Темпы развития рынка агротехнологий в России превышают 15–20% ежегодно. В эту сферу со своими проектами приходят все больше студентов и молодых выпускников вузов, желающих совершить свой вклад в цифровизацию отечественного АПК (агропромышленного комплекса).

Сегодня расскажем вам про 11 перспективных агротех‑проектов, прошедших через Студенческий агротех‑акселератор от РСХБ и «Сколково» и представленных на демо‑дне акселератора.

«АгроЗевс» — уничтожают сорняки лазером

Проблема: при борьбе с сорняками фермеры используют гербициды, но из‑за этого теряется значительная часть урожая — по причинам химического стресса у растений, уплотнения почвы, а со временем и появления устойчивости к химикатам у сорняков.

Решение: компания создает автономную роботизированную платформу, которая перемещается по полю, сканирует насаждения, находит сорняки и прижигает их лазером для уничтожения.

Бизнес‑модель: компания предоставляет услугу стоимостью 3000 рублей за га. Потенциальными клиентами называют хозяйства с площадью посевов от 100 га.

Что сделано: создали MVP продукта (детект‑система, которая правильно определяет ростки пшеницы в девяти случаях из десяти), получили ангельские инвестиции в 350 000 рублей, договорились о проведении пяти пилотов в России и СНГ.

Сейчас компания находится в процессе получения еще 4 млн рублей от инвесторов. Дополнительно ей понадобятся еще 16 млн рублей на выплату зарплат команде из шести человек, покупку оборудования и комплектующих.

Dark Farm — строят сеть сити-ферм по производству зелени

Проблема: большая часть зелени производится промышленно с помощью технологии гидропоники, утверждают в компании Dark Farm. В магазин к покупателю она едет с далеких загородных теплиц или летит на самолете из других стран. Как результат, 30% товара портится по пути и не доезжает до магазинов, говорят в Dark Farm, а остальное попадает на стол тоже не в самом свежем виде.

Решение: стартап предлагает создать сеть вертикальных ферм в пределах города: выращенную на них зелень можно будет доставлять потребителю максимально быстро. Пользоваться сервисом смогут как заведения общепита, так и обычные потребители (например, оформив подписку). Выращивать зелень планируют методом аэропоники, что, как надеются основатели, позволит собирать больший урожай и сделать продукт вкуснее и полезнее.

Сейчас компания намерена построить первую сити‑ферму площадью 100 кв. м и попробовать занять 10% рынка Ростова‑на‑Дону, что должно принести ей около 30 млн рублей в год. У проекта уже есть MVP, два заказчика среди ресторанов, грант в 1 млн рублей.

Весь рынок России компания оценивает в 360 млрд рублей.

KAPhages — профилактические бактериофаги для крупного рогатого скота

Проблема: из‑за заболеваний скота сельское хозяйство России теряет 8 млрд рублей ежегодно (30% из них — из‑за мастита). Ожидается, что 2050 году смертность от резистентных к антибиотикам бактерий будет больше, чем от рака (более 10 млн смертей в год).

Решение: альтернативой антибиотикам мог бы стать коктейль из бактериофагов. Проект находится на стадии разработки MVP. Сейчас в команде два человека.

Бизнес‑модель: прямые продажи в агрохолдинги, контрактное производство коктейлей. Компания обещает сохранить около 6% чистой прибыли с молока (11,4 млн рублей на 1000 фуражных коров в год).

Планы: зарегистрировать первый продукт для мастита КРС в 2026 году. Ищут 10 млн рублей на разработку продукта.

Plate to plate — приложение для перепродажи продукции, которую кафе и ресторанам не удалось продать за день

Проблема: 15–20% реализуемой продукции в общепите не успевают продать до конца срока годности и выбрасывают. Например, в России ежегодно на свалку попадет 17 млн тонн еды стоимостью более 1,6 трлн рублей.

Решение: приложение, через которое можно реализовать нераспроданную за день еду со скидками от 30 до 70% и картой мест.

Бизнес‑модель: комиссия в размере 5% от стоимости проданного товара + месячная комиссия за работу приложения (2500 рублей). Первым делом компания хочет выйти на рынки Сочи и Москвы.

