Компьютерные системы уже научились обрабатывать фотографии, генерировать лица людей и интерьеры помещений. А что, если поручить машине творчески переработать классическую музыку? Справится ли система? Этим вопросом задались специалисты из Sony, которые решили использовать в качестве исходного материала "Оду к радости" (Бетховен сочинил к оде музыку в 1823 году).

Sony Computer Science Laboratory, офис которой расположен в Париже, решила доверить машине и переработку гимна Европы. Изначально систему обучили основным особенностям музыкальных стилей, а затем научили видоизменять один из стилей, «одалживая» приемы другого. Ту же «Оду к радости» решили прослушать, используя современные музыкальные жанры для обработки исходного материала.



По мнению корпорации Sony, такая работа может привести к тому, что ИИ будет самостоятельно сочинять музыку, которая будет приятной на слух и запоминаться. Возможно, через несколько лет на свет и появится кибер-Бетховен, пока же ИИ отправился в начальные классы музыкальной школы.

А вот, как все это создавалось:

Комментарии (35)


  1. wOvAN
    01.05.2016 21:09
    +1

    Лучше бы научили машину петь голосами ушедших исполнителей


    1. tormozedison
      01.05.2016 21:21
      -1

      Говорят, что после смерти Папанова его голос для последующих выпусков «Ну, погоди' имитировали при помощи компьютера. В качестве исходного материала брали звукозапись с другим голосом, а на выходе получалось то же самое, но с голосом Папанова.
      Генерация при помощи ЭВМ музыки в заданном стиле — тоже не новинка. Были такие программы, которым на вход подавали информацию о том, в каком жанре должно быть произведение — вальс, марш, и т.п., а те, руководствуясь чисто математическими особенностями жанра, безо всяких нейросетей генерировали последовательность нот и длителтностей. Именно таким образом на ЭВМ „Урал“ были написаны „Уральские напевы“.


      1. pehat
        02.05.2016 01:06
        +4

        Папанов умер после 16 выпуска, остальные два – не канон, продакт плейсмент и записывались копипастом из архивных записей, безо всякого компьютера.

        Да, Рудольф Зарипов действительно написал программу, которая еще в семидесятых генерировала мелодии, слегка похожие на марши и вальсы. Алгоритм использовал набор жестких правил и совсем немного рандома, потому и не расцвел пышным цветом. Программа выполняла гармонизацию вида «тоника-доминанта-субдоминанта», но уж никак не «в заданном стиле».


        1. ingabuga
          02.05.2016 07:13
          +2

          Никогда не понимал почему у нас «Ну погоди» 16 выпусков, а «Том и Джерри» и пр. 100500


          1. mva
            02.05.2016 15:53
            -1

            может, потому что в TJ герои не говорят?
            (причём, даже второстепенные герои тех же биовидов могут говорить, но сами ГГ, на сколько я помню, никогда не проронили ни слова :)


            1. IgeNiaI
              03.05.2016 13:54

              Точно был один эпизод, где Том говорил. К сожалению, за давностью лет не помню ни фразу, ни про что был эпизод.
              Также гугл подсказал, что они оба говорили в полнометражном фильме, и однажды даже между собой.


              1. mva
                03.05.2016 15:06

                Ну, увы, я не видел ни тот эпизод (либо за давностбю лет забыл), ни полнометражный фильм.
                Тем не менее, в тех самых 100500 выпусках упомянутых выше они таки молчали :)

                // интересно, за что мне минус-то влепили? Я разве кого-то оскорбил или что-то неправльно сказал? :-/


                1. feed
                  05.05.2016 11:52


                  1. mva
                    06.05.2016 14:31

                    на сколько я посню эту серию (сейчас не смотрел), он там не говорил, а использовал песни и вставки речи из других произведений. А диалогов я там не особо помню :)


    1. Mercury13
      02.05.2016 14:49
      +1

      Ну, это уже к вокалоидам. А то, видишь ли, поют няшные песенки, и этим ограничиваются.


