12 апреля научно-технический совет «Роскосмоса» утвердил амбициозный проект ракеты-носителя тяжёлого класса «Ангара А5В». Цель создания этой ракеты — доставить российских космонавтов на Луну в районе 2030-2035 г.

Согласно графику, составленному «Роскосмосом», первый испытательный полёт «Ангары А5В» состоится в 2026 г (ранее планировался 2023 г).

Грузоподъёмность ракеты-носителя составляет 38 т полезной нагрузки при выводе на низкую околоземную орбиту (200 км), при использовании разгонного блока с кислородно-водородной ступенью. Использование кислородно-водородного топлива вместо кислородно-керосинового в третьей ступени поднимает грузоподъёмность сразу на 10 т.

Для сравнения, у американской Saturn-5 грузоподъёмность составляла 141 т, а у будущей SLS — от 70 до 130 т. Тем не менее, «Ангара А5В» — это самая мощная космическая машина, которую Россия собирается построить в ближайшие 15 лет.

При такой относительно невысокой грузоподъёмности лунная экспедиция России пройдёт по довольно сложной схеме в четыре этапа.

  1. Вывод на орбиту лунного посадочного модуля и межорбитального буксира.
  2. Вывод на орбиту второго межорбитального буксира (он стыкуется с посадочным модулем и отправляется к Луне).
  3. Вывод на орбиту основного космического аппарата с экипажем.
  4. Вывод на орбиту третьего межорбитального буксира.

Для лунного поселения россиян энтузиасты из Сколково предлагают гору Малаперт в районе южного полюса и в прямой видимости Земли. Ночь там наступает всего несколько раз в год и длится 3-6 суток.

В реальности место будут выбирать на основе изучения реголита станцией «Луна-26».

Перед началом миссии запланирован ряд испытаний:

  1. Беспилотный испытательный запуск нового космического корабля «Федерация».
  2. Полёт космического корабля с экипажем на орбиту Луны.
  3. Полёт на лунную орбиту с лунным взлетно-посадочным комплексом (ЛВПК) с отправкой его на поверхность Луны без экипажа.

Для проведения испытательных запусков «Ангары A5B» и пилотируемой экспедиции на Луну готовят космодром «Восточный».

Проект ракеты-носителя «Ангара А5В» в ближайшее время утвердит лично президент Путин. Как пишет государственная пресса, традиция утверждения первыми лицами государства самых амбициозных космических проектов существует и в других странах: президент США Джон Кеннеди в 1961 году отдавал распоряжение о старте лунной программы, а Барак Обама в 2010 году принимал решение о сворачивании программы NASA — Constellation, — конечной целью которой был полет на Марс.

Комментарии (122)


  1. Rumlin
    13.04.2016 16:05
    +3

    10 лет — или ишак или падишах. Слишком серьезный срок для устаревания технологий.


    1. Ra-Jah
      13.04.2016 16:39
      +2

      «Проект лунной ракеты представят на утверждение Владимиру Путину» заголовок по вашей ссылке такой. Боюсь, ради этого все и затевается.


    1. kaichou
      13.04.2016 17:11
      +7

      Вообще, типичный срок для таких проектов.
      И совсем не голословный, ведь прототип Ангары А5 уже летал, успешно.


    1. exfizik
      13.04.2016 19:14
      +12

      Вы путаете технологии в айфончиках с космическими технологиями.


      1. Rumlin
        13.04.2016 19:24
        -3

        Меняется оборудование, технологические процессы. Сомневаюсь, что у смежников большинство оборудования не «Made in USSR». Замена оборудования на современное может вызвать принципиальное изменение технологии — какие-то детали будет выгоднее изготавливать по другому, что может повлиять на их конструктивные особенности и сопряжение с другими элементами ракеты.


        1. Murmurianez
          13.04.2016 20:37
          +1

          В таких областях стандартизация очень жёсткая, а уж если кто-то использует чужие технологии, то и рассчитывает на то что завтра их может и не быть.


          1. Rumlin
            13.04.2016 20:55
            +5

            Это явно не про современное состояние дел — вот же недавний пример.
            Импортозамещение привело к неподъемности спутников «Сфера-В» для современных ракет-носителей
            https://geektimes.ru/post/271430/

            Проблемы с импортозамещением, в частности, по линии электронной компонентной базы


        1. grondek
          13.04.2016 21:15
          +6

          Не так уж и много 10 лет: год — ТЗ, 2-3 года документация, 2 года подготовка к производству, 2-3 года испытания, вот и почти 10 лет. SLS примерно столько же пилится.


        1. Espleth
          14.04.2016 03:39
          +1

          Вы забываете про такую важную вещь, как надежность.
          Условно говоря, можно было бы заменить 100 деталей на более современные и сэкономить n деревянных стоимости ракеты. Но вот только если одна из этих деталей выйдет из строя и из-за нее упадет ракета, то какой толк будет в экономии? Да, я знаю, там дублируется все, что можно, но тем не менее, ракеты падали и падают, зачем рисковать лишний раз?


          1. Rumlin
            14.04.2016 08:50

            Это при условии что все компоненты производятся самостоятельно. Как только поставщик перестает их производить — ракета перестает существовать. Пример
            Сатурны — схемы, чертежи есть — но детали никто не производит, оборудование давно утилизировано.
            Ракета Фалькон — двигатели производятся самостоятельно. Производитель независим от случайностей в будущем.
            Ну и отечественные — объединение последнего времени обратно в единую корпорацию является защитой от того что один из поставщиков прекратит свое существование и похоронит ракету-носитель или спутник.


            1. Espleth
              15.04.2016 18:14
              +1

              Насколько я помню недавно была статья о том, почему не могут построить заново большие старые ракеты, если я не ошибаюсь там как раз про Сатурн-5 рассказывали. Проблема в том, что различные части этой ракеты производило множество подрядчиков, и чертежи отдельных частей находились у разных компаний. И сейчас просто невозможно откопать все эти чертежи, чтобы построить ракету заново — многих из них возможно уже давно нет. Так что тут проблема не в том, что некому производить детали, а в том, что не понятно, как их производить — чертежей то нет.
              Тут вроде уже писали, что SpaceX изначально планировали заказать двигатели у России, но им отказали, в связи с чем было решено производить свои.


              1. Rumlin
                16.04.2016 06:08

                Кроме чертежей узлов, которые можно просто скопировать с образцов в музеях, есть более серьезные проблемы — какие-то сплавы, вещества уже давно не выпускаются, ЭВМ, исполняющие устройства и ПО надо переделывать. В новостях было что НАСА взяло двигатель Сатурна из музея и запустило его на огневые испытания, чтобы построить на основе полученных данных современное поколение двигателей.


    1. mvv
      14.04.2016 00:55
      +17

      Напомню, с 2015 года на Луне постоянно функционирует российская база.
      Полеты на спутник Земли осуществляются с помощью многоразового корабля «Клипер». Для транспортировки грузов при строительстве российской лунной базы активно использовался межорбитальный буксир «Паром»: lenta.ru/news/2006/01/25/moon


      1. JtHermit
        14.04.2016 08:30
        +6

        Напомню, в 2008 в США завершена разработка нового пилотируемого корабля, который может доставлять людей на Луну. В середине 2000-х были возобновлены полёты шаттлов к МКС, а в 2010 году работы американцев на МКС были прекращены. Сразу после этого стартовали бесполётные полёты к Луне, а в 2015 — и пилотируемые. NASA начало строительство обитаемой лунной базы.
        lenta.ru/articles/2004/01/15/moon


        1. Syzygy
          14.04.2016 12:46
          +6

          Если вы так решили показать, что типа «и у них такое тоже есть», то ошиблись. Ибо подействовать может только на тех, кто не знаком с матчастью :) Таких, конечно, в последнее время очень много (ЕГЭ дало свои результаты), но трезвомыслящие люди тоже остались.
          Позвольте я разберу новость? Спасибо.

          >> Напомню, в 2008 в США завершена разработка нового пилотируемого корабля, который может доставлять людей на Луну.

