Инди-хакерство - это не очень широкоизвестное и весьма малочисленное (3 ролика на русскоязычном YouTube[1][2][3], мало просмотров на роликах в англоязычном сегменте YouTube, крайне мало реакций на записи с главной страницы сайта инди-хакеров) движение разработчиков-предпринимателей, цель которых состоит в том, чтобы создавать IT-продукты, запускать их в прод, раскручивать их и рубить кэш. И всё это в одиночку. Я сам недавно узнал об этой теме и решил поделиться своими мыслями по поводу того, почему считаю это дело не слишком перспективным.

Портрет инди-хакера

Зачастую это разработчик, который по некоторым причинам просто больше не хочет работать в найме. Идея стать инди-хакером кажется ему соблазнительной по той причине, что в такой занятости отсутствуют неприятные вещи вроде многочасовых созвонов, необходимости посещать офис, корпоративных подковёрных игр, рисков сокращения и т.д. Конечно, в этом случае появляются уже другие бичи: огромный риск просто ничего не достичь, необходимость самостоятельно заниматься раскруткой и МБ волокитой со всякими оформлениями (например, для подключения платёжного шлюза) и т.д., так что в высокой степени это выбор из разряда pick your poison. Хотя у некоторых рабочие условия при найме могут быть такие, что им приходится разделять часть предпринимательских рисков, так что а какая разница, если хуже уже не будет?

Вообще я думаю, что у многих из тех, кто шёл в разработку, есть или была влажная мечта о том, чтобы в какой-то момент свалить из найма и рубить бабло тупо на собственном проекте, лёжа на пляже где-нибудь в тёплой стране.

Увы, реальность гораздо жёстче. Как показывает практика, хоть к какому-то успеху из них приходят ну совсем единицы. И зачастую это не выход на рынок, а продажа проекта толстосуму для допиливания. Я постараюсь раскрыть причины, почему оно вот так.

Отсутствие хотя бы примерного рецепта успеха

Проблема такого подхода в том, что нет даже хотя бы приблизительного рецепта успеха. Вот у других независимых специалистов, например, стримеров, видеоблогеров, музыкантов, художников и т.д. есть какой-то или хотя бы рецепт успеха, или по крайней мере примерный набор рекомендаций и подходов для продвижения и выхода на доход. Есть различные платформы, которые способствуют продвижению именно контента их типа. Когда ты в одиночку пишешь какой-то программный продукт, тем более онлайновый, ты даже не всегда знаешь, нужен ли он кому-то. Ты пилишь стартап, а суть стартапа как раз в том, что даже приблизительно ничего похожего ранее не было и даже просчитать нельзя, взлетит или не взлетит. А если даже твой проект нужен, то как ты будешь это дело раскручивать без бюджетов, сопоставимых с бигтеховскими? Можешь ли позволить рисковать теми или иными суммами денег и прогорать? Наверное, именно поэтому очень часто всякие потенциально успешные проекты поглощаются технологическими гигантами, которые потом их и развивают и вообще имеют деньги на покрытие всех рисков и затрат.

Приведу собственный пример. Я, как и многие другие люди, упорно боролся с блокировками, переходя с одного публичного VPN на другой. Меня это дико достало, но однажды я наткнулся на гайд о том, как создать свой VPN-сервер на основе виртуалки, располагающейся где-то за рубежом. И вот это, конечно, в какой-то степени silver bullet. Государство работает на массы, блокировать узлы публичных VPN-провайдеров гораздо проще, чем охотиться за каждым отдельным гиком с VPS'кой в Хельсинки. И любой из вас, посмотрев на этот гайд, скажет: "Хм, подождите! Да ведь всё это дело можно автоматизировать и продавать пользователям в готовом виде!"

Да, действительно, звучит круто, но в реальности всё не так радужно. Люди, которые знают, что вот такое возможно и какие у этого подхода есть преимущества, могут сделать всё и сами. А люди, которые про это не знают, преимуществ тоже не осознают. Придётся им как-то объяснять, почему они должны купить мой продукт. Так почему бы не продавать знающим, которые сэкономят себе время, которое они потратили бы на развёртывание всей этой истории? Проблема в том, что такое уже будет стоить дороже, ведь мне придётся, пускай даже и через API, где-то арендовать виртуалки, размещать на них клиентов (пускай даже 1-3 человека на узле) и закладывать в стоимость аренды свою прибыль. Знающий чел скорее потратит часик на настройку, чем будет кучу месяцев или даже лет переплачивать. Самому строить дата-центр? Это уже выходит за пределы инди-хакерства. А потом мне на почту пришло вот что:

Компания, у которой я сам арендовал виртуалку для VPN, уже вместо меня реализовала ту идею, которую я мог только обдумывать. Потому что у неё для этого уже было всё: готовый парк серверов, аудитория и самое главное - то, чем её можно привлечь. Готовая Outline-виртуалка за 2$ - это в два раза дешевле и быстрее, чем просто виртуалка, на которой всё пришлось бы настраивать самому. Да что уж говорить, я и сам собираюсь со следующего месяца перейти на этот тариф. В качестве инди-хакера я ни за что не смог бы релизовать эту идею так, как это смогла сделать компания, у которой уже есть средства. Я вообще не смог бы реализовать её хоть как-то, чтобы она не прогорела, уже не говорю выстрелила.

Аудитория важнее технологии

В одном из видео, которые я привёл выше, человек говорит: "Сначала найдите хотя бы 10 человек, которые будут готовы ежемесячно платить за ваш сервис, и только потом начинайте кодить". Не знаю, как у вас, а вот у меня в детстве была дикая проблема просто в том, чтобы собрать статик из 10-и человек, чтобы совместно рэйдить боссов на постоянке. А тут надо найти 10 покупателей на штуку, которой даже не существует ещё, но они бы её купили, если бы она была. Нехило.

Также вот чисто философский вопрос: нужно ли нам в будущем больше, ну например, трэков в жанре митол? Или обзоров на новые видеоигры? Или мультиков? Да, в принципе, нужно. Люди хотят потреблять всё новый и новый контент. А нужен ли нам нам ещё один YouTube или Twitter? Или ещё один Adobe Premiere или 3DS Max? Пускай даже новые их аналоги будут сильно лучше. Ответ: нет, не нужны. Почему? Потому что истинная ценность этих продуктов — в их аудитории и коммунити. Когда кто-то приходит на YouTube или в Twitter, он приходит на платформу, где уже сидит огромное количество людей, которые могут увидеть его видео или пост. Когда человек засаживается за Adobe Premiere или 3DS Max, к его услугам толпа индусов с туториалами буквально по каждой кнопке. А зачем мне, например, видеоредактор от Васяна, пускай и опенсурсный? Как мне гуглить решения всяких проблем в нём? К Васяну идти? А если он забухает? Или если на него самолёт упадёт? Ну и вот мой личный пример: я ненавижу то, как Хабр исполнен технически. Я знаю, что можно сделать сервис получше. Но на Хабре мою статью увидят. При чём именно такая аудитория, которая мне нужна.

Если вы делаете именно новую техническую штуку, то тут 2 пути: 1) она должна быть настолько прорывной и гениальной, что уже одного только её существования достаточно для того, чтобы все кругом только о ней и говорили (самый яркий недавний пример — Oculus Rift); 2) иметь охуенные бюджеты на PR и время на построение коммунити. Вот есть у нас язык программирования Kotlin. Я на него посмотрел — ну вот абсолютно блёклая шняга. Ничем особо прорывным в сравнении с конкурентами не выделяется. Первая мысль, которая возникла у меня в голове, когда я его увидел: "Тупо синтаксис Go или типизированного Python'a на JVM. Ладно, наверное, это кому-то нужно". Для разраба это просто 1001-ый по счёту способ делать немножко по-другому то, что он и так уже умеет делать. Но вот JetBrains упорно его пушила, и теперь скоро это будет де-факто стандарт разработки на Android.

«Когда Kotlin станет мэйнстрим-языком, значение компании JetBrains для рынка Software Engineering, на котором она работает, будет совершенно другим. То есть, про нас будут говорить, что мы не какие-то ребята, которые делают удобные, но в любой момент заменяемые инструменты, а как про тех, кто делает некоторую корневую фичу экосистемы, на которой всё строится. Это другой вес, другой информационный поток, и деньги, я думаю, тоже другие» © Директор JetBrains

Или вот другой пример. Я смотрел какое-то интервью разраба на Node.JS, где он эту технологию просто поносит, на чём свет стоит. И прямо наклёвывается вопрос: а почему он ею вообще пользуется, раз она такая-растакая? Да просто потому что для любой его проблемы есть готовое решение на Stack Overflow, Reddit и других форумах. Популярность и поддержка - это чуть ли не основные причины выбора той или иной технологии.

