На Geektimes существует добрая традиция — каждый год, примерно в одно и то же время напоминать читателям о существовании марсохода Opportunity. Этот аппарат работает на Красной планете вот уже 12 лет! Если помните, изначально миссия считалась выполненной, если ровер сможет проработать вдали от Земли 90 марсианских суток.

Но этот срок прошел, потом прошло еще 90 дней. И так, день за днем, прошли годы. Марсоход с честью выдержал все испытания и продолжает работать, исследуя все новые территории.

Прибыл он на Марс 24 января 2004 года. По размерам этот марсоход меньше Curiosity, поэтому опустить его на грунт было решено при помощи гигантской воздушной подушки. Затраты на разработку и доставку ровера окупились многократно. Opportunity совершил множество открытий, включая обнаружение косвенных свидетельств существования жидкой воды на Марсе. Так, была обнаружена пресноводная глина, которая является прямым доказательством существования пресной воды в прошлом Марса. Пресноводную глину нашли около кратера Индевор, диаметр которого составляет 25 километров. Сейчас Opportunity постепенно двигается вдоль кромки кратера, обследуя интересные участки. В одном таком обследовании фрезой был снят поверхностный слой камня в этом месте, а при помощи спектрометра ученые смогли определить состав пород.

image
Оказалось, что в породе — высокое содержание таких элементов, как кремний и алюминий, и некоторые параметры состава позволяют говорить, что это — глина, сформировавшаяся под влиянием пресной воды. Отметим, что ранее следы воды тоже находили, но это была соленая вода с высоким уровнем кислотности, которая, по мнению некоторых ученых, не была пригодна для жизни.

В 2011 году марсоход начал изучать окрестности кратера Endeavor, и с тех пор обретается в этой местности. У Opportunity нет атомного источника питания, он работает за счет энергии Солнца. Если солнечные батареи закрывает пыль, или ровер попадает в тень, работа прекращается, и связь с Землей теряется на многие дни.

Кстати, именно этот марсоход побил рекорд по преодолению пути на другой планете — еще в прошлом году была преодолена марафонская дистанция, и сейчас счетчик продолжает отсчитывать все новые и новые километры пути. В том же 2015 году NASA выпустила видео, где собраны наиболее интересные моменты пребывания Oppotunity на Марсе.



Что же, осталось пожелать этому стойкому аппарату проработать еще много лет.
Как считаете, сколько еще продержится Opportunity?

Проголосовало 1016 человек. Воздержалось 127 человек.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Комментарии (77)


  1. atomlib
    27.01.2016 13:04
    +24

    image


    1. evil_me
      27.01.2016 14:14
      +11

      Вот тоже хороший
      image


      1. igoriok
        27.01.2016 14:39
        +5

        Чёрт. Мы должны спасти этот маленький ровер. Весь мир ждёт его возвращения!


        1. amarao
          27.01.2016 15:40
          +7

          Надеюсь дожить до момента, когда я смогу посмотреть на него в музее освоения Марса. Своими глазами. На оригинал, который вернули. Или, ещё лучше, слетать в отпуск, посмотреть местные музеи — и, конечно, на него тоже.


        1. alsii
          27.01.2016 17:19

          Да, теперь ясно, что все вопросы о том, зачем нам посылать миссию на Марс, исходят от черствых и циничных людей. Не голосуйте за них.


      1. ruikarikun
        27.01.2016 16:10
        +2

        image


  1. Basil_BF
    27.01.2016 13:06
    +2

    Хороший аппарат получился. Жаль только все ближе неизбежный конец — уже сейчас часть оборудования сломалась, часть израсходовала ресурс и часть работает на обходных костылях(вроде бы). То есть от него как от научной лаборатории все меньше толка.


    1. malishich
      27.01.2016 14:17
      +1

      А есть краткий анализ где-нибудь, о том какое оборудование сломалось и главное по каким возможным причинам?



