Если бы мне давали один рубль каждый раз, когда я слышу фразу «как тяжело и рискованно заниматься разработкой электроники», я бы, наверняка, лежал сейчас на пляже, попивая коктейль, а не писал бы этот пост.

Постоянное повторение фразы «сегодня очень тяжело разрабатывать электронику» еще никому не принесло ощутимой пользы: будь то сборка прототипа или поиск надежного подрядчика, который создал бы классный масштабируемый продукт. Такой подход не позволит вам чувствовать себя увереннее во время поставки своего продукта розничным фирмам. Конечно, привлечь финансирование с такой философией аналогично не получится.

Не будем чересчур увлекаться нравоучениями, а лучше рассмотрим реальные данные. Конечно, они представляют собой усредненные, обобщенные и приближенные значения, полученные мной на основе моего опыта проектирования, производства и продажи электроники за последние несколько лет.

Эти данные могут быть не совсем точными и зависят в большей степени от огромного числа параметров: считайте, что это скорее приближенные значения, чем какие-то строгие правила. Итак, поехали.



Формирование команды


Возможно, вы слышите это уже в сотый раз, но это по-прежнему важно, и об этом стоит упомянуть еще раз: команда, которую вы сформируете – это самое главное, что вы можете сделать как основатель. Этот элемент особенно важен в процессе разработки электроники и IoT-устройств.



И сразу пример из компании Apple. Все мы знаем этих людей

Создать компанию с одним основателем очень сложно. Это – безумие. Джобс, конечно, был хорош, но Воз был просто уникален. Apple никогда бы не добилась своего успеха, если бы Джобс руководил компанией в одиночку. Оптимальный вариант – это команда из двух не похожих друг на друга основателей – «программиста» и «бизнес-энтузиаста».



Масштабирование – это совсем другая история; его можно провести лишь в том случае, если над hardware-продуктом, ориентированным на потребителя, работает команда примерно из восьми человек.

Если вы основали компанию из двух и более человек, то это здорово, однако вывести на рынок полноценный продукт будет практически невозможно, если вас всего двое. Мы выяснили, что 8 – это приблизительное число сотрудников, которые смогут обеспечить доставку самого примитивного продукта лично в руки пользователей.

Как правило, четверо из них занимаются разработкой аппаратной части, двое – разработкой программной части и еще два человека занимаются внедрением/маркетингом/работой с клиентами. Некоторые компании ведут более экономный бизнес и передают часть работы по продвижению своего продукта людям со стороны.



По этому поводу ведется много дискуссий, но нечасто встретишь по-настоящему равных основателей

Обычно когда основатели делят свою компанию «поровну», оказывается, что равноправия в их взаимоотношениях нет. Иногда это решение может быть справедливым, но зачастую разделение компании поровну говорит о том, что у основателей еще не возникало по-настоящему серьезного разговора на этот счет.

Как правило, один из основателей обладает чем-то более ценным для компании, и разделение долей в компании должно это отражать. Если вы считаете, что лучше будет разделить доли между основателями в отношении 50:50 (или 33:33:33 или еще как-нибудь), то будьте готовы объяснить, почему вы решили так поступить.



Крэйг Сильверстайн стал первым сотрудником Google. Он долгое время был основой всего коллектива

Когда вам необходимо нанять первого сотрудника, будьте готовы расстаться с 2–5% своей компании, чтобы заполучить этого сотрудника к себе в команду.

После этого справедливым, но несколько затратным может оказаться следующее распределение долей компании: 10% компании – следующим 10 сотрудникам, 5% – следующим за ними 20 сотрудникам и еще 5% следующим 50 сотрудникам. Так вы соберете команду из первых 80 сотрудников, которые будут нацелены на продолжительный рост компании.



Без сомнений, Джони Айв стал сотрудником, который был «нужен» Apple

Иногда появляется особенный сотрудник, без которого вы просто не можете обойтись (как в случае с Джони Айвом из Apple). Именно такие «нужные» компании сотрудники могут сделать из хорошей команды настоящих «звезд».

Отдать им крупную долю своей компании (от 3 до 10%) – это вполне нормально.



Не знаю, правильным было это решение или нет, но Джону Скалли досталась приличная доля Apple, когда он присоединился к компании в 1983 году

Помните, что нанятый CEO (генеральный директор) чаще всего оставляет себе 7–10% компании после первого раунда финансирования. Если вашей компании действительно нужен генеральный директор, то приготовьтесь выделить на него немалую долю акций компании.

