Энто как же, вашу мать, 
Извиняюсь, понимать?
/Л. Филатов/

Представьте себе: вы приходите в офис компании, а там бухгалтер сидит над главной книгой, правой рукой попеременно откладывает ручку и щёлкает деревянными костяшками на больших счётах. Предварительные данные записаны карандашом и, если что, стираются огромным серо-голубым ластиком «Архитектор». Часть оборотных средств лежит в сейфе в кабинете бухгалтера, а за остальными он или она ходит пару раз в месяц в банк, где заполняет от руки платёжное поручение из специального ящичка. Скорее всего, вы решите, что видите сон из детства или какой-то бред (зависит от года рождения). И для 2024 года это и правда бред. Но поставить компьютеры каждому сотруднику не значит начать работать продуктивно, с другим результатом. Вот это вполне себе данность для компаний малого и даже среднего бизнеса.

Зато вот, пожалуйста, под Windows 11
Зато вот, пожалуйста, под Windows 11

Разберём причины, связанные непосредственно с CRM и причины, связанные с внутренней ситуацией в компании. Оговорюсь, что часто причины смешиваются и друг друга дополняют, что сильно усложняет и принятие решения, и процесс внедрения, а в совокупности отдаляет старт работы с классным, полезным инструментом, который давно не роскошь, а средство достижения результата :-)

Руководители не верят в CRM

Вот есть человек, он получает зарплату, звонит, разговаривает, продаёт — сразу видно, работает. Ну или болтает, пьёт чай и не вылезает из маркетплейсов — сразу видно, не работает. А как программа? Ну поставили, ну запустили, и? Это довольно распространённые рассуждения, которые можно не только услышать, но и прочитать в многочисленных дискуссиях в соцсетях. Здесь мы видим сразу три проблемы:

  1. нет никаких метрик эффективности CRM, а значит, не к чему стремиться, используя её как инструмент;

  2. сотрудники рассматриваются как экстенсивный путь оперативной работы (работает — и ладно, не в убыток — и ладно, убыток небольшой — и ладно);

  3. непонимание принципов работы средств производства (хотя почему шуруповёрт выгоднее отвёртки понимают все, и вкладываются в его покупку — а тут, грубо говоря, почти то же самое).

И всё бы ничего, дела же идут. Но в это время ушлые конкуренты уже прониклись идеями капитализма и использования факторов производства и вложились в CRM. Сперва наш неверящий руководитель этого никак не заметит и не узнает, но потом отток будет всё более явным, потому что у соседа и обслуживание быстрее, и рассылки целевые, и скидки для сегментов, и грамотное управление запасами, и проверка качества работы продажников… Конечно, покупатель захочет нести деньги туда, где он уже не обезличенный клиент, а Михаил Петрович, который год назад купил лошадь и самое время предложить ему услуги ветеринара, новые подковы, красивое седло и модный корм на морковном жмыхе. Ну или возобновить подписку на софт. Или продать партию досок. В общем, вспомнить, что он есть с выгодой для себя. И это самая минимальная функция CRM.

Наш неверящий герой не верит в своих сотрудников и в себя примерно так же — потому что отказывается от наведения порядка в компании и автоматизации бизнес-процессов: пусть всё движется по наитию. Между тем, отлаженные и стабильные бизнес-процессы помогают удержать сотрудников, что для малого бизнеса сейчас крайне ценно. А ведь многие даже не знают, что в современных CRM-системах модули бизнес-процессов реализованы весьма достойно.

Кстати, о бизнес-процессах и неверии. В комментариях под нашими статьями бывает тезис «ууууу, вы, CRM-щики заставляете все бизнес-процессы под систему менять», а бывает тезис «ууууу, вы, CRM-щики внедряете CRM на текущие бизнес-процессы и автоматизируете бардак». Не правы обе стороны, потому что необходимость переработки бизнес-процессов определяется в каждой компании в нужном объёме и с нужными корректировками, никто никого не заставляет, но и навести порядок тоже рекомендует (если это необходимо). Так что CRM скорее помогает бизнес-процессы именно отладить, исключить лишние шаги и триггеры, выделить сроки и ответственных. Это ещё никому не мешало — хоть с CRM, хоть без неё.

