Введение

Давайте проведем небольшой эксперимент. Вспомните лучшую книгу по вашей специальности или области разработок. Сколько по времени вы можете воспроизводить ее содержание?

Чаще всего это не более минуты.

А сколько сходу вы можете назвать сильных или ,напротив, ошибочных действий в своей профессии? Вряд ли более десяти-двадцати, в то время как обычно счет идет на сотни.

Имея в своем запасе такое количество кейсов, ошибок, решений вы как специалист в разы расширяете свой арсенал. Также их можно преобразовать в некоторые полезные инструменты, а может и сделать вклад в свою область деятельности.

Человек так устроен что имеет ряд ограничений которые не позволяют иметь быстрый доступ к нужным знаниям если они хранятся “в голове”. Один из способов преодоления этого ограничения - профессиональные базы знаний. Это мощный инструмент капитализации своей квалификации который , кроме того, обычно заключает в себе также ряд других функций:

  • ускорение обучения;

  • помощь в создании творческого вклада;

  • помощь в выполнении профессиональных обязанностей/консультировании;

  • ...

Если мы хотим получить все эти преимущества, то сразу же возникает вопрос “как картотеку оптимально структурировать под задачу?”.

При чтении биографической литературы часто можно встретить что та или иная результативная личность вела картотеку. Исходя из этого появляются вопросы :

  • как они это делали?

  • какие принципы закладывались в их организацию?

  • что мы сегодня из этого можем использовать?

Рассмотрим основные типы организации, и попробуем выявить под какие задачи их наиболее целесообразно использовать.

Отсутствие организации - “Куча/набор”

В этом случае картотека представляет из себя неструктурированный или слабостуктурированный набор записей. Часто это разнородные факты, афоризмы, цитаты, и т. д. Пример - недавно опубликованная картотека Рональда Рейгана составленная из шуток и цитат которые он использовал для подготовки собственных речей :

Типичная карточка из сборника Рейгана
Типичная карточка из сборника Рейгана

С тех пор, как Рейган был официальным представителем GE( видимо - General electric , прим. Сенина Н. Н.) в Белом доме, он обычно держал несколько пустых карточек в своем пиджаке.

Карты не были датированы, но на канцелярских принадлежностях есть сигналы, указывающие, когда они были написаны : пустые карты из лет GE; другие с именем Рейгана, запечатленным наверху со времен его пребывания на посту губернатора Калифорнии; некоторые украшены печатью Белого дома, когда он был президентом.

“Если он шел поужинать с кем-нибудь в Нью-Йорке или Сакраменто, и во время долгого ужина, кто-то сказал действительно смешную шутку или что-то показалось ему юмористическим или даже политическим моментом, который он считал важным, он писал это на карточке для заметок, - сказал Бринкли.

На карточке может быть до 10 записей,зафиксированных на обеих сторонах.

Они определенно имеют рейтинг G: когда изюминка анекдота содержала даже скромное ругательство, Рейган писал “h–l” or “d–n.”.

Когда ему требовался наглядный анекдот и немного юмора для выступления - а он давал их тысячи в течение своей жизни, - он листал карточки и вытаскивал некоторые из них, придавая «искорку» тому, что в противном случае могло бы быть скучным, - говорит Бринкли.

Некоторые из них стали известными частями его политических выступлений.

Исследователи библиотеки Рейгана обнаружили в самых запоминающихся речах Рейгана отрывки, взятые из карточек: цитата Уинстона Черчилля в обращении 1964 года, с которого началась политическая карьера Рейгана; анекдот об уплате налогов, прозвучавший в радиообращении Белого дома в 1983 году.

Источник , Автор : Susan Page

Судя по известным данным картотека Рейгана не была никак структурирована особым образом. Большая часть записей занимала около одной строки и на одной карточке могли содержаться несколько очень различных цитат. Все эти обстоятельства тем не менее не мешали американскому президенту извлекать пользу из своей коллекции.

