Всем привет, меня зовут Виктор и на днях я выхожу в Тинькофф на позицию тех-продакта в Платформу базовых мобильных технологий.

Когда не смог придумать картинку к посту :)
Когда не смог придумать картинку к посту :)

Во время подготовки к собеседованиям мне очень помогла статья на Хабре, однако там речь шла о позиции QA. Поэтому в этой статье я хочу рассказать о личном опыте прохождения всех этапов собеседования на Технического Продакта, а также дать пару советов, как повысить свои шансы на успех.

Предыстория

Я 7 лет работаю проджект/продакт-менеджером, запускал и развивал более 10 продуктов в 3 компаниях и мне всегда было интереснее проектировать архитектуру, погружаться в код и техническую часть продукта, нежели сотый раз повышать CR на конкретном этапе пользовательского пути.

Недавно я узнал о такой специализации, как технический продакт-менеджер. Такие специалисты могут отвечать за разное, однако им всегда требуется глубокое погружение в технологии и работа с разработкой. И я принял для себя решение, что хочу стать именно таким специалистом.

В России компаний, в которые такие специалисты нужны, я думаю не более 10-15. А с классными публичными продуктами, интересной корп. культурой и современным офисом всего 2 – Яндекс и Тинькофф. Поэтому я стал следить за их вакансиями и ждать своего шанса.

Часть 1. Процесс собеседования

Процесс собеседования в Тинькофф зависит от позиции, на которую вы претендуете. Как правило он состоит из нескольких секций, где проверяют ваши хард-скиллы и затем собеседований с командами.

Сначала составляют вашу полную анкету – в моём случае проверяли технические, продуктовые и менеджерские знания. Затем эту анкету отправляют командам, которые в поиске специалистов и если команду всё устроило и вы им интересны – только тогда назначают встречу.

Это не удобно с точки зрения кандидата, но с точки зрения компании по-моему оправдано. Компания не может тратить время руководителей отделов и команд на каждый отклик, резюме у кандидатов отличаются от реальных навыков, поэтому по-другому процесс в крупной компании выстроить скорее всего невозможно.

Благодаря статье, которую упоминал в начале, я был к этому готов.

Этап 0. Резюме и отклик

28 января Камилла Самохина, автор телеграм-канала Product channel fit и Продакт-лид в Тинькофф, предложила подписчикам скинуть резюме, а она в ответ даст фидбэк и "зареферит" на понравившуюся вакансию. Я подумал, что это мой шанс, обновил резюме и отправил ей. У Камиллы не было по нему вопросов, она уточнила интересные мне вакансии и закинула резюме в HR-отдел.

И уже 1 февраля со мной связалась HR-специалист Камилла и мы договорились о созвоне.

Этап 1. Созвон с HR

2 февраля мы созвонились с ней в Телеграм. Разговор занял 25 минут, в ходе которого HR спросила о моём опыте, о причинах отклика, а также уточнила ожидания по грейду и ЗП. Я обо всём рассказал, отметил, что претендую на уровень Senior и обозначил свои ожидания. После чего Камилла немного рассказала о предстоящих этапах, мы согласовали дату и время первого собеседования и на этом наш приятный разговор закончился :)

Что интересно, вплоть до оффера больше ни разу не заходила о речь о зарплатных ожиданиях. И все вопросы, согласования встреч, фидбэк по секциям были в переписке.

Этап 2. Секция по System Design

Для подготовки к этому этапу я "по-диагонали" прочитал книжку "System Design. Подготовка к сложному интервью", но наиболее полезными оказались онлайн-собеседования по System Design на ютубе. Благодаря им я понял, что от меня будут ждать и алгоритм решения подобных задач.

5 февраля состоялось собеседование по System Design. Меня собеседовал разработчик/тимлид Николай из HR отдела, который занимается проверкой знаний по этой секции. Мы созвонились по видео, открыли доску в Миро, Николай рассказал о задании и на протяжении целого часа я занимался проектированием архитектуры.

Дабы не спойлерить, задание раскрывать не буду, но по сути оно было достаточно простым. Небольшая система, 2 группы пользователей, несколько сервисов со своей бизнес-логикой, пара БД и один брокер сообщений. Однако, так как я впервые в жизни проходил такое собеседование, я переволновался и несколько раз останавливался и тупил. За час не успел дойти до масштабирования и отказоустойчивости.

У собеседующего разработчика было свободное время и минут 15 после собеса мы обсуждали результаты и фидбэк. Спроектированная архитектура была жизнеспособной, а главный минус был именно в том, что мы не успели проработать масштабирование и отказоустойчивость. Он посоветовал мне расширять кругозор и почитать "Designing Data-Intensive Applications" Мартина Клеппмана.

