Многие слышали про эпопею с продлением авторских прав в США — так называемый «Закон о защите Микки Мауса». Такие законы принято связывать с интересами крупных правообладателей, в данном случае студии «Дисней». Однако в XX веке авторские права вообще часто продлевали — и делали это все страны, в том числе СССР. При этом в СССР (и в новой России) авторское право менялось чаще и серьезнее, чем где бы то ни было: от нулевой защиты до действующих 70+ лет. И, что самое любопытное: у нас неоднократно возвращали произведения из общественного достояния и из государственной собственности, в результате чего многие работы по нескольку раз переходили из public domain под защиту и обратно.

Сейчас расскажу обо всем подробнее, но вначале — почему меня вообще заинтересовала тема советских произведений? В конце десятых годов я написал и издал книгу о главном здании (высотке) МГУ. Я хотел использовать в ней массу исторических фотографий и документов, но в процессе выяснил, что большинство этих материалов под копирайтом (!) При этом 1) материалы лежат в архиве, который просит деньги за их публикацию 2) материалы созданы по заказу государственных организаций и опубликованы ими (газеты, студии кино и т.п.) Тут мне стало интересно, почему так происходит: я плачу деньги архиву, плачу условному фотобанку, а автор все равно может прийти и предъявить мне иск?

Сейчас будет подробный ответ.

Ссылка на Большую Серьезную Версию этой статьи

Эту статью я написал на основе нашей с Виталием Елисеевым научной публикации «Проблемы продления срока действия авторских прав». Оригинал можно прочитать по ссылке: Елисеев В.И., Янковский Р.М. Проблемы продления срока действия авторских прав // Предпринимательское право. 2016. № 2. С. 70 – 78.

Революционные перегибы и обнуление авторских прав

До революции в России действовал чрезвычайно прогрессивный Закон «Об авторском праве» 1911 года. Он устанавливал срок защиты авторских прав на литературные, музыкальные и художественные произведения в течение жизни автора и 50 лет после его смерти (спойлер: Россия вернулась к этому через 80 лет). Авторские права были достаточно подробно урегулированы; с ведущими державами заключили специальные соглашения, чтобы разрешать конфликтные случаи.

 1911: авторское право действует в течение жизни автора + 50 лет

 После революции закон «Об авторском праве» отменили (вместе со всем Сводом законов Российской империи). Страна экспериментировала с «революционной целесообразностью», и приняли несколько декретов, практически отменивших авторские права. Названия говорят сами за себя: «Об отмене наследования», «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием», «Об отмене права частной собственности на архивы умерших русских писателей…», «Об издании сочинений русских писателей»... В частности, запретили наследовать авторские права, произведения массы писателей принудительно передали в общественное достояние вместе с национализацией типографий и т.д. Если вам интересно, об этом хорошо написано в статье Ивана Панкеева «Российское авторское право XX века в нормативных актах».

1918: авторское право не действует

Позже самые одиозные декреты откатили и авторские права вернулись. В 1925 г. срок авторских прав определили в 25 лет с момента публикации произведения, при этом не более 15 лет в случае смерти автора. Однако многие произведения охранялись меньше: фотографии — 5 лет, киносценарии, киноленты, периодические издания — 10. С момента создания, а не смерти автора.

1925: авторское право действует 5—25 лет с момента публикации

В 1928 году срок охраны продлили: «в течение жизни автора и 15 лет после его смерти». Правда, сокращенные сроки охраны некоторых произведений сохранятся до конца 1960-х годов: советские фотографии охранялись от 5 до 15 лет (в зависимости от того, в какой республике СССР они были сняты).

В связи с законом 1928 года многие произведения, перешедшие в общественное достояние, вернулись под защиту авторского права. Это был первый такой возврат и, пожалуй, самый безболезненный. Дальше будет жестче.

Николай Островский написал "Как закалялась сталь", будучи неизлечимо больным, и через два года умер. В соответствии с законодательством того времени, роман перешел в общественное достояние уже через 15 лет.
Николай Островский написал "Как закалялась сталь", будучи неизлечимо больным, и через два года умер. В соответствии с законодательством того времени, роман перешел в общественное достояние уже через 15 лет.

