Рекорд скорости рельсового транспорта в 574 км\ч держался с 2007 года
Пока в 2014 году китайский экспериментальный высокоскоростной поезд CIT500 на испытаниях на экспериментальном участке трассы под Циндао длиной в 100.8 километров установил новый рекорд скорости в 605 км\ч
Немного истории, стоимость и перспективы развития китайских железных дорог — под катом
Вообще, на написание топика меня подтолкнул комментарий пользователя Mad__Max, который задал вполне резонный вопрос о стоимости китайских железных дорог. Я и постарался разобраться.


Ну, предысторию вопроса можно, в принципе, опустить. Все и так знают — самая длинная в мире сеть высокоскоростных железных дорог, 2200 км от Пекина до Гуанчжоу за 8 часов, резкий скачок от паровозов(последний паровоз был запущен в 2005 году) до высокоскоростных поездов( первая магистраль сдана в эксплуатацию в 2008 году) и т.д.
На сегодняшний день каждая столица провинции( кроме совсем уж глухих западных) подключена к сети высокоскоростных ж\д, около 45% — это магистрали с конструкционной скоростью 200-250 км\ч, 55% — до 350 км\ч. После аварии 2008 года на магистрали Вухань-Гуанчжоу максимальная скорость поездов была снижена с 350 км\ч до 300 до устранения причин аварии и усовершенствования поездов. CIT500, в принципе, должен стать первым поездом, для которого в 2016 году будут сняты скоростные ограничения и он будет кататься на скорости 350-380 км\ч.

Насчет стоимости — вопрос оказался неоднозначным. Бесспорным лидером по стоимости одного километра дороги является, конечно, шанхайский маглев — при длине участка 29.83 километра общая стоимость строительства составила около 9.7 млрд юаней (1 доллар=6.2 юаня), и, соответственно, стоимость за километр — 325 млн юаней.
Ну, а самым затратным по общей стоимости стал, естественно, проект высокоскоростной магистрали Пекин-Гуанчжоу, который вводился в эксплуатацию постепенно, участками, и недавно по нему открылось движение от конечного пункта до конечного. Общая стоимость 2 298 километровой дороги составила астрономическую сумму в 400.000.000.000 юаней.
Стоимость дорог отличается в десятки раз в зависимости от конструкционной скорости, типа грунтов, необходимости эстакад и так далее. Примерная стоимость за километр:
1) Циньхуандао-Шеньян — 37.000.000 юаней за километр
2) Хэфэй-Вухань — 46.000.000 юаней за километр
3) Вэньчжоу-Фучжоу — 60.000.000 юаней за километр
4) Пекин-Шанхай — 167.000.000 юаней за километр
5) Пекин-Тяньцзинь — 180.000.000 юаней за километр.
Вообще, как я понял, сравнивать стоимость строительства железных дорог с маглевом ненаучно. Железных дорог десятки, построены они в разных условиях, а маглев пока один и известна лишь стоимость линии в конкретно данных условиях.
Тем не менее, проект продления шанхайского маглева до Ханчжоу окончательно закрыли, а эксперименты по достижению высоких скоростей с использованием традиционного рельсового состава ясно указывают на то, что в ближайшее время иных линий поездов на магнитной подушке мы в Китае не увидим.
А планируемое повышение скорости до 380 км\ч сделает авиаперевозки на расстояние до 1000 км вообще нерентабельными. Поездка Пекин-Шанхай на самолете занимает около 4 часов (2 часа чистого полетного времени + час в\из аэропорта +час на регистрацию\сдачу\получение багажа и т.д.), а на поезде — 5. Повышение скорости на 25% уравняет это время.

Комментарии (34)


  1. 0serg
    22.04.2015 16:51
    +14

    Не было никакого рекорда, извините. Был эксперимент в ходе которого имитировались условия подобного разгона. Насколько я понял колесную пару просто раскрутили в специально оборудованной лаборатории до скорости 605 км/ч и удерживали в этом режиме в течении 10 минут «что соответствует дистанции 100.8 км на земле».

    Поэтому рекорд 574 км/ч как держался, так и держится :). Хотя китайцы конечно сделали неплохой шаг к тому чтобы его побить, колесные пары — пожалуй основная технологическая сложность у таких суперскоростных поездов.


  1. vaily Автор
    22.04.2015 17:06
    +7

    А ведь действительно, на некоторых источниках абзац про
    ...?????????,?????????????605?????…
    ...??????605?????,????????,???????10??,???????????100?8??…
    опущен.
    Ну тогда приношу извинения за дезинформацию.


