В этой статье речь пойдёт о новом, перспективном на мой взгляд устройстве или гаджете, способном при малых габаритах обеспечить качественную запись бинаурального звука, в том числе его воспроизведение и прямую трансляцию с внешней среды.

Предыстория

Немного предыстории, благодаря чему появилась эта модель.

Работая над созданием охватывающих активных наушников, я выявил два важнейших фактора:

  1. Идентичность реплик ушных раковин с натуральными . Сюда входит точная геометрия, коэффициент отражения и звуковой проницаемости.

  2. Способность электронной составляющей передавать/записывать звук с высокой точностью

Собственно, первые модели наушников были сделаны из купленных на Али силиконовых ушей, уменьшенного размера и готовых электронных модулей китайского качества. Эффект конечно был, но оставлял желать лучшего. Поэтому, в качестве электронной составляющей я решил не мучиться, а взять уже готовое решение в виде стерео рекордера от компании Zoom. В качестве микрофонов выбрал капсюли WM-61 от Panasonic, но в последствии заменил на PUI Audio AOM-5024L-HD-R в пользу более высокой чувствительности и низкого уровня внутренних шумов. Результаты не могли не радовать, позиция звука слышалась весьма отчётливо и план по созданию активных наушников оказался перевыполненым. И тут меня посетила мысль о создании устройства для бинауральной звукозаписи.

Первые эксперименты с записью музыки показали недостатки «ушей». Выражались они в явно слышимых резонансах на высокой ноте. Моим тестовым аудиотрэком была композиция Fade to black группы Metallica. Вступительная гитарная партия начинала предательски дребезжать, что бы я только не делал. В итоге, поразмыслив, я решил избавится от гладкой поверхности силиконовых ушей, в том числе сделать идентичную геометрию.

Попытки сделать 3D модель при помощи сканера оказались неудачными. Сложный рельеф раковин со всеми его впадинами оказался недосягаемым для обычного сканирования. В итоге, решил сделать слепки с помощью альгината. Возможно напишу отдельную статью об этой технологии в домашних условиях.

Результат оказался весьма положительным с небольшими затратами. В качестве материала использовал силиконовый композит на олове твёрдостью 40 Шор А. В формы заливал смесь, предварительно взбитую венчиком до появления мелких пузырьков. Таким образом я пытался придать шероховатую поверхность, чтобы избавится от резонансов.

реплика правого уха из силикона
реплика правого уха из силикона
уличные тесты прототипа
уличные тесты прототипа

Новые уши дали звук гораздо более реалистичный, по сравнению с китайскими ушками для пирсинга. Порой складывалось ощущение , что ты ничего не надевал. Но резонансы на ВЧ так никуда и не делись. В итоге, решил проблему небольшим пучком шерсти в области микрофона.

Модель оказалась весьма удачной как в качестве микрофона для звукозаписи, так и для активных наушников. Но вот её габариты... Быть похожим на чебурашку среди людей, наверное не каждому придётся по душе. И с этого момента я начал думать, как уменьшить форму, чтобы и эффективность осталась прежней и человеку было комфортно.

Конструктив

Задача была не простой, уменьшение модели ушей приводили только к ухудшению. И вновь помог господин случай. Кода приехал в лабораторию RAA для тестирования очередного прототипа, увидел у Кузнецова Романа (основатель RAA) микрофоны в виде ушных вкладышей, которые он (я думаю первый человек в мире, который до этого догадался) использовал для измерений акустических свойств наушников. Решение настолько просто и эффективно, я бы даже сказал гениальное. Стереобаза, форма головы и ушей, отражение и звуковая проницаемость, всё точно соответствует человеку для передачи полноценного бинаурального звука.

Но, микрофон-микрофоном, а для гарнитуры необходим ещё излучатель с полным диапазоном, ровной АЧХ и что немаловажно, точной ФЧХ и всё должно поместиться в крохотном слуховом проходе.

После долгих поисков и экспериментов, такой излучатель удалось найти. Это модель замечательной компании Knowles SR-32453-000. Миниатюрный динамик с балансной арматурой, диаметром 6 мм и толщиной 4 идеально уместился в корпусе вместе с микрофоном.

излучатели Knowles SR-32453-000
излучатели Knowles SR-32453-000
АЧХ Knowles SR-32453-000
АЧХ Knowles SR-32453-000
микрофон AOM-5024L-HD-R
микрофон AOM-5024L-HD-R
АЧХ АОМ-5024L-HD-R
АЧХ АОМ-5024L-HD-R

Конечно, для бинауральной звукозаписи чувствительность микрофона должна соответствовать порогу слышимости человека, но тут, что нашёл на рынке.

В качестве материала для корпуса я планировал использовать силикон на платине, но из-за технологической сложности изготовления в домашних условиях, пришлось остановиться на пластике. Вообще, над формой работал довольно долго. Ведь нужна была универсальная, чтобы была удобной и хорошо держалась. В итоге из всех вариантов выбрал эллиптический профиль с уклоном и глубиной 12 мм.

корпус гарнитуры
корпус гарнитуры
корпус гарнитуры
корпус гарнитуры
вариант WM-61
вариант WM-61
стереогарнитура с рекордером Zoom F1
стереогарнитура с рекордером Zoom F1

В качестве устройства обработки звука выбрал рекордер компании Zoom. Схема подключения - небалансная, с отдельным внешним экраном.

Конечно, для профессиональной звукозаписи нужен рекордер с балансной схемой подключения микрофонов и способностью вести запись с высоким динамическим диапазоном и такие на рынке есть, тот же Zoom F3. Тут, как говорится, на что хватило средств. Но всё ещё впереди.