          Ну да, один из реальных фейлов. Ну как реальных — сроки разработки, конечно же, не выдержали. Но! От самого корабля не отказались и разработку, в принципе, уже завершили. Сейчас идут тестовые испытания, беспилотный полёт намечен на 2018 год. И да, это будет облёт Луны, а в последующем корабль должен будет отвезти людей на Марс.

          Итог: переносы сроков на несколько лет, но программа будет выполнена и даже расширена.

          >> В середине 2000-х были возобновлены полёты шаттлов к МКС

          Итог: Возобновили. Обещание исполнено.

          >> а в 2010 году работы американцев на МКС были прекращены

          Не прекратили, но это вообще-то не минус, а плюс. Кроме того, сейчас начнутся тесты частных расширяемых модулей, которые в перспективе станут основой для частной орбитальной станции с туристической направленностью.

          Итог: программа орбитальных станций работает и расширяется.

          >> Сразу после этого стартовали бесполётные полёты к Луне

          Не знаю что такое «бесполётные» полёты, но непилотируемые будут со сдвигом во времени.

          Итог: сдвиг по времени.

          >> а в 2015 — и пилотируемые.

          Со сдвигом во времени, но будет. Мало того, теперь поставлена более амбициозная цель — полёт на Марс. Он, правда, рассчитан на 2030 год, так что там много неясностей. Но программа реально работает: корабль строится, ракета также. Ну и не стоит забывать про MCT.

          Итог: перенос на несколько лет.

          Ну а теперь сравним с российскими обещалками. Базы нет, кораблей нет, буксира нет, и даже к проектированию, не говоря уже о тестах, не приступили. Не правда ли, немного отличается от НАСА, которая хоть и с опозданием, но реализует намеченное? Реализует именно в железе, которое уже можно пощупать.
          Между тем, переносы сроков в одном месте с лихвой компенсировались успехами в другом. Нет обещанного корабля? Зато появилось два орбитальных частных: Dragon V2 и Starliner, причём первый — многоразовый с возможностью реактивной посадки. Грузовых кораблей уже вообще аж три штуки: Dragon, Cygnus и DreamChaser. Причём Dragon — единственный в мире, который забирает грузы с МКС. Кстати, он ещё и многоразовый, просто НАСА не хочет использовать эту его возможность.
          Что там ещё? Не было беспилотного облёта Луны? Ну да, не было. Зато были Марс, Плутон, Церера, Веста и ещё много чего. По мне — так гораздо интересней, чем полёт к Луне и обратно.
          Что там ещё? Нет обитаемой базы на Луне. Ну да, нет, зато будет полёт на Марс от НАСА и колония от Маска. Зато будет суборбитальный туризм от Безоса и начавшаяся отработка многоразовых ракет. Зато будет частная космонавтика (Безос и Маск — это лишь вершина айсберга, частных фирм гораздо больше и уже через пару лет к Falcon и NewShepard присоединятся FireFly и Electron), частные космические станции и возможность полететь в космос не только избранным.

          Поэтому не видеть разницы между работой США и России может только слепой. Ну или у кого вместо головы телевизор.


          1. grondek
            14.04.2016 14:19
            -3

            Что-то у вас много слов «будет» в тексте. И сроки с тем же Марсом какие-то далекие очень. Роскосмос вроде тоже в 30-е годы собирается туда.


            1. Syzygy
              14.04.2016 14:31
              +3

              «Будет» в основном касается Марса и Orion. Да, сроки далёкие, но извините, это всё же Марс. Роскосмос никуда не собирается, потому что для того, чтобы собираться, надо что-то делать. НАСА сейчас делает — строятся и уже испытываются ракета и корабль.


          1. JtHermit
            14.04.2016 14:40
            +1

            «Беспилотные», разумеется. Простите мне эту маленькую опечатку.
            Перечитайте своё сообщение и посмотрите, во скольких пунктах Вы использовали термины «отложен» и «сдвиг по времени». Забегая вперёд, скажу, что этих пунктов должно быть ещё больше. Собственно, это должно стоять напротив всех пунктов, за исключением многострадальной программы Space Shuttle — её сворачивание отложить не удалось.
            Тыкать носом Роскосмос в обещание «сделать X к Y году» — это здорово и правильно, а напоминать о том, что многие имеют неосторожность давать обещания, мягко говоря не все из которых выполняются в срок — это плохо, и вообще ошибка, я правильно Вас понял?
            Вообще, если покопаться в обещаниях, выяснится, что США, к примеру, должны были приступить к постройке лунной базы ещё в 1965. Правда, потом срок был перенесён. А затем ещё немного сдвинут. И снова перенесён. И ничего, живут как-то с этим.

            Коммерческая космонавтика — это прекрасно и интересно. Особенно на бюджетные деньги, конечно же. Уж они-то не подведут, ведь благодаря им уже «появилось два орбитальных частных корабля».
            Starliner? Это тот самый, который возит экипажи к МКС с 2014 года? Хотя, погодите-ка… нет, не возит. И не летает пока. Только вниз в водоём в рамках испытаний спускаемого аппарата.
            Dragon V2? Что, и он уже летает, возит экипажи? Ой, какая досада. Не раньше 2017. И не на собственных двигателях, а, почему-то, используя Атлас-5 в качестве носителя.

            Поймите меня правильно, я не имею ничего против коммерческой космонавтики, и ни в коем случае не пытаюсь умалить заслуг Маска сотоварщи. Один только факт того, что полёты в космос, наконец, понемногу перестают быть монополией государств, замечателен уже сам по себе.
            Я просто пытаюсь напомнить, что космос — всё ещё чрезвычайно дорогое направление, и планы по его освоению корректируются на ходу в соответствии с экономической ситуацией. С Орионом как-то не очень вышло. SLS перенесли. Вышеописанное Вами и повторять не буду.
            Неудивительно, что сроки космических проектов регулярно переносятся. Удивительны люди, всерьёз предъявляющие претензии по этому поводу, в том числе в виде такого вот образца сарказма выше. Странно ещё, что в нём не упомянут космодром Восточный.


            1. pnetmon
              14.04.2016 15:34

              >>Dragon V2? Что, и он уже летает, возит экипажи? Ой, какая досада. Не раньше 2017. И не на собственных двигателях, а, почему-то, используя Атлас-5 в качестве носителя.

              сколько тут опечаток?


            1. tundrawolf_kiba
              14.04.2016 15:42
              +1

              Этот товарищ в соседней теме пытался доказать мне, что обещание построить лунную базу данной главой РКК «Энергия» в каком-то интервью более весомо, чем официально утвержденная ФКП 2006-2015. Причем там и в ФКП было к чему докопаться — для Луны планировался один исследовательский корабль в срок 2010-2015, «Луна-Глоб», который сейчас отложен до 2019, но ему почему-то гораздо интереснее было предъявлять претензии именно по тому интервью, которое юридического значения не имеет. А по количеству упоминаний этого интервью, если честно, напоминает «Не рефлексируйте, распространяйте, пусть отбиваются».


            1. Syzygy
              14.04.2016 15:55
              +3

              >> Перечитайте своё сообщение и посмотрите, во скольких пунктах Вы использовали термины «отложен» и «сдвиг по времени».

              Перечитал. И что? Все «сдвиги» касаются проекта Orion и, соответственно, Луны. Да, с ней обещания не выполнены в срок. Однако, они будут выполнены — корабль уже проходит испытания и в ближайшие пару лет отправится в полёт. Вполне стандартная ситуация для космоса.

              >> Вообще, если покопаться в обещаниях, выяснится, что США, к примеру, должны были приступить к постройке лунной базы ещё в 1965.

              А у нас уже коммунизм должны были построить

              >> Особенно на бюджетные деньги, конечно же. Уж они-то не подведут, ведь благодаря им уже «появилось два орбитальных частных корабля».
              Бла-бла-бла, Маску отсыпали сотни тыщ ярдов, распил, откат, МММ… Я хочу вас расстроить — и Маск и Безос начинали и развиваются на свои. Гранты от НАСА есть, куда же без них. Но ни о каких миллиардах речи не идёт, платят там в основном за услуги. Помимо же НАСА, у частного космоса есть частные заказы.

