image

Это случилось внезапно, как большинство таких историй. У меня сработал будильник. Я дёрнул ногой, внезапно проснувшись, и она вошла в тесный контакт с новым ноутбуком, невинно лежавшим у ноги на гостиничной постели. Он приземлился на ножку стула – звук удара был громким. На алюминии рядом с логотипом Apple появилась явная вмятина. Я раскрыл его и увидел огромную кляксу из битых пикселей.

Вариантов у меня было немного. $600 за замену экрана в Apple store. $500 у независимого ремонтника. Я пошуршал eBay'ем и выяснил, что новый экран можно купить за $50, если только я был не против узнать, как выглядит MacBook Pro изнутри. Я нажал «купить». А затем я увидел винтики.

***

Если вы когда-нибудь пытались открыть iУстройство — iPad, iPhone, iMac, что угодно – сделанное в последние четыре года, вы встречались с эпловскими крохотными пятиконечными знаками "Не входить". Это явное заявление о том, что ваш телефон, компьютер, планшет, на самом деле не ваш, и вам нельзя в нём ковыряться. Это публичное утверждение того, что вы недостаточно квалифицированы, чтобы чинить свои собственные вещи.

Если вы читаете это с айфона, или он у вас рядом – посмотрите на порт зарядки, и рядом вы увидите эти две крохотных головки пятилепестковых винтов [pentalobe], которые в дикой природе не встречаются.





Для пятилепесткового винта есть решение – отвёртка от калифорнийского стартапа iFixit , который одновременно противостоит Apple и делает всё, чтобы, несмотря на постоянное усложнение электроники, дилетанты всё же могли научиться ремонтировать её (а за ними начали производить отвёртки и другие компании). [не говоря уж про aliexpress – прим.перев.]

Недавно я провёл несколько дней с директором iFixit Кайлом Вайнсом и экспертами-ремонтниками на конференции по повторному использованию электроники в Новом Орлеане. Я хотел узнать, как именно компании-производители ущемляют наши права вскрывать, возиться и чинить их устройства, которыми мы владеем.

Производители пытались притянуть «Закон об авторском праве в цифровую эпоху» (DMCA), чтобы доказать, что софт, который делает электронику электроникой, принадлежит им, а значит, ковыряние в этом софте будет нарушением копирайта. Apple по-тихому закончила принимать заявки от новых желающих стать «авторизованным центром предоставления услуг» в 2010 году. Происходит изъятие партий «поддельных» запчастей, поступающих из Китая, которые на самом деле могут быть вполне легальны. Существуют разработки программ по лизингу устройств от Apple, чтобы вы уже никогда не смогли по-настоящему владеть телефоном.

«Обычно, если у купленного мною молотка отваливается башка, я имею право его починить. И после этого я снова могу его использовать»,- сказал мне Чарльз Дюан, директор проекта реформы патентов ресурса Public Knowledge. «А в случае с новой электроникой её производители хотят, чтобы только они могли её ремонтировать, поскольку они имеют с этого больше прибылей. Они нашли уже множество способов достичь этого. Законы об интеллектуальной собственности, контракты, пользовательские соглашения – множество способов сделать так, чтобы вы не могли делать всё, что хотите, с вашими вещами».

Поэтому у Apple есть множество способов не пускать вас в свои девайсы. Но почему бы не начать с винта. 20 января 2011 года Reuters написала, что сотрудникам Apple велели не сообщать владельцам телефонов о подмене. Замена должна была гарантировать, что никто, кроме Apple, не залезет в устройство.

У iPhone 4 были нормальные винты с головкой Philips. Но где-то в 2010 году компания дала установку для своих «гениев» в Apple Store заменять эти винты на пятилепестковые в поступающих в ремонт смартфонах. В теории, это должно было ограничить доступ в устройства для всех, кроме Apple.

Вайнс ожидал такого развития событий, именно он сообщил Reuters о происходящем, а затем, на следующий день после появления статьи, iFixit выпустил "набор освобождения iPhone", состоящий из отвёртки для пятилепесткового винта и двух винтов с обычными головками. Во время своей поездки в Японию Вайнс обнаружил, что японский iPhone 4 поставлялся с пятилепестковыми винтами. Один из местных ремонтников при помощи микроскопа и напильника сточил плоскую отвёртку до состояния пятилепестковой, и сумел вскрыть iPhone.

«Это была первая отвёртка в мире, не принадлежавшая Apple, способная отвинтить пятилепестковый винт»,- говорит Вайнс. «Apple буквально закручивал гайки в отношениях со своими пользователями, и поскольку мы всё знали заранее, мы смогли продавать отвёртку сразу, как она поступила в США».


Кайл Вайнс

Про iFixit я узнал вскоре после этой отвёртки. После поиска в Google я попал на сайт калифорнийской компании San Luis Obispo. Купив пятилепестковую отвёртку, я посвятил несколько минут изучению сайта, и это открыло мне глаза на существование большого и процветающего сообщества ремонтников племени DIY.

Желаете знать, как починить "красное кольцо смерти", возникающее на Xbox 360? На iFixit есть пошаговые инструкции взлома устройства, и там же можно купить запчасти и инструменты. Хотите разобрать линзы DSLR-камеры? Заменить экран на iPhone (или любом другом телефоне)? Установить больше памяти в компьютер? Починить будильник? На iFixit есть всё. Хотите узнать, как устроен утюг? А как насчёт стиральной машины, или игрушки Speak & Spell? Не вопрос. Хотите научиться пришивать пуговицу на рубашку? Вас и этому научат.

Хотя я и упоминаю постоянно Apple, эта компания не одинока в попытках запретить или усложнить починку сломанных вещей. Большинство производителей зажимают инструкции по ремонту, Apple же упоминается лишь оттого, что рынок ремонта айфонов больше чем любого из андроидофонов.

John Deere доказывал отделу авторских прав, что если позволить фермерам и механикам чинить свои трактора, это приведёт к тому, что «пираты, сторонние разработчики и менее инновационные конкуренты получат возможность на халяву поживиться творческими достижениями, уникальными воплощениями и гениальностью софта машин». Lexmark уже долго судится с компанией, которая провела реверс-инжиниринг их принтеров, чтобы разработать и продавать картриджи. Потребителю практически невозможно вскрыть HTC One – и так далее, и тому подобное.



Конференция по повторному использованию электроники была заполнена людьми, отвергавшими желание производителей контролировать устройства, находящиеся на руках у пользователей. Бывают, конечно, секреты индустрии и стратегии ремонта, которыми компании не делятся – в основном, эти люди пытаются понять, как убедить потребителей, что починка электроники часто лучше её замены.

«Мы конкурируем не друг с другом»,- рассказывает Вайнс сотне ремонтников (на презентации есть разные люди, но в основном это белокожие мужчины среднего возраста). «Мы конкурируем с мусоркой».

«Когда вы впервые открываете электронное устройство, он превращается из волшебного чёрного ящика в кучку вещей, соединённых вместе».

Когда iFixit расчехлило микроскопы и паяльники для демонстрации ремонта и замены транзисторов и конденсаторов размером в сотню раз меньше десятицентовика на плате iPad, стало очевидно, что эти профессионалы гораздо серьёзнее относятся к искусству починки, чем любой производитель.

«Здесь люди делают такой ремонт, о котором Apple и не мечтает»,- сказал мне Крис Коллинз, ремонтник из Техаса. Коллинз ремонтирует устройства от Apple, игровые консоли, старые стереосистемы и виниловые проигрыватели, и даже заключил контракт на починку камер наблюдения в городских канализациях. «Лучшие профессионалы-ремонтники мира не работают на Apple».

Джесса Джонс, в прошлом – микробиолог, теперь занимается ремонтом iPad. В профессиональной среде она считается одним из лучших специалистов в мире. Кроме воспитания четверых детей и работы домохозяйки, она проводит дни, доставая ценные данные с залитых водой iPad, за которые бы никто не взялся, или починяя короткие замыкания, от которых перегорела подсветка экранов планшетов. Она так хорошо делает свою работу, что не берёт денег за неудавшийся ремонт.

«Даже в нашем сообществе ремонтников считается, что искусство ремонта плат умерло, когда вещи перешли на микроскопический уровень»,- говорит Джонс, основавшая школу ремонта плат. «Это не так. Чем больше людей занимается ремонтом высокого уровня, тем больше устройств мы спасём, тем больше данных восстановим, тем сильнее мы сможем продвигать свою идею в массы».



Позже, за пивом, Вайнс впадает в ностальгическое настроение и вспоминает времена, когда стиральные машины работали по пятьдесят лет, а не по пять. Он отмечает, что увеличение экрана смартфонов приводит к увеличению количества сломанных смартфонов – «Видели ли вы когда-нибудь Galaxy Note с целым экраном?», спрашивает он – и произносит гневные тирады, сожалея о том, что его компания вообще должна существовать.

Он говорит, что тот факт, что Apple и другие производители не продают потребителям запчасти и не делают для них инструкций по ремонту, приводит к катастрофическим для окружающей среды последствиям. Переход к уникальным винтам, угрозы попасть под каток юристов-копирайтщиков, вражда с независимыми ремонтными мастерскими – всё это показывает, что культура, выступающая против ремонта, выросла не из наивности или небрежности – она взращивается со злым умыслом.

Как говорит Вайнс, оставить сломанный телефон в ящике стола или выкинуть его в мусорку – это две самых ужасных вещи, которые можно проделать с электроникой. Да и переработка будет не сильно лучше.

«Для электроники переработка должна быть последним прибежищем»,- пишет Вайнс в своей статье "С днём земли, и не надо ничего перерабатывать".

В идеальном мире вашу вещь починили бы, и вы продолжили бы её использовать. А ещё можно было бы починить её и продать, или просто убедиться, что её починят, и будут использовать – это было бы так же хорошо. «Добыча ископаемых и производство – в таком порядке – худшее, что мы делаем с миром»,- сказал он мне.


