Сегодня посмотрим, на чем в 1930-е годы предки впервые оторвались от Земли на расстояние в 20 километров.


Гондола стратостата «СССР-1»: кольчугалюминий, утеплитель из оленьего войлока, амортизатор из ивовых прутьев.


1. Предыстория. Зачем?

Одной из главных научных целей путешествий в стратосферу было измерение интенсивности космических лучей. Наилучшие условия для этого были вдали от поверхности Земли, чем дальше — тем лучше. А поскольку обслуживать тогдашнюю аппаратуру должен был человек, то полеты закономерно должны были стать пилотируемыми.

Параллельно в виду надвигающейся большой войны перед военными забрезжила идея сверхвысотной авиации с невиданными доселе скоростями и вне зоны досягаемости зенитного огня.

Интересы ученых и военных совпали. Помноженные на романтику открытий и стремление к рекордам, эти факторы вылились в краткий бум стратонавтики 1930-х годов.

Игроков в стратосфере было трое: швейцарец Огюст Пиккар, СССР и США. С 1931 по 1935 год эти участники построили с десяток стратостатов и установили шесть мировых рекордов высоты.


2. Устройство гондолы

Поскольку давление в стратосфере крайне низкое, то человеку там необходима герметичная капсула или скафандр. В 1930-х остановились на первом, более простом, варианте.

К разработке гондол подходили весьма тщательно — например, для кабины рекордного стратостата «СССР-1» сделали полноразмерный деревянный макет, отработали на нем компоновочные решения, выполнили гондолу в металле, испытали ее давлением и лишь после этого допустили к полету.

Гондолы первых советских стратостатов оснащались амортизационным устройством из ивовых прутьев, размещавшимся под кабиной (см. первый снимок).

При скорости более 5 м/с «корзина» должна была сломаться, поглотив энергию удара.




У первого «настоящего» стратостата «FNRS-1» Огюста Пиккара амортизаторы были только, так сказать, персональные:


Американцы ушли не дальше — команда Explorer II была экипирована лишь шлемами для американского же футбола.


Углекислый газ в гондоле поглощался патронами с гидроксидом натрия (едким натром), кислород добавлялся вручную из баллонов с жидким или газообразным О2.

Влажность воздуха в гондолах часто никак не регулировалась, быстро достигала 100% и выпадала в виде росы или инея на стенках. В одном из полетов советские стратонавты едва успели закончить замеры параметров до того, как реки конденсата смыли риски на шкалах приборов, сделанные тушью. Позже появились сорбенты-поглотители влаги. Была интересная идея с осушением воздуха путем его охлаждения до выпадения конденсата, но опробована она, насколько мне известна, не была.

Следующий вопрос — терморегуляция в кабине, ведь температура в стратосфере составляет -50...-60 градусов.

Гондола FNRS-1 была оригинальней всех:

С одной стороны ее покрасили в белый, а с другой — в черный цвет. По замыслу создателя, поворот сферы той или иной стороной к Солнцу должен был регулировать температуру в гондоле.


4 — пропеллер для вращения гондолы.
На практике устройство не заработало, солнце светило с «черной» стороны и внутренняя температура в первом полете Пиккара поднялась до +38.
В следующем полете вентилятор сняли, а всю капсулу покрыли серебрянкой. Внутри стало минус 16.

Американские конструкторы сделали то же, но по своему:


Предполагалось, что верхняя половина сферы будет отражать солнечное излучение, а нижняя — поглощать тепло от Земли. Идея сработала лучше предыдущей, но тоже не блестяще: во время полетов в гондоле были бодрые +5 градусов.

Советские стратонавты просто теплоизолировали металлические гондолы, обтягивали их материей и красили в серый или голубой цвет. Как показала практика, такое решение оказалось самым удачным.