    1. neolink
      22.04.2015 18:36
      +7

      я думаю даже если бы он там был в таком виде, мало что изменилось


  1. unwrecker
    22.04.2015 19:38

    del


  1. Aclz
    22.04.2015 19:40

    Поездка Пекин-Шанхай на самолете занимает около 4 часов (2 часа чистого полетного времени + час в\из аэропорта +час на регистрацию\сдачу\получение багажа и т.д.), а на поезде — 5. Повышение скорости на 25% уравняет это время.

    А цена? В европах/штатах поезда дороже самолетов…


    1. Sketch_Turner
      22.04.2015 21:35

      Да в России, как бы, тоже дороже. Если только это не совсем близкие расстояния, лететь выгоднее.


      1. freylis
        23.04.2015 09:29

        Действительно. Для меня это неожиданно
        Москва — Владивосток 1.05.2015:
        Самолет: от 10к (8.5ч. в пути)
        Поезд: от 13.5к (143ч. в пути)


    1. karellen
      23.04.2015 10:21
      +1

      Поезд: 2 класс — 553 юаня, 1 класс — 933 юаня. Разница между классами, на самом деле, небольшая. 2-й класс такого поезда уже в сто раз удобнее любого самолета. Самолет: от 330 юаней за бюджетные авиалинии, до 1200 юаней за первый класс.


    1. eexo
      23.04.2015 14:42
      +1

      Пару лет назад было что то типа 200$. Реально удобнее чем авиа. Места в вагоне гораздо больше чем в самолете, кресло откидывается сильнее, можно нормально дрыхнуть, есть куда вытянуть ноги (у меня рост 195, очень актуально). Нет мороки с регистрацией. К/от жд вокзала есть метро в город, не надо платить за такси, а в аэропорт оно совсем не дешевое. Авиа при таком раскладе решает только если этот час имеет какое-то прям кармическое значение. С самолетами реально много гемора.


  1. vxsw
    23.04.2015 04:43
    +1

    Вухань-Гуанчжоу
    Хэфэй-Вухань
    Оно, конечно, латиницей пишется через W, но по Палладию все же Ухань, а не дружбан Колючки:)


  1. Landgraph
    23.04.2015 07:17

    У нас самая большая по площади и протяженности страна… И самые, блин, медленные паровозы в мире…

    До коле?


    1. artoym
      23.04.2015 10:56
      +1

      Потому что что быстрые, что медленные — всё равно самолёт нужен.


      1. artoym
        23.04.2015 11:01

        Хотя я наверно не прав. До Владивостока (из Москвы) на машине яндекс говорит 9100 км. Если взять довольно оптимистичную скорость в 300 км/ч для поезда и добавить пару часов на остановки, то получим около 36 часов. что не так уж ужасно. Ну а до Сочи это вообще не проблема за 7 часов. Но стоимость прокладки и обслуживания таких путей… Не уверен в экономической выгоде.


        1. thyeadeschatarr
          24.04.2015 07:37

          Плотность населения — слабое место. Огромные куски дороги идут просто по пустоте, а обслуживать их надо так же.


    1. renton
      23.04.2015 13:12

      США — огромная страна, с вообще рудиментарным ж-д транспортом, ещё более медленным и в основном чисто символическим.
      Доколе?


      1. freylis
        23.04.2015 13:38

        у них местная авиация развита на несколько порядков больше, чем в России. Только ленивый не летает


      1. 0serg
        23.04.2015 15:38
        +2

        Это пассажирский жд транспорт в США рудиментарный, а грузовой — второй в мире.
        Пассажирские перевозки поездами в масштабах США неконкурентоспособны с авиационными. Самолетом летать дешевле и быстрее


    1. DaylightIsBurning
      23.04.2015 13:16

      Плотность населения низкая. «плотность» ВВП низкая. Для окупаемости нужна высокая нагрузка, а предпосылок никаких нет для такой нагрузки.


      1. vaily Автор
        23.04.2015 14:16
        +1

        Ну вот зачем в России такие ж\д? На расстояние в 2.000 км поезд уже проигрывает самолету подчистую Из Пекина в ГЖ на поезде ехать 8 часов( 2200 км), а на самолете лететь 3 часа. А в Урумчи, Синин, Цинхай и тому подобную глушь в 2500-3000 км от цивилизации никто не будет никогда прокладывать такие ж\д, ибо там самолетом уже в разы быстрее.
        Не говоря уж о маршруте Москва- Владивосток. 36 часов на поезде против 9 на самолете? И при условии стоимости дороги, равной бюджету РФ на 2015 год? Это даже не смешно. В европейской части — да, бесспорно, между Мск и НН, например, Москвой и Киевом и т.д. Но явно не в азиатской части.


