image

Возможность электронной обработки различных документов, можно назвать одной из основных причин массового распространения персональных компьютеров, как среди домашних пользователей, так и в корпоративном секторе.
В наше время практически любая печатная продукция и документы: будь то дипломы или рефераты, журналы или книги, заявления или записки, отчеты или презентации, создаются на компьютере.

Подавляющему большинству людей, когда-либо садившемуся за компьютер, приходилось иметь дело с обработкой текстовых документов, а для многих из них это стало причиной первого знакомства с ПК.

Более того, многие пользователи ставят знак равенства между понятиями «программа для обработки документов» и Microsoft Office. Стандартных средств для профессиональной, полноценной обработки документов операционная система не предоставляет. Но ведь кроме MS Office есть продукты других производителей.

Наверняка, у каждого из них есть свои недостатки. В настоящее время бессменным лидером рынка является детище Microsoft, а ее конкуренты самоотверженно над этим работают. Однако в этой сфере пока прорыва не случилось. Чего же не хватает существующим продуктам «для полного счастья»?

История Microsoft Office


1983 год — создание первого текстового редактора Multi-Tool Word (для DOS).

1984 — появление первых вариантов электронных таблиц (финальные версии появились в 1985 году).

1987 — создание первой черно-белой версии Power Point (для Macintosh; версия для Windows появилась в 1988 году).

1988 — первая версия интегрированного пакета Microsoft Office (версия для Macintosh; включала в себя текстовый редактор, электронные таблицы, средство создания презентаций и почтовую программу — практически весь классический набор приложений).

19 ноября, 1990

Выпущен Microsoft Office для Windows, также известный как Office 1.0. В состав Office 1.0 входят Word 1.1, Excel 2.0 и PowerPoint 2.0. В этом же году Microsoft становится первой компанией, продажи которой превышают 1 миллиард долларов за год.

30 августа, 1992

Вышел Microsoft Office 3.0 на CD, в состав которого входят Word 2.0c, Excel 4.0a, PowerPoint 3.0 и Microsoft Mail. Эта чрезвычайно популярная версия Microsoft Office позже будет переименована в Office 92.

2 июня, 1994

Выпущен Microsoft Office 4.3, в составе которого Word 6.0, Excel 5.0, PowerPoint 4.0, Mail 3.2, а также Access 2.0 в версии Pro. Это последняя 16-битная версия и последняя, которая поддерживает Windows 3.x, Windows NT 3.1 и Windows NT 3.5.

30 августа, 1995

Выпущен Office 95, который совпал по времени выпуска с операционной системой Windows 95. Поддерживает только Windows 95, NT 3.51 и выше. Это первая версия Office, в которой совпадают версии всех основных составляющих продуктов (Word и другие).

30 декабря, 1996

Выпущен Office 97, в составе которого Word 97, Excel 97, PowerPoint 97 и Mail 97. Office 97 был издан на CD и в наборе из 45 3,5-дюймовых дискет.

27 января, 1999

Выпущен Office 2000, в состав которого входят Word, PowerPoint и Excel 2000. Это последняя версия, которая поддерживает Windows 95, а также последняя версия Office, которая не требует активации продукта и на которую не распространяется программа проверки подлинности (Office Genuine Advantage).

31 мая, 2001

Выпуск Office XP, в составе которого Word, Excel и PowerPoint 2002. Это последняя версия, которая поддерживает Windows 98, Windows ME и Windows NT 4.0. В этой версии улучшена поддержка работы под учетными записями с ограниченными правами в Windows 2000/XP.

17 ноября, 2003

Выпущен Office 2003, в состав которого входят Word, PowerPoint и Excel 2003. Это последняя версия, которая поддерживает Windows 2000 и первый Microsoft Office, в котором представлены иконки в стиле Windows XP, которые будут использоваться и в следующих версиях Office.

30 января, 2007

Выпущен Office 2007, в составе которого Word, Excel и PowerPoint 2007-ой версии. Office распространяется вместе с Windows Vista и содержит совершенно новый графический пользовательский интерфейс — Fluent User Interface.