Проблему герметизации веревки управления маневренным клапаном на выходе из гондолы конструктор FNRS-1 Пиккар решил, пропустив клапанную веревку через U-образную трубку, заполненную ртутью. Ртуть своим весом компенсировала разницу давлений и являлась жидким уплотнителем, не препятствуя прохождению клапанной веревки.
Вид сверху на внутренность гондолы; в верхней части снимка видна U-образная трубка:

(это снимок «Осоавиахима-1», на котором U-трубку «срисовали» с FNRS-1)

Приборы для взятия проб воздуха размещались снаружи кабины. Так, на стропах «СССР-1» подвешены стеклянные сосуды, из которых откачан воздух. По сигналу из кабины электромагнит отпускал грузик, тот отбивал конец горлышка, и воздух из стратосферы поступал в сосуд. При последующей подаче тока разогревалась платиновая проволока и запаивала горлышко обратно.

(«СССР-1» строился под эгидой ВВС РККА — вспоминаем про интерес армии — поэтому стартовая команда состоит из красноармейцев).

США. Explorer. И тут военные:


3. Водород и балласт

Теория и практика воздухоплавания гласили: снижение аэростата с предельной высоты происходит со все возрастающей скоростью. Балласта брали много — до 30% от подъемной силы — и во время спуска сбрасывали, чтобы скорость не стала слишком большой.

О важности балласта говорит тот факт, что «Осоавиахим-1» во время рекордного подъема на 22 км сохранил так мало балласта, что спуститься благополучно шансов уже не имел, в связи с чем и разбился (см. Документы о катастрофе стратостата «Осоавиахим-1»).

Однако гондола стратостата — это не корзина воздушного шара, она герметична. В экстренных случаях экипаж мог выкинуть малоценное оборудование типа кислородных баллонов и аккумуляторов или выброситься с парашютами, но это возможно уже на относительно небольшой высоте, когда можно открыть люки. Для сброса балласта на высоте нужно было техническое решение.

На FNRS-1 и «Осоавиахиме-1» весовая нагрузка в виде свинцовой дроби находился внутри гондолы. При необходимости пилот совком зачерпывал дробь, насыпал в приемную воронку, закрывал верхний кран, открывал нижний — дробь высыпалась, оставляя гондолу герметичной.

9 — устройство сброса балласта



У стратостата «СССР-1» дробь в мешках находилась под гондолой, внутри уже знакомого нам амортизатора.


Мешки удерживались штырьками; стратонавт крутил рукоятку (на рисунке поз.22), трос наматывался на барабан и последовательно выдергивал штырьки. Мешки, будучи привязанным к амортизационной корзине за нижний конец, опрокидывались, высыпая дробь через свой верхний конец. Таким образом, устранялись несчастные случаи, которые могли бы произойти, если бы дробь падала мешками. Длина троса была подобрана таким образом, чтобы при одном полуобороте вала вытаскивался один штырек. Если пилот хотел сбросить, скажем, три мешка балласта, он должен был прокрутить ручку на 1,5 оборота.


Вся тонна балласта могла быть сброшена за минуту, посему такая схема считалась более продвинутой.

Чтобы дать пилоту возможность контролировать запас балласта, у двух окон гондолы «СССР-1» снаружи были укреплены два зеркала, при помощи которых пилот видел подвешенные под капсулой мешки.
Внутри гондолы. Видны: рукоятка сброса балласта, кислородные баллоны, откинутая аварийная заглушка на иллюминаторе:


Для сравнения внутренности «американца»:


Американцы мешки с балластом и аккумуляторы подвешивали снаружи гондолы, но сбрасывали также изнутри, выдергивая соответствующие штырьки.


Собственно, сброс балласта и открытие выпускного клапана в верху оболочки — это все инструменты управления стратостатом. Хотим вверх — сбрасываем балласт, вниз — выпускаем газ из оболочки.
Выпускной клапан:

Клапан открывался путем дерганья за соответствующую веревку в гондоле.