1928: авторское право действует в течение жизни автора + 15 лет

Следующая точка — 1973 год. СССР присоединяется к Всемирной конвенции об авторском праве, установившей единый срок защиты авторских прав по всему миру. Защиту всех объектов авторских прав (фото, текстов, изображений) привели к единому знаменателю: в течение всей жизни автора и 25 лет после его смерти. Произведения, уже перешедшие в общественное достояние по старым правилам, не возвращались под защиту: например, фотография, сделанная в 1960 году в Азербайджанской ССР, оставалась в общественном достоянии, даже если ее автор был жив.

1973: авторское право действует в течение жизни автора + 25 лет

Всемирная конвенция об авторском праве были принята при Сталине, но СССР присоединился к ней только при Брежневе
Всемирная конвенция об авторском праве были принята при Сталине, но СССР присоединился к ней только при Брежневе

Постсоветские законы и приватизация советских произведений

Следующее продление — начало 1990-х. В 1991 году приняли еще советские Основы гражданского законодательства, прописав для новых произведений срок в 50 лет после смерти автора (тут мы наконец вернулись к дореволюционным срокам защиты). А через два года приняли закон РФ «Об авторском праве…», который распространил новый 50-летний срок на все ранее созданные произведения.

Представьте: автор умер в 1960 г., его произведение в лучшем случае охранялось до 1985 года. Но в 1993 году срок продлили, и произведение до 2010 года снова попадает под защиту авторских прав. Профит!

Или автор умер в 1955 году; тогда его произведение охранялось всего 15 лет, до 1970 года. До 1993 года оно в общественном достоянии, а потом...

Среди юристов разгорелись споры: понятно, что возврат такой кучи произведений из общественного достояния — дело рискованное. Массу произведений успели перевести, экранизировать, создать производные работы и т.д. — теперь все эти производные вещи стали вне закона. Но советские авторы и их наследники уже вдохнули воздух свободы и отступать не собирались: писали открытые письма, давили на депутатов и в итоге добились-таки нужной формулировки. В 2006 год точку в споре поставил Верховный суд, однозначно подтвердив, что советские произведения вернулись из общественного достояния.

1990/1993: авторское право действует в течение жизни автора + 50 лет

В 2004 г. 50-летний срок увеличили еще на 20 лет, а в 2008 году (с принятием 4 части Гражданского кодекса) этот срок тоже распространили на все старые произведения. В итоге масса произведений вернулась из общественного достояния дважды: вначале в 90-х годах, а потом в нулевых.

Пока продление сроков 2004/2008 года — последнее в нашей стране. Также это последний массовый возврат произведений из общественного достояния. С 2009 года у нас действует единый срок защиты авторских прав — в течение жизни автора и 70 лет после его смерти. Этот срок также действует в большинстве стран мира, поскольку прописан в Бернской конвенции.

2004/2008: авторское право действует в течение жизни автора + 70 лет

Итак, сколько же длились авторские права в СССР?

Я собрал график в Excel и раскрасил его в фотошопе:

График показывает дефолтный срок авторских прав. Были исключения — например, фотографии до 1970-х годов охранялись 5-15 лет с момента публикации. Или — произведения ветеранов защищаются дольше на 4 года.
График показывает дефолтный срок авторских прав. Были исключения — например, фотографии до 1970-х годов охранялись 5-15 лет с момента публикации. Или — произведения ветеранов защищаются дольше на 4 года.
Если вы предпочитаете изучать картинки в альбомном формате...
Каждый зубчатый "навес" — это возврат произведений под копирайт из общественного достояния. В мире такое нечасто встретишь.
Каждый зубчатый "навес" — это возврат произведений под копирайт из общественного достояния. В мире такое нечасто встретишь.

Почему возврат из общественного достояния — это плохо?

Восстановление охраны авторских прав произошло дважды за короткий промежуток времени — в 1993 и 2008 годах. Из-за этого некоторые произведения по два раза переходили в общественное достояние и возвращались под копирайт.

Например, возьмем фотографию церкви Вознесения Господня в Коломенском, сделанную Иваном Барщевским в 1930 году. Иван Фёдорович умер в 1948 г.