На следующий день HR прислала заветные "По итогам собеседований у нас остались положительные впечатления", фидбэк по итогам секции и согласовала дату и время следующей секции.

Этап 3. Секция Продуктовых кейсов

Для подготовки к этому этапу я прочитал книжку "Cracking the PM interview" или на русском "Карьера менеджера IT-проекта. Как устроиться на работу в ведущую технологическую компанию". Книжка очень общая, рассказывает кто такой продакт и чем он занимается в разных компаниях, но настроиться на нужный лад мне помогла.

14 февраля (в день всех влюбленных, да) состоялось собеседование, общался со мной Александр, продакт мобильного приложения Тинькофф Инвестиций. Общение получилось очень комфортным, в формате диалога. Не все вопросы я сразу понимал, но в таких случаях он задавал наводящий вопрос и я быстро схватывал о чём речь. Лишь один раз я сильно затупил, попал в мысленный тупик. Решить все рейсы я успел быстрее, чем за час, поэтому ещё минут 10-15 мы пообщались с Александром о компании, его продукте и обязанностях тех-продакта.

На секции мы разобрали несколько кейсов и вопросов по ним. Например, мы обсудили одну из фич в приложении мобильного банка. Александр показал скриншот, спросил как фича должна работать, как оценить её эффективность, удовлетворённость пользователей, а также как можно повлиять на показатель конверсии – из увидевших в воспользовавшихся. В целом, были обычные продуктовые вопросы. Если вы имеете опыт в запуске, мониторинге и аналитике продуктовых фич, стараетесь делать продукты для пользователей – проблем с данной секцией у вас не возникнет.

На следующий день HR прислала положительный фидбэк и мы согласовали дату следующей секции.

Этап 4. Секция по Менеджменту

Эта секция стала для меня неожиданностью, описание на сайте я не нашёл и поэтому попросил HR прислать информацию. К счастью, по её сообщению всё стало понятно:

Темы и вопросы на секции по Менеджменту
Темы и вопросы на секции по Менеджменту

При подготовке я перечитал "Руководство по DevOps". И в очередной раз убедился, что гораздо больше мне нравится книга "Ускоряйся! Наука DevOps: Как создавать и масштабировать высокопроизводительные цифровые организации", которую я читал в прошлом году.

Собеседование состоялось 26 февраля, общался со мной Александр, если не ошибаюсь из Core-команды одной из бизнес-линий. На секции мы обсудили несколько вопросов по взаимодействую команд разработки, а также несколько сложных ситуаций, связанных со сроками поставки, техдолгом и неработающим продуктом. По факту, на данной секции мне больше пригодился реальный опыт планирования и руководства командами разработки, чем теоретические знания по DevOps.

По итогу, результаты всех секций HR отправила командам и через пару дней вернулась с фидбэком, что 3 из низ хотят со мной познакомиться.

Этап 5. Секция знакомств с командами

HR скинула мне описание по всем 3 вакансиям:

  • Технический продакт в команду Mobile AI (секретарь)

  • Тechnical product manager в Платформу базовых мобильных технологий - фронты

  • Technical product manager в Тинькофф Мобайл

И спросила, с какими из команд я готов пообщаться. Я захотел познакомиться со всеми, все вакансии соответствовали моим ожиданиям и мы согласовали 3 финальных интервью.

По итогу по-общался я только с двумя командами – командой секретаря Олега и командой DevPlatform. Обе встречи были по часу, где первые минут 40 команды задавали вопросы, а оставшееся время у меня была возможность задать свои.

С первой командой мы не нашли "коннекта". Я сильно нервничал, уходил от темы и несколько раз переспрашивал вопросы, так как не понимал, что руководитель имеет в виду. По итогу было ощущение, что ребята делают классный продукт, но я им не очень подхожу и общение у нас не складывается.

А вот со второй командой мне всё понравилось. Ребята рассказали о команде, платформе и задачах, которые они решают. Задали несколько сложных вопросов, узнали о моей мотивации и стремлениях. И по итогу сложилось ощущение, что с этими людьми я могу сработаться, продукт мне интересен и главное, я могу принести им пользу.

По итогу первая команда продолжила поиски. Команда Тинькофф Мобайл несколько раз переносила встречу, затем остановила поиск. А команда DevPlatform была готова двигаться к офферу, чему я был очень рад.

Этап 6. Оффер

Спустя пару дней HR скинула анкету, которую я должен был заполнить для отдела кадров и согласования всех деталей. Я всё заполнил и стал ждать согласования.

Через неделю у нас состоялась оффер-встреча – созвон с HR и руководителями, с которыми я общался на финальном интервью. HR очень подробно рассказала о предлагаемых условиях, возможном доходе на первый и второй год, перфоманс-ревью, годовом бонусе, соцпакете и других бонусах компании.