На сегодня автор скорее не советует собирать картотеку в виде “кучи”. Любая другая структура, в том числе из перечисленных далее, повышает управляемость картотеки. То есть можно быстрее находить нужные записи, обобщать, анализировать, и т. д. В случае “кучи” после того как количество карточек переваливает за сотню найти что-то нужное становится крайне долгим предприятием даже при наличии полнотекстового поиска как в современных приложениях.

Если же заметок немного то “куча” может служить подготовительным этапом для последующего структурирования.

Временная организация - “Дневник”

Если каждой записи картотеки присваивается временная метка, то условно такой способ организации можно назвать дневником. Важно отметить что здесь под дневником автор имеет ввиду не хронологию собственных душевных метаний, а фиксацию некоторых фактов которые затем могут быть использованы.

Огромное количество выдающихся личностей вели дневники, начиная с Леонардо да Винчи, кончая Чарлзом Дарвином. Нередко это принимало форму того что можно назвать дневниками разработчика/исследователя.

В отличие от “кучи” из временной структуры уже можно извлечь ряд неочевидных выводов. Например :

  • Сопоставление фактов разных времен;

  • Выявление закономерностей, повторяющихся сценариев во времени;

  • Фиксирование и недопущение повторяющихся ошибок;

  • ...

Более подробно о том что потенциально можно “вытащить” из дневника можно узнать в этой моей статье и следующем видео.

Объектная организация - “Энциклопедия”

Что такое объектная организация? Это означает что создаются некоторые рубрики-категории соответствующие некоторым объектам и в них закладываются записи. Ниже приведена часть объектной организации высокого уровня :

  • Наука

    • Физика

    • Психология

  • Искусство

    • Живопись

    • Скульптура

    • Кино

  • Этика

  • Спорт

Организовывать некоторый массив знаний объектным способом имеет большой смысл когда заранее не ясно для какой задачи его будут использовать. Подобный принцип реализован в энциклопедиях и справочниках. Это позволяет относительно быстро “въехать” в некоторую область знаний.

Известна, например, энциклопедия Дени Дидро в которой он предпринял ( вероятно одну из первых ) попыток формализовать опыт разных практических областей деятельности :

Он задумал воспользоваться собственными знаниями и знаниями других выдающихся людей того времени, чтобы создать книгу, в которой заключались бы все книги, представить картину усилий человеческого ума во все века и во всех отраслях знания, - словом, подвести итог всей цивилизации, начиная с самых отдаленных времен и кончая настоящим.

[…]

Это было в конце 1749 года, а в следующем году появился наконец проспект «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел». Собственно, это заглавие теперь никого не поразит, оно может показаться разве только несколько архаическим. Но для тогдашнего времени это был целый переворот во взглядах и понятиях, - переворот, может быть, не ясно осознанный, даже малозаметный, но чрезвычайно глубокий, громадные последствия которого не замедлили обнаружиться. Переворот этот яснее обозначится, если мы заменим в вышеприведенном заглавии слово «ремесла» сочетанием «производительный труд», потому что именно все отрасли производительного труда Дидро имел в виду, когда говорил о ремёслах.

[…]

Как серьёзно отнесся Дидро к этой стороне своей задачи, видно из плана работ, к которым он тотчас же приступил.

Уяснить себе положение рабочего класса, собрать сведения о разных отраслях труда было, конечно, нелегко: не существовало ни литературы по этому вопросу, ни статистических данных. Дидро и его помощникам пришлось самим посещать разные мастерские, знакомиться с орудиями производства и с условиями труда. Энергия, проявленная в этом отношении редактором «Энциклопедии», изумительна.

Сементковский Р.И., Дени Дидро, в Сб.: Т. Мор, Оуэн, Дидро, Д’Аламбер, Кондорсе. Биографические повествования, Жизнь замечательных людей – биографическая библиотека Ф. Павленкова, Челябинск, «Урал LTD», 1998 г., с. 246-251

Другой пример - база химических соединений и реакций Леопольда Гмелина. Она развивалась и после его смерти. Что ,судя по всему, является показателем качества базы знаний. Последнее издание датируется 1990 годом, а на данный момент база и вовсе перекочевала “в цифру”.

