image

Илон Маск, выступая на конференции по транспорту в Норвегии, пообещал решить проблемы с пробками в городах, создав новое автономное транспортное средство для перевозки пассажиров. При этом предприниматель отказался вдаваться в подробности проекта.

Оказалось, что в недрах компании Tesla, занимающейся электромобилями, ведётся тайная разработка нового вида транспорта, способного решить проблему с городским движением. «Автономный транспорт – это ключ к её решению»,- сказал Маск. При этом он отказался распространяться на эту тему.

«Я полностью согласен с тем, что нужно решать проблему с насыщенностью городов транспортом,- добавил он. – Существует новый тип машины, или транспортного средства, который прекрасно справится с этим, и который довезёт людей до конечной точки их путешествия, а не просто до автобусной остановки».

Судя по скудному описанию, данному Маском, возможно, речь идёт об индивидуальных транспортных средствах общего пользования – небольших автономных электромобилях, которые смогут в автоматическом режиме прибывать к месту вызова, забирать пассажира, отвозить его по назначению, а затем возвращаться на станцию. Такая схема согласовывается с постепенным приобретением автомобилями Tesla автономных функций.

У электромобилей Tesla, которые являются одним из главных детищ Маска, есть уже, например, такая возможность, как «Summon». Она позволяет Model S самостоятельно парковать себя в гараж или парковочное место на расстоянии до 12 метров, а также самостоятельно выезжать из гаража. Владельцу Model S достаточно просто нажать кнопку на ключе для активации манёвра.

Новая, чуть менее дорогая модель, Tesla Model 3, получила уже более 400000 предзаказов, а за возможностью сделать предзаказ на неё выстраивались очереди на улицах. Какими автономными возможностями будет обладать она, пока неясно.

Комментарии (56)


  1. leek
    24.04.2016 14:27
    +2

    Так это ж надо менять полностью всю транспортную инфраструктуру.


    1. alltiptop
      24.04.2016 15:34
      +1

      Во всяком случае у нас не придётся жертвовать ничем ценным.


      1. maxpsyhos
        25.04.2016 04:34

        Если у вас нет инфраструктуры, которой можно пожертвовать, то жертвовать придётся, например, жилыми домами, которые «случайно» были построены там, где должна была быть дорога.


        1. alltiptop
          25.04.2016 06:19

          Центральное шоссе в городе (~1.2 млн жителей), федеральная трасса, в некоторых местах 2 полосы в ширину (4 без ремонтов), с ямами по 20 см в глубину и между друг другом (буквально как шахматная доска, никаких стоков, само собой нет и никогда не было). Инфраструктуры нет, но и домами жертвовать не придётся, расстояния между ними достаточно, видимо предполагали что в магическом «светлом будущем» её всё-же когда-нибудь соизволят построить.


    1. myxo
      24.04.2016 19:25

      Ну когда-то же нужно начинать. У нас из нововведений на дорогах со времен лошадей только светофоры да нормальный асфальт.


      1. lex_infohunter
        25.04.2016 05:46

        А где-то и асфальта нет, ага.


  1. igruh
    24.04.2016 14:34
    +3

    Единственное доступное автономное решение проблемы — автономный пулемёт с наводкой на любителей каждую минуту перестраиваться из пятой полосы в первую и обратно.


  1. tundrawolf_kiba
    24.04.2016 14:42
    +2

    Я может чего-то не понимаю, но чем принципиально это отличается от робомобилей, разрабатываемых кучей других фирм?


    1. idiv
      24.04.2016 15:27
      +5

      Ничем. Как и разработка подобной системы в городе. Но раз Маск сказал — значит он и придумал.
      Кстати, его разработка — замена такси, но не автобуса. Автобус все-таки меньше места занимает, чем число легковых машин на то же число пассажиров. Это если еще учесть то, что в автобус влезет и инвалидная коляска, и просто коляска, и велосипед.


      1. ClearAirTurbulence
        25.04.2016 22:01

        Полностью автономные такси существенно компактнее такого же числа неавтономных. Плюс, при полностью автономном трафике отпадает\минимизируется потребность в светофорах.


      1. alexmeloman
        27.04.2016 18:04

        Потому что в США как такового общественного транспорта не существует и график работы того, что есть совсем отличается от нашего. там как раз такси — главный общественный транспорт. ну и личные авто.
        Поэтому он и думает просто как автоматизировать такси.


      1. 007913
        28.04.2016 02:50

        Маск — это медиа-продукт, не стоит воспринимать чрезмерно серьезно его презентации.
        Кроме того в мире для «золотого миллиарда» автобусы не будут нужны… ;)


    1. Vedomir
      25.04.2016 13:43

      А чем электромобили Маска принципиально отличаются от других электромобилей? Которые серийно производились уже сто лет назад и с которым еще Генри Форд в начале своей карьеры конкурировал?


