2023 год стал годом взрыва искусственного интеллекта. Я спрашиваю почти каждого менеджера по работе, с которым встречаюсь, используют ли они ChatGPT в своей повседневной работе: половина отвечает, что да. Однако для многих до сих пор ChatGPT является темным лесом, хотя исследования показывают, что ChatGPT может повысить возможности сотрудников: выполнять на 12,2% больше задач, тратя на 25,1% меньше времени и получать на 40% с более качественные результаты. Как этого добиться? Именно об эффективных подсказках для исследователей и продакт-менеджеров будет идти речь в этой статье.

Ну и традиционно подписывайтесь на канал, там будет оповещение о новых вебинарах и полезностях.

Две вещи для понимания того, о чем мы будем сейчас говорить:

GPT (Generative Pre-trained Transformer) - модель, «предварительно обученная» огромными объемами текста, что позволяет улавливать контекст, семантику и сложные языковые шаблоны.

Промт или подсказка — это запрос, который вы предоставляете (обычно текстовый) при взаимодействии с GPT.

Можно просто писать запросы к ChatGPT также, как вы это делаете в поисковиках, но скорее всего это ни к чему полезному не приведет. Лучше делать это по определенным правилам.

Общие лайфхаки такие:

  1. начинайте подсказку с Act as... Это позволяет управлять поведением модели и задавать контекст для взаимодействия. Идея состоит в том, чтобы заставить модель генерировать ответы, как если бы она воплощала в себе указанную роль или личность.

  2. далее задайте ей задание: explain, create, describe, write, translate, summarize, predict, advise...

  3. и добавьте ограничения - рекомендации по формированию результатов, нужные вам уточнения по формату.

  4. пишите на английском языке

Например:

Act as experienced product manager. Create agenda for the meeting: strategy session for the next year. Duration of the meeting is 8 hours. Provide a minute-by-minute breakdown of what to speak about.

Дисклеймер по всем промтам: не надо думать, что ChatGPT сделает исследование для вас. Он помогает при рутинных исследованиях на базе существующей информации в открытых источниках, а также в формулировании и синтезе информации.

Запись вебинара по проведению исследований: тут

Использование ChatGPT для анализа рынка и отрасли

Обычно анализ рынка и отрасли является сложным из-за непонимания, откуда взять данные, где найти отраслевые отчеты. Это в подавляющем количестве случаев приводит к недостаточным, устаревшим или неполным данным и, как следствие, к неправильным выводам.

Еще одной проблемой является анализ трендов, особенно в технологиях и предпочтениях клиентов.

Ну и последнее - это приведение примеров решений конкурентов как best practice, если вы так делаете, что хочу вас спросить: с чего вы взяли, что приводите примеры лучших решений?

Если вы делаете анализ совсем незнакомой отрасли, то сюда можно еще добавить незнание различных нормативных актов и правовых рамок, культурных нюансов.

Анализ трендов. Куда движется отрасль?

Тренд – это общее направление изменения значимого актива, например, изменение поведения потенциального клиента для понимания и отслеживания закономерности в различных областях

Используйте www.perplexity.ai, если нужны линки на ресурсы.

Это последовательные запросы (вы можете их дополнять, менять, постарайтесь описать хорошо то, что в скобках):

Общий запрос для поиска трендов, включая гео: Act as an experienced product manager conduct comprehensive market research using reputable sources, industry reports, research publications, industry conferences, startup ecosystems and customer feedback and analyze current industry trends in [industry]in [geo location]? What's hot right now that everyone is paying attention to?

Только появляющиеся тренды: What are some emerging trends or technologies around [industry trend] that could be leveraged for new product ideas?

Влияние технологий: Evaluate the potential impact of technologies such as [list of technologies] on [product /market].

Влияние регуляторики: Monitor regulatory bodies and industry associations for updates. Anticipate potential regulatory changes and their implications on [product /market].

Дальше вам нужно понять, что останавливает этого тренда в отрасли, то есть оценить степень зрелости адаптации тренда. Act as an experienced product manager looking to understand issues related to [industry trend].Why [segment,user,role, buyer] in charge of [what they do] would want to avoid the use of [new trend]? What are the main challenges or concerns among [segment, user,role, buyer] that are preventing them from adoption of [industry trend]?What kind of risks [user,role, buyer] may anticipate when adopting an [trend]? Include proof or data that supports your reasoning.

Что драйвит адаптацию тренда: What are the main drivers among [segment, user,role, buyer] for adopting of [industry trend]? Describe early adoptors.