Предложение по ЗП оказалось чуть ниже, чем хотелось, но вполне рыночным и соответствовало моей внутренней "вилке". Поэтому сразу на оффер-встрече я принял его. И вот уже через пару дней будет мой первый рабочий день в Тинькофф.

Оффер-презентация
Оффер-презентация

Часть 2. Выводы и советы

Какие бы я дал советы кандидатам по итогам пройденных этапов:

  1. Будьте готовы, что собеседование в Тинькофф – это не быстро. У меня от отклика до оффера прошло 1,5 месяца. Если бы я искал работу здесь и сейчас – я бы не попал на эту должность;

  2. Если есть возможность откликнуться не на HeadHunter/официальном сайте – воспользуйтесь ею. По опыту найма в свои команды знаю, что CV, которое закинули вне очереди, посмотрят с большей вероятностью и вниманием;

  3. Постарайтесь максимально сократить резюме. Мои 7 лет опыта помещаются на один лист А4, при этом там достаточно информации, чтобы сделать предварительные выводы;

  4. Натренеруйте рассказ о себе. Вам придётся рассказывать его несколько раз и каждый собеседующий должен максимально точно понимать про что вы – что вы умеете, чем вы занимались, к чему стремитесь;

  5. Посмотрите на сайте или запросите у HR информацию как подготовиться к каждому из этапов. И подготовьтесь. Интервью и задачи на них часто отличаются от реальной работы и уметь проходить их – отдельный навык. Примерно такой же, как решать ЕГЭ;

  6. Отрефлексируйте свой опыт. Какие проекты вы сделали хорошо, где можно было поступить лучше, зафиксируйте выводы. В ходе собеседований вы будете рассказывать примеры из прошлого. И даже если опыт был негативный, но вы сделали из него правильные выводы – это будет дополнительный плюсик в глазах интервьюера;

  7. Будьте честными. Ваша цель продемонстрировать свои реальные навыки и знания, а не угадать ответ, который ждёт интервьюер. Да, хочется получить оффер, но скорее всего, даже если вам откажут – ничего критичного не произойдет;

  8. Не волнуйтесь :) Для большинства из нас работа – это главная часть жизни. Поэтому оставайтесь самими собой, открыто общайтесь и находите ту компанию и команду, которые вам действительно по душе.

Комментарии (21)


  1. john_samilin
    28.03.2024 09:14
    +4

    Мне кажется, отбор длиной в 5 этапов и 1,5 месяца - это пиздец. Это же вроде проверка существующих навыков, какой смысл давать список литературы для подготовки к определенному этапу собеседования?


    1. SalazarMAX
      28.03.2024 09:14
      +3

      Собеседования в некоторые компании уже давно превратились не в проверку навыков, а в проверку умений проходить собеседования


    1. sergfila
      28.03.2024 09:14

      Да забей рынок так перегрет что конторы бесятся с жиру. Им в принципе плевать на каждого отдельного кандидата могут хоть 1000 человек просмотреть. Все сейчас ищут сеньора за ЗП Джуна. По итогу выберут лучшего среди худших.


    1. Wackaloon
      28.03.2024 09:14
      +2

      Зависит от размера компании, чем меньше контора тем проще собесы и быстрее оффер. В любую крупную компанию 7 кругов ада потому что ошибка найма слишком дорого стоит, уволить человека практически нереально.

      Я в Яндекс проходил собес, 3 этапа тех собесов, проводили чуваки из целевой команды и один фит с ними же, команда не подошла, хотел посмотреть другие, а мне сказали "а нет, сорян, проходи 3 этапа заного в другую команду, они не доверяют результату собеседований первой команды", вот это реально треш.


  1. inetstar
    28.03.2024 09:14
    +3

    И что по деньгам в итоге?


    1. MonsterCatz
      28.03.2024 09:14
      +1

      По деньгам в итоге NDA


    1. viktorxot Автор
      28.03.2024 09:14
      +1

      Не раскрывая NDA - дали примерно среднее по исследованию зарплат Продактов за прошлый год для специалиста Senior уровня, может чуть-чуть ниже. Но у менеджеров итоговая ЗП сильно зависит от результатов и бонусов, Тинькофф в этом плане не исключение


  1. reinmaker1990
    28.03.2024 09:14
    +1

    Technical product manager - это архитектор на минималках и продукт в одном лице?

    В банке экономия на специалистах?