Район Агбогблоши столицы Ганы, Аккры

При создании смартфона используется порядка 50 элементов таблицы Менделеева, многие из которых присутствуют в очень малом количестве. И большинство из них недоступно для переработки.

«Пластик вашего iPhone превратят в низкокачественный пластик, а затем – в скамейку в парке. Жаль, ведь это высококачественный пластик, он может стоить до $30 за фунт,- говорит он. После переработки он уже будет стоить десять центов за фунт, поскольку его невозможно обработать отдельно от дешевого».

Если мы не хотим использовать электронику в течение всего её возможного жизненного цикла, нам надо придумать, как поддерживать её в работоспособном состоянии и передавать тем людям, которые могут её использовать. «У каждого человека должен быть сотовый телефон, но мы должны придумать, как достичь этого разумными методами»,- говорит он.

Большая часть энвайронментализма Вайнса родилась в нескольких путешествиях в развивающиеся страны. Больше всего он распаляется, когда рассказывает о людях — о человеке, ремонтировавшем водные насосы, которого он встретил в Кении, лучших механиках Каира, или людях из Дели, вскрывающих старые ЭЛТ-телевизоры и мониторы, чтобы делать новые (это очень опасно, ведь в каждом ЭЛТ-мониторе есть до 5 килограммов свинца).

«Мы все слышали про электронные отходы, и я решил увидеть всё собственными глазами»,- говорит он. Поэтому он посетил район Агбогблоши в Аккре, столице Ганы, который обычно называют "крупнейшей электронной свалкой мира", и множество других городов развивающихся стран. (Он даже снял ещё не вышедшую пока документалку на эту тему). Агбогблоши – это действительно катастрофа для окружающей среды, но всё не так просто.

«Все говорят, что мы выбрасываем мусор в Африку. Но на самом деле всё не так,- говорит Вайнс. – На самом деле они покупают у нас электронику из-за необходимости, а когда она ломается, они её выбрасывают, потому что у них нет предприятий по переработке и утилизации отходов».



По мнению Вайнса, в Агбогблоши и множестве других мест нет доступа к запчастям и инструкциям по ремонту, в результате чего у них нет и возможности не выкидывать эти вещи.

«Проблема-то в том, что существуют сложные продукты, а их производители не делятся с нами информацией по их починке. Вы делаете миллион принтеров, они используются миллионами разных способов, а в конце их жизни их выбрасывают или избавляются от них также миллионом разных способов. Это рычаг, который мы можем использовать, обучая людей исправлять вещи. Мы случайно наткнулись на решение огромной проблемы. Поэтому я и занимаюсь своим делом».

***



Заказав LCD-экран для MacBook, я не думал о его происхождении. Да я и понятия о нём не имел. Но он был сделан не в Apple. Сходите на eBay или выполните поиск компонент компьютера или смартфона. Вы найдёте запчасти для камер, коннекторы для наушников, LCD-экраны и передние панели iPhone (проще заменить всю панель целиком, включая камеру, чем отдельное стекло). Вы увидите огромный разброс цен на запчасти и разное их наименование. Там будут «оригинальные» запчасти, OEM, «сертифицированные», «использованные» и «добытые из использованных устройств».

Даже людям, зарабатывающим на жизнь ремонтом, непонятно, что означают эти слова.

Всё так и задумано. Американцы потратили более $23,5 миллиарда на починку и замену сломанных смартфонов с 2007 по 2014 года. В 2013 году аналитик сообщил, что Apple собирается сэкономить миллиард долларов, занявшись починкой iPhone вместо их замены – это даёт представление о размере ремонтного рынка для самого популярного телефона в мире. Apple хочет откусить кусок рынка побольше. Поскольку она контролирует железо, она хочет контролировать и рынок запчастей.

Нет ничего нелегального в продаже и производстве LCD-экранов для iPhone, но производить заднюю панельку с логотипом Apple – незаконно. У Apple зарегистрированы торговые марки на разные вещи – например на прямоугольник на кнопке Home, а ещё она размещает логотипы даже на некоторых внутренних кабелях.

Так что такое «поддельная» запчасть? Кто знает!

«Apple и Samsung не любят серый рынок, а это и есть серый рынок, – пояснил на конференции Скотт Хед из iFixit. – Есть разница между тем, как аутентичность воспринимают таможенники и производители».

Большинство ремонтников сказали мне, что они стараются заказывать легальные запчасти из Китая. Но поступили ли эти 500 панелек от Sony Xperia с оригинального производства? Упали с грузовика по пути? Были сделаны без разрешения Sony? Всё это имеет значение – и много проблем было бы решено, если бы только производители просто сами продавали бы запчасти потребителям и ремонтникам.



Такие вопросы и приводят нас к ситуациям, когда таможенники после рейда по 25 ремонтным мастерским Майами конфисковывают «поддельных» запчастей для айфонов на $300 тысяч. В местных новостях в 2013 году сообщали:

«Абель Абелла утверждает, что в их магазинчик Bird Road пришло 20 агентов таможни и два человека из Apple. „Мы покупали запчасти у калифорнийской компании. И по сей день они их продают“,- говорит Абелла. – Почему же они пришли за мной?»

Абелла не захотел давать мне интервью, но сообщил, что рейд имел разрушительные последствия. «С тех пор я не ремонтирую айфоны, я вообще ушёл из бизнеса».

В прошлом году таможенники конфисковали запчастей и электроники на $162 миллиона в результате 6612 рейдов по программе «Операция Цепная реакция», в которой участвовало 16 правительственных агентств. Легко можно найти посты на форумах за авторством людей, бизнес или жизни которых были уничтожены этой программой.

«Мы жутко перепугались, мы убрали все запчасти из всех магазинов и свезли их в мой дом,- рассказал Иван Младенович, управляющий двумя ремонтными мастерскими TechBar в Южной Флориде. – Мы перевозили по 2-3 запчасти в мастерскую за один раз. У меня такое впечатление, что бизнес по ремонту айфонов может однажды просто исчезнуть. Apple может просто устранить всю индустрию, если захочет пойти против нас».

***



Возможность чинить свои вещи исчезает по мере того, как электроника становится сложнее в устройстве, в возможности открыть её и от неё становится легче избавляться. У большинства людей, пропагандирующих самостоятельный ремонт, был какой-то момент озарения, вдохновивший их на это дело. У меня это случилось из-за ноутбука.

Вайнс внимательно слушает, как я при помощи его сайта взломал свой MacBook Pro, и поскольку я сэкономил на инструментах, использовал нож для удаления стекла с LCD. Я мало понимал в том, что делаю, и в 4 утра, после шести часов возни, решения проблем и попыток не потерять едва видимые глазом винтики, я остался с набором частей на кухонном столе и головной болью от разочарования.

Вайнсу знакомо это чувство. iFixit появился благодаря сложному ремонту ноутбука, затеянному им в колледже. Будучи студентом Калифорнийского политехнического, он накопил достаточно денег, чтобы купить новый iBook за $1800. Как и я, Вайнс проявил свою неуклюжесть, сломав ноут вскоре после покупки. Но, в отличие от меня, ему не к кому было обратиться за помощью.

Он поискал инструкции по ремонту, но ничего не нашёл. И всё равно разобрал его. “Было два часа утра, и я подумал “Оставлю детали, и утром соберу”. Это была плохая идея. На следующий день я не мог разобраться, что где. Я потом всё-таки собрал это всё обратно, и компьютер работал, но уже не так, как раньше”.



Вайнс продолжил изыскания и обнаружил, что Apple подавала иски на основании DMCA против сайтов, осмелившихся выложить официальные инструкции по ремонту оборудования компании.

“И я подумал, “Вот ничего себе, они используют авторские права, чтобы запрещать людям ремонтировать вещи”. Я подумал, что это какая-то ересь”.

Вайнс с партнёром, Люком Соулсом, решили найти все компьютеры iBook, PowerBook, написать для них инструкции по ремонту и продавать по $15. Дело не пошло, свои 50 инструкций они так и не продали. Затем они разместили их на сайте бесплатно, о них написали в паре блогов, посвящённых Apple, и они внезапно превратились в источник информации подобного рода.

“Всё это — попытка обойти законы об авторском праве. По результатам нашего исследования развивающихся стран мы решили, что миру нужна инструкция по ремонту всего, чего угодно. Для этого есть два способа — либо заставить производителей открыть свои документы, либо написать новые. Первый пункт мы пока не бросили, но концентрируемся на втором”.

По первому вопросу iFixit стала одной из самых известных компаний, агитирующих за реформу DMCA, и даже вырвали небольшую победу, когда глава Библиотеки конгресса позволил внести пару исключений в закон, защищающий “право на починку”. iFixit целенаправленно и успешно атаковал корпорацию John Deere — теперь фермеры могут ковыряться в тракторах без страха быть засуженными. Сейчас компания борется за принятие закона штата, который обяжет производителей продавать запчасти для ремонта и выпускать инструкции.

Мало какие мелкие компании, пытавшиеся противопоставить свою деятельность крупнейшим корпорациям мира, выжили. Ещё меньше живут хорошо. А вот iFixit вроде бы нашёл свою нишу по швырянию камней в эпловского Голиафа. Сначала появилась пятилепестковая отвёртка, а к моменту выхода iPhone 4S, iFixit отправили одного из инженеров в Австралию, чтобы он смог стать одним из первых в мире покупателей новых устройств — и одним из первых, кто их разбирает. Компания работает с прибылью, хотя Вайнс и не распространяется по поводу точных цифр. Отделившаяся от них компания Dozuki продаёт вики-технологию корпоративным клиентам по всему миру.

С каждым выходом новых iPhone, MacBook или iPad, iFixit приходится разрабатывать кустарным методом новые инструменты, чтобы вскрывать и чинить их. Через неделю после выхода Apple Watch компания уже сделала специальные клейкие полоски, чтобы собирать часы после ремонта.