Делаем анализ switching costs: How much workflow change demands in your day-to-day the adoption of an [solution/technology]? Think not only about software related tasks but also communication, integration and any sort of tasks that you perform in your entire day to perform in your job. Detail new processes or workflow steps that you, as a [role], may need to implement in order to successfully implement an [solution/technology]. Include proof or data that supports your reasoning.

Дисклеймер: хотя анализ трендов является часто используемым методом, дополняющим анализ рынка, он имеет ограничения и потенциальные неточности. В первую очередь этот метод основан на анализе исторических данных, которые не всегда могут быть точными или полностью отражающими текущую ситуацию. Непредвиденные события могут исказить результаты анализа, затрудняя точное определение основных причин тенденций, особенно для тех, у кого нет глубокого опыта в индустрии или доступа к источникам высококачественных данных. Поэтому после анализа трендов идет экспертное интервью.

Анализ TAM/SAM

Важный вопрос: сколько клиентов составляют потенциал для рынка? Такая оценка рынка включает определение рыночного потенциала в деньгах.

Total Available Market (TAM) или рыночный потенциал - это общий объем выручки, который может быть получен всеми продуктами, которые решают одну и ту же проблему клиентов (JTBD верхнего уровня) в течение запланированного периода (обычно года). Обычно для оценки TAM используют отраслевые исследования и отчеты (т.н. подход "сверху вниз").

Компании обеспечивают устойчивый рост доходов за счет последовательного (1) роста TAM и (2) захвата TAM.

Рост TAM происходит, когда проблема сама по себе нарастает: все больше и больше клиентов испытывает эту проблему. Например, TAM AWS растет с темпами роста потребности в создании нового облачного ПО. Для понимания роста TAM необходимо уметь оценивать рыночные тренды.

Все это сделано для того, чтобы понять основные предположения, которые использовались при определении размера рынка, и связать точки между проблемой, решением, ценностным предложением, бизнес-моделью и подходом к выходу на рынок/продажам. Проблема должна быть четко определена, понятна и специфична для конкретного пользователя/клиента/сегмента. Решение и ценностное предложение должны разумно решать проблему. Бизнес-модель должна иметь смысл в контексте того, как решение будет использоваться, и той ценности, которую собираются извлечь пользователи/клиенты. Все ведет к размеру рынка, который кажется правдоподобным и достижимым.

Ловите 8 последовательных промтов:

Act as a research assistant who helps me determine the total annual revenue of the [industry]. Your first task is to give me a methodology in which you can estimate this figure and highlight what information would you need to search for to get the number. Don't do any searches yet just explain.

Estimate total addressable market based on [industry description]. If you have incomplete data, make an educated guess but give me sources. Provide me with a list of top 10 companies.

Do a sanity check on the estimated annual revenue per company

Major Players: give a list of major players in the [industry] and their estimated market share.

Industry Reports: give any available industry reports or market research studies on the [industry].

Growth Rate: show historical growth rate of the [industry].

Plot a chart for annual revenue for the whole industry assuming the growth rate was stable and will be. Assume the revenue between 2010 and 2030. Currently it's 2023 so you'll need to go backwards and forward too.

Now summarize the conversation so far, explain to me step by step what you did and what educated guesses did you infer from them. The goal is to explain how this industry worksPlease provide me with the core data on the industry, in less than 200 words

Анализ прямых конкурентов и SAM

As a [product] who would be my biggest competitors? Identify the strengths and weaknesses of each competitor. Your response should be less than 200 words.

Как оценить рынок и что такое TAM/SAM/SOM? См. тут

Понимание алгоритма, как считать рынок

Преследование гигантского рынка или сосредоточение внимания на мега-TAM плохо определенного рынка — плохая идея и пустая трата времени, но определение рынка имеет решающее значение.

Imagine you are an experienced Product Manager with expertise in market sizing and research for technology products. Describe the approach to estimating the Total Addressable Market (TAM), Serviceable Available Market (SAM), and Serviceable Obtainable Market (SOM) for a [product type]. Product Type: [Provide a description of the product, including its main features, functionality, target audience, and potential use cases.] Market Landscape: [Briefly describe the current market landscape for the product type, including key competitors, trends, and challenges.] Format: Provide a step-by-step guide to estimating TAM, SAM, and SOM for the product type, including specific research sources and methods for each stage.

Анализ прямых конкурентов

You are a market researcher. I'm looking to understand the [market]. Can you list 10 websites and products that offer this service?