Очевидно, что немногие основатели готовы к такому решению. Обсудите этот вопрос со своими инвесторами, прежде чем подписывать документы.



Это лучшая картинка, которую я нашел по запросу «vesting» [англ. vesting также переводится как «ткань для жилета» – прим. перев.]

Молодые основатели иногда допускают серьезные ошибки при установлении сроков вестинга [англ. vesting – получение прав на акции] для своих сотрудников. Вестинг выгоден каждому: и основателям, и консультантам, и сотрудникам.

Стандартным для сотрудников и основателей считается вестинг, рассчитанный на четыре года, с клиффом [англ. cliff – период, по истечение которого сотрудник получает накопленный им объем акций] в один год.



Пулы опционов полезны также, как и плавательные бассейны [англ. pool – бассейн]

Еще она классическая ошибка новичков: они забывают создать пул опционов для новых сотрудников до получения финансирования. Эта ошибка не так страшна, как предыдущая, но и о ней тоже нельзя забывать.

На это есть две причины:

  • Создание пула опционов, рассчитанного минимум на 10% акций компании, помогает управлять процессом найма новых сотрудников и не требует дополнительного пересчета акций.
  • Что важнее, для инвесторов это знак того, что вы знаете, что делаете, и готовы к расширению компании.



Небольшой компании с бесконечным списком задач может понадобится помощь совета директоров из нескольких человек

Есть множество историй основателей, которых уволило «большое и влиятельное руководство, состоящее из инвесторов». Почти всегда это не так или не совсем так. Совет директоров, состоящий из трех или пяти членов и как минимум одного человека со стороны (не являющегося ни инвестором, ни сотрудником), окажет вам бесценную помощь в управлении вашим временем и организацией, если вы находитесь на посту CEO.

Даже простые встречи с наставниками, которые проводятся раз в месяц, помогут руководству оставаться в курсе всех дел, сохранять слаженность и согласованность в работе. Внимательно следите за тем, кого вы включаете в совет директоров.



Создание прототипа


Единственный способ построить хорошую hardware-компанию – это разработка продуктов, которые приносят радость пользователям. В отличие от разработки ПО, создание прототипа hardware-продукта зачастую занимает очень много времени.

Зная, как создать прототип, и каким он должен быть, вы сможете разработать более качественный продукт за меньшее время и деньги.



Если новая команда создает свой первый продукт, то даже на разработку простых решений у нее уходит не менее шести месяцев

В то время как ход процесса может сильно меняться в зависимости от продукта, рынка и состава команды, лишь одно остается неизменным: вам потребуется шесть месяцев на разработку основы: начиная с идеи и заканчивая готовым рабочим прототипом.

Из всех 25 продуктов, над которыми я работал, ни один не был готов к производству раньше, чем через шесть месяцев.



Не ограничивайте себя одним прототипом. Это может показаться нерациональным в краткосрочной перспективе, однако в процессе разработки возникает огромный интерес к продукту со стороны клиентов

Создавайте, создавайте и еще раз создавайте. Небольшие команды могут быстро развиваться и еще быстрее учиться, постоянно создавая что-то новое.

Обычно я предлагаю создавать как минимум по одной модели в неделю. Это не обязательно будет полноценный прототип: вы можете протестировать новую функцию или примитивную модель.



Будьте осторожны при общении с большим числом клиентов. Обычно 30 считается оптимальным числом, к которому нужно стремиться

Тем не менее, гора прототипов, лежащих на прилавке, не принесет никакой пользы: необходимо показать их другим людям, чтобы узнать их мнение о форме, функционале, размерах, структуре, весе и простоте использования продукта.

Я выяснил, что установление тесного контакта не менее чем с 30 потенциальными покупателями помогает получить статистически значимую обратную связь. Помните, что развитие ваших отношений с клиентами требует определенного времени и терпения с вашей стороны.



Многие стартапы считают NPS основным показателем, на который следует ориентироваться

Индекс потребительской лояльности, более известный как NPS – это метод оценки мнения клиентов о создаваемых вами прототипах. С какой вероятностью вы посоветуете этот продукт своему другу?

Простой вопрос, который поможет спрогнозировать поведение покупателей и понять соответствие продукта потребностям рынка. Продукт с NPS, равным 70, считается очень качественным.