Первое издание эпохального труда Гмелина растянулось на период с 1817 по 1819 годы, оно получило название «Руководство по теоретической химии» (Handbuch der theoretischen Chemie), впоследствии справочник стал называться «Руководство по неорганической химии». Два тома первого издания были посвящены неорганической химии, а в третьем томе рассматривались материалы из тогда ещё молодой органической химии. В третьем издании справочника (1827-1829) быстрое развитие органической химии привело к тому, что изначальное соотношение неорганика: органика 2:1 превратились в 1:2. Леопольд Гмелин участвовал в пересмотре и изменении содержания своего справочника до самой смерти.

[…]

Во-первых, «Руководство…» было всеобъемлющим для своего времени. В нём была предпринята попытка описать все известные на тот момент элементы и соединения, а также их наиболее важные свойства хотя бы в той степени, насколько это было возможно в ситуации, при которой скорость выхода из печати новых книг гораздо уступала скорости появления новых открытий. Во-вторых, Гмелин делал всё возможное, чтобы не оказаться втянутым в те самые нездоровые баталии, которыми были заняты его современники. В некрологе, уже упоминавшемся выше, говорится о том, что «…ему удалось смотреть на всё в высшей степени объективно, и, хотя, естественно, по существу каждого спора он обладал своим собственным мнением, но никогда его не выпячивал, в первую очередь – при составлении «Руководства…»». Возможно, что умение не усугублять ситуацию и не участвовать в слишком эмоциональных научных дискуссиях, решая вопросы не эмоциями, а логикой, пришло к Гмелину после истории с дуэлью, из-за которой он должен был на некоторое время покинуть Геттинген, ну а может быть на его характер повлияла женитьба, точнее семья жены – все же его тесть был пастором. Третьим фактором, способствовавшим успеху «Руководства…» Гмелина, было то, что его труд был тщательно систематизирован, организация содержания была продумана на высшем уровне, и, самое главное, все факты и данные сопровождались ссылками на оригинальные источники. Основой для создания и модернизации «Руководства…» была постоянно пополнявшаяся Гмелиным картотека – отдалённый предшественник современной электронной базы данных Gmelin database. Применение картотеки для систематизации уже встречалось в естествознании: тот же Карл Линней, составляя основы классификации растений и животных, использовал карточки, но Гмелин не только первым применил этот подход в химии, но и сделал его максимально эффективным. По отзывам современников, Гмелину особо нравилось удалять из картотеки неправильные или дублирующиеся данные. Так, услышав в 1829 году о том, что два соединения, считавшиеся разными, оказались одним и тем же веществом, Фридрих Вёлер пошутил, что когда это дойдёт до Гмелина, тот, вероятно, воскликнет: «Gott sei Dank, dass es eine Säure weniger gibt» (Хвала Господу, ещё одной кислотой меньше!).

А. Курамшин , Жизнь замечательных устройств, М., АСТ, 2018 г. , c. 93-95

Слоистая организация - “Этажи”

В этом типе организации выделяются качественные слои в исследуемом материале. Он структурируется “по этажам”, или системным уровням если говорить по-другому.

Часто такой подход более оправдан потому как “на разных уровнях действуют разные законы” ( И. Л. Викентьев ). Это позволяет выбирать нужный уровень и уже использовать базу для решения некоторых задач. Например, это могут быть уровни сценария или текста :

Программа “Закрытый показ”, Роман Каримов , режиссер и сценарист фильма “Неадекватные люди”

Одним из наиболее универсальных способов структурирования знаний “по этажам” является Матрица Викентьева, содержащая следующие этажи :

  • Самопсихотерапия

  • Типовые мифы

  • Типовые ошибки

  • Факты/практики/примеры/кейсы

  • Эвристики/приемы/принципы

  • Открытые списки проблем и гипотезы по ним

  • Закономерности/тренды/тенденции

  • Парадигмы

  • Авторы ( разных уровней )

Более подробно о матрице Викентьева

Сетевая организация - “Паутина”

Сетевая(в смысле теории графов) организация базы знаний , наверное, наименее распространенная. Судя по всему из-за того что “в бумажном” варианте такой подход довольно контринтуитивен и затратен для реализации. А большая часть известных стратегий ведения баз знаний - это опыт Личностей аналоговой эпохи.