Но с чем я соглашусь, так это с тем, что трудно верить в то, что сам не попробовал — легче отрицать. При этом нужно помнить, что такой руководитель лишает всю компанию возможностей работать чуть быстрее, чуть эффективнее, чуть безопаснее, а в сумме интенсивнее.

Нет понимания реальной функциональности CRM

В понимании обычного человека, предпринимателя или менеджера, CRM-система имеет чёткое определение: это программа для продаж. Между тем, года с 2010 рынок предъявил к программам для бизнеса новые требования, и топовые системы стали быстро обрастать функциональностью. Теперь это настоящие бизнес-комбайны с сотней функций и возможностей, включающие управление складом, производством, финансами и проч (не буду перечислять, вы можете оценить возможности на примере нашей RegionSoft CRM). 

Продажи — это лишь несколько точек контакта на длинной прямой (ну или кривой) выстраивания взаимоотношений с клиентом, которого мало найти и привлечь, его ещё нужно и удержать. Кроме этого, CRM частично покрывает задачи HR, корпоративных коммуникаций, управления проектами, вписывается в контур информационной безопасности.

Предыдущий опыт CRM-системы был неудачным

Тут впору писать диссертацию о травматизации личности предпринимателя вследствие неудачной инвестиции в программное обеспечение. Можно понять: им так же обидно, как владельцам тех китайцев, у которых морозной зимой рассыпалась шумоизоляция и стала шумогенерацией. Причин неудачного опыта работы с CRM очень много, бывают специфические, бывают совсем уж субъективные, но в целом основные выглядят так.

  • Неудачное решение. Рынок перенасыщен CRM-системами, у некоторых из них очень крутые продажники, которые навяжут что угодно — так сырые поделия, например, с неинтерактивными графиками или кривым сохранением данных попадают на компьютеры сотрудников компаний. Выход тут один: уйти и перейти на другое ПО, но чаще хочется больше не связываться.

  • Иностранное решение. Для многих внедрение импортных CRM стало сперва почти мечтой, а потом страшным сном, отчасти стараниями местных менеджеров по внедрению. А за внедрением следовала эксплуатация с ужасно локализованным интерфейсом и дорогая поддержка. Ну и последний удар по ним нанёс уход вендоров с российского рынка. К счастью, где-где, а на рынке CRM-систем точно есть чем замещать: тут я говорю не только о нашем решении, но и об основных конкурентах — российские CRM-щики делают действительно интересные и востребованные продукты (кто не без изъяна, но в целом — не сравнить со многими мировыми решениями).

  • Неумение использовать систему. В это понятие входит много всего, но в основном, это нежелание разобраться или бойкот со стороны сотрудников

Кажется, что CRM — это долго и дорого

Сперва о долго. Да, проект внедрения CRM может быть рассчитан на год и более, опять же в зависимости от требований компании и выбранного алгоритма внедрения. Но это не значит, что всё это время в системе нельзя работать. Напротив, сразу после установки и обучения можно приступать к формированию клиентской базы и использованию всего набора возможностей системы. Необходимые изменения и доработки будут доезжать по мере завершения, что никак не помешает работе пользователей. Так что сроки внедрения и сроки старта эксплуатации значительно отличаются.

Теперь о дорого. Это понятие относительное, на рынке есть решения абсолютно на любой бюджет — причём у вендоров есть линейки решений или тарифов, вам совершенно не обязательно искать самую дешёвую CRM (которая в итоге обойдётся значительно дороже). А вообще про стоимость CRM на Хабре есть подробный наш и не наш разбор (читать лучше оба, потому что это взгляд разработчика и взгляд покупателя).

Руководители не верят в перспективы компании

Так и в жизни бывает: живёшь, плывёшь по течению, что-то там работаешь, куда-то ходишь, но какое-то ощущение пустоты впереди, жизнь одним днём. Без устремлений, планов, каких-то амбиций. Иногда именно так начинается депрессия. Поскольку бизнесом руководят люди, работают в нём тоже люди и покупают у него люди, хандра просачивается и в корпоративную сферу. Такой «грустный» бизнес понемногу зарабатывает, считает работу текучкой, легко отказывается от сложных или неудобных задач, и в конечном итоге сдувается, сокращается и исчезает или продолжает существование на малых оборотах.  

