На сегодняшний день, существует множество вариантов конструкции стенки, разделяющей динамик на акустическую камеру с прямой фазой звуковых колебаний динамика и тыловую чашку с обратной фазой. Схема достаточно проста и широко используется в различных вариантах, основными элементами которых служит перфорация в самой стенке, выполненной как правило из пластика и покрытия в виде тонкого слоя бумаги, пропускающей воздух.

Beyerdynamic DT990 PRO
Beyerdynamic DT990 PRO

Работая над «Сферой», я попытался применить такой метод, но в итоге получил эхо и целый букет резонансов. И как я не старался задемпфировать слой бумаги, применяя различные материалы, всё оставалось на своих местах. Напомню, что модель акустической камеры представляла собой усечённый конус с установленными с ортогональных сторон динамиками. От сплошной стенки отказался сразу по понятным причинам, сделал перфорацию и начал подбирать материалы для демпфирования. Так вот бумага с учётом того, что свободно пропускала воздух, постоянно давала резонансы, как и эхо. И никакие поверхностные слои из мягких материалов не решали эту проблему.

Я потратил не один месяц в поисках решения. И к моему удивлению, оно оказалось очень простым. Я удалил бумагу и уложил на стенки материал из обычных войлочных стелек из Фикспрайс =) . И к моему удивлению, эхо исчезло, а женское сопрано перестало дребезжать. Собственно эта идея и легла в основу сделать стерео наушники с таким же приёмом.

Сфера 7.1 (те самые войлочные стельки, в качестве разделяющей стенки)
Сфера 7.1 (те самые войлочные стельки, в качестве разделяющей стенки)

Под нож были пущены Sennheiser HD 569. Но помимо разделяющей стенки из войлока, я полностью открыл тыловую часть динамика, сняв штатную пластиковую заглушку, а тряпичные амбушюры заменил на кожзам. В итоге, на мой слух, звук стал более мягкий, «ламповый», даже на достаточной громкости.

По амбушюрам, отдельная большая тема, т.к. они оказывают влияние не меньше чем акустическая камера. На мой взгляд, хорошим вариантом, в качестве внутреннего наполнителя, был-бы мягкий воздухонепроницаемый пенополиуретан с закрытым типом ячеек, а снаружи бархат либо велюр для исключения эха и комфорта для головы.

Конечно, прямой линии АЧХ, как у мониторных я не получил, всё-же здесь основным фактором остаются сами динамики, но тем не менее, по моему мнению, звук стал гораздо лучше, по сравнению с тем, что было.

Такой метод может окажется полезным по двум причинам:

АЧХ DIY569 close (синим - оригинал HD569)
АЧХ DIY569 close (синим - оригинал HD569)
АЧХ DIY569 open (синим - оригинал)
АЧХ DIY569 open (синим - оригинал)
DIY569 close
DIY569 close
DIY569 open
DIY569 open
заглушки
заглушки
оформление чашки
оформление чашки
разделяющая стенка
разделяющая стенка
разделяющая стенка
разделяющая стенка
демпфирующий слой камеры
демпфирующий слой камеры
пластиковый каркас разделяющей стенки
пластиковый каркас разделяющей стенки
глубина чашек
глубина чашек

Может быть, такой метод окажется весьма эффективным и его возьмут на заметку производители наушников. Я лишь хотел поделиться своим небольшим открытием.

Особую благодарность хочу выразить лаборатории RAA, за предоставленную возможность проведения профессиональных исследований.

Комментарии (11)


  1. AndreyDmitriev
    26.08.2023 07:09
    +1

    Под нож были пущены Sennheiser HD 569. Но помимо разделяющей стенки из войлока, я полностью открыл тыловую часть динамика,

    Ну то есть грубо говоря, вы из HD569 сделали HD599 ;). Вообще как владелец наушников обоих типов (у меня закрытые Sennheiser PXC 550, а открытые HD599) могу заметить, что у открытых звук заметно мягче, бархатистее, не утомляющий и в тоже время очень детальный, насыщенный оттенками, их можно очень долго слушать. Но у них есть недостаток - окружающие вас люди вполне себе уверенно слышат всё, что в них играет. Поэтому я закрытые PXC 550 надеваю либо в самолёте или шумном окружении (там шумодав опять же), либо когда смотрю кино в кровати, а супруга спит. Ну а HD599 - это для погружения в мир музыки. Ну тут вообщем оно и так понятно — по качеству звука HD599 значительно лучше чем PXC 550 просто по определению. Кстати, у оригинальных Sennheiser HD 569 оголовье совсем другое, чем у вас.


    1. Astroscope
      26.08.2023 07:09

      У меня, наверное, профдеформация, но у меня все наушники только закрытые, с единственным исключением одной пары "для телевизора". Как для меня, если нет необходимости шумоизолироваться, то музыку приятнее слушать через громкоговорители, пусть при сопоставимой цене наушники обычно и выигрывают по детализации, по возможности расслышать мелкие детали, которые скрадываются когда самими громкоговорителями, а когда (пожалуй, чаще) плохо обработанным помещением. С детализацией обычно получше у компьютерных колонок мониторов, но это больше похоже рабочее место, чем на развлекательное прослушивание готовой музыки ради эмоционального отклика, как было бы на бытовом хайфае.