Непосредственно при посадке стратонавты тянули другую веревку, помеченную красным лоскутком — веревку разрывного полотна. При приземлении этот большой кусок ткани в верху оболочки позволял быстро освободить оболочку от водорода.
Черный кружок — выпускной клапан, черный треугольник — разрывное полотнище.


Иногда разрывное полотнище не срабатывало:

Аэростат стал быстро приближаться к земле. Выбрасыванием балласта мы уменьшили быстроту спуска. Наконец, гайдроп коснулся верхушек деревьев. Шар облегчился и мы некоторое время шли на гайдропе, конец которого волочился по верхушкам деревьев, срывая, благодаря быстроте движения, ветви. Вскоре перед нами показалась река. Мы перешли ее на гайдропе. Еще несколько минут и мы бросаем якорь, он зацепил, и мы с размаху кидаемся в чащу и хватаемся за стропы, чтобы облегчить первый удар. Для остановки шара стараемся разорвать разрывное полотнище. Но к нашему несчастию оно оказалось настолько прочно прикрепленным, что мы вдвоем не можем его оторвать. Тогда я схватился за клапанную веревку, чтобы открыть клапан.
Между тем, шар, удерживаемый якорем, начинает делать громадные скачки. То он поднимается сажен на 100, то с размаха вновь кидается в лес. Бросив разрывную ленту, мы оба ухватились за клапанную веревку и держали клапан открытым, рассчитывая, что хоть понемногу газ из шара выйдет...


Оболочку изготавливали из прорезиненного хлопка или шелка, в верхней части плотнее, чем в нижней. Здесь хорошо видно:


4. На старт!

Пуски стратостатов переносились так же часто, как через 50 лет будут переносится старты «шаттлов».

Погоду ждали месяцами. Высота рекордных стратостатов составляла более сотни метров, и для старта нужен был штиль, ибо в противном случае ветер сносил наполняющуюся оболочку. В частности, поэтому американцы запускали свои аппараты из каньона, а много позже — с палубы авианосца, который мог своим ходом скомпенсировать ветер.

По той же причине нижнюю часть огромной оболочки стратостата «СССР-3» при старте подвязали к верхней, уменьшив его высоту. После подъема на несколько сот метров «скрепы» отпустили, но нижняя часть оболочки задела веревку разрывного полотнища, оно открылось, и стратостат рухнул с высоты 700-800 м:

Был сегодня у меня в редакции Прилуцкий. Выглядит по-прежнему бодро, крепко, только речь стала немного торопливее. Рассказал некоторые подробности об аварии «СССР-3».
— Поднимаемся. Вдруг толчок. Семенов говорит: «опускаемся». Я взглянул на вариометр: -4 [скорость снижения 4 м/с]. Ну, думаю, это местное явление. Скинул немного балласта. Ничего, у американцев также было. Смотрю: -15! Ээ! Как крутанул ручку, так сразу тонну скинул. «Держись, Юрий Георгиевич!!! Земля!!» — крикнул Семенов.
Больше я ничего уже не слышал. Очнулся в больнице. Я был без парашюта, снял, чтобы не мешал, Семенов в нем.
— Так почему же все-таки произошла авария?
— Слишком большая влажность воздуха. Когда распустили второй старт разрывное и задело. [отсюда]


Так же, как ветер, недопустим был и туман. «СССР-1» при первом старте 23 сентября 1933 года набрал на оболочку полтонны влаги и просто не смог взлететь — водород стравили, запуск перенесли.

Обычно старт происходил в теплый сезон, рано утром. Ночью оболочку заполняли газом через главный аппендикс (рукав), который потом завязывался. Дополнительные аппендиксы, через которые внутрь оболочки проходили веревки клапана и разрывного полотнища, оставались открытыми: через них внутренность оболочки свободно сообщалась с атмосферой.

