Хотела начать текст с шутки про то, что раз инструкции никто не читает, то и писать их не обязательно. Однако 14 лет работы в IT-сфере доказывают, что это всё же довольно глупая шутка. В современных компаниях (не только в IT, но и особенно в IT!) на документации завязаны практически все процессы от проектирования ПО и ведения бэклога до эксплуатации и поддержки пользователей. Люди со стороны часто не догадываются, что в командах кроме суровых разработчиков, дотошных тестировщиков, внимательных сисадминов, осторожных безопасников и продвинутых девопсов трудятся технические писатели. Как правило, они одновременно суровые, дотошные, внимательные, осторожные и продвинутые, потому что именно на них лежит ответственность как за внутреннюю документацию, так и за корректные, грамотные, лаконичные и точные инструкции для пользователей. И писать желательно без девяти прилагательных в одном предложении, как строчкой выше ?

Сегодня поговорим об этих ребятах, о профессии, о людях в ней и о том, стоит ли войти в айти именно через вакансию техписа?

NB И да, обязательно читайте цитаты членов сообщества техписов — они рассказывают о самом актуальном в профессии из первых рук.

Кто такой технический писатель и что он делает?

Разочарую сразу и даже не буду обнадёживать: войти в айти через техническое писательство практически невозможно. Как правило, техпис — это сотрудник, который прошёл через разработку, тестирование, техподдержку или даже маркетинг. Это важно, потому что главное, что отличает технического писателя от копирайтера и прочей писательской братии, о которой мы поговорим ниже, — это отличное понимание продукта, его функций и особенностей.

Московкина Анастасия

X5 Tech, Teamlead

Профессия технический писатель за последнее время сделала огромный шаг вперед сразу в трех направлениях:

  • Уход от документации ради документации. В начале своей карьеры, 11 лет назад, я часто замечала, что основная задача техписа — сдать хоть что-то, чтобы закрыть проект. Сейчас же многие специалисты ориентируются на читателя: пишут так, чтобы документация закрывала именно боли пользователя и при этом не была переполнена лишними очевидными деталями.

  • Развитие инструментов. Отрасль IT никогда не стояла на месте, а в последние годы это сильно сказалось и на основном инструменте технических писателей. Про docs-as-code не слышал, наверно, только ленивый. Все больше компаний ведут свою пользовательскую и проектную документацию в этой концепции. При этом появляются новые инструменты, которые помогают облегчить входной порог, используя удобные визуальные редакторы.

  • Обмен опытом. Последние пару лет компании стали организовывать митапы, некоторые техписы ведут блоги, где делятся лайфхаками. Это сильно расширяет кругозор и усиливает комьюнити, а соискателям помогает выбрать компанию и команду по душе.

Итак, чем занимается технический писатель в компании?

  • Прежде всего он собирает и анализирует информацию о продукте, интерфейсе, паттернах и сценариях использования, среде функционирования и прочем. Этот массив информации в дальнейшем послужит основой для создания технической документации (думаю, не нужно объяснять, что это не одни только мануалы). Причём сбор осуществляется двумя путями: с одной стороны, специалист сам изучает продукт и фиксирует необходимые моменты, а с другой, он опрашивает разработчиков (и уж простите, порой просто «трясёт» информацию из вечно занятых коллег). 

  • Затем он формирует необходимую документацию. Она может соответствовать внутренним нормативам или требованиям ГОСТ — в любом случае это хорошо структурированная, лаконичная и понятная информация без воды, украшательств и шуток про котиков. Подготовить такой «выжатый» текст сложно, для этого нужно уметь точно выразить мысль с помощью ограниченного набора слов, не допуская при этом разночтений и ошибок.

  • Готовую документацию часто передают в тестирование — тестировщики проверяют её точно так же, как и всё остальное: с тест-кейсами, багами и прочим. В свою очередь, технический писатель вносит исправления и проверяет, чтобы они соответствовали остальному тексту. 

