Совсем недавно мне в руки попала невероятная вещь — нейроинтерфейс NextMind Dev Kit. С виду небольшое устройство, простая пластиковая «шкатулка» с несколькими платами и девятью электродами, которая может согласовать мозг с компьютером.

На выходных у меня нашлось немного времени, чтобы протестировать это устройство. Скажу честно: я остался под большим впечатлением, хотя и без разочарований не обошлось. В этой статье постарался скомпоновать весь опыт знакомства с NextMind Dev Kit и даже немного разобраться в устройстве девайса. Подробности под катом!

А вы слышали про это устройство?


В русскоязычном сегменте информации об этом устройстве мало. Есть статья от 2021 года — и та в блоге Selectel. Все остальное — иностранные обзоры, записи на веб-сайтах небольших СМИ и видео от тех же зарубежных блогеров. Причина очевидна: устройство отсутствует на рынке.


Если погуглить по запросу «buy nextmind dev kit», вы найдете несколько сайтов, на которых пару лет назад можно было заказать нейроинтерфейс. Поэтому сегодня NextMind Dev Kit — «редкий покемон». Насколько — точно судить не могу, поскольку нигде не нашел информации о партии, которая была выпущена разработчиками. Ощущение, что это кикстартер, который когда-то поднял шум, а сейчас исчезает.


На Amazon, Aliexpress, eBay и официальном сайте (кстати, он перенаправляет в репозиторий на GitHub) то же самое — заказать устройство сегодня затруднительно. Это довольно интересный феномен, поскольку концептуально устройство более значимо, чем тот же Apple Vision Pro. Хотя с последним, вероятно, можно поспорить.


Еще большую печаль вызывает тот факт, что разработчики вот уже полгода как не ведут тред в Reddit. Новые посты не выходят, а Discord-сообщество, созданное пару лет назад, состоит всего из семи человек. И это несмотря на то, что NextMind Dev Kit презентовали в 2019 году.

Впрочем, не будем о грустном. Так получилось, что мы в Selectel купили нейроинтерфейс еще до его исчезновения и можем сделать на него обзор. Перейдем к распаковке!


Распаковка: комплектация устройства


Первое, что получает пользователь, — довольно красивую коробку в айдентике NextMind. Коробка состоит всего из двух частей: подложки и крышки. Они выполнены из картона и окрашены в матовый черный цвет, который создает эффект «бархатной ткани». Приятный на ощупь, но маркий и неплохо электризуется, притягивая всю пыль вокруг.


Вообще, тема материалов, которые выбрали разработчики для своего устройства, заслуживает отдельного внимания. Но пока не будем на ней останавливаться и снимем наконец крышку.


Внутри коробки нас встречает само устройство и вкладыш, под которым есть обод для фиксации нейроинтерфейса на голове и зарядный провод USB-C. Возможно, комплектация была шире, но до меня дошла она в таком виде: никаких инструкций и спецификаций в коробке не нашлось.


Первый взгляд на устройство


Габариты


Не знаю, можно ли назвать NextMind Dev Kit первым нейроинтерфейсом, ведь у него были предшественники типа Emotiv Epoc. Но это однозначно самое компактное и легкое устройство в своем классе. Сравните сами:


Габариты NextMind Dev Kit составляют всего 135x66x55 мм, а масса — 60 грамм. Нейроинтерфейс почти не ощущается на голове, если его правильно надеть.

Кнопки


NextMind Dev Kit легок не только в носке, но и в управлении. За включение, выключение и подключение к компьютеру по Bluetooth отвечает всего одна кнопка и длительность нажатия.


Рядом с кнопкой расположен индикатор, который горит во время работы или зарядки. Кстати, порт для USB-С расположен на 90° левее от кнопки:


Как видно на фото, модуль нейроинтерфейса состоит из двух «блинов» — между ними крепится обод для фиксации на голове.

Я не знаю, что расположено внутри каждой части устройства, но предположу, что в верхней — микрокомпьютер, а в нижней — исключительно проводка до электродов и обратно. Мою гипотезу подтверждает 3D-визуализация устройства и глухой звук из полости основания устройства, а также его «хлипкость». Хотя последнее скорее говорит о некачественном пластике, который портит весь шарм: нейроинтерфейс попросту страшно брать в руки.


Электроды


На обратной стороне устройства расположены девять двухполюсных электродов. Они выполнены из материала, напоминающего что-то среднее между резиной и пластиком. И да, они проводят ток.


Я «померил» мультиметром один из электродов и заметил, что он пропускает как минимум микротоки. Мне сложно сказать наверняка, какой электропроводящий эластомер используется и какая у него диэлектрическая проницаемость. Удельное сопротивление должно быть меньше 10 Ом*м.