“Нож для пиццы” (открывашка для iMac) и инструмент для вскрытия устройств iSlack

“У нас есть такая штука вроде ножа для пиццы, которой удобно вскрывать новые iMac, так что мы вошли и в бизнес резки пиццы,- говорит Вайнс. А ещё мы делаем присоски, чего я уж никак не ожидал — они нужны для вскрытия айфонов. Мы с Apple давно уже бодаемся. Эта компания решает проблемы, игнорируюя людей”.

После публикации статьи, Apple ответила на один из трёх моих запросов: “Мы не обсуждаем будущие планы компании и не раскрываем информацию о прибылях, полученных с ремонта. Вся актуальная информация по поводу авторизованных ремонтных мастерских доступна на сайте locate.apple.com".

Холодная война между Apple и iFixit недавно разогрелась, Apple удалила приложение iFixit из App Store за нарушение контракта, поскольку Apple отправили в iFixit новый Apple TV, а iFixit по своему обыкновению разобрала его на части.

Ещё стоит отметить интересные перемены между iPhone 5S и iPhone 6. 5S особенно опасно чинить — провод от кнопки Home до материнской платы очень легко оторвать при открытии телефона (у меня так и случилось). А в целях безопасности обрыв этого провода приводит к отказу TouchID на устройстве. Навсегда. На 6-м айфоне этот провод переложили по-другому так, чтобы он не мешался, и его уже было не так легко порвать.



“Apple зарабатывает более миллиарда в год на починке айфонов, так что они могут позволить себе поручить Джонатану Иву сделать айфон более ремонтопригодным,- говорит Вайнс. — Такие перемены требуют времени и тщательного обдумывания, и стоят дорого — и всё это ради того, чтобы сделать устройство более пригодным к починке”.

После потока критики от Вайнса и СМИ из-за того, что в MacBook Pro Retina для монтажа батареи используется чрезмерно много клея, Apple перешла на более удобные для снятия клейкие полоски, которыми батарея закреплена в iPad Pro. Перемена вроде небольшая, но это не так. Apple потеряла свой “экологический” статус в EPEAT, организации под крылом агентства по защите окружающей среды, потому что MacBook Pro Retina с приклеенными батареями нельзя было пустить в переработку. Если оставлять аккумуляторы в устройствах, это часто приводит к возгоранию.

“Ребята из Apple вооружились кувалдой и ломом, и вытащили свою батарею — говорит Вайнс. Apple получила назад свой сертификат и перешла на клейкие полоски. Таким образом мы уже многое отвоевали — используя в качестве аргументов заботу об окружающей среде”.

“Я просиживал на встречах с их лоббистами,- добавляет он. — Они получают деньги за то, что возражают против всего, что может ограничить их дизайнеров”.

iFixit недавно анонсировал, что будет вместо Apple поставлять оптовые партии запчастей в ремонтные мастерские, и запустил программу сертификации для мастерских через прохождение теста в онлайне. Но ещё важнее, что iFixit даёт понять тем смельчакам, что отваживаются открывать свои устройства — они не одиноки. Большинство инструкций по ремонту написано пользователями сайта. Самоделкины на форумах постоянно обсуждают хаки, модификации и другие хитрости, облегчающие ремонт устройств.

“Мы хотим научить всех, как чинить всё,- говорит Вайнс. – Без помощи сообщества мы этого не сможем сделать”.

***


Мой MacBook в процессе ремонта

Я провозился со своим MacBook до рассвета. Экран странно щёлкал, когда я открывал и закрывал его, но все мелкие кабели были воткнуты на место. Я нажал на кнопку включения — и он заработал.

Для меня, как для человека, всю жизнь избегавшего ручного труда, будь он грубым или точным, это чувство было неожиданным и непривычным. Я сам что-то починил. В какой-то небольшой степени у меня было чувство, что я пошёл против системы. Но в основном я просто гордился собой.

“Когда вы в первый раз открываете электронное устройство, оно перестаёт быть волшебным ящиком, и вы видите, что это просто кучка деталей, соединенных вместе, — говорит Вайнс. — Сантехник не обязательно лучше меня разбирается в сантехнике, он просто работает быстрее и ему это привычнее. Так и со многими другими вещами”.

У себя дома в Калифорнии он чинит разбрызгиватели для сада, стулья, туалеты, и всё, что ломается. Заменил сцепление на своём пикапе, попробовал собрать разобранную бензопилу, и получил нагоняй от производителя складного ножа, когда попытался заменить в нём пружину. Но больше всего он боится замены молнии на куртке (“История на весь день, и скорее всего, с несчастливым концом”).

Библия ремонтников — Shop Class as Soulcraft [“Курсы ремонта как дисциплина для души”] за авторством Мэтью Кроуфорда [Matthew Crawford] от 2010 года. Автор пишет о том, как он уволился с высокооплачиваемой работы офисного аналитика и занялся ремонтом мотоциклов — и получал от этой работы больше удовольствия и интеллектуальных стимулов.

“Исчезновение инструментов из программы обучения — первый шаг к всеобъемлющему невежеству в населяемом нами мире артефактов,- пишет Кроуфорд. — Инженерная культура, появившаяся в последние годы, в которой объект должен прятать свою внутреннюю структуру, приводит к тому, что мы не знаем, как изучить множество используемых нами вещей”.



Такие мысли возникают у всех, кто работает в компании. Когда они переехали на их нынешнее место в офис, принадлежавший ранее торговцам автомобилями, сотрудники несколько недель занимались его переделкой.

“Мы специально оставили ремонт незавершённым. По субботам мы пристраивали деревянные доски, купленные нами. Команда разработки инструментов сидит вон там, в грузовых контейнерах. Они взяли плазменные резаки, вырезали там двери и поставили их на сдвижные механизмы,- рассказал Скотт Дингл, работающий в компании уже четыре года. — Если б мы могли сами построить это здание, мы бы сделали это — такой у нас склад ума”.

“Это группа самоделкиных, все любят строить что-то и модифицировать самостоятельно,- говорит Джейк Девинчензи, бывший сотрудник iFixit, сейчас работающий в фирме, перерабатывающей электронику. – Если бы все желания Кайла выполнялись, мы бы жили вместе в полной гармонии".

И это не вопрос противостояния Apple или любой другой компании. И дело не только в борьбе за сохранение окружающей среды. Ремонтировать вещи приятно. Неудивительно, что я однажды нашёл персонал компании и других ремонтников, попивающих пиво и виски в окружении микроскопов поздно ночью после конференции.

Запчастями iPhone и iPad был завален стол и пол. Кто-то показывал сделанную самостоятельно заднюю панель телефона. Джесса Джонс ремонтировала подсветку iPad и рассказывала всем, для чего нужен каждый из компонентов. Вайнс с коллегами обсуждали фантастику, решали, какую пиццу заказать, и хвастались своими последними ремонтными работами. За пивом бегали несколько раз.

В какой-то момент Вайнс налил себе тёплого виски. Затем он схватил баллон с заморозкой (его используют для поиска перегретых микросхем на платах), засунул в виски и распылил. Брызги разлетелись повсюду, но напиток охладился.

Тогда я понял, что Вайнс, по сути, очень много времени посвящает борьбе за то, чтобы его компания стала не нужна. Я спросил – а что случится, если Apple и другие производители решат начать учить людей починке устройств и предлагать официальные запчасти. «iFixit – это хак. Этим должны заниматься изготовители. Я бы с удовольствием занялся чем-то другим».

Но я ему всё-таки не поверил.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (103)


  1. olgerdovich
    21.06.2016 11:20

    любопытный текст, интересно было бы его почитать на английском для самообразования (оригинал, вероятно, на английском же?). Но я не увидел очевидной ссылки на первоисточник в начале или в конце текста, не могли бы вы её привести?


    1. GreyhoundWeltall
      21.06.2016 11:21
      +1

      http://motherboard.vice.com/read/how-to-fix-everything
      Разве не оно? Снизу.


      1. olgerdovich
        21.06.2016 11:30
        +13

        Точно, оно, спасибо. Сказать честно, не догадался бы. что ссылка на оригинал будет идти не со словом «оригинал» или «первоисточник» в начале или конце текста, а просто гиперссылочным ни о чем мне не говорящем именем Jason Koebler зеленым шрифтом среди кучи разноцветных значков и служебной информации об авторе поста — я бы счел такой интерфейс не очень интуитивно ясным. Кроме того, обычно имя после слова «перевод» указывает на переводчика, но не на автора исходного текста. На будущее буду знать, спасибо за науку.


  1. impetus
    21.06.2016 11:39
    +4

    У одного известного производителя подвесных лодочных моторов — помпа системы охлаждения зашита глубоко в потроха двигателя. И крыльчатка этой помпы сделана из пластмасы таким образом, что пластификатор там то ли вымывается. то ли полимеризуется за 10 лет — после чего крыльчатка теряет пластичность и ломается, с неизбежным клином/сгоранием движка. Защит от перегрева не предусмотрено (движок небольшой). Выяснилось достаточно случайно — в первых партиях такое происходило примерно через год (вне зависимости от эксплуатации, в т.ч. до неё) — производитель всё без вопросов поменял по гарантии и утекла его рассылка дилерам про «неправильный пластификатор» (слишком быстро прекращает действовать). Вцелом к тому производителю особых претензий нет — 10 лет движок отпахивает на все 100, и в общем его даже можно понять (не оправдать!) — без этого те движки по веку работали бы — ни лодки, ни люди столько не живут. (и всяко лучше чем «методом ВАЗа» — когда за 5 лет аппарат _постепенно_ превращается в джабахан)

    От таких вещей защиты нет даже в простой механике, а уж в электронике, где у производтеля может быть просто МОРЕ датчиков «несанкционированное вскрытие».
    «добро пожаловать в „быстрый мир“»


    1. NetGuru
      21.06.2016 12:31
      +3

      Как это ни печально осознавать, но «программируемый износ» проник повсюду…


      1. impetus
        21.06.2016 13:06

        и хотя я с вами согласен, но наличие непрограммируемого износа техники и вещей (да и людских тел (впрочем тут вопрос)) удручало и удручает гораздо, гораздо больше.