На текущий момент контента, демонстрирующего работу гарнитуры совсем мало, но это только начало. Постепенно буду наполнять, по мере возможностей.

Рынок

Идея стереогарнитуры для записи бинаурального звука не нова и на рынке уже есть подобные модели. Но есть существенные недостатки, из-за которых получаемый звук нельзя назвать бинауральным. Рассмотрим на двух моделях:

Sennheiser Ambeo Smart Headset

Наушники Sennheiser Ambeo Smart Headset
Наушники Sennheiser Ambeo Smart Headset

Первая модель одного из флагманов в мире звука, компании Sennheiser. Я не буду подробно описывать, материала достаточно в интернете, включая образцы звукозаписи. Сразу к делу. Бинауральный звук, как я уже обозначил в начале статьи, строится на двух фундаментальных факторах. 1.Геометрия головы, ушей, тела и соответствие звукопроницаемости/отражению звуковых волн. 2. Электроника, способная передавать звук с высокой точностью.

В этой модели есть нарушение геометрии уха в виде наружного корпуса и микрофон, находящийся за пределами слухового прохода. Насчёт электроники, тоже есть сомнения, что крохотный модуль может обеспечить точную передачу звука. И нигде нет данных по АЧХ микрофона и излучателя.

Иными словами, модель не способна передавать/записывать бинауральный звук.

Roland CS-10EM

стереогарнитура Roland CS-10EM
стереогарнитура Roland CS-10EM

Ещё одна стереогарнитура от широко известной компании Roland. Здесь есть возможность подключения по небалансной схеме к внешнему рекордеру, но снова, даже если микрофон с динамиком превосходного качества, идёт нарушение геометрии уха, поэтому, бинауральный звук невозможен.

В общем и целом, предложенная модель оказалась успешной и с основной задачей справилась. Это воспроизведение/запись а также трансляция бинаурального звука с высокой точностью при малых габаритах. Модель удалось запатентовать, ещё один небольшой вклад в российское инновационное развитие в области звука. И я уверен, что она будет пользоваться большим спросом как среди энтузиастов, так и у профессионалов.

Комментарии (11)


  1. NutsUnderline
    16.03.2024 13:48
    +1

    пока что то не понятно что в куда - как соотвноситься те штучки, что подключено к рекордеру, силиконовые уши и большие наушники.

    но выглядит как интересный велосипед -микрофоны для бинауралки всяких видов, в том числе встроенные в наушнки как бы не новость


    1. punzik
      16.03.2024 13:48

      Силиконовые уши находятся под кожухами и "слушают" окружающие звуки, которые передаются на динамики наушников. Я так понял. Было бы прикольней без кожухов :)


    1. 3DSound Автор
      16.03.2024 13:48
      +1

      Да. Я не раскрыл тему уже существующих моделей на рынке. Это Sennheiser Ambeo, Roland CS-10EM и подобные им. В том числе активные «беруши». Новое в предложенной модели является то, что микрофон находится на входе в слуховой проход, а корпус внутри слухового прохода, тем самым не изменяя геометрии уха. Простыми словами, будете слышать на фонограмме ровно то, что бы вы слышали своими ушами.


      1. NutsUnderline
        16.03.2024 13:48

        Про слышали своими ушами это уже лет 10 говорят :) Но вообще я про то людей в этой теме мало так что надо бы хоть в 2 словах но для ни разу не грамотных.


        1. 3DSound Автор
          16.03.2024 13:48

          Конечно, короткой статьи явно недостаточно для отображения полной картины. В дальнейшем я планирую сделать видео и аудиозаписи с более профессиональной версии рекордера. Основной интерес вызывает запись живой музыки, начиная от дуэта и заканчивая симфоническим оркестром. В отличии от традиционной, бинауральная звукозапись должна дать более детальную картину по позиционированию звуковых инструментов. Думаю такой метод будет интересен ценителям живой музыки.


  1. NutsUnderline
    16.03.2024 13:48

    вообще в ютубе несложно найти бинауральный звук, но многие ли смотрят ютуб в нормальных наушниках (без всяких bluetoth с пережатием и задержкой), плюс индивидуальные особенности слуха. Да и сам ютуб пережимает. Думаю поэтому не особо и взлетает.

    на лыжных соревнованиях при должной настройке звука мне результаты понравились


    1. 3DSound Автор
      16.03.2024 13:48

      Для прослушивания бинауральных фонограмм, безусловно нужны мониторы. Но вы можете слушать не только в наушниках, но в том числе с внешней стереосистемы, расставив колонки сбоку, при условии более-менее ровной АЧХ системы. И действительно, есть проблема с передачей звука в рамках видеоформата. Кодек ААС существенно сжимает диапазон частот, что критично для бинауральной записи.


      1. GeeeG
        16.03.2024 13:48

        AAC конечно калечит звук, как и любой lossy, но диапазон частот никак не трогает, даже для убогого ccda,16/44.1


        1. 3DSound Автор
          16.03.2024 13:48

          Может быть я ошибаюсь, так как не изучал подробно алгоритмы сжатия, но на практике, судя по спектрограмме или при прослушивании оригинала, сильно ощущается разница по ВЧ.


      1. NutsUnderline
        16.03.2024 13:48

        И это я еще забыл интересный вопрос с поворотом головы ;)


        1. 3DSound Автор
          16.03.2024 13:48

          Насчёт поворота головы, всё довольно просто. Если рассматривать в рамках создания видеоконтента, камера зафиксирована на голове. Сейчас прорабатываю вариант стереокамеры, для создания VR при её помощи, а также гарнитуры.