Будьте осторожны, когда привлекаете подрядчика к разработке дизайна продукта

Во многих молодых компаниях обычно не находится талантливых специалистов по дизайну, в частности, по дизайну электроники. Очень часто основатели пытаются передать сторонним компаниям задачи, связанные с дизайном и созданием прототипа своего продукта.

Самые известные фирмы, такие как IDEO, Frog и Fuse Project, могут разработать потрясающий дизайн для ваших продуктов, но они просят за это слишком высокую цену. Ведущие в своей отрасли компании могут запросить более 500 тысяч долларов за полный цикл разработки дизайна продукта.

Существует много средних компаний, отлично справляющихся со своей работой, но обычно ориентированных на других клиентов, по сравнению с лидерами в этой сфере. К ним стоит обратиться, в случае если стартапу требуется активная дополнительная поддержка на каком-то конкретном проекте, но за самые простые продукты обычно приходится заплатить от 50 до 100 тысяч долларов, что достаточно дорого для большинства стартапов.



Огромную помощь в процессе разработки продукта может оказать независимый специалист

Если вы не желаете нанимать в штат специалиста по дизайну электроники, то одним из лучших решений будет сотрудничество с независимым специалистом. Найти такого эксперта не так просто, но возможно.

Наименее затратным будет поиск недавних выпускников школ дизайна в случае если:

  • вы знаете, кто вам нужен;
  • у вас есть подходящая команда инженеров, способных создать продукт на основе разработанного проекта.

Услуги такого специалиста могут обойтись всего в 10 тысяч долларов.



Результаты опросов, цель которых – выяснить, «купит ли кто-то мой товар», могут быть очень далеки от правды

Когда дело доходит до апробации на рынке, опросы ценятся так же, как бумага, на которой они напечатаны (0% пользы). Единственный способ проверить, купит ли кто-то ваш продукт это… внимание: начать его продавать!



Объективно лучший в мире чертеж к патенту (Эдди Ван Хален со своей гитарой, патент №4656917)

По какой-то причине основатели hardware-компаний имеют необычную склонность к тому, чтобы подавать заявку на патент сразу после того, как у них появилась новая идея. В большинстве случае это лишь пустая трата сил, времени и денег.

Патенты могут сыграть важную роль на определенных этапах развития продукта или при разработке определенного рода технологий, но почти всегда основателям лучше потратить десятки тысяч долларов, которые в среднем уходят на один патент, и три с лишним года, необходимые для его получения, на что-то другое (например, на зарплату сотрудников, производство продукта).



Анонс:

15 декабря с 10.00 до 19.00 во ФРИИ Сити Холле состоится конференция «Умное здоровье».

Цель конференции — рассказать стартапам о потребностях и планах крупнейших игроков рынка в новых технологиях и программных продуктах.

Также отдельно будет обсужден вопрос взаимодействия стартапов и большого бизнеса.

Приглашаем представителей индустрии, инвесторов, стартапы и всех, кому интересно здравоохранение в России.

P.S. С предстоящими мероприятиями ФРИИ в регионах можно ознакомиться вот тут.



Комментарии (16)


  1. Rockerman
    08.12.2015 19:39
    +9

    Неплохая вводная статья. Однако, разрабатывать именно электронику можно силами 1-2 человек. Конечно, всё зависит от масштаба проекта.
    Могу добавить почему именно сложно разрабатывать электронику, особенно находясь в России, исходя из личного опыта.

    Во-первых, разрабатывая электронику, вы оперируете не сугубо виртуальными вещами (как в случае ПО), а вынуждены использовать материальные компоненты. Первая проблема — логистика. Далеко не всегда у вас окажется под рукой именно то, что вам нужно. Вы можете заказать комплектующие, они окажутся бракованными, развернут на таможне, приедет вообще не то, что вы заказывали и т.д. Это потеря времени.

    Во-вторых, качество изготовления и проектирования печатной платы может очень сильно повлиять на результат. В отличии от разработки ПО, где вы можете использовать довольно короткие итерации и сразу смотреть результат, разрабатывать электронику дольше и конечный результат должен быть в виде платы, а не на макете. Из этого следует третья проблема — отладка.

    Отладка ПО и отладка железа — совершенное разные вещи. Практически любая современная IDE поможет вам в отладке ПО, чего не скажешь про отладку железа. Плохо пропаянная нога контроллера, датчика или не предусмотренная паразитная ёмкость могут сыграть с вами злую шутку. Вы можете застрять очень надолго, разбираясь с проблемой поиска «иглы в стоге сена». Это тоже большая потеря времени.

