В результате использования стандартного набора документов «как у всех» копируются и юридические ошибки. Обзор стандартных документов на сайтах Интернет-магазинов показывает, что их владельцы часто не задумываются над функцией, которую такие документы могут и должны выполнять.

Мы проанализировали практику привлечения Интернет-магазинов к ответственности за нарушения законодательства и выявили 3 основных ошибки, которые не сложно устранить при наличии желания. Итак, чем грозит использование решений, интегрированных в шаблон сайта Интернет-магазина и как с этим бороться, смотрите ниже.

1. Отсутствие на сайте Политики конфиденциальности


При оформлении заказа в Интернет-магазине покупатель заполняет форму, которая может включать фамилию, имя, отчество, адрес, номер телефона и иные сведения, которые относятся к персональным данным на основании Федерального закона «О персональных данных».

Поэтому владелец Интернет-магазина признается оператором по обработке персональных данных и обязан строго соблюдать требования указанного закона.

В том числе на оператора возлагается обязанность опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных (ч. 2 ст. 18.1 ФЗ «О персональных данных»).

Нарушение указанного требования влечет административную ответственность по ст.13.11 КоАП РФ в виде штрафа в размере: для должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; для юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Вот типичное Постановление мирового судьи о привлечении к административной ответственности. В исключительных случаях, с учетом обстоятельств дела и личности правонарушителя, суд при определении административного наказания может ограничиться предупреждением.

Для устранения от ответственности достаточно разместить на сайте Политику конфиденциальности, в которой четко в соответствии с требованиями действующего законодательства определен порядок обработки персональных данных пользователей Интернет-магазина и принимаемых им мерах по обеспечению их конфиденциальности.

Об условиях использования персональных данных пользователь должен быть ознакомлен в явном виде до начала их обработки. Согласие пользователя на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Поэтому ссылку на Политику конфиденциальности размещают в Публичной оферте Интернет-магазина, с которой пользователь знакомится при регистрации на сайте Интернет-магазина.

Однако при осмотре сайта Интернет магазина надзорным органом или нотариусом, как правило, не проводится регистрация. В протоколе только фиксируется процесс оформления заказа через специальную форму, с использованием которой предоставляются персональные данные.

Поэтому желательно перед отправкой заказа на оплату предложить пользователю еще раз подтвердить согласие с Офертой Интернет-магазина, включающей ссылку на Политику конфиденциальности.

Помимо этого должна быть обеспечена возможность свободного доступа к Политике конфиденциальности из любого раздела Интернет-магазина путем размещения прямой ссылки в подвале сайта.

2. Отсутствие в оферте полной информации о товаре и продавце


На основании Закона «О защите прав потребителей» и Правил продажи товаров дистанционным способом, продавец обязан до заключения договора купли-продажи предоставить покупателю полной, достоверной и доступной информации, включая:
— характеристики (основные потребительские свойства) товара;
— полное фирменное наименование продавца (с указанием организационно-правовой формы);
— адрес (место нахождения) продавца,
— место изготовления товара,
— цену, порядок оплаты товара и иные условия приобретения товара,
— информацию о его доставке,
— сведения о сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке,
— информацию о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора);
— информацию был ли товар в употреблении или ранее ремонтировался.

За нарушение правил продажи отдельных товаров предусмотрена административная ответственность в виде штрафа по ст.14.15 КоАП РФ для должностных лиц — от одной тысячи до трех тысяч рублей; для юридических лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей

Владелец Интернет-магазина не может быть оштрафован за не предоставление указанной выше информации в случае, если он не является продавцом товара. Об этом покупатель должен быть поставлен в известность до приобретения товара.

Обычно такое уведомление размещается в тексте Оферты, с которой покупатель знакомится при регистрации на сайте Интернет-магазина. Смотри, например, Постановление десятого арбитражного апелляционного суда по делу № А41-6880/14.

При отсутствии в Оферте прямого указания на то, что владелец Интернет-магазина не является продавцом товара, доказать обратное будет фактически не возможно, т.к. для исполнения договора купли-продажи могло быть привлечено любое лицо и обязательства владельца Интернет-ресурса перед покупателем это никак не меняет.

3. Отсутствие на сайте необходимой информации о рекламодателе


Данная ошибка допускается при продаже товаров через Интернет-магазин различными поставщиками (Интернет-биржа, Интернет-аукцион и т.п.).

На основании ст.8 Федерального закона «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров:

1) для организаций — наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;

2) для ИП — фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Отсутствие таких сведений влечет административную ответственность по ст.14.3 КоАП РФ в виде наложения штрафа на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В качестве примера из практики сошлемся на Предписание ФАС Омской области.

При этом необходимо обратить внимание, что не является рекламой информация о реализуемых товарах, размещенная на официальном сайте продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией, и т.п., следовательно, на такую информацию положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Поэтому Интернет-магазины, которые продают товары на своем сайте самостоятельно, не нарушают указанные требования ФЗ «О Рекламе».

Обращайте внимание на документацию для сайта. Она поможет вам избежать лишних проблем с пользователями и контролирующими органами.
Откуда документы для вашего Интернет-магазина?