Какая уж тут CRM — выжить бы! У нас есть полуироничная статья о том, что CRM — это способ сплотить команду. Правда в том, что это способ собрать команду воедино, пересмотреть процессы и стратегию, увидеть, что так и что не так, чтобы двигаться дальше. Учитывая, что CRM-систему можно арендовать и просто попробовать, стоимость риска зачастую меньше стоимость корпоратива. При этом можно провести незаметную оценку сотрудников, разделить их на группы по отношению к инновациям и исходя из этого мотивировать, развивать, предлагать. Такие изменения не пройдут для компании даром.

Не хочется обижать сотрудников

Сотрудники могут ревновать к CRM — это факт. Но здесь подстерегают плохие новости: если сотрудник боится внедрения какой-либо системы, вероятнее всего, ему есть что скрывать и он уже брешь в безопасности компании. Обычному сотруднику, работающему максимально честно и прозрачно, как правило, всё равно, каким инструментом работать — более того, он обрадуется удобной программе, которая и рутину на себя возьмёт, и отчёт сгенерирует, и планы покажет, и факты измерит, и документы сформирует. 

А если всё же кажется, что сотрудники обидятся, есть отличный способ это преодолеть — привлечь их к работе с требованиями, к выбору системы, к обучению и формированию внутренней экспертизы. Когда ты участвуешь в проекте обозначенном как важный, значительно растёт мотивация, осознание своей нужности в компании, появляется уверенность в завтрашнем дне. И вот уже перед руководителем не кучка работников с протестными настроениями и страхами, а группа поддержки внедрения, которая может помочь разрешить внутренние противоречия.

Как-то не задумывались

А бывает, что всё идёт нормально, даже хорошо, и нет каких-то мыслей об изменениях. Между тем, компания упускает возможность использовать это благостное сытое затишье для развития компании и постепенного перехода на следующий уровень. Используя накопленный потенциал, можно погрузиться во внедрение CRM и обучение с особой тщательностью, вдумчиво, не занимаясь тушением пожаров и используя ресурсы спокойных, уверенных в почве под ногами сотрудников. С высокой вероятностью будет только лучше.

Конечно, российский менталитет недоверия и сомнения определяет действия целых корпораций, что уж говорить о небольших компаниях. Но тут стоит вспомнить, что кто не рискует, тот не пьёт шампанское. Тем более что риск не сильно-то и велик. А вот потенциальный эффект может оказаться впечатляющим.

Алексей Суриков

Главный разработчик RegionSoft

Комментарии (7)


  1. SUNsung
    26.03.2024 12:03
    +5

    Из личного опыта - обмазывать все в crm такое себе решение.

    Во первых не на всех уровнях компании нужен crm. Точнее его можно внедрить, но та часть функционала что нужна решается через таблицы, а готовой crm нет с такими требованиями. И приходим к "долго и дорого"

    Во вторых я часто видел как компании "тонули" в crm. Одна для финансов, другая для работы с клиентами, третья для логистического контроля. Такого что бы "одна на все задачи" зачастую нет. Готовые решения на рынке - под них нужно подстраиватся и то зачастую они не все 100% потребностей покрывают. И готовые решения зачастую очень не демократично стоят по подписке и с расчетом на количество работников. Создавать свое "долго и дорого"

    В третьих crm не является золотой пулей. Если сам по себе процесс поставлен через жопу, то обмазывание crm проблему только усугубит.

    .

    Резюмируя - каждому инструменту свое место и каждым инструментом нужно уметь пользоватся. Можно бобрам подарить пилу, но это бесполезно если они будут ею "пилить" используя тупую сторону - в таком случае зубами дейсвительно быстрее и удобнее. Для ситуаций когда решение треьует что то сложнее "пилы" тем более нет смысла "набирать" разных инструментов, что бы потом ими жонглировать.

    CRM должен оптимизировать работу, а не усложнять. Если хотите внедрить у себя - начните с малого, один тестовый отдел. Нужно четко понимать как и какие проблемы решает crm. И на практике проверить решает ли. Разом 'внедрять' без исследования контродуктивно. Как и создавать с нуля из ТЗ имея только "делайте хорошо, плохо не лелайте".