              >> И не на собственных двигателях, а, почему-то, используя Атлас-5 в качестве носителя.

              Вы ещё забыли написать «на наших двигателях». Пожалуйста, когда копируете из методичек, копируйте всё.

              >> С Орионом как-то не очень вышло. SLS перенесли.

              Единственное, что с ними не вышло — это уложиться в сроки. А так проект никто не сворачивал, его даже расширили.

              Вы, как и подавляющее большинство, не понимаете простой вещи: НАСА, как и Роскосмос, много обещает. Однако НАСА реализует большинство из задуманного. Да, некоторые направления реализуются с задержкой, иногда по несколько лет. Некоторые вообще отменяются. НО! (тут внимание) Нереализованное или отодвинутой с лихвой компенсируется другими направлениями. У США это частная космонавтика, многоразовые носители, грузовые корабли, огромное число межпланетных миссий и много чего ещё. Если поищите, то найдёте — вся информация открыта.
              Роскосмос же, который тоже горазд обещать, практически ничего из обещанного не делает. И главное — НЕ КОМПЕНСИРУЕТ ничем другим. Что там, «Восточный»? И что? Ну космодром, дальше что? В США уже частные вовсю строятся, и на текущий момент их уже больше, чем всех российских государственных. Это не говоря о срывах сроков, жутких скандалов, невыплат зарплат и отказа от выполнения многих миссий с этого «Восточного». Успех, успех. Что ещё? «Ангара»? Ракета, которую разрабатывали 20 лет и которая летает 1 раз в год? Не говоря уже о том, что она уже устарела (нет многоразовости, отказались от самой тяжёлой и самой легкой модификации, массовые полёты даже не известно, когда начнутся). Что там дальше? Отсутствие чего-бы то ни было за пределами орбиты Земли? Спутниковая группировка, спутники из которой весят по 30 тонн?
              Поэтому, пожалуйста, не надо сравнивать несравнимое.


              1. grondek
                14.04.2016 17:09

                Многоразовые носители еще на стадии испытаний и пока неизвестно, будет ли заявленный профит, который, кстати изначально был заявлен как удешевление в сотню раз. По факту будет раза в 2-3 максимум.

                Грузовые корабли у нас как летали и летают — Прогрессы никуда не делись.

                Если посмотреть, как финансирвоалась Ангара, то по факту там остается лет 10, а то и меньше активной разработки. При том, что у нас есть отличные одноразове рабочие лошадки типа Союзов, да они не супертяжи, но есть Протон, который 90% запусков все-таки улетает куда надо.

                Где это вы видели спутники по 30 тонн, когда Прогресс на НОО тянет 23?

                С другой стороны наши запустили Радиоастрон, который дает результаты, должны запустить еще какие-то телескопы, но я не очень в курсе, что они там в программе до 25 года прописали.

                Да, дальний космос давно за США, даже СССР за орбиту Марса не совался.


                1. Syzygy
                  14.04.2016 19:21

                  >> Многоразовые носители еще на стадии испытаний и пока неизвестно, будет ли заявленный профит,

                  Будет, об этом уже сообщили.

                  >> оторый, кстати изначально был заявлен как удешевление в сотню раз.

                  Никто про сотни раз не заикался. Маск ставил конечной целью 500 долларов за фунт и то, только после полной реализации программы.

                  >> Грузовые корабли у нас как летали и летают — Прогрессы никуда не делись.

                  Ну да, спасибо, что хоть летают. Офигенное достижение. Между тем, у США не только летают, но и возвращаются. Да и груза побольше уже привозят.

                  >> Если посмотреть, как финансирвоалась Ангара,

                  Да всем пофигу, как она там финансировалось. Если нет финансов — не надо обещать. Кстати, Маск с нуля создал Falcon 9 за 8 лет. А у нас целая страна еле-еле осилила два запуска за 20.

                  >> но есть Протон, который 90% запусков все-таки улетает куда надо.

                  Дожили, хвалимся тем, что только каждая десятая ракета падает.

                  >> Где это вы видели спутники по 30 тонн, когда Прогресс на НОО тянет 23?

                  Прогресс не тянет и никогда не тянул на НОО 23 тонны. А спутников нет, да. Потому что они оказались такими тяжёлыми, что их ни одна ракета не может вывести. Ещё одно достижение, я щитаю.

                  >>
                  С другой стороны наши запустили Радиоастрон, который дает результаты, должны запустить еще какие-то телескопы,

                  Аж целый один и «что-то ещё». А теперь сравните с тем, что запустили и собираются запустить штаты.


                  1. grondek
                    14.04.2016 21:46
                    +2

                    >> Будет, об этом уже сообщили.

                    Как это можно было посчитать, когда нет статистики повторных запусков? Вот когда будет статистика штук 20-30 повторных запусков, когда разработают регламент подготовки к повторному запуску и поймут его цену.

                    Маск говорил, что «Even taking into account the payload reduction for reusability, the improvement is therefore theoretically over a hundred times», но это если запускать часто как самолеты. Для нескольких раз в год для FH действительно говорилось про 500$/фунт. Вот как раз первую часть фразы много где и упоминают.

                    >> Прогресс на НОО тянет 23
                    Простите, опучатался, это Протон-М, конечно.

                    >> Потому что они оказались такими тяжёлыми, что их ни одна ракета не может вывести.
                    Тут я вас огорчу: модуль «Заря» — 20т, модуль «Звезда» — 22т. И это огромные модули МКС, больше был только Скайлэб — 77тонн. Даже Хаббл весит 11 тонн. А наши Ресурсы весчт по 7 тонн, Глонассы вообще по 1 тонне. Откуда вы придумали сверхтяжелые спутники? Хотя да, я знаю, где-то тут проскакивало, что Протон-М не может вытащить спутники в нужном количестве из-за импортозамещения, так это потому что ему их надо тащить 3 (!!!) штуки и они раньше в 20т укладывались вроде, а сейчас немного нет.

                    >> Ну да, спасибо, что хоть летают.
                    Ну да, спасибо, что на своих плечах вытащили снабжение и экипажи МКС.

                    >> Дожили, хвалимся тем, что только каждая десятая ракета падает.
                    У Протонов всегода количество неуспешных пусков было в районе где-то 8%. Зато Союзы и другая мелочь как маршрутки летают.

                    >> Аж целый один и «что-то ещё». А теперь сравните с тем, что запустили и собираются запустить штаты.
                    То что за 20 лет нас штаты обогнали в дальнем космосе — я в курсе, ну так у них страна и не разваливалась.
                    Из перспективного
                    у нас Спектр + Миллиметрон + облет Луны + 1/2 Экзомарс2018
                    у штатов — Марс + Юпитер + Титан + Дж.Уэбб + солнечный спутник,
                    у ЕКА Марс + Юпитер + Дж.Уэбб + что-то еще, не помню.


                    1. Syzygy
                      14.04.2016 22:06
                      +1

                      >> Как это можно было посчитать, когда нет статистики повторных запусков?

                      Во-первых, для этого не нужна особая статистика — цены на всё известны. Во-вторых, Безос уже сообщил.

                      >> Вот как раз первую часть фразы много где и упоминают.

                      Если идиоты не понимают сказанного — это их проблемы. Об уменьшении в сотни раз шло исключительно в теоретической плоскости.

                      >> так это потому что ему их надо тащить 3 (!!!) штуки и они раньше в 20т укладывались вроде, а сейчас немного нет.

                      И что? Типа, если они перестали укладываться в один запуск, от них надо отказаться? Что это за бред?

                      >> Ну да, спасибо, что на своих плечах вытащили снабжение и экипажи МКС.

                      МКС, вообще-то, шаттлами в основном строилась. Не надо подменять понятия, если вам больше нечем гордиться, кроме как советскими кораблями, так и скажите.