      1. idiv
        21.06.2016 13:49
        +1

        В технику всегда закладывался ресурс. Ресурс стал меньше, так как людям нужно все больше возможностей от той же вещи, они не хотят по 3-4 года ходить с одним телефоном (не лучшая характеристика человечества, но оно всегда такое было). Но в общем так всегда было со времени начала массового производства.
        И тут вдруг кто-то придумывает название «программируемый износ» вместо слова ресурс и делает из этого открытие.


        1. Bot_0002
          21.06.2016 14:21
          +2

          Спасибо, но мнение менеджеров по продажам, нам уже известно!


          1. idiv
            21.06.2016 16:43
            +1

            Это мнение инженера. Большинству хочется беспроблемной работы устройства, и чтобы внутрь не лезть. Но это зачастую — взаимоисключающие параграфы.
            Этот термин притащили журналисты с таки же пониманием инженерной деятельности. Здесь ниже написали про «программируемый износ» в смысле ПО, хотя это не совсем корректное применение термина (так сложилось). В примере выше — мотор, там исключительно вопрос ресурса. Можно заложить и 50 лет его работы при таких же характеристиках, сколько он стоить при этом будет? Скорее всего будет дешевле 5 таких моторов купить, на те же 50 лет.


            1. impetus
              21.06.2016 17:58
              +5

              в том моторе кроме той крыльчатки реально ничего больше не изнашивается и не ломается (при своевременных ТО типа «замена масла»), и даже она — изнашивается скачком в диапазоне 10-11 лет вне зависимости от условий эксплуатации, и даже вообще наличия таковой, примерно одинаково во всех регионах от Мурманска-Якутии до Новой Зеландии, что позволяют с большой уверенностью утверждать, что это её поведение предусмотрено производителем (и большой успех их химиков, ибо она не «изнашивается» а вдруг «ломается» став хрупкой). Что косвенно подтверждается категорическим возражением производителя против прикручивания к тому мотору какого-либо, даже индикаторнного для пользователя контроля температуры цилиндра.

              я в курсе той ситуации, а вот вы, не будучи в её курсе и скорее всего его ни разу не разбирая того мотора ни нового ни 9-летнего. ни 10-летнего сразу после клина — стали сразу оправдывать поведение фирмы каким-то мифическим ресурсом всего мотора, сходу переходя на цены.
              Посему и возникли большие подозрения в вашей инженерности, а не марктологовости.


              1. idiv
                21.06.2016 19:33

                >>стали сразу оправдывать поведение фирмы каким-то мифическим ресурсом всего мотора, сходу переходя на цены.

                Это не какая-то особенная отрасль или особенная деталь. Точно такое же в целом у автомобилей и у электрокабелей. Тот же кабель вообще не имеет движущихся частей, но с вероятностью в 95% его пробьет после определенного числа лет и с вероятностью в 100% после еще нескольких лет. Причем независимо от того, была у него нагрузка 0%, 10% или 100%. Потому как есть возрастное старение. И почему никто не обвиняет производителей кабельной продукции в сговоре? Ведь такой результат предусмотрен производителем, вызван химическим составом изоляции. Может так принято в промышленности?
                Потому для меня не странно то, что 10 лет и все. Кроме того:

                >>изнашивается скачком в диапазоне 10-11 лет вне зависимости от условий… вдруг «ломается» став хрупкой

                Люк на дороге тоже ломается вдруг, скачком. Тоже заговор или все же накопленная усталость?

                >> стали сразу оправдывать поведение фирмы каким-то мифическим ресурсом всего мотора, сходу переходя на цены.
                >>Посему и возникли большие подозрения в вашей инженерности, а не марктологовости.

                Инженеру преподают курс экономики специально для понимания таких деталей. Это монтеру курс экономики не нужен или работнику сборочного конвейера.


                1. VaalKIA
                  22.06.2016 01:23

                  Через сколько, по вашему, пробьёт кабели с изоляцией из кремнийорганики или каптона?


                  1. idiv
                    22.06.2016 09:19

                    И где вы такой кабель в энергетике встречали? Там или маслонаполненные бумажные или из сшитого полиэтилена на среднем и высоком напряжение и маслонаполненные или просто полиэтилены разного типа для низкого напряжения.


                    1. VaalKIA
                      22.06.2016 15:37
                      +1

                      Хорошо, пусть будет полиэтилен, я оцениваю его ресурс как «вечный» ваши дети уже внуков вырастят. а кабель всё ещё не пробьёт. На производстве даже резиновая изоляция залитая маслом пашет столько сколько нужно, хоть и теряет пластичность. И да, 100% нагрузка на кабель это комнтаная температура и +-10% напряжения, пробивает же изоляцию, когда напряжение скачет на несколько порядков. Аргументируйте свой пост про вероятность пробития кабеля.


                      1. idiv
                        22.06.2016 17:36

                        >>я оцениваю его ресурс как «вечный» ваши дети уже внуков вырастят. а кабель всё ещё не пробьёт.

                        А производитель говорит до 70 лет для среднего напряжения, 50 лет для высокого. Для маслонаполненного бумажного кабеля — где-то лет 60. И это на сегодня элементарнейшая конструкция — металлический проводник покрытый слоем полиэтилена, а до вечности ему далеко.

                        >>И да, 100% нагрузка на кабель это комнтаная температура и +-10% напряжения, пробивает же изоляцию, когда напряжение скачет на несколько порядков.

                        Я не понял пассаж про температуру, рабочая температура проводника в кабеле при 100% нагрузке достигает 90°С, при чем тут комнатная?
                        А пробой в среднем и высоком напряжения для исправного кабеля наступает где-то при 10-кратном превышении, а не на «несколько порядков». В принципе кабель на среднее напряжение может длительно работать на напряжении 120% от номинала и выдерживать напряжение, вызванное ударом молнии в 5-6 раз выше номинала, выше гарантий тоже нет. А еще бывает очень часто дефект самого кабеля, который пробивает при близком к номинальному напряжению со временем.

                        >>Аргументируйте свой пост про вероятность пробития кабеля.
                        А что вы знаете о производстве в целом и кабелей в частности? Просто чтобы понимать, с чего вам начинать рассказ.


                        1. VaalKIA
                          22.06.2016 18:58

                          >>А производитель говорит до 70 лет для среднего напряжения, 50 лет для высокого. Для маслонаполненного бумажного кабеля — где-то лет 60. И это на сегодня элементарнейшая конструкция — металлический проводник покрытый слоем полиэтилена, а до вечности ему далеко.
                          И часто потребитель жалуется на быстрое старение высковольтных кабелей? (напомню что это >1000В)

                          Вы ввязались комментировать обсуждение вещей с заданным сроком службы, ни один коммерсант не станет играться со сроками в 70лет, ибо это ему фиолетово, потому что этих денег он не увидит.
                          При этом, на мой взгляд, попытались аппелировать к ненадёжости одного из самых надёжных элементов в современных системах — кабелям.

                          >>Я не понял пассаж про температуру, рабочая температура проводника в кабеле при 100% нагрузке достигает 90°С, при чем тут комнатная?
                          Если уж вы ориентируетесь в числах, то способны понять всю бесперспективность дальнейшей дискуссии (обсуждение конкретных технических параметров, будь-то 70градусов при долговременной работе, 120 при КЗ или 150 на растрескивание, среды прокладки, тип жил и т.п.), ибо то что написано мною обзацом выше — правда.


                          1. idiv
                            22.06.2016 19:52

                            >>И часто потребитель жалуется на быстрое старение высковольтных кабелей? (напомню что это >1000В)
                            >>Вы ввязались комментировать обсуждение вещей с заданным сроком службы…

                            Вы не поняли. В любой отрасли закладывается срок службы, иначе даже тесты делать непонятно как. И даже такая надежная вещь как кабель имеет конечный срок эксплуатации. При усложнении конструкции срок работы снижается. Тот же автомобиль сейчас проектируется из расчета 8000 часов работы. Можно и больше, но тогда он и стоить будет намного дороже и станет роскошью, недоступной большинству. И пример выше с мотором вполне укладывается в эту тенденцию.

                            И насчет коммерсантов — всем крупным производителям уже лет по 70 и в перспективе никуда от них не деться, так что здесь как раз они вполне дождутся. Другие масштабы.

                            >>Если уж вы ориентируетесь в числах… 70градусов при долговременной работе, 120 при КЗ или 150 на растрескивание…

                            Вы когда в последний раз спецификации кабелей среднего напряжения видели? Там 240 при КЗ, например.
                            И я так и не понял, про что вы имели ввиду под «100% нагрузка на кабель это комнтаная температура»?


                            1. VaalKIA
                              22.06.2016 20:01

                              >Если уж вы ориентируетесь в числах… 70градусов при долговременной работе, 120 при КЗ или 150 на растрескивание…

                              >Вы когда в последний раз спецификации кабелей среднего напряжения видели? Там 240 при КЗ, например.
                              не слежу за гостами: полиэтилен от 80го года.
                              >И я так и не понял, про что вы имели ввиду под «100% нагрузка на кабель это комнтаная температура»?
                              Про реальные условия эксплуатации кабелей в быту.


                              1. idiv
                                22.06.2016 20:12

                                >>не слежу за гостами: полиэтилен от 80го года.

                                Так на них гарантия была вообще приблизительно 40-50 лет, шаг назад по сравнению с маслонаполненными. По факту она и оказалась 40 лет, минимальная оценка, тоже заговор?