Полагаю, что электроды сделаны из резины с мелкими фракциями ферритной стружки. Ведь материал удивительным образом сочетает в себе несколько противоположных свойств: хрупкость и эластичность. По наблюдениям: электроды мягкие, полюса немного отгибаются в стороны при прилегании к голове, но при чуть более интенсивном воздействии могут рассыпаться.


При этом устройство электрода максимально простое. Он состоит всего из двух элементов: электропроводящей резины и металлической скобы в основании, которая подключается к клеммам NextMind Dev Kit для передачи сигнала.


Помимо прочего, можно отметить, что у электродов несколько степеней свободы. Они как бы адаптируются под форму голову, поскольку между ними и клеммами NextMind Dev Kit есть небольшая пружина.


Тестирование нейроинтерфейса


Установка приложения


Первое, что я попробовал включить, — официальное приложение. Его можно взять на GitHub, к установке доступны версии для macOS и Windows. Процесс установки совершенно обычный и занимает всего пару минут. По завершении встречает приятный интерфейс:


Я тестировал приложение на двух операционных системах: Windows 11 и macOS Monterey 12.3.1 — и получилось соединиться с нейроинтерфейсом только через «окна». С чем это связано — сказать точно не могу. Я давно не обновлял свой MacBook, поэтому причина может быть не в софте. Но имейте ввиду.

Подключение и калибровка


Подключение NextMind Dev Kit осуществляется через Bluetooth. Нужно открыть раздел SETUP & CALIBRATE и следовать инструкциям, после — выбрать нейроинтерфейс и соединиться с ним.


Если все окей, то программа выведет сообщение «Device has been connected successfully», а в правом верхнем углу появится информация об устройстве: статусы по работе электродов и уровень заряда. Значит, можно начинать калибровку.


Устройство нужно расположить на затылке таким образом, чтобы все электроды на схеме загорелись ярко- или светло-зеленым цветом. К слову, предварительно брить голову необязательно.

Для завершения калибровки нужно пройти небольшой «тест» — в течение 45 секунд нужно сфокусировать взгляд на мигающем круге с рандомно расположенными палочками.


По центру круга будет «прицел» из трех зеленых линий — это индикатор концентрации. Как только вы сконцентрировались на круге, линии сводятся вместе, образуя треугольник. Если вы отвлеклись, то они вновь разойдутся. Чтобы корректно откалибровать гарнитуру, нужно сохранять концентрацию на протяжении всего времени калибровки.


Далее программа оценит ваш результат по шкале от одного до пяти. Если значение меньше трех, то лучше пройти калибровку заново. При этом менять положение головы, танцевать и разговаривать во время процесса нельзя.

Самое удивительное — то, что все устройство размещается только на стороне затылка. То есть электроды снимают показания мозговой активности только в одной плоскости. По видимости, NextMind Dev Kit ориентируется на сигналы в затылочной доле.

Работа с симуляциями


После подключения и калибровки можно перейти в демо-симуляции, которые предлагают разработчики. Я протестировал почти все и остался под впечатлением. Хотя без нюансов не обошлось.



Сразу оговорюсь: устройство получает и анализирует сигналы мозга в режиме реального времени, притом относительно шустро. В игре MUSIC COMPOSER, в которой нужно было фокусироваться на музыкальных плиточках, требовалось от трех до пяти секунд на действие. Это не сильно быстро, но и не медленно: смотришь на плитку несколько секунд — и происходит нажатие.


Справедливости ради, хочу отметить, как изящно разработчики схитрили. Чтобы компенсировать скорость «нажатия», они сделали так, чтобы музыка в MUSIC COMPOSER включалась единожды, а бит самостоятельно играл — без дополнительных «концентраций».


Еще одна классная игрушка — PLATFORMER, некий аналог Geometry Dash. Прикольно, интересно, но здесь без условностей тоже не обошлось: по большей вы управляете только вспомогательными элементами. Например, чтобы поднять персонажа на платформе, нужно сфокусироваться на отдельном рычаге. И здесь не без задержек.

Помимо прочего, в официальном приложении есть импровизированный ТВ с несколькими программами про природу, людей и животных. Каналами можно управлять с помощью все тех же концентраций на кнопках. Такого, что подумал о YouTube-канале Selectel и он включился, NextMind Dev Kit не умеет.

Остальные приложения похожи, набор «мысленных команд» остается прежним. Но есть интересный раздел, спрятанный на последней странице приложения, — SDK DISCOVERY. Это инструмент для разработчиков, который позволяет интегрировать NextMind Dev Kit в свои проекты. К слову, на базе Unity можно создавать игры с управлением через этот нейроинтерфейс. Но это уже тема для отдельной статьи.