  1. engine9
    26.08.2023 07:09
    +1

    У меня есть DT660, они мне очень нравились пока не сломался шарнир (он у всех рано или поздно ломается). Есть ли возможность использовать чаши и сделать новую дугу, чтобы на века. До поломки ничего лучше и удобнее никогда не было.


    1. Markscheider
      26.08.2023 07:09
      +2

      он у всех рано или поздно ломается

      +1, с ужасом жду этого часа. Чашки трескались - помог клей :). А вот шарнир - это будущий приговор.


    1. 3DSound Автор
      26.08.2023 07:09
      +1

      Могу только посоветовать заказать вот такое оголовье у китайцев. Цена правда, конская за примитивную конструкцию, плюс провод придётся проводить снаружи. Но, к большому сожалению, у нас на рынке ничего подобного просто нет =( .


    1. SuperTEHb
      26.08.2023 07:09

      Могу посоветовать напечатать. Ну у меня есть трёхмерный принтер, а когда в руках молоток, то всё в мире кажется гвоздями. Целиком оголовье не печатал (хотя мои HD418 тоже скоро попросят), а вот скобочку на какие-то сони вполне успешно печатал из ПЭТ-г. Довольно прочный и в меру упругий материал. Обрабатывается не сильно легко, зато красится восхитительно, можно навести красоту.


    1. Astroscope
      26.08.2023 07:09

      Есть ли возможность использовать чаши и сделать новую дугу, чтобы на века.

      Отделка оголовья и амбушюры продаются свободно, может и другие детали можно найти? Или, возможно, китайские копии подойдут в качестве доноров? С 770/990 в этом смысле сильно проще (надежнее, нет шарниров), в т.ч. с доступностью китайских копий на разборку. Про 660 не сталкивался, в смысле не искал китайские копии на запчасти и не знаю, есть ли они вообще.

      Копии - это не буквально подделки (гипотетически могут быть и подделки, почему нет?), а скорее подражания, использующие узнаваемую конструкцию, но все же свои (дешевые) динамики и легально продающиеся под своими брендами. Поэтому корпусные детали могут оказаться взаимозаменяемыми - амбушюры и отделка оголовья обычно надежно взаимозаменяемы, что вселяет некоторый оптимизм и в отношении и корпусных элементов.

      До поломки ничего лучше и удобнее никогда не было.

      Лично мне по удобству AKG на первом месте. Гениальная конструкция с разделением прижимающих чашки пружин и широкой, мягко ложащейся лентой на голову, по моему субъективному мнению, наилучшая. Причем это почти одинаково хорошо работает от ультрадешевых до топовых моделей включительно. Если нужно сидеть в наушниках долго, а не для удовольствия слушать готовую музыку час-два подряд, то качество звука отходит на второй план - удобство важнее. Мои пять копеек.


  1. Markscheider
    26.08.2023 07:09
    +4

    Войлок, фетр и пр. недаром используются рояльными мастерами.

    Если будете копать дальше - держите в голове, что есть еще и синтетический войлок. Как у него с акустическими характеристиками (по сравнению с 100% шерстяным) - я ХЗ, однако есть бонус. Искусственный войлок не ест моль! :)


    1. victor_1212
      26.08.2023 07:09
      +3

      лучшее что приходилось использовать это Twaron, демпфирует существенно лучше войлока, особенно на средних частотах, рекомендую попробовать и сравнить, Twaron обсуждался на форумах последние лет 10,

      см.

      http://manuals.audiomania.ru/data/twaron_angel_hair.pdf

      https://audioalchemy.ro/accesorii/absorber/TWR.pdf

      https://www.diyaudio.com/community/threads/different-damping-material.241301/

      тесты на датском форуме - 10 gr. Twaron работают примерно как 46 gr. войлока,

      см.

      https://zelfbouwaudio.nl/forum/viewtopic.php?f=3&t=6477&start=50

      также на vegalab

      http://forum.vegalab.ru/showthread.php?t=87609&page=3


      1. 3DSound Автор
        26.08.2023 07:09
        +1

        Да, материал безусловно интересный. Спасибо за наводку. Теперь думаю, как его спрессовать, получить необходимую толщину и плотность, иначе НЧ будут улетать. На ум приходит утюг =) .


        1. victor_1212
          26.08.2023 07:09

          надо подумать конечно, возможно стоит попробовать пару листов пергамента, нанести тонкую сетку линий мягким силиконом типа SPHERAFLEX с шагом порядка 10мм на одну сторону каждого листа, сложить типа сэндвич с Twaron между листами силиконом внутрь, дать подсохнуть, и дальше по выкройке вырезать как требуется, примерно так, если получится интересно будет Ваше мнение