  • На этом работа над документацией не заканчивается: её нужно поддерживать в актуальном состоянии, обновлять, а при необходимости — переделывать полностью.

Ушакова Екатерина

руководитель отдела технических писателей в Ozon Tech

О себе: деловой телеграм
Блог на Хабре

Технический писатель — волшебная профессия, окутанная домыслами и предрассудками. Я обычно говорю, что это одна из самых удачных профессий для выпускников технических вузов. Потому что техписатели знают всё о компании и её продуктах, пересекаются по задачам буквально со всеми участниками разработки и из этого могут выбрать для себя лучшее направление развития. Знаю людей, кто с такими мыслями в техписательстве оказался, но понял, что ни на что теперь не променяет свою профессию. Хотя есть и те, кто попробовали и перешли в разработку, аналитику, управление проектами.

И я, кстати, только рада, что ребята дальше несут культуру документации — легко писать качественную доку, когда вас целый отдел, все друг друга вычитывают и часами могут обсуждать нюансы формулировок. А вот когда документация — вспомогательная деятельность, начинаются сложности.

Поэтому я радуюсь каждый раз, когда люди приходят обсуждать доку, подходы к ней, инструменты — это же не только о техписателях, но о гигиене ИТ в целом.

Какую документацию готовит техпис? 

Если коротко — почти любую техническую документацию. На самом деле, объём и типы документации от компании к компании могут сильно отличаться. 

  • Мануалы, инструкции, справочные материалы, FAQ по продуктам компании для конечных пользователей — это прямая обязанность.

  • Спецификации, справочная информация для разработчиков, внутренняя документация для взаимодействия внутри команд и между ними, корпоративные базы знаний — не прямая обязанность, но часто перепадает именно на долю технического писателя (или он как минимум всё это проверяет, упорядочивает и доводит до ума).

  • UX-тексты (подсказки, пункты меню, и т. д.) — вообще это удел UX-писателя, но в большинстве компаний… вы поняли ?

  • Рассылки, буклеты, материалы конференций, статьи на Хабр и многое другое часто тоже валится на техписов, хотя этим должны заниматься копирайтеры, пиарщики, маркетологи — в общем, кто угодно, но не технические писатели.

  • Технические переводы с русского на иностранный и обратно — чаще всего именно задача техписа, но здесь есть нюанс с владением языками, поэтому нередко ему помогают переводчики (особенно в мультиязычных компаниях).

Теодора Малевинская

Держатель профессии «технический писатель» в Тинькофф

О себе: Строю техписательские процессы для разработчиков, собираю редакции, развиваю профессиональное сообщество в компании и вне. Веду блог: deus_theos
Блог на Хабре

Хочу поговорить о том, почему хорошая документация — это важно. Я очень люблю обращаться к статистике — это аргументы, которые я часто привожу:

Исследование 1

В 2016 StackOverflow провёл исследование среди разработчиков о том, с какими проблемами они сталкиваются в работе. Вторая по популярности — "скудная документация”. Так проголосовали 34,7% из 100%. Источник.

Исследование 2

В 2017, 2018, 2022 и 2023 годах StackOverflow провёли новые исследования и выявили, что для 80–90% разработчиков документация — основной источник, по которому они изучают технологии. Исследователи делают вывод: «Это показывает как важно для компаний иметь хорошо написанную документацию».

Источники: 2017, 2018, 2022 и 2023

Исследование 3

Nintex проводили исследование о самых неэффективных процессах в ИТ-компаниях. Ожидаемо — большая их часть связана именно с документацией:

  • 59% респондентов из 100% — решение технических проблем. Я сама наблюдаю, что часто такая проблема бывает из-за того, что какие-то ошибки или процессы не описаны в документации.

  • 49% респондентов из 100% — трудность с поиском документов.

  • 55% респондентов из 100% — нет инструментов (или доступа к ним) и документации для работы.