15 июня, 2010

Выпущен Office 2010 с обновлениями пользовательского интерфейса, поддержкой расширенных форматов файлов и измененным UX. Это первая версия, выпущенная и 32-, и 64-битной. А также первый выпуск бесплатных онлайн версий Word, Excel и PowerPoint.

Microsoft Office 2013

Пакет был представлен 16 июля 2012 года.
Пакет имеет более простой интерфейс, который напоминает Metro UI из Windows 8.

Новая версия появилась в результате развития MS Office 2010.

• Интегрирован с облачным хранилищем OneDrive. В хранилище сохраняются все созданные документы Office. При желании можно документ сохранить на компьютер.
• Поддержка протокола Exchange ActiveSync (англ.) (EAS) для синхронизации почты, контактов, задач.
• Работа с файлами PDF, в том числе и редактирование.
• Вкладка «Дизайн», позволяющая настраивать стиль для всего документа сразу и новый режим чтения в Word.
• Вставка онлайн-видео.

Microsoft Office 365

Microsoft Office 365, выпущенный в 2012 году, предоставляет безопасный повсеместный доступ к почте и календарям, обмену мгновенными сообщениями и файлами, Office Web Apps и конференциям. Office 365 – это облачное приложение для общения и работы с файлами в облаке.

Microsoft Office 2016

Главным нововведением Office 2016 является функция совместной работы, что делает его конкурентом облачного офиса от компании Google. В новом офисе вы сможете не только редактировать документы вместе с удалёнными сотрудниками, но и обсуждать этот процесс в режиме видеоконференции. Это стало возможным благодаря интеграции в офисные приложения Skype for Business, так что теперь доступен не только видеочат, но также обмен текстовыми сообщения и файлами.

image

По заявлениям Microsoft, новый офисный пакет создан «с нуля», и его производительность по сравнению с предыдущими версиями должна возрасти. При этом ключевые изменения затронули интерфейс, внедрена более тесная интеграция с Интернетом (в частности, онлайн-проверка правописания, возможность работы с поисковыми системами напрямую из офисных программ, упрощённый обмен файлами через облачные ресурсы, простой доступ к возможности одновременного редактирования документа несколькими редакторами с разных компьютеров и т. п.) и ряд других изменений.

Windows vs MAC OS


Пакет Microsoft Office более популярен среди пользователей Windows. Поэтому лидерство MS на рынке во многом зависит и от популярности семейства операционных систем Windows.

Операционная система Windows 10 бодро вступила в новый год и достигла новых высот, увеличивая свою долю рынка. Прошло полгода со дня её релиза, и в нынешнем году распространению должны начать помогать предприятия, а не только домашние пользователи.

Статистика от StatCounter за январь говорит, что Windows 10 установлена на 13,57% компьютеров в мире, что делает её второй после Windows 7. Новая система обошла Windows 8.1 с её 11,66%, а также опережает Mac OS X, которая теряет пользователей и сейчас имеет 9,03%. Лидер же имеет долю в 46,76%. В Европе доля Windows 10 составляет 17,77%, а у Windows 7 42,68%. В США у Windows 7 доля ещё меньше — 40,63%, а Windows 10 и Mac OS X борются за второе место с 15,57% и 15,16%.

Статистика от компании Net Applications говорит, что в январе доля Windows 10 выросла почти на 2%, что является лучшим значением с августа, первого полного месяца после релиза системы. В декабре доля была 9,96%, по итогам января её оценили в 11,85% (+1,89%). В остальные месяцы система росла примерно на 1%. Доля Windows 7 составляет 52,47%, Windows 10 вторая, далее идёт Windows XP с 11,42% и Windows 8.1 с 10,40%.



В связи с этим, можно вспомнить офисный пакет Apple iWork, который поддерживает только Mac OS X. iWork — набор приложений, созданных Apple Inc, содержащий текстовый процессор, табличный редактор, а также программу для создания презентаций.

image
Изображение с сайта nerdoholic.com

Хотя iWork объявлен Apple как «преемник AppleWorks», он не поддерживает функциональные возможности базы данных AppleWorks и инструментов для рисования. Основным конкурентом iWork является пакет Microsoft Office for Mac. iWork бесплатен, но не содержит эквивалентов ряда программ, входящих в некоторые версии Microsoft Office.

Бесплатные – аналоги?


