Основное противоречие

Предположим что мы делаем массовое приложение‑платформу которое зарабатывает с помощью показа рекламы. Распространенная схема. Наш интерес тогда состоит в том чтобы пользователь оставался на нашей платформе, как можно чаще к ней возвращался.

Утренний/вечерний TikTok, YouTube, новости и прочее для многих стали привычными ритуалами. А CEO Netflix утверждает что их главный конкурент это сон. А не HBO или Amazon, как можно было бы подумать.

Удержание происходит за счет глубокого анализа поведения пользователей и соответствующей настройки интерфейсов. В силиконовой долине даже есть ряд восставших против такого положения дел ангелов личностей. Некоторые даже строят на этой борьбе свой личный брэнд. Сейчас даже есть фильм.

Ряд популярных платформ успешно реализуют самые разнообразные тактики удержания пользователей.

Вот как, например, YouTube выглядел в начале своего пути.
Вот как, например, YouTube выглядел в начале своего пути.

Можете сравнить с тем что есть сейчас. На современном YouTube‑е есть буквально десятки триггеров увеличивающих наше экранное время:

  • Персонализированные рекомендации на главной странице;

  • Trending видео на главной странице;

  • Персонализированные шортсы;

  • Блок ранжируемых комментариев;

  • Автовоспроизведение;

  • Рекомендации в поисковой выдаче;

  • Рекомендации в конце видео;

  • Рекомендации справа от видео;

  • Чат;

  • Разные виды оповещений;

  • Кнопка «More»;

  • Выбор видео по жанрам;

  • и многое другое...

В общем решив посмотреть нужную лекцию можно спокойно себя обнаружить в потоке шортсов про то, как делают первые шаги детеныши панд.

С другой стороны, если мы набрались окаянства и поставили перед собой амбициозные цели, то на них, как правило, нужно много времени, а также безраздельный фокус нашего внимания. Хотя бы периодически. Понятно, что цунами из мусорного и залипательного контента в YouTube этим целям не способствуют.

Мы, конечно, можем все заблокировать и забыть как страшный сон. Но ряд платформ имеют и полезные функции и источники информации, которые дают все значительный профит.

Итого получаем некоторое противоречие. Сформулируем его в явном виде. Мы хотим использовать контент и возможности платформы, но не хотим терять время и фокус, на мусорное времяпрепровождение к которому нас эти же платформы подталкивают.

А давайте просто вкачаем силу воли...

Рассмотрим некоторые возможные разрешения этого противоречия. Наиболее очевидное и банальное — это использовать свою силу воли и не отвлекаться. Такой подход почти не работает.

Причины тому две. Первая — это привычка, или некоторая доминанта в нашей голове, которая срабатывает, как только нам хочется срубить дофамина по легкому.

Второй момент заключается в том что есть ряд физиологических состояний, которые провоцируют отвлечения. В первую очередь это состояния стресса, усталости и монотонии при однообразной работе. На силу воли тут рассчитывать не приходится. В результате начинаются сбои, триггеры отвлечений начинают работать в полный рост.

Более стабильное решение — это изменить нашу цифровую среду, чтобы разрешить основное противоречие. Рассмотрим два решения, которые могут помочь.

Рабочие решения

Решение 1. Можно попробовать изменить существующий интерфейс с помощью блокировки элементов увеличивающих залипательность. Самое простое тут — это поставить расширение, которое само заблокирует все, что нужно. Например, HideRec для Chrome скрывает все почти без наших действий.

Другие варианты более сложные, но и более кастомизируемые. Скажем, вы можете использовать блокировщик рекламы AdBlock, для того чтобы скрывать практически любые элементы интерфейсов практически на любых сайтах.

Для блокировки произвольного элемента выбираем Block element
Для блокировки произвольного элемента выбираем Block element
И наводим курсор на сам элемент на странице
И наводим курсор на сам элемент на странице

Либо же самостоятельно редактировать СSS определенных веб‑страниц с помощью такого расширения как Stylus. Конечно, тут нужны специальные знания, но и возможностей значительно больше.