Заправка Explorer'а:




Тут тоже были нюансы. Заполнение «СССР-2»:

На центральном московском аэродроме разложена гигантская оболочка, вокруг 1000 баллонов со сжатым водородом. Дается команда, баллоны открываются, и водород по шлангам сначала небольшого диаметра, затем соединяющимся и увеличивающимся, пошел в патрубок диаметром больше полуметра, соединенный с оболочкой. Оболочка начала приподниматься, пухнуть. Она растет на глазах все выше и выше… Уже верхний купол на высоте примерно 100 м. А заполнение продолжается, часть оболочки еще лежит на земле, вздувается горбом, водород образует эти горбы и с шумом прорывается кверху. И вдруг… при одном таком прорыве внутри оболочки раздался глухой грохот, вверху показались языки пламени. Все бросились врассыпную. А оболочка с пламенем вверху медленно опускается на землю. Команда — «закрыть баллоны», начали обрезать шланги. Паника улеглась. Оболочка догорела до земли, образовался большой выжженный круг, и все погасло.
Потом выяснилось — рабочие завода «Каучук», готовившие оболочку, не могли ходить по ней босиком, она «кололась», масса шелковой прорезиненной ткани при шевелении заряжалась электричеством.


Водород вообще из-за своей взрывоопасности доставлял массу проблем. Только один из рекордных стратостатов — американский «Explorer II» летел на гелии.

Параллельно с заполнением оболочки взвешивали гондолу, пломбировали метеоприборы и запускали радиозонды-разведчики погоды, если таковые имелись.

Предстартовый осмотр оболочки «СССР-1» с шаров-прыгунов:

Когда подавалась команда «Тишина на старте!», к верхушке оболочки поднимался «прыгун», стратонавты тянули веревку выпускного клапана, и «прыгун» на слух убеждался, что клапан открылся.

Как видно, оболочка заправлялась водородом далеко не полностью. Поскольку на высоте 20 км плотность воздуха составляет 0,09 кг/куб.м против 1,2 кг/куб.м на уровне моря, то и объем оболочки с подъемом увеличивался во 10...15 раз:


20 километров — это как раз та высота, вокруг которой шла борьба рекордов. Положение на 1934 год (финальную точку здесь поставил Explorer II с результатом 22066 м):

В черной рамке — погибшие Федосеенко, Васенко и Усыскин с «Осоавиахима-1».

Вообще стратостаты падали разнообразно и регулярно, особенно, к сожалению, советские. Так «садился» Explorer I (разрыв оболочки):


По той же причине, но не столь стремительно, упал и советский «СССР-1-бис». И в том, и в другом случае люди спаслись, выбросившись с парашютами, но в целом стратосфера взяла человеческих жизней, пожалуй, больше, чем космос.

5. Послесловие

После Второй мировой стратостаты использовали для испытаний космических скафандров и систем спасения, с них пытались запускать ракеты, применяли для шпионажа и наблюдений за космосом, а завтра из стратосферы обещают раздавать интернет.

6. Приложения

а) FAQ: Почему каждый стратостат имеет свой «потолок»? В какое время года лучше летать в стратосферу? Для чего при спуске стратостата обычно выпускают длинную веревку (гайдроп), которая волочится по земле? и т.д. — Прянишников В.И. «Занимательное мироведение в вопросах и ответах» (1939).

б) Кинохронику можно увидеть в фильмах про Осоавиахим-1 и про Explorer II.

в) Картинки и технические описания взяты в основном из книг Мартенс. Техническая энциклопедия. Дополнительный том (1936) и Труды всесоюзной конференции по изучению стратосферы (1935).

г) Последний по времени, кхм, пилотируемый полет на стратостате — проект «Хвост» с мышенавтом на борту.

Комментарии (36)


  1. Rumlin
    26.01.2016 09:05
    +1

    image
    До сих пор стоит на ивовых прутьях или это металлический муляж?

    поэтому стартовая команда состоит из красноармейцев

    У Осоавиахим-1, по-моему также красноармейцы на старте стоят.


    1. 22sobaki
      26.01.2016 09:14

      В монинском музее (там хранится гондола СССР-1), к сожалению, не был, определенно насчет прутьев сказать не могу.

