image

Пару лет назад мы опубликовали на Хабре статью «Готовим пользовательское соглашение своими руками» с краткими пояснениями по порядку его составления на основе бесплатного шаблона. Шаблон распространяется на условиях открытой лицензии с единственным требованием: поставить гипертекстовую ссылку на сайт правообладателя.

Статья пользовалась заметной популярностью, однако мы не заметили существенного прибавления трафика за счет переходов по ссылкам со сторонних сайтов, которые воспользовались нашим шаблоном. В результате мы даже подумали, что владельцы предпочитают самописные пользовательские соглашения или заказывают их у знакомых юристов.

Каково же было наше удивление, когда на днях благодаря случайно обнаруженному сервису проверки контента на уникальность, мы обнаружили более 70 сайтов, так или иначе копирующих наше Пользовательское соглашение без ссылки на правообладателя. Самое интересное, что в большинстве случаев размещался полный текст без каких-либо доработок или с несущественными изменениями.

Думаю, многие не раз сталкивались с аналогичными проблемами. Но нам-то проще, т.к. мы специализируемся на защите авторских прав. Поэтому мы решили на собственном примере показать вам способы и средства борьбы с копипастом.

На диаграмме вы можете ознакомиться с результатами, которые мы получили за сутки после направления заявления о нарушении прав на контент. Смотрите под катом, как мы этого добились.

Шаг 1. Подготовка претензии


Для начала мы составили заявление о нарушении прав на контент. Можете использовать его в качестве шаблона, если вас интересует обратная ссылка на собственный сайт. При незначительных модификациях заявление можно использовать и для полного запрета копирования вашего контента.

Помните, что с 01 мая 2015 можно заблокировать любой сайт, на котором размещен контрафактный контент (кроме фотографий). Это придает существенный вес вашей претензии.

Более того, сейчас в ФЗ «Об информации…» даже установлены требования к заявлению, порядку его подачи и срокам реагирования.

По закону заявление должно содержать:
1) сведения о правообладателе или лице, уполномоченном правообладателем (если заявление направляется таким лицом) (далее — заявитель):
а) для физического лица — фамилию, имя, отчество, паспортные данные (серия и номер, кем выдан, дата выдачи), контактную информацию (номера телефона и (или) факса, адрес электронной почты);
б) для юридического лица — наименование, место нахождения и адрес, контактную информацию (номера телефона и (или) факса, адрес электронной почты);
2) информацию контенте, размещенном на сайте без разрешения правообладателя или иного законного основания;
3) указание на доменное имя и (или) сетевой адрес сайта, на котором размещен контрафактный контент, или информация, необходимая для его получения с использованием сети;
4) указание на наличие у правообладателя прав на данный контент;
5) указание на отсутствие разрешения правообладателя на размещение на сайте контента или информации, необходимой для его получения с использованием сети;
6) согласие заявителя на обработку его персональных данных (для заявителя — физического лица).

В течение 24 часов с момента получения заявления владелец сайта должен удалить контент или информацию, необходимую для его получения по сети, либо представить доказательства правомерности их размещения. В противном случае в суде владелец сайта будет признан виновным в нарушении, поскольку не принял необходимых действий, направленных на его устранение.

Шаг 2. Закрепление доказательств нарушения


Далее мы просто распечатали и заверили собственноручно страницы с контрафактным соглашением. Можно было сделать нотариальное заверение или протокол нотариального осмотра доказательств. Но это не дешевое удовольствие, поэтому отложили до стадии подведения итогов по претензионной работе.

Кроме того, на нотариальных услугах можно сэкономить, если подать заявление об обеспечении доказательств в арбитражный суд на основании ст.72 Арбитражного процессуального кодекса.

Шаг 3. Рассылка претензий


После этого через сервис обратной связи регистраторов доменов разослали претензию с указанием конкретных ссылок на страницы, где размещен текст Пользовательского соглашения без ссылки на источник заимствования.

При отправке претензий сделали скриншоты. Распечатали и собственноручно заверили. В случае подачи иска они нам помогут подтвердить факт предварительного обращения, что утяжелит вину ответчика.