    Если внедрение CRM никак не упростило работу (а может и усложнило) то скорее всего вам слишком рано. Нужно менять процессы, выбрать (или создать) более узкую crm под вашу задачу и возможно обучить сотрудников ею пользоватся, без надежды "там просто, сами разберутся"


    1. Redduck119
      26.03.2024 12:03

      Согласен с вами.
      А еще хочется всяких интеграций и тогда начинает ценник стремительно расти (для нашего региона и маленького предприятия неподъемно)


    1. SufferingImplementer
      26.03.2024 12:03

      Тоже соглашусь. CRM может отлично бустануть бизнес, но на определенном этапе. Я довольно давно работаю с подобными системами и понимаю, что бывают разные случаи. Некоторые хотят внедрить новую систему просто потому, что “где-то читали и нам тоже нужно”. Или бывает “внедрение для внедрения” просто как элемент освоения бюджета или внутренней политики. Да много разного бывает. 

      Но, если бизнес понимает, что он хочет решить, при помощи нового продукта, то могут получиться отличные результаты. Так можно структурировать процессы и избавиться от хаоса или ускорить процессы. Правда, у меня больше опыт взаимодействия с крупными заказчиками. И там с этим немного проще. 

      Главное ставить цели и строить путь к их достижению, если вы хотите внедрить такой продукт. 

      А на счет того, что нет решения, в котором можно было бы решать все задачи, не могу согласиться. Рекламировать никого не буду, но есть продукты, которые могут закрыть широкий спектр потребностей. С гибкой настройкой, раздачей прав, созданием своих разделов форм, дашбордов и т.д. и т.п. Да, такое решение будет дороже нишевого, но дешевле чем если поднимать его с нуля. 

      Прежде чем меня закидают помидорами, стоит оговориться, что я пишу скорее про сегмент среднего или крупного бизнеса. Малый тоже может себе позволить подобные решения, но для этого ему понадобится хорошо понимать свои процессы или иметь хорошего аналитика в штате. Цена внедрения для малого бизнеса может оказаться неподъемной.


  1. rezedent12
    26.03.2024 12:03

    Когда у вас появиться CRM с функцией телепатии и бесплатным тарифом для малого бизнеса?

    Почему у нас в компании не получается использовать CRM? Максимум что получилось внедрить, это гугл-таблицу со списком тендеров и функциями окраски ячеек в зависимости от дат.

    Руководителю удобно ставить задачи голосовыми сообщениями в WhatsApp, и отправлять свои правки фотографиями распечаток с исправлениями ручкой. Его способности формулировать задачи словами, тоже затруднены. У него есть умение, убеждать людей в том что всё просто и понятно. Возможно это хорошее умение для продажника, но проблема в том, что как руководитель он использует его на подчинённых инструктируя их. И когда он уходит из офиса, то спустя несколько минут, мы обнаруживаем что ничего на самом деле не поняли.

    Когда мы пытались внедрять CRM, то поскольку руководитель не ставил задачи в CRM, а проверяет их выполнение созвонами, ведение записей в CRM становилось дополнительной задачей отнимающей время от важных.

    Я больше не пытаюсь внедрять CRM, поскольку и текстовое общение в whatsapp включает в себя сообщения вроде - " "Передай маркетологу все сайты". В смысле доступ к ним? А выяснилось что всего лишь ссылки надо отправить. Или например присылает запросы без данных для кого они, а спустя месяц требует найти коммерческое предложение для какой то полиции.

    Я потратил некоторое время, дабы добиться от коллег именования файлов по идентификаторам заказчиков или закупок.


    1. SufferingImplementer
      26.03.2024 12:03

      Это прям печальный кейс. Видел когда новый продукт саботируют рядовые сотрудники. Но хуже всего, если этим занимаются топы. Тогда вообще никакого смысла в системе нет. 

      И как понимаю из вашего комментария, там еще куча проблем с коммуникацией от руководителя. Неумение ставить задачи, строить процессы. Если это собственник, то тут уже вряд ли что поможет :-)


  1. SvoboniiLogin
    26.03.2024 12:03

    У меня родственник - владелец инет шопа. Оборот несколько лямов, сотни заказов.Я оочень долго пытался донести до него что црм ему не нужен и только бабки сожрет...


    1. Itimora
      26.03.2024 12:03
      +2

      Так это давно известно, что с некоторыми родственниками и друзьями врагов не надо ;-)