Векторы и тенденции развития рынка телеком-услуг практически не изменились еще с момента появления первой телефонной линии: любая новая технология постепенно захватывает рынок, масштабируется, совершенствуется, становится неким стандартом и так продолжается до тех пор, пока не начинает замедляться ее развитие. Следующий и логичный этап в жизни инновации — этап снижения взрывного спроса и появления VAS (Value-added service), дополнительных сервисов, дополняющих, а иногда и серьезно меняющих саму базовую услугу. Появление VAS — это почти всегда “хорошо” и почти никогда “плохо” и для сервис-провайдера и для пользователя. Сегодня мы поговорим о том, какое светлое VAS-будущее ожидает сервисы облачной АТС на примере стремительно набирающей популярность технологии FMC.



Непреодолимое и взаимное влечение мобильной связи и облачной телефонии существует уже давно. Сотовый телефон — это мобильное устройство, умеющее делать не только “Алло”, это устройство для универсальных коммуникаций, а облачная АТС — это не только программный аналог Большого Железного Брата, это еще и голосовые меню, умная переадресация звонков, запись разговоров или онлайн-статистика. Если к виртуальной АТС добавить мобильную составляющую, то такой, конвергентный, облачный телефонный сервис тут же приобретает совершенно новый, интеграционный, вид. Фиксированный офисный телефон, научившийся ходить или ездить на метро, способен решить большинство офисных задач, возникающих там, где сотрудники не сидят на месте, а много и интенсивно перемещаются. Конвегрентная схема связи, при которой мобильные и стационарные телефоны становятся частью единой телефонной сети компании буквально “на раз” меняет все бизнес-процессы.

Сама по себе технология FMC существует уже несколько лет, но все эти годы она была уделом крупного бизнеса с огромной филиальной сетью и большим количеством сотрудников и использовалась только из соображений экономии на мобильной связи. Последние два-три года FMC активно внедряется и в сегменте SMB, во многом благодаря тому, что на рынке появились облачные АТС, поддерживающие FMC как дополнительный сервис облачной телефонии, пользователю ВАТС необходимо лишь подписать договор с оператором мобильной связи или его партнером-реселлером. Облачная PaaS-платформа ITooLabs — одна из первых облачных операторских платформ, обеспечивших такую поддержку на уровне коммуникационного ядра.

Типовое использование FMC в сочетании с ВАТС выглядит следующим образом



Сотрудника офиса для внутренних и внешних коммуникаций используют и стационарные и мобильные, существующие в едином номерном пространстве. Это означает, что короткие внутренние номера присвоены и сотовым и офисным телефонам, а исходящие вызовы со всех устройств маршрутизируются в АТС и только потом в ТфОП, правда, при соблюдении определенных правил набора.

На первый взгляд никакого прорыва в коммуникациях не происходит, но это только на первый взгляд. При более детальном рассмотрении становятся очевидными сразу множество плюсов.



  • Переадресация на мобильный исчезает как класс. В IVR-сценариях или в сценариях обзвона отделов или сотрудников короткий номер мобильного можно указать как обычный внутренний номер. теперь сотрудник доступен всегда, независимо от того где он находится, платежи за переадресацию исчезают, оператор сотовой связи, как правило, не тарифицирует вызовы внутри компании. Существенная экономия и удобство.

  • Все разговоры, включая разговоры с мобильных, теперь записываются и попадают в статистку АТС. Эта функция, пожалуй, одна из самых полезных. В любой момент можно увидеть все офисные телефонные активности в одном окне онлайн-статистики и это окно — привычное окно вашей облачной АТС, а не многострочная детализация, полученная с задержкой в интернет-помощнике ОСС.

  • Мобильные и офисные сотрудники используют единый городской номер для входящих и исходящих звонков. Со входящими все просто — мобильники c FMC сим-картами стали офисными телефонами, а вот с исходящими звонками все намного интереснее — при звонке с мобильного у клиента отображается единый номер компании, а не мобильный номер менеджера. Чем это полезно, думаем, объяснять нет необходимости: можно не беспокоиться о том, что клиент взаимодействует со своим менеджером по сотовому, минуя рекламные номера компании. Все под полным контролем.

  • При интеграции ВАТС и CRM появляются дополнительные “киллер-фичи” — в карточке сделки видна вся история общения клиента с менеджером, включая разговоры с сотового, можно маршрутизировать входящий напрямую на мобильник сотрудника, минуя долгие сценарии переадресации, которые часто вынуждают клиента бросать трубку, не дождавшись ответа после пятого гудка.

  • И много чего еще, что потребует написания большого отдельного поста.

Очевидно, что интеграция мобильной связи и облачной АТС тема интересная и полезная и теперь мы расскажем о том, как это реализовано на PaaS-платформе ITooLabs Communications Server и как такая реализация облегчает жизнь нашим партнерам-операторам и их клиентам.

Внедрение FMC на стороне клиента виртуальной АТС силами самого клиента — процедура не из простых, требуется организация транка с оператором мобильной связи, требуется реализация нескольких служебных сценариев для корректного прохождения сигнализации, требуется правильная передача caller ID, как при входящих, так и при исходящих звонках с сотовых, требуется адаптация правил набора. Мы, поняв однажды всю полезность интеграции мобильных и офисных телефонов, решили включить базовую поддержку FMC в нашу платформу. После нескольких месяцев разработки в интерфейсе супер администратора появилась заветная кнопка



Теперь наш партнер-оператор, при необходимости, может включать поддержку FMC на стороне клиентской АТС одним кликом мышки и это означает, что жизнь клиента существенно упрощается: минимум шаманства и технических экспериментов. Надо заметить, что уже несколько операторов связи успешно используют коробочную интеграцию ITooLabs+FMC при продвижении своих облачных сервисов на базе нашей платформы.