    Наконец-то выпустив первую версию своего устройства, начнутся неизбежно отзывы и «детские болезни». Потому как далеко не всегда можно всё качественно протестировать у себя в таком же наборе условий, как у ваших клиентов. В случае разработки ПО вы просто обновляете его по интернет каналам дистрибуции. С железом намного сложнее. Либо вам возвращают устройство обратно если что-то пошло не так, либо вы вынуждены договариваться по поводу организации сервисного центра. Это просто сложно и дорого, а первые боевые проблемы могут лишить вас репутации.

    Однако, при всём моём уважении к разработке ПО, разрабатывать железку намного интереснее. Когда вы собираете всё в кучу и понимаете, что это работает, то чувство сложно передать словами. Особенно, если дело касается микропроцессорной техники и носимой электроники. Это именно те вещи, которые мы привносим в нашу жизнь, облегчая её, делая разнообразнее или просто другой…


    1. dmitrykabanov
      08.12.2015 21:35
      +1

      Спасибо за комментарий! Думаю, что было бы интересно почитать о вашем опыте в более развернутом виде. Если найдется время, обязательно делитесь с коллегами :)


    1. andrewzhuk
      08.12.2015 21:47
      +3

      Однако, при всём моём уважении к разработке ПО, разрабатывать железку намного интереснее. Когда вы собираете всё в кучу и понимаете, что это работает, то чувство сложно передать словами.

      Тут скорее «на вкус и цвет», что-то подобное можно сказать и про музыкантов (там хватает работы с железом), но и программирование не менее интересно, если получается. Творчество одним словом


      1. lol_wat
        08.12.2015 22:13
        +4

        На самом деле железа много в разных областях. К примеру, мы разрабатываем софт для управления рестораном, но важная тема тут еще и те же кнопки вызова официанта — чтобы сделать такую простую вещь нужно много и проектировать и работать с железом. А потребность столь велика, что даже вокруг, по сути, одной кнопки, можно сделать бизнес.

        Скоро, кстати, напишем в блоге о том, как мы разрабатывали свою кнопку :)


      1. dmitrykabanov
        08.12.2015 22:30
        +1

        Согласен. Так или иначе приходится разбираться в различных аспектах разработки и проектирования, если речь идет о стартапе. Узкая специализация – дело уже более поздних стадий развития бизнеса.

        Ну а творчеству место есть в любом деле :)


  1. olartamonov
    08.12.2015 20:54

    А какой, если не секрет, смысл в дословном переводе зарубежных статей о распределении долей в стартапе?

    Примерно 100 из 100 стартапов в России — это ООО.

    В ООО нельзя «отдать долю сотруднику». И вообще никому нельзя. Нет такого механизма. Продажа личной доли третьему лицу или другому участнику общества есть, увеличение уставного капитала через привлечение третьих лиц есть. А «отдать долю сотруднику» — нет.

    Более того, если вы таки наберётесь сил совершить кульбит и раздать сотрудникам доли по 0,1 % — то дальше вы прямо в этом кульбите с громким треском влетите лбом в нежелание какого-нибудь уволившегося три месяца назад сотрудника, владеющего своими 0,1 %, пускать к вам очень нужного вам инвестора. Потому что, сюрприз, решение об увеличении уставного капитала и/или изменении долей участников может быть принято только единогласно.

    Или ФРИИ предлагает стартапам сходу регистрироваться в качестве непубличного АО и радостно тянуть всю связанную с этим отчётность?


    1. dmitrykabanov
      08.12.2015 21:16

      А какой, если не секрет, смысл в дословном переводе

      Смысл в «дословном переводе» такой – давать информацию как есть в источнике (без искажений).

      А какой, если не секрет, смысл в… о распределении долей в стартапе?

      Материал скорее о hardware-стартапах и их специфике, как верно заметил Rockerman выше.

      Или ФРИИ предлагает стартапам сходу регистрироваться в качестве непубличного АО и радостно тянуть всю связанную с этим отчётность

      Какой-либо скрытый смысл все-таки искать не стоит. Все необходимые вопросы юридического характера можно уточнить непосредственно у экспертов ФРИИ вот тут.


      1. olartamonov
        08.12.2015 21:30
        -2

        Материал скорее о hardware-стартапах и их специфике


        Материал о том, о чём в материале написано буковками. Буковками в материале довольно много написано про то, как раздать сотрудникам по 0,1 % доли в компании.