Google Docs

Разработчики: Google
Дата выпуска: 2010 год
Стоимость: бесплатно
Совместимость с Microsoft Office: есть

Google Docs – это браузерный вариант Microsoft Office, только с меньшим набором возможностей. Для доступа в Google Docs достаточно иметь учетную запись в Google (простыми словами завести почту).

Google Docs — бесплатный онлайн-офис, включающий в себя текстовый, табличный процессор и сервис для создания презентаций, а также интернет-сервис облачного хранения файлов с функциями файлообмена, разрабатываемый компанией Google. Образован в итоге слияния Writely и Google Spreadsheets. Позднее функциональность приложения была расширена при помощи офисного пакета Quickoffice, приобретённого поисковой корпорацией в 2012 году.

Для мобильных платформ Google Android и Apple iOS компания разрабатывает специальную редакцию приложений, созданных с помощью Android SDK и Xcode.

image

Это веб-ориентированное программное обеспечение, то есть программа, работающая в рамках веб-браузера без установки на компьютер пользователя. Документы и таблицы, создаваемые пользователем, сохраняются на специальном сервере Google, или могут быть экспортированы в файл. Это одно из ключевых преимуществ программы, так как доступ к введённым данным может осуществляться с любого компьютера, подключенного к интернету (при этом доступ защищён паролем).

Google Docs позволяет редактировать текстовые документы, работать с таблицами и создавать презентации – альтернативные варианты Word, Excel и PowerPoint соответственно. Внутренний интерфейс очень похож с Microsoft Office, но по своему функционалу Google Docs явно уступает своему именитому конкуренту.

OpenOffice

Разработчики: Apache Software Foundation
Дата выпуска: 30.04.2002 год
Стоимость: бесплатно
Совместимость с Microsoft Office: есть

OpenOffice – это набор офисного ПО, в котором можно обрабатывать текст, базы данных, таблицы презентации и многое другое. С каждым днем он становится все более и более популярным среди иностранных пользователей, поскольку предоставляется для скачивания бесплатно.

Разработка OpenOffice в 2000 году началась не с чистого листа, а изучением и трансформированием наработок немецкого офисного пакета StarOffice (1999), который дал старт открытому бесплатному ПО для работы с документами. Первый публичный запуск OpenOffice состоялся в 2002 году и пакет мог свободно устанавливаться и использоваться на домашних компьютерах, в учебных заведениях и различного рода организациях. Огромнейшую популярность продукт обрёл на территории постсоветского пространства.

image

В 2010 году в ходе реорганизации и создания новой некоммерческой компании The Document Foundation откололась большая часть разработчиков, которая впоследствии начала работать над собственным проектом LibreOffice (его зачастую и сравнивают с OpenOffice).

Совместимость и форматы

Как бы разработчики не заявляли о поддержке всех мыслимых и немыслимых офисных форматов, проблемы с OpenOffice всё равно периодически возникают. Детище Apache до сих пор не может корректно открыть документы формата Microsoft Office OpenXML, то есть *.docx, *.xlsx и *.pptx. Если при помощи непродолжительных танцев с бубном проблему с импортом и экспортом в *.docx можно решить, то с остальными двумя форматами ничего не поделаешь.

Не совсем корректная работа с форматами наблюдается и в других аналогичных приложениях офисного пакета. Сложные документы Microsoft Office, открытые в OpenOffice, будут иметь видимые, а иногда и достаточно значимые изменения. Разработчики из Apache клянутся, что постоянно работают над этой проблемой, но результаты пока откровенно слабоваты.

Libre Office

Разработчики: The Document Foundation
Дата выпуска: 14.10.2010 год
Стоимость: бесплатно
Совместимость с Microsoft Office: есть

Если OpenOffice пытается копировать Microsoft Office, то LibreOffice — это близнец OpenOffice. Функциональный набор LibreOffice аналогичен с офисному пакету от Apache, вплоть до того, что разработчики LibreOffice поленились переименовать названия функций (Writer, Calc, Impress, Math, Draw, Base). Единственное заметное различие между этими двумя офисными продуктами — цветовая гамма интерфейса.

image

Но они наиболее мощно развивают свой аналог, нежели изначальный проект. Взаимозаменяемость в меру полная, то есть, можно как легко открывать файлы Microsoft Office вышеупомянутых форматов без особых проблем, так и использовать родные для LibreOffice типа .odt и прочего.