Шаг 4. Работа с возражениями


Основное возражение: «Покажите свидетельство о регистрации!». Данный аргумент достаточно просто парируется, поскольку для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей (п.4 ст.1259 ГК РФ).

Пользовательское соглашение впервые опубликовано в сети Интернет под открытой лицензией на нашем сайте в 2013 году. Проверить данную информацию можно по независимому источнику archive.org, архивирующему страницы большинства веб-ресурсов.

Важно, что распечатки из данного архива принимаются судом в качестве доказательств, поскольку ни одна из сторон спора не может повлиять на его содержание.

Более того, до указанного момента соглашение использовалось нами в различных модификациях в коммерческих проектах заказчиков, поэтому в суде мы сможем представить договоры, акты и письма заказчиков, подтверждающие его разработку именно нами.

Шаг 5. Подводим итоги


Всего было направлено 43 претензий. В течение дня 58% администраторов направили нам ответ. Из них 60% поставили ссылку на наш сайт, 32% — удалили соглашение, и 8% возразили.

Любопытно, что в качестве оправдания многие ссылались на предоставление текста соглашения:
1) разработчиком сайта
2) привлеченным юристом

Первое еще как-то можно понять, но второе совсем не радует. Хотя тоже будет поучительным для любителей плагиата, когда они получат претензию от заказчика.

Из «молчунов» 17% поставили ссылку, 17% удалили спорный контент, остальные проигнорировали претензию.

Итого, в 68% случаев требования удовлетворены добровольно. Всего 42% поставили обратную ссылку на наш сайт, 26% — удалили соглашение, и 32% проигнорировали претензию тем или иным образом. Приведенные цифры вполне коррелируют с результатами претензионной работы по защите контента наших клиентов.

Итак, уже после подведения предварительных итогов мы видим положительный результат в большинстве случаев. В остальном мы оказали реальное давление на нарушителей и привлеченных ими исполнителей, что, без сомнения, скажется на дальнейших отношениях. Как минимум нарушители постараются свести к минимуму риски, если не относятся к своему сайту безразлично.

Далее можно подумать о реальном преследовании нарушителя в суде. Обязательно вам расскажем об итогах показательных процессов, если до этого дойдет.

Напишите в комментариях, как вы боретесь с воровством своего контента.

Комментарии (19)


  1. arozhankov
    08.05.2015 09:27

    Спасибо за полезный материал.

    Вроде бы и Google, и Yandex научились понимать, чей текст и использовать это при поисковой выдаче — сайт с первичным материалов будет выше и из-за того, что именно на нем расположен первичный контент, и из-за того, что его контент перепубликуются другими сайтами.

    Если не прав — поправьте, пожалуйста, Хабражители.


    1. prolis
      08.05.2015 14:00
      -1

      Правила ипользования и политику конфиденциальности владельцы сайтов вообще запрещают индексировать в роботс. Потому что у всех сайтов схожий контент на этих страницах.


      1. ictlawyer Автор
        08.05.2015 18:32
        -1

        Это камень в наш огород? Поверьте, как всякий юрист, я повидал много документов. Это не набор штампов, как принято думать. Хотя, на взгляд специалистов в иной области, так может показаться, не спорю.

        Поэтому тексты договоров охраняются авторским правом как любое иное литературное произведение вне зависимости от достоинства формы и содержания. Тут спорить не стоит.


        1. mtp
          08.05.2015 19:19
          -1

          > тексты договоров охраняются авторским правом

          Чрезвыйчайно неочевидное утверждение. Это камень не конкретно в ваш огород, а в сторону современной копирастической системы.

          Пролоббированные законодатели безмолвствуют. Зато очень радуют последние подвижки «снизу», со стороны поисковиков, как уже упомянуто. То есть, владельцам сайтов становится технически и автоматически невыгодно тупо копипастить чужие тексты, понижая позиции и обесценивая вложения в раскрутку.

          Надеюсь, поисковики что-нибудь еще придумают. А вот юристы, потрясающие законами о цензуре, в данной ситуации выглядят как-то не очень.