                      >> 1/2 Экзомарс2018

                      Это нам не принадлежит. Формально проект совместный, но наша роль сводится к паре приборов (которые ЕКА были навязаны) и транспортным услугам. Сам зонд европейский.

                      >> облет Луны

                      Шо, опять облёт Луны, лунная база, космонавты вот это вот всё?

                      >> Миллиметрон

                      Это который неизвестно, полетит ли вообще? На фоне миссий НАСА как-то слабовато смотрится.

                      >> Спектр

                      Ну да, одно из немногих, чем можно гордиться. Одна проблема — проекту знаете сколько лет? Тут любое НАСА со своим «Созвездием» отдыхает.

                      >> Марс + Юпитер + Титан + Дж.Уэбб + солнечный спутник,

                      Ахаха, действительно, какой-то Марс, какой-то Юпитер. Только в этой цепочке вы чего-то не упомянули Меркурий, Плутон (спасибо НАСА, народ хоть посмотрел, как он выглядит), Титан, Весту, Цереру и кучу всего ещё. Пока вы там пишете про Луну, США ещё раз двадцать по всей солнечной системе сгоняет.


                      1. grondek
                        14.04.2016 22:46
                        +2

                        >> Во-первых, для этого не нужна особая статистика — цены на всё известны.
                        Цены известны, а вот какие именно работы потребуются — нет. Хорошо, если просто помыть ракету и перезаправить — будет отлично, цена снизится, Роскосмос, ArianeSpace и ULA задрожат и начнут пилить многоразовость. А если нет?

                        >> И что? Типа, если они перестали укладываться в один запуск, от них надо отказаться? Что это за бред?
                        Я не в курсе продолжения, спутники вроде военные, конец истории мы можем вообще не узнать. Но речь не об этом. Вы раньше говорили, что наши спутники весят по 30 тонн, а сейчас уже съехали с темы.

                        >> МКС, вообще-то, шаттлами в основном строилась.
                        Пополам. Шаттлы таскали свои модули, Протоны выводили наши. По штукам запусков США выигрывает, по крупным модулям — паритет.

                        >> советскими кораблями
                        Сегодняшний Прогресс и Прогресс из СССР только внешне одинаковые, начинка там совсем другая. То же и с Союзом. Не надо обманываться их похожестью. То же самое и с РН Союз и Протон — это глубокие модернизации того что летало *тогда*.

                        >> Одна проблема — проекту знаете сколько лет?
                        Знаю, лет 25 вроде, опять же — развал страны сказался.

                        >> Миллиметрон
                        У Роскосмоса семь пятниц на неделе, они тут какую-то ФКП приняли и я не в курсе, что там осталось из обещанного.

                        >> Шо, опять облёт Луны, лунная база
                        Кстати! Индусы же на Луну в 2020 собрались. А что у нас осталось из лунной программы — я не в курсе, так как они много резали в последнее время.

                        >> Ахаха, действительно,… Только в этой цепочке вы чего-то не упомянули Меркурий, Плутон…
                        Я описал перспективные запуски. И я не говорил «какой-то Марс и т.д.». Я уже писал, что штаты нас обогнали в дальнем космосе (увы). Развал страны просто так не проходит. То что у них много крутых миссий на данный момент выполняется по всей солнечной системе — я в курсе и тут Россия действительно в ж…


                        1. pnetmon
                          16.04.2016 07:21

                          >>Пополам. Шаттлы таскали свои модули, Протоны выводили наши.

                          Не все Российские модули были выведены российскими РН. И даже для будущей Науки часть оснащения было доставлено на МКС на Шаттле.


                  1. iShatokhin
                    15.04.2016 12:04
                    +1

                    Ну да, спасибо, что хоть летают. Офигенное достижение. Между тем, у США не только летают, но и возвращаются. Да и груза побольше уже привозят.

                    • Прогресс корректирует орбиту МКС своими двигателями, чего не умеет делать Dragon. У каждого корабля своя цель.
                    • ТКС тоже умел возвращать груз с орбиты, но, видимо, это оказалось невостребованным (для нас), раз его заменили на связку Союз и Прогресс.


                    1. black_semargl
                      15.04.2016 13:03
                      +1

                      * Нет никакой проблемы скорректировать орбиту движками Dragon«а. Просто задачу не ставили.
                      * ТКС мог возвращать веса не больше чем Союз.


                      1. iShatokhin
                        15.04.2016 13:23
                        +3

                        Dragon не может корректировать орбиту МКС. Это уже обсуждалось на том же Reddit:

                        ISS is boosted by progress and ATV resupply ships. Dragon cannot boost because the thrusters are too weak and it docks in the wrong place.
                        CST-100 might be able to. I don't know.


                        1. black_semargl
                          19.04.2016 09:55

                          Да, действительно, сейчас Dragon стыкуется на «боковой» узел.
                          Но узлов на МКС много, можно пристыковать и на тот с которого вектор тяги пройдёт через центр тяжести.
                          Движки у него тоже слабые, но это лишь вопрос времени их работы. У DragonV2 будут сильные.


                    1. Syzygy
                      15.04.2016 13:08
                      -1

                      Dragon может многое, в том числе и поднимать орбиту. Но так как орбиту поднимают Прогрессами в рамках договора, никто не будет этого менять.
                      ТКС давно закрыли. Ну очень давно. Я же говорю — осталось хвалиться, что когда-то лет этак 40 назад, чего-то там что-то могло. Да, спасибо, что хоть что-то ещё летает. Нового нет и не будет.


                      1. grondek
                        15.04.2016 13:18
                        +1

                        >> Нового нет и не будет.

                        Как категорично.

                        Танков новых не было, сейчас Армата выходит на войсковые испытания. Самолетов новых не было, сейчас Су-34/Су-35 в войска массово поступают, заканчиваются испытания Т-50. Новые корабли и подлодки для флота сдают.

                        И космос вроде просирать не собираются. С ПТК НП, конечно, задежка большая, но вроде как чуть не в следующем году уже испытания обещают.


                        1. Syzygy
                          15.04.2016 14:09

                          Я про космос. ПТК НП в следующем году испытывать не будут, потому что его физически не существует. Планируют лет через 5, но сроки опять перенесут. Там очень, очень большие проблемы. А после среза финансирования вся программа зависает. Пилотируемые испытания (только испытания!) будут через лет этак 8.

                          Что же касается всяких Су и прочих армат, то Су-35 — это всего лишь модернизация Су-27. Да, глубокая, но модернизация. Т-50, во-первых, ещё не приняли (хотя обещали уже в этом году), а во-вторых, недавно отказались от расширенных закупок. В ближайшие несколько лет их планируют сделать пару десятков. И всё на этом. Пара десятков для самолётов? Это вообще ничто, так, расширенные лётные образцы.


                          1. Rumlin
                            15.04.2016 14:30

                            У отечественной индустрии и военных есть давний метод работы — приём в экспериментальную эксплуатацию крупных партий. За несколько лет они постоянно дорабатываются то техусловий заказчика либо снимаются с вооружения в пользу более удачных изделий.
                            Слабое места у всего — отечественная электроника. Если раньше она была слабой, но на мировом уровне, то теперь её просто нет. Нет электроники — ничего не полетит.


                            1. grondek
                              15.04.2016 14:45

                              Не будет микроэлектроники, запихнут макроэлектронику ))

                              Я немного отстал от новостей, но мне казалось уж микрух для БРЭО наши могут наштамповать на имеющемся оборудовании — там не надо ни супертехпроцесса, ни особой производительности.


                              1. Rumlin
                                15.04.2016 15:06

                                1. grondek
                                  15.04.2016 17:04

                                  Перечитал обсуждение, там есть ссылка на первоисточник. И в нем говорится совсем не про массу, а про «технические сложности». Что за этим скрывается, хз, военные не расскажут же.


                          1. grondek
                            15.04.2016 14:41
                            +1

                            Ага, вижу, программу сдвинули.
                            Но у наших вроде как нет аврала по пилотируемым полетам, если на Луну отложили полет. На МКС и Союзы летают. Возможно так рассуждает Роскосмос.