Потребности в инвестициях составляют 1,5 млн рублей, срок возврата инвестиций — год после достижения безубыточности (по планам он начнет окупаться на второй год работы).

AgroGames — настольная игра про АПК для школьников

Проблема: отрасль страдает от нехватки квалифицированных кадров. По данным Минсельхоза, ей не хватает 200 000 сотрудников, а количество вакансий за 2022 год выросло на 51%. По мнению AgroGames, отрасль развивается динамично, а ее непопулярность связана в первую очередь с тем, что молодежь просто не знает о возможностях в АПК, думая, что это «что‑то связанное с колхозами и необходимостью собирать картошку».

Решение: настольная карьерная игра, через которую можно рассказать о профессиях в АПК, замотивировать работать в отрасли и показать, как получить должность мечты. Игра будет построена вокруг карты профессий, а задача игрока — дойти от начальной позиции, которую можно занять сразу после вуза, до топовой.

Бизнес‑модель: b2c‑ и b2b‑продажи. Российский рынок настольных игр оценивают в 22 млрд рублей. По оценке компании, она сможет зарабатывать на нем около 50 млн рублей в год.

Планы на 2024 год: выпустить прототип, начать производство и первые продажи. Сооснователи проекта — братья‑близнецы.

«ТочноПоле» — система управления агропредприятием

Проблема: сейчас, как утверждают в «ТочноПоле», агрономам приходится иметь дело со слишком сложным и перегруженным софтом для управления полем. Кроме того, покупателям такого ПО приходится сильно переплачивать за ненужные функции.

Решение: приложение, в котором, по мнению компании, есть только необходимый функционал: расчет NDVI, прогнозирование урожайности и контроль за наличием запчастей для парковой техники. Это позволить снизить цену на разработку приложения и максимально упростить интерфейс для пользователей.

Бизнес‑модель: продажа лицензий на 1–3 года стоимостью от 5 до 50 рублей за гектар. Средний чек для предприятия составит 50 000 до 100 000 рублей.

Планы: в 2024 году хотят протестировать софт на реальных предприятиях, а в 2025 году — получить от 3 млн рублей прибыли. Ищут 3 млн рублей на разработку MVP приложения.

Сейчас в команде 6 человек, привлекли грант ФСИ.

Fast Network — комьюнити-менеджер для бизнеса

Проблема: в агротех‑отрасли в год проводится около 150 мероприятий, но их организаторам сложно находить участников из‑за нишевости бизнеса.

Решение: телеграм‑бот, который поможет найти собеседника, быстро зарегистрироваться на событие и собрать информацию о новых знакомствах (формат телефонной книги). Организатор сможет легче находить участников, а участники расширять нетворкинг. После каждой встречи собирается обратная связь для улучшения отбора. Бизнес‑модель: b2b и b2c.

Компания ищет новые возможности для пилотов.

V Fiber — ткань из переработанных растительных сельскохозяйственных и пищевых отходов

Проблема: в России ежегодно образуется 87,5 млн растительных сельхозотходов, но перерабатывается лишь 5% из них. Одновременно с этим есть материал под названием лиоцелл, однако производят его за рубежом.

Решение: создавать лиоцелл из сельхозотходов — это дешевле и экологичнее, чем покупать зарубежный материал.

Рынок: российский рынок лиоцелла составляет 30 млрд рублей. Клиентами видят производителей одежды, нитей и тканей. Компания уже общается с брендами одежды, и они проявили заинтересованность.

Компания провела НИР по выделению целлюлозы из отходов тростника и договорилась о проведении НИОКР с двумя институтами. Компания ищет инвестиции в размере 4 млн рублей на проведение НИОКР, отработку производственной технологии, пилотные внедрения, привлечение клиентов и ФОТ.

«ЛактаПро» — повышение количества лактаций у коров

Проблема: в России производительность коров в четыре раза ниже, чем в мире, а средний надой составляет 11 л.

Решение: фармпрепарат, повышающий цикличность лактаций.

Рынок: 63,7 млрд рублей — рынок ветеринарной фармацевтики в России. Клиентами видят b2b‑ и b2g‑сегменты, государственные и частные агрокомпании, частные хозяйства, владельцев КРС. К 2028 году выручку планируют в размере 218 млн рублей, а прибыль в размере 64 млн рублей.