На волне импортозамещения


«МойОфис» — пакет офисных приложений, разработку которого ведёт российская компания «Новые облачные технологии». Пакет состоит из облачного хранилища, приложений для работы с текстом и электронными таблицами, клиента электронной почты и почтового сервера, служб для работы с контактными данными и онлайн-календарём. Анонсированы версии редактора графических презентаций и корпоративной системы обмена сообщениями.

Платформа «МойОфис» включает следующие компоненты:

• Документы — интерфейс для работы со списком файлов, настройки прав доступа и запуска редакторов (владелец документа может разрешить редактирование, просмотр и комментирования отдельно для каждого файла конкретному пользователю или группе пользователей).

  • Редакторы текста, таблиц и презентаций (анонсированный) с поддержкой совместной работы.
  • Облачное хранилище и почтовый сервер для развёртывания в «частном облаке» — на собственном аппаратном обеспечении заказчика
  • Почтовый клиент, адресная книга и календарь с функциями менеджера задач.


Входящие в пакет редакторы поддерживают работу с документами в «двоичных» форматах Microsoft Office (.doc, .xls), форматах Office Open XML (.docx, .xlsx) и OpenDocument (.odt, .ods), экспорт в PDF. Редактор таблиц может работать с формулами формата Microsoft Excel.

Почтовый клиент поддерживает работу с собственными ящиками, упрощённое подключение учётных записей Microsoft Outlook, Gmail, Почты@Mail.Ru, Яндекс.Почты и Yahoo! Mail и настройку IMAP и SMTP, имеет встроенную защиту от спама, умеет сортировать письма и объединять их в цепочки. Программы и службы доступны через веб-интерфейс, приложения для Microsoft Windows, iOS и Android. Анонсированы версии для OS X, Linux и Tizen

image

Планы «Новых облачных технологий» амбициозны – 30% рынка в России и 20% в странах СНГ уже через пять лет, к 2020 году.
«Новые облачные технологии» объявили о планах продажи решений «МойОфис» на 30-40% дешевле, чем у лидера рынка. Правда, при этом стоимость новинки сравнивается не с приблизительно аналогичным по функциональности облачным Office 365, а с постоянной лицензией Microsoft Office «Стандартный» для корпоративных пользователей.

MS Office в качестве единоразовой покупки предоставляется по следующим ценам:

  • Для бизнеса – от 17 тысяч рублей
  • Для дома – от 5 тысяч рублей
  • Microsoft Office Standard – 18 500 рублей


Для домашнего использования цена продукта начинается с 2700 рублей с подпиской на год, либо с 269 рублей с подпиской на месяц.

Сравнение «МоегоОфиса» с Office 365, распространяемым по подписке, кажется более логичным. В пользу именно такого подхода говорит как сопоставимая модель использования обоих сервисов, так и логика развития офисных продуктов, дрейфующих в сторону подписной модели, писали в CNews.

Поле, на котором «МойОфис» уже начинает борьбу с Microsoft Office – государственные заказчики и образовательные учреждения. Для первых «Новые облачные технологии» установили специальную цену, вторым пакет будет предоставляться бесплатно.

Найдите 7 отличий




Каким может быть killer product для офисных пакетов?


Надеюсь, вышесказанное наведет читателей на мысли о том, чего же все-таки не хватает офисным пакетам. Для кого-то Microsoft Office по-прежнему остается «светом в окне». Но за свет нужно платить немалую сумму. А возможно, кто-то готов заплатить большие деньги, если появится тот самый продукт мечты, в котором будут реализованы желаемые функции.

А кого-то вообще все устраивает – лишь бы бесплатно было.

Предлагаю высказывать в комментариях свои пожелания, чаяния, делиться опытом использования офисных пакетов: допиливание, настройка, работа с плагинами и так далее.
Какой пакет для обработки документов вы предпочитаете?

Проголосовало 246 человек. Воздержалось 26 человек.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (29)


  1. kvaps
    23.06.2016 10:12

    Забыли еще OnlyOffice упомянуть.