                                >>Про реальные условия эксплуатации кабелей в быту.

                                Это даже по ГОСТам 80-ых не так. Кабель с маленькой нагрузкой, чтобы иметь комнатную температуру, должен сильно недогруженный быть.


        1. NetGuru
          21.06.2016 14:28

          Понятие «программируемый износ» и ресурс — они все же отличаются.
          Насколько я понимаю (возможно я не прав, поправьте) — есть моральный ресурс и физический ресурс.
          Моральный — это когда девайс продолжает работать, но не может выполнять современные задачи (имеются в виду задачи, которые сегодня, сейчас ставятся перед девайсом).
          Физический — когда девайс не способен уже выполнять свою функцию физически — поломан, испорчен.

          А «программируемый износ» — когда девайс физически способен выполнять свою функцию, но на него наложено искусственное ограничение.
          Очень хорошим примером являются картриджи для принтера, которые без проблем могу выполнять свою функцию после перезаправки, но производитель снабдил их чипом, который ограничивает его ресурс, не позволяя пользоваться перезаправленным.
          Но здесь «программируемый износ» явно выражен, а есть такие ситуации, как в приведенном выше примере с лодочным мотором, когда сходу-то и не поймешь — специально так сделали или нет. А вдруг это просто ошибка тех.процесса?

          Это моё видение и оно не претендует на догму.


          1. idiv
            21.06.2016 16:36

            >>Понятие «программируемый износ» и ресурс — они все же отличаются.
            В таком смысле — да. Но называть это износом я бы не стал, так как определенный заложенный ресурс есть в любой вещи. Она буквально «запрограммирована» через определенное время выйти из строя, потому использование такого термина в какой-то мере оправдание, вроде «не, ну вы же сами хотите получше» (что где-то имеет место быть) вместо «а нахрена нам оптимизация, купите вон тот телефон, на 16 ядер».
            Лучше называть все своими именами — #%$^@# политика компании.


        1. GreyhoundWeltall
          21.06.2016 14:37

          «Ресурс» моего современного айфона равен ровно 2 апдейтам ОСи (примерно 2 года), так?


          1. DenimTornado
            21.06.2016 14:49

            А по мне так, ресурс каждый выбирает сам при нормальном обращении. Мой 4s живёт уже чёрт знает сколько время, только экран менял разбитый ребёнком.


            1. GreyhoundWeltall
              21.06.2016 15:02

              Речь об оф.позиции. Если на 4S накатывать все подряд (а не сидеть на 5-6 версии), то тормозить он будет лихо.


            1. Stepanow
              21.06.2016 15:03

              Та же фигня. Правда не бил, но аккум менял подуставший. И кстати полно неродных сервисов, где замена того-же экрана на эппл за копейки и несколько минут, что разительно отличается от всяких HTC упомянутых выше, которые починить не быстро и не дёшево. И уж нужные отвёртки в этих сервисах точно есть.


              1. DenimTornado
                21.06.2016 15:04

                Вот тут да, я после той замены решил как раз так менять у неофициалов.


          1. idiv
            21.06.2016 17:08

            Ресурс, как и износ — чисто от физического воздействия. Здесь, как я уже выше написал, и политика компании и нежелание заниматься оптимизацией продуктов. Это нельзя называть износом.


            1. NetGuru
              21.06.2016 17:15

              Оптимизацией-то как раз занимаются.
              Вот только не выгодно компаниям, чтобы их телефонами (ноутбуками и т.д.) пользовались долго, а потом еще и ремонтировали сами и пользовались дальше.
              Поэтому и ставят палки в колёса.


            1. GreyhoundWeltall
              22.06.2016 12:53
              +1

              Компания эппл занимается оптимизацией (на уровне ПО) ровно на столько, что их продукты визуально работают соизмеримо быстро с продукцией конкурентов, при этом проигрывая им по «явным» ТТХ (на уровне железа и физических компонентов).
              И потом, внезапно, после обновления ПО — оптимизация пропадает, а волшебный и быстробегающий айфончик превращается в тыкву.

              Обновление ПО — достаточно физическое воздействие?
              Политика компании — да, ведь после обновления все начинает тормозить, а до него (или если не обновляться, или если даунгрейдиться) — все работает нормально.


              1. idiv
                22.06.2016 17:51

                >>И потом, внезапно, после обновления ПО — оптимизация пропадает,

                Модели же разные по начинке, было посчитано, что затраты на оптимизацию под старую модель (у них своеобразное понимание старой модели) больше, чем выпуск новой версии ПО каждый год. Здесь тоже запланировано, но это не телефон устарел, а компании надоело его поддерживать. Он же не ломается, просто перестают оптимизировать код под эту конкретную модель.


                1. GreyhoundWeltall
                  23.06.2016 08:50

                  Камень преткновения — термин «старая модель».
                  Технически, за счет качества сборки, качества материалов и тд — потенциальный срок жизни ифона (по крайней мер до 5ки) спокойно может составить 3-5 лет. И они продолжат работать, пусть и на старом ПО. Лично у меня мать продала свою 4ку как раз спустя ~5 лет (белые модели запустили +-в 11 году, продавала 2 месяца назад), причем не из-за того, что он не работает, а из-за того, что ей подарили 6ку.

                  Но приходит компания и говорит: «нам не нравится что вы используете старые долговечные модели, нам необходимо чтобы вы купили следующие модели и инвестировали свои деньги в нас», и выпускает апдейт (а апдейты, надо сказать, довольно назойливые у них), который потихоньку отжирает производительность. Оболочка выглядит в целом так же, объемы те же, функционал меняется довольно слабо для среднего пользователя (сравниваю 8/9 и тд версии — на старых «не-плоских» я не сидел), а требования и потребление ресурсов — значительно растут. Что это, если не «программируемый» износ модели?


                  1. idiv
                    23.06.2016 11:28
                    -1

                    >>Что это, если не «программируемый» износ модели?

                    Фирма решила за вас отключить устройство. Я понимаю, если бы экран там выгорал или кнопки переставали нажиматься — это было бы то самое устаревание. А так это просто свинство.


                    1. GreyhoundWeltall
                      23.06.2016 15:21

                      А теперь главный вопрос: в чем это не «программируемый» износ?
                      Устройство требует замены? Да.
                      Устройством невозможно пользоваться без определенного количества технической грамотности? Да.
                      По сути, устройство заведомо «запрограмировано» «устареть» через определенный срок. В моем примере — 2 обновления оси.

                      Это и есть «программируемый» износ, ведь в устройство by design заложено через определенный срок «выйти из строя» при стандартном использовании.


                      1. idiv
                        23.06.2016 15:32
                        -1

                        В том то и дело, что не by design, а выпуском обновления, т.е. изменения способа работы устройства постфактум.


                        1. GreyhoundWeltall
                          23.06.2016 15:54

                          Железка с осью но без обновлений — это нормально? Особенно с учетом 0-day-vulnerabilty? Телефон/ноутбук/планшет — не лампочка, которую вкрутил и пользуешься. В них заложена определенная концепция обновлений прошивки.

                          И пока что, на рынке мы имеем 2 «идеологии» (хотя бы «официально») — программируемый износ или просто шанс, что на тебя забьют. По крайней мере на 90-95% рынка.


                          1. idiv
                            23.06.2016 16:32
                            -1

                            >>Железка с осью но без обновлений — это нормально?

                            Если не используется для интернета, почему нет? Т.е. из всех ресурсов только Google Play и корпоративная почта, причем последнее ПО я поставил года 1,5 назад, оно работает стабильно и выполняет свои задачи, к чем обновлять?


                            1. GreyhoundWeltall
                              23.06.2016 16:43

                              То что без обновлений «можно жить», не значит, что безопасность и оптимизация не нужны.
                              Ну и да, большинство этих гаджетов «в обычной жизни» неделимы от интернета. Мы же не сравниваем узкие кейсы, когда «можно» и когда «и так сойдет». Речь же об обычной ситуации. Программируемый износ на то и программируемый — его можно попытаться «обойти» другими программными средствами.


                              1. idiv
                                23.06.2016 17:01
                                -1

                                >>Программируемый износ на то и программируемый — его можно попытаться «обойти» другими программными средствами.

                                Если программируемый — от слова программа, тогда да. Если это синоним к «запланировано» — тогда не всегда и не всегда он им является.


                                1. GreyhoundWeltall
                                  23.06.2016 17:11

                                  От обоих слов.
                                  Производитель закладывает такой износ в девайсах заранее, иначе почему в промежуточных прошивках все работает адекватно, до наступления прошивки Х?


                                  1. idiv
                                    23.06.2016 18:33
                                    -1

                                    Я бы не вносил в «запланированный износ» однократное изменение кода. Износ вещь постепенная, а не мгновенная.


                                    1. NetGuru
                                      24.06.2016 12:28

                                      Чего вы доколебались до слова «износ»?
                                      Не мыслите шаблонами, износ — не значит в буквальном смысле, что девай «устал».
                                      Здесь оперируют понятием «Программируемый износ», о котором выше я уже писал.


                                      1. idiv
                                        24.06.2016 13:50

                                        >>Чего вы доколебались до слова «износ»?

                                        Потому что это неправильное слово. Правильно — запланированное устаревание. А запланированный износ есть у всего, его еще ресурсом инженеры называют.


        1. gsaw
          22.06.2016 13:47

          Все таки «программируемый износ» более верное понятие. Смотрите в википедии «Планируемое устаревание». Производителю не выгодно создавать вечные вещи. Ему нужна постоянная прибыль и капитал, что бы зазвиваться. Что производителю если он произведет сотню вечных микроволновок. Закрыть производство? Придумывать новые функции для микроволновки? Зачем и с чего, для этого нужен капитал. Я купил два монитора LG детям, с интервалом в два-три месяца. Точно через три года, в том же порядке оба монитора накрылись. Высохли электролиты на блоке питания неподалеку от радиатора. Поменял конденсаторы и моники заработали дальше. Так что производитель конкретно работает над «планируемым износом», а не ресурсом. Ресурсы закладываются в специализированную технику для космоса, для военных, но не для ширпотреба.