      1. Mithgol
        26.04.2016 15:36

        Государственными субсидиями, затрудняющими конкуренцию, совершаемую генрифордовским способом.


  1. kami4ka
    24.04.2016 14:46
    +1

    Прочел в заголовке как «Атомный транспорт». Оказалось все более прозаичным.


    1. igruh
      24.04.2016 17:10
      +1

      Ну атомный как раз быстро бы решил все проблемы с пробками: больше скопление — ближе критическая масса — нет скопления.


    1. artyfarty
      24.04.2016 23:06

      В это первое апреля (!) на драйве была очень правдоподобная статья про "атомобиль". Я наткнулся на неё через несколько дней, всю прочитал, и только в конце дошло что меня разыграли.


      1. Bercut_bird
        25.04.2016 10:04

        Это прошлогодняя первоапрельская статья журнала «Популярная механика».


  1. famiak
    24.04.2016 15:22

    По сути это просто замена одних такси на другие, как это проблему то решит?


    1. DrSavinkov
      24.04.2016 17:21

      Оптимизация. Роботакси не курит, не слушает шансон и ей не нужно завтракать/обедать/ужинать, только периодически заряжать батареи. Также роботакси не будет требовать оплаты свыше фактически накатанного, чем злоупотребляют некоторые(замечу, некоторые) таксисты. Кроме того, пользуясь картами текущих пробок компьютер сможет выбирать оптимальный, а не абы какой маршрут. Все довольны. Кроме живых таксистов.


      1. famiak
        24.04.2016 17:23

        >Роботакси не курит, не слушает шансон и ей не нужно завтракать/обедать/ужинать, только периодически заряжать батареи. Также роботакси не будет требовать оплаты свыше фактически накатанного, чем злоупотребляют некоторые(замечу, некоторые) таксисты.

        Как это дороги то разгрузит?

        >Кроме того, пользуясь картами текущих пробок компьютер сможет выбирать оптимальный, а не абы какой маршрут.

        Живые таксисты тоже пользуются навигаторами.


        1. DrSavinkov
          24.04.2016 17:27

          Кроме того, если пользователь при заказе такси укажет начальную и конечную точки маршрута, то одна такси сможет «по пути» доставить нескольких пользователей. Естественно, в таком случае стоимость поездки каждого пользователя снижается. Либо можно заказать персональное такси, которое попутчиков не берёт, но и стоит дороже.


          1. famiak
            24.04.2016 17:31

            Кроме того, если ближайшее ко мне такси еще и будет кого-то доставлять по дороге, то время подачи такого такси станет совсем неприличным.


            1. DrSavinkov
              24.04.2016 17:36

              Вы стоите в конце улицы, по которой вот прям сейчас едет такси с пассажиром. Вы считаете, что время, за которое она доедет до вас, существенно больше, чем если бы пассажира в ней не было?


              1. famiak
                24.04.2016 17:41

                Это вы сейчас серьезный вопрос задаете или вы на такси никогда не ездили?
                Кого и куда успеет привезти такси, если время подачи — 5 минут, к примеру?


                1. DrSavinkov
                  24.04.2016 17:57

                  Мне кажется, вы не поняли. Такси едет с человеком по его маршруту. Вы оказываетесь «по пути». Вас подбирают и дальше вы едете вместе(подразумевается, что ваш маршрут является частью пути, проложенного роботом для первого пассажира, поэтому вас и подобрали). На вашей конечной точке вас высаживают и такси уезжает к конечной точке маршрута первого пассажира.

                  P.S. Время подачи такси учитывается при выборе машины, которая вас подберёт.


                  1. famiak
                    24.04.2016 18:29
                    -3

                    Ааа, на подсадку садиться. Теперь понял. Нет, спасибо, так и в метро можно покататься.


                    1. DrSavinkov
                      24.04.2016 19:28

                      можно заказать персональное такси, которое попутчиков не берёт, но и стоит дороже


                1. lex_infohunter
                  25.04.2016 05:49

                  В городах вроде Архангельска такси порой приходится ждать и 20 минут. А в городах вроде Вологды бывает и так: Машинки по вашему адресу нет, позвоните позднее.


                  1. famiak
                    25.04.2016 19:45

                    И вы ожидаете, что в городах вроде Архангельска, а так же Вологды, стремительно будут внедрены новейшие электрические робо-такси, я правильно понимаю?


                    1. lex_infohunter
                      26.04.2016 09:55

                      Если найдется реализатор и инвестор, то такие такси взлетят, ибо будут вне конкуренции на фоне того, что есть, мой посыл был про время ожидания такси.


                      1. famiak
                        27.04.2016 11:55

                        То есть убер у вас не взлетает, который требует примерно ноль затрат, а вот огромные вложения в автопарк и инфраструктуру — взлетят. Окей.