                            У США же на данный момент нет пилотируемых кораблей, они и торопятся, ну и финансирование получше. Что мне интересно, у них в планах очень сжатые сроки испытаний (по Драгону и CST-100): первый полет и полет с людьми хотят выполнить в течение одного года. А наши и Lockheed (Orion) растягивают это же на несколько лет.

                            >> Су-35 — это всего лишь модернизация Су-27
                            Там только снаружи похож, и то издалека, а вся электроника, двигатели другие. Список вооружения расширен. В таких делах революционные изменения в железе происходят только при переходе на принципиально новые технологии или глобальном изменении планов у штабов. Если смотреть историю развития вооружений, то при получении хорошей «базы» (Т-55-62-72-90, Абрамсы, Б-52, АК-47...) из нее стараются модернизациями выжать все что можно.

                            >> Т-50
                            Их уже сделали полтора десятка для испытаний. Ну и внедрение в войска всегда идет туго, годовая задержка перед войсковыми испытаниями — довольно стандартный срок. Ну и мое мнение, что МО считает и Су-35 достаточным для выполнения текущих задач (так как с НАТО неядерная война вряд ли будет, а у бедуинов максимум МиГ-21 и аналоги). И при этом Су-35 прилично дешевле.


                            1. Syzygy
                              15.04.2016 17:02
                              +1

                              >> Там только снаружи похож

                              На такое глубокое замечание я даже не знаю, как ответить. То ли вспомнить, что для пятого поколения обязательным является стелс-фюзеляж и внутренняя подвеска оружия, то ли сказать что-нибудь про аэродинамику…
                              Действительно, всего-то снаружи похож!


                              1. grondek
                                15.04.2016 17:09

                                Су-35 это не 5 поколение. Это 4++. Да, по факту глубокая модернизация 4 поколения, от Су-27 остался только внешний вид.

                                5 поколение F-22, F-35 и Т-50. Что там у европейцев и китайцев я не помню, но вроде что-то читал про разработки.


                      1. iShatokhin
                        15.04.2016 13:24

                        Dragon не подходит для этих целей. Смотрите мой комментарий выше.


            1. Jeffryxon
              14.04.2016 22:41

              Dragon V2? <...> не на собственных двигателях, а, почему-то, используя Атлас-5 в качестве носителя

              Секундочку, тут вы его, случаем, с Cygnus не перепутали? Это он летает на Atlas V в ожидании завершения модификации Antares 200/300 с РД-181. Dragon-ы ни на чём ином, кроме Falcon 9, не планируется запускать.


              1. JtHermit
                15.04.2016 00:15

                Перепроверил — прошу прощения, действительно, допустил ошибку. Планы по CST-100 Starliner нечаянно приписал Dragon-у.


        1. NINeOneone
          15.04.2016 10:00

          Напомню, что речь не об американцах. Нам все равно «что у них». Обещание — база на луне к 2015, базы нет. То что ее нет и у американцев, нам ее никак не добавляет — ее все так же у нас нет.

          Задрали уже. Федеральные каналы тоже постоянно кормят этой кашей — «а у американцев...». Да плевать нам на них, за собой смотрите или не обещайте.
          P.S. это не вам, это мысли вслух.


          1. JtHermit
            15.04.2016 10:53

            «Мне всё равно, что мы живём в бараке с соседями-алкоголиками, и что тебе второй месяц задерживают зарплату. Ты мне три года назад, когда мы познакомились, по пьяни пообещал купить брильянты, и до сих пор не купил! Да, я помню, что мы после свадьбы вместе планировали бюджет, и никаких брильянтов там не было, я вспомнила твоё обещание и я хочу!»

            Мысли в слух, извините.


          1. tundrawolf_kiba
            15.04.2016 15:59
            +2

            > Обещание — база на луне к 2015, базы нет.
            Найдите в ФКП, принятой на 2006-2015 годы эту базу. Есть единственное юридическое обещание — ФКП, и именно касательно нее имеет смысл обсуждать — сколько выполнено, сколько сдвинуто, сколько отменено. Все остальное же — либо фантазии отдельных лиц на тему «а вот если бы», либо попытки выбить побольше денег в преддверии составления ФКП.


      1. Vjatcheslav3345
        14.04.2016 13:44
        +1

        А NASA доберется на Луну не ранее 2018 года. Товарищи, летайте «Клиперами» «Роскосмоса»!


  1. arelay
    13.04.2016 16:14
    -7

    <началонегатива>Вангую не целевую растрату гос.бюджета, с последующим поиском козлов отпущения из заместителей и объявлением результата в виде устаревшей используемой технологий. </конецнегатива>


    1. alexover
      13.04.2016 16:58
      +22

      SaxParseException. У вас открывающий и закрывающий теги разные.


    1. Bhudh
      14.04.2016 00:55
      +3

      «Вангую не целевую», а целевую.


  1. pnetmon
    13.04.2016 16:15
    -1

    >>Утверждён проект тяжёлой ракеты-носителя «Ангара А5В», которая доставит россиян на Луну

    КЕМ? Ваша же ссылка
    http://izvestia.ru/news/609773
    Проект лунной ракеты представят на утверждение Владимиру Путину
    Научно-технический совет «Роскосмоса» накануне утвердил проект ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара А5В»

    3(космического аппарата с экипажем) и 4(межорбитального буксира) пункт перепутан местами


    1. alizar
      13.04.2016 16:37
      +4

      У Путина это вроде как символическая процедура.


    1. alizar
      13.04.2016 16:39

      >3(космического аппарата с экипажем) и 4(межорбитального буксира) пункт перепутан местами
      Кажется, всё правильно.


      1. pnetmon
        13.04.2016 17:17

        Ну взмыл на орбиту корабль с людьми, а вот с буксиром случилась не стыковка — что люди на орбите будут делать?


        1. lubezniy
          13.04.2016 21:27

          Спускаемый аппарат, надо полагать, в конструкции на такой случай будет.


          1. pnetmon
            14.04.2016 08:42
            +1

            А людей запускали и рисковали их жизнями зря, т.к. буксир не смогли вовремя запустить.
            Людей нужно запускать после запуска всех аппаратов необходимых для полета по Луну и обратно.


            1. Pakos
              14.04.2016 10:08

              Люди — не роботы, разберутся. Наловят спутников и из них соберут что надо.</шутка> (открывающий тег предлагаю угадать)


              1. mironoffe
                14.04.2016 12:07

                См. сериал the 100 (сотня), там так и поступили, собрав все орбитальные станции вместе что бы прожить over 200 лет=)


    1. black_semargl
      14.04.2016 11:19
      +2

      Нет, не перепутан — потому как буксир имеет резко ограниченный срок существования.
      Водород не должен успеть согреться


  1. Bedal
    13.04.2016 16:30
    +6

    c нынешним уровнем отработанности стыковок формирование блока за несколько выводов представляется вполне разумным решением.


  1. eandr_67
    13.04.2016 16:38
    +1

    И тут возникает один простой вопрос: на хрена? Н-1 — выкинута на помойку… Энергия — выкинута на помойку… Вот они могли осуществить лунную экспедицию. А заявлять о реализации полёта на Луну на таком недомерке, как Ангара — это, очень мягко выражаясь, откровенный дебилизм. 4 запуска — это уменьшение вероятности успеха только выводов на орбиту в 4-й степени. А там ведь ещё дикой кол-во дополнительных проблем…

    В стране глубокий экономический кризис, на днях Путин ввёл лимит на кол-во бесплатных вызовов скрой помощи… И в очередной раз выкидывают огромные деньги на очередной же заведомо бредовый проект.

    P.S. Если водород повышает выводимую массу на 10 т по сравнению с керосином, то поставьте на Протон водородную третью ступень — получите те же самые 38 т (разница между водородом и НДМГ куда больше, чем между водородом и керосином).


    1. beydin_d
      13.04.2016 17:06
      +7

      Н-1 — выкинута на помойку… Энергия — выкинута на помойку — по моему, достаточно двух раз чтобы понять что настолько тяжелые ракеты успешными никогда не станут и их создание под единовременный проект — как раз и есть вкидывание огромных денег на очередной же заведомо бредовый проект.