  • 43% респондентов из 100% — нет документации для онбординга.

Источник

В целом мы видим, что разработчики читают документацию, но большинство сталкивались с проблемой: её не было или она была неполной.

Плохая документация — это неоправданно дорого для компаний. Особенно, если она к продукту, которым пользуются многие. За последние четыре года не раз видела случаи, когда технический писатель переписывал инструкцию и экономил часы и дни разработчиков. Например, техписатель понятно переписал онбординг, который прошли 500 человек. Это заняло у них 3 дня, а не 5. Оставшиеся 8000 часов можно потратить на разработку фич или ещё что-то полезное для компании, ведь теперь им не надо писать вопросы в чат поддержки.

Что должен знать и уметь технический писатель? 

Это тоже зависит от компании, продукта и существующих задач, но мы с вами обратимся к Хабр Карьере и посмотрим, что требует рынок.

  • Знание нормативных документов (ГОСТ 34, ГОСТ19, ГОСТ 2.105, ISO) и других стандартов оформления технической и проектной документации на ПО. Есть почти во всех вакансиях в той или иной мере. В любом случае знание ГОСТ сильно облегчает работу и дарит навык структурирования.

  • Навыки сбора и анализа информации.

  • Навыки сбора и анализа, а также описания требований — да, с требованиями техническим писателям приходится работать часто, и там есть серьёзные нюансы сбора, агрегации и «просеивания» собранной информации. 

  • Способность работать (структурировать, перерабатывать) с большими объёмами информации — и с каждым годом всё больше.

  • Аккуратность, внимание к деталям.

  • Умение писать легко и понятно — пользователи разные, и информация должна быть доступная каждому.

  • Отличное знание русского языка.

  • Знание английского языка — как значительное преимущество, а часто и строго обязательное требование.

Мария Смирнова

Руководитель группы пользовательской документации

О себе: деловой телеграм

Есть расхожая фраза про то, что технические писатели — это «переводчики с разработческого на пользовательский». При всей её заезженности и радикальности я скорее склонна с этим тезисом согласиться. Не в последнюю очередь из-за того, что я сама не только технический писатель, но и переводчик.

Перевод для меня — это упражнение, похожее на сборку конструктора или паззла, решение интеллектуальной задачки. Абсолютно то же самое я нашла и в техническом писательстве. Прелесть этой работы в том, что здесь можно применять творческий подход, оставаясь в чётко очерченных рамках и решая конкретную задачу. А именно на стыке этих двух методов и происходит настоящая магия.

Как говорила матерь всех переводчиков Нора Галь, «переводить надо не слово, не букву, а дух и смысл». И я верю в то, что этот принцип должен лежать в основе любой работы с текстом, особенно в работе технического писателя. С чем бы вы ни работали, думать о смысле — лучшее, что вы можете сделать для себя, для читателя и для заказчика. Это избавит вас от многих проблем и поможет решить большинство возникающих в работе вопросов. И, конечно же, не только сделает ваш «перевод на пользовательский» полезным, но и заставит его звучать нативно.

  • Знание Markdown, LaTeX (формулы), HTML, CSS, Wiki-разметки — у большинства компаний есть свои правила и стандарты организации хранения и обработки технической документации, там целый зоопарк технологий. 

  • Хорошее владение IT-терминологией, погружение в IT-тематику.

Как плюс в ряде компаний: умение читать код, понимание работы СУБД, навыки работы в графических редакторах (диаграммы, схемы, включая UML и BPMN). Действительно, техписам нередко приходится добавлять к документации схемы, графики, красивые таблицы и другие графические элементы.

У некоторых компаний обозначено требование к наличию технического образования. Но в целом, по опыту, среди технических писателей немало лингвистов, переводчиков, журналистов — тех, кто отлично обращается со словами и нашёл подход к освоению технологий.