И.Ф. Барщевский — патриарх российской и советской архитектурной фотографии. Он снял тысячи объектов культурного наследия по всей стране.
И.Ф. Барщевский — патриарх российской и советской архитектурной фотографии. Он снял тысячи объектов культурного наследия по всей стране.
  • В первый раз она переходит в общественное достояние 1 января 1940 г. и может свободно использоваться до 3 августа 1993 г.

  • С 3 августа 1993 г. по 31 декабря 1998 г. авторские права на фотографию вновь действуют.

  • С 1 января 2000 г. по 31 декабря 2007 г. фотография второй раз в общественном достоянии.

  • С 1 января 2008 г. авторские права вновь действуют.

  • Права окончательно (по крайней мере, пока) истекли 31 декабря 2018 г.

Таким образом, за 85 лет, прошедшие с момента создания фотографии, она охранялась 24 года, а 61 год была в общественном достоянии. Все это время автор (и его наследники) скорее всего не интересовались произведением, оно публиковалось где попало, в том числе без указания автора. Такие произведения называют «сиротскими» (orphan works): личность автора невозможно установить. А в 1990-х годах масса таких произведений вернулась под копирайт наследников.

Взять мой кейс: советские фотографии. Во многих журналах (например, «Архитектура СССР») фотографии даже не подписывали, а штатных фотографов перечисляли где-то в конце через запятую. То есть в самом журнале не найти информации, кто какую фотографию сделал. Но даже такие, «сиротские» произведения нельзя использовать без разрешения правообладателя. И если я опубликую фото из журнала в книге, ко мне в любой момент может прийти автор (а скорее, его наследник) и вполне законно отсудить много денег.

Фотография Евгения Халдея "Знамя Победы над Рейсхтагом" — работа, засветившаяся сразу в нескольких судах между наследниками фотографа и различными медиа, в том числе зарубежными.
Фотография Евгения Халдея "Знамя Победы над Рейсхтагом" — работа, засветившаяся сразу в нескольких судах между наследниками фотографа и различными медиа, в том числе зарубежными.

Получается, что единый срок в 70 лет — это, с одной стороны, удобно (не нужно знать дату создания произведения, только дату смерти автора). Но, с другой стороны, создает массу неопределенности из-за возврата работ из общественного достояния.

Может быть, вы спросите: но ведь все эти фотографии опубликовали государственные журналы, авторы получили за них гонорары — разве этого недостаточно, чтобы работа перешла в общественное достояние? Разве я не могу опубликовать фотографию из журнала «Смена» или карикатуру из «Крокодила», ведь их авторы уже получили компенсацию из советского бюджета?

Дело в том, что в советское время действовал другой режим служебных произведений (созданных по заказу работодателя в рамках служебных обязанностей). Советское право сохраняло за автором права на такие произведения. Поэтому Стругацкие, к примеру, могли напечатать один и тот же рассказ вначале в толстом журнале, потом в отдельной книге, параллельно разрешать постановки на радио и т.п.; издательство не могло запретить автору опубликовать то же самое произведение где-то еще. В СССР это было оправданно: все издательства и журналы были государственными, и между собой они за авторов не конкурировали. А гонорары за произведения, легально изданные за границей, государство почти полностью забирало себе. За нелегальный «тамиздат», понятное дело, можно было и присесть.

Поэтому на практике большинство авторов своими правами не особенно пользовались. Например, фотограф газеты "Советский Союз" по заданию редакции сфотографировал какое-то мероприятие, отдал негативы в редакцию (или проявил сам и отдал уже готовые фото) и забыл про них. Дальше редакция напечатала фотографии, а негативы положила в архив. В 1990-е журнал "Советский Союз", как и многие другие, прекратил существование, и его архив распределился по музеям и фондам. Музеи, фонды, фотобанки начинают потихоньку торговать материалами архива. В этот самый момент права на фотографии параллельно возникают у наследников фотографа и они подают иски к тем, кто использует фотографии.

Выходит, что сами материалы могут лежать в архиве или в музее (и выдаваться за деньги), а права на них — у наследников корреспондентов, фотографов, авторов кинохроники и т. д. После возврата из общественного достояния они могут пользоваться авторскими правами, которыми, в сущности, никогда не распоряжались их родители, и которые часто прекращались еще при жизни авторов.