      Осоавиахим-1 изготовили в Ленинграде, но запустили из Москвы, из того же Кунцево, поэтому логично, что и стартовая команда была местная, московская.


  1. Serenevenkiy
    26.01.2016 09:24
    +6

    Очень интересно, спасибо.


    1. 22sobaki
      26.01.2016 09:28
      +1

      Пожалуйста.


      1. vladikas
        27.01.2016 22:19
        +1

        Плюс статье не могу поставить, поставил тут.


  1. engine9
    26.01.2016 13:32
    +2

    Время отважных мужиков.


  1. ProstoTyoma
    26.01.2016 16:37
    +1

    Вспомнился «Монах на краю земли» Сергея Синякина. Там про стратонавтов, которые поднялись выше всех и нашли, что не стоило находить. Фамилия Усыскин внезапно тоже фигурирует.


  1. lozga
    27.01.2016 05:43
    +1

    Подзабытая уже тема, спасибо что напомнили.


    1. 22sobaki
      27.01.2016 08:35
      +1

      Кажется, оттуда же взялась советская манера не сообщать о космических стартах до их завершения:

      К временам стратосферной программы уходит и подход к освещению событий, характерный и для начального этапа развития космонавтики. Ведь столь масштабные для своего времени работы, как создание стратостатов «СССР-2», «СССР-3» и «Осоавиахим-2» удалось скрыть точно так же, как и много лет спустя лунную программу СССР. А начало этой секретности положено документом, вышедшим в январе 1934 г. после катастрофы стратостата «Осоавиахим-1», который гласил: «Запретить публиковать в ТАСС и нашей прессе какие-либо данные о полетах в стратосферу, а равно о самом стратостате впредь до особого на то разрешения СНК»


  1. ZZZ_Sochi
    27.01.2016 20:08

    Да… Действительно интересно! Спасибо!


    1. 22sobaki
      27.01.2016 22:37

      Пожалуйста. Если тема заинтересовала, рекомендую пройтись по ссылкам, разбросанных в посте — там пустых нет, все толковые.


      1. ZZZ_Sochi
        27.01.2016 22:39
        +1

        Не всё сразу, надо растянуть удовольствие! :-)
        Уже пометил себе пробежаться по ним.


  1. dronab
    28.01.2016 22:40

    С огромным интересом прочитал статью и честно говоря никогда не задумывался о такой теме, причем как таковое и информации не слышал о таких полетах. Много информации в советских книгах или журналах помню были про метеорологические исследования в атмосфере путем зондирования зондами на гелии с оборудованием, или запуском метеорологических ракет. Спасибо, было очень интересно.


    1. 22sobaki
      28.01.2016 22:56

      Рад, что понравилось.
      Так секретили все, потому что неуспехов в советской стратонавтике было больше, чем успехов. И последний рекорд в той гонке не наш. И FAI наши рекорды не признала.


      1. dronab
        28.01.2016 23:49

        При исследовании новых технологий и освоение чего-то нового не может априори проходить безошибочно, гордость не позволяет быть вторыми видимо. Жаль что информации очень очень мало и все засекретили.
        Это все мне напомнило несколько разных сайтов + форум на которых народ занимается любительским ракетостроением — делают ракеты на сахаре и уже строят планы на жидкостный ракетный двигатель. одним словом там тоже не все гладко, но не стесняются признавать ошибки, исправлять, дорабатывать и снова на старт. Причем столько технических решений что порою не скажешь что делают любители. Попробуйте осветить такую тему как любительское ракетостроение — я думаю многим будет интересно взглянуть на другую сторону освоения атмосферы любителями.


        1. 22sobaki
          29.01.2016 11:15

          Ссылками поделитесь?