          1. ictlawyer Автор
            08.05.2015 19:48
            -1

            В общем согласен с вами. Но цель данного поста в использовании авторами легальных возможностей, пролоббированных крупными корпорациями. Что в этом плохого?


        1. phprus
          08.05.2015 21:05

          > Поэтому тексты договоров охраняются авторским правом как любое иное литературное произведение вне зависимости от достоинства формы и содержания. Тут спорить не стоит.
          Скажите, пожалуйста, а есть ли судебная практика по этому вопросу, так как далеко не все юристы считают, что тексты договоров охраняются авторским правом?


        1. IrinaIPLawyer
          05.06.2015 11:24

          Я не считаю, что тексты договоров охраняются авторским правом.
          Исключительно мое мнение.


          1. ictlawyer Автор
            05.06.2015 11:39

            Аргументируйте


  1. ictlawyer Автор
    09.05.2015 19:49
    -1

    А в чем сомнение? Вот разъяснения Пленума ВАС: «В соответствии с пунктом 1 статьи 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

    При анализе вопроса о том, является ли конкретный результат объектом авторского права, судам следует учитывать, что по смыслу статей 1228, 1257 и 1259 ГК РФ в их взаимосвязи таковым является только тот результат, который создан творческим трудом. При этом надлежит иметь в виду, что пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом.

    Необходимо также иметь в виду, что само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права.» (П.28 Постановления 5/29 от 26.03.2009).


    1. phprus
      09.05.2015 21:32

      >А в чем сомнение?

      Известные мне точки зрения, в которых считается что договор не является объектом авторского права, можно свести к двух группам (в моем пересказе):
      1) Отсутствие творческой составляющей. Договор существует не сам по себе, а лишь механически фиксирует какой-либо процесс в соответствующей законодательству форме. (И иногда ссылаются на пункт «5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.», в том числе на решение организационных задач).
      2) Договор не входит в перечисленные статьей 1259 ГК РФ объекты АП. Я сейчас могу вспомнить только как обосновывается невхождение в категорию произведения науки — в произведении науки должны быть новые знания (закон «О науке и государственной научно-технической политике»), нет новых знаний — результат не научный, следовательно в этот пункт не попадает. Как обосновывается непопадание в произведения литературы и искусства сейчас не вспомню, но такие обоснования я встречал.

      По этому мне и интересно, есть ли решения судов, где бы была подтверждена или опровергнута защита текста договора как объекта авторского права.

      P.S. Это ни в коем случае не камень в Ваш огород, особенно в контексте статьи, а просто желание найти для себя более внятные аргументы за или против в этом вопросе.


      1. ictlawyer Автор
        10.05.2015 20:26
        -1

        Я привел вам руководящие разъяснения высшей судебной инстанции. Конкретные дела могут быть разными — это во многом зависит от фактических обстоятельств. Поэтому подумайте сами.

        Не буду говорить за все договоры, поскольку, как и везде, здесь есть примеры безыскусной компиляции. Но считать, что всякий договор сплошь и рядом состоит из цитат законодательства или заимствований из сборников, даже наивно (это к авторам приведенной позиции).

        При этом не нужно смешривать договор как сделку (обязательства сторон) с договором-документом (текстом), который защищается АП как всякое литературное произведение.

        Составление юридического текста — отнюдь не механическая работа: здесь есть сюжет, заданный законом, судебной практикой и намерениями сторон. Изложить такой сюжет можно по-разному. Поэтому отказать в творческом характере данной работы нельзя.


        1. phprus
          10.05.2015 20:53

          Высшая судебная инстанция разъясняет только то, что для того, чтобы считать нечто объектом АП в его создании должно быть творчество.

          > При этом не нужно смешривать договор как сделку (обязательства сторон) с договором-документом (текстом), который защищается АП как всякое литературное произведение.
          А литературное ли? Если договор-текст только отражает договор как сделку, то где в нем творчество?

          > Составление юридического текста
          И опять, что первично, решение организационной задачи (договор как сделка) или написание текста (договор-текст).

          Тогда еще вопрос, является ли договор в любой форме, например, решением организационной задачи? Если является, то это прописанное исключение.