К концу года компания планирует получить прототип и провести клинические тестирования.

Привлекают 7 млн рублей на проведение полноценного НИОКР и пилота, сертификацию препарата и ФОТ.

«Отборщик проб»

Проблема: сейчас отбор проб воды очень трудоемок (несколько человек плавают на лодке и вытаскивают пробы воды) и неточен из‑за человеческого фактора, а сами пробы можно отбирать только в 3–4 утра.

Решение: лодка‑отборщик проб воды, которая помещается в рюкзак, погружается на глубину до 10 м, оснащена датчиками кислорода, pH, температуры. Управлять устройством можно через приложение. Альтернативой может стать и буёк для мониторинга, который постоянно находится в воде и передает данные в режиме реального времени.

Бизнес‑модель: продажа самих отборщиков и индивидуальных емкостей для забора воды, подписка с возможностью получить аналитику показателей при помощи нейросетей, оптовые госзакупки приборов НИИ и экологическими лабораториями.

Агроплатформа с модулем полезной нагрузки

Проблема: АПК страдает от кадрового голода, особенно — в период сборки плодов и уборки сельхозкультур. В частности с этой проблемой столкнулся партнер стартапа — агрохолдинг «Степь». Для холдинга эта проблема становится особенно острой в периоды сбора плодов и уборки сельхозкультур. А, например, в Северо‑Кавказском федеральном округе спрос на работников АПК вырос на 20% только в 2022 году.

Решение: универсальная агроплатформа (ровер), которая позволит механизировать и упростить труд в сельском хозяйстве. По сути это стальная равная концентрация, которую можно оснащать прицепными и навесными модулями полезной нагрузки. Компания планирует выйти на рынок с полностью готовым решением к маю этого года.

Бизнес‑модель: дистрибьюторская, типы продаж: b2c, b2b, b2g. Изготовление базовой модели роверы стоит 150 000 рублей, а продавать его намерены за 300 000 рублей. Своим единственным прямым конкурентом компания называет XAG, чье решение стоит 1 млн рублей.

О студенческом акселераторе РСХБ

РСХБ уже во второй раз запустил студенческий акселератор. Подать заявку на участие в программе могли студенты бакалавриата, магистратуры, аспиранты и научные сотрудники, развивающие агротех‑стартап на стадии идеи или прототипа. В 2023 году на участие в проекте было подано более 250 заявок от учащихся высших учебных заведений со всей страны, 75% заявок составили студенты бакалавриата и магистратуры. В ходе акселерации стартапы смогли найти первых клиентов и заключить новые партнерства: две команды вышли на этап переговоров с представителями банка о запуске пилотных проектов, а четыре — о тестировании своих решений на площадках других крупных компаний.Еще больше новостей и аналитики об агротехе, IT и бизнесе, а также актуальные вакансии и стажировки вы можете найти на платформе «РСХБ в цифре» и в нашем Телеграм-канале.Еще больше новостей и аналитики об агротехе, IT и бизнесе, а также актуальные вакансии и стажировки вы можете найти на платформе «РСХБ в цифре» и в нашем Телеграм-канале. Еще больше новостей и аналитики об агротехе, IT и бизнесе, а также актуальные вакансии и стажировки вы можете найти на платформе «РСХБ в цифре» и в нашем Телеграм-канале. Еще больше новостей и аналитики об агротехе, IT и бизнесе, а также актуальные вакансии и стажировки вы можете найти на платформе «РСХБ в цифре» и в нашем Телеграм-канале.Еще больше новостей и аналитики об агротехе, IT и бизнесе, а также актуальные вакансии и стажировки вы можете найти на платформе «РСХБ в цифре» и в нашем Телеграм-канале.Еще больше новостей и аналитики об агротехе, IT и бизнесе, а также актуальные вакансии и стажировки вы можете найти на платформе «РСХБ в цифре» и в нашем Телеграм-канале.

Еще больше новостей и аналитики об агротехе, ИТ и бизнесе, а также актуальные вакансии и стажировки вы можете найти на платформе «РСХБ в цифре» и в нашем Телеграм-канале.