Анастасия Клещенок

руководитель группы технической документации

Я работаю в небольшой команде технических писателей в Ozon. Наша команда трудится на благо одного департамента разработки. В департаменте 3 направления — у каждого свой техпис. Он помогает разработчикам со всеми типами документов.

Большой плюс такой позиции — разнообразие задач. Можно побыть в роли тестировщика, если редактируешь текст новой фичи, или менеджера, если внедряешь новый процесс для команды. Мы работаем с онбордингами для новичков, статьями про сервисы и ML-модели, API, release notes, пользовательскими инструкциями для внутренних инструментов. Интервьируем держателей знаний и пишем с нуля, доводим до готовых статей черновики разработчиков, вычитываем статьи коллег, помогаем оформлять тексты для интерфейсов и автодокументации.

Когда ты единственный техпис в команде разработки, самое сложное — это договориться о новых процессах и показать команде свою ценность. Если удалось найти подход к команде — благодарность за помощь не заставит себя ждать. Приятно наблюдать, как ценность документации и вовлечённость в её написание возрастают. Со временем замечаешь, что на вопросы в рабочих чатах разработчики отвечают ссылкой на документацию.

Хорошая новость: чтобы работать техписом в команде разработки, необязательно иметь техническое образование. Достаточно желания разбираться в новом материале и работать с текстами.

Личные качества технического писателя

В отличие от многих других направлений в IT, в профессии технического писателя личные качества имеют значение. Подготовка технической документации — кропотливая, монотонная работа, требующая усидчивости и внимания к деталям. Это подойдёт не каждому. Дело осложняется тем, что вроде бы полностью интровертивный набор качеств сопровождается требованием к высокой коммуникабельности и стрессоустойчивости, поскольку выяснение деталей у разработчиков и сбор требований к пользователей и сотрудников требует железной выдержки и умения не принимать всё близко к сердцу. 

Кирилл Наумов

руководитель группы документации для разработчиков Ozon Tech

Я стал техписом, потому что с детства постоянно читал, в основном русскую классику, и язык мне даётся интуитивно. Всегда любил писать сухие технические тексты и не любил эссе. Даже этот рассказ о себе мне сложно писать.

Я отучился год на журфаке, а потом перешел в вышку на менеджмент. Оба образования мне пригодились, потому что со временем я стал лидом.

В работе техписа мне нравится упорядочивание — из страшного сумбурного текста делать стройный и понятный. Кроме того, сейчас я параллельно выступаю как бизнес- аналитик для небольшой команды разработки. Опыт техписа там тоже пригодился, потому что приходится много писать требования и другую проектную доку.

Можно сказать, что прямо вот пишет технический писатель значительно меньше, чем собирает, анализирует, общается, уточняет. Очень дипломатичная профессия, в общем :-) 

Вопросы, которые могли остаться

Разве не лучше, если писать будут разработчики?

Нет, не лучше, хотя часто именно так и происходит. Во-первых, это отнимает время разработчика, во-вторых, он не стремится сделать понятно, а пишет на своём языке, в-третьих, многие вещи ему кажутся простыми, понятными и очевидными и он не считает нужным даже упоминать их. Между тем для пользователя такие мелочи могут оказаться дремучим лесом.

А если технический писатель ошибся?

Документация проходит контроль качества в отделе тестирования, как и весь комплекс программного обеспечения или инженерных решений. Однако всем свойственно ошибаться — и здесь уже компания оценивает критичность ошибки и выстраивает модель безопасности технической документации (например, неправильно описанная функция в ERP-системе может не повлечь урон, а вот ошибка в мануале к банковскому или инженерному ПО может стоить слишком дорого).

Технический писатель — это технический или писатель?

И то и другое, поскольку это взаимодополняющие качества, делающие специалиста уникальным. Думается, что технические писатели — это одни из тех, кого долгое время не смогут заменить даже самые умные нейронки, поскольку за выдачей контента стоит огромная синтетическая и аналитическая работа, основанная на знании ПО, архитектуры и процессов. ИИ это не под силу.