          1. idiv
            22.06.2016 17:44

            >>Я купил два монитора LG детям, с интервалом в два-три месяца. Точно через три года, в том же порядке оба монитора накрылись.

            Это скорее брак этой модели, три года как-то уж очень мало. Тут другая проблема — желание замолчать свои ошибки в ущерб качеству товаров. Кто-то проводит отзывные компании, а кто-то делает вид, что так и надо. Там тоже есть коррупция и конкуренция поставщиков, кто-то предложил дешевый вариант, компания согласилась. Её это не оправдывает, но я бы не относил все в запланированное.


            1. gsaw
              22.06.2016 18:05

              Собственно при ремонте блока питания рекомендуют первым делом поменять электролиты. На момент выхода из строя я находил пару ссылок, не только про мониторы. Утверждалось, что производители намеренно устанавливают электролиты недалеко от радиаторов и с емкостью «в притык». Сейчас к сожалению ссылку по быстрому не нашел. На сколько это правда судить не берусь, я не радиолюбитель.


              1. VaalKIA
                22.06.2016 19:09

                Импульсные блоки питания это вообще очень капризная вещь, если есть возможность лучше заменить целиком. Про кондёры вы верно говорите, но суть в том, что когда сохнут силовые электролиты, он начинает работать не в режиме и могуть сильно поплыть не силовые кондёры и деградировать другие элементы. Потом вы ставите новые «банки», а электрические параметры всех остальных цепей уже не те и он по прежнему работает не так как нужно, это часто приводит к повторному выходу их из строя через не слишком продолжительное время либо к ещё более худшим последствиям (как в любых разбалансированных схемах).


              1. idiv
                22.06.2016 20:01

                Они просто экономят, это немного другое. Вроде там экономия меньше копейки на мониторе, а при их масштабах выходят ощутимые суммы, но это нельзя относить к запланированному устареванию, скорее к некачественной работе.
                Причин такого может быть несколько — от «компания хорошего друга» до «да зачем полный цикл испытаний, раньше работало и тут нормально будет».


      1. PKav
        21.06.2016 14:21

        А вот тут всё не так однозначно. Да, есть очевидные «мины замедленного действия», но, в основном, каждое новое поколение всё-таки лучше предыдущего. Например, мой смартфон Samsung GT-N7000, купленный 5 лет назад, претерпел несоклько ремонтов и жив до сих пор. Производительность его железа ни сколько не упала, однако пользоваться им некомфортно — весь современный софт на нём сильно тормозит.
        В современных автомобилях то же самое — нет двигателей-миллионников, однако современные модели гораздо динамичнее, экономичнее и комфортнее прошлых.
        Не думаю, что всё так плохо, хотя за намеренно заложенные недостатки неплохо было бы заставлять выполнять ремонт бесплатно.


      1. iMisanthrope
        21.06.2016 15:24
        +1

        Вот да. Лежит у меня дома iPhone 3G. Чистый, со стоковой прошивкой, никаких сторонних приложений, джейлов и тд. Тормозит так, что пользоваться практически невозможно. При этом я даже откатился на самую раннюю из доступных для него ОС.
        Та же история с ноутом от Asus, хотя на нем свежеустановленная ОС, с родных для него дисков, внутренности ноута очищены от пыли – пользоваться практически невозможно.
        Но позвольте, с тем айфоном я проходил несколько лет, не чувствуя дискомфорта, а на том ноуте прошел HL2 и первого The Witcher… Тогда они прекрасно работали, что же стало теперь – деградация электроники? программные «закладки»? рост требований?
        Последнее мне сомнительно, я пытался выполнять на них ровно те же задачи, что и несколько лет назад, однако устройства явно стали работать хуже.
        Поскольку я не сторонник менять девайсы каждые год-два, меня ситуация удручает…


        1. engine9
          21.06.2016 16:22

          Все намного проще решается софтом. Драйвера и ОС (у вас ведь винда?) видят старое железо на котором запущены.


          1. iMisanthrope
            21.06.2016 17:26

            Ради чистоты эксперимента на тот ноут и винда и драйвера накатывались с идущего в комплекте с ним диска, таким образом он был максимально приближен к состоянию, в котором был куплен несколько лет назад.
            Легковесные дистры линукса на нем при этом бегает шустрее, но тогда на нем линукса не стояло, так что не могу сравнивать.
            Но факт остается фактом: техника со временем работает хуже, без видимых причин.


            1. Bot_0002
              21.06.2016 18:15

              Значит что то упускаете. Мой третий пень как не тормозил, так и сейчас не тормозит на тех же играх.


            1. engine9
              21.06.2016 19:05

              Это делалось на изолированной от интернета машине?


              1. iMisanthrope
                22.06.2016 09:08

                Да, разумеется. Может в случае с этим ноутом я что-то и упускаю (например термопасту, как спросили ниже, я не менял), но такое происходит не только с ним. Смартфоны также начинают работать хуже со временем. Физически или софтово, но некое «старение» таки присуще современной технике.


                1. NetGuru
                  22.06.2016 13:08

                  Ну это уже мистика.
                  Какой-то нюанс вы упустили.


                1. foxin
                  22.06.2016 18:10

                  термопаста за год-полтора высыхает и превращается в твердую субстанцию. если не менять — образуется небольшой зазор и тепло не отводится практически никак. неудивительно, что начнет тормозить.

                  смартфоны тормозят от накатывания обновлений. не обновляйтесь — и деградации практически не будет (практически — да та же фрагментация будет уменьшать производительность)


        1. czz
          21.06.2016 23:04

          Термопасту поменяли?


        1. Ekkeir
          22.06.2016 13:48

          В качестве альтернативного опыта: 3GS, не обновлялся с момента покупки (серая поставка, джейлбрейк для возможности звонить, тоже не обновлялся). По сей день телефон продолжает работать, тормозов не замечено, даже батарейка живая.

          Возможный нюанс: телефон использовался исключительно для звонков/смс с редкими выходами в браузер. Приложения не ставились. Тем более современные.


        1. kikiwora
          22.06.2016 13:48

          3G одно из самых неудачных устройств компании. Посмотрите на 3GS. Лежит на последней прошивке — ничего не лагает и не тормозит, приложения подгружаются старой версии, используется на ура. Проблем вообще никаких.


    1. SkylinedRu
      23.06.2016 13:23

      я бы сказал еще одно слабое место у них — это устройство добавления масла в бензин…


  1. ptica_filin
    21.06.2016 13:13

    посмотрите на порт зарядки, и рядом вы увидите эти две крохотных головки пятилепестковых винтов [pentalobe], которые в дикой природе не встречаются.


    По-моему, на фотографии обычные крестовые "филипсы" :)


  1. eldarmusin
    21.06.2016 14:16

    Спасибо за статью!


  1. bkotov
    21.06.2016 14:20
    -5

    Какой-то бессвязный поток мыслей. Если у человека недостаточная квалификация, чтобы разобрать и собрать устройство, то не стоит и соваться внутрь.
    За свою практику общения с девайсами Apple, приходилось сталкиваться и с сервисом и заниматься самостоятельным ремонтом. С винтами возникла проблема только в айфоне (была решена покупкой отвертки за 30р). В макбуках можно окрутить все винты обычной отверткой из китайского набора. Разбираются они куда проще любых ноутбуков, с которыми я раньше имел дело.
    Пару дней назад разбирал аймак, чтобы заменить SSD на более емкий. Пришлось конечно повозиться отклеиванием/приклеиванием экрана, но цель была достигнута.
    PS Поменять экран у неретиновой прошки не проблема. А вот с ретиновой такой номер не прокатит, скорее всего придется менять всю крышку целиком — аналогично тому что по всей видимости предлагали автору за $500


    1. SLY_G
      21.06.2016 14:46
      +3

      Если человек в чём-то не разбирается, то кроме как попробовав это сделать, он и не разберётся. По вашей логике вообще ничему учиться нельзя. Часто умеющие что-то делать люди удобно забывают то время, когда они этого делать не умели.


      1. bkotov
        21.06.2016 14:50
        -1

        Так можно молча учится, а можно ныть в интернете как все сложно. Моя мысль заключалась в том, что если человеку так трудно разобрать устройство, то это не Эпл виновата, а просто имеется недостаток квалификации.


        1. NetGuru
          21.06.2016 15:36

          Вас сложно понять:

          Поменять экран у неретиновой прошки не проблема. А вот с ретиновой такой номер не прокатит, скорее всего придется менять всю крышку целиком.

          … если человеку так трудно разобрать устройство, то это не Эпл виновата, а просто имеется недостаток квалификации.


          Так почему нельзя поменять экран вместо крышки целиком?
          Из-за Apple или из-за недостатка квалификации?


          1. bkotov
            21.06.2016 15:48

            Судя по всему автор менял экран на неретиновой прошке — что вполне под силу человеку со средней квалификацией. Для замены экрана ретиновой прошки нужна куда более высокая квалификация и специальные инструменты. В этом случае чаще имеет смысл заменить всю крышку.
            Есть ли вина Apple в том что стало сложнее провести данную процедуру? Не думаю, т.к. 99.9% пользователей важнее уменьшенная толщина и масса ноутбука (в следствие более плотной упаковки и использования клея) чем легкость замены матрицы. К тому же данное решение позволило улучшить качество изображения из-за отсутствия воздушной прослойки между защитным стеклом и матрицей.


