А привет, Хабр. Прежде чем перейти к сути своей статьи, я думаю, что мне нужно рассказать о том, как всё началось. Как я учился создавать свои игры и к чему все пришло сейчас. Покатились.

С детства моя жизнь была тесно переплетена с разными играми на множестве платформ. Начиная с Tetris, приставок SEGA и заканчивая приставками серии Playstation, XBOX. Ну и PC, конечно же. Если я правильно помню, PS1 мне вообще досталась чудом, из первой партии, которую в Россию привезла компания «Белый ветер». Давно это было.

Я взрослел, а тяга к играм не проходила, наоборот, мне нравилось играть все больше и больше. В какой‑то момент я понял, что хочу разрабатывать игры сам, но учёба, а потом и работа, отодвинули это желание в дальний угол моего сознания. Волей случая, несколько лет назад это желание снова проснулось во мне, и я решил, что если не попробую заняться разработкой игр, то буду об этом жалеть всю свою жизнь.

Взяв отпуск на своей работе, а я работал агентом по продаже недвижимости, я сел за изучение игровых движков, которые были доступны новичкам без какого‑либо опыта. Первым мне попался Clickteam Fusion — довольно простой редактор, позволявший без особого труда создать двухмерные игры. Моим первым проектом стала игра‑кликер.

Начал я, естественно с ошибки. Не составил даже примитивного техзадания. Опыт горький, но ценный. Ошибка дала о себе знать при первых же задачах с вычислением валюты и бонусов. Пришлось лопатить проект с самого начала, но дело было сделано.

Игрок должен был просто кликать по сундуку и доставать из него монетки. Звучит просто, но я потратил очень много нервов не только на создание, но и на выпуск своей первой игрушки в Google Play. Почти неделя ушла на ключи, проверку, скриншоты и дебаг. Так или иначе, старт был положен. Назвать это игрой было нельзя, но слово «проект» — вполне подходящее. Самое главное, что он работал, запускался на мобильных телефонах и был доступен в Google Play. Первый шаг, первый проект, а дальше меня ждал шаг в бездну.

Получив первый опыт, я решил найти для себя движок, с которым у меня будет больше возможностей для работы и обучения. На выбор у меня был Unity и Unreal Engine. Выбор оказался довольно простым, я не умел программировать, а Unreal Engine позволял создавать игры с помощью Blueprints и здесь был сделан выбор. Как оказалось, выбор был сделан правильно. Я потратил много времени изучая документацию и обучающие материалы на YouTube, но потраченное время стоило того. Идеи начали превращаться в самые простые игры.

Одной из таких игр стал мобильный карточный rogue‑like. Довольно простые правила, стиль пиксель‑арт и легкое управление. Но с точки зрения оптимизации и чистоты кода это было настоящее месиво. Мне предстояло узнать еще многое. Игрокам понравилось — мне не очень. Понимание того, что все работает на костылях — не давало мне покоя.

С этого момента я решил создать несколько простых игр для того, чтобы выработать у себя «Development Pipeline». Мне нужно было не только научиться правильно писать код, но готовить игры к релизу на мобильной платформе более эффективно. Достижения, рейтинг, покупки, показ рекламы и получение наград, и еще куча сторонних задач, которые мне было необходимо понять.

В этом процессе родились еще две игры. Они не представляли ценности с точки зрения игрового процесса, но стали для меня отправной точкой в изучении взаимодействия игры и платформы, на которой игра выходит в релиз. Опыт был сложный, но очень полезный. Не могу сказать, что такая форма получения опыта — правильная, но так или иначе я научился тому, чему хотел.

Естественно, как любой уважающий себя разработчик в какой‑то момент я решил выпустить и свой «Ремейк». Звучит смешно, но мне хотелось узнать, насколько я могу улучшить проект и пересмотреть его правила. И естественно, начать я решил со своей первой игры — кликера.

Основной идеей было доработать внешний вид, добавить новые игровые особенности и поработать с кривой сложности. А также добавить звуки, визуальные эффекты и анимации. Результат получился довольно приятным, спокойным и играбельным. Аудитории понравилось, мне снова — не очень.

Закончив с ремейком, было решено побаловать себя чем‑то легким и динамичным. Кажется, мы выяснили, что мне понравилось делать свои игры. Замечательно, правда? А еще мне нравилось чинить всякие сломанные вещи. Комбинация двух этих странных идей трансформировалась в двухкнопочную аркаду.

Это довольно странный проект. Скорее это попытка доказать себе, что я могу собрать игру за неделю. На его создание у меня ушло всего несколько дней. И, о чудо, оно работало как надо. Как и сервисы, которые я к этому проекту прикрутил. И награды, и реклама, и достижения, и покупки. В этот момент уверенность в своих силах постепенно начала расти.

