Как сообщает Коммерсант, российский холдинг «ИФД-Капиталъ» принял решение заморозить проект Muz.ru, который был одним из первых отечественных онлайн-магазинов музыки. Причиной данного шага стала убыточность предприятия из-за высокого уровня пиратства. Исходя из информации, предоставленной Kartoteka.ru, за период с 2012 по 2014 годы выручка магазина составила 16,08 млн руб., а ежегодный чистый убыток был несравнимо выше: в 2012 году – 48,64 млн руб., в 2013 – 37,21 млн руб., а в 2014 – 34,98 млн руб.

Ресурс был запущен в 2009 году, а инвестиции в проект составили порядка 6 млн долларов. Изначально сайт располагал контентом от крупнейших зарубежных правообладателей, среди которых Universal Music, Warner Music и Sony Music. Однако, к 2015 году в арсенале компании осталось только около 60 договоров, и практически все они были заключены с отечественными правообладателями. К моменту закрытия на сайте было зарегистрировано 450 тыс. пользователей. Положительный баланс на аккаунтах был лишь у 25 тыс. людей, и все деньги будут возвращены.

По словам Константина Богданова, генерального директора ЗАО «Муз.ру», к временному закрытию проекта привел высокий уровень конкуренции со стороны пиратских сайтов. Он рассказал, что при создании ресурса его основатели полагали огромные надежды на эффективную борьбу с пиратством. Однако, несмотря на попытки властей ужесточить политику охраны прав правообладателей, пиратство на территории России процветает, и уровень его за последние годы снизился незначительно. При этом немалые средства уходят на лицензирование контента магазина, а легальные ресурсы отечественного рынка развиваются в условиях жесточайшей конкуренции, борясь за внимание аудитории которая к тому же не отличается высокой платежеспособностью. Сам Константин Богданов уверяет, что сервис не закрывают окончательно, а только лишь консервируют «до улучшения ситуации как в экономике, так и в правовом поле».

По словам Бориса Голикова, генерального директора портала Fidel.ru, который был закрыт в 2012 году, виной сложившейся ситуации и уходу онлайн-магазинов музыки с рынка является политика правообладателей, которая создает препятствия для развития цифровой дистрибуции на отечественном рынке.

Комментарии (11)


  1. ivan386
    07.12.2015 23:24

    А ещё этот яндекс с его бесплатным прослушиванием демпенгует.


    1. Liumee
      08.12.2015 15:52

      Угу, плюс Гугл со своим разделом музыки удачно подоспел, и практически все удобства, о которых ниже говорит в своем комментарии zoonman, там имеются: ассортимент, удобная покупка в один клик по кнопке, цены в $1-2 за альбом, плеер с оффлайн-режимом…


  1. zoonman
    08.12.2015 03:21
    +7

    Проблема не в том, что нет эффективных инструментов в борьбе с пиратством, а в том, что пиратство выгодно для потребителя.
    Смотрите, Spotify в США стоит $10 в месяц при средней зарплате в районе $2000 в месяц. Т.е. 0.5%. Фактическая средняя зарплата в РФ в районе 12-15 тыс. рублей. Т.е. подписка на безлимитную музыку должна стоить в районе 75 рублей или меньше. В том же муз.ру какой-нибудь старинный альбом Арии стоит 100 рублей. А теперь бинго — Spotify для студентов стоит $5. У какого-то оператора сотовой связи рингтоны по этой цене продаются. И их даже покупают.
    Магазины закрываются из-за неудачной экономической модели. Начните продавать контент по доступным для обычных людей ценам и все станет на места.
    Продается плохо не только поэтому, но еще и потому, что люди не знают, что можно получить музыку легально и дешево. Сделайте рекламу с упором на легальность. Зачем рисковать, когда можно получить легально.
    Еще один самый пожалуй сложный момент — доставка легального контента на устройства. Spotify — играет везде: в телефоне, в интернете, на телевизоре, на планшете и пк. У вас что там? «Для проигрывания демо-ролика установите Silverlight»?
    Ваши подходы устарели, рынок изменился.
    Хотите продавать музыку? Напишите приложение с авторизацией через соц.сети., которое после установки найдет всю музыку на компе, проанализирует вкусы человека и покажет новые треки. Синхронизирует плейлисты на компьютере и телефоне. Сделайте режим без интернета. Сделайте оплату просто сканом карточки или отправкой смс.Технически там нет ничего сложного. Нормальная команда напишет вам это за 3 месяца.
    Наступил кризис — время меняться.


    1. RioMan
      08.12.2015 06:14
      +7

      Ну что вы такое говорите, проще же пиратов обвинить.


    1. EvilFox
      08.12.2015 16:55

      Ага, взять тот же стим, многим уже проще в нём купить чем маяться с репачками. Уровень игрового пиратства сильно снизился, а всё не из-за борьбы с пиратством, а из-за удобств потребителю и адекватных цен.


    1. Mixim333
      08.12.2015 17:51

      Идея интересная, но есть одно но: лично я не хотел бы, чтобы кто-нибудь\что-нибудь лазило по моей музотеке, к тому же, если даже ее просканировать, то очень сложно даже человеку понять, какая музыка мне нравится (есть альбомы начиная от Моцарта и заканчивая КиШ'ами).

      Я давно считаю, что для успеха, для финансового успеха сайтов, которые предоставляют пользователям музыку, фильмы, давно пора внедрить следующую технологию: пользователь заходит, свободно слушает\смотрит контент и если он ему нравится, то платит некоторую сумму, которую определяет сам, если не нравится — я потратил на Вас свое время. Лично я бы спокойно бы заплатил за многие альбомы КиШ'ей, в частности за «TODD: Акт 1. Праздник Крови», за фильм, на основе которого был создан этот альбом, но такого пока нет или практически нет


      1. zoonman
        08.12.2015 18:26

        Поиск предпочтений можно сделать различными путями. Вовсе не обязательно сканировать без предупреждения, можно просто спросить на то разрешение. Плюс можно подключить профиль из last.fm (ВКонтакте, Facebook и т.д.) и получить предпочтения из них.

        Идея свободной оплаты мне нравится, но с точки зрения бизнеса она убыточна. На мой взгляд вполне разумно размещение 30 секунд рекламы каждые 5 треков. Создание медиаконтента это тоже труд, причем не только исполнителя и музыкантов, но и студии звукозаписи и т.д.


  1. GarryC
    08.12.2015 11:46

    ежегодный чистый убыток был несравнимо выше: в 2012 году – 48,64 млн руб., в 2013 – 37,21 млн руб., а в 2014 – 34,98 млн руб.
    Я чего то не понял, это что, затраты на поддержание сайта, или лицензионные отчисления в фиксированных суммах? В любом случае цифры беспредельные.


  1. EvilFox
    08.12.2015 15:18

    Даже уже не припомню такого сайта. Если когда-то и видел его рекламу то очень давно.
    Вот zvooq до сих пор помню, хотя уже туда давно не заходил.


    1. Liumee
      08.12.2015 15:54
      +1

      При первом запуске проигрывателя Windows Media Player на свежеустановленной Windows 7, он предлагает настроить синхронизацию с этим Muz.ru. Только из-за этого «знаком» с этим ресурсом. :)


  1. almuerto
    11.12.2015 12:45

    Отличная идея для стартапа — списать собственные ошибки на высокий уровень пиратства.