      1. eandr_67
        13.04.2016 17:42

        Ага… Через 10 лет обещают носитель, который намного слабее, а по себестоимости намного дороже запускаемого через несколько месяцев Falcon Heavy. И с совершенно неясными перспективами использования. И по Вашему это — не выкидывание денег?

        И подозреваю, что «Ракеты и люди» Вы не читали — иначе знали бы, кто и почему выкинул Н-1. И не стоит забывать, что двигатели, разработанные для Н-1, те же американцы ставили на свои носители — через 40 лет после создания они продолжали оставаться более чем конкурентоспособными.


        1. kaichou
          13.04.2016 18:27
          +7

          > который намного слабее
          Этот аргумент — он странный, конечно. 38 тонн на НОО/12 тонн на ГПО (А5В) — это достаточно много. Достаточно много для того, что, возможно, никогда за всю историю такой нагрузки и не возникнет.
          Да, для FH заявлена 21 тонна на ГПО. Но посмотрите, до 2020 года у неё запланировано 7 запусков, из которых самая большая нагрузка до ГПО — ArabSat 6A — всего 6 тонн.
          Т.е. в текущем виде в ближайшей перспективе FH никому не нужна, и будет выводить не более 30% от максимальной нагрузки.

          > а по себестоимости намного дороже запускаемого через несколько месяцев Falcon Heavy
          Вот когда FH сертифицируют, когда она дойдёт до серийного производства — тогда и посмотрим на себестоимость.
          Бизнесмены, знаете ли, любят оптимистично относиться к оценке себестоимости.


          1. Syzygy
            13.04.2016 19:16
            +3

            >> 38 тонн на НОО/12 тонн на ГПО (А5В) — это достаточно много.

            На сегодняшний день, возможно, да. Но извините, такие параметры ожидаются только лет через 15 (учитывая сроки разработки). Это при то, что в этом году полетит более мощная ракета, а там и другие подтянутся через пару лет.

            >> Но посмотрите, до 2020 года у неё запланировано 7 запусков

            Это пуски, на которые уже есть заказчик. При том, что ракета ещё ни разу не летала. Заказы не появляются сами по себе на 10 лет вперёд.

            >> Т.е. в текущем виде в ближайшей перспективе FH никому не нужна, и будет выводить не более 30% от максимальной нагрузки.

            Практически ни одна ракета не выводит максимальную нагрузку, всегда очень большой недогруз.

            >> Бизнесмены, знаете ли, любят оптимистично относиться к оценке себестоимости.

            Что не так с себестоимость Falcon? Озвученная цена оставалась такой, какой есть. Было поднятие, но совсем не намного и на новую версию.


            1. kaichou
              14.04.2016 15:03

              > На сегодняшний день, возможно, да.
              Нет. Это было достаточно много даже сорок лет назад, а сейчас — так и вообще нет таких моногрузов для космоса.
              И это хорошо, потому что единственный реальный груз такого рода — термоядерная бомба в сборе.

              Ещё раз, аргумент «тяжелее=лучше» — инвалид. Вы когда по МКАДу на работу едете, сколько БелАЗов видите?


          1. Jeffryxon
            13.04.2016 23:16
            +2

            для FH заявлена 21 тонна на ГПО <...> в текущем виде в ближайшей перспективе FH никому не нужна

            Однако это цифры для полностью одноразового варианта (и предыдущей модификации), широкое использование которого маловероятно. Основной предполагаемый профит — вывод тяжёлых аппаратов в 6-10 тонн на ГПО с возвратом всех трёх бустеров. Вот в этом сценарии "никому не нужна" будет не совсем верно.


        1. pnetmon
          13.04.2016 18:45
          +2

          >>что двигатели, разработанные для Н-1, те же американцы ставили на свои носители — через 40 лет после создания они продолжали оставаться более чем конкурентоспособными.

          Американцы — четыре успешных и один неуспешый запуск с использованием модернизированной версии двигателя и они отказываются от этих давно произведненных двигателей. А стоимость новых двигателей на замену РД-181 большая.

          В России эти двигатели применялись в двух запусках… планируется применять в дальнейшем, по есть на складе.


    1. astronom
      13.04.2016 17:23
      +5

      Н-1 не выкинута на помойку, просто для неё не хватило денег на испытания (или времени), в общем, не успел построить стенд для огневых испытаний, а вот такой же стенд для «Энергии» успели и успешно испытали, поэтому-то она сразу и полетела в демонстрационном полёте, а не в тестовом. А вот с Н-1 так не вышло… Да и движки для Н-1 был не совсем безопасными.

      Насчёт самой «Энергии» — это был, скорее, ответ на программу Space Shuttle, которая была двойного назначения, т.е. такой дорогой проект и челнок смог бы забирать спутники (вот и КанадаАрм пригодилась бы) с орбиты для дальнейшего их изучения на Земле, нырять в атмосферу и сбрасывать атомную бомбу (а почему нет-то? Что им мешало), поэтому наши решили дать ответ.

      Да и с Бураном вышло нехорошо, да, финансирование отрезали, но могли и продолжить, тогда можно было бы нам на орбите строить не только станцию, но и летать дальше, ведь Энергия сама по себе отличная РН… Зря, конечно, загубили такой проект.

      По-поводу Протона, во-первых, пуски осуществляются на Байконуре, а мы хотим у себя, во-вторых, у себя мы хотим экологичные пуски, поэтому с Протоном не получается, увы. А так да, Вы правы, мы могли бы на Протоне и на Луну слетать, уже был беспилотный облёт Луны.


      1. Vespertilio
        13.04.2016 21:05
        +1

        Н-1 не выкинута на помойку, просто для неё не хватило денег на испытания (или времени), в общем, не успел построить стенд для огневых испытаний
        Как это не успели? H-1 летала 4 раза, другое дело что не успешно из-за большого количества двигателей и соответсвенно вероятности отказа.

        Да и движки для Н-1 был не совсем безопасными.
        Движки, благодаря этим испытаниям, стали чуть ли не самыми надежными и породили целую серию на их базе, а американский консорциум с Lockheed Martin еще долго ставил их на свои ракеты благодаря инициативе законсервировать их после сворачивания программы H-1 не смотря на указ все пустить под нож.

        Да и с Бураном вышло нехорошо [..]
        Буран, как и Спейсшатл экономически не целесообразен, что и показала нам история шатлов, хотя как проект конечно же интересен. Построили, запустили, приземлили, показали что можем такое делать и все, технология отложена до лучших времен.

        А РН Энергия, конечно, отличная ракета, но развития не получила ввиду отсутствия адекватных грузов для нее.


        1. SelenIT3
          13.04.2016 21:41
          +4

          Так потому и *летала* 4 раза *неудачно*, что не было стендов, чтобы отладить всё, что можно, на земле… вот и приходилось заменять стендовые испытания лётными, что в итоге обошлось намного дороже — слишком дорого… Успех американского «Сатурна» во многом обусловлен тем, что там как раз на наземных стендовых испытаниях не экономили.


          1. Vespertilio
            13.04.2016 21:53
            +1

            Ну как это не было стендов? Кто ж так делает? Двигатели всегда испытывают на стендах до установки на ракеты. Если верить википедии НК-15, который ставился на Н-1, испытывали с 63-го по 67-й год и только в 69-м они полетели в составе Н-1.


            1. astronom
              13.04.2016 21:57
              +4

              Двигатели испытывали, конечно, а вот всю РН — нет, а надо было.


              1. igormu
                14.04.2016 06:15
                +2

                НК-15 одноразовые были, испытывали двигатели из одной серии с теми, что устанавливались на ракету. Четыре двигателя делают, два — на испытания, два — на ракету.