Конечно, когда произведение возвращается из общественного достояния обратно под охрану авторского права, возникает вопрос: что делать с работами, созданными на его основе за это время? Например, фотографию добавили в книгу, повесть перевели или экранизировали, иллюстрацию зарегистрировали в качестве товарного знака и т.д. Какова судьба такого производного объекта?

Яркий пример — спор вокруг фильма «Мастер и Маргарита», который снял Юрий Кара на рубеже 1990-х. Во время съемок роман Булгакова уже долгое время находился в общественном достоянии, однако с выходом Закона об авторском праве 1993 года он снова попал под охрану, и наследники писателя начали спор с продюсерами. В результате фильм был выпущен в прокат только в 2011 году. Роман Булгакова до сих пор не перешел в общественное достояние.

На официальном постере фильма изображены башни "Москва-Сити", построенные через 10 лет после окончания съемок.
На официальном постере фильма изображены башни "Москва-Сити", построенные через 10 лет после окончания съемок.

Итоги

За последние 100 лет срок авторских прав в нашей стране сначала обнулили, а затем поэтапно увеличивали: до 15, 25, 50 и, наконец, нынешних 70 лет с момента смерти автора. Вместе с этим усложняли законодательство, убирали нестыковки. Но — большая боль — при этом массу произведений вернули из общественного достояния; это произошло как минимум трижды.

Возврат из общественного достояния очень выгоден наследникам авторов, но порождает большую неопределенность. Так делать нельзя без веских причин, без детального обсуждения возникающих проблем и учета этих проблем в законе. Например, стоило бы определить, что делать с «сиротскими» произведениями или с добросовестно созданными производными произведениями. Однако у нас поступили легкомысленно и безответственно, «на авось». Теперь приходится создавать дополнительные костыли, чтобы советские произведения можно было нормально использовать.

Конечно, чем дальше, тем больше произведений переходит в общественное достояние. Но до окончательного урегулирования еще далеко: тот же «Мастер и Маргарита» перейдет в общественное достояние не ранее 2038 года. Так что будьте осторожны, если хотите использовать советские произведения в своем творчестве.

Комментарии (-10)


  1. Wolframium13
    15.03.2024 14:40
    +5

    Спасибо, интересная статья.


  1. Zenitchik
    15.03.2024 14:40
    +4

    На счёт фотографов - не понятно. Почему фото должно принадлежать фотографу, а не заказчику фотографии? По идее, когда фотография делается не по своей инициативе, должна происходить возмездная переуступка имущественных авторских прав заказчику.


    1. Roman_Yankovskiy Автор
      15.03.2024 14:40
      +1

      По действующему закону фотография будет принадлежать заказчику, только если 1) он работодатель и фото сделано в рамках обязанностей по трудовому договору (1295 ГК) 2) он заказчик по договору выполнения работ / услуг и создание произведения является его предметом (ст. 1296 ГК). То есть возмездная переуступка автоматически не происходит.

      В советское же время все было еще сложнее, там существовала странная конструкция "Автору произведения, созданного в порядке выполнения служебного задания в научной или иной организации, принадлежит авторское право на это произведение... Порядок использования организацией такого произведения и случаи выплаты вознаграждения автору устанавливаются законодательством" (ст. 483 ГК РСФСР).


      1. Zenitchik
        15.03.2024 14:40
        +1

        Ну, как бы логично, что для того, чтобы кто-то назывался заказчиком фотографии, должен существовать договор. А в прочих случаях - фотограф сам себе заказчик.


        1. Roman_Yankovskiy Автор
          15.03.2024 14:40
          +1

          Ну, скажем, если заказчик заключил договор с исполнителем на создание сайта, и исполнитель в офисе заказчика сделал несколько фото для оформления главной страницы -- автоматически фото заказчику не перейдут, хотя между ними и есть договор. Нужен либо отдельный договор, либо прописывать в актах, что фото являются составной частью сайта.


    1. pneu
      15.03.2024 14:40

      так можно сказать про что угодно. Почему Мона Лиза принадлежит да Винчи, если это был заказ? Почему стихи на какой-нибудь гимн принадлежат поэту, а не государству-заказчику? Так можно бесконечно.

      Один и тот же заказ разные творцы выполнят по разному. Авторство всегда должно быть за автором.