Что думаете насчет этого устройства? Мне кажется, если получить полный доступ к драйверам NextMind Dev Kit, то можно записывать хоть и небольшую, но часть активности нашего мозга. Кто знает, как эти данные можно применить в будущем. Еще увидимся!

Комментарии (10)


  1. SUNsung
    29.03.2024 12:25
    +5

    Круто, но эта приблуда работает только через свое приложение?

    Калибровка так же только на компьютере задается?

    Было бы неплохо если такое было конечным устройством. То есть калибруется и подстраивается сама железка, а на итоговое устройство уже стандартные данные валят. Что бы можно было с любого приложения, платформы и языка програмирования подхватить. Вот такое я бы купил с радостью


  1. lonelymyp
    29.03.2024 12:25
    +2

    Понятно почему оно везде пропало. Очередная бесполезная фигня на один раз включить. Как и другие аналоги умеет лишь отслеживать уровень шума и реагировать на изменение этого уровня шума, при концентрации.


    1. engine9
      29.03.2024 12:25

      Снятие биопотенциалов, особенно в условиях городской квартиры это очень непростая задача. Потому что речь идёт о сигналах величиной в единицы-десятки микровольт. На фоне помех от всевозможных импульсных устройств, наводок от радиоизлучающих приборов и высоких (относительно нужны сигналов) потенциалов на коже, образующихся от движений мыщц.

      Может быть устройство и неплохое в схемотехническом плане и спроектировано верно, но при неправильном использовании в зашумленном помехами помещении не давать нужного результата.

      У меня есть задумка сделать самопальный биоусилитель с батарейным питанием и испытать его в условиях похода, вдали от городских помех, радаров и т.п. Уже достал необходимые компоненты и развёл плату.


      1. SUNsung
        29.03.2024 12:25

        Мне кажется вы "в дичь" уходите.

        Хотите екранирования - фольгой обмотатся и заземлится.

        В поле как раз выше шанс поймать "чистый" сигнал с вышек и тд.

        Вам тогда в идеале нужно землянку копать (в полный рост минимум), а в самой землянке самому закопатся (хотя бы ступни). И опять таки заземленная стальная бочка из толстой стали сделает то же самое.

        Но вообше ни вижу проблемы почему устройсво не может иметь внешних антенн которые принимают все електромагнитные искажения и используют их как поправку.


        1. engine9
          29.03.2024 12:25

          Эти предосторожности отнюдь не лишние, у меня у самого есть некоторый опыт и объективные измерения и консультировал человек, который непосредственно в лаборатории занимается фиксацией биопотенциалов. Экранированная землянка самое то :3


  1. NeoCode
    29.03.2024 12:25
    +2

    Берем вот такого типа кавайные наушники с ушками

    Соединяем их с вот такого типа стильными очками дополненной реальности

    И ко всему этому добавляем множество нейродатчиков в анимешно-фентезийном стиле. Вместо калибровки - встроенная самообучающаяся нейросеть для декодирования сигналов.

    И получается устройство, которое действительно станет популярным. А так все что я вижу (и AR-очки, и нейроинтерфейсы) - вроде идеи хорошие, но дизайн какой-то уж больно убогий.


    1. Fahrain
      29.03.2024 12:25

      Современные AR-очки - это вообще насмешка над идеей. Дико тяжелое неудобное нечто, которое фактически бессмысленно использовать именно как AR и не очень удобно - как VR.

      Ну ладно, я понимаю, почему так сложно на лету снимать, обрабатывать и показывать картинку на носимом устройстве, но почему никто не делает хотя бы что-то примитивно-простое, типа вывода на очки текущего времени и оповещений со смартфона (хотя бы тупо возможности экрана смарт-браслетов продублировать)?

      В итоге уже даже не хочется очередные новости про AR смотреть, так как там опять будет заведомо бесполезный девайс...


      1. engine9
        29.03.2024 12:25

        У фирмы Эпсон был концепт лёгких очков с небольшими экранами.


        1. Fahrain
          29.03.2024 12:25

          Да этих концептов дофига. Проблема в том, что из реальных устройств для обычной жизни - только очки от Rayban. Да и те я бы не сказал, что для простых людей.

          У меня полное впечатление, что тему искусственно давят. Потому что я в принципе не могу понять, в чем сложность воткнуть между двумя стеклами ЖК экран, учитывая, что по-умолчанию он более-менее прозрачный. И прикрутить к этому всему ту же начинку, что у смарт-браслетов.


  1. AlexanderS
    29.03.2024 12:25
    +1

    То есть курсором этой штукой управлять не получится? Это я в плане практической ценности...