Комментарии (9)


  1. sergeyssv
    29.03.2024 15:11
    +1

    Прикольно, но большая часть провальна


    1. megamrmax
      29.03.2024 15:11

      ну как правило выживаемость стартапов во всем мире не шибко высокая


    1. agat000
      29.03.2024 15:11

      Химоза для коров вполне может взлететь, если реально работает. Агрохолдинги такое любят

      Заборщик проб - тоже, если с нормативными требованиями уладить (так то должен собирать специально обученый человек с бумажкой об обученности).

      Игру можно продать государству, если пролоббировать . Минобр, например. Госзаказ - святое дело.


  1. dbalabolin
    29.03.2024 15:11
    +1

    90 процентов откровенного шлака

    Даже нечего обсуждать. Феерический бред. Яркий пример сброда дилетантов в сельхоз области.


  1. dbalabolin
    29.03.2024 15:11

    Самому РСХБ то не странно вот это все показывать? Я ошибся.
    Придурки с вертикальными фермами даже не удосужились проверить кто сдох до них с этой тухлой идеей.
    Лазерные деятели собрались уничтожить 10 процентов урожая за каждую обработку. И собрали "инвестиций" на 350 тыс руб.
    Сиситифермеры оценили рынок в 360 млрд руб. При том что рынок всех овощей около 1 млрд. В банке то кто сидит и все это оценивает?
    Бактериофаги для коровьего вымени. Ничего нет. Хотят денег что бы попробовать.
    Продажа недотухлой еды. Ресторанная и общепитовская еда имеет срок годности 1 час. Но детки не в курсе деталей,
    Игра для привлечения колхозников? Ну многие играли в ЖД симулятор. Но давки в жел дор вузы не наблюдается. НО! Важнейшая деталь - недоумки это близнецы.
    Приложение для агрономов. Вместо полного функционала для работы агронома детки хотят сделать тухлософт для заказа запчастей. Каковой и вовсе не нужен. Это встроенная функкция всего что угодно.
    Телеграм бот. Вот это реальная инновация. До какой степени надо ничего не представлять о том как общаются специалисты.
    Ткань из отходов, которые становятся обычным компостом? Ну ну.
    Лактающий препарат для коров. Очередной разговор ни о чем. Ничего нет и нужны деньги чтобы за чужой счет попробовать. Дураков думаю нет. Тем более что хотят на все 7 млн руб. Которых им хватит только на налоги на зарплату,
    Лодка погружается на глубину 10 м. А управляется приложением. А от приложение для управления в лодку должны идти провода. Иначе никак. И мечта о гос закупках оптом.
    Сбор урожая это большая проблема во время сбора урожая, пишет писатель статьи. Что ясно даже дебилу, Что проблемы сбора урожая не может быть когда нет урожая. Но автор не врубается и пишет "проблема становится особенно острой",
    Автора наняли походу в Туркмении из числа не дорогих Сельхоз Рабочих, И он отдупляется абсолютно тупорылые "По сути это стальная равная концентрация"!!! Апофеозд! Мухи дроздофилы в голове разбежались. Повторил "стремительный домкрат". И невдомек убогому что "равная концентрация" это на самом деле "рамная конструкция".
    Уроды короче говоря моральные


    1. vrangel
      29.03.2024 15:11

      Какие, на ваш взгляд, начинания были бы действительно полезны в индустрии?


      1. dbalabolin
        29.03.2024 15:11

        Те, которые помогают увеличить экспорт продовольствия. Технологии хранения овощей, фруктов, зерновых. Создание собственного семенного фонда, собственного производства птицы. Создание средств и технологий доставки свежего и замороженного продовольствия.


        1. agat000
          29.03.2024 15:11

          Это задачи не для "стартапов на 3 студента", а для серьезных организаций с госпрограммами, большими бюджетами и строгим контролем эффективности (иначе как обычно попилы и раскаты).

          А "студенты" пусть и такой фигней позанимаются для наработки опыта. Потом займутся чем то путним. Чтобы получить одного опытного специалиста-внедренца, нужно взять сотню человек и дать им на чем то тренироваться. 99% отвалятся, один горы свернет.


  1. DimiL
    29.03.2024 15:11

    15-20% от чего? В чем измеряется рынок агротехнологий? Год назад покупали посевной материал на 20% дешевле. Семена подорожали и рынок вырос на 20%?