Шаг №1 — создаем или находим мем
Шаг №2 — защищаем его (желательно быстро и с «разных» сторон) правами
Шаг №3 — получаем вознаграждение за использование

Понятно, что создать интернет-мем задача не из легких. Целенаправленно получается редко, чаще мем создается совершенно случайно. Но если случай вам улыбнулся, то зевать не стоит. Переходите поскорее ко второму шагу.





Пример 1 (удачный)


Брат хозяйки котика разместил фотографию животного на Reddit. После того как котик стал популярным, ему завели официальный сайт и страницу в Фейсбук.

Монетизация образа поражает своим разнообразием: кружки, футболки, уже три книги, готовится фильм, лицензия на напиток Grumppuccino.



Прибыль не раскрывается, но оценивается в размере около $100 млн. (данные за 2014 год).

Что же позволило получить такой доход? Грамотный подход к оформлению интеллектуальных прав на интернет-мем.
Хозяева основали компанию Grumpy Cat Limited и зарегистрировали серию товарных знаков в США и других странах. Это позволило сохранить монополию на использование образа кота и словесного обозначения Grumpy Cat. Они производят собственную сувенирную продукцию и выдают лицензии на использование образа третьим лицам.

Это удивительно, но компания даже судится с нарушителями прав на товарный знак — компанией Grenade Beverages LLC. Grumpy Cat Limited требует $150 тыс. за нарушение лицензионного соглашения и $100 тыс. за использование доменов drinkgrumpycat.com и grumpycat.com (продажи с сайтов временно прекращены).

Пример 2 (менее удачный)


В 2011 году британский фотограф Дэвид Слейтер (David Slater) снимал в зоопарке хохлатых павианов. Отлучился и оставил аппаратуру в свободном доступе для обезьян. Одна из самых смышленных по кличке Наруто сделала много снимков, в том числе несколько удачных селфи.



Фотограф рассказал об этом случае и стал продавать лицензии на фото. Но счастье продолжалось недолго. Какой-то подкованный в юриспруденции блоггер высказал мысль, что селфи обезьяны не защищаются авторским правом и права у фотографа не возникли, поскольку на кнопку аппарата нажимала обезьяна. Википедия воспользовалась этой идеей и разместила фотографию в своем хранилище, откуда каждый мог скачать её бесплатно. Лицензионные отчисления прекратились. Фотограф пытался протестовать и поспорил с Википедией, но в суд обращаться не стал, смирившись с ситуацией.
Более того, позже на него в суд подала сама обезьяна (в лице представителей зоопарка) и пыталась взыскать компенсацию за нарушение своих авторских прав. Суд поступил благоразумно и отказал обезьяне, обосновав это тем, что пока американский конгресс не примет закон об авторских правах животных, их права не существуют и, следовательно, не защищаются.

В чем была ошибка фотографа?

Он неправильно оценил риски, связанные с возникновением у него авторских прав. В принципе, такой вариант развития событий можно было предвидеть. Иск от обезьяны вряд ли, а вот утрату (а точнее “невозникновение”) собственных прав — вполне.

А если риск был, то нужно было предпринять дополнительные меры по охране изображения — как в первом примере. Можно было зарегистрировать фото в качестве товарного знака и тогда даже в отсутствие авторских прав такое изображение подлежало бы охране.

Пример 3 (обычно всегда так и происходит)


Если мемом становится образ человека, то возникает дополнительный способ охраны – это право на собственное изображение. Так, мем Technoviking добился через суд только небольшой компенсации за использование видео с ним в youtube.com — €15 тыс. Причем в компенсации морального вреда €10 тыс. суд отказал.



Это не помогло остановить распространение его изображений на футболках, брелоках, кружках и т.п.

Выводы


Пропустив второй шаг в инструкции, не зарегистрировав интеллектуальные права, на третьем шаге можно пожинать только весьма скромные плоды и нельзя построить стомиллионную империю на распространении популярного изображения.
Всё достаточно просто — при регистрации прав на интеллектуальную собственность надо действовать быстро и изобретательно. Теперь вы не упустите свой шанс.

P.S. Если вы знаете еще примеры, поделитесь, пожалуйста, в комментариях.

Комментарии (15)


  1. VotTakVot
    22.01.2016 23:07

    Неподготовленному человеку, мем которого «выстрелил» случайно, очень трудно отстоять свои авторские права.


  1. EKZERSIS
    22.01.2016 23:07

    Где можно зарегистрировать мем в России что бы мне платили за его использование?


    1. KongEnGe
      25.01.2016 11:00

      Где — это не главное. Главное — как потом практически добиться, чтобы платили.


  1. PavelK
    23.01.2016 02:42

    Бороду что ди запатентовать


    1. nevskyiplaw
      23.01.2016 11:50

      с этой идеей вы опоздали лет на 10
      roem.ru/17-04-2012/126940/delo-o-kontrafaktnoy-borode


  1. albine
    24.01.2016 08:58

    Описаны случаи, работающие только с точки зрения американских законов. Напишите инструкцию, как зарегистрировать мем в России (а лучше создайте прецедент)?


    1. nevskyiplaw
      26.01.2016 11:58

      В России ситуация с регистрацией товарных знаков принципиально не отличается от США:
      Можно регистрировать такие же объекты (слова, изображения, объемные фигуры, звуки, цвета и даже запахи).
      Такой же срок охраны — 10 лет, с возможностью бесконечного продления при условии оплаты пошлин.
      Такая же процедура получения прав на товарный знак — подача заявки (в России — в Роспатент), прохождение экспертизы, решение о регистрации (или отказ).
      То есть регистрация мема — это обычная регистрация ТЗ.


  1. Al-Vas
    25.01.2016 11:00

    Еще бы применительно к России расписали бы подробно пункт №2 как и где это все делается.


    1. nevskyiplaw
      26.01.2016 12:00

      над статьей общая ссылка на наш ресурс
      вот конкретно подробная процедура про товарные знаки www.freshdoc.ru/nevskyiplaw/oformlenie_objecov_iplaw/procedury/registracija_prava/registracija_tovarnogo_znaka/?fullscreen=1


      1. Al-Vas
        26.01.2016 14:21

        я так понял весь процесс легко может растянуться на года полтора, вариантов ускорить нет?


        1. nevskyiplaw
          29.01.2016 09:30

          да, по товарным знакам правильно поняли
          До регистрации знака можно использовать для защиты авторские права (охрана с момента публикации).


  1. hottabxp
    25.01.2016 11:00

    Пошел делать свой мем©


  1. MikeKosulin
    25.01.2016 11:01

    Был опыт создания плюшевого педобира и его последующей продаже.
    Тестовые образцы распродали, но с нашим классными законами его даже не зарегаешь особо, в силу особенностей мема.


    1. nevskyiplaw
      25.01.2016 11:30

      какую особенность наших законов вы имеете в виду?
      для игрушек есть как минимум два варианта:
      1) можно было зарегистрировать так называемый 3D товарный знак — или иначе объемный товарный знак
      пример — конфеты Рафаэлло. Вид конфеты — зарегистрированный товарный знак, причем успешно защищаемый в судах

      2) зарегистрировать промышленный образец
      пример — защита мягкой игрушки


      1. MikeKosulin
        30.01.2016 15:13

        Я скорее не о законах, а о тех, кто их придумывает.
        Экспериментировать не хотелось, если честно.
        Педобир Госдума гугл