          1. dronab
            29.01.2016 12:00
            +1

            Ну к примеру вот:
            kia-soft.narod.ru сайт обновляется не очень часто, но проект живет полным ходом. С человеком кстати можно пообщаться. Подход к делу очень серьезный, проводит исследования, инфы на сайте довольно много и все по делу без лишней воды.
            forums.airbase.ru
            mosgird.ru честно говоря не в курсе, слышал что работают, хоть и публикаций мало.
            serge77.rocketworkshop.net много интересной и ценной инфы по теме.

            За рубежом любительское ракетостроение поставлено на очень серьёзные рельсы, включая законодательство. Причем чуть ли не промышленное производство освоено.


            1. 22sobaki
              29.01.2016 16:54

              Спасибо


          1. dronab
            29.01.2016 12:14

            Ну и как в дополнение, один человек отписывался по процедуре получения разрешений на запуск ракет в Москве и области.

            Алгоритм, который позволяет легально запускать модели ракет/самолетов в Подмосковье (и других регионах России, видимо):

            Итак, чтобы получить разрешение на пуски, нужно:
            1) Получить разрешение хозяина участка, где будут проходить пуски.
            Копии бумаг на владение землей, план участка (заверять у нотариуса не нужно).
            Внимание
            Участок не должен находиться под воздушными коридорами. Желательно, чтобы до любых коридоров, по которым летает пассажирская авиация было более 10км.
            Соответствующие карты есть в интернете.
            Внимание
            2) Сообщить в ФСБ о пусках. Отвезти документы в приемную на Лубянке (теперь принимают только у юр.лиц) или отправить по почте (как вариант — электронной).
            3) Съездить в Росавиацию (Внуково) — сдать копии документов, написать заявление.
            Заявление нужно написать на их компьютере, заверяется у начальника. Нужна копия паспорта и все документы, собранные на предыдущих этапах.
            Могут потребовать тех. паспорт (инструкцию) на ракету.
            4) В день пусков созвон с диспетчером в Росавиации и обзвон всех окрестных аэродромов.
            Полеты реально прекращают – особый режим введен только для вас.

            Разрешение можно взять на несколько часов. И каждый раз всё нужно проходить заново.
            Воздушный шар и бумажный самолет требует тех же бумаг, иначе — нарушение воздушного кодекса.
            Повторю, запуски воздушных шариков на свадьбе и китайских фонариков – нарушение воздушного кодекса – штраф или тюрьма, по хорошему.
            Чтобы получить разрешение в Москве нужно дополнительно обращаться ещё и в Ген.штаб и ФСО.
            И разрешение дают на небольшой участок (стадион, парк и т.д.)

            В целом всё это можно пройти за 2 дня и запускать ракеты вполне легально.
            Местные власти (те, что дают разрешение устраивать пуски на их территории) уведомляют МВД и МЧС – их представители могут присутствовать на пусках, а могут и не присутствовать.

            Хотите летать легально — проходите этот алгоритм или присоединяйтесь к тем, кто его прошел (скоро у МГУ появится площадка в Дубне, “Уголок технических развлечений” берет разрешение почти на всё лето, я иногда для РакетФеста в Можайске оформляю документы).

            В США проще — у них модели массой до 450 грамм считаются игрушками и не требуют согласования на пуски. Попал «дяденьке на шляпу» — судиться будешь только с «дяденькой».
            Более 450 грамм — уже уведомление органов регулирующих воздушное движение (не знаю, как всё это происходит – возможно, просто звонок).
            Только в отдельных городах доп. требования (кое-где требуется пожарную охрану уведомлять, например).

            Пользуясь моими советами один товарищ даже стратосферный шар зонд легально запустил :)
            Как мне в Росавиации объяснили – до 100км дадут разрешение спокойно, главное чтобы мы не мешали самолетам. После 100км уже в Роскосмос за лицензией (что, в принципе, тоже реально).


            1. Rumlin
              29.01.2016 14:15

              «до 100 км»
              У кого-то получилось так запустить?