          1. ictlawyer Автор
            10.05.2015 21:30
            -1

            Честно, я не понял последние аргументы. Программы пишутся по техническому заданию, статьи — по заданию редакции. Любое задание можно претворить в жизнь по-разному, на то и творчество. Когда я приступаю к решению задачи, то сначала в голове зреет творческий замысел, а затем я его воплощаю на бумаге, как любой автор.

            По поводу сделки. Она возникает после составления проекта договора, а не наоборот. Не припомню случая, чтоб записывал за кем-то слово в слово, о чем он устно договорился. Наоборот, как правило, юрист предлагает текст проекта, клиент лишь говорит, что ему нужно, а юрист решает как это правильно оформить.


          1. ictlawyer Автор
            10.05.2015 21:36

            Для простоты абстрагируйтесь от текста двустороннего договора, подумайте об оферте.


  1. and7ey
    14.05.2015 17:25

    Более того, сейчас в ФЗ «Об информации…» даже установлены требования к заявлению

    Ваше же заявление этим требованиям не удовлетворяет — нет информации о местонахождении вашего ООО ;)

    Также есть следующие вопросы/комментарии:
    1. Не требуется ли подпись такого письма электронной подписью?
    2. 24 часа считаются с момента получения письма. Как доказывать факт получения письма, если оно было отправлено электронной почтой?
    3. Обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с п. 3 ст. 1250 ГК РФ отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение интеллектуальных прав, а также не исключает применение в отношении нарушителя мер, направленных на защиту таких прав. Таким образом, с момента получения настоящего заявления, вы должным образом уведомлены о нарушении исключительных прав ООО «АйТи-Лекс», а также о возможном привлечении вас к ответственности в случае отказа от принятия мер по его прекращению согласно положению ст.1250 ГК РФ.
      Как первая часть абзаца говорит о том, что получатель был должным образом уведомлен?
    4. Информацию (ответ на настоящее заявление) просим продублировать на почтовый адрес:
      Это выглядит забавно. Вы сами не захотели отправлять обращение обычной почтой, но ответ просите направить в письменном виде.


    Ну, и первый график у вас не очень удачный — без чтения статьи неясно, что «удалили» — ваше письмо или соглашение.


    1. ictlawyer Автор
      14.05.2015 18:25

      Ваше же заявление этим требованиям не удовлетворяет — нет информации о местонахождении вашего ООО ;)

      Адрес для отправки письменного ответа есть внизу заявления. Не заметили?

      Не требуется ли подпись такого письма электронной подписью?

      Зачем? Вы в суде будете ссылаться на данное заявление… Проблемы с идентификацией возникают, когда отправитель ссылается на то, что не отправлял или на подписывал электронное сообщение.

      24 часа считаются с момента получения письма. Как доказывать факт получения письма, если оно было отправлено электронной почтой?

      По ГК РФ письмо считается полученным с момента доставки. Можно настроить уведомление о доставке.

      Как первая часть абзаца говорит о том, что получатель был должным образом уведомлен?

      См. ответ выше.

      Это выглядит забавно. Вы сами не захотели отправлять обращение обычной почтой, но ответ просите направить в письменном виде.

      Забавно, когда ответы приходят, но без обратного адреса. Ничего так ни дисциплинирует адресата как требование ответить по почте. В таком случае адресат считает, что отсутствие ответа может быть расценено как продолжение нарушения, а «палиться» ему тоже не хочется. Поэтому проблема решается полюбовно.


      1. and7ey
        14.05.2015 18:53

        По ГК РФ письмо считается полученным с момента доставки. Можно настроить уведомление о доставке.

        Ну, тут вопрос как раз в том, что можно сделать, если получатель письма скажет, что письма такого не получал. Уведомление о доставки, если я правильно все понимаю, работает в приложениях типа MS Outlook. Если же у получателя что-то типа веб-клиента GMail, то и уведомление о доставке вы не получите. Ну, и насколько суд такое уведомление о доставке за доказательство примет?


        1. ictlawyer Автор
          14.05.2015 19:08

          Есть второй вариант — отправить претензию через форму на сайте регистратора домена


  1. and7ey
    14.05.2015 18:53

    (убрано в правильную ветку)