  1. tormozedison
    01.05.2016 21:35
    -2

    «Ода к радости» интересна ещё и тем, что изначально она была без слов. Известные слова «Joyful, Joyful, we adore Thee» к ней написали в 1907 году.


    1. bougakov
      01.05.2016 22:12
      +1

      Фигню говорите. «Freude, schoner Gotterfunken...» написал Шиллер, а музыку Бетховен на неё положил лет так тридцать спустя — притом, пару строк переврав. Девятая — она «вокальная симфония», на четверых солистов с хором, «без слов» её было бы написать физически невозможно.


      1. tormozedison
        01.05.2016 22:24

        Благодарю за поправку, не знал. Но именно этот англоязычный вариант слов был написан в 1907 году.


    1. White_Phoenix
      01.05.2016 22:22
      +1

      Здрасьте, приехали. «An die Freude» написал Шиллер в 1785.
      В 1823 Бетховен записал к оде музыку (до него был Шуберт).
      Процитированная вами «Joyful, Joyful, we adore Thee» — поэма ван Дайка; по сути — английский, пардон, кавер.


  1. GennPen
    01.05.2016 21:50

    А кому будет принадлежать авторское право новой скрещенной версии? Ведь на оригинал по нотам уже не похоже. Да и по сути это даже не человек придумал, который написал программу, а именно компьютер.


    1. rPman
      02.05.2016 01:05

      Право а результат, по всей логике, будет принадлежать одновременно:
      a. разработчику алгоритма, косвенно, если он запатентует его (формально право на результат у него не будет, но фактически обычно обладатели патента хотят % с каждого продукта на основе)
      б. разработчику программы на основе этого алгоритма, если он этого пожелает и укажет в лицензии
      в. пользователю программы, который выбрал необходимые настройки и исходный файл (даже если это была 1 кнопка)
      г. владелец прав на исходный звуковой файл (не на ноты а на реализацию, т.е. грубо говоря кто midi-файл создал)

      Даже не знаю, грустить или радоваться, когда в конечном счете эти алгоритмы соберутся в конечное устройство у слушателя, у которого настройки будут напрямую связаны с нейродатчиками, автоматически подстраивающее и генерирующую музыку под конкретные пожелания.


  1. Aingis
    01.05.2016 22:13
    -3

    Вышла какая-то фигня. Оригинальные произведения были тем и хороши, что несли некое своё послание, выраженное в музыке. В?видоизменённом виде, это послание теряется, выходит ни то ни сё, всё равно что сочетать мясо с рыбой.

    Вполне допускаю, что ИИ может выдать хороший результат, но нужны явно другие настройки, возможно, вообще в другом ключе. Представленные же ныне результаты не впечатляют.


    1. sillywilly
      01.05.2016 22:20
      +2

      Не впечатляют? Думаю, большинство людей не сможет 1 аккорд в каком-нибудь FL Studio создать.


    1. bormotov
      01.05.2016 22:48
      +1

      три из сколько там вариантов — вполне ок.

      Еще рекомендую, взять, скажем, Я.Музыку, взять какие-нибудь известные композиции, и поискать каверы, в исполнении звезд других жанров. Есть очень хорошие версии, прям не хуже оригинала. Вот, недавно по радио активно крутили «California Dreaming» в исполнении Sia, сравните с оригиналом в исполнении The Mamas & The Papas", и например Beach Boys.

      Конечно, «оригинальное послание» теряется. Но новый исполнитель вполне может вложить «новое послание» в известную композицию.

      p.s. а еще очень прикольные ребята Sweet Little Band выпускают прям пачками альбомы ***** for Babes, вот, например такие https://music.yandex.ru/album/2834879/track/24342246


    1. igruh
      02.05.2016 08:15

      Это интересно не как конечный результат, но в качестве индикатора прогресса.