Каков путь развития?

Можно вырасти в тимлида техписов, можно уйти в управление, при желании явно видится переход в аналитику, тестирование, поддержку, разработку. Всё зависит от желания и уровня навыков. К слову, технические писатели довольно неплохо зарабатывают (сеньоры могут получать даже около 250 тыс. руб., джуны «разбегаются» от 45 до 75 тыс. руб., что местами побольше, чем у тестировщиков). 

Что там с копирайтерами?

Копирайтер пишет разные тексты для нужд компании: hr, pr, рассылки, реклама, буклеты, тезисы, статьи и многое другое.

UX-писатель (редкий зверь во многих IT-компаниях) — сочетает в себе навыки копирайтера и дизайнера. Более динамичный специалист, который пишет тексты для интерфейса. Чаще всего это одна из ипостасей технического писателя.

При этом без дополнительного обучения копирайтер и UX-писатель техписа не заменит, а вот техпис заменит всех. 

Хорошая статья о технических писателях из первых рук.

Теодора Малевинская

Держатель профессии «технический писатель» в Тинькофф

Собрала статьи, которые я обычно показываю знакомым айтишникам:


??✍️ А ещё «Подготовка технической документации» — это самая уникальная номинация за историю «Технотекста», потому что она была предложена не организаторами, не компаниями, а самим сообществом! 

Напоминаем: конкурс продлён до 14 апреля. Вы успеваете подать заявку.  

Теодора Малевинская

Держатель профессии «технический писатель» в Тинькофф

Номинация — это отличная возможность для любого техписателя поделиться своим опытом и заявить о себе. Раньше нам приходилось подавать статьи в смежные направления. Например, я сама в прошлом году подавала статью в «Управление разработкой» — по общим баллам заняла 4 место. 

Есть много интересных тем, которые не отправить на другие номинации. Например, о внутрянке редакций или инструментах для техписателей. Я лично считаю создание номинации большой победой нашего сообщества.

Ну и приятная новость в самом конце — инициативу сообщества не могло не поддержать издательство «Питер», которое подарит трём победителям книгу с намёком на то, что техпис в IT — больше, чем техпис ;‑)

Комментарии (19)


  1. SergioT4
    27.03.2024 13:41
    +2

    Одни девочки, этож неспроста.


    1. Exosphere Автор
      27.03.2024 13:41
      +1

      Ну вот, мальчика на целый комментарий из четырёх слов хватило :-)


      1. SergioT4
        27.03.2024 13:41

        Можно обижаться конечно, но факт есть факт - техписатели в подавляющем большинстве это девочки.

        И для этого есть определённые объективные причины. Можно попытаться понять эти причины, а можно обиженно щеки надувать.

        Ну и странно что нету обсуждения перспектив профессии - с появлением генеративных сеток, техписатели занимают одно из первых мест на выход (можно конечно для самообмана твердить как мантру "кого долгое время не смогут заменить даже самые умные нейронки").


        1. AlexJameson
          27.03.2024 13:41
          +2

          Я периодически слышу такие заявления про нейросети и смерть профессий. Поделитесь пожалуйста, почему вы считаете, что это серьезный риск? И если не сложно расскажите, как вы связаны с документацией и/или нейросетями


          1. SergioT4
            27.03.2024 13:41

            оделитесь пожалуйста, почему вы считаете, что это серьезный риск? 

            Опыт использования в профессиональной деятельности. На данный момент, в программировании добавляет процентов 5-10. Но при написании документации, уже процентов 50. Создаёшь скелет с основными пунктами и говоришь "добавь деталей и перепиши в профессиональном стиле".

            Результат неизменно радует. Особенно если быть реалистом и понимать, что в 80% случаев написание документации, это пустая формальность. И никто, никогда её не будет читать.

            Соответсвенно если у компании появляется возможность закрыть эту формальность с минимальными усилиями, они этим непременно воспользуются.