        1. vaily Автор
          23.04.2015 14:20
          +1

          Да и стоимость билета на такой поезд будет превышать билет на самолет на порядок, минимум. Вы бы еще предложили туннель под Атлантикой сделать и запустить поезд Лондон-Ньй-Йорк.


        1. neolink
          23.04.2015 14:21

          не забывайте что по ЖД не только людей возят


          1. eexo
            23.04.2015 14:45

            Судя по фото, скоростные исключительно пассажирские поезда. Контейнеры/цистерны там никто под 300кмч не возит.


          1. vaily Автор
            23.04.2015 14:49
            +3

            А скоростные грузовые ж\д — это маразм похлеще высокоскоростной ж\д Москва-Хабаровск.
            Весь 16-вагонный состав CRH380BL (8 моторных вагонов, 8 — обычных) весит 980 тонн. И жрет он 8.8 Мвт. Причем, если скорость снизить до 250 км\ч, потребляемая мощность снижается до 4.8 МВт.
            Если обычный грузовой эшелон состоит из 51 вагона, а вес каждого вагона( груженного) мы пример за 80 т( 22т — вес крытого вагона+ 60т груз), то вес эшелона составит 4 тыс. тонн. И жрать он будет не в 4 раза больше, а в 10, ведь потребление энергии экспоненциально растет. Плюс пути будут изнашиваться в несколько раз быстрее.
            В общем, стоимость доставки грузов по грузовой высокоскоростной ж\д будет, ИМХО, обходится дороже, чем персональными курьерами на феррари.


            1. DaylightIsBurning
              23.04.2015 19:14

              потребление энергии экспоненциально растет

              от массы? с чего бы? Наверное даже наоборот, за счёт того что удельные потери на аэродинамическое сопротивление меньше — удельная мощность тоже меньше понадобится.


              1. vaily Автор
                23.04.2015 19:20

                Я неточно выразился, я имел в виду, что с повышением скорости грузового(да и любого другого) состава энергия растет квадратично. С массой там линейное увеличение как раз.
                Ек=m*v^2. Скорость увеличиваем втрое, энергии тратится больше вдевятеро.


                1. DaylightIsBurning
                  23.04.2015 19:30

                  1) Это не расход энергии на движение, это расход энергии на разгон.
                  2) выше Вы указываете как раз на массу, что состав в 4 килотонны :) будет в 10 раз больше расходовать чем состав на 1 килотонну — не будет.
                  3) 8.8МВт о которых вы говорите — это при поддержании крейсерской скорости видимо, то есть расход идёт на трение в механизмах (зависит от массы и самих механизмов) и на аэродинамическое трение (зависит от формы и скорости). В первом приближении аэродинамическое сопротивление ~v^3 (а не v^2).


                  1. ivanovlev
                    27.04.2015 11:57

                    Угу, скорость движения от массы тела не зависит. При одной и той же мощности движителя, он все равно разгонится до крейсерской, вопрос лишь за какое время


                    1. vaily Автор
                      27.04.2015 13:31

                      Вы уверены, что двигатель от той же Теслы сможет (на виртуальных бесконечных рельсах) за год, допустим, сможет разогнать ж\д состав до 300 км\ч?


                      1. DaylightIsBurning
                        04.05.2015 14:32

                        Вы снова все в кучу смешиваете. Отношение мощности к массе задает скорость разгона (ускорение). Максимальная скорость определяется мощностью и аэродинамическим сопротивлением и с массой никак не связана. Так что да, если сделать поезд с очень хорошей аэродинамикой, то двигатель от Теслы сможет его разогнать до большой скорости, независимо от массы (почти).


                        1. vaily Автор
                          04.05.2015 19:56

                          А у вас какой-то конь в вакууме. Возьмите моторчик от машинки детской и прижмите его пальцем. Включите. Он через пару минут сгорит. То же самое произойдет с автомобильным электродвижком на поезде.


                          1. DaylightIsBurning
                            04.05.2015 20:16

                            Нет, конечно, для этого и используют редукторы и коробки передач. Опять же, ваш пример никак не соотносится вашим предыдущим утверждением о связи массы и мощности. Мы не говорили о целесообразности, мы говорили о возможности. И о расходе энергии. Я лишь указал, что масса там ни причём.


          1. domix32
            23.04.2015 14:49
            +1

            На этом поприще не плохо бы ворваться дирижаблям


    1. miha2
      23.04.2015 16:06

      Пока не будет инвестиционного «взрыва» регионов, так и будет только один трансиб на привычных скоростях.


  1. TsarIoann
    23.04.2015 16:05

    Да ну, я думал, что 10430 км/ч преодолели, а тут какие-то маленькие числа совсем и громкое название…
    Вот рекорд на рельсах: ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8