Художника обидеть может каждый

Адольф Гитлер сотворил за свою жизнь не только множество зла, но и множество произведений творческого характера. В молодости Гитлер дважды пытался поступить в художественную академию в Вене и дважды его не принимали.
Тем не менее, будущий диктатор долгое время, до своей службы в армии, весьма неплохо зарабатывал живописью. Адольф Гитлер оставил после себя более тысячи художественных работ.



Разумеется, на картины такого необычного художника существует большой спрос. В 2015 году на аукционе в Германии, картины, написанные Адольфом Гитлером, были проданы за 400 тыс. евро.
Самой дорогой стала картина с изображением замка Нойшванштайн в Баварии. Китайский покупатель предложил за нее 100 тыс. евро.



Право и Гитлер

Газета Frankfurter Allgemeine Zeitung сообщила, что, по немецким законам, картины Гитлера разрешено продавать с условием, что на них отсутствуют нацистские символы. Здесь речь идет лишь о подлинниках картины, но как быть с исключительными, т. е. авторскими правами на изображения?

Закон Германии № 104 «Об освобождении от национал-социализма и милитаризма» от 5 марта 1946 г. в статье 15 устанавливает, что все имущество лиц, являющихся главными субъектами нацистских преступлений, в качестве наказания подлежит конфискации. Соответственно, все права на произведения перешли к властям Германии.

Копирайт и Гитлер

Несмотря на то, что картины Гитлера уходят с молотка за достаточно большие суммы, авторские права на изображения, созданные диктатором, мало волнуют их правообладателей. А вот права на другие произведения Гитлера правообладатель, которым до последнего времени являлось правительство Баварии, активно отстаивает в судах по всему миру. Речь идет прежде всего о книге «Моя борьба» (нем. Mein Kampf ). Майн Кампф — главный манифест национал-социализма и главное литературное творение Гитлера.

До 1945 года авторские права на книгу принадлежали издательству НСДАП Franz-Eher-Verlag, а потом перешли к правительству Баварии. Правительство Баварии активно и успешно противодействовала печати книги во многих странах, например Польше, Чехии, Турции.
Авторское право как институт позволяло успешно справляться с задачей пресечения распространения Майн Кампф, так как такие специфичные вещи, как «федеральный список экстремистских материалов» есть не в каждой стране, в отличие от тех или иных норм, защищающих права обладателей исключительных прав.

Чем все закончилось

Тем не менее, все когда-нибудь кончается, и срок действия исключительных прав не исключение. 31 декабря 2015 года произведения Адольфа Гитлера перешли в общественное достояние.
Это означает, что теперь любой может напечатать себе томик Майн Кампф (если вы, конечно, не живете в России или любой другой стране, в которой книга запрещена). В Германии уже вышло издание Майн Кампф с критическими комментариями, во Франции ожидает печати том на французском.

Комментарии (67)


  1. stalinets
    27.03.2016 01:01
    +1

    Мне вот интересно, сможем ли мы, люди, в будущем уйти от такого типа цензуры, которому сейчас во многих странах подвергается хотя бы "Майн кампф"?
    Сейчас эта книга запрещается с целью уменьшить влияние на умы молодёжи, чтобы уменьшить количество и численность всяких сект нацистского толка и так далее.
    Но, может быть, возможно сменить тактику? Чтобы вместо государственного цензора любому человеку был доступен государственный учитель, с которым можно было бы подискутировать на любые острые темы.
    Например, некий молодой человек прочитал "Майн кампф", загорелся некоторыми идеями. И по ранее выработанной привычке решил обсудить эти идеи с "государственным учителем", и чтобы этот "учитель" смог всегда, учитывая возраст и умстенные способности спрашивающего, аргументированно, полноценно, адекватно, вежливо вступить в полемику и одержать победу, показав, как именно та или иная идея окажется вредной и почему её не следует внедрять и боготворить.
    Технически не столь важно, будет ли "учителем" группа умных людей или искусственный интеллект.
    Интересно, жизнеспособна ли сама такая концепция, чтобы молодым людям поощрялось чтение всего что угодно, но опасные идеи всегда обезвреживались бы? Обычно таким воспитанием должны заниматься родители, но это не всегда работает, и родителям тоже несподручно нарушать закон и давать детям читать запрещённую литературу, чтобы показать её вредность.
    А то сейчас работает принцип "запретный плод сладок", и вообще отныне с развитием цифровых технологий полноценная цензура нереальна. Она и раньше работала плохо, прямо начиная с появления простых техпроцессов книгопечатания.