                        1. lex_infohunter
                          27.04.2016 14:29

                          Сравнивать Uber с таксопарком автоматических электрокаров мягко говоря некорректно. Во-первых, в Uber ездят те же самые живые водители, во-вторых, Uber не предоставляет сервиса попутных поездок, в-третьих, Uber требует хотя бы несколько водителей, готовых работать в таком формате. В Архангельске например есть похожий на Uber сервис «Максим», но проблем ожидания он не решает. Полагаю, что Uber будут первыми, кто начнет внедрять роботакси, когда они выйдут на стадию релиза.


                          1. famiak
                            27.04.2016 15:52

                            Я не вижу никаких проблем в живых водителях и отсутствии попутныйх поездок. Пока что очевидно, что живые водители без попутных поездок дешевле, чем очередная игрушка от Макса без цифр и рассчетов, как он любит.

                            В Архангельске проблемы с ожиданием вызваны вовсе не живыми водителями, а тем, что это невыгодно. Если бы было выгодно в Архангельске иметь службу такси со временем подачи в одну минуту — она бы была.

                            Я все-таки, давайте вернемся не к сказкам Маска, которые на хабре очень любят, а к моему вопросу. Каким образом роботакси снизят нагруженность инфраструктуры? Я так понимаю, что единственный механизм для этого — попутные поездки. На сколько процентов попутные поездки снизят потребность в роботакси? Какой это вообще процент от траффика?

                            Я понимаю, что все любят роботов и вот компьютеры всякие, но без экономических рассчетов… Да без любых рассчетов. Это все очередная убыточная несбыточная мечта. Это еще не касаясь вопроса того, что роботакси будут электрические.


      1. Oxyd
        25.04.2016 04:59

        Роботаксист одобряет. :-)
        image


    1. myxo
      24.04.2016 19:40

      Проблема решается ценой. Такси лучше личного авто по многим показателям. Из очевидных — не нужны кв.км парковок, машина постоянно работает, не нужно самому заботиться о топливе/обслуживании и т.п. Единственное чем такси плохо — ценой и доступностью (ну и некоторым этот мужик впереди не нравится). Если сбить цену на такси, чтобы оно было выгоднее авто, то такси будет лучше для всех (и вам, и городу).

      А чем автопилот лучше человека обсасывалось тут уже не раз.

      Ещё можно это посмотреть


      1. famiak
        24.04.2016 19:46

        Я прошу прощения, но вы подменяете одну тему обсуждения другой. Вопрос личного транспорта я вообще не поднимал, мне неясно, как такси без водителя разгрузит дороги от пробок. Это немного другой вопрос.

        Автопилот лучше человека очень мало чем, если говорить про Москву и 2016 год, а не про волшебные города будущего, где все автомобили объединены в единую информационную сеть. Насколько я понял из текста поста, речь пока идет про такси на автопилоте, которое разгрузит дороги. Механизм разгрузки дороги с помощью автопилотных такси мне непонятен.


        1. myxo
          24.04.2016 20:35

          > Автопилот лучше человека очень мало чем, если говорить про Москву и 2016 год

          Ну так естественно. Не бывает так, что кто-то щелкнул пальцами и все вдруг стало хорошо. Эта инициатива, я уверен, тоже не на самое ближайшее будущее, а на 5-20 лет вперед (и да, не про Москву).


      1. sHaggY_caT
        25.04.2016 20:04

        а поездки загород? В своей машине можно и погреться, и хранить в ней вещи, установить что-то нестандартное, вроде детских сидений или лебедки итд.
        Такси будет зашкаливающе дорого для этой цели — если Вы будете пользоваться им много часов, в т.ч. всю ночь.

        При этом в городе я пользуюсь метро — я вообще неприхотливая, и не считаю, что сломаюсь, если подышу чьим-то пОтом, но не представляю как могут роботизированные такси применяться где-то, кроме города (где они не факт, что нужны — лично мне и в метро нормально).


    1. Vedomir
      25.04.2016 13:45

      По сути это просто замена одних такси на другие, как это проблему то решит?


      Выше уровень комфорта, ниже цены — больше стимулов пересаживаться с персональных автомобилей на такси.

      А такси загружают дороги меньше чем персональные автомобили.


      1. famiak
        25.04.2016 19:50
        -1

        Стойте, стойте, стойте.
        Каким образом высокотехнологичное устройство, которому нужно проходить кучу осмотров, сертификаций, постоянной тех-поддержки, в перспективе — иметь еще и дата-центр, который разруливает автопилоты, будет дешевле Убера или Гета или Яндекс Такси в коль сколько-нибудь обозримой перспективе?

        Выше уровень комфорта, чем в моем персональном автомобиле за 3 миллиона рублей, где лежит куча важных вещей в багажнике и езжу исключительно я со своими микробами? Каким образом?