             как вы связаны с документацией

            процентов 20 от деятельности, это написание документации. 20+ лет опыта в айти.

             и/или нейросетями

            Вы хотите тонко намекнуть, что если ты не разработчик нейросетей, то не имеешь права высказывать своё мнение? Как говорил один персонаж - "я яиц не несу, но в омлете разбираюсь лучше курицы".


            1. AlexJameson
              27.03.2024 13:41
              +7

              Вы хотите тонко намекнуть, что если ты не разработчик нейросетей, то не имеешь права высказывать своё мнение?

              Почему вы думаете, что я хочу вас задеть? Я ведь ничего о вас не знаю и вижу только юзернейм и аватар. Вот вы рассказали, что в айти 20 лет, и имеете какое-то отношение к написанию доки. Уже появилось какое-то понимание, на каком уровне можно говорить.

              На данный момент, в программировании добавляет процентов 5-10. Но при написании документации, уже процентов 50.

              Бывает много разных типов документации, не мне вам это объяснять. То что вы описали примерно сравнимо с идеей, что разработка сильно ускоряется за счет кодогенерации или печати вслепую. Предположу, что вы генерируете что-то вроде описаний методов и свойств АПИ, где все достаточно линейно, но я так себе экстрасенс.

              Объясню, почему я отношусь к описанному вами именно так. Во-первых, вы уже владеете той информацией, которую собираетесь передать пользователю. Но знания чаще всего распределены между множеством экспертов и стейкхолдеров, и значительная часть работы писателя - добыть эти знания.
              Во-вторых вы, видимо, точно знаете, какие проблемы будет решать пользователь с помощью этих знаний, и вам остается только перевести их в человекочитаемый формат.

              Это наименее затратная часть работы, и если ваши задачи по документации заключаются только в этом - вы конечно же правы, такая работа легко автоматизируется. Просто в моей работе как техническикого писателя такие моменты занимают процентов десять от общего времени, и имеют тенденцию к снижению как раз за счет автоматизации.

              Особенно если быть реалистом и понимать, что в 80% случаев написание документации, это пустая формальность. И никто, никогда её не будет читать.
              Соответсвенно если у компании появляется возможность закрыть эту формальность

              Я бы предположил что вы описываете процессы написания документации по ГОСТам, но как я сказал выше - я так себе экстрасенс. Я не первый день в писательстве, и пользуюсь аналитикой как посещаемости, так и обратной связи по документации. Также работаю в связке с спппортом и смотрю, какой докой пользуются они для ответов, иногда пишу доку на основе их ответов юзерам.

              В целом у писательского сообщества с момента начала хайпа по нейросетям к теме огромный интерес, инструменты внимательно изучаются, новые подходы тестируются. Но пока что ничего кроме улучшения и корректировки уже написанных текстов, разворачивания скелета, суммаризации и автоматизации описаний АПИ просто нет. И это, собственно, и позволяет мне оценивать риск замены писателей как крайне незначительный, потому что этот инструмент просто помогает мне делать часть работы чуть быстрее, но никак не угрожает тому, за что на самом деле мне платят деньги.


              1. SergioT4
                27.03.2024 13:41

                Но пока что ничего кроме улучшения и корректировки уже написанных текстов, разворачивания скелета, суммаризации и автоматизации описаний АПИ просто нет

                Я как раз про это и писал. Может быть конечно у профессионального писателя это занимает 10% от времени написания документа, у меня же как раз 50% или больше.

                И это, собственно, и позволяет мне оценивать риск замены писателей как крайне незначительный, потому что этот инструмент просто помогает мне делать часть работы чуть быстрее, но никак не угрожает тому, за что на самом деле мне платят деньги.

                Ну мы можем "agree to disagree",мое виденье что в течении следующих пяти лет будет большая встряска многих профессий и писатели одни из тех которые лидируют в этом списке. Проблема же не в том что их не станет как класса, а в том за счёт увеличения производительности уменьшится потребность в количестве писателей.