      1. sciper
        27.01.2016 17:19

        wiki же

        СпойлерВ 2007 году у Оппортьюнити появились неполадки в работе правого переднего колеса (скачки напряжения) — аналогичная неполадка, которая вывела из строя правое переднее колесо Спирита. Инженеры дали передохнуть колесу, когда ровер долгое время изучал горное обнажение. В декабре 2013 года эти неполадки вновь повторились. Команда предпринимает активные меры по устранению этой неисправности;

        Инфракрасный тепловой эмиссионный спектрометр MiniTES отключён с 2007 года, когда его зеркало забила пылевая буря, в связи с чем он не может принимать изображения. Для дальнейшей эксплуатации прибора необходим сильный поток ветра, который очистит внешнюю поверхность зеркала от пыли;

        Миниатюрный Мессбауэровский спектрометр, который позволяет определять соединения железа в породах, в данный момент отключён. Применяемый в нём Кобальт-57 имеет период полураспада 271,8 дней, поэтому за 11 лет работы он практически исчерпал свой ресурс. Во время зимовки 2011 года Оппортьюнити ещё пытался как-то его применить, в итоге пришлось потратить несколько недель для получения результатов одного образца;

        Спустя несколько лет пребывания на Марсе у Оппортьюнити появились проблемы с его буром (RAT), при помощи которого он делает небольшие углубления в породе. Тестирование показало, что датчики наведения бура на породу работают некорректно, но инженеры, перепрограммировав программное обеспечение, решили данную проблему;

        Вышел из строя один обогреватель.

        22 апреля 2013 года Оппортьюнити самовольно переключился в состояние, которое можно охарактеризовать как «режим ожидания».[141] Операторы на Земле узнали об этом 27 апреля 2013 года.[141] Первичное тестирование позволило установить, что Оппортьюнити почувствовал что-то неладное в своих системах 22 апреля, во время измерения прозрачности атмосферы Марса и переключился в режим ожидания.[141] Инженеры подозревают, что марсоход решил перезагрузить свой бортовой компьютер в то время, когда его камеры делали снимки Солнца.[141] 1 мая 2013 года, по команде с Земли, Оппортьюнити успешно вышел из «режима ожидания» и возобновил свою научную деятельность.

        В декабре 2014 года NASA сообщили о проблемах с энергонезависимой флеш-памятью, котрую Оппортьюнити использует, например, для хранения телеметрической информации. Переформатирование файловой системы не помогло. После этого было решено временно использовать для хранения данных RAM, что позволило возобновить работу ровера. В будущем NASA постараются отключить неисправный фрагмент флеш-памяти, чтобы оставшуюся часть можно было использовать по назначению[142].


        1. amarao
          27.01.2016 18:00

          С тех пор в течение года ничего не ломалось.


    1. Eeegrek
      27.01.2016 14:17

      Было бы интересно вернуть его назад, что бы инженеры и ученые могли осмотреть его, что бы выявить слабые места и их повреждения.


      1. Basil_BF
        27.01.2016 16:52

        Не думаю, что целесообразно, он и так на порядки перевыполнил свою рассчитанную миссию.


      1. Dabbuger
        27.01.2016 17:20

        Выявлять «слабые места», мне кажется не нужно, ибо их нет, раз аппарат прослужил на много дольше расчетного срока службы. Я думаю, что исследовать его противопоказано, а то будет как с машинами, сначала качество росло, а потом конструкторы поняли, что такой ресурс автомобилям не нужен и стали делать попроще и по дешевле.


    1. potan
      27.01.2016 17:30

      Когда-нибудь будет дешевле послать туда робота-ремонтника, что бы он починил/проапгрейдил старые роботы, чем посылать новые…


  1. LycanIT
    27.01.2016 13:10
    +2

    Похоже, что на марсе, не такие уж и агрессивные условия. А так же что американцы научились строить очень надежные роверы под эти условия. Это очень радует :)


    1. bopoh13
      27.01.2016 15:24

      Случайный астероид может свести надёжность на нет. Прекрасно, что ровер катался по Марсу 12 лет, — теперь мы знаем, что среда на Марсе очень кислая для существования полезной органики.


      1. engine9
        28.01.2016 02:20
        +1

        Что-то подсказывает мне, астероид угодивший в ровер это супер маловероятное событие.


  1. lekos
    27.01.2016 14:17

    После этого все больше верится американским автомобилям. :)
    Интересно, curiosity столько же протянет?


    1. HunterSpy
      27.01.2016 16:09
      +5

      Я буду верить американским авто если фирма производитель будет NASA.


      1. EmmGold
        27.01.2016 17:20
        +1

        Я вас обрадую, есть такие авто ;)
        www.youtube.com/watch?v=-BpXzBzKfPw


      1. Basil_BF
        27.01.2016 17:40
        +1

        если фирма производитель не НАСА, а JPL (jet propulsion lab) — разработчик и кьюри и опи


        1. HunterSpy
          28.01.2016 00:47

          JPL является частью NASA. Если точнее — то научно-исследовательским центром (wiki)


    1. sys-admin
      29.01.2016 09:59

      Теоретически, ни чего не мешает. Там же не солнечная панель, а реактор, расчётный срок службы которого — минимум 14 лет.


  1. Fertum
    27.01.2016 14:17

    интересно было бы увидеть пройденный ровером маршрут


    1. vovka667
      27.01.2016 14:39

      Правая часть видео из статьи показывает маршрут.


      1. Tophail
        27.01.2016 15:24

        Хотелось бы еще и об общей протяженности этого маршрута узнать.


        1. SelenIT2
          27.01.2016 15:58

          На сайте миссии по состоянию на 19.01.2016:

          Total odometry is 26.50 miles (42.65 kilometers), more than a marathon.

          Правда, это число как-то подозрительно не меняется с середины декабря...


  1. bubble
    27.01.2016 14:17

    Если солнечные батареи закрывает пыль… работа прекращается, и связь с Землей теряется на многие дни.А как солнечные батареи очищаются от пыли? Ветром?


    1. warezzzok
      27.01.2016 14:39
      +1

      Всегда интересовал вопрос — почему нельзя было сделать элементарную щетку на манипуляторе для очистки панелей от пыли? Цена — копейки, вес — мизерный, а профита много было бы. Не подумали об этом? Или не сочли необходимым в условиях 90 дневной миссии?


      1. AngusMetall
        27.01.2016 15:25

        Как то писали, что проблема в том, что марсианская пыль это очень такой хороший абразив, и тереть щёткой по панелям не стоит.


        1. clockworkContraption
          27.01.2016 17:20

          А, кстати, возможно было бы очищать панели от хотя бы самых крупных частиц марсианской пыли вибрацией? Мне решение в виде небольшого вибромотора видится менее затратным и более надёжным, чем щёточный механизм. Или пыль из-за малого размера крупиц слишком сильно липнет?


          1. gary1
            27.01.2016 17:52
            +4

            Думаю вибрация будет не самым эффективным способом очищения, к тому же, как я уже писал ниже это дополнительное время, денги, а самое главное вес и энергия. Приходилось читать про немного другой принцип, не знаю, будут ли его использовать или уже где то используют, но в общем выглядит так: солнечную панель покрывают специальной, прозрачной, электропроводящей пленкой и подают на пленку электрические импульсы. Это заставляет частицы леветировать и двигаться к краю. Благодаря этому, вроде как сбрасывается до 90% пыли. Плюсы такого подхода очевидны: нет ни каких движущихся частей, минимальный дополнительный вес, по сути нужено только электричество (ни воды, ни воздуха эта система не требует). Минусы так же есть, но с ними можно бороться.
            Я думаю, что это наиболее перспективный способ для борьбы с мелкой пылью на солнечных панелях марсоходов, да и на земных солнечных панелях тоже.


          1. Sleepwalker_ua
            27.01.2016 20:26

            Масса (даже на орбиту лишний килограмм больших денег тогда стоил), сложность конструкции, лишняя точка отказа. Потенциально и другому оборудованию вибрации могли не понравиться. Да и от самой мелкой пыли все равно не избавиться, можете дома поэкспериментировать, вибрацией хорошо сгонять более-менее крупные частички, а самые мелкие все равно «прилипают»


            1. warezzzok
              27.01.2016 23:04

              Можно поставить оборотистый вентилятор. Атмосфера есть же, можно сдувать пыль, включая его изредка. Так же точно, как это делает естественная среда


              1. Roma1879
                29.01.2016 09:58

                Уже отвечали где то. Пыль наэлектризована. Эффективно её убрать можно только механически.


        1. beavole
          27.01.2016 20:26
          +2

          Не соглашусь — марсианская пыль состоит, в основном, из оксида железа 3. Твёрдость оксида железа по Моосу — 5 ед. Твёрдость-же, даже обычного оконного стекла по Моосу ~6.5 ед., т.е. оксид железа не будет, или-же будет плохо царапать стекло. Кроме этого, пыль на Марсе постоянно переносится атмосферой, частицы трутся друг о друга, а следовательно не имеют острых краёв.
          Лунная-же пыль состоит из реголита, имеющего твёрдость по Моосу от 5 до 8 ед., что сопоставимо с твёрдостью стекла. Так-же частицы лунной пыли имеют острые края, вследствие отсутствия постоянного трения друг о друга и действительно являются хорошим абразивом, о чём и были упоминания.

          В первом приближении, имхо, применение механических щёток для очистки солнечных панелей на марсоходах было-бы оправдано.
          Кроме этого (раз уж этот способ показал свою эффективность), можно было-бы установить мини-компрессор на марсоход и сдувать пыль потоком сжатого воздуха тогда, когда это нужно, а не когда ветер подует.


      1. gary1
        27.01.2016 15:25
        +4

        На quora задавали этот вопрос. Вкратце ответ простой. Изначально марсианские мисси проектируют на довольно короткий срок (то что пара из них продержалась долше положенного времени, это и удача, и хорошая работа проектировщиков, но полагаться на это не стоит), а разработка очистителей, это время, деньги, дополнительный вес и трата энергии. Так что размер панелей делают с учетом постепенного запыления за расчетное время миссии.


      1. alexws54tk
        27.01.2016 15:25

        Вполне возможно, что и то и другое.


      1. Signi
        27.01.2016 15:25
        +1

        Щётки и песок за счет абразивного воздействия быстро покрыли бы панели царапинами, тем самым ухудшив их эффективность. Как вы и сказали для планируемой 90 дневной миссии не сочли необходимым устанавливать какой либо механизм очистки.


        1. BubaVV
          27.01.2016 17:12

          Пневматика не прокатит?


        1. baxtep
          27.01.2016 17:18

          вибры от телефона и небольшого угла наклона достаточно


          1. HunterSpy
            28.01.2016 00:54

            Я предполагаю если бы этого хватало то пыль ты падала сама во время движения. Что мне подсказывает что налипает она не просто так… Электростатика или что нибудь ещё явно…


            1. baxtep
              28.01.2016 06:20

              и электростатика — тоже хорошая идея


      1. stalinets
        28.01.2016 19:27

        Тоже задаюсь этим вопросом. Ниже вот пишут — всё это лишний вес, точка отказа и пр. Но устройство ведь очень простое, по сути обычный автомобильный дворник, только не с резинкой, а с мягкой щёточкой (на уроке труда или в столярке все видели щётку-смётку?). Для устранения электростатики пластик ворсинок щётки делаем немного токопроводящим.

        По поводу царапания: щётка ведь не будет часто елозить туда-сюда, она, может, раз в полгода сделает один проход.
        Ещё вариант: покрыть солнечные батареи несколькими слоями тонкой прозрачной плёнки и придумать механизм, который при запылении будет сдирать верхнюю плёнку со всей налипшей пылью. Даже штук 5 слоёв сильно продлят срок службы панелей и сократят простои.


    1. Victor_Grigoryev
      27.01.2016 23:24
      +2

      Стыдно за людей, которые не читали Zelenyikot и lozga, но рвутся в комментарии за лайками.


      1. dcoder_mm
        28.01.2016 00:47
        +2

        Три одинаковых комикса под каждым постом о марсоходах расстраивают больше


  1. alexvershkov
    27.01.2016 14:39

    Вполне возможно что Опортьюнити еще может пережить Курьосити? У второго жизнь ограничена ритегом, который конечен. А у первого солнечные батареи


    1. stenogriz
      27.01.2016 15:06
      +3

      Вояджер на РИТЭГе до сих пор сигналы посылает.


    1. artoym
      27.01.2016 15:45

      Вики говорит: «При минимальном сроке службы в 14 лет его выходная мощность снизится лишь до 100 Вт» (изначально 125). Так что проблем с энергией особо не предвидится. [ага, 640 КБ должно...]


    1. HunterSpy
      27.01.2016 16:12

      Про ресурс аккумулятора не забудь… без него он из-за перепада температур ночь/день быстро умрет.


  1. aminought
    27.01.2016 15:25

    Вот бы организовать встречу Curiosity и Opportunity!


    1. lostpassword
      27.01.2016 15:59

      Что, манипуляторопожатие заселфить?)


      1. SelenIT2
        27.01.2016 16:05

        А кстати, были ли прецеденты подобных «встреч» на других небесных телах, кроме знаменитого визита астронавтов «Аполлона-12» к «Сервейеру-3»?


        1. dcoder_mm
          27.01.2016 18:35

          Кажется, нет. Правда я и про «Сервейер-3» узнал только от вас и с большим интересом прочитал, большое спасибо

          фоточка
          image


      1. shlykovdi
        27.01.2016 17:20

        Интересно, а на сколько далеко они друг от друга находятся? Может это вообще недостижимая цель)


        1. SelenIT2
          27.01.2016 17:58
          +2

          Увы, очень далеко. Практически на противоположных сторонах глобуса. До Спирита Кьюри еще мог бы попробовать дотянуться, хотя всё равно 2000 км при темпе 10 км за 3 года…


  1. blazemaru
    27.01.2016 17:20
    -11

    Тестовый комментарий к старой записи.
    Заранее на всякий случай: прошу прощения у автора статьи.


  1. AlexJJ
    27.01.2016 17:20

    90 сол планировали что должен проработать Opportunity, а он уже 4267 сола куралесит по Марсу за 12 земных лет? В 47.4 раз превысил запланированного срока. Еще 233 сола и в 50 раз превысит запланированный срок. Вот так техника работает в далеке от человека.)


  1. vasiaplaton
    27.01.2016 17:20
    +1

    Пытался сделать что-то подобное на arduino, датчик холла, система координат, автоуправление.Поставил на банку, подключил вместо батарей usb, 6 часов и из драйвера двигателей пошел сизый дым.(кстати камера тоже есть.)


    1. marks
      27.01.2016 17:20

      Пытались сделать марсоход?


      1. vasiaplaton
        28.01.2016 13:07

        да, не пытался, а пытаюсь


        1. gary1
          28.01.2016 13:10

          Может быть напишете об этом статью? Думаю публике будет весьма интересно


          1. vasiaplaton
            28.01.2016 14:35

            Возможно и напишу, когда закончу, кстати стоит ли описывать все грабли?


            1. marks
              28.01.2016 17:08
              +2

              Конечно, стоит. Это даже интереснее, чем просто история успеха, так сказать.


            1. gary1
              28.01.2016 17:33
              +1

              Безусловно и во всех подробностях ))


              1. vasiaplaton
                28.01.2016 18:47
                +2

                Ну ладно, постараюсь закончить в ближайшее время.


        1. Aldaron1
          29.01.2016 12:05

          Тоже брался за подобный проект, но потерпел фиаско, тк изначально взял довольно слабый контроллер и в итоге для апгрейдов пришлось бы все с нуля собирать, прогать итд. В результате у меня получился танк с управлением через wi-fi и нехитрым манипулятором. Банально, обидно (


    1. dcoder_mm
      27.01.2016 18:36

      Не ходите работать в JPL.


      1. monah_tuk
        28.01.2016 10:16
        +1

        Я думаю, его сами пригласят, когда он

        из драйвера двигателей пошел сизый дым
        исправит удалённо :)


        1. vasiaplaton
          28.01.2016 13:06

          Сегодня испытывал его с транзисторами и сломалась серва на руке с датчиками. Вот с этим проектом (делаю чисто для себя ) конечно не мало повозился


  1. SanzharZh
    27.01.2016 17:20
    +1

    Интересно, разработкой ПО занимались сами NASA?


    1. monah_tuk
      28.01.2016 10:16

      Я не знаю, но почитал бы про их бест-практики, языки, подходы и т.д.


  1. loker39
    27.01.2016 17:21
    +1

    На самом деле была бы интересная статья об аккумуляторных батареях для подобных аппаратов. Какие материалы применяются и т.д. Там же радиация, перепады температур и прочие не совсем дружественные условия…

    P.S. Такой статьи здесь пока не видел.


    1. vanyamasnuha
      27.01.2016 20:26

      Наверное, NiCd батареи ставят — они очень долговечные. Еще LiFePO хорошо работают при низких температурах и более долговочные за обычные литиевые аккумуляторы.


      1. Zenitchik
        27.01.2016 21:27

        LiFePO хорошо работают при низких температурах

        Вы в этом уверены? Продавцы говорят, что наоборот, ниже -17°С LiFePO4-батарее становится очень плохо.


    1. stalinets
      28.01.2016 19:34

      На советских аппаратах вроде ставяли серебряно-цинковые аккумуляторы.