    1. vmarunin
      14.04.2016 03:39
      +1

      А кто сейчас может собрать Энергию (я молчу про H-1)? Сколько лет прошло после последнего запуска. А компетенций же куча, надо и же и производство, и тестовые стенды, и стартовый стол…
      И ма-а-а-аленький косячок в каком-нибудь узле приводит к бабаху. А всё перепроверять — будет как сконструировать новую ракету.
      При том, что есть же небольшие подвижки в материалах, огромные в электронике, вероятно есть подвижки в обработке (точнее, дешевле). Зачем делать старую копию, если можно сделать новую ракету за те же деньги?
      SLS тоже «с нуля» пилят, а не реанимируют более мощную Saturn-5. И у них не было распада Штатов, развала промышленности и т.д.

      Ну и если забыть про Луну, то будет семейство ракет разного класса для самых ходовых запусков. И они будут летать и возить грузы, в отличии от «одноразовых» H-1, Энергии и т.д.


      1. RedCatX
        14.04.2016 14:21
        +1

        Для «Энергии», к слову, разрабатывались как раз таки возвращаемые многоразовые бустеры.


    1. Gabiani
      14.04.2016 14:49
      +3

      «на днях Путин ввёл лимит на кол-во бесплатных вызовов скрой помощи… »

      — Что за бред. Во всех новостях указано, что это предложение Минфина. А Минфин — это наилиберальнейшая часть правительства, которая фактически находится в оппозиции к президенту. У практически всех раздражающих народ нововведений ноги растут оттуда же. Цель — постепенно подогреть обстановку в выборам.

      Извиняюсь за оффтопик.


      1. tundrawolf_kiba
        14.04.2016 15:48
        +2

        Ну вообще Минфин, если очень грубо говорить — это огромная бухгалтерия, и его цель — в сокращении издержек. А социальные или прочие аспекты — его не волнуют. Он даже не обязан заботиться об экономике. Для нее другое министерство существует — Минэкономразвития, цел которого определить уже не как сохранить деньги, а как эффективнее их потратить.


      1. eandr_67
        15.04.2016 00:42

        Каждое из министерств регулярно готовит множество предложений. И что? Большинство высказываемых идей никогда не станет постановлениями. Этот же документ подписан Путиным. И именно он — как лицо, принявшее решение — несёт полную и единоличную ответственность за последствия этого решения. Или Вы думаете, что Путин не читает то, что подписывает???

        «Наилиберальнейшая», «в оппозиции»??? Спасибо, посмеялся. Это только в «Золотом ключике» марионетки могли быть в оппозиции к кукловоду. А в реальной жизни такого не бывает.


  1. Avatar4eg
    13.04.2016 16:40

    Выглядит как прямой конкурент FH (по полезной нагрузке)… спустя 10 лет.


    1. zapimir
      13.04.2016 17:18
      -6

      Да ладно, 10 лет, когда в современной России и Роскосмосе в частности укладывались в сроки, тем более столь отдаленные? Тут Восточный толком закончить не могут уже сколько, уже даже пытаются хоть как-то пустить пыль в глаза, типа что-то запустить, а потом еще пару лет доделывать его.
      Так что хорошо если через 15 запустят.


  1. ProfUser
    13.04.2016 16:40
    -4

    Наконец то, давно пора…


    1. zapimir
      13.04.2016 17:11
      +7

      Что пора? По планам 2006 года, в 2015 уже должна была быть база на Луне.


      1. devlind
        13.04.2016 17:32
        +6

        Что им мешает в 2035-ом ещё раз сдвинуть сроки лет на 20?


        1. astronom
          13.04.2016 21:58
          +1

          Вероятно, конкуренция помешает, если сейчас на это обращают внимание уже.


          1. ChaplygiN
            14.04.2016 18:01

            Скажем так, до тех пор пока Роскосмос внятно не обоснует зачем туда лететь по мне так пускай хоть отменяет пилотируемую Лунную программу вовсе. У них бюджет не бездонный, так может лучше подумать над тем что делать с космической электроникой и робототехникой, а не отправлять по старинке людей. Да, мы отстаём в исследовании планет и спутников, но мы отстаём во многих направлениях куда более важных, просто они не на слуху. В общем я буду скорее радоваться тому, что две команды роботов с триколором на борту играют в робофутбол на дне кратера


      1. JtHermit
        14.04.2016 15:01
        +1

        По планам 2004 года у NASA тоже должна была быть база на Луне в 2015. По крайней мере, начать строиться.
        Вот только после 2008 пришлось немного затянусть пояса.


  1. scifix
    13.04.2016 16:48
    -7

    россиян на луну? А что предыдущие методы: ссылка в Сибирь — уже не работают, да?


  1. Heartbroken
    13.04.2016 17:08
    +11

    >… которая доставит россиян на Луну

    всех? ;)


    1. Aspire89
      13.04.2016 17:14
      +3

      я не хочу


    1. RiseOfDeath
      13.04.2016 17:35
      +7

      Анекдот:
      Высаживаются американцы на Марс, и докладывают:
      — г.н Президент, мы высадились на Марс, посадка прошла штатно и у нас две новости хорошая и плохая, с какой начать?
      — Начините с плохой.
      — Здесь русские.
      — А какая хорошая?
      — Они все здесь.


      1. ChaplygiN
        13.04.2016 18:56
        +20

        Другой анекдот, ещё советский, кстати:
        Западная Украина, входит внук к деду и говорит:
        — Дед, москали полетели на Марс.
        А дед в ответ, с надеждой в голосе:
        — Шо, усе?!


        1. NotSure
          14.04.2016 02:12
          +1

          Sarah Silverman: If we can put a man on the moon, we can put a man with AIDS on the moon. And pretty soon, we'll be able to put everyone with AIDS on the moon!


        1. svitoglad
          14.04.2016 18:36

          Внук:
          — Нет. Только один.
          Дед с грустью в голосе:
          — А жаль что не усе.


  1. Neuromantix
    13.04.2016 17:39

    А как хорошо могло бы быть в утопическом мире без политических амбиций: Маск: «Я сделал ракету!» Тони Старк (имена изменены): «А давай пока ты ракету допилишь, я межпланетный модуль сделаю?» Брюс Уэйн: «А я тут как раз над новым скафандром думал — простым, надежным и легким». Спустя лет 5 все это улетает, все довольны и все радуются.
    В реальности же каждый изобретает велосипед в своем темном углу.


    1. kraidiky
      13.04.2016 18:15
      -8

      В вашем идеальном мире сначала Маск должен был бы отказаться от своих глупых амбиций, выкинуть на свалку свои «Вулканы», прийти к русским и купить у них нормальные двигатели, хоть такие же РД-181 как у всех нормальных американцев, и на них летать (русские, внезапно, совершенно не против). При этом массу топлива на фалконе можно было бы снизить примерно на 30%, ну или грузоподъёмность поднять.

      Почему-то проблемы с идеальным миром начинаются прямо с первого же шага. :)


      1. oldbie
        13.04.2016 18:41

        У маска же вроде мерлины? Вулканы не у ЕКА. РД-181 для повторного использования непригодны.


        1. castorg
          13.04.2016 21:09
          +2

          РД-181 является экспортной версией РД-193, который является модификацией РД-191, в свою очередь, в который заложен 10-кратный запас работоспособности его частей и агрегатов. Я не думаю что за два этапа «тюнинга» у РД-181 сильно уменьшился его запас по работоспособности.


        1. qthree
          13.04.2016 21:09
          +2

          Если мне память не изменяет, РД-181 сертифицирован на 10 пусков. Так что с повторным использованием проблем нет.
          Проблемы были бы с посадкой, и проблемы нерешаемые. F9 садится на одном движке из 9, и то TWR больше 1. Предыдущий раз на двух или трех сажали — в итоге дырку в барже проделали.
          С одним движком (РД-181 и РД-191) и пустой ступенью TWR будет несовместим с мягкой посадкой.


          1. arheops
            14.04.2016 05:54

            Добавить 3 маленьких «для мягкой посадки».


      1. tasman
        13.04.2016 19:05
        +12

        что особенно смешно — у Маска вся идея строительства своих ракет началась после того, как он не смог купить росийские двигатели.