С точки зрения оператора, основная сложность — это реализация корректного разделения всего пула FMC сим-карт на группы, по сути являющиеся отдельными субдоменами (клиентскими АТС). Понятно, что короткая нумерация у разных клиентов будет неизбежно пересекаться и требуется обеспечить корректную работу множества сим-карт в глобальном номерном пространстве. Сделать так, чтобы короткий набор классического внутреннего номера «100» на разных АТС маршрутизировался на нужную АТС, т.е. поделить сим-карты на неперескающиеся группы добавлением уникального ID для каждой группы (клиента).



При классическом FMC-транке с оператором мобильной связи, от коммутатора ОСС приходят уникальные идентификаторы SIM-карт, зачастую являющиеся их мобильными номерами вида 79ХХХХХХХХ, что превосходно работает, если транк организован с одной единственной виртуальной АТС, а вот если таких АТС много, то нужно написать сценарий подмены номеров, который преобразует короткий набор на стороне клиента в идентификатор сим-карты с префиксом группы (субдомена) понятный оператору мобильной связи и наоборот — маршрутизировать входящий вызов на определенную сим-карту в АТС определенного клиента.

В процессе разработки интеграции ITooLabs и FMC нам удалось найти оптимальный способ решения такой задачи — при наборе номера ТфОП или короткого внутреннего номера, к набранному номеру добавляется уникальный 2-х или 3-х значный префикс, который однозначно идентифицирует ВАТС клиента. При отправке набора уже в транк с мобильным оператором происходит конвертация короткого номера с префиксом в формат, понятный “мобильщику” и вызов уходит по назначению. Справедливости ради следует отметить, что разработка такого служебного скрипта не включена в базовую конфигурацию ITооLabs, но мы с удовольствием готовы помочь в разработке и внедрении этого решения всем желающим.

Бизнес, выбравший интеграцию FMC и облачной АТС, получает совершенно прозрачное, с точки зрения использования, решение. От бизнес-клиента не требуется ничего, кроме выбора оператора сотовой связи, предлагающего услуги на базе FMC-платформы и типовой настройки внутренних линий, абонентскими окончаниями которых могут быть с равным успехом и софтфоны и IP-телефоны и сим-карты. Логика ВАТС совершенно не меняется и работает по единым правилам и для фиксированных и для мобильных пользователей. Настоящее торжество технологий и унификация двух различных технологических решений.

Все звонки попадают в статистику, могут прослушаны и включены в отчеты по выбору клиента. Для клиента FMC сим-карты — это обычные внутренние номера, которые могут быть использованы во всех стандартных сценариях или отчетах облачной АТС.



Одна из востребованных функций нашей платформы — возможность сопоставления caller ID из списка разрешенных для клиента и внутренней линии сотрудника или подразделения компании. В сочетании с FMC сим-картами эта опция позволяет реализовать множество “умных” сценариев при которых звонок с мобильного телефона происходит с подстановкой определенного номера: курьеры звонят с одним CID, менеджеры с другим, администрация с третьим и т.д. Это очень удобно, когда есть необходимость разделять исходящие звонки по группам с последующей возможностью ответного звонка на пропущенный вызов или когда вызовы отправляются в региональные сети и должны быть выпущены в ТфОП как звонки с местным номером. При этом, все вызовы с сотовых и офисных тарифицируются по тарифам единого провайдера голосовых услуг, т.е. по тарифам нашего партнера-оператора. Таким образом трафик, генерируемый сотрудниками компании-пользователя виртуальной АТС, существенно возрастает за счет мобильных пользователей, что приводит к существенному величению ARPU. Часть затрат клиента на мобильную связь перетекает в карман оператора фиксированной телефонии.



Интеграция мобильной связи и облачной телефонии — безусловный тренд последних двух-трех лет, описание возможностей которого, вполне способно стать темой для нескольких объемных постов. FMC как Value-added service для облачной АТС — яркий пример того, как объединение двух коммуникационных технологий способно стимулировать спрос на услуги на высоко конкурентных рынках. ITooLabs Communications Server на сегодняшний день одна из очень немногих операторских PaaS-платформ, поддерживающих FMC-технологии “из коробки” и обеспечивающих быстрое и легкое разворачивание сервиса, спрос на который растет очень быстрыми темпами и будет расти еще долгое время. Внедрение передовых VAS в облачных сервисах становится одной из значимых точек роста телеком-отрасли.

Мы планируем и дальше продолжать публикации, описывающие все преимущества использования облачных АТС в сочетании с различными VAS.

Продолжение неизбежно следует.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (3)


  1. Golovlev
    01.06.2016 15:53
    +2

    Я так понимаю, ВАТС МегаФона — это как раз первая Ваша ласточка на данном направлении?


    1. rdin
      01.06.2016 16:08
      +1

      Первая ласточка была еще в далеком 2010 году (о чем тоже писали на Хабре), тогда мы запустили FMC с MVNO-оператором Матрикс Телеком (в той статье название не публиковали).


      1. BigD
        03.06.2016 20:08
        +2

        И правда писал :) Эх, Матрикс у меня номер отобрал пару лет назад после некоторого периода неиспользования… :(