Сегодня же подобные системы ,напротив, получают распространение вследствие повсеместного распространения цифровых технологий. Вот как это представлял Ванневар Буш, предложивший что-то подобное несколько десятилетий назад :

Появятся совершенно новые формы энциклопедий, со свежесоставленной сеткой ассоциативных траекторий, готовых попасть в Memex. Адвокат имеет в своем распоряжении соответствующие мнения и решения, которые он принял в своей жизни, а также опыт друзей и авторитетных личностей. Патентный адвокат имеет в своем распоряжении миллионы выданных патентов, с похожими элементами касательно каждого пункта интереса его клиента. Врач, озадаченный реакциями пациента, идет по траектории, установленной при более раннем изучении подобного случая, и быстро просматривает аналогичные истории болезни с побочными ссылками на источники, содержащие информацию об анатомии и гистологии. У химика, борющегося с синтезом органического соединения, в распоряжении вся химическая литература в лаборатории, где траектории аналогичны соединениям, а также есть ссылки с информацией об их физическом и химическом поведении.

Историк, с обширным хронологическим описанием народа, проводит параллель с траекторией, которая останавливается только на значимых предметах, и может в любое время пройти по современным траекториям, которые проведут его по всей цивилизации в определенную эпоху. Появилась новая профессия искателей траекторий, людей, которые получают удовольствие от создания полезных траекторий, работая с огромным количеством общих записей. Наследством от мастера становятся не только его дополнения к мировым записям, но и обширное количество материалов, на основе которых они были сделаны.

Источник , Автор : Ванневар Буш , Перевод : Диана Шеремьева

Из вышеприведенного текста не совсем ясно как организовывать такие “траектории”, однако понятно что одна и та же запись может быть частью разных траекторий. А их совокупность образует сеть.

Парой десятилетий позже немецкий социолог Никлас Луман создал Цеттелькастен - базу знаний основой которой являлись цепочки рассуждений с возможностью перекрестных ссылок. Такой подход позволил Луману стать очень продуктивным в творческом смысле, а также сделать ряд открытий в своей области. Интересно отметить что его картотека на данный момент также в значительной мере оцифрована :

Используя метод Zettelkasten, вы превращаете заметки в элементы, вплетённые в большую сеть идей. Вместо того, чтобы разрушаться из-за добавления новых элементов в систему, наоборот, она становится лучше. Прямо как ваш мозг. Никто не скажет, что большее количество нейронов делает вас тупее. То же самое с Zettelkasten. Чем больше заметок, тем больше идей и связей, тем «умнее» становится Zettelkasten, а ваши публикацию получают дополнительную глубину.

Разговор о том, что Zettelkasten становится умнее, это не просто красивая метафора. Луман относился к этому вполне буквально.

Позвольте объяснить.

Клод Шеннон, отец информационной теории, изучал коммуникацию и потребность оценки количества информации, передаваемой при взаимодействии двух объектов. Оценку, которую он нашёл, назвали собственной информацией (также известной как объём информации или шенноновская информация). Шеннон определял, сколько информации содержится в сообщении зависит от того, насколько оно удивляет.

Подождите, что? Более удивительное, значит более информативное? Именно так!

Представьте, что вы задаёте утке вопрос и получаете в ответ «кря». Затем вы задаёте утке другой вопрос и снова получаете «кря». Вы спрашиваете снова и снова, а глупая утка продолжает крякать. До вас быстро доходит, что вы не общаетесь. Не происходит ничего необычного. Утка не передаёт никакой информации. Она просто крякает. Это не беседа с умным партнёром.

Теперь сравним это с уже сформированным Zettelkasten, который содержит тысячи и тысячи идей. У вас есть вопрос, с которым вы погружаетесь в Zettelkasten, передвигаясь от одной идеи к другой по ссылкам между заметками. Так как здесь так много идей, которые вы собирали на протяжении последних лет, то скорее всего вы давно забыли большую их часть. Zettelkasten раскрывается через идеи, которые вы добавили в него годы назад и больше не помните. Таким образом, погружаясь всё глубже и глубже в поиске ответа на свой вопрос в Zettelkasten, вы получаете ответы в неожиданной форме. Таким образом система умнее утки, и именно из-за этого Луман называл его партнёром для беседы.