Но успешные примеры инди-хакерства таки есть. А именно, проекты Питера Левелса. Вкратце: чувак решил сделать 12 проектов за 12 месяцев. В итоге сделал 7, из которых взлетело 2. Суть в том, что чел сделал сайт для узкой аудитории цифровых кочевников и попал в хайп, когда вся эта тема только начинала развиваться вообще. Можно ли повторить такой успех? Нет. Это совершенно уникальная история и нехилое совпадение кучи факторов. Можно ли как-то масштабировать этот проект? Ну, если случится какое-то событие, которое приведёт к увеличению общего числа цифровых кочевников, то масштабирование случится само. Такое вряд ли произойдёт. Сейчас больше заметен тренд на сокращение удалёнки. Но можно каким-то образом продавать накопившуюся аудиторию контрагентам. Например, втюхивая ей таргетированную рекламу по геоданным.

А вот кто действительно преуспел в данной схеме, так это разработчики видеоигр. Когда мы слышим "инди-разработчик", то сразу и представляем себе создателей FNAF, Super Meat Boy, Touhou, Undertale, Harvest Valley, Minecraft и др. Потому что игры - это именно тот самый потребляемый контент. Кроме игр-сервисов, конечно. С ними в силу вступают многие описанные выше проблемы. Да и если честно, мне кажется, в играх куда большую роль играют графические и звуковые ассеты, нежели кодинг. Ту же серию Touhou многие знают именно благодаря персонажам и музыкальным темам. А вот если вы запустите некоторые из её игр на современном компе, то наверняка проржётесь от результата. Да и вообще, я видел художников, которые сами выпускали игры на основе собственных работ[1][2]. Вкатиться в разработку, особенно видеоигр, на деле очень просто. Пожалуй, это одна из причин, почему индустрия видеоигр перенасыщена продуктами.

Это не хобби

Вероятно, вы ожидаете, что вот вы сделаете именно такой проект, который вам самим нравится, и потом люди на него налетят и принесут вам деньги. Да, действительно, важно, чтобы вам самим если уж не нравился проект, то чтобы вам хоть не хотелось от него блевать. Но самое главное - это спрос. Делать надо то, что людям будет нужно. И вот тут я приведу ещё один собственный пример. Я на языке программирования Go писал игровой движок. Его смысл был в том, что это должно было быть как Unity, только компоненты для GameObject'ов можно было бы писать на Go вместо C#. Естественно, реализовывать бы пришлось много всего, так что я хотел сделать хотя бы MVP, а потом показать народу, в надежде что мне будут донатить. Но тут проблема в том, что по техническим причинам проект должен был быть опенсурсным, а на таком особо денег не поднимешь. Кроме того, коммунити по разработке игр на Go существует, да. Но там занимаются в основном весьма мусорно выглядящими проектами или тоже пытаются писать какие-то свои движки. Был бы мой лучше их? В чём-то да. Но оценило бы это сообщество? И чем я привлёк бы сторонних разработчиков? Опять же, для Unity существуют тонны библиотек с ассетами и коммунити, потому в него и прутся. Мне бы такое пришлось нарабатывать годами. И неизвестно ещё, наработал бы ли. Но да, кодить это было интересно.

Отсутствие необходимых навыков

Пожалуй, самая банальная причина. Бог с ними с навыками пиара и раскрутки, ведения бизнеса и договороспособности. Если вы делаете проект в соляного, то хорошо, если ваша специальность - фуллстэк. Именно такому специалисту будет проще всего вкатиться в инди-хакерство. Но что если вы DevOps? Такие ребята зачастую имеют дело с такими технологиями, которые за пределами больших компаний ничем не помогут. Если вы делаете какое-то небольшое приложение для узкой группы людей, то пилить для него Kubernetes-кластер - это оверкилл, это не нужно. А что если получится, что лучшее, что вы можете сделать - это платный плагин для какой-то творческой программы, например, какого-нибудь Adobe Premiere? А тут вообще ваши навыки бэкенда, фронтенда и пр. не релевантны.

Решение

На самом деле, большинство IT-специалистов из работы по найму выходит не в инди-хакеры, а в мэнэджеры или блогеры. Начинают продавать или IT-курсы, или методы хакинга собеседований, или сами обучающие материалы. Потому что продавать лопаты зачастую выгоднее, чем искать золото. Хотя мне кажется, что скоро и до самих золотоискателей дойдёт, что их просто нагревают на бабки, так что такой способ перестанет быть доходным. А вообще, следовало, конечно, ещё при выборе жизненного пути давным-давно учитывать, насколько хорошо предпочтённая специальность согласуется с независимым заработком.