I need you to be an expert market researcher of software solutions. Give a comparison table with the top 6 competitors for this player []. Your table must include feature differentiators, intangible differentiators, target industry, target segment, entry-level pricing.

Сравнение продуктов:

Do you believe [XYZ company] can fight competitors like [XYZ] for [XYZ use case / application / target/ industry]? What makes them different in this competitive scenario? Provide details on your reasoning beyond your answer.

5 сил Портера для анализа отрасли

Представляет собой инструмент стратегического бизнес-анализа, который помогает определить конкурентные силы, формирующие отрасль. Эти факторы в совокупности определяют уровень конкуренции и привлекательность отрасли. Вот тут рассказываю про него подробнее. Более детальный обзор мыслей Портера тут.

Act as a Business Consultant from a top management company. I want you to generate a Porter's Five Forces Report on topic: [industry]

Layout the Porter's Five Forces in the following format. Give reasons why a point is included in the Porter's Five Forces.

Make the list compelling and professional.# {topic} ## Porter's Five Forces [introduction and definition about {topic}]### 1. Competition in the Industry [list about competition in the industry, bold - maximum of 4]### 2. Potential for New Entrants [list of factors about Potential for New Entrants, bold - maximum of 4]### 3. Power of Suppliers [list of factors about power of suppliers, bold - maximum of 4]### 4. Power of Customers [list of factors about power of customers, bold - maximum of 4]### 5. Threat of Substitutes [list of factors about threat of substitutes, bold - maximum of 4]### Conclusion [conclusion]

Понимание целевого сегмента и JTBD

Нельзя создать продукт идеальный для абсолютно всех людей. Одним из самых больших проблем продуктов - неспособность создать воспринимаемую клиентами дифференциацию. Подавляющее большинство случаев провала продуктов происходит из-за проблемы с сегментацией рынка: предложение либо преследует не того покупателя, либо преследует правильного покупателя, но с решением проблемы, которая для них не имеет ценности. Здесь на помощь приходит фреймворк Jobs to be Done (JTBD).

Определите контексты, в которых клиенты используют продукты компании по модели JTBD, сгруппируйте клиентов по их JTBD, а не по их демографии, персонам или отношениям. Для каждого сегмента обычно может быть только три или четыре работы , которые имеют решающее значение. Это обычно как раз и означает определение общего адресного рынка, а затем его сужение на основе сегментов по JTBD.

Ловите 2 промта:

I am looking for unmet needs or problems around [problem] that a new product could address.

What are the main challenges faced by [segment]?

Act as a renounced expert on the 'Jobs to Be Done' Framework. Using your extensive knowledge and professional approach, please provide a thorough analysis for [unmet need].

Генерация вопросов для глубинного интервью и синтез ответов

JTBD выявляются в результате глубинных интервью.

Ловите два промта для создания вопросов и синтеза ответов.

Последовательные промты.

Генерация гайда для интервью:

Act as an experienced product manager. Using principles from The Mom Test book by Rob Fitzpatrick, create user interviews with [10] questions to do user research on people suffering from [jtbd]. Focus on questions that highlight recent experiences.

Далее все делается на базе загруженных транскриптов интервью.

Сообщение для рекрутинга респондентов в социальных сетях:

I'm a researcher at a product [focused on ...]

I need you to write ad copy for Facebook and Instagram inviting people who have previously [их опыт, который релевантен вашему исследованию] to join a research study that will be 45 minutes long.

Include that selected participants will receive a gift worth $50.

The study will happen on a specified date. Include the sign-up link at the end. Use a friendly and approachable tone. Ignore hashtags.

Сообщение для рекрутинга респондентов на форумах

I'm a researcher at a product [focused on ...]

I need you to write the post copy inviting [segment] on a subreddit to join a [interview, usability test] that will be 30 minutes long.

Include that selected participants will receive a gift of their choice (Amazon, Starbucks, or Walmart) worth $25.

Additionally, include a subject line.

In the body, let them know that it isn't a sales pitch or scam and tell them that it's difficult to find users hence why you're searching on Reddit.

Ask to DM if interested. Use a friendly and approachable tone.

Синтез ответов интервью:

Act as product manager and summaries the user feedback from customers interviews and survey details given below. Provide highlights of the customer feedback and the number of times which of these pain points were brought up. Rank them in order of the most occurring to the least occurring.

