дело, есть технический регламент, которому они должны подчиняться, а прогулочные парусные яхты зачастую прилично моторизованы. Не знаю, до какой степени это эффективно экстраполируемо на контейнеровозы и прочие танкеры.


      1. SinsI
        30.12.2023 15:54
        +1

         можно перевезти товар быстрее, если это груз скорпорт, то выгода в разы может вырасти

        Максимальная скорость обычного судна определяется его длиной - если длина генерируемых волн больше, сопротивление растёт, как и расход топлива, что делает более быстрые скорости невыгодными. Так что тут вы очень сильно мимо.

        что обещает снижение расхода топлива и выбросов CO2 за всё время службы на 30%.

        При расходе топлива Kamsarmax  29-30 тонн экономия в 6 тонн - это 20%, а не 30%.

        Тут поставили только 2 паруса вместо 4, так что экономия ещё меньше - только 10%.

        Любопытно бы узнать, сколько места и веса занимают эти паруса - очень возможно, что потери в количестве перевозимого груза будут превышать выгоду от экономии топлива.


      1. AVPro
        30.12.2023 15:54
        +1

        почитал написанное вами - вы сильно далеки от реалий флота. Всё кроме рекламы - чистые фантазии.


  1. dyadyaSerezha
    30.12.2023 15:54

    Так из Сингапура или из Китая? Вроде как Китай еще не оккупировал Сингапур.


  1. saag
    30.12.2023 15:54
    +7

    Жак-Ив Кусто, судно Алсион, турбопаруса...


    1. darthgrey
      30.12.2023 15:54
      +1

      С подобными парусами в северном море ходит SC Connector, они у него даже складываются, чтобы под мостами пролазить. Я еще пару других странных конструкций видел, порой довольно безумных, типа такого роторного паруса здорового на носу небольшого костера, но имена судов этих запамятовал.


  1. BugM
    30.12.2023 15:54
    +4

    Абстрактный 200 метровый корабль в вакууме расходует на ходу 40 тонн топлива в сутки.

    10% экономии топлива наверно нормально и даже может и окупится, но громких слов стоит говорить поменьше.


  1. MountainGoat
    30.12.2023 15:54
    +1

    Фото, естественно, выбраны так, чтобы ничего не понять. Выглядит как обычный вертикальный ветряк. Ветряки разных типов присобачивали на корабли с 80-х. Это работает, просто без дотаций и при дешёвом топливе хрен дождёшься, пока он окупится и заметную экономию денег даст.


  1. dmitrye1
    30.12.2023 15:54

    Я точно не великий знаток парусов, просто имел опыт.
    Визуально площадь парусов должна быть раз в 30 больше, это еще скромненько так. Если это судно при оптимальном ветре на парусе догонит пешехода, буду очень удивлен. Хоть как-то идти против ветра это не сможет. 30% процентов экономии в духе: Наши паруса, как хотим, так и мерим.


    1. MountainGoat
      30.12.2023 15:54
      +5

      Это не парус, это турбина. Она работает при любом направлении ветра одинаково и подкручивает винт. Весьма вероятно что на ней одной этот корабль вообще двигаться не может.


      1. Dolios
        30.12.2023 15:54
        +2

        Плюс вам поставил, а потом пошел гуглить. Судя по видео это таки паруса, а не турбины.


    1. Dolios
      30.12.2023 15:54

      Они не заменяют двигатель, а дополняют его для движения по ветру

      Это написано в статье. Вы её прочитали перед тем, как комментировать? Предполагается, что на бакштагах и фордевинде даст экономию топлива, получится или нет, будет понятно после испытаний, что не так?


  1. Two_Sheds
    30.12.2023 15:54
    +1

    Испытания этого судна начались примерно полгода назад. Вот тут была статья с рендором и более подробными фотографиями парусов.


  1. anatolykern
    30.12.2023 15:54

    вопрос в том насколько оно экономически эффективнее кайтов в качестве парусов попутного ветра и снижения топливных расходов


  1. Captain_in_the_Green_Hat
    30.12.2023 15:54
    +2

    Если погуглить без фанатизма, то пишут, средняя скорость ветра в океане 25 км/ч, а средняя скорость контейнеровоза - 25-35, то есть даже при попутном ветре простой парус в лучшем случае бесполезная тряпица, в худшем - мешает.

    Работать такое будет у Кусто, которому спешить некуда или у Греты, как парус ради паруса.

    Как правильно заметили выше, овчинка выделки не стоит.

    К тому же на палубе лишнего места не всегда в достатке - грузовые люки, контейнеры, машинерия разная, еще и это тулить


    1. nul0
      30.12.2023 15:54

      Вы пишете про контейнера, они действительно быстро ходят. Но на фото балкер кейпсайз. У балкеров скорость намного меньше, другие задачи.

      Постоянно ужесточают правила по выбросам со2. На новых судах программно ограничивают мощность главного двигателя для уменьшения выбросов. На старых устанавливают физическое ограничение по мощности.

      Но для команды эти паруса будет дополнительной проблемой, пока новое все ок, но со временем это необходимо обслуживать. И так скрубберы устанавливают, с ними хватает проблем.


  1. Ctu
    30.12.2023 15:54
    +1

    А не проще было сразу "ветряки" ставить и электричество на двигатель подавать?


    1. nul0
      30.12.2023 15:54

      Как минимум потери на преобразование. Сначала энергию ветра в электричество, потом электричество в механическую энергию.


      1. Didimus
        30.12.2023 15:54
        +1

        Так там и так привод через электрику


  1. IvanPetrov94
    30.12.2023 15:54
    +1

    Они не заменяют двигатель, а дополняют его для движения по ветру, что обещает снижение расхода топлива и выбросов CO2 за всё время службы на 30%

    Насколько дороже стало судно и такойже вопрос к выбросам CO2

    Причина, по которой я так уверен, заключается в нашей экономии — полторы тонны топлива в день. Если поставить на судно четыре крыла, это сэкономит шесть тонн топлива, это сэкономит 20 тонн CO2 — в день. Цифры огромны.

    Судно-то какое? Ибо есть: "Для судна с контейнеро-вместимостью 8000 TEU и эксплуатационной скоростью 24 узла расход составляет 225 тонн тяжелого топлива в сутки." Там 1.5 тонн просто смех...
    Далее - а цена крыла и установка + обслуживание сколько стоить будет?
    Как много тонн CO2 на их производство (ну и последующий утиль) будет потрачено?

    «Энергия ветра может иметь большое значение»

    Особенно в штиль, да и при слабом или очень сильном ветре - просто огромное)

    радужное будущее парусов

    даже шутить не буду. Такое "радужное", что отказались от них почти везде)

    движемся назад в будущее

    деградируем...

    Изобретение двигателей внутреннего сгорания разрушило старые торговые пути и морские маршруты, а теперь мы попытаемся хотя бы немного развернуть эту тенденцию вспять

    сделаем перевозки опаснее, дороже и дольше?

    --

    Главное - новости пол года уже) А где брался источник для текущей? Случайно - не там же? Ибо кусками 1 в 1 вижу многое слямзенное оттуда)


    1. ushim Автор
      30.12.2023 15:54

      Это был перевод заметки с BBC. Кто-то, не спрашивая, перенес его в «новости» и пропала плашка перевода со ссылкой.


      1. ushim Автор
        30.12.2023 15:54

        UPD Вернули как было, со ссылкой на оригинал.