Следующим этапом для меня стала серия «внутренних проектов», в которых я тестировал новые для себя механики взаимодействия игрока и игрового окружения. Результатом таких работ стала демо‑версия игры, вдохновением для которой послужил Г. Лавкрафт и такие игры как Resident Evil и Silent Hill. Скачок в качестве получился радикальным и неожиданным даже для меня.

Изначальная идея демо‑версии подразумевала демонстрацию моих возможностей для начала краудфандинга. Ну, что‑то вроде: «Смотрите, идея не только на бумаге, но и вот, на вашем экране».

К сожалению, нужной суммы набрать не удалось, однако демка стала хорошим фундаментом к началу полноценной карьеры разработчика. Сам проект же было решено заморозить до лучших времен.

По моей задумке игра представляла из себя смесь хоррора и квеста с довольно аутентичной боевой системой от первого лица.

На одной из демонстраций своей техно‑демки ко мне обратился геймдизайнер Gardenscapes, Playrix, одной из крупнейших компаний в мобильном игровом сегменте. Мне предложили устроиться геймдизайнером и поработать над некоторыми из их проектов. На что я с радостью согласился и где проработал целый год, получив огромное количество опыта. Ребята из Playrix — вы лучшие, спасибо вам.

Думаю, это был еще один поворотный момент на моем творческом пути. До этого я не работал с командой, поэтому опыт был по‑настоящему бесценный. Я увидел, как создаются большие комплексные игры трудом сотен людей. И успел позаниматься разными задачами: от написания текстов и составления кат‑сцен, до работы с анимациями и оформлением внутриигрового окружения.

Помимо прочего, моя демка принесла и мою первую награду в номинации «Инди Месяца» от крупнейшего игрового издания в СНГ — «Игромания», где жюри довольно тепло приняло мой проект и подкинули дров в костер моего творчества, а аудитория активно меня поддержала. Мне подарили широкоформатный монитор LG, это было чертовски приятно.

Когда я устраивался на работу в Playrix у меня было отдельное условие, что я смогу продолжать работу над своими собственными проектами в свободное время. Естественно, без вреда для своей основной работы. Одним из двух таких пет‑проектов была мобильная сокобан головоломка.

Не знаю, откуда у меня такая любовь к сокобанам, может, детская травма или еще чего, или мне просто нравится «делать бочку». Простые механики, легко читаемая графика, хорошая музыка и немного юмора — меня все устраивало, наконец‑то.

Моим игрокам тоже нравилось.

Вторым пет‑проектом, над которым я вел работу, была мобильная, Top‑down RPG. Несмотря на большие ограничения мобильных платформ мне хотелось создать что‑то необычное не только с точки зрения механик игры, но и со стороны визуальной составляющей. Не могу сказать, что все шло гладко, особенно подгрузка генерируемых локаций, но работа двигалась лучше, чем я ожидал.

Прототип был собран за несколько месяцев, включал в себя перемещение, взаимодействие с окружением и предметами, диалоговую систему, мини‑игры и систему улучшения лагеря игрока. Сейчас некоторые аспекты выглядят совсем топорно, но каждый проект — это монетка в копилку опыта.

Пет‑проекты — это хорошо, но были и пет‑игры. Одной из таких стал симулятор подбора пар игрушек. Когда‑то в детстве мне сказали, что порядок вокруг меня — это порядок в моей голове. Идея была нагло скопирована, и я об этом не жалею. Оригинальная игра содержала какое‑то космическое количество рекламы, бустеры и прочий мусор. Я решил сделать то же самое, но без сервиса. Просто игру, чтоб просто играть. Назвав её соответственно: «RemovedName: For Free, No Ads». В игре была лишь одна монетизация, закинуть автору чаевые. Или нет. Это ни на что не влияло, но вот количество благодарных пользователей зашкалило.

А через несколько недель растущего трафика Google запретил писать в названиях что‑то вроде: For Free, No Ads. И весь трафик сошел на нет, но я не жалею. Еще один приятный опыт как для меня, так и для игроков.

Именно в этот момент, к концу моего первого года работы в Playrix, у меня произошел большой персональный рывок. Прорыв, даже. У меня появился первый издатель! С аудиторией в 20 млн игроков. Их заинтересовала моя игра — сокобан головоломка и на её основе был решено создать мою первую полноценную коммерческую мобильную игру.

Всё как и раньше, схема простая — уровни головоломки, музыка, юмор и стремительное развитие событий в сюжете. С «сервисной» стороны пришлось пойти на компромисс и по просьбе издателя и добавить несколько скинов для персонажа. На геймплей это не влияло и никаких манипулятивных механик не включало. Для бесплатной игры, думаю, вполне честно. Да и выбор у меня был небольшой.