    Детище Apache до сих пор не может корректно открыть документы формата Microsoft Office OpenXML


    Проблемма я думаю не сколько в OpenOffice, нежели в самом формате документа. Думаю разработчики умеют читать спецификации и писать код.
    Большинство документов открывается вполне корректно, в то время как встречаются случаи, когда даже разные версии Microsoft Office открывают одни и те же документы по разному.
    Дело в том, что при использовании WYSIWYG-редакторов, нельзя добиться 100% соответсвия того, чего хотел пользователь и того как редактор представил это в коде.
    Всегда образовывается большая куча мусора, сбивается нумерация, заголовки и все такое. Microsoft еще усугубляют эту проблему упрощая и упрощая редактирование. Теперь редактор сам пытается угадать, что хочет пользователь: пользователю теперь не надо знать как оцентрировать заголовок, достаточно натыкать пробелов перед заголовком и редактор сам поймет, а иногда не поймет. И вот в таких случаях весь этот xml сплетается в такю кашу, что безболезнено передать ее в другой редактор становится невозможным.

    На мой взгляд проблему надо решать с другой стороны: обучив пользователей какому-нибудь простому языку разметки, например Markdown. И использовать его повсеместно для обработки документов.


    1. miktim
      23.06.2016 11:35

      Проблема не столько в OpenOffice, cколько в платиновом спонсоре Apache Foundation.


    1. mihmig
      23.06.2016 11:50

      Обождите, Markdown-у мы рядовых пользователей научим аккурат после того как отучим скачивать «крякер интернета» и «кто заходил на мою страничку пока я спала».


  1. Eivind
    23.06.2016 10:16
    +1

    Свои документы составляю на LaTeX, чужие смотрю тем, что есть под рукой: Libre Office или Google Docs.


  1. Alesso
    23.06.2016 10:35

    Профессионально работаю в MS Office.

    При работе с большими текстовыми документами (более 100 000 знаков без пробелов) Word,Excel и PowerPoint тормозят, требуют оптимизации (например, для Excel сокращение форматированных элементов и сохранение в бинарном формате и т.п.). Процессор и ПК достаточно мощные для обработки, памяти хватает.

    Считаю, что для офисного пакета поддержка нормальной работы с большими файлами: корректное форматирование страниц, колонтитулов, отсутствие плавающих строк с переносом на др страницу.


  1. AxisPod
    23.06.2016 10:38
    +1

    WPS Office юзаю.


    1. KuR_a
      23.06.2016 11:53

      Тоже юзаю, из всего что есть под линукс — этот оказался самым удобным, ему бы ещё интеграцию с облаком и на виндовый комп тоже поставил бы его.


  1. MakarkinPRO
    23.06.2016 10:58

    Используем Google Docs. Удобно как для работы внутри компании, так как все находимся в разных частях планеты. И последнее время приходят клиенты уже умеющие работать с Google Docs.


    1. miktim
      23.06.2016 12:41

      Осторожно, поставщик услуг «заказан».


  1. NeiroNx
    23.06.2016 11:15

    Лучшим оффлайн решением считаю LibreOffice. Но с поддержкой форматов MS Office у него есть проблемы, но если документы сразу офрмленны по правилам — то открываются без проблем.
    Используем LibreOffice на производстве — не хватает функционала «Рамок» и «Основной надписи» — колонтитулы не всегда правильно отображаются.(Компас для текстов не годится)


    1. San_tit
      23.06.2016 11:53

      Для публикаций (в то числе документации) лучше использовать специализированный софт: тот же паблишер или свободный скрибус. Полное отсутствие проблем с рамками гарантировано.

      И в придачу нормальная верстка и не убегающие картинки )


  1. WWolf
    23.06.2016 11:17

    К сожалению, до сих пор редактирование больших документов, как и таблиц, и презентаций, лучше всего получается у самого Офиса. Все остальные — отстают. Справедливости ради следует признать, что и сам Майкрософт Офис лажается время от времени.
    Если с документами приходится работать редко и в небольшой группе, в которой можно договориться с форматами, поддержкой и о принципах совместной работы, то вполне можно перейти на ЛибрОфис. Да даже в ЛаТексе работать можно вполне комфортно. В Гуглодоках.
    А вот если вы не знаете, к кому и когда попадет ваш документ или таблица, то Майкрософт Офис — единственный реальный кандидат вам в помощь. :)


  1. Klukonin
    23.06.2016 11:57
    +2

    Google Docs – это браузерный вариант Microsoft Office


    Отсыпьте мне немножко, если не затруднит.