        1. Vedomir
          27.04.2016 16:50

          А обычные такси не должны проходить техосмотры и сертификации? Стоимость будет ниже за счет отсутствия водителя — не считая самой зарплаты человек физически не может работать 24 часа в сутки с одинаковым уровнем концентрации и качества выполняемой работы. А техобслуживание и сертификации нужны и человеку тоже. Убер тоже начнет применять роботакси — будет ли Маск дешевле определится в конкурентной борьбе.

          А уровень комфорта определяется еще и тем что например не нужно будет этот самый автомобиль вести и можно будет потратить высвободившееся время и силы на другие вещи.


          1. famiak
            27.04.2016 17:03

            Обычные такси уже работают, роботакси — нет.

            Я вас спрашиваю еще раз, как это такси разгрузит дороги, вы мне можете ответить или нет? Такси уже сейчас есть, дешевые — очевидно, они личный транспорт заменить не в силах.


  1. darkfire77
    24.04.2016 15:22
    -1

    И будет как в каком-то рассказе. А на случай если датчик сломается, мы поставим датчик который об этом будет сигнализировать, а на этот датчик другой и так до бесконечности.

    Как то страшно будет ездить в потоке с автомобилями, у которых все зависит от исправности копеечного датчика. ДА еще при малейшем чихе электроники, есть шанс никуда не уехать. Пока на сервисе не заменят.

    И если раньше в фильмах ужастиках, машина не заводилась из-за севшего аккума, то теперь будет сигналить о неисправности радара или камеры, и отказываться ехать.


    1. DrSavinkov
      24.04.2016 17:25

      2 датчика, контролирующие в кольце друг друга и каждый из них контролирует датчик изначальный. Вероятность одновременного выхода из строя обоих, а тем более всех трёх — крайне мала.


      1. DrSavinkov
        24.04.2016 19:39

        На таком принципе строились первые квантовые компьютеры — для коррекции ошибок три кванта объединяли в пул, который постоянно проверяли. И если один из квантов пула становился отличен от двух других, то его «наставляли на путь истинный».


    1. Jamato
      24.04.2016 20:03

      Ездить с живым водителем ещё страшней — вдруг у него инфаркт случится?


      1. sim31r
        25.04.2016 01:16

        Случается, у него если несколько секунд на аварийное торможение, обычно успевают спасти пассажиров. У нас в городе был такой случай, водитель автобуса умер, но автобус остановил. У мозга некоторый запас кислорода есть…
        Другое дело что человек может пьяным поехать или решить погонять.


    1. Alkon
      25.04.2016 09:53

      Самый критичный и ненадежный элемент в любом современном автомобиле это органический автопилот.


  1. Stronix
    24.04.2016 22:45
    +2

    Ну наконец-то
    image


    1. Mithgol
      25.04.2016 00:39
      +1

      Есть две новости: одна — плохая, другая — хорошая.

      Плохая новость: автоматизированное движение по воздуху (как в «Гостье из будущего») — это всё же немного другая технология.

      Хорошая новость: технологии для такого движения также разрабатываются (пускай и не Маском). Даже есть первые результаты. Фактически такой флип является более грузоподъёмною (человека подымет) версией обыкновенного дрона-беспилотника.

      А какие первые результаты есть?

      А вот такие:


      1. VikSurvey
        25.04.2016 10:41
        +3

        Может хватит вставлять картинки из своего Твиттера, есть что сказать напишите текстом


        1. DrSavinkov
          26.04.2016 00:30
          +1

          Это Мицгол. В своём роде уникальный обитатель интернета. В силу уникальности имеет преференции. Удачного дня.


  1. BaxTepXuTep
    25.04.2016 09:54

    «Судя по скудному описанию, данному Маском, возможно, речь идёт об индивидуальных транспортных средствах общего пользования – небольших автономных электромобилях, которые смогут в автоматическом режиме прибывать к месту вызова, забирать пассажира, отвозить его по назначению, а затем возвращаться на станцию.» (с)

    Ощущение от прочтенного: «Как в тележке будут возить от дома до работы и обратно».


  1. MonaGioconda
    25.04.2016 09:54

    «отвозить его по назначению, а затем возвращаться на станцию»
    Зачем же возвращаться на станцию? В городе, думаю, как раз с количеством потребителей данных услуг проблем быть не должно с учётом того, что речь идёт о новой ветви развития общественного транспорта. Соответственно и возвращаться можно не сразу после «доставки», а лишь при необходимости в подзарядке, если таковая вовсе будет присутствовать (не забываем о возможности питания, к примеру, непосредственно из дорожного полотна (конечно же, в перспективе)).
    Доставил — статус «свободен» — отправился к следующему клиенту, находящемуся на минимальном расстоянии.


  1. MichaelBorisov
    26.04.2016 00:28

    Элон Маск изобрел Personal Rapid Transit