                Если вы входите например в топ-10% своей профессии, то _лично вам_ конечно смысла нету переживать. Но тем кто прочитает статью и решит запрыгнуть на этот поезд, надо понимать, что будущее может быть не таким радужным как оно представлено.

                Я не первый день в писательстве, и пользуюсь аналитикой как посещаемости, так и обратной связи по документации. Также работаю в связке с спппортом и смотрю, какой докой пользуются они для ответов, иногда пишу доку на основе их ответов юзерам.

                Если у вас примеры вашего творчества доступные всем желающим - дайте ссылку, интересно посмотреть на конечный результат.


                1. AlexJameson
                  27.03.2024 13:41

                  Может быть конечно у профессионального писателя это занимает 10% от времени написания документа, у меня же как раз 50% или больше.

                  Да дело не в том, сколько времени занимает само написание текста. Это же просто фиксация результата, которую нужно облечь в слова. Да, когда я был джуном, я мог просидеть полдня над парой абзацев, потом потихоньку ускорялся. Просто с ростом грейда начинаешь решать большую часть времени другие задачи.

                  Условно можно сказать что есть две главные вещи – зафиксировать знания, распределенные между экспертами в нужном виде (то есть понять что ты описываешь, как это работает и какие есть ограничения) и разобраться, как эффективнее всего решить проблемы как можно большей части пользователей с помощью этих знаний (написать инструкцию, пост в блог, обзорную статью, практическое руководство, заметку в базу знаний и тд). И только после этого уже можно садиться за текст. И в данном случае, даже если представить, что текст будет писаться на порядок быстрее, это только на пользу — появится время на решение следующих пользовательских задач и более детальную проработку.

                  То есть главный мой вывод в том, что основная деятельность писателя не в написании текста как такового, а в управлении "сложностью" получившегося продукта и адаптация "сырых" знаний о нем, существующих внутри команды в удобный для пользователя вид. И эта задача должна решаться при создании запроса к нейросети, и если она решена – большая часть работы сделана, а решить ее в общем и целом может только человек.

                  Проблема же не в том что их не станет как класса, а в том за счёт увеличения производительности уменьшится потребность в количестве писателей.

                  Да, те кто не смогут адаптироваться и начать использовать эти инструменты в работе, могут столкнуться с трудностями.

                  Но даже если представить, что нейросети смогут и писать документацию по коду под запрос условного аналитика или архитектора, и предоставлять что-то типа нейроответов по конкретному продукту с приемлемым уровнем качества, все равно нужны будут люди, которые будут следить и за стилистикой, и фактической полнотой этих ответов, то есть проводить качественное ревью и соблюдать консистентность получившихся документов по всей документации. Такие люди также должны будут владеть полученными массивами сгенерированной информации чтобы, например, эффективно их обновлять при появлении новых версий и рефакторить при изменениях интерфейса или АПИ.

                  Я бы сказал, что это больше похоже на форсированное повышение культуры документирования, и это если принять как факт то, что нейросети действительно дойдут до такой планки качестве в течение пяти лет. Но с траекторией я в целом согласен, рутинные операции наверняка будут автоматизироваться. Просто я не согласен с выводами.

                  Если вы входите например в топ-10% своей профессии, то лично вам конечно смысла нету переживать. Но тем кто прочитает статью и решит запрыгнуть на этот поезд, надо понимать, что будущее может быть не таким радужным как оно представлено.

                  Хотелось бы, конечно, но я в этом совсем не уверен. Тем, кто читает этот комментарий, я бы предложил еще сильнее вкладываться в свое обучение как технологиям, так и языковой составляющей писательской деятельности. Учиться для адекватного ответа на вызов времени предстоит еще больше.

                  Если у вас примеры вашего творчества доступные всем желающим - дайте ссылку, интересно посмотреть на конечный результат.

                  Мне скрывать особо нечего, я работаю в команде документации Яндекс Облака, результаты моей работы доступны всем.