  1. zatim
    15.03.2024 14:40
    +16

    Интересно, почему авторские права охраняют после смерти автора? Они же АВТОРСКИЕ? Не вижу ничего хорошего, когда детки авторов паразитируют на достижениях своего предка, заирудняя обществу доступ к культурному наследию.


    1. Zenitchik
      15.03.2024 14:40
      +5

      Чтобы не было соблазна убить автора.


      1. zatim
        15.03.2024 14:40
        +8

        Сомнительный довод. За убийство вообще то прячут в тюрячку. Вряд ли сидение в тюрячке перекроет профит от использования произведения.


        1. dartraiden
          15.03.2024 14:40

          За убийство вообще то прячут в тюрячку.

          Если найдут и докажут. Что не всегда получается, иначе не существовало бы нераскрытых убийств.

          Вряд ли сидение в тюрячке перекроет профит от использования произведения.

          Вполне, если представить ситуацию, что человек неизлечимо болен и знает, что ему остались считанные месяцы, а вот профит от использования произведения достанется его наследникам.


          1. Hlad
            15.03.2024 14:40
            +3

            А реальную вероятность возникновения такой ситуации не хотите прикинуть?


            1. Sap_ru
              15.03.2024 14:40

              Она весьма велика. Иначе работники творческих профессий не смогут оставить результаты своего труда наследникам, что несколько странно и несправедливо. И вроде ситуация, когда вам однозначно принадлежит что-то, созданное вами и имеющее (возможно значительную) ценность, а после вашем смерти это что-то недалеко ставится общим и теряет (рыночную) ценность, явления максимально страной и несправедливой. А в случае, если вы какой-то популярный художник, это и правда может создать соблазн избавить от вас, так как ваша смерть по какой-то странной причине будет обновлять рыночную стоимость чего-то чем вы владеете, но не обнулять общественную и культурную ценность. Это просто дикая ситуация получается.


        1. Zenitchik
          15.03.2024 14:40

          В тюрячку спрячут одного, а профит получат все.


      1. LF69ssop
        15.03.2024 14:40
        +2

        По этой логике у наследников появляется соблазн убить автора.


    1. Roman_Yankovskiy Автор
      15.03.2024 14:40
      +1

      Это всегда баланс -- помнится, была идея, что "права автора должны обеспечивать наследников в течение двух поколений". Только продолжительность жизни растет..)


      1. Roman_Yankovskiy Автор
        15.03.2024 14:40

        Это из сопроводительных материалов к Бернской конвенции (1971), страница 46:

        Исчисляя срок охраны с даты смерти автора, Конвенция связывает произведение с его создателем. Люди расходятся во мнениях относительно того, насколько долгим должен быть этот срок: некоторые считают, что он должен быть вечным, поскольку характер произведения разума остается на протяжении веков отражением характера его создателя. Как прекрасная мебель, она доставляет удовольствие поколению за поколением. Однако особый характер интеллектуальной собственности, обусловливающий необходимость в интересах широкой общественности беспрепятственно распространять ее для обогащения культуры, предполагает определенный предел продолжительности монополии, которой пользуются авторы и их наследники при использовании своих произведений.

        Выбор пятидесяти лет не случаен. Большинство стран сочли справедливым и правильным, что должна быть охвачена средняя продолжительность жизни автора и его прямых потомков, то есть три поколения.


        1. ifap
          15.03.2024 14:40
          +4

          Великолепный пример демагогии и того, что большевистские лозунги - не такие уж большевистские, разница с вполне себе буржуазными лишь в терминологии, но не сути: отражение характера создателя, поколение за поколением, интересы общественности, ко-ко-ко. И тут вдруг раз - вылезает "особый характер", ИЧСХ, если подводка к этому моменту была наиподробнейшей, то обоснование этого самого особого характера отсутствует вообще от слова совсем. Просто особый характер и все. Почему он особый? Кто это решил? Тишина, как будто общеизвестный факт. А там где снова начинаются доводы, начинается и феерия: большинство стран сочли. И что с того? Большинство граждан сочли дешевую водку и пиво лучшим выбором к праздничному столу (срыв покровов спойлер: потому, что они дешевые, а не лучшие). Должна ли нас после этого удивлять дичь с дважды вовзращенными из общественного достояния имущественными правами и, соответственно, двойным обратным сальто-морталле через колено авторов производных произведений?