              1. dronab
                29.01.2016 15:36
                +1

                Народ скажем так более-менее свободно и недорого пуляет на пару километров без особых сложностей. Мое видение ситуации в России с ракетостроением — это отсутствие в свободной продаже компонентов для изготовления — топливо и окислители, отсутствие нормативно-правовой базы, банально места где все это можно безопасно проводить. Поэтому народ колхозит кто как может на даче, на балконе многоэтажки, в гараже — самостоятельно изготавливают компоненты и проводят исследования с разными видами компонентов. К примеру есть рассказы как в квартире осуществляли концентрирование перекиси водорода до 50-70% путем перегонки в алюминиевом тазике, водяной бане из трех литровой банки кучи трубок и открытого окна для проветривания, периодически забегая на кухню проверяя все ли в порядке, т.к. пары перекиси режут глаза и нужно сидеть в соседней комнате. Слышал что в Ростове запускали высоко точную цифру сказать не смогу. В среднем что вижу я (могу ошибаться конечно) запускают на высоту до 5-10 км. И тут на мой взгляд причина столь низкой высоты к сожалению весьма очевидна. Дело в том, что ракеты на твердом топливе имеют свою специфику, не у всех есть возможность хранить готовое топливо в гараже — есть техника безопасности, если топливо отсыреет его вероятно придется выбросить, у многих банально для всего этого просто нету лишнего места (гаражи не у всех), сложно устроить запуск большой ракеты, т.к. нет полигонов со свободным доступом (типо приходи и запускай) которые оборудованы системами тушения, могут быть серьезные проблемы с законом, т.к. даже если ракета небольшая если не будет офиц. бумаг на запуск смело светит изготовление и хранение взрывчатых веществ и артиллерийского оружия. Ну хочу сказать что сложно будет пытаться оторваться от гайцев или полицейских с ракетой длинной 3-4 м которую ронять довольно опасно. Поэтому запуски проходят в основном так: собрал ракету не больше метра, сунул в багажник, выехал из города, заехал в глушь, быстренько стрельнул, бежишь ищешь со всех ног сломя логову куда приземлилась — мотаешь скотчем и пакетами места разломов торцы и собираешь останки и бегом к машине и валишь к чертям пока никто не видел. Дома делаешь анализ снимков, видео, останков ракеты. Кстати выбор компонентов для топлив широкий — азотные и калиевые удобрения, сахар, заменители сахара, закись азота, перекись водорода из аптеки, парафин, силикон и т.д. Для изготовления сопла тоже идет все подряд, бумага пропитанная силикатным клеем, глина, самодельная керамика, литье в домашних условиях (включая литье с помощью микроволновки), какие-то разные отпиленные куски от непонятно чего. Для формовки заряда видел кто-то использовал клапана от двигателя обычного авто. А для изготовления корпуса я вообще молчу! Берут все подряд — фото барабан от картриджей принтера, старые огнетушители, трубы, канализационные трубы, стеклоткань, стеклонить, углепластиковую нить, бумагу с пропиткой, карбон и т.д.
                Но если вернуться к вашему вопросу — технически пуск любителем ракеты на высоту 100 км на данный момент абсолютно реален. Произойдет ли такой запуск в ближайшее время — маловероятно, в ближайшие годы — маловероятно. Малую долю проблем я уже описал, а законодательство в этой области практически не меняется. Мне один человек рассказывал, не знаю правда или нет, но что в Москве в одно время было сложно купить селитру в магазинах садоводов — спрашивали паспортные данные если покупает парень молодой (если не похож на садовода).

                Если взять зарубежный опыт и посмотреть то к примеру в штатах высотные запуски устраивают чуть ли не регулярно. Кто-то добирался и до 90 км, в Аргентине есть ребята которые собрали хороший двигатель на паре парафин-закись азота, если не путаю. В целом народ за бугром вовсю колхозит либо гибридные двигатели, либо жидкостные. Есть даже гранты. К примеру в штатах читал где-то запускали куб-сат сделанный школьниками, причем ракету тоже они проектировали, только строила её какая-то фирма, запуск был успешный, на низкую орбиту.