История Артура и его друзей выживающих в мире зомби‑апока оказалась довольно интересной для игроков и начала быстро поднимать рейтинг в 4.8 на 100 000 пользователей. На основе таких показателей я получил приглашение в закрытую программу Google Play Pass! Но тут начались сложности. К большому сожалению, документация по входу в Play Pass оказалась очень скудной, что привело к некоторым ошибкам, повлиявшим на рейтинг игры. Казалось бы, что здесь такого? Исправь ошибки и дело сделано, но произошли события непреодолимой силы, о которых я расскажу чуть позже.

Кстати!

Во время работы с сокобан‑головоломкой произошло еще одно важное событие. Компания Epic Games наградила меня первым грантом! Я говорил это много раз и в разных местах, но хочу сказать снова. Я очень благодарен компании Epic Games за поддержку. Это очень помогло мне вести свою деятельность как разработчику игр. Да и вообще, учитывая условия это был жест невиданной щедрости.

И вот, начало февраля 2022 года. Момент настал. Спустя 4 года, как я начал свой путь как разработчик игр: у меня есть опыт, у меня есть портфолио, у меня есть издатель, у меня есть цель, средства и силы развиваться! Дальше по плану — исправление ошибок внедрения системы Google Play Pass, а потом я могу делать все, что захочу. Чертовски долго я к этому шел.

Но у февраля было продолжение.

Я переехал в Сербию, где начал новую жизнь. В новом месте, без друзей или знакомых, без знания местного языка и с абсолютно чистого листа. Это дорого обошлось мне, но по‑другому я сделать не мог.

Сербия оказалась прекрасной страной с не менее прекрасными и доброжелательными людьми. Эта страна стала для меня новым домом и новым началом. Я приложил много усилий и средств чтобы остаться здесь жить и работать, легально и официально. Открыл свою компанию, нанял юристов и бухгалтера, оформил все необходимые документы я разрешения. Несколько месяцев спустя, к лету 2022 года я полноценно вернулся к работе.

К большому сожалению, исправление ошибок сокобан‑пазла ушло на второй план, мне пришлось сфокусироваться на изучении языка, создании новых социальных связей и создании новых игр. Я должен быть показать как игрокам, так и издателям, что я все еще жив и продолжаю свою работу. Первой игрой, которую я выпустил после переезда, стал свайп‑пазл. Не могу сказать, что считаю её выдающимся проектом, но довольно подавленное моральное состояние на тот момент не давало возможности работать в полную силу.

Бам!

На сцену снова выходит компания Epic Games и выдает мне второй грант на разработку игр. И я снова не могу выразить словами благодарность, которую испытываю к этим людям. В тот момент это было важным аспектом для моего душевного состояния. Спасибо, ребята из Epic Games. Низкий вам поклон. Серьезно, вы нереальные :)

А спустя еще несколько месяцев, к лету 2023 года выходит мой мобильный хоррор (а сейчас и для ПК), это новый жанр для меня — экспериментальный. Но игра понравилась как издателю, так и аудитории. На данный момент количество скачиваний подходит к 500 000, со средним рейтингом в 4.8, неплохо, но я знаю, что могу лучше. И делаю, по мере своих сил.

Но к чему вся эта история была? Тут есть две причины. Первая, поделиться историей и предложить тем, кто захочет пойти моим путем — поискать другой. Гораздо проще — идите в большую компанию и не мучайте себя. В посте представлено далеко не всё, над чем я работал, как и не сказано каких мне это стоило усилий. Просто поверьте на слово — больших. Я вам не советую :)

И есть вторая причина. Сейчас начало 2024 года, я застрял в производственном цикле — делаю игрушки, но дохода от них не хватает, чтобы нанять в свою команду еще ребят и выйти на уровень, когда я смогу создавать более комплексные проекты. С минимальной монетизацией или вообще без неё.

Налоги и траты на мою работу растут и это та причина, по которой я решил открыть свой Patreon. Несколько лет я старался держать игроков от своих трудностей так далеко, как возможно. Но сейчас сложился замкнутый круг, выйти из которого я смогу с помощью поддержки на Patreon. Я считаю, что прежде, чем обратиться за поддержкой, было справедливо показать и рассказать о себе. Теперь вы знаете. Плюс, минус, подписка или отправка ссылки на эту статью безумному инвестору или издателю, который захочет в это влезть — я всё приветствую. Можно даже абонемент в дурдом.

В дверь я постучал, откроете вы её или нет — решать вам :)

Я возвращаюсь к своей работе.
Спасибо, за внимание.

Комментарии (23)


  1. kirasmir2
    27.03.2024 11:40

    Если не секрет, во сколько лет вы начали свой путь инди-разработчика?