                  1. SergioT4
                    27.03.2024 13:41

                    Просто я не согласен с выводами.

                    Ну в вашем примере, выводы скорее всего в том, что документация будет вообще в принципе убрана как класс.

                    Смысл продираться через заросли неполной, устаревшей и не нужной по большому счёту информации.

                    Есть у пользователя проблема, он её чат боту помошнику опишет и получит готовое решение, минуя шаги с изучением документации и потом попыток воспользоваться знаниями прочитанными в ней.

                    Т.е. не будет вопрос подскажи интерфейс к этому эйпиай, а будет напиши код который я смогу использовать.

                    Или не покожи место где описано как создать инстанс линукса, а скажет создай это интстанс.

                    Зачем заморачиваться на промежуточные шаги, если они не несут дополнительную ценность в 99٪ случаев.


  1. zabanen2
    27.03.2024 13:41

    не, спс

    и еще раз спасибо за баны авторов. вот только кликбейтные названия статей забаненных авторов находятся и справа в "читают сейчас". было бы справедливо скрывать их и там =)


  1. Writer
    27.03.2024 13:41
    +1

    «Держатель профессии» — это хорошо, но можно лучше. Например, «местоблюститель позиции» или «поверенный по инструкциям».

    Кроме шуток, статья очень «девочковая», скорее про коммуникации и прилежание, чем про технические нюансы профессии.


    1. voldemar_d
      27.03.2024 13:41

      Прилежание только девочкам нужно?


  1. sshikov
    27.03.2024 13:41
    +3

    Хотела начать текст с шутки про то, что раз инструкции никто не читает, то и писать их не обязательно.

    Пардон, но какая же это шутка? Это чистая правда. Никто не читает. Но наличие инструкции, особенно актуальной, позволяет пользователя послать ее читать, пока ты занимаешься другими более срочными делами, чем техподдержка этих тех, кто не читает...


    1. voldemar_d
      27.03.2024 13:41

      Ну так если пользователь был успешно послан читать документацию, разве он её не читает?

      По работе приходится иногда касаться техподдержки. Бывают такие пользователи, которые прямым текстом говорят, что ничего читать не будут, - с такими вполне срабатывает "Вам прочитать вслух то, что в документации написано? У вас есть пара часов времени? А если не запомните, вам снова читать?"

      Если до пользователя донести, что либо он таки прочитает документ, либо он не сможет пользоваться купленным продуктом, и окажется, что он деньги потратил впустую, то обычно всё-таки доходит.


      1. sshikov
        27.03.2024 13:41

        Он ее читает - но как правило после того, как уже налажал. И да, далеко не все пользователи оплачивают стоимость техподдержки и даже покупают продукт.


        1. voldemar_d
          27.03.2024 13:41

          Если он не читал документацию, налажал, но при этом ничего не покупал, то чьи это проблемы?


          1. sshikov
            27.03.2024 13:41

            Иногда это очень сложно сказать. Ну представьте что у вас пользователь и поддержка - это одна компания. Т.е. это внутренний потребитель. Даже если он платит деньги за поддержку и за продукт - эти деньги все равно в каком-то смысле перекладываются из одного кармана в другой.

            Я в том смысле, что если это покупатель продукта - то ваш первый комментарий совершенно правильный. Просто бывают и другие варианты.


  1. vagon333
    27.03.2024 13:41
    +1

    А я диаграммы люблю.
    Вот бы тех. писатели освоили трансформацию док в диаграммы.
    Тогда и доки станут интересными. :)

    Кстати, так и делаю - доки и исходники перегоняю в Mermaid syntax через LLM.


  1. MadyDady
    27.03.2024 13:41
    +4

    Вошёл в айти через техписательство (полгода админом-эникейщиком у отца на работе не в счёт) и вот уже 17 лет пишу )) Иногда про себя называю себя первородным техписом, по аналогии с вампирами ))