      1. rroyter
        13.04.2016 19:30
        +14

        А он приходил ведь. Предлагал купить за 20 лямов три баллистические ракеты, чтобы их переделать для полета на марс. Над ним посмеялись. Он обиделся, открыл SpaceX и начал пилить свои ракеты. Ну а сейчас вот посадил первую ступень назад уже дважды. А Роскосмос все ещё смеется надо полагать.


        1. ramzai
          13.04.2016 21:59
          +5

          Ещё в Роскосмос приходил Джеф Безос (Amazon, Blue Origin). Ему предложили облететь вокруг Луны за $200 млн. На вопрос «вы же сами ещё этого не пробовали» был получен ответ, что за $400 млн мы протестируем перед вами. Результат — Безос пилит свою ракету)


          1. Rivethead
            13.04.2016 23:48
            +4

            Да вы неправильно поняли, весь мир должен молиться на Роскосмос, если бы не их закидоны, то не было бы ни SpaceX, ни остальных альтернативных ракет!


        1. Grox
          14.04.2016 00:58
          +1

          Ну они, вероятно, правильно посмеялись в данном примере. Вы сами оцените его тогдашние шансы с этими ракетами и без опыта на Марс добросить что-то полезное )


          1. muhrinat
            14.04.2016 08:35
            +2

            Посмеялись бы и продали бы ему свой товар за живые деньги и опционы на будущую компанию. Не получилось бы у Маска, у РКС осталась бы прибыль за ракеты, получилось бы, имели бы долю, пиар и новые технологии.


            1. Grox
              14.04.2016 10:32

              У вас отличный подход. Можно добавить, что я не знаю подробностей, того, что он просил, возможно помощь в запуске или, что-то, что могло плохо отразиться на репутации в случае провала.

              А если бы там работали такие специалисты, которые это могут провернуть, вы бы сейчас про это не писали и тут бы не смеялись/плакали над обещаниями их шефов.


        1. Tachyon
          14.04.2016 09:11
          +3

          >А Роскосмос все ещё смеется надо полагать.

          Ага, как девочка из анекдота.

          Экскурсия школьников на стройплощадку
          Прораб наставляя всех одеть каски рассказывает историю:
          Вот когда то пришли на стройку мальчик и девочка,
          Девочка надела каску, а мальчик- нет.
          На них кирпичи упали
          Мальчик умер, а девочка засмеялась и убежала
          Из толпы школьников- А я знаю эту девочку, только она уже тётенька, но до сих пор бегает и смеётся…

          Как и наш Росскосмос.

          Хотя там сложнее задача- не только бегать и смеяться, а при этом ещё и подворовывать…
          На фоне всего этого жалко усилий тех кто в это дело своей жизни вкладывает душу, не стремясь обогатиться.


        1. famiak
          14.04.2016 11:47
          -1

          Очевидно, Макс предлагал как-то не так и что-то не то, раз ему ничего не продали, а НАСА — продают. Вы так не считаете?


      1. Neuromantix
        13.04.2016 19:51
        +2

        Матчасть учите — где какие двигатели стоят. РД-180 стоят на «Атласе», а у Маска — «Мерлины», которые судя по успехам Маска более чем нормальные.


      1. Syzygy
        13.04.2016 20:18
        +1

        Товарищ! Ваша методичка про «вулканы» (которых, к слову, ещё не существует и которые, тоже к слову, являются ракетами) и РД-181 (которые планирует закупать ATK) слишком низкокачественная для ГТ. Это в ЖЖ или на новостной сайт.

        >> русские, внезапно, совершенно не против

        Да? А помнится (http://izvestia.ru/news/556096), кто-то грозился запретить их продажу. Потом, правда, когда выяснилось, что придётся закрывать производственную линию (потому что именно под неё и делались РД-180) и выгонять несколько сотен людей на улицу, передумали. А пафосу-то сколько было! Ну, до тех пор, пока американцы сами не решились отказаться :)


      1. Vespertilio
        13.04.2016 21:45

        У американцев есть и свои отличные двигатели и их использование не делает их чем-то ненормальным. Выбор двигателя лежит на компании-конструкторе ракет. Боинг использует свои, Локхид Мартин решили закупать российские. По теме двигателей SpaceX недавно была целая хорошая статья где все объяснялось почему так. Можно еще добавить, что никто не будет просто так делится последними разработками, да еще и с конкурентами, которые уже потеснили их на рынке запусков. Напомню что в Штатах, за некоторым исключением, все разрабатывается и производится компаниями и корпорациями по контрактам с государством.


    1. SelenIT3
      14.04.2016 21:18

      Ну вот в недавнем запуске чувак, сделавший ракету с грузовым кораблём, и чувак, сделавший раскладной модуль (с прицелом на межпланетность), довольно успешно скооперировались..:)


  1. agentx001
    13.04.2016 18:59
    +7

    Главное что бы освятить не забыли!
    image


  1. qrck13
    13.04.2016 21:07
    +1

    Если и без того потребуется куча запусков — зачем вообще проектировать новую ракету для лунной миссии? Почему бы не спроектировать миссию так, что-бы использовать существующие ракеты? Скажем N запусков протонов для вывода отдельных блоков, из которых на орбите строится корабль для полетов к луне и обратно, потом союзом к этому лунному чуду запускается экипаж, и «поехали». Конечно отдельные запуски могут фейлится, нужно будет вводить некоторый элемент избыточности. Но как мне кажется — это все равно в итоге будет дешевле, и будет доступно быстрее, чем проектировать новую ракету, которая не очень на много мощнее.


    1. AlexSky
      14.04.2016 10:46

      Может быть, есть блоки, которые нельзя разделить и которые не проходят по массе/габаритам на существующие ракеты-носители?


      1. qrck13
        14.04.2016 11:35

        Не думаю что на столько трудно будет уложиться в 23 тонны — столько на НОО выводит Протон. А экипаж уже Союз-ом запустить в самом конце, когда на орбите будет все что нужно.


        1. Wanderer12
          14.04.2016 15:04

          Ну да, может быть. такое и возможно.
          Но в таком случае у нас не будет нового тяжа.
          А так мы и тяж сделаем — полезность, и пообещаем миссию — полезность


  1. dima_mendeleev
    14.04.2016 09:46
    -1

    доставит россиян на Луну

    Всех???


  1. strlock
    14.04.2016 14:26
    +1

    Когда они туда прилетят, там американцы уже построят луна-парк, а робот Бендер свой с блекджеком и шлюхами)


  1. qwertyhp
    14.04.2016 23:17

    Статья «Исследование Луны»
    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%9B%D1%83%D0%BD%D1%8B

    Последнее относящееся к тандему «СССР/Россия — Луна» событие датируется «Луна-24 — 9 августа 1976». Далее — Китай, США, Европейский Союз, Индия, Япония.
    Цитата из ссылки выше:
    >>Луна-2 — 12 сентября 1959. Первый в истории человечества рукотворный объект, достигший поверхности другого космического тела. Одним из основных научных достижений миссии было прямое измерение солнечного ветра. На поверхность Луны был так же доставлен вымпел с изображением герба СССР.>>
    >>Луна-3 — 4 октября 1959. В ходе полёта были впервые получены изображения обратной стороны Луны. Несмотря на плохое качество, полученные снимки обеспечили Советскому Союзу приоритет в наименовании объектов на поверхности Луны. В очередной раз было продемонстрировано первенство СССР в космической гонке.>>
    И это — спустя 14 лет после разрушительнейшей войны.
    Цитата от туда же:
    >>Планируемые миссии
    Лунный спутник. Планируемая дата запуска — 2018—2020 годы. Основной задачей является фотосъёмка советских автоматических станций «Луна» и «Луноход» и места посадок американских пилотируемых Apollo. Спутник разрабатывается инженерами-энтузиастами.>>
    Кстати. Упоминаемый в статье «Луна-26 «Ресурс»» — это только еще один проект
    http://kosmolenta.com/index.php/project-lunar/project-lunar-26
    Реального воплощения не имеет.
    Только факты. Как говорится — «без комментариев».