    1. cleaner_it
      23.06.2016 12:15

      Кажется, это совсем не так. Google Docs — конкуренты Office 365.


      1. DramokL
        23.06.2016 14:01

        Office 365 — это не только облачные продукты, но и возможность установить полноценный локальный офис — Pro+ или Standard (разные планы — разные возможности).
        Так же можно и Office 2016 назвать конкурентов Office 365, приходится объяснять заказчикам (которые покупают), чем один отличается от другого.


        1. cleaner_it
          23.06.2016 14:10

          А если подписка закончится — локальный офис останется «полноценным»?


          1. DramokL
            23.06.2016 14:42

            Увы! После годовой подписки есть месяц полноценного функционала, потом три месяца на то, чтобы забрать свой контент из облака (SP, Onedrive for bus). Потом подписка удаляется без возможности восстановления.


  1. cleaner_it
    23.06.2016 12:12

    LibreOffice хватает для работы )больше 8 лет использую дома и на работе), большой плюс: кроссплатформенность.
    Сложную разметку из MS Office читает не очень хорошо, но явно лучше, чем MS Office читает документы формата odt

    PS:
    Функция совместной работы в MS Office будет востребована, надо на реализацию смотреть


  1. vikarti
    23.06.2016 12:58

    а где в списке например OnlyOffice? облачный + локальные клиенты


    1. miktim
      23.06.2016 14:36

  1. lair
    23.06.2016 13:48
    +1

    Так чего же не хватает-то?


  1. yumka
    23.06.2016 14:23

    Есть еще Calligra Suite. Кросс-платформенный, лично я поставил потому, что есть вполне вменяемый Calligra Plan, которого, в принципе, хватает для работ по планированию (как замена MS Project).

    До появления пятого LibreOffice мне встречались файлы docx, которые Calligra Words открывала как родные, в то время, как LibreOffice ошибался в разметке.


    1. Klukonin
      28.06.2016 11:54

      У меня по какой-то причине калигра и либра не дружат. Документы, созданные в одном пакете (ODT) невозможно без проблем открыть в другом.
      ПРи этом, самые простые варианты типа вставленных картинок, стилей и прочего уезжают, сползают и пользоваться сразу звумя пакетами просто не представляется возможным.


  1. sshikov
    23.06.2016 17:33

    Вы забыли упомянуть одну существенную вещь. Еще есть API, доступный например VBA и .Net приложениям (все это про MS Office). И если вы это используете — у вас де-факто вариантов перехода куда-либо почти нет, потому что остальные несовместимы от слова совсем.


  1. rvt
    23.06.2016 18:01

    Использую немецкий SoftMaker Office. Анонсировано открытие и сохранение кучи форматов. Но ошибки открытия, конечно, есть, как и у OpenOffice и LibreOffice. Виноваты ли программа или файлы, не знаю.
    Нравится своей компактностью, всеядностью привычным интерфейсом (не ribbons), который можно гибко настраивать. Есть некоторые фишки, которых нет и в MS Office…


  1. MAGNUS8
    23.06.2016 19:57

    Любил MS Office, особенно Excel.

    Но в последнее время перешел на Google Docs. Шикарная интеграция между сервисами Google, довольно удобный Google Drive (в связке с Google Photos с опцией пережатия позволяет хранить неограниченный объем видео и аудио, аудио можно перед заливкой сконвертить в видео командой FOR %%f IN (*.mp3) DO (ffmpeg -f lavfi -i color=s=160x120:r=2 -i "%%f" -c:v libx264 -preset ultrafast -c:a copy -shortest "%%f.mp4") ). Автоматизация и интеграция между сервисами с помощью Google Apps Script и т.д.

    Ворд все-таки в первую очередь ориентирован на расположение текста на бумажном листе. И основные его преимущества перед онлайн-редакторами как раз в этом поле — более удобная настройка форматирования на листе. Если не выносить текст на бумагу (что логично в 21-м веке), а практиковать групповую онлайн-работу над документами, то преимущества ворда перед тем же Google Docs меркнут.