    1. vedenin1980
      27.03.2016 02:23

      >> государственного цензора любому человеку был доступен государственный учитель

      Государственный учитель это в разы хуже любого цензора. Такое уже было когда в роли таких учителей были священники или политруки в СССР, по сути всегда такой учитель превращается в государственного промывателя мозгов. Нет уж, лучше цензура.

      >> аргументированно, полноценно, адекватно, вежливо вступить в полемику и одержать победу, показав, как именно та или иная идея окажется вредной

      Например, атеизм в случае священников, толерантность в случае нацистов, или капитализм в случае коммунистов? Все равно адекватно не получится, получится лишь пропаганда своего гос. идей.


    1. ClearAirTurbulence
      27.03.2016 11:18

      Государственные учители очень хорошо показаны в Starship Troopers — «History and Moral Philosophy» это как раз оно.
      А запрет этот скорее инстиктивный, чем осознанный. Ни один нормальный человек, прочитав сабж, нацистом не станет.


    1. Gryphon88
      27.03.2016 13:26
      +1

      Это называется партинструктор. И если к такому прийти со словами «Я вот ту недавно прочёл Майн Кампф...», то всё, за Вами выехали. Окей, давайте отвяжем этого учителя от какой-либо идеологии, чтобы ему некуда было бегать с докладом. Получился аналог психолога — человека. с которым можно обсудить свой богатый внутренний мир, чтобы стать добрее и спокойнее. Насколько охотно люди идут к психологам? Сколько историй о некомпетентности психологов?
      Если «стимулировать» людей идти к «учителям» — оппа, опять получился партинструктор.

      Мне кажется, что нормально обсуждать новые идеи с друзьями, на прокуренной кухне. Если в кругу общения «неправильные» мысли вызывают отторжение, то исходная цель поста достигнута. А вот если они вызывают позитивный отклик, то скорее всего или в обществе что-то не так, или хизнулась система воспитания и обучения.

      Приведу пример: в законе написано, что Вы можете прийти к врачу и расспросить его, что и как лечить и диагносцировать в первом приближении (надо бежать на приём или нет). Плюс к тому в школе есть предмет биология. Тем не менее, часто не консультируются (и даже не выполняют врачебные предписания), а, наоборот, обмениваются рецептами народной медицины, диетами из модных журналов и советами Малахова.


  1. tormozedison
    27.03.2016 06:32

    Несколько десятилетий назад в одной рядовой городской семье родилась дочка. Будучи результатом пьяного зачатия, она оказалась несколько слабоумной. Но это ей шло только на пользу. Девочка была добродушной как ангел и способной к разным видам творчества. Её произведения были безупречны — и не догадаешься, что ребёнка рук дело. Ещё больше, чем творить, она любила раздавать свои работы гостям. И гости очень радовались таким подаркам. Дочь росла, но одно было неизменным: она творила и дарила, творила и дарила.
    Пока однажды, уже в подростковом возрасте, не получила за это от родителей по рукам. В прямом смысле, физизчески, очень больно. Негоже, сказали они, старшекласснице, которая скоро станет взрослой бабой, такой ерундой заниматься. В этот момент в ней словно щёлкнуло реле. Она закатила первую в своей жизни страшнейшую истерику, после которой из ангела превратилась в злющую мымру, орущую на всех и ругающуюся.
    Таковой она, теперь уже бабушка, является до сих пор. И всякий раз, когда она начинает ругаться и орать, родные знают, что делать. Ей дают материалы и инструмент для занятия каким-нибудь видом творчества. И она снова на время превращается в ангела.
    Такая вот история.