Какой «золотой молоток» пытаются применить к разработке инновационных продуктов в российских крупных компаниях? В последние 5 лет на рынке существует тренд на внутреннее корпоративное предпринимательство (Inner Corporate Venture, далее ICV), и большинство крупных компаний бесстрашно начинают внедрять новые подходы к ведению бизнеса и создают специально для этого инновационные лаборатории, команды и подразделения. В обиход входят такие понятия как MVP (Minimum Viable Product — минимально жизнеспособный продукт), Lean Startup (бережливый стартап) и др.

Пример золотого молотка в IT


Наш герой ? руководитель проекта, ранее работавший в качестве начальника управления системных аналитиков в банке, устраивается на новую должность и получает первое задание ? сделать с нуля сервис, задачей которого будет помогать клиентам банка в ведении личных финансов. Наш герой сталкивался с ИТ-задачами, но только со стороны описания требований, которые он получал от операционного департамента. Неудивительно, что он решает применить знакомые инструменты, и в течение нескольких часов/дней/месяцев набрасывает проект сервиса, смотрит, что есть у конкурентов, гуглит, какие основные функции должны быть для контроля личных финансов, копируют интерфейсы Easyfinance и т.д. Однако результат предсказуемо не устраивает его руководителя, ни клиентов, ничего «не взлетает». Как же так? Ведь у него есть MVP!

И вот здесь наш герой пытается понять, что он сделал не так! Точнее ему очень сложно признать свою ошибку (см. Эффект Даннинга — Крюгера), поэтому он ищет ответы в формате «если бы…» и хочет объяснений.

На чём основана методология проработки инноваций?


На данный момент выделяют три основных цикла разработки новых продуктов, процессов и систем. Кратко их можно описать так:

Дизайн-мышление


Под дизайн-мышлением подразумеваются креативные стратегии, которые используют разработчики в процессе идентификации проблем, возникающих во время разработки нового продукта. Мозговой штурм, чтобы разработать «прорывные» идеи, которые спасут компанию от разорения, в его традиционном смысле, к слову сказать, является одним из наихудших способов разработки новой идеи. С другой стороны, мы можем резко увеличить эффективность подобных мероприятий, если мы сможем пригласить нужных людей, создать нужную атмосферу и использовать нужный инструментарий. Тим Браун, основатель и президент всемирно известной дизайн-консалтинговой компании IDEO, дает следующее определение дизайн-мышлению: «дизайн-мышление-это человеко-ориентированный подход к разработке инноваций, который вместо использования набора дизайнерских инструментов ставит во главу угла учет потребностей людей с возможностями, которые предоставляют современные технологии опираясь на требования достижения успеха в бизнесе».

Бережливый стартап


Бережливый стартап используется для преобразования этих предлагаемых решений в бизнес модели, в основе которых лежат предположения, жизнеспособность которых незамедлительно тестируется в рамках проблемного интервью или интервью о решении для отделения «зерен от плевел», с последующим изменением предложения с учетом требований клиентов. Известна статистика, которую не забывают привести в любой презентации для стартапов, — приблизительно 95% стартапов терпят неудачу, при этом причина номер один кроется в незнании законов рынка и галлюцинациях команды: создается продукт, за который никто не хочет покупать или платить больше реальной себестоимости такого продукта, включая его доставку.

Концепция бережливого стартапа появилась на свет в Силиконовой долине ближе к концу первого десятилетия нынешнего века, хотя своими корнями она уходит в систему бережливого производства японского концерна «Тойота» Однако, у системы «Тойоты» есть свои недостатки: она учит нас как эффективно создавать продукт, но она не учит нас с чего начинать его разработку.

Agile или гибкая итеративная разработка


После того, как у вас появилась очень хорошая идея по поводу того, что вы сможете предложить на рынке и вы определились с основополагающей бизнес-моделью, вы можете приступать к активной фазе ее реализации на рынке, но не забывайте про плотное итеративное взаимодействие с клиентами.

Все это идет вразрез традиционным представлениям, согласно которым команда разработчиков должна строго придерживаться заранее заданного алгоритма действий, вне зависимости от прибыли или ее отсутствия, которую уже принесла или не принесла подобного рода деятельность. В основу Agile был положен нарастающий итеративный подход, который пришел на смену фундаментальному планированию на начальной стадии проекта. Он предполагает изменение требований по мере ведения проекта и постоянную обратную связь с конечным пользователем.

Как всё это соединить вместе?


Дизайн-мышление помогает нам получить более эффективные идеи, бережливый страртап позволяет нам воплотить эти идеи в жизнеспособные бизнес-модели, а гибкий подход помогает быстро и стремительно доставить продукт на рынок при этом иметь постоянную обратную связь с клиентами и предоставить им именно то, что им нужно. Специалисты компании Gartner предложили следующую схему соединения этих трех подходов на проекте:

image

Комплексное использование дизайн-мышления, бережливого стартапа и гибкого подхода несет в себе не только большую вероятность выработки более продуктивной идеи, но и воплощения этой идеи в реальные продукты, которые к тому же будут иметь мгновенную коммерческую ценность для клиентов и при этом не несет в себе опасности срыва графика проекта и удорожания стоимости продукта, чем так грешат крупные компании при разработке и выпуске инновационных продуктов. Кроме того, сотрудники вашей компании получают возможность почувствовать себя причастными к более творческому и интересному процессу.

Вместо заключения…


В создании инновационного продукта нет никакой магии, есть набор работающих инструментов на каждой стадии работы, подтвержденных многими компаниями.
Что же делать нашему герою? Одна из главных идей – это получить как можно больше обратной связи с рынка и вписать свою идею в рынок еще до того, как будет потрачен бюджет на разработку.

Комментарии (3)


  1. sshmakov
    31.03.2018 08:54
    +1

    Наш герой ? руководитель проекта, ранее работавший в качестве начальника управления системных аналитиков в банке, устраивается на новую должность и получает первое задание ? сделать с нуля сервис…
    Такое чувство, что я знаю этого руководителя проекта. Даже нескольких.
    Что же делать нашему герою? Одна из главных идей – это получить как можно больше обратной связи с рынка и вписать свою идею в рынок еще до того, как будет потрачен бюджет на разработку.

    И?.. Как же это сделать нашему герою, причем ДО того, как будет потрачен бюджет на разработку? Скажите, если знаете.

    По-моему, вы описали ровно первую итерацию — РП выпустил MVP, он предсказуемо не взлетел, вот теперь надо получать обратную связь с рынка и начинать вторую итерацию. Поэтому проблема не в эффекте Даннинга-Крюгера, а в том, что в бюджете не были заложены последующие итерации. Понадеялись на взлет с первого раза. Зато, небось, на рекламу потратились знатно.


    1. julu Автор
      31.03.2018 16:01
      -1

      добрый день!
      выводов можно сделать много. я дальше буду писать на эту тему. в одной статье все не уместишь))) можете подписаться на канал, там я заметки тоже публикую t.me/bpmcafe


  1. forewar
    01.04.2018 13:12

    Даю обратную связь: очень интересный заголовок статьи и очень поверхностное содержание. В статье нет ничего про «традиционную компанию», а только про проблему создания нового продукта.