Сбор цитат:

Group these customer quotes into crisp, actionable themes. Include the number of times a quote appears for each theme, who said the quote, and a snippet of the quote relating to the theme. Do it in the table format.

Написание job stories:

Сould you write them in the job stories format starting with When I...?

Определение потенциальных сегментов через JTBD

Далее делаем предположительную поведенческую сегментацию. Ловите промт:

Act as product manager and cluster the segments based on the interview results. For each segment list included personas, and give a short description, pain points as well as common properties and most similar answers. For each segment list the solutions mentioned in the interview results.

можно еще так попробовать выделить боли:

You are a consultant expert in Value Proposition Design for technology products. Your task is to summarize the pain points and frustrations the user in the above user interview is mentioning. Don't mention expected outcomes, just pain points. Group them in bullet points by theme.

можно еще так попробовать выделить желаемые результаты:

You are a consultant expert in Jobs to Be Done theory as defined by Tony Uwlick for technology products. Your task is to unveil and summarize the expected outcomes of the user in the above user interview. Don't mention pain points or JTBD. Just find and summarize expected outcomes in bullet points. When defining the outcome statements, use this syntax: [VERB "Minimize" OR "Maximize"] + [UNIT OF MEASURE "time" OR "number" OR "frequency" OR "ability" OR "likelihood"] + [OBJECT EXPRESSED AS "TO..."].

Понимание поведения сегментов через 4 силы прогресса

Ну и напоследок. JTBD намеренно избегает упоминания конкретных решений, чтобы сначала понять процесс, через который проходят люди для решения проблемы. Только тогда компания сможет привести свои предложения в соответствие с целями и потребностями людей.

Боб Моеста был пионером школы Switch-интервью. С помощью качественных интервью метод направлен на то, чтобы проектировать основную мотивацию перехода от одного решения к другому. Затем исследователь может сделать вывод, почему люди "нанимают" решение для выполнения работы, и проанализировать силы для изменений.

"4 силы прогресса" - это концепция в рамках JTBD:

F1 - Толчок или триггер - это текущая ситуация или обстоятельства, от которых люди хотят избавиться. Именно неудовлетворенность существующими решениями или проблемы с ними создают потребность в переменах.

F2 - Pull - эта сила связана с видением или желаемым результатом, которого люди пытаются достичь. Это привлекательное состояние будущего, которое мотивирует людей искать новые решения.

F3 - Тревога, которая мешают людям что-либо изменить. Это страх или неуверенность, связанные с принятием нового решения или выходом из текущей ситуации.

F4 - Инерция: привычки, которые удерживают клиента от изменения ситуации.

Когда мы видим мир в новом свете, «покупка» становится системой.

  • (F1 + F2) > (F3 + F4)

  • Силы работают как система, и иногда добавление дополнительных функций не является лучшим решением, поскольку вызывает дополнительное беспокойство.

Понимая эти четыре фактора, компании могут получить представление о том, почему клиенты принимают решения о переходе с одного продукта или решения на другое. Ловите промт:

I'm creating a product for [segment] to help them [desired outcome]. Help me answer the following questions:

1. What problem are we solving?

2. Pull: What 3 benefits get unlocked when this problem gets solved? What motivate people to look for better solutions, products or services?

3. Anxieties: How "expensive" is this problem, and how can we provide the solution for a fraction of the normal cost? What worries about the new solution, product or service: will it really be better?

4.Inertia: what keep people from solving this problem in their lives?

5. Trigger: What is real lived moment that people with the problem typically first experience/became aware of this problem—and how have they overcome it?

Дальнейший синтез проблем через HMW

Можно взять цитаты клиентов и создать несколько формулировок проблем в формате HMW. HMW — это инструмент дизайн-мышления, позволяющий переосмыслить проблемы как возможности. Лучше всего использовать его непосредственно перед этапом мозгового штурма. «Как мы можем» (HMW) — отличный способ переосмыслить проблемы как возможности в форме вопросов. Если история работы составлена ​​с точки зрения клиента, заметка HMW составлена ​​с точки зрения команды, пытающейся решить проблему, что облегчает ее понимание во время формирования идей.

Generate 5 problem statements in the HMW format so that we can convert these prospects into customers

Можно уточнить:

Generate 5 problem statements in the HMW format that we need to execute so that we can provide [a great customer experience].

Создание/понимание CJM

Идеи не создаются просто так. Обычно это улучшение текущих альтернатив, которые чем-то не устраивают пользователей.