    Если требуется изощренное форматирование на бумажном листе (погубленных деревьях), сложное оформление, формулы и все такое — то тут рулит LaTeX. И тут получается, что ворд как раз проседает между двумя этими крайностями — онлайн-документами с несложным форматированием, но с сильной заточкой на коллективную работу и беспроблемный доступ (+ нулевая стоимость инфраструктуры), и полным контролем над оформлением в LaTeX'е. Я в свое время упивался пикселе-др.черством в LaTeX'е при оформлении диссертации по ф.-м. наукам. Каждый думает, что пишет нетленки, которые должны выглядеть идеально — именно с этими целями Кнут и создавал TeX. Но сейчас я считаю, что содержание должно доминировать над формой и упор нужно делать на смысл и логическое оформление мысли, а не на изощренность форматирования. В плане оформления лучше ограничиться простейшими возможностями, коих в онлайн-пакетах предостаточно.

    С MS Excel — то же самое. Да, это стандарт де-факто в разработке таблиц, особенно в финансовом мире. Имеет преимущества перед онлайн-пакетами в оформлении на листе таблиц. Но в плане функционала он тоже проседает между двумя крайностями:
    1. Относительно простые таблицы, с возможностями групповой работы и без необходимости последующей распечатки. Google Sheets здесь вполне достаточен, имеет сопоставимое количество формул, легко расширяется с помощью скриптов на Google Apps Script (почти что JavaScript)
    2. Сложное моделирование с пользовательскими интерфейсами, которое лучше делать в пакетах типа Wolfram Mathematica или MATLAB. Да, в Excel'е можно делать динамические модели (когда логическое время в модели организуется циклами в VBA), но это муторно, сложно в отладке и натыкается на разные ограничения, особенно если такой проект потом на другом компьютере открывать.

    В-общем, мне видится более перспективной облачная модель документов, с развитыми средствами коллективной работы, мощной кросс-интеграцией в облаке на JavaScript или JavaScript-подобных языках и нулевыми издержками на клиентское и серверное ПО. И здесь, если для персонального использования, а также для небольших и средних проектных команд (особенно территориально распределенных), на мой субъективный взгляд, преимущества у Google с его сервисами Google Docs, Drive, Photos, Maps, Gmail и т.д. Для крупных корпоративных применений не могу сказать, не имею опыта подобного применения сервисов Google.


  1. Nekto_Habr
    23.06.2016 20:28

    >>чего не хватает офисным приложениям «для полного счастья»
    Странно, что никто не упомянул человеческие инструменты вёрстки.
    Вот скрестить бы все эти текстовые процессоры с Adobe InDesign — и это будет бомба.


  1. hiddenman
    24.06.2016 00:51

    Посмотрите еще Zoho Docs: Writer (особенно в новом интерфейсе, недавно уже вроде стал всем доступен), Spreadsheet и прочие презентации.
    С 2010 года, что мы их используем, они очень развились, плюс радуют интеграции всего и вся в их сервисах, поддержки всяких DocuSign/Adobe Sign. Или, например, генерация договоров автоматически из CRM, используя merge fields.

    Ну а вообще счастья нет и пока не предвидится, похоже. Libre, конечно, всё еще жутко глючен и падуч, но лучше него из свободного софта ничего нет, а MS нужен только для открытия уродливых документов из 1С, клиент-банков и прочих налоговых, где какие-то страшные люди умудряются генерировать их через специальные библиотеки, другого объяснения такого уродства в таких простых документах у меня нет.


    1. hiddenman
      24.06.2016 00:55

      Я, кстати, когда-то оооочень сильно заморочился и сделал красивые типовые договоры на LaTeX, с pdf forms и автозаполнением. И хоть я и люблю идеологию TeX, но он не предназначен для этого. Простейшие вещи (честно, очень простые) мы всем каналом #latex в irc, где сидят супер-профи, делали целыми днями. А некоторые вещи так никто и не смог сделать, кстати, например, двухколоночную таблицу с двумя языками, с одинаковой нумерацией и размерами ячеек (т.к. русский и английский кардинально различаются по длине текста).