Решение 2. Это решение заключается в том, что мы полностью заменяем весь интерфейс для доступа к сайту/платформе. Их можно рассматривать как условно этичные.

 Пример альтернативного интерфейса для YouTube в котором все равно есть предложка.
Пример альтернативного интерфейса для YouTube в котором все равно есть предложка.

Для мобильных платформ есть, например, пиратский YouTube Vanced который во многом повторяет оригинальное приложение. Я, например, использую его как безопасный способ просмотра видео не залипая на всякую дичь. В частности, для этого не захожу в свой аккаунт, чтобы умная предложка не работала.

Дополнительные возможности

Если бы я делал интерфейсы, которые увеличивают не потребительские, а профессиональные возможности платформ, то все выглядело бы совершенно по-другому.

К примеру, у нас есть типовой специалист, который в любую свободную минуту заходит в свою ленту. Этакая вредная привычка.

В этом случае мы можем чуть-чуть подкрутить соответствующую страницу нашей соц. сети и вместо ленты добавить что-нибудь полезное. Например, список дел, или более управляемый и адекватный способ отдыха.

Интересно, что некоторые современные браузеры вроде Arc browser поддерживают такие возможности. Вероятно, и для других браузеров есть подобные расширения.


Для того чтобы не пропускать новые материалы вы можете подписаться на мой телеграм канал по теме продуктивности и профессионального развития.

Комментарии (5)


  1. LuchS-lynx
    25.04.2023 05:36
    +4

    кстати по YouTube. Если раньше годах так в 2013-2015 его алгоритмы, на основе моих интересов, постоянно подкидывали что-то новенькое и действительно мне интересное, то где-то примерно с 2019 года рекомендации это смесь, примерно, из порядка 50-100 роликов которые я не смотрел, которые мне подсовывают в сортировке по кругу + примерно столько же последних просмотренных. Эту кашу рандомно мешают и подсовывают снова при каждом обновлении страницы с выборкой, но это... утомляет однообразием. Немного спасают подписки, но раньше шанс наткнуться на что-то новое был выше чем сейчас. При этом, если ты минусуешь/даешь понять что тебе не интересна тема/исключаешь канал из поиска, то это не значит что тебе эту тематику не подсунут снова. В моем случае это Лего, да там много интересных идей и авторы много чего интересного строят, но раз за разом эти игрушки возвращаются в мои рекомендации, хотя, субъективно, я насмотрелся по данной теме и больше не хочу их видеть


    1. NickSenin Автор
      25.04.2023 05:36

      Насколько я понимаю основная задача алгоритма предложки - удержать пользователя. Сейчас это наверняка нейронка которая обучается на основе просмотренных видео.

      Основная закономерность - баланс между новым и уже известным. Это создает оптимальный баланс стимуляции.

      Для того чтобы немного "улучшить" алгортим предложки если вы не хотите его полностью блокировать - прокликать для соответствующих видео на главной странице "не интересует" или "не рекомендовать видео с этого канала" в контекстном меню. Его можно найти по нажатию на три точки.


      1. mayorovp
        25.04.2023 05:36

        Проблема в том, что такое "прокликивание" сильно усложнено: требуется навестись на три точки не попав на само видео, дальше выбрать нужный пункт меню, а после указать причину в отдельном окне. И так для каждого видео на экране. А потом надо обновить страницу и проделать всё это ещё 5-10 раз...


    1. maxzh83
      25.04.2023 05:36
      +4

      Да, в последние годы рекомендации в YouTube стали заметно менее полезными и более раздражающими. Все примерно также, как вы описываете. Еще часто бывает, что если ты открыл какое-то видео и почти не смотрел, то после этого тебе методично подсовывают другие видео с этого канала, даже если ты их не смотришь. Уже боишься лишний раз открыть какой-нибудь присланный видос с котиком.


      1. LuchS-lynx
        25.04.2023 05:36
        +4

        а новая фишка - предпросмотр видео, который засчитывается как просмотр =)