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Проголосовало 109 человек. Воздержалось 134 человека.

Комментарии (14)


  1. raacer
    30.07.2015 14:42
    +2

    Это все такая муть… Я хочу просто продавать, не хочу аферты-маферты, не хочу задумываться над функцией документов!


    1. FlipWho
      30.07.2015 16:48
      +1

      Я просто хочу ездить, я не хочу ПДД.


      1. raacer
        30.07.2015 17:13
        +2

        ПДД отличаются тем, что приносят пользу, являются общепринятым соглашением участников дорожного движения, и помогают избежать недопониманий между участниками движения, и всех связанных с этим проблем, включая летальные исходы.

        Оферта не является общепринятым соглашением (на каждой улице — свои ПДД), совершенно не помогают наладить взаимопонимание между участниками (сначала попали в ДТП, а потом уже читаем ПДД, действующие на этой улице), никак не помогают разрешить конфликт справедливо (каждый владелец улицы пишет абсурдные ПДД, снимая с себя всю ответственность, и возлагаю непомерную ответственность на участников движения, ведь людям надо двигаться, и ни один нормальный человек не будет изучать сотни вариантов ПДД, чтобы не попасть в ДТП. Впрочем, если у Вас есть хороший адвокат....).

        Оферта — это очень извращенная форма договора, по сути им не являющаяся. Пережиток прошлого, своего рода бюрократизм, корм для юристов и чиновников. Почти никто не читает оферты в интернет-магазинах, потому что в большинстве случаев это бестолковое и иррациональное занятие.


        1. massimus
          30.07.2015 22:53
          +2

          Да, всё равно что при входе в обычный магазин требовать с покупателя прочесть и подписать простыню текста.


    1. ictlawyer Автор
      30.07.2015 17:30

      Я хочу просто продавать, не хочу аферты-маферты, не хочу задумываться над функцией документов!


      Ответ из разряда: «Анархия — мать порядка». Закон — чать объективной реальности и игнорировать его бывает вредно. Примеры в тексте по каждому тезису :)


      1. raacer
        30.07.2015 17:45
        +1

        Я с Вами согласен. Это просто робкий крик души… :)

        Но лично я лучше передам эту работу Вам (Вы ведь юрист и рекламируете себя?), чем буду самостоятельно разбираться во всех тонкостях и нюансах составления оферт. Или скачаю с интернета, если не сильно важно :-D Потому что лично мне и моим клиентам в большинстве случаев (не дошедших до суда) будет совершенно все равно, что там написано.

        Мне кажется, было бы интереснее, если бы Вы рассказали о случаях, где отсутствие или неверное составление документа привело к какой-то неприятности. А уж потом — пояснение, как делать правильно.


        1. ictlawyer Автор
          30.07.2015 17:51

          В заголовках указаны ошибки, по тексту — ответственность за ошибки, и ниже ссылки на правоприменительную практику.


          1. raacer
            30.07.2015 17:58
            +2

            Не то. Сухо, неинтересно и немотивирующе. Лучше так: в заголовках — срок заключения, по тексту — реальная история из жизни, и ниже — ссылки на статьи.
            А эта Ваша статья похожа на статью для юристов, у которых ответ на вопрос «зачем» сформировался еще до поступления в ВУЗ.


      1. raacer
        30.07.2015 17:48

        … и, главное, такая форма подачи материала гораздо больше мотивировала бы обращаться к Вам ;-) чем сухое «согласно статьи 10.12 УК РФ ПРСТ КЛМН… писать нужно так»


        1. ictlawyer Автор
          30.07.2015 17:54
          +1

          С переводом с юридического на русский бывают проблемы


          1. massimus
            30.07.2015 23:07

            Жаль, что для большинства юридической документации нет двух вариантов, как в лицензиях Creative Commons: для юристов — сухо, формально и чётко, и для остальных — кратко и понятно.


            1. raacer
              31.07.2015 01:05

              А еще лучше, если бы были стандартные лицензии. Странно, что до этого еще никто не додумался. Можно было бы неплохо попиариться, создав стандартную лицензию и включив в ее название свой товарный знак :)


              1. ictlawyer Автор
                31.07.2015 08:38

                Как вы это себе представляете? Открытые лицензии предусматривают бесплатное использование ПО. Поэтому могут применяться стандартные условия. В случае с продажей товаров необходимо описывать массу коммерческих условий: способ оформления заказа, порядок оплаты, доставки, возврата товара и платежа и т.п. С такой вариативностью стандартные условия сделать просто не возможно.
                Более менее стандартными документами считаются Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение.
                В свое время мы разместили бесплатный шаблон пользовательсткого соглашения у себя на сайте. Не скажу, что он пользуется бешенной популярностью. Причина в том, что соглашение заточено под сайт с социальными функциями. Интернет-проектов великое множество и все они разнообразны.
                Можно выделить какие-то группы и подгруппы. Мы так и делаем. Есть образцы документов под каждый. Но все они требуют кастомизации под конкретный проект.


                1. raacer
                  31.07.2015 15:14

                  Я думаю, это куда более затратная работа, которая может требовать многих человеко-лет. Так что сравнивать универсальную оферту с шаблоном пользовательского соглашения не вполне корректно.