            1. NetGuru
              21.06.2016 16:46

              Есть ли вина Apple в том что стало сложнее провести данную процедуру? Не думаю, т.к. 99.9% пользователей важнее уменьшенная толщина и масса ноутбука

              Вы здесь задаёте один вопрос, а отвечаете на другой.
              Ваш вопрос: есть ли вина Apple?
              А отвечая на вопрос, приводите аргумент, что пользователям важнее толщина.
              А если ответить прямо на поставленный вопрос, то получится: да, вина именно Apple, потому что из-за Apple стало сложнее провести процедуру, а не из-за пользователей.
              Повторюсь — это моё личное мнение.


              1. bkotov
                21.06.2016 17:00
                +1

                Просто употреблять слово «вина» в данном контексте на мой взгляд неуместно. Вернее оно будет уместно для оставшихся 0.1% пользователей, которым легкость замены деталей важнее остальных потребительских качеств устройств.


                1. sir_alexeev
                  23.06.2016 13:02

                  Поразительно, сколь часто люди приводят какие-угодно статистические данные, не имея возможности их обосновать.


    1. irondsd
      23.06.2016 13:20

      Не нужно обладать никакой квалификацией. Всё познаётся опытом. Свой первый экран телефона я поменял, ничего в этом не понимая, начитавшись форумов. Грел, не поверите, в духовке. После этого менял ещё несколько раз. После этого успел поработать в сервисном центре, обзавёлся паяльной станцией с феном. Чтобы заменить что угодно в телефоне, вообще ничего супер сложного знать не нужно. С этим справится любой, если руки растут из нужного места. В сервисных центрах же ушли намного дальше. Там, где я работал, паяют платы под микроскопом, восстанавливают шлейфы на 30 пинов, и так далее. И это не какой-то премиумный сц, наоборот.


  1. DenimTornado
    21.06.2016 14:38

    Небольшой оффтоп, замена на 4s экрана ещё тот квест даже с нормальными болтами от Philips. У меня был лист А4, который я разлиновал на 40 с лишним квадратов, куда я складывал выкрученные детали на каждом этапе. В общем я потратил примерно 2 часа! Я понимаю, что я не профессионал, но это был жуткий опыт. С учётом того, что приходилось до этого менять экрана в первых двух версиях Galaxy Tab и в первой версии Asus Nexus 7.
    Примерно также обстоят дела с клавиатурой в Macbook Pro Late 2011, не знаю как в других. Чтобы почистить залитую клаву потратил уйму времени. В итоге подсветку таки где-то испортил.


    1. bkotov
      21.06.2016 14:57
      +1

      Тоже был опыт замены экрана на 4s. По инструкции iFixit управились за 30 минут. Вместо разлинованого листа просто раскладывали болты и детали в порядке разборки.


      1. DenimTornado
        21.06.2016 14:58

        Ну значит у меня ещё и руки не из того места)


  1. ilyaplot
    21.06.2016 14:58

    После того, как я разобрал свой Mac Book Pro 11 года, я серьезно задумался, почему же этого делать нельзя? Ремонт этой техники гораздо удобнее, чем копаться в хрустящих китайских ноутбуках. Да и шансов случайно сломать меньше, внутри все очевидно. Последний винт закручивал с теплыми мыслями о людях в нашей стране, которые не подвержены запретам на самостоятельный ремонт.


    1. tazepam
      21.06.2016 17:03

      Буквально пару недель назад разбирал Mac Book Pro 15 года.
      Мне тоже показалось всё просто и очевидно.
      Винтики, если нет нужной отвёртки, отлично откручиваются обычной шлицевой
      (ноут был залит и ему уже всё равно было ).
      А вот с телефонами и правда сложнее: клей везде. Клей и защелки.
      Менял экран на каком-то MEIZU — замучился отклеивать.


    1. JerleShannara
      21.06.2016 19:51

      А теперь разберите thinkpad T-серии 11 года, после этого макбук получит приписку «да какие [censored] сделали такую конструкцию, гемморой один везде при разборке».


  1. Shiover
    21.06.2016 15:03
    -2

    Так интересно написано. Восхищаются тем, что сами чинили машину, мотоциклы и стулья. Совсем видать плохо там в пиндостане раз не чинят вещи.: / Согласен, автосервисы нужны, но для большого ремонта или для очень занятых людей.

    Но тот же сервис не гарантирует качественного отношения к машине. Приходится изрядноо потрудится, чтобы найти сервис, который починит то, что сломано и то, что может сломаться.

    Вообще, смысл платить за то, что можешь сделать сам?: \ Тем более, что чем больше чинишь — тем больше вещей можешь починить.

    iFixit — классный сайт. Нереально много времени экономит. Даже не столько в процессе ремонта, а по сравнению с походом в сервисный центр. Либо я с Nexus 7 за час доеду до сервиса (если пробок нет), сдам его на 2 дня, потом час приехать, пол часа ждать, либо на том же авито за час смотался за экраном и за час поменял. К наушникам припаять джек 10 минут, в машине заменить датчик холостого хода 20 минут, колодки поменять 30 минут с базовым домкратом. Да, блин, реально дольше ехать до сервиса, чем самому сделать. И денег за работу платить ненадо.


  1. engine9
    21.06.2016 15:20
    +2

    Люди, умеющие производить и чинить вещи, сразу вызывают уважение. Особенно в среде, где самоделкины «выдавлены» легким общественным презрением и фразочками типа «ой, что ты возишься, купи новый», «что я нищеброд что ли, могу себе позволить купить новую вещь». И т.п.

    Настоящим праздником для меня было открытие канала адвоката Егорова, который творит чудеса из ПЕТФ бутылок и всего что ему попадается в руки. А количество просмотров канала внушает гордость за человечество.

    ТакЪ потреблядство победим!


  1. Magister7
    21.06.2016 16:05

    Для пятилепесткового винта есть решение – отвёртка от калифорнийского стартапа iFixit

    А ещё есть острый нож :) Откручивается на раз-два. И закручивается назад.


  1. Neuromantix
    21.06.2016 16:19
    +5

    Умение починить — хорошее умение. До тех пор, пока тебе не приносят телевизор выпуска того года, когда тебя и в проекте не было, и начинают умолять «почини, он же еще работает», а когда отказываешься — начинают орать о потреблятстве.
    Но это пол-беды. Гораздо хуже другая категория «борцунов с потреблятством» — любители секса с железками. «Зачем ты купил новую (вставить нужное) — ее же можно починить, там только надо заменить (следует перечень почти всех основных узлов) и она еще проработает!» или «Мне не сложно раз в неделю подкрутить, подмазать и оно работает, зачем новое?» (у второго его еженедельно подкручиваемая газовая колонка таки рванула в итоге, но обошлось выбитым стеклом и легкой контузией). Туда же любители возить машину на себе — замучили: «чего ты машину не купишь? ну купи дешевую, отремонтируешь, будешь подкручивать и нормально.» Не хочу! И штекер к вашим копеечным наушникам из соседнего ларька паять я не буду. И окно ваше сгнившее, которое вы упорно не хотите менять на стеклопакет, красить тоже не буду. И другой бесполезной работой тоже заниматься не буду. Могу, но не хочу. Вопрос целесообразности в ремонте так же актуален, как и везде.


    1. Notzeal
      21.06.2016 16:33
      +3

      Мать наставляла дочь-подростка:
      — Выбор мужа — ответственное дело. К этому надо относиться с умом. Вот посмотри на папу. Он может починить всё, что угодно: и машину сам чинит, и в доме всё может починить: электричество, сантехнику… И мебель, если поломается, тоже починит…
      Дочка кивала головой. Всё это происходило на её глазах.
      — Если ты найдёшь себе такого мужа, — продолжала мать, — то у тебя никогда не будет ничего нового.
      Источник: http://pritchi.ru/id_3664
      :)
      есть ведь и такие


      1. Notzeal
        22.06.2016 09:57
        +1

        п.с. но в нынешнее сложное время я очень рад, что обладаю почти всеми этими навыками (кроме пайки :( ).
        и могу спокойно все починить/обслужить. Причем не только ради экономии, сколько для контроля процесса :)

        и очень благодарен отцу, что привил мне это все с детства, и строили мы отчий дом вместе :)

        п.п.с. жена не жалуется ))))


        1. engine9
          22.06.2016 14:25

          Растолките канифоль в пыль и смешайте с глицерином, пайка будет в разы комфортнее и чище с таким флюсом :)


          1. Notzeal
            22.06.2016 14:48

            ох. я все таки, наверное, больше механик :) вот чувствую 5 точкой, что пайка не моё :)


    1. engine9
      21.06.2016 17:28

      По-моему проблемы не в людях или прогрессе, а в вашей реакции на них. Не хочется чинить — не чините. Заниматься нелюбимым делом и психовать на рабочем месте — сорт оф мазохизм. Нравится людям ковыряться в железках, да на здоровье. Любят старое барахло — прекрасно. Это же антистресс и лего в одном лице.


      1. Neuromantix
        21.06.2016 18:00
        +1

        Я психовать даже не начинал. И рабочее место у меня с починкой хлама никак не связано. Но — если людям нравится ковыряться в железках — пусть ковыряются. Я вот тоже лазеры из хлама собираю. Но я с ними ни к кому не лезу, никого помогать не прошу, и главное — от них, моих железок, друге люди не зависят. А тут получается по-иному. Дядька: «Зачем вы будете покупать билеты на автобус, я вас до вокзала (в другой город) на своей „ласточке“ довезу». И вот эта собранная по технологиям орков «ласточка» гремя и чадя глохнет каждые 2 км, а протащившись 20км отрубается в чистом поле. Платим частнику-таксисту приличную сумму, едва успеваем, все задерганные и измотанные. На следующий раз дядька с его «ласточкой» посылается куда подальше — смертельные обиды, грызня и ругань. Теща: «покрасьте мне окна, я уже не могу. А еще надо прошпаклевать щели, потому что дует, и стекла заменить, потому что разбухшие рамы их порвали». Менять на пластик она категорически не хочет, т.к. пластик «не дышит». Аргумент, что доска мертва ровно на столько же, насколько пластик, не принимается. Окнам этим 40 лет, из которых 30 их никто не красил. Один год мы отмазались, второй год пришлось полтора месяца мне с женой мазюкать этот хлам вместо отдыха. Сосед: «А зачем вы новую колонку газовую поставили? У меня вот советская! Уже 30 лет работает! Я ее уже 100500раз чинил! А вы...» Спустя год вечером грохот взрыва, звон стекла — колонка долбанула. Советская, 100500 раз чиненая. Хорошо, обошлось только окном. Но сосед нашел на металлоломе еще одну «советскую» и теперь живем на бомбе замедленного действия, газовикам жаловались, но пока безрезультатно. Несчетное множество «подарков» в виде дохлой бытовой техники, ломанной мебели и прочего «добра»: «почини, будете пользоваться». Все это незамедлительно отправляется в мусорку, на костер или на детали, а потом череда скандалов: «Как выбросили? Оно ж еще хорошее! Только починить надо было!»