Конечно, чтобы использовать эти преимущества, Zettelkasten должен дозреть до определённого уровня. В самом начале, когда он содержит всего несколько заметок, вы не удивитесь от результатов, так как добавили их совсем недавно. Однако со временем Zettelkasten вырастет от подмастерья до полноценного партнёра в письме. А до тех пор, он станет хорошим хранилищем для заметок, таким как блокнот или модное приложение. Фактически Zettelkasten — это самая удобная система ведения заметок, так как у него есть ещё несколько преимуществ.

ИсточникАвтор : Автор оригинала: David B. Clear ( перевод Ларионов Н. )

Оба приведенных выше примера организации баз знаний используют принцип ассоциаций для связи заметок. Однако такой принцип не является единственным для сетевой организации.

Также связями в подобной паутине могут быть и логические следствия, если мы говорим об организации некоторой научной теории состоящей из сети связанных и взаимозависимых фактов и гипотез.

Инструментальная организация - “Экспертная система”

На этом уровне база знаний ,метафорически выражаясь, откидывает все незначимые связи и структурируется способом наиболее оптимальным для решения определенного класса задач. Можно сказать что база на этом уровне приближается к тому что называется экспертной системой.

Кратко описать как такую структуру создавать - невозможно. В этом типе организации структура значительно зависит от решаемой задачи.

Ярким примером подобной структуризации является таблица противоречий в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г. С. Альтшуллера. До сих пор в старых книжках посвященных этой теории можно найти большой вкладыш следующего вида :

Таблица технических противоречий
Таблица технических противоречий

Оказывается что любая техническая задача сводится к некоторому противоречию между двумя факторами/параметрами. А подобрать наиболее вероятный способ разрешения этого противоречия можно с помощью этой таблицы, где на пересечениях строк и столбцов-параметров находятся номера приемов-принципов, которые являются концентрацией многих сильных изобретений. Эти изобретения можно рассматривать как записи базы знаний.

В пример можно привести из истории создания ТРИЗ. К 1946 году уже много лет существовал патентный фонд технических изобретений, построенный по новизне и по схожим областям применения предлагаемых новшеств. Предназначался он для закрепления юридических прав изобретателей. Г. С. Альтшуллер предложил новые принципы организации: по схожести противоречий и, по степени их разрешения, по принципам и приемам, которые при этом использовались. Так появилась бы возможность выявить эти принципы и приемы и использовать их уже сознательно в изобретательской практике.

Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности, Минск, Беларусь, 1994 г., 35-36

Другой пример, не доведенный до уровня инструмента,судя по всему, - база Джона Готтмана. Эта база содержит цепочки и закономерности эмоциональных реакций супругов, позволяющие прогнозировать динамику отношений в паре :

Начиная с 1980 года у Готтмана в маленькой «лаборатории любви» побывало более трёх тысяч семейных пар, подобных Биллу и Сью. Общение каждой пары записывалось на видеоплёнку, а результаты анализировались в соответствии с тем, что Готтман назвал SPAFF (от англ. specific affect - специфический аффект).

SPAFF - что-то вроде кодовой системы из двадцати отдельных категорий, соответствующих любой возможной реакции, которую может продемонстрировать семейная пара в процессе общения. Например, отвращение - это 1, пренебрежение - 2, злость - 7, защитная реакция - 10, плач - 11, грусть - 12, замкнутость - 13, нейтральное поведение - 14, и т.д.

Джон Готтман научил своих сотрудников считывать малейшие эмоциональные нюансы в выражении человеческого лица и интерпретировать неопределённые на первый взгляд части диалога. Просматривая видеозапись с семейной парой, сотрудники присваивают кодовое число SPAFF каждой секунде общения. В результате пятнадцатиминутное обсуждение спорного вопроса преобразуется в последовательность 1800 чисел - 900 для мужа и 900 для жены. Например, запись «7, 7, 14, 10, 11, 11» означает, что за шесть секунд произошла смена реакций: злость сменилась равнодушием, затем защитой и наконец плачем. Кроме того, учитываются данные электродов и датчиков, показывающие, в какие моменты сердце того или иного супруга начинает биться сильнее, или повышается температура тела, или кто-то начинает ёрзать в кресле. Вся эта информация складывается в сложное уравнение.