Есть полезный промты для того, чтобы понять CJM (попробуйте оба варианта):

Imagine you are an expert Product Manager with experience in creating user story maps for various industries and markets. Create a sample customer journey map for a product similar to [specific product or type of product] in a tabular format. Product or Website Type: [Provide a description of the product or website, including its main features, functionality, target audience, and value proposition.] Industry: [Identify the industry or market segment in which the product or website operates, as well as any key trends or challenges.] Format: Create a tabular customer journey map that includes stages, tasks, user needs, and user goals, aligned with the overall user experience of the product or website.

или

You're a 20+ experience consultant on innovation and customer research with a deep expertise in jobs to be done research as defined by Tony Uwlick's. I will provide you with a product description or category and a job performer. Your task is to help me discover the jobs to be done, customer journey during the process and highlight pain point moments along the journey. Provide the answer with the next structure: Start with an step-by-step numbered customer journey with the detailed process. Inside each numbered step in the customer journey process, provide the definition of the jobs-to-be-done the job performer wants to achieve. Also inside each numbered step in the customer journey process, provide pain points or struggles that the customer experiences while performing the job with the product category I've told you. Do you understand?

Супер-полезный промт для B2B (про триггеры)

Put yourself into the shoes of a head of sales in a B2B software company with a team of 20 sales reps Your team is managing all the sales opportunities with a spreadsheet like excel or google sheets. What are the events that trigger the allocation of the budget to purchase [solution]? What happens in your team or your work that suddenly makes a adopting a [solution] a priority?

Анализ отзывов о продукте (в т.ч. продукте конкурента) c формированием ценностного предложения

I will provide you with some customer reviews. You will synthesize the challenges and pain points these customers faced to pull this product into their lives. Focus only on the situation they're in.

[Paste reviews for the first question bucket]

или так:

I will provide you with some reviews. You will synthesize the desired outcomes into themes these customers were looking for when they used the product. Sort it by the most to least important depending on the number of occurrences. Keep it solution agnostic.

[Paste reviews from the second question bucket]

позитив:

I will provide you with customer reviews. You will synthesize the attributes that enabled these customers to get their job done effectively.

[Paste reviews from the third question bucket]

негатив:

I will provide you with customer reviews. You will synthesize the attributes that caused anxieties towards getting their job done.

[Paste reviews from the fourth question bucket]

Вывод в формате ценностного предложения:

Using all of the review data provided above, could you develop the value proposition canvas for this business?

Дополнительные вопросы:

What lateral audiences might find the value delivered to this audience useful?

How can our business differentiate and delight these customers?

What would it take for these customers to switch to our product?

What products or processes did these customers switch from? Can you provide some customer quotes?

Создание ценностного предложения

Use the content, product capabilities and benefits below to create a value statement of <50 words that resonates with the audience in context.

State the main problem that describes the challenges above. Use a jobs-to-be-done structure to generate the definition of the problem. Be direct and make it in <150 characters. Don't use a title or introduction.

Create a value proposition with a bold, direct tone of 100 characters for the above product. Avoid buzzwords and jargon.

Elevator pitch

Create an elevator pitch highlighting the audience, the problem solved and the key differentiators of the product in context. Use the before-after-bridge framework. Use economic or market conditions that are well known to frame the problem.

How can we relate the storytelling or pitch to sell the product in context?

Дисклеймер по всем промтам: не надо думать, что ChatGPT сделает исследование для вас. Он помогает при рутинных исследованиях на базе существующей информации в открытых источниках, а также в формулировании и синтезе информации.

Что полезного расскажете еще?

Все шаблоны, а также доп. ресурсы можно посмотреть в телеграмм-канале тут.

Послушать выпуски подкастов можно тут, посмотреть можно на youtube-канале.

До связи!

Комментарии (3)


  1. swanrnd
    09.01.2024 20:07
    +1

    А что насчет глюков chat-gpt?

    На выходе мы получаем красивый и правоподобный текст.

    Я понял, что нельзя доверять информации из:

    SEO статей

    Инфоцыган

    Chat GPT


    1. julu Автор
      09.01.2024 20:07
      +3

      Исходя из 4 месяцев работы с ChatGPT могу сделать вывод, что промты хорошо работают на синтез информации, введенной вами, например, транскриптов интервью или внутренних документов. Что касается использования открытых источников, то тут всегда нужно "включать мозг" и по возможности дополнять экспертными интервью.


  1. catarbitrage
    09.01.2024 20:07

    прикольно, хорошие промты, буду использовать