    1. noanswer
      15.03.2024 14:40

      само по себе авторское право не неотчуждаемо

      >> Интересно, почему авторские права охраняют после смерти автора? Они же АВТОРСКИЕ? Не вижу ничего хорошего, когда детки авторов паразитируют на достижениях своего предка, заирудняя обществу доступ к культурному наследию.

      а по поводу имущественных прав и того что вы пишите, это баланс личного и общественного и кто-то так -же как и вы может недоумевать почему что-то должно становится общественным достоянием.


      1. zatim
        15.03.2024 14:40
        +5

        баланс личного и общественного и кто-то так -же как и вы может недоумевать почему что-то должно становится общественным достоянием.

        Дело в том, что произведение [искусства], в отличие от прочего имущества типа утюга или чайника, не может существовать в отрыве от своего потребителя. Без своего зрителя или читателя оно бесполезно и ничего не стоит. Мне видится некий парадокс - чтобы произведение было популярным и востребованным в культуре, доступ к нему должен быть свободным и беспрепятственным. А если за использование произведения надо что-то кому то отчислять, то многие (как и я, например) скажут - да ну его нафиг, использую другое, может хоть и худшего качества, но беспроблемное.


        1. SilentPhil
          15.03.2024 14:40
          +2

          Электрочайник в отрыве от своего потребителя так-то тоже ничего не стоит. Всего лишь груда пластмассы или металла.


        1. noanswer
          15.03.2024 14:40
          +2

          произведение [искусства], в отличие от прочего имущества типа утюга или чайника, не может существовать в отрыве от своего потребителя. Без своего зрителя или читателя оно бесполезно и ничего не стоит.

          ну что у нас есть из авторских закидонов: Селенджер запретивший экранизации своих произведений, Бродский запретивший песни на свои стихи, и потомки Толкина, которые могут разрешить или запретить экранизацию. И да конечно есть нарушения этих правил.

          без разницы как мы, потребители, Селенджера/Бродского/Толкина к этому относимся с пониманием или кладем на... эти правила не повлияли на их популярность значимость.

          А картинка, карикатура, неправильная, зрители тоже сидят над бездной, только у них задержка обратной связи побольше чем у художников.

          Мне видится некий парадокс - чтобы произведение было популярным и востребованным в культуре, доступ к нему должен быть свободным и беспрепятственным.

          есть такой термин религиозный "профанация", вот по аналогии, в ряде случаев по мнению авторов или потомков использование произведений искусства будет "профанацией", даже если это увеличит из популярность.

          зы я художник и я ненавижу зрителей :)


    1. smrl
      15.03.2024 14:40

      Судя по комментариям, не только вы реально не понимаете, что вопрос НЕ ТОЛЬКО в наследниках.
      В реальности престарелый автор обычно больной человек, который может вот-вот умереть, особенно без дорогостоящего лечения.
      И вот у вас есть две ситуации:
      1) Если авторские права охраняются после смерти. Тогда автор может кому-то продать права на эксклюзивное использование на большой срок - хоть те же семьдесят лет. И покупатель выложит хорошие деньги, потому что знает, что даже если автор умрет, договор не прекратит свое действие, и покупатель останется эксклюзивным владельцем прав на использование. Итог: у автора есть деньги хорошо провести остаток жизни, а может быть, он даже создаст что-то еще стоящее.
      2) Если авторские права не охраняются после смерти. Издатели боятся заключать с автором долгосрочные контракты, так как если автор умрет, то все подряд смогут его издавать. Итог: у автора гораздо меньше денег, которые нужны ему для лечения, он беднее-несчастнее, и скорее всего создаст меньше, чем мог бы в случае 1.
      Вопрос: ну и в каком случае "культурного наследия" и пользы от него для общества будет больше?


  1. sshmakov
    15.03.2024 14:40
    +2

    Только надо заметить, что всё вышесказанное относится к исключительным правам на произведение, а не к праву авторства (ГК РФ 1255), т.е. право считаться автором произведения. Право авторства бессрочное и возникает просто в силу создания произведения автором.