    1. MikeVentris
      28.03.2024 09:14
      +4

      Это не экономия на специалистах, а экономия на потерях на коммуникацию. Когда над технически сложным продуктом работает чистый продакт, чистый архитектор и команда разработки - получается любовный треугольник, который приводит к большой потере гибкости и скорости передачи информации:

      • продакт обсудил с архитектором, пришел к команде, она сказала что не может так сделать -> уходим на второй круг

      • архитектор обсудил с командой, пришел к продакту, он сказал что нафиг это надо -> уходим на второй круг

      • все вместе заперлись в переговорке и холиварят весь день - потеряли кучу времени

      А когда внешний конфликт интересов между продактом и архитектором можно превратить во внутренний конфликт интересов одного человека, коммуникации и, как следствие, скорость работы становятся в несколько раз быстрее.


      1. viktorxot Автор
        28.03.2024 09:14

        Лучше и не скажешь :)


      1. Vorin
        28.03.2024 09:14

        Смахивает на "швец и жнец". Разве суть разделения труда не в том что человек либо хорош в одном, либо плох во всём? А то что холиварят договариваясь "на берегу" так это и отлично, у одного человека 10-15 лет опыта, а у трех в сумме 30-45, меньше риски переделки потом.


        1. MikeVentris
          28.03.2024 09:14

          На берегу договариваться? Вы чего! Где ваша гибкость, короткий цикл разработки и дейта дривн девелопмент? Текникал продукт менеджмент - это как раз должность из этого аджайлового облака тегов. В водопаде эта роль, естественно, не нужна, там продакт и архитектор в цикле разработки пересекаться и конкурировать практически не должны.


  1. Zeqular
    28.03.2024 09:14
    +2

    Как успешно пройти собеседование ... в Тинькофф?

    Тут скорее не"как", а "зачем". Тинькофф не делает вау-предложений по условиям/зарплате. Есть множество компаний где всё не хуже, как минимум, а процесс найма значительно проще.

    И тут вопрос "зачем" встаёт в полный рост.


    1. viktorxot Автор
      28.03.2024 09:14
      +1

      Зачем - это всегда личный вопрос. Я из-за специализации тех-продакта захотел


    1. Wackaloon
      28.03.2024 09:14

      Если надо чтобы взяли с порога после одного собеса и дали много денег - идти в крупную корпорацию как минимум не логично, и если цель именно в этом - не надо туда идти.


  1. Kvazarrius
    28.03.2024 09:14

    5 этапов на по, лол...


    1. Wackaloon
      28.03.2024 09:14

      продакт овнер != тех продакт, другие навыки, другой скоуп работы, общее только "продуктовость"


  1. Iknwpwd
    28.03.2024 09:14
    +1

    Какая-то грустная история из серии как найти редкого специалиста с крутыми скиллами по всем фронтам, но при этом, чтобы был лохом, терпилой и согласился на зп ниже рынка.

    1. Проверяем, что он терпила и пускаем его по кругу через общий пул кандидатов на 2-3 секции по сути обычного тех.скрининга, но с изьебами, чтобы стресс чутка словил, как джуна студентишку

    2. Устраиваем эмоц.качели кандидату, для этого зовем несколько команд, очевидно ,с одной из команд не сложится, это даст кандидату понимание, что оне идеальный и не всем нравится

    3. Даём лошаре зп ниже рынка

    БРАВО)))

    ЗЫ. Из статьи не понял мотивацию смены работы, что такого предложили с точки зрения развития относительно предыдущего места работы? Ну как бы не РокетСайнс же делают ребятки, чтобы соглашаться на вот это вот все...взгляд со стороны, если что, без обид.


    1. viktorxot Автор
      28.03.2024 09:14
      +1

      Ну у меня была возможность в любой момент отказаться, послать всех и пойти собеседоваться в другое место. Поэтому не чувствую, что меня кинули :)

      С качелями тоже не согласен, я бы стрессовал при любом собеседовании. И мне скорее повезло, что все секции были с адекватными интервьюерами, с большинством получилось поговорить об их продуктах, командах и другом.

      В статье и комментариях к ней, на которую я в начале ссылаюсь, у людей не всегда удачные были интервьюеры, например.

      Мотивация смены простая - на последнем месте я руководил высоконагруженным (250к rps) продуктом, мне нравилось вместе с командой заниматься его развитием, но бизнесовой частью было менее интересно заниматься. А в DevPlatform на порядок сложнее продукт, больше незнакомых мне технологий и можно спокойно фокусироваться именно на технической части продукта.

      То есть по деньгам не просел, даже немного вырос, если среднегодовой доход считать, и при этом буду работать над чем-то более интересным. Профит)


  1. ArN1
    28.03.2024 09:14

    И какую ЗП в итоге получил автор через 5 кругов ада? Мильен?


    1. viktorxot Автор
      28.03.2024 09:14

      Ответил выше ^