Малкольм Гладуэлл , Сила мгновенных решений - Интуиция как навык, М., Альпина Паблишер , 2021 г. , с. 29-31

Выводы

  • Автор не рекомендует использовать тип организации “куча” вследствие низкой управляемости, однако его можно использовать как подготовительный этап;

  • В данной статье не поставлен вопрос о том какой из способов организации наиболее эффективный. Однако можно сделать промежуточный вывод что для разных задач больше подходят разные типы организации :

    • Писательство - Слоистая либо инструментальная организация;

    • Инструмент для решения определенного класса задач - Инструментальная организация;

    • Описание длящегося во времени эксперимента/исследования - Дневник;

    • Сборник однотипных объектов/сущностей без фиксированной цели - Энциклопедия - объектная категоризация;

    • Начальное структурирование кучи - Слоистая организация.

  • Нередко базы знаний, особенно современные, сочетают в себе несколько способов организации;

Автор благодарит Резникову М. С. , Матвеева Д. А. и Коллег из социальной ячейки издательства livrezon за предложения и критику материала.

Для того чтобы узнать больше о теме управления знаниями можно подписаться на мой телеграмм блог.

Комментарии (8)


  1. Alla_Kondak
    18.04.2024 11:37

    Спасибо за статью! Изучив материал смогу перейти от блокнота с закладками на что-то более системное.


  1. aleksejs1
    18.04.2024 11:37
    +1

    Проскролил сразу до "паутины", и оказалось, что её придумал Вэнивар Буш пару десятилетий назад. А спустя пару десятилетий подобным опытом в бумажном виде пользовался Никлас Луман. Т.е. сегодня что ли?

    В общем эта путаница заставила меня залезть в источник, и узнать, что "пара десятилетей" - это почти век. Сама основополагающая статья была опубликована в 1945, но мыслил Буш об этом уже с 1930-ых.

    В общем, похоже на некачественный копипаст... (или даже участие ИИ)


    1. NickSenin Автор
      18.04.2024 11:37
      +1

      На пару, а несколько. Цитирую статью : "Вот как это представлял Ванневар Буш, предложивший что-то подобное несколько десятилетий назад ...". "Десять" это тоже "несколько" в моем понимании. Так что фактической ошибки нет. Луман умер в 1997 году, для справки. Да и все это не столь важно.

      Интересно что хороших реализаций идей Буша особо нет. И сама идея не дотянута, также как цеттелькастен.


      1. aleksejs1
        18.04.2024 11:37

        Да, в тексте было "несколько", и я это умышленно свёл к "паре" для преувеличения проблемы. Наверное, зная, кто такой Буш, это и не имело бы роли, но для обычного читателя - вообще не очевидно что "несколько" это так много.

        Есть и другие проблемы. Название статьи "Базы знаний выдающихся личностей". Дойдя до "Слоистай организации - “Этажи”". Есть какое-то описание. Но... кто из выдающихся личностей использовал систему? Там есть пара фамилий, но кто эти люди? Чем они "выдающиеся"? В чём вообще ценность этой информации? Описание не достаточно полное, что бы понять суть, а личности туманны. Единственное, что я понял, это, что система, наверное мне бы подошла, если бы я был режиссёром.


  1. ppnn
    18.04.2024 11:37

    \ икнет: «Gott sie Danke, dass es eine Sдure weniger geibt» (Хвала Господу...

    Прямо вот так и скажет Sдure с буквой "д"?


    1. NickSenin Автор
      18.04.2024 11:37
      +1

      Благодарю, исправил.


  1. RONIS-RONIS
    18.04.2024 11:37

    Вывод, пользуйтесь Obsidian.


    1. NickSenin Автор
      18.04.2024 11:37

      В Obsidian можно любую из этих структур реализовать. Единственный минус - не очень реализована работа с таблицами.