Комментарии (6)


  1. makarbass
    19.03.2024 16:49

    Вообще я думаю, что у многих из тех, кто шёл в разработку, есть или была влажная мечта о том, чтобы в какой-то момент свалить из найма и рубить бабло тупо на собственном проекте, лёжа на пляже где-нибудь в тёплой стране.

    Кажется, что многие, кто вкатывался в ит, не через курсы, и не потому что здесь много платят, а потому, что ему это интересно - по своей натуре изначально инди хакеры. Ведь пока ты изучаешь все это постепенно - делаешь какие-то свои проекты, которые сам придумываешь. Что это если не оно?

    Вот у других независимых специалистов, например, стримеров, видеоблогеров, музыкантов, художников и т.д. есть какой-то или хотя бы рецепт успеха, или по крайней мере примерный набор рекомендаций и подходов для продвижения и выхода на доход.

    Скажи это тем тысячам музыкантов, которые играют для своих друзей, вечером после работы. В данном случае аналогия с музыкантами напротив подходит как раз потому, что и инди-хакер и музыкант занимается этим, потому, что это приносит ему удовольствие.

    А нужен ли нам нам ещё один YouTube или Twitter? Или ещё один Adobe Premiere или 3DS Max?

    Нет, не нужен, но это и не инди-хакерство. Если идею с vpn сервисом еще можно сюда отнести, то аналогии с новым youtube или autodesk это скорее стартапы. Инди в моем понимании это какие-то небольшие, профильные продукты, которые решают конкретную проблему, и которые возможно реализовать достаточно быстро. Например - расширение для браузера для скачивания изображения с сайта, где это не доступно по нажатию на правую кнопку мыши.

    Можно ли повторить такой успех? Нет.

    Не стоит быть таким однозначным. Нужно пробовать. Опять же вопрос мерила успеха - получить пользователей твоего творения или заработать на этом.

    Я тоже совсем недавно узнал про инди-хакерство, поделился статьей, из которой прочитал об этом со своим знакомым, на что он мне ответил: "ты что решил в инди податься?". А я задумался и понял, что в основном я этим и занимался раньше. Не то чтобы очень успешно, но если первый проект был просто по фану, и я тогда даже не думал о монетизации, то во второй уже ради эксперимента добавил функцию донатов, и был приятно удивлен, тому, что кто-то этой функцией воспользовался. К слову сказать, знакомый ответил мне, что он все таки "корпорат", и инди его не привлекает.


    1. seniorjoker Автор
      19.03.2024 16:49

      Как я уже сказал в самой статье, тут следует определиться, чего вы хотите: приятно провести время или создать проект, который принесёт деньги? Скорее всего, пересечения не будет


  1. KEugene
    19.03.2024 16:49
    +1

    На счёт 10 человек, готовых платить... Как мне кажется, одна из главных проблем ситуации в том, что сферы интересов инди разработчиков и потенциальных клиентов мало пересекаются. То есть, программисты делают то, что им интересно (ну, сама идея инди разработки в том, чтобы делать то что нравится), а не то, что востребовано на рынке. Кроме того, как пример с vpn, чаще всего реализуемые проекты это либо что-то связанное с тем же программированием / администрированием или играми. А в других областях чаще всего пусто или конкуренция между парой продуктов. Я мог бы сходу назвать, как минимум, три-четыре приложения, которые просто ждут, чтобы их довели до ума. Это утилиты. Ничего особо сложного. Но то, что есть - сделано безобразно. Это объясняется тем, что писались они не профессиональными разработчиками, а простыми гражданскими под свои цели. Я бы купил за адекватную цену. И не только я. Можно зайти, практически, на любой профессиональный форум (фотографы, автолюбители, электрики...) и найти ветки обсуждения ПО. И там будет масса идей и потенциальных покупателей.


    1. seniorjoker Автор
      19.03.2024 16:49

      ну, сама идея инди разработки в том, чтобы делать то что нравится

      Нет, идея инди-разработке в том, что ты ИНДИвидуален. Т.е. делаешь всё сам и без финансирования со стороны. А интересен тебе проект или нет - дело десятое. В третий раз уже говорю это


  1. valeryan_ceo
    19.03.2024 16:49

    отличное решение, кому надоело быть в найме. + это супер крутой опыт, который может привести в итоге к созданию крутого продукта.


    1. seniorjoker Автор
      19.03.2024 16:49

      Ты прочитал статью? ))