    1. TimBormak Автор
      27.03.2024 11:40
      +1

      Да не секрет, где-то в начале 28 :)


      1. kirasmir2
        27.03.2024 11:40

        Спасибо за ответ, это очень круто войти в незнакомую среду и достигнуть таких успехов! Желаю вам продвижения ваших проектов!
        Так-же ещё вопрос, сейчас до сих пор используете Blueprints в UE или начали использовать какой-нибудь текстовой язык программирования для реализации проектов?


        1. TimBormak Автор
          27.03.2024 11:40
          +1

          Спасибо. Внутриигровое - Blueprints, а для работы с платформой иногда C+, на оч базовом уровне :)


          1. kirasmir2
            27.03.2024 11:40

            Понятно, спасибо за ответ


  1. shaman4d
    27.03.2024 11:40

    Ссылки бы на игры еще приложить....


    1. TimBormak Автор
      27.03.2024 11:40

      В посте - нельзя, в посте есть ссылка на патреон, там есть ссылки на игры


  1. almaz1c
    27.03.2024 11:40
    +2

    я застрял в производственном цикле

    делаю игрушки, но дохода от них не хватает, чтобы нанять в свою команду еще ребят и выйти на новый уровень

    Кажется, проблему вы сформулировали. И, кажется (могу ошибаться), диагноз - человек-оркестр. По крайней мере, в статье не упоминается (либо я пропустил) хоть кто-либо, кто помогал бы вам хоть в чем-нибудь. Банально в ведении бухгалтерии. Шесть лет вы пилите игры в одиночку. Каждую строчку кода. Каждую строчку докер файла. Сами админите гитлаб. Сами админите патреон. Сами ведете бухгалтерию. И это помогло вам состояться как специалисту. Пора учиться быть предпринимателем. А первый вопрос, который задает себе предприниматель, сталкиваясь с задачей, не "как я могу это сделать", а "кому я могу это поручить". Собственно в этом и заключается суть любого бизнеса: эксплуатировать труд наемного работника с максимизацией прибыли от результатов его труда. Не научитесь делегировать - не сможете вырваться из замкнутого круга.


    1. TimBormak Автор
      27.03.2024 11:40
      +2

      Бухгалтерию ведет бухгалтер, документы - юрист, это в посте написано же :) Чтоб нанять еще кого-то нужны дополнительные финансы :)


  1. azTotMD
    27.03.2024 11:40
    +1

    Красивые картинки. Кто рисовал? Сами или заказывали?


    1. TimBormak Автор
      27.03.2024 11:40

      Это скриншоты из моих игр :)


      1. azTotMD
        27.03.2024 11:40
        +4

        эммм. вот я и спрашиваю, кто делал картинки для ваших игр


        1. TimBormak Автор
          27.03.2024 11:40

          Скриншоты игр, гифки и прочее делал я.


          1. azTotMD
            27.03.2024 11:40
            +1

            Кто делал оригинальную графику в играх? Кто делал скриншоты для статьи вряд-ли кому-то интересно.


            1. TimBormak Автор
              27.03.2024 11:40

              Окей, если ты имеешь ввиду ассеты (модели, анимации, звуки), то я их либо покупаю, либо заказываю, либо делаю сам.


          1. DonIron
            27.03.2024 11:40

            Думаю, чел имеет ввиду были ли художники, дизайнеры для "создания красивой картинки" этих игр


  1. AnnNightingale
    27.03.2024 11:40

    Ваша история вдохновляет, буду следить за вашими достижениями , удачи ))


    1. TimBormak Автор
      27.03.2024 11:40

      Спасибо :)


  1. Ksu_Ksu
    27.03.2024 11:40

    Почему дважды грант получает несчастный инди-разработчик мобильных мини игр? Кто-то может объяснить происходящее, либо это ложь?


    1. TimBormak Автор
      27.03.2024 11:40

      Ну да, я тут все выдумал. Мне больше нечем, собсно, заняться. Сижу, выдумываю пост шесть лет, чтоб плюсиков на хабре набрать :)


  1. MerMuttRex
    27.03.2024 11:40

    "Но у февраля было продолжение.... Я переехал в Сербию, где начал новую жизнь...... Это дорого обошлось мне, но по‑другому я сделать не мог."

    Нетвойнист значит. Хорошо что уехал. Удачи не желаю. Денежками лучше бойцам СВО помогу чем таких как ты патрионов кормить.


  1. Faust843
    27.03.2024 11:40

    Спасибо за статью! Очень вдохновляет, особенно тех кто решил вкатиться в геймдев в более позднем возрасте.

    Подскажите, вы сами делали все ассеты к играм? 3д модели, арты и т.д., или все таки заказывали/покупали готовое из ассет стора?


    1. TimBormak Автор
      27.03.2024 11:40

      Спасибо :) Я или покупаю, или заказываю (потом редактирую) или делаю сам. Самое сложное это анимации их я всегда или беру готовыми или редактирую уже готовое