                1. Rumlin
                  29.01.2016 15:44

                  Единственное по месту не согласен. Мест без авиатрасс полно. А вот как в Европе запускать вопрос. По-моему у них аэрозонд запустить проблема, кроме Британии.


                  1. dronab
                    29.01.2016 17:50

                    Насчет места — я вкладывал в эти слова мысль про то что нет места для безопасной работы с ракетой и её комплектующими. Если из квартиры вынести ракету более менее реально, то варить топливо в квартире крайне опасно для себя и окружающих. А так да, мест для запуска пруд пруди.


                1. 22sobaki
                  29.01.2016 16:12
                  +1

                  С таким кругозором вам можно смело писать пост на эту тему.


                  1. dronab
                    29.01.2016 17:57

                    Да тема очень интересная, в которой есть довольно много интересных решений тех или иных задач.
                    Материала для статьи у меня наверное достаточно, хватит ли навыков чтобы сформулировать в статью даже не знаю. Если никто не напишет, то попробую собраться с мыслями и написать.


                    1. 22sobaki
                      29.01.2016 21:36

                      Пишите не сомневайтесь. Компетентность важнее стиля.


                1. Serenevenkiy
                  29.01.2016 17:22
                  +1

                  Пишите обзорную статью по любительским ракетам. Пожалуйста.


                  1. dronab
                    29.01.2016 18:00

                    Статью какого плана хотите увидеть? Историю или формулы топлив?


                    1. Serenevenkiy
                      02.02.2016 09:20

                      Формулы топлив можно и так нарыть при желании. Было бы интересно узнать, какие они есть в принципе. Интересно современное положение дел: кто, как, когда, где, зачем запускает, каких результатов добиваются. Сколько стоит, наконец.


  1. 22sobaki
    28.01.2016 22:56

    del


  1. Rumlin
    29.01.2016 08:25

    Водород вообще из-за своей взрывоопасности доставлял массу проблем

    В стратостатах не использовали невзрывоопасную смесь водород-гелий?


    1. 22sobaki
      29.01.2016 11:21

      Про такое не слышал. Так в принципе делали?
      С гелием было сложно, в серьезных объемах он производился только в США и на экспорт ими не поставлялся (Helium Control Act)


      1. Rumlin
        29.01.2016 14:12
        +1

        ГОСТ Смесь аэростатная 85/15

        Фактическая разница в подъемной силе обоих газов еще меньше, так как на практике часто используют смесь из 85 объемов гелия и 15 объемов водорода, которая ни при каких условиях не дает взрыва. К тому же при заполнении гелием можно безопасно регулировать высоту подъема дирижабля, нагревая или охлаждая газ. В процессе эксплуатации аэростатов заполнение их гелием производится в 4—5 раз реже, чем водородом, так как гелий более медленно диффузирует сквозь оболочку


        1. 22sobaki
          29.01.2016 16:10

          Такой ГОСТ не нашел, но любопытно, спасибо.
          Интересно, не расслаиваются ли водород и гелий в оболочке.


          1. Rumlin
            30.01.2016 08:53

            Несколько лет назад поисковики показывали страницы с упоминанием смеси. Причем мне кажется еще была смесь 75/25 для воздушных шаров. Сейчас почти ничего не гуглится.

            В современных дирижаблях и аэростатах применяется так называемый технический подъемный газ (есть даже ГОСТ) — смесь гелия Б(99,9%) и водорода Б(99,92%) в пропорции по массе 85%/15%. Технический подъемный газ данного состава не воспламеняется, не горит и не взрывается в любых пропорциях в смеси с воздухом (в смеси с кислородом может воспламеняться и гореть в узком диапазоне концентраций, но также не взрывается в любой пропорции)
            Это экономит примерно 30-33% процента стоимости гелия.

            Перспективы воздухоплавания: дирижабли будущего