    1. geher
      02.05.2016 10:28

      Скорее не фигня, а порнография какая-то. Похоже, что у автора получилось написать так, что любая попытка преобразования стиля все существенно ухудшает, я бы сказал даже, что портит.
      Другой вопрос, что само преобразование на мой неискушенный слух выполняется вполне качественно. Не вина преобразователя в том, что не ложится эта мелодия на другие стили, никак не ложится.


    1. BelBES
      02.05.2016 13:53
      +2

      Ох уж это "оригинал несет свое послание"… музыка — это в первую очередь приятная уху гармония, и тут "каверы" получились очень даже приятно звучащими)


  1. KorwinD
    01.05.2016 22:23

    Очень люблю эту мелодию, и приятно услышать ее новое исполнение, но все равно считаю, что она должна быть со словами и ее лучшая версия играет в Rebuild of Evangelion 3.0.


  1. sweetbrick
    01.05.2016 22:43

    А что б вышло из «kyrie eleison»?
    Страшно произнести, господи помилуй


  1. ILITARIY
    01.05.2016 23:24

    слушал в детстве сд, там была эта ода оперного исполнения. подкиньте торрент если есть у кого. пела певица и певец. вроде как баритон и меццо


  1. bkotov
    02.05.2016 00:06
    -2

    В принципе на любом синтезаторе-самоиграйке со встроенными стилями можно изобразить тоже самое: записать последовательность аккордов для автоаккомпанимента и переключать стили. Саму мелодию можно наигрывать чуть по-разному, подстраиваясь под стиль. Интеллекта и навыков для этого почти не нужно.


  1. Kanut79
    02.05.2016 10:19

    Рембрандта ИИ уже «осилил», теперь вот за Бетховена с Битлз взялись. Кто следующий? :)


    1. Siper
      02.05.2016 14:35
      +3

      «Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?» (с)


  1. Mercury13
    02.05.2016 14:48

    Пока именно что смешно и мало чем отличается от работы обычного диджея. И в большинстве вариантов «Ода к радости» вообще не узнаётся.


  1. Cr558
    02.05.2016 23:00

    О, пошла мода: «нейронные сети научили писать музыку, играть в го, рисовать» и блабла. Распознование лиц (и не в российском распиаренном стартапе) еще более менее и игра в го, а остальное мягко говоря давно на таком уровне было. И это не создание, а совмещение, что как бы гораздо более простая задача. Прогресс есть, но в некотором роде это мода, через эдак 5 лет пройдет.


  1. DrGluck
    03.05.2016 13:54

    Очень похоже на музыку из «Заводного апельсина» Кубрика. То место, где ГГ забирает диск из магазина.


  1. asiventsev
    04.05.2016 09:53
    +1

    Вообще-то, компьютерная арранжировка и автогенерация осмысленной музыки не новость уже очень давно, в том числе на обычном бытовом windows-компьютере. Например, есть программа Band in a Box, которой уже больше 20 лет и которая все это делает. Прилагаются сотни стилей под самых разных авторов от Моцарта до Led Zeppelin, и собственно редактор стилей тоже. И есть кнопка, которая по выбранному стилю генерирует готовую песню с полностью арранжированным вступлением, куплетами и припевом, названием и текстом, правда, только на английском.


    1. silvansky
      04.05.2016 15:09

      О да, я ей N лет назад ещё пользовался, было дело, набрасываешь аккорды к любой песне и «крутишь ручки», настраивая стили. Она даже гитарные соло «сочиняла» уже тогда достаточно сложные и временами даже интересные.


  1. Kassandr
    04.05.2016 20:17

    Ну и где 'Ode to Joy' harmonized in the style learned from Yuri Loza? Без него картина ущербная. И даже упадническая (не постесняюсь этого слова).


  1. father_gorry
    04.05.2016 22:09

    Это умел в 90х годах Ntonyx Style Enhancer, и вершин технология достигла в Onyx Arranger (первая версия в 2000г), причем при анализе рабочей мелодии можно было выделить стили, паттерны и близость к определенному стилю, а гармонизация позволяла не только применить определенный стиль, но и создат ьсобственный по параметрам.