        1. engine9
          21.06.2016 20:59

          А, вот оно что. Согласен, экономия должна быть разумной. У меня дед любил их палок химичить и дохимичил до двух пожаров. И еще пальца лишился.


    1. immaculate
      22.06.2016 00:08

      Все можно довести до абсурда.
      Я вот сегодня закончил полное ТО своего мотоцикла: поменял антифриз, масло, тормозную жидкость, фильтры. Если бы отдал в сервис, сэкономил бы кучу времени. Но мне интересно разобраться самому в устройстве мотоцикла, и важно знать, что точно все поменяли, а не продули фильтр сжатым воздухом и поставили обратно.

      И вообще, мне это нравится — крутить железки самому. Просто я не навязываю свои предпочтения другим — если мой друг не хочет сам пачкаться в масле и тратить выходные на ТО, посоветую ему ехать в сервис. У каждого свои хобби и предпочтения, как проводить свое время, и нет единственно «правильного» способа провести время.

      Единственное, с чем согласен — из-за стремления производителей продать покупателю все новое, загрязняется Земля — а ведь другой у нас нет.

      И вообще раздражает. Например, недорогие андроид-смартфоны делаются с маленьким объемом ROM. Через полгода эксплуатации они начинают безбожно тормозить, заодно не обновить и не установить новые приложения, так как ROM забит до отказа, а на карточку андроид толком ничего не позволяет перенести. В итоге, мне уже оскомину набили просьбы родственников и знакомых «почистить» телефон. Обычно это можно сделать только установкой чего-то вроде CyanogenMod, что для каждого телефона означает проделывание огромной работы (разузнать, как прошивается конкретная модель, сделать копии всех важных данных, прошить, обычно с первого раза что-то идет не так, восстановить копию). Из-за дешевых смартфонов я потерял несколько недель своей жизни.


  1. jar_ohty
    21.06.2016 16:22

    Последний успешный опыт "мелкого ремонта" смартфона, после которого я в очередной раз сказал — нафиг, больше ни за что в жизни — это замена аккумулятора в телефоне Asus Zenfone 5. Аккумулятор там несъемный и как оказалось, он сильно несъемный. Чтобы до него добраться, нужно снять две крышки, одна из которых на куче винтиков и к счастью это обычные крестовые головки. И это вовсе не препятствие. Под ними — крышка из тонкого алюминия, практически фольги, к которой приклеены два шлейфа, на одном из которых слоты для сим-карт. А сама эта крышка приклеена к аккумулятору. И это еще не все — аккумулятор тоже приклеен — к матрице!
    Шлейфы я отсоединил, аккумулятор успешно отклеил от матрицы (матрица осталась жива, хотя я каждую секунду ждал звука "хрусь"). А дальше нужно было отклеить аккумулятор от крышки и при этом не сильно погнуть ее, так как вместе с ней погнутся и слоты для симок. Сначала все делал аккуратно, потихоньку отгибая крышку сбоку и подрезая скотч куском плотного тонкого пластика. А потом — сначала запахло чем-то химическим, а потом из аккумулятора пошел дым! Тут уже было не до аккуратности, я оторвал аккумулятор грубо, к счастью, ничего не сломав, и выбросил его в окно, уже сильно разогревшийся.
    Потом я, конечно, все выправил и дрожащими руками все собрал с новым аккумулятором, и все, конечно, заработало, но асусовских любителей пихать всюду двухсторонний скотч проклял до седьмого колена…
    А вот насчет замены экрана макбука на первый попавшийся экран с алиэкспресса… Что-то сомневаюсь я, что этот экран будет иметь сопоставимое с оригиналом качество картинки. Увы, печальный опыт — начиная от экранчика от кнопочной нокии, которая мне очень нравилась, и на которой я заменял экран три раза в поисках хоть как-то похожего на оригинальный (и цвета кривые, и контраст паршивый, и разрядность — вместо 262 тысяч цветов в лучшем случае 4096, и на солнце слепнет в отличие от полутрансфлективного оригинала) и кончая ноутбуком своей шефини, которой я поставил экран "типа оригинальный", купленный за 6 тысяч, вместо разбитого. Вместо IPS он оказался обычным TN и притом предельно паршивым.


    1. shmool
      21.06.2016 23:04
      +1

      Для борьбы с двухсторонним скотчем существует специальная жидкость в баллончике: «Label Off». Стоит относительно недорого, а пригождается очень часто, т.к. отлично растворяет клей различных наклеек.


  1. Constin
    21.06.2016 17:22

    Вячеславу чем-то сильно не угодила Apple, уже вторую статью перевел про ремонт.


  1. Ivan_83
    21.06.2016 20:05

    А смысл брать такие телефоны?
    Ну если так сильно хочется — вон у китайцев всё тоже самое но ощутимо дешевле.
    С ремонтом беда и без стараний производителей: там 100500 номенклатуры, поди найди какой нибудь экран к фуфлону/планшету 3-5 летней давности, или ещё хуже к ноуту 10-15 летней давности.

    Двухсторонний скотч/клей — это же всё для миниатюризации.
    Можно и без этого, но +5-30% толщины, массы, размеров и стоимости.

    Хочется сенсорный экран — получайте в нагрузку что он хрупкий в принципе.

    Те производители конечно козлы, но и покупатели сами их часто к этому толкают.
    В целом же это следствие глобального кризиса перепроизводства, когда чтобы продавать нужно чтобы оно ломалось.


    1. Flash_CSM
      21.06.2016 22:44

      Покупатели толкают? O RLY?
      Знаете, вы тоже самое можете сказать о продюсерах попсы и шансона, мол они-то не виноваты! Это всё потребители их «толкают».
      Но факт в том, что производители САМИ кропотливо выращивают своих потребителей.


  1. juray
    22.06.2016 00:19

    А, вот это чей «Манифест самостоятельного ремонта», оказывается.
    image


  1. Kolyagrozamorey
    22.06.2016 00:22

    вскрывающих старые ЭЛТ-телевизоры и мониторы, чтобы делать новые (это очень опасно, ведь в каждом ЭЛТ-мониторе есть до 5 килограммов свинца)

    Сколько мой отдел их перечинил сложно посчитать и ничего все живы и никто не умер


    1. Squoworode
      22.06.2016 13:00

      А кинескопы вы разбивали?


  1. SerDIDG
    22.06.2016 01:35

    Какая то реклама iFixit. Да у них цены на комплектующее и те же отвёртки просто заоблачные. Видишь продукт — смело дели на 10, такова цена на ebay. А в случае с ebay, китайцы заранее положат все нужные инструменты в комплекте. Хоть мне и нравится контент и подход iFixit, но всё же


  1. Eddy71
    22.06.2016 13:00

    Спасибо, просто замечательный пост. От души.


  1. yosemity
    22.06.2016 18:31

    Я дёрнул ногой, внезапно проснувшись, и она вошла в тесный контакт с новым ноутбуком, невинно лежавшим у ноги на гостиничной постели. Он приземлился на ножку стула – звук удара был громким.

    Сколько не перечитывал, не представлял… Так и не понял, как ноутбук упал с кровати на ножку стула, учитывая, что высота кровати примерно совпадает с высотой седалища. Автор что спал на двухъярусной кровати, а до этого всю ночь бухал, что у него стулья перевернуты?


    1. VaalKIA
      22.06.2016 19:23

      У деревянных стульев ножки квадратные и угол — острый, ножка стоит на полу, что мешает ноутбуку ткнуться в ножку даже у самого пола, это равносильно удару о угол стены, если стул к чему-то прислонён.


  1. President_of_Mars
    23.06.2016 13:21

    Представляю картинку. Летишь себе такой на Марс, уже подлетаешь, и тут — фигакс, главный управляющий макбук навернулся, обращаешься в Apple: «Мужики, сбросьте схемку, починиться бы надо», а тебе в ответ: «Извини, друг! Никак нельзя, DMCA, понимаешь. Возвращайся, мы всё починим». Ага. Нафиг. Срочно издаю указ — на Марсе никаких Apple-подобных, пусть на Земле хитрожопят. С такой политикой никаких денег не напасёшься, туда-сюда гонять.


  1. MiCros
    23.06.2016 13:25

    Как бывший инженер-проектировщик(атомная промышленность), есть такой термин как — запас прочности, минимум 10. В настоящее время этот параметр довольно быстро уменьшается и скорее всего целенаправленно(телефоны, автомобили, дома и пр.)
    Цель одна — подсадить клиента на контрактное обслуживание(саппорт), ради того чтоб влезть в карман клиента.

    Не открою Америки, в первом авто что купил — форд — обшивка =>> 2,0+ мм, а сейчас просто смешно(В ЗИЛовской больнице холодильники ЗИЛ до сих пор работают без ремонта). Страны в которой их делали и завода где собирали уже нет… а они работают.