        Какой-либо скрытый смысл все-таки искать не стоит


        Почему скрытый? Смысл вполне прямой: ФРИИ от своего имени размещает статьи для стартапов, попытка выполнить рекомендации из которых эти стартапы попросту крайне неизящно убьёт.

        Все необходимые вопросы юридического характера можно уточнить непосредственно


        Вы сейчас серьёзно хотите сказать — чтобы узнать базовую информацию, чёрным по белому написанную в 14-ФЗ, законе, который любой человек, собирающийся в РФ открывать юрлицо, должен знать просто наизусть, в случае с ФРИИ надо обращаться к специально обученным юристам через специально обученную форму на специально обученном сайте?

        Я могу поинтересоваться: а прочие советы, которые ФРИИ даёт публично, имеют такую же ценность и проработанность?


    1. lol_wat
      08.12.2015 21:54
      +5

      Я, может, читал какой-то другой пост, но в вроде тут речь идет далеко не только о распределении долей, а о подходах к созданию железных стартапов. И мне как человеку, который не в этой теме, было почитать интересно, поэтому я не совсем понимаю такую вашу несколько нервную реакцию.

      Посмотрел ваш профиль, вроде вы как раз руководите компанией, которая к этой сфере имеет отношение. Мне было бы интересно почитать ваш опыт, как в итоге лучше организовать все?

      Мне кажется, такие комментарии сделали бы материал полезным в любом случае, даже если какие-то его вещи изначально к российским реалиям не применимы.


      1. olartamonov
        08.12.2015 21:59

        Речь в тексте идёт про разное, в частности — довольно большой кусок уделён именно раздаче долей всем, от гендира до рядовых сотрудников. Из текста, рассчитанного на русскоязычного читателя, этот кусок надо было либо полностью убрать, либо, как минимум, серьёзно прокомментировать.

        Потому что в свете российского законодательства этот кусок — абсолютный ад. Это перечисление вещей, которые сделать невозможно, а если возможно — то результативность у них будет такая же, как у пули себе в лоб. То есть, без шуток, идея в ООО выдать рядовому сотруднику любую долю в компании, отличную от нуля — это самоубийство. Даже если это одна миллиардная.

        Текст про то, как распределение долей и управление компанией выглядят в российском правом поле — сейчас напишу.


      1. olartamonov
        08.12.2015 23:30

        1. lol_wat
          08.12.2015 23:47

          Я вам там ответил уже. Все как-то не так, как я ожидал, вышло с этим постом явно =/


          1. olartamonov
            08.12.2015 23:55

            Я не очень понимаю, что вы понимаете под «моим опытом». В посте по ссылке изложено, почему в России не работают схемы, описываемые в западных текстах — и какие схемы работают. Мой опыт — это схема, которая работает.

            Если вам был нужен опыт со схемами, которые не работают, то у меня его, увы, нет.


            1. Rockerman
              09.12.2015 09:27
              +1

              Мне кажется, никто в здравом уме в России не отдаёт доли своим наёмным сотрудникам, которым платишь зарплату со своего же кармана — это больше похоже на правду.
              Если же изначально собралась команда единомышленников, выдали прототип, вложились немного, нашли инвестора и установили себе зарплаты, то это другое дело…
              Поэтому, информацию о распределение долей в статьях я лично вообще уже давненько перестал воспринимать всерьёз.


              1. olartamonov
                09.12.2015 09:31

                Я своими глазами видел объявления стартапов «ищем в команду того-то, в обмен даём зарплату и бонус в компании».

                Понятно, что это были такие стартапы, которые в общем не сильно жалко — но практика показывает, что с пониманием правовой реальности и во вполне себе успешных и известных небольших компаниях часто бывает крайне туго. А красивые тексты читать они при этом любят (ну то есть без шуток, я видел бизнесы даже с вполне стабильными миллионными оборотами, основатели которых по-прежнему запоем зачитывались всеми модными книжками — хотя там, конечно, иллюзий относительно окружающей среды было намного меньше, чем у начинающих).

                И поток статей «как правильно выдать сотрудникам долю» и «нужен ли вашему стартапу вестинг и клифф» вот ни разу не помогает наставить их на истинный путь.


  1. Speccyfan
    09.12.2015 11:14

    Все эти нюансы неплохо показаны в сериалах «Кремниевая долина» / «Silicon Valley» и «Замри и гори» / «Halt and Catch Fire», однако, как многие указывают, в наших реалиях работают другие правила.