До введения Закона о чистом воздухе (The Clean Air Act) густые туманы в Англии не были редкостью.
Самолет, вылетевший во время войны на бомбардировку Германии при хорошей погоде, по возвращению мог попасть в такой туман, при котором не видно посадочной полосы.

По инструкции пилот в этом случае должен направить самолет в сторону моря, а сам вместе с экипажем выброситься на парашютах. Это приводило к значительным небоевым потерям самолетов.

В 1942-м британцы придумали FIDO — огневую систему разгона тумана:


Устройство для рассеивания тумана состояло из трех труб, проложенных с обеих сторон взлетно-посадочной полосы (ВПП). Две лежали на земле, верхняя располагалась над ними; в нижних трубах были выполнены отверстия.






В верхний трубопровод нагнеталось горючее, которое перетекало в нижние трубы и через отверстия било струйками вверх. Электрическим путем или вручную струи поджигали, верхняя труба прогревалась, горючее в ней испарялось и система выходила на рабочий режим: из отверстий била не жидкость, а бензиновые пары, образующие факелы высотой 60-180 см.


Тепло от пламени испаряло капельки тумана, и тот рассеивался.
Когда система прогревалась, то черный дым исчезал и оставалось относительное чистое пламя.
До и после включения системы (через 9 минут):


Использование системы при различных направлениях ветра:


После первой ночной тестовой посадки пилот сказал, что ощущал себя цирковым львом, которому надо прыгнуть в горящий обруч. Была небольшая турбулентность от горячего воздуха, но проблем она не доставила.

Боевое крещение система получила ночью 19 ноября 1943 года в местечке Fiskerton, когда она за 10 минут улучшила видимость в тумане со 100 ярдов до 2-4 миль. Приземления в ту ночь сопровождались комментариями летчиков типа «Казалось, мы спускаемся в ад, но в итоге оказалось не так плохо».


C этого дня и до конца 1943 года в Fiskerton было совершено 39 успешных посадок в тумане. Весной 1944-го уже восемь английских аэродромов оборудованы FIDO, еще семь были в процессе. В случае сильного тумана возвращавшиеся бомбардировщики садились на ВПП с FIDO, заправлялись, и после наступления летной погоды разлетались по своим базам.
Свет от пламени иногда был настолько сильным, что зарево было видно с голландского побережья.

Горючее находилось в баках на краю аэродрома, закопанных или защищенных кирпичной кладкой.




Расход топлива был громадный — 450 куб.м/час на полосу средней длины. Систему обслуживало 20 человек.
Насосная:


Всего с 1943 по 1945 год в Британии, используя FIDO, успешно приземлилось 2486 самолетов, из них 79 при видимости менее 100 метров. Использовали эту систему и американцы на Алеутских островах.

Стоимость одной посадки самолета в тумане составляла 625-1500 фунтов по оценкам британцев или $4000-5000 по оценкам американцев.

Были попытки послевоенного применения системы, в частности, в аэропорту Хитроу. Позже были эксперименты в парижском Орли и пекинском Наньюане с установкой вдоль полосы реактивных двигателей для тех же целей. Но то ли это оказалось слишком дорого, то ли туманов стало меньше, а может автоматика «подтянулась», но на гражданке система не прижилась.

Фильм 1946 года с грифом «Secret» с устройством системы, видами с воздуха и т.д. (англ.):

Комментарии (18)


  1. vintage
    01.03.2016 08:12
    +1

    А почему на одной из картинок флаг американский?


    1. Rumlin
      01.03.2016 08:24

      Первый В-17 приземлился на Британских островах 1 июля 1942 года.


    1. irbius
      01.03.2016 08:31
      +4

      Ну так американцы и летали с аэродромов её Величества бомбить немецкие города. С Северо-Американского континента и обратно ни один самолёт тогда не мог долететь.


    1. Int64
      01.03.2016 13:53

      Думал, мне показалось...


  1. Speccyfan
    01.03.2016 09:45
    +10

    два раза прочитал заголовок и теги, что бы понять, что это совсем не то, знакомое мне FIDO.


    1. 22sobaki
      01.03.2016 09:48
      +1

      в данном случае — Fog Investigation and Dispersal Operation


    1. Serj_By
      01.03.2016 15:29

      А я так и не понял, пока не открыл статью. :)


    1. stifff
      02.03.2016 14:28

      А символика, тем не менее, похожа
      Image #2500230, 92.8 KB


  1. MnogoBukv
    01.03.2016 09:51
    +5

    Тут тёплые оффтопичные комментарии про FIDO


  1. vlreshet
    01.03.2016 11:08
    +3

    Я думал тут что-то про Мицгола будет.


  1. impetus
    01.03.2016 12:21
    +1

    Да, хорошо жить, когда ответных бомбёжек нет и не предвидится фактически, это вам не Полтава


    1. irbius
      02.03.2016 08:59

      Почитайте о «Битве за Британию». Были у них ответные бомбёжки, и они всё сделали, что бы их было меньше. И довольно эффективно, в чем молодцы.


      1. impetus
        02.03.2016 15:42
        +1

        я её лет 15 уже как почти наизусть знаю ;)


  1. Int64
    01.03.2016 13:54
    +1

    Вспомнилась вторая часть "Крепкого орешка".


  1. tormozedison
    01.03.2016 22:28
    +1

    Я один вспомнил принцип действия примуса?


    1. irbius
      02.03.2016 08:41
      +1

      Причём тут примус? Не самое первое изделие на этом принципе. :) Так многие изделия работают, и паяльная лампа и думаю Греческий Огонь пулял примерно так же :) наводя ужас на врагов :). А примус это ж название конторы, так же как и Ксерокс. :)


      1. tormozedison
        03.03.2016 06:11
        +1

        И Thermos — тоже название конторы.


      1. tormozedison
        07.03.2016 16:20

        И даже Metropolitain — название конторы.