    1. Roman_Yankovskiy Автор
      15.03.2024 14:40
      +1

      Вы правы. Статья описывает имущественные авторские права (в нынешней терминологии -- исключительное право). Сейчас такое право одно (исключительное), в СССР имущественных прав в составе авторских прав было несколько.


  1. SemyonVyatskov
    15.03.2024 14:40
    +2

    >Так делать нельзя без веских причин, детального обсуждения (и регулирования) возникающих проблем

    Любят юристы говорить про собственную исключительность и важность. А на самом деле, всё это маловажно, покуда деньги уходят нужному человеку или группе лиц.


  1. evtomax
    15.03.2024 14:40
    +8

    По моему мнению в современном мире использование чужих произведений должно быть ограничено не больше, чем на 5 лет. Этого достаточно, чтобы вложения в хороший продукт окупились. Дальше всё должно переходить в общественное достояние, иначе нас ждёт великое замедление развития культуры.

    Какая-нибудь хирургическая операция может быть не проще, чем создание хитовой песни, но хирургу почему-то не предоставляется возможность всю жизнь кормиться за счёт отчислений с операции. То, что произведение культуры приносит пользу большому количеству населения - это заслуга не автора произведения, а современных технологий и обслуживающих современную цифровую инфраструктуру людей.


    1. Doman
      15.03.2024 14:40

      Почему именно 5, а не 4 или 6?


    1. Sap_ru
      15.03.2024 14:40

      5 лет это однозначно мало. Просто потому, что за 5 лет произведение можно только набрать популярность. Это однозначно должны быть десятки лет, чтобы покрыть все случаи. Около говоря вы написали книгу, они через пять лет только мировым бестселлером станет. Ещё через какое-то время по ней пьесы поставят, а ещё через какое-то фильм снимут, причем съемки фильма могут 7 лет занят от начала переговоров. Более того, далее далее не далеко пытаться вам ничего платить, так как все будут знать, что через 5 лет вашу работу можно будет использовать бесплатно. При 5 годах та же Джан Роулинг осталась бы бедной и голодной.


    1. Zenitchik
      15.03.2024 14:40
      +2

      Я думаю, должно быть проще. Как с недвижимостью. Владелец интеллектуальной собственности должен платить за неё налог. В противном случае она переходит в общественное достояние. А сроки ограничивать не надо.


      1. grishkaa
        15.03.2024 14:40
        +3

        Так тоже можно, но тогда надо чтобы этот налог экспоненциально увеличивался со временем. Это нужно, чтобы не было возможности сделать/купить кучу произведений и стричь с них купоны десятилетиями, не принося никакой пользы обществу. Типа, если тебе очень надо, то можешь себе сделать авторское право на свой фильм на 20 лет, но на 20й год это будет стоить миллиарды рублей, так что платить столько ты будешь только в случае, если потенциальные доходы через 20 лет после выхода фильма смогут многократно покрыть эти расходы (скорее всего не смогут). Получится такая саморегулирующаяся система.


        1. Denev
          15.03.2024 14:40

          Согласен, а почему вообще нельзя авторские права на произведения рассматривать также как и патенты на изобретение? Ведь это то же интеллектуальная собственность, но в патентном праве нет ни каких "срок жизни автора+70 лет", как я понимаю в разных странах срок действия патента 10-25 лет с момента подачи заявки, причем как я понимаю, налоговые отчисления постепенно возрастают по мере того, как подходит срок окончания патентной защиты. В целом 10-25 лет более чем достаточно, что бы получить с произведения основную часть выгоды.


  1. daggert
    15.03.2024 14:40
    +1

    @Boomburum не нашел аккаунта саппорта по @. Тут небольшой странный баг в этой теме:

    Количество комментариев -14

    Яблоко 14, сафари.


    1. axe_chita
      15.03.2024 14:40

      Подтверждаю этот баг, win7 x64, Yandex Browser


  1. ildar_mansurov
    15.03.2024 14:40

    Насколько я помню, есть ещё 2 момента:

    1) отсчёт действия прав на фотографии начинается с момента публикации фотографии, а этого может и не произойти при жизни автора;

    2) в случае если автор был репрессирован, а потом реабилитирован, то срок действия прав корректируется.