После публикации отчёта за первый квартал работы Alphabet с показателем прибыли в $21,33 млрд и общим доходом в $8,67 на акцию, капитализация компании взлетела до $547,1 млрд, заняв лидирующую позицию по этому показателю, на что не могли не обратить внимание аналитики из VentureBeat. Стоит отметить, что ранее первое место удерживала Apple с капитализацией $529,3 млрд и впоследствии она все равно смогла вернуть себе звание самой дорогой компании.

Такая капитализация Alphabet выглядит ещё абсурднее с учётом экономики компаний — в 2015 году прибыль Apple составила $234 млрд, а прибыль нефтяного гиганта Exxon Mobile более $300 млрд. На их фоне доход Alphabet в размере $74,5 млрд выглядит ничтожным. Но назвать Alphabet переоценённым из-за низкой прибыли не получится — на рынке присутствует компания Amazon, которая демонстрирует аналогичную ситуацию. При марже в 3% она по всем законам рынка не может обладать подобной капитализацией. Так как же таким компаниям это удаётся?

Устаревший подход к оценке

Все это показывает то, насколько существующие финансовые модели устарели. С существующим подходом они могут попросту перестать использовать. В основе существующей системы оценки капитализации лежит скидка на основе оценки конгломерата. Если у компании несколько направлений, то они суммируются по принципу конгломерата и оцениваются фондовым рынком со значительной скидкой. Такой способ оценки стал особенно популярным в 1970 года, когда востребованным был частный капитал. Крупные и неповоротливые компании активно распадались и им на замену приходили молодые, амбиционные и готовые к изменениями, за которыми стояли частные инвесторы.

Во время поры поглощений, захватов компаний у инвесторов сформировалось мнение, что сложный бизнес оказывается всегда в проигрыше. В результате инвесторы стали отдавать предпочтение простым компаниям, которые просто классифицировать. Исключения? Можно взять тот же General Electric, который никак не страдает при оценки акций.

Простота — не всегда хороша

Идея упрощения компании изжила себя. Сейчас на рынке правят компании интернет вещей, big data, стартапы, являющиеся агентами по предоставлению услуг клиентам, и технологические компании. А скоро в этот список войдут и компании, разрабатывающие искусственный интеллект или роботов. Поэтому концепция сосредоточения на одной проблеме для успеха на рынке выглядит абсолютно абсурдно в наше время. У компании Kodak была узкая специализация и куда это её привело? Та же Amazon — компания начинала с дистрибуции товаров, а теперь разрабатывает приложения, продаёт электронные книги и множество других товаров.

Некоторые аналитики продолжают утверждать в относительно низкой оценочной стоимости Alphabet по сравнению с возможной капитализацией чисто Google. Но они не берут в расчёт экономику компании, как комплексной структуры с большими инвестициями в инновационные области. В далёкой перспективе эти инвестиции могут оказать существенное влияние на всю IT-индустрию в целом, да и на другие области тоже. Поэтому все инструменты для оценки таких компаний аналогично оказываются устаревшими.

Аналитики могут с лёгкостью оценить материальные вещи в виде проданных девайсов или любых других ресурсов, как в случае с Exxon Mobile. Но как оценить алгоритмы любого из поисковиков? Как оценить нейронные сети, стоящие за сервисами рекомендаций по старой схеме аналитиков?

Кажется, что настало время кардинальный перемен, которые произойдут уже совсем скоро и случай с Alphabet это только доказывает.

Комментарии (5)


  1. Mendel
    06.02.2016 15:14
    +2

    Андрей, попробуйте прочитать то, что вы написали)
    Это адовый набор несогласованных слов.
    Просто в каждой фразе. Это перевод? Это что?
    ===
    В основе существующей системы оценки капитализации лежит конгломерат скидка, когда оценивает тенденции фондового рынка с заниженной запасов конгломерат предприятий
    ===
    Это на каком языке?
    И да, я знаю, опечатки в личку. Но тут одна сплошная опечатка.
    Ладно за словами смысл ускользает, но тут и со словами проблема)


    1. azazelis
      06.02.2016 17:15

      Спасибо за замечания, подправил по тексту. Тут был момент ещё, что в принципе в русском отсутствует синоним понятия «conglomerate discount», поэтому стопорнулся)


  1. szubtsovskiy
    07.02.2016 13:45
    +1

    Объясните, пожалуйста, какие выводы для себя должен сделать прочитавший эту статью? У меня сложилось ощущение, что статья представляет собой набор вырванных из контекста фактов, противоречивых утверждений и неотвеченных вопросов.

    Развитие стартапа, венчурные инвестиции, бизнес-модели, финансы в IT — где это всё?

    Этому мусору действительно место на «Мегамозге»?


  1. zarfaz
    07.02.2016 17:11

    Полагаю, что это перевод другой статьи. В ней производится анализ показателей прибыли компании и её связь с капитализацией. Идея следующая: «Если холдинг (с англ. Conglomerate) имеет несколько подразделений-компаний, то оценивать капитализацию холдинга как сумму капитализации каждого подразделения в отдельности некорректно. Вероятно, именно это имелось ввиду под методом конгломератов. Мол, нельзя просто сложить — получим завышенную оценку.


    1. Mendel
      07.02.2016 23:54
      +2

      Неа. В статье написано, что сейчас считается, что если сложить, то будет завышено, и поэтому надо при оценке делать скидку, но мол на самом деле скидку делать не нужно, и сейчас такой подход не актуален. :)
      В текущей версии статьи это в принципе можно понять не сильно напрягаясь, а в изначальной нужно